Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе'

Тенденции и проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / КРЕДИТОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудалева Ирина Анатольевна, Смирнов Анатолий Анатольевич, Султанаева Любовь Дмитриева

Приведен анализ развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве России, изложены проблемы становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Выделены основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given analysis of development of small entrepreneurship in agriculture in Russia has revealed the problems of establishing and developing peasants' (farmers') economy, stating basic lines of state support for small entrepreneurship

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе»

Рудалева И. А., Смирнов А. А., Султанаева Л. Д.

тенденции и проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе

В период трансформации в большинстве регионов России была проведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, приватизация государственной и коллективной собственности, что обусловило формирование многоукладной экономики. Согласно Федеральному Закону «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства [6]. Их социально-экономическое значение проявляется не только в роли поставщика дополнительного количества продовольствия, но и фактора рационального использования труда пенсионеров, домохозяек, подростков и других категорий населения. Поэтому исключительно важной является задача выявления и развития сильных сторон личного сектора, повышения на этой основе всего сельскохозяйственного производства при рациональном сочетании общественного и личного секторов экономики.

Малым формам организации производства стала принадлежать значительная роль. Если в 1995 году на долю хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось 1,9 % всей производимой в сельском хозяйстве продукции, то в 2007 - около 6 %. Тем не менее, уровень развития малых форм хозяйствования еще не достаточно высок. Поэтому увеличение объемов производимой ими продукции, обеспечение занятости, повышение уровня доходов сельского населения, и, как следствие, расширение внутреннего рынка являются едва ли не приоритетными на данном этапе развития аграрного сектора. К такому же выводу приходят в своих исследованиях Киселев С. В. и Ромашкин Р. А.: «Ситуация дальнейшего снижения платежеспособного спроса нежелательна, так как несмотря на уменьшение зависимости страны от импорта продовольствия это ведет к спаду отечественного производства и потребления. В этом случае повышение уровня таможенно-тарифной защиты аграрного рынка еще больше осложнит экономическую доступность продовольствия для малоимущих слоев населения» [1].

Крестьянские и фермерские хозяйства в отличие от крупных агропромышленных формирований, конечно же, в меньшей степени способствуют объединению капитала. Вместе с тем обладают и преимуществами. Например, являются более маневренными и гибкими. А это качество в условиях рыночной экономики является весьма значимым. Исследователи выделяют три типа адаптации фермерской фирмы к изменениям окружающей среды. Во-первых, это коммерциализация - ориентированный на рынок подход к ведению хозяйства с установкой на рост и расширение производства с углублением специализации. Как правило, такой тип поведения характерен для крупных ферм, в значительной степени зависящих от доходов от сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в эту категорию могут входить мелкие фермы с низкой возможностью занятия несельскохозяйственной деятельностью. Во-вторых, это простое стабильное воспроизводство. К этой категории реакции на внешние изменения относятся небольшие фермы с преобладанием традиционного подхода к ведению хозяйства, где сельскохозяйственная деятельность может сочетаться с нетрадиционной для сельского хозяйства. Эти фермы, как правило, не получают высокую прибыль, работают на уровне точки безубыточности, обеспечивая себе стабильное существование в долгосрочном периоде, без резких взлетов и падений выпуска. На наш взгляд, такой стратегии поведения придерживается большая часть хозяйств. В-третьих, это высвобождение. Фермы, где начинает преобладать отношение к сельскому хозяйству как к второстепенной деятельности, постепенно уменьшают масштаб и разнообразие сельского труда вплоть до прекращения деятельности фермы вообще и ухода владельцев в другие сферы экономики. Подобные сельскохозяйственные предприятия могут преобладать в отсталых районах или там, где большую часть сельскохозяйственного населения составляют люди предпенсионного возраста. В последнем случае с уходом владельцев фермы на пенсию ферма может прекратить свое существование [5]. К сожалению, таких примеров в российской практике немало.

