Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы информатизации социального управления в современных условиях'

Тенденции и перспективы информатизации социального управления в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION / SOCIAL MANAGEMENT / ELECTRONIC DEMOCRACY / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Геннадий Александрович, Павленко Ирина Игоревна

В статье анализируется информатизация социального управления. Показана историческая обусловленность системы социального управления. Представлены информационные угрозы. Рассмотрена роль человеческого фактора в этом процессе. Представлены достоинства и недостатки процесса информатизации социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Геннадий Александрович, Павленко Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and perspectives of information of social management in modern conditions

The article analyzes informatization of social management. The historical conditionality of the system of social management is shown. The information threats are presented. The role of a human factor in this process is described. The article represents advantages and disadvantages of the process of informatization of social management.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы информатизации социального управления в современных условиях»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 316.4

О ¿ а

W*' ; " W -

Уъ

ТЕНДЕНЦИИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Воробьев Геннадий Александрович

Кандидат педагогических наук, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]

Павленко Ирина Игоревна

Кандидат социологических наук, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]

В статье анализируется информатизация социального управления. Показана историческая обусловленность системы социального управления. Представлены информационные угрозы. Рассмотрена роль человеческого фактора в этом процессе. Представлены достоинства и недостатки процесса информатизации социального управления.

Ключевые слова: информатизация, социальное управление, электронная демократия, информационные технологии.

TRENDS AND PERSPECTIVES OF INFORMATION OF SOCIAL MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

Vorobyev Gennadiy A.

Candidate of Pedagogical Sciences Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

Pavlenko Irina I.

Candidate of Sociological Sciences Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

The article analyzes informatization of social management. The historical conditionality of the system of social management is shown. The information threats are presented. The role of a human factor in this process is described. The article represents advantages and disadvantages of the process of informatization of social management.

Keywords: informatization, social management, electronic democracy, information technologies.

В условиях информационной эпохи актуализируются проблемы социального управления, которые связаны с противоречиями, возникающими под влиянием кардинальных изменений в социальной сфере общества и не адекватных этим изменениям форм и механизмов социального управления.

Информатизация социального управления, так же как и сам процесс информатизации, характеризуется масштабностью и глобальностью своего влияния на общественное развитие и в самом общем виде может рассматриваться как глобальный, обусловленный широкомасштабным использованием информационных технологий и ресурсов, социальный процесс, оказывающий значительное влияние на специфику формирования и реализации управления в социальных сферах.

Основной идеей, заложенной в концепции ученых, выступает мысль о том, что социальное управление по сути является механизмом компенсации неразвитой системы собственно социального самоуправления, которая в идеале, в своей полноценности и должна стать механизмом развития социальных процессов, их регуляции и изменения в нужном для общества русле, а также решения острых социальных проблем.

Политико-административное управление необходимо и неизбежно ввиду отсутствия целостности социальности и, соответственно, единого целостного механизма самоуправления, и в результате самоуправление пока может носить только опосредованный характер. Управление осуществляется специальными корпорациями, специализирующимися на управлении, и их основной задачей становятся нахождение нужного баланса частных и общественных интересов в каждом обществе в конкретный исторический период и регулирование этого баланса таким образом, чтобы складывалась благоприятная ситуация для развития общества. Именно с этим балансом частных и общественных интересов, на основе которого складываются общественные отношения, связываются отношения социальной справедливости, достижение которых - очень сложное дело, и под силу оно только высокотворческому управленческому труду, ориентированному на интересы общества в целом [2, с. 136].

История демонстрирует гибель тех обществ и цивилизаций, в которых на определенном этапе развития управление не смогло обеспечить необходимый баланс интересов в обществе. Падение монархