УДК 332.1:614.2
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А. Т. НАБЕРЕЖНАЯ,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Е-mail: atnaber@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
А. Н. ПАВЛОВА,
старший научный сотрудник Е-mail: atnaber@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
В статье проведен анализ сложившихся тенденций в здравоохранении Республики Саха (Якутия), а также перспектив развития материально-технической базы сети учреждений здравоохранения с учетом региональных особенностей республики.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, качество жизни, население, уровень жизни, здравоохранение.
Здравоохранение является важнейшей частью социальной инфраструктуры, непосредственно влияющей на качество жизни населения. Уровень развития здравоохранения, качество предоставляемых медицинских услуг и их оптимальные организация и размещение наряду с другими факторами предопределяют уровень здоровья, ожидаемую продолжительность жизни нации [2], а также другие качественные характеристики населения. Все это определяет высокую степень актуальности изучаемой проблемы.
Целью исследования является анализ сложившихся тенденций в здравоохранении Республики Саха (Якутия), а также перспектив развития материально-технической базы сети учреждений здравоохранения с учетом региональных особенностей республики.
Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), отчетные данные Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) [1].
Динамика численности населения Республики Саха (Якутия) показывает, что с 2000 по 2009 г. произошло сокращение численности населения на 8,1 тыс. чел. По предварительным данным (с учетом последней переписи населения), она возросла к 2010 г. на 8 тыс. чел. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении всего населения за этот период выросла на 2,8 года и составила 66,5 года, в
36
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
том числе мужчин - на 3 года (60,9 года), женщин -на 2,2 года (72,5 года). Общий коэффициент рождаемости (на 1 000 чел. населения) вырос с 13,7 в 2000 г. до 16,8 % в 2010 г., прирост составил 3,1. Коэффициент смертности (на 1 000 чел. населения) увеличился на 0,1. Таким образом, естественный прирост населения к концу периода вырос в 1,75 раза, что, несомненно, явилось результатом реализации политики стимулирования рождаемости в Российской Федерации. Положительной является также тенденция сокращения смертности населения в трудоспособном возрасте.
Анализ смертности по основным классам причин смерти населения в республике повторяет общероссийские тенденции: на первом месте смертность по болезням системы кровообращения, на втором -в результате несчастных случаев, отравлений и травм, на третьем - в результате новообразований. Динамика изменения этих показателей за рассматриваемый период показывает небольшой прирост умерших от болезней системы кровообращения, незначительное сокращение произошло в классе смертей от внешних причин и новообразований.
В Республике Саха (Якутия) на протяжении более 10 лет сохраняются высокие значения смертности от самоубийств, убийств, которые составили в среднем за анализируемый период 47,6 и 46,1 случаев на 100 тыс. населения соответственно. Наиболее высокой остается доля самоубийств населения в трудоспособном возрасте - 66,5, в том числе мужчин - 110,5. Лишь в 2010 г. произошло некоторое снижение по сравнению с 2000 г. и со средними за период с 2000 по 2010 г. Вызывают большую тревогу самоубийства подростков. С 2000 по 2010 г. смертность по этой причине возросла более чем в 1,5 раза. Показатели детского суицида превышают
средние по Российской Федерации в несколько раз, а в северных и арктических районах республики суициды населения превышают рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения критерий (20 случаев на 100 тыс. населения) в десятки раз.
Одним из важных результатов развития медицинских услуг и качества жизни населения региона является уровень младенческой смертности. С 2000 по 2010 г. он снизился в 2,4 раза (в Российской Федерации - в 2,04 раз) и составил 7,2 (в Дальневосточном федеральном округе - в 9,6) (табл. 1). В 3,6 раза сократилась смертность детей до 1 года от болезней органов дыхания, в 3,4 раза - от хромосомных нарушений, в 3 раза - от причин, возникающих в перинатальном периоде. Все это является результатом улучшения качества и охвата медицинского обслуживания за последние годы, своевременного слежения за здоровьем беременных и развитием плода, а также состояния здоровья новорожденных.
Неблагоприятные природно-климатические условия проживания (продолжительные низкие температуры, их высокая суточная амплитуда колебаний, высокое атмосферное давление, недостаточность ультрафиолетового излучения и т. д.) и экологические проблемы территории способствуют стабильному ежегодному росту заболеваемости населения республики. В расчете на 100 тыс. чел. населения она выросла более чем в 1,3 раза в течение десяти лет.