Большое влияние на регулирование сельского развития, обеспечения структурных сдвигов оказывает государство. На сегодняшний день регулирование осуществляется, прежде всего, посредством увеличения аграрного бюджета, регулирования земельного и зернового рынков, квотирования импорта, реструктуризации долгов сельхозпроизводителей, разработки закона «О развитии сельского хозяйства», проведения в 2006 году Всероссийской сельскохозяйственной переписи и, наконец, реализации национального проекта «Развитие АПК».

Важным направлением развития уже существующих крестьянских и фермерских хозяйств является обновление материально-технической базы на основе лизинга и субсидирования части затрат по инвестиционным кредитам. Стимулирование создания новых хозяйств возможно на основе предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на инженерное обустройство (водоснабжение, электроснабжение, связь, дороги и др.), материально-техническое оснащение хозяйства, строительство, приобретение и реконструкцию производственных помещений, а также приобретение продуктивных сельскохозяйственных животных. Расширение услуг, предоставляемых государственными предприятиями и организациями по племенному, агрозоотехническому, информационно-консультативному обслуживанию, продаже молодняка скота и птицы, семенного и посадочного материала, кормов, удобрений и средств защиты растений также окажет поддержку малому предпринимательству. Серьезную проблему в ряде регионов представляет обеспечение сбыта произведенной продукции. Поиск рыночной ниши производителями должен быть связан с производством продукции на базе внедрения высокоэффективных, экологически безопасных технологий.

Особое внимание в национальном проекте «Развитие АПК» уделено развитию инвестиционного процесса и привлечения инвестиций. Общий объем финансирования национального проекта «Развитие АПК» определен в сумме около 35 млрд. руб. в 2006-2007 гг.

По итогам реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» за первый квартал 2006 года Республика Марий Эл заняла седьмое место по производству молока среди субъектов Федерации.

Проектом предусматривается увеличить за два года производство молока на 4,5 %, мяса - на 7 %. Для реализации этих целей намечено в первую

очередь повысить доступность кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования, племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным как для российских, так и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 1999 г., составил примерно 10 млрд. долл. Растет приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2000 г. они равнялись 31,5 млрд. руб., в 2006 г. это уже 130 млрд. руб.

Чтобы привлечь в животноводство инвестиционные ресурсы, предусмотрено выделить дополнительно 6600 млн. руб. бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок по кредитам (на срок до восьми лет), предназначенным для финансирования строительства именно животноводческих комплексов и ферм. Это позволит ежегодно направлять по 40 млрд. руб. инвестиционных кредитов в сельское хозяйство.

Не менее важная роль в развитии инвестиционного процесса в животноводстве принадлежит технико-технологическим инвестициям, которые связаны с индустриализацией производства, комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением животноводческих ферм и комплексов, освоением энергосберегающих технологий, обусловливающих уровень и эффективность производства продукции животноводства. Внедрение ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства при широком использовании машин и оборудования нового поколения, восстановление и развитие производственно-технического потенциала животноводческих комплексов и птицефабрик являются определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции.

В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на Россельхозбанк возложен целый ряд задач по кредитованию строительства и реконструкции животноводческих комплексов.

На долю, банка приходится почти 80 % кредитных договоров на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов, заключенных всеми кредитными организациями, принимающими участие в реализации национального проекта. Сумма по заключенным договорам по состоянию на 1 июня 2007 г. достигла 49 млрд. руб. В том числе банк прокредитовал приобретение племенного скота на сумму 3 млрд. руб.

В своей кредитной политике Россельхозбанк предусматривает финансовую поддержку развития мощностей по переработке сельхозпродукции как одно из приоритетных направлений деятельности. В прошлом году в кредитном портфеле банка доля кредитов, выданных предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, составила 24 %. За прошлый год объем кредитных вложений в перерабатывающие отрасли увеличился в 2,7 раза - до 22 млрд. руб. При этом значительная часть средств была выделена непосредственно на развитие и модернизацию мощностей по переработке животноводческой продукции.