В 1,24 раза за этот же период повысилась заболеваемость психическими расстройствами поведения, число больных, которым оказана консультативно-лечебная помощь, возросло в 1,38 раза. Все это обусловливает необходимость усиления работы психологической и психиатрической служб системы здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Таблица 1
Коэффициент младенческой смертности по регионам Дальневосточного федерального округа
(число умерших в возрасте до 1 года на 1 000 родившихся живыми) в 2000-2010 гг.
Субъект Федерации 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Республика Саха (Якутия) 17,6 17,5 15,2 13,2 13,5 10,6 10,6 10,4 9,1 8,9 7,2
Камчатская область 16,0 15,3 14,0 14,3 13,0 10,3 12,2 8,7 7,5 11,8 9,4
Приморский край 19,1 16,1 13,0 17,7 13,1 13,1 10,7 11,4 10,3 10,6 9,6
Хабаровский край 17,3 17,3 16,2 15,6 14,6 13,0 12,3 11,9 11,7 10,3 10,5
Амурская область 23,8 23,2 18,9 17,2 17,0 18,7 17,4 16,3 15,7 13,0 12,8
Магаданская область 15,1 11,4 15,1 11,9 11,8 12,0 14,2 14,2 10,0 10,8 9,3
Сахалинская область 15,1 17,1 14,7 12,5 13,8 14,4 12,9 8,9 8,1 7,2 5,9
Еврейская автономная область 20,2 19,6 19,9 22,3 21,6 15,6 14,3 21,4 11,7 15,0 10,4
Чукотский автономный округ 23,5 42,1 32,2 28,0 20,9 17,6 23,2 17,6 9,2 12,6 21,8
Источник: [1].
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
37
Однако за последние годы происходит постоянное сокращение коечного фонда психиатрических лечебных учреждений. Сокращение коечного фонда в стационарах должно сопровождаться усилением альтернативных внебольничных подразделений: отделений дневного пребывания, психотерапевтических кабинетов, кабинетов суицидологов и др. Необходимо также по линии Министерства образования Республики Саха (Якутия) усилить работу школьных психологов, разработать для них систему методических материалов, провести обучение для усиления работы по профилактике детских суицидов и повышения адаптации детей к сложным жизненным ситуациям.
Одним из социально значимых заболеваний является туберкулез, заболеваемость которым во многом зависит от условий, качества и образа жизни населения (табл. 2).
Растет численность инвалидов, состоящих на учете, в 2010 г. их количество составило 54,7 тыс. чел., из них 11,3 % - инвалиды до 18 лет.
Основой развития здравоохранения является материально-техническая база сети учреждений данной отрасли, ее техническое состояние и укомплектованность квалифицированными кадрами.
Анализ данных по развитию сети учреждений показывает, что число больничных коек на 10 тыс. чел. населения республики в 2010 г. в среднем составляет 115, разница обеспеченности населения койками между районами и городами достигает двух раз.
По числу больничных коек на 10 тыс. чел. населения Республики Саха (Якутия) из регионов Дальневосточного федерального округа опережает
только Приморский и Хабаровский края. При этом в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сокращения коечного фонда в других регионах округа (за исключением Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа) не произошло.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. чел. населения в республике в 2010 г. составила 270 посещений в смену. Разница между мощностями, наиболее и наименее обеспеченными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, между районами достигает четырех раз. Такая дифференциация обеспеченности населения медицинскими учреждениями отчасти объясняется объективными региональными причинами, зависящими от количества населенных пунктов и расстояний их размещения до медицинских учреждений, от обустройства дорожной сети, их сезонного круглогодичного характера использования внутри каждого района независимо от численности проживающего населения и демографической структуры.
Данные о наличии и вводе основных фондов в здравоохранении Республики Саха (Якутия) приведены в табл. 3.
Ввод основных средств с 2005-2010 гг. заметно снизился, коэффициент обновления составил 5,3 %, коэффициент ликвидации - 0,8 %, тенденции их роста незначительные.
Показатели технического состояния и благоустройства зданий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в системе Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) приведены в табл. 4.
За несколько лет наметилась тенденция улучшения технического состояния зданий больничных
Таблица 2
Заболеваемость населения активным туберкулезом в Республике Саха (Якутия)
в 2000-2010 гг.
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Выявлено больных с диагнозом 90,1 90,8 90,6 78,5 92,3 84,0 82,3 77,4 90,4 82,1 79,3
активного туберкулеза, установ-
ленным впервые в жизни,
на 100 000 чел. населения
Взято на учет больных с диагно- 74,4 77,0 72,5 69,4 84,1 75,6 72,8 65,2 69,1 66,8 67,6
зом активного туберкулеза, чел.
Выявлено больных при профи- 64,6 63,1 60,1 65,7 69,8 67,4 63,4 69,0 64,2 61,4 65,6
лактических осмотрах от числа
взятых на учет, %
Численность больных, состоящих 290,8 292,9 266,0 252,6 214,3 205,8 207,8 194,9 195,1 187,8 190,6
на учете в лечебно-профилакти-
ческих учреждениях, чел.
Источник: [2].
38
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
Таблица 3
Наличие и ввод основных фондов в здравоохранении Республики Саха (Якутия)
в 2005-2010 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 (предварительные данные)
Наличие основных фондов (по полной учетной стоимости на конец года), млн руб. 13 823 16 410 21 036 22 473 23894 25 143
Введено в действие основных фондов, млн руб. 2 304 2 484 1 418 1 972 1 552 1 795
Коэффициент обновления основных фондов в сопоставимых ценах, % 9,5 9,5 5,5 6,4 4,5 5,3
Коэффициент ликвидации основных фондов, % 0,5 0,7 0,4 0,7 0,5 0,8
Источник: [1].
Таблица 4
Техническое состояние и благоустройство зданий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия) в 2001-2010 гг., %
Показатель 2001 2003 2004 2006 2007 2008 2009 2010
Больничные учреждения
Количество зданий, ед. 529 467 397 452 381 399 381 340
Находятся в аварийном состоянии 10,4 11,3 9,3 7,3 9,2 8,0 6,8 6,8
Требуют реконструкции 6,2 7,1 4,5 4,4 4,7 2,8 1,6 2,1
Требуют капитального ремонта 28,7 36,2 38,8 33,4 31,2 34,8 33,6 41,8
Здания без водопровода 65,4 57,6 55,9 58,0 58,0 43,6 53,8 52,9
Здания без горячего водоснабжения 67,7 62,5 63 63,9 61,7 39,3 59,1 57,9
Здания без центрального отопления 20,6 15,8 10,3 6,6 5,2 5,2 4,2 7,1
Здания без канализации 62,4 52,7 50,1 54,4 52,5 53,9 47,5 51,5
Здания без телефонной связи 17,6 9,4 4,0 2,9 2,4 2,4 0,2 2,6
Амбулаторно-поликлинические учреждения (самостоятельные и входящие в состав больничных учреждений)
Количество зданий, ед. 322 363 350 293 358 344 334 335
Находятся в аварийном состоянии 7,8 6,6 4,6 3,8 3,4 3,4 4,8 6,6
Требуют реконструкции 11,2 3,9 4,0 2,4 2,5 2,5 0,6 1,2
Требуют капитального ремонта 33,9 20,1 22,9 17,4 19,8 19,8 22,5 25,4
Здания без водопровода 67,1 70,0 66,0 61,4 61,4 61,4 60,5 54,3
Здания без горячего водоснабжения 74,2 75,2 70,9 63,5 65,9 65,9 62,9 57,0
Здания без центрального отопления 26,7 25,9 10,6 8,5 5,6 5,6 3,0 3,0
Здания без канализации 68,6 70,8 64,3 57,3 58,1 58,1 56,0 52,8
Здания без телефонной связи 27,3 24,8 13,1 15,0 13,1 13,1 8,1 5,4
Источник: [1].
и амбулаторно-поликлинических учреждений. Но все же сеть учреждений здравоохранения имеет крайне низкий уровень благоустройства. Большинство учреждений находятся в деревянных зданиях, которые не соответствуют современным требованиям к уровню комфорта пациентов.