Ныне банк кредитует товаропроизводителей всех форм собственности, и вне зависимости от того, какие предприятия по мощности возводятся или реконструируются. Так, за пять месяцев текущего года банк предоставил крупные кредиты на развитие мощностей по переработке мясной продукции в Оренбургской, Орловской, Новосибирской областях, в Республике Башкортостан. А в таких регионах, как Самарская, Калининградская, Кемеровская области в основном были выданы ссуды на развитие средних и мелких предприятий.

Условия предоставления кредитов перерабатывающим предприятиям практически не отличаются от порядка кредитования других предприятий АПК: срок предоставления кредита -до 5 лет; процентная ставка 12-16 % в рублях и 9-12 % в валюте; льготный период по погашению основной суммы кредита - до 24 месяцев.

Расширение доступа к кредитным ресурсам, в том числе и финансовому лизингу значительно повысили хозяйственную активность агропродуцен-тов в увеличении производства животноводческой продукции и повышении ее конкурентоспособности. Впечатляют темпы развития промышленного птицеводства, свиноводства, удалось остановить многолетний спад поголовья крупного рогатого скота и повысить продуктивность коров. Однако положение дел в скотоводстве нельзя считать удовлетворительным. Десятки лет ведутся разговоры о необходимости развития мясного скотоводства,

а поголовье его не увеличивается. Велики затраты на единицу животноводческой продукции, что снижает ее конкурентоспособность по сравнению с зарубежной, сдерживает темпы и масштабы импортозамещения на отечественном продовольственном рынке.

На наш взгляд, планируется расширение направления инвестиционного кредитования, которое субсидируется по нацпроекту «Развитие АПК». Это должно позволить финансировать на льготных условиях строительство, модернизацию и оснащение предприятий по первичной переработке мяса, молокоприемных пунктов, а также приобретение транспорта и оборудования для хранения сырья. Первичная переработка сырья должна быть географически увязана с размещением уже строящихся животноводческих комплексов. Это -задача регионов, т. к. требуется территориальная адресная привязка, а такие вопросы находятся в компетенции региональных властей, муниципалитетов, а также территориальной сети подворных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства являются потенциальными получателями субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и на страхование птицепоголовья. Субсидии на поддержку племенных хозяйств, создание селекционно-гибридных центров, усовершенствование научной базы, разработку стандартов, создание стабилизационного фонда кормов целесообразно распределять между претендентами на конкурсной основе.

Основным источником инвестиций являются собственные средства аграрных предприятий, а их недостаточно для восстановления производственного потенциала на современном технико-технологическом уровне. Из-за отсутствия прибыли у большинства хозяйств собственные средства ограничиваются лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижается в связи с превышением выбытия над вводом в эксплуатацию основных фондов.

В районах активного ведения животноводства необходимо обеспечить транспортную доступность объектов, а также иные инфраструктурные условия для бесперебойного и всесезонного сбыта сырья. Рассчитываю, что и федеральные ведомства, и региональные власти согласуют формы поддержки соответствующих инфраструктурных проектов. При этом хотели бы рассмотреть возможность финансирования таких проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Таблица 1

Прогноз потребности в финансовых средствах из федерального бюджета (млн. руб.)

Программные мероприятия Плановый период (годы)

2008 2009 2010 2011 2012

Необходимая сумма инвестиционных кредитов 15000 15000 15000 15000 15000

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию птицеводческих хозяйств 3300 3700 3700 3700 3700

Субсидии на страхование птицепоголовья от внешних рисков 1300 1300 1200 1200 1200

Субсидии на поддержку племенных птицеводческих хозяйств 200 240 270 280 300

Субсидии на создание селекционно-гибридных центров 2500 2500 2000 * *

Субсидии на усовершенствование научной базы 40 40 40 40 40

Субсидии на выполнение Программы технического регулирования, в т.ч. на разработку специальных технических регламентов 6000 6000 * * *

Субсидии на создание стабилизационного фонда фуражного зерна 10000 * * * *

Всего расходов из федерального бюджета 38340 28780 22210 22210 22210

В настоящее время начинаются макропроекты, и следует учесть, что мог бы Инвестиционный фонд сделать для аграрного сектора. Кроме того, новые предприятия изначально должны, конечно, проектироваться как передовые, современные, которые работают по международным стандартам.

Важную роль в развитии кредитования имеет ипотека. В 2006 году ОАО «Россельхозбанк» приступил к реализации пилотных проектов по земельно-ипотечному кредитованию сельхозтоваропроизводителям в 25 регионах страны. В рамках этих проектов предоставлено 65 кредитов на общую сумму 2,1 млрд. рублей. Из них заемщикам малых форм хозяйствования - крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям выдано 28 кредитов на сумму 68,8 млн. рублей, в залог предоставлено 3,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Естественно в масштабах страны эти цифры невелики. Однако такие проекты позволяют получить объективную информацию о целесообразности реализации тех или иных программ.

Во многом уровень развития аграрного сектора связан с развитием сферы услуг в сельской местности. Именно она становится экономическим фактором развития сельской экономики, влияет на спрос и предложение трудовых и других ресурсов. Развитие инфраструктуры, устранение административных барьеров оказывают положительное воздействие на мобильность факторов производства [2]. Особую роль в решении данной проблемы играет Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», принятая Прави-

тельством в декабре 2002 г. Ее основными целями являются развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований; сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики. А также создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий. Предполагается расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Как отмечается в программе, на первом этапе (2003-2006 гг.) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. На втором

этапе (2007-2010 гг.) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий [7].

Не смотря на это, мы согласны с мнением Калиничевой В. о необходимости объединения хозяйств населения в рамках потребительских кооперативов, преимуществами которых является гарантированный сбыт созданного прибавочного продукта, способность решения финансовых проблем [1]. Их число за 2006 год возросло в 3,32 раза и составило 3028. Использование кооперативных принципов в организации сельскохозяйственного производства является мировой тенденцией для большинства стран, не зависимо от уровня ее развития. Это могут быть чисто закупочные или многопрофильные кооперативы. Учредителями могут быть только владельцы личных подсобных хозяйств или владельцы личных подсобных хозяйств совместно с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственными предприятиями и другими юридическими лицами. Кооперативы могут быть созданы путем выделения из существующих сельскохозяйственных производственных предприятий инициативных

работников на основе имущественных паев. Первым наиболее распространенным вариантом отношений личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями является предоставление услуг владельцам ЛПХ в виде натурального кредита (бартера) в счет зарплаты. Второй вариант предоставления товарного кредита предполагает использование в расчетах гибкого ценового механизма на продукцию личных подсобных хозяйств, сдаваемую по договору, и равные затраты на производство продукции [4]. Сельскохозяйственное предприятие получает льготные кредиты на корма, аккумулирует средства на техническое вооружение и племенную работу. Работники же, включая ЛПХ, в свою очередь, получают льготный кредит от сельскохозяйственного предприятия на основные условия производства (корма, молодняк скота и птицы), получают возможность гарантированного сбыта своей продукции на месте, реализуя, по существу, свое право на оплату труда.

Таким образом, развитие малых форм хозяйствования на селе возможно только при условии обновления материально-технической базы на основе лизинга и субсидирования части затрат по инвестиционным кредитам, расширения доступа к кредитным ресурсам, ипотеки, развития сферы услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калиничева В. Хозяйства населения в экономике Брянской области // АПК: экономика, управление. 2006. № 12. С. 26.

2. Киселев С.В. Государственное регулирование экономики // www.econ.msu.ru.

3. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Потребительские расходы и агропродовольственный рынок России // www.econ.msu.ru.

4. Роль молодых ученых в реализации национального проекта «Развитие АПК» // Сб. материалов Международной конф. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007.

5. Трейси М Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. СПб., 1995. С. 78.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» .

7. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».

Стоюшко Н.Ю.

особенности ведения предпринимательства в условиях закрытого административно-территориального образования

Управленческие проблемы развития городов актуальны в сегодняшних условиях. Научные разработки исследователей в сфере формирования рациональной организации хозяйствующих субъ-

ектов в определенных социально-экономических условиях - региона, края, города и т. д., выявляют ряд существующих особенностей жизнедеятельности территорий. Так как террритории неравноз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.