Анализ оснащенности учреждений оборудованием, по отчетным данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), выявил износ более половины медицинского и технологического оборудования. В том числе средний износ рентгеновского оборудования составил 54,3 %, ультразвукового - 70,6 %, эндоскопического -
74,3 %, лабораторного - 67,5 %, оборудования функциональной диагностики - 70,7 %, оборудования для реанимации и анестезиологии - 75,4 %, хирургического оборудования - 62,5 %, физиотерапевтического оборудования - 80 %, оборудования для дезинфекции и стерилизации - 53,7 %, офтальмологического оборудования - 61,1 %, оборудования отоларингологии - 71,7, оборудования для акушерства и гинекологии - 68,1 %, стоматологического оборудования - 66,6 %.
Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными должностями составила 92,1 %, из них в больничных учреждениях - 98,1 %,
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
39
амбулаторно-поликлинических - 99,6 %; средним медицинским персоналом соответственно - 99,4; 99,4 и 100 %. На 10 000 чел. населения приходится 57 врачей всех специальностей, по Российской Федерации - 50, по Дальневосточному федеральному округу - 54. Обеспеченность средним медицинским персоналом на то же количество населения составляет в республике 133 специалиста, в Российской Федерации - 109, в Дальневосточном федеральном округе - 108.
Таким образом, в развитии здравоохранения Республики Саха (Якутия) имеется ряд серьезных проблем.
Во-первых, развитие системы здравоохранения в северных малонаселенных районах республики находится на недостаточном уровне.
Во-вторых, необходимо возродить мобильное передвижное медицинское обслуживание населения, особенно проживающего в малочисленных населенных пунктах. Это очень актуально для сельской местности, так как расстояние между населенными пунктами внутри районов в среднем составляет 126 км. При этом необходимо организовать не только диагностическое обслуживание и дальнейшее направление к узким специалистам в районные центры, но и проводить необходимые мероприятия, вплоть до оперативного вмешательства.
В-третьих, в настоящее время реализуется политика оптимизации размещения учреждений здравоохранения для эффективного использования ресурсов, что в условиях региона приводит к снижению доступности, своевременности и качества оказываемой медицинской помощи [3]. В селах, где закрыты участковые больницы, жители недовольны тем, что за каждой справкой, анализами необходимо ехать 50-70 км по бездорожью до медицинского учреждения, которое их обслуживает. Проезда пациентам никто не компенсирует, обслуживание проводится частными таксомоторными службами, регулярные автобусные рейсы отсутствуют.
По мнению авторов, для совершенствования системы здравоохранения необходимо:
- создание системы офисов врачей общей практики вкупе с аптечными пунктами во всех населенных пунктах с небольшим количеством жителей;
- достижение шаговой доступности услуг здравоохранения для населения. В Республике Саха (Якутия) это может быть реализовано только в больших городах - Якутске, Нерюнгри и Мир-
ном. В условиях дисперсного расселения населения на территории 3,102 млн км2 сокращение и оптимизация учреждений здравоохранения не должны допускаться вообще, либо необходима адекватная замена выездными формами обслуживания;
- внедрение современных информационных технологий в здравоохранении республики для дистанционного консультативного обслуживания, охват медицинской помощью отдаленных малонаселенных пунктов, баз промысловиков, оленеводов и т. д. В настоящее время проводится работа по разработке и внедрению в среднесрочной перспективе современных форм обслуживания в рамках программы модернизации здравоохранения, но население нуждается в этих услугах уже сейчас;
- до закрытия учреждений здравоохранения искать возможные пути размещения медицинских услуг населению. Необходимо значительное обновление основных фондов учреждений здравоохранения.
Внедрение основных мероприятий программы модернизации здравоохранения, отдельных программ национального проекта «Здоровье» по улучшению материально-технической базы здравоохранения, повышению качества медицинского обслуживания и его доступности, по авторским расчетам, позволит к 2025 г. снизить показатели заболеваемости на 22 %. Развитие активной пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний вкупе с мерами по обновлению основных фондов и улучшением финансовых показателей здравоохранения может в корне улучшить состояние здоровья населения и положительно сказаться на качестве жизни населения Республики Саха (Якутия).
Список литературы
1. Здравоохранение в Республике Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: ТО Федеральной службы государственной статистики по РС (Я), 2011.
2. Набережная А. Т. Региональные аспекты оценки уровня и качества жизни населения // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16.
3. Набережная А. Т., Павлова А. Н., Десят-кина Л. И. Перспективы развития материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 15.
40
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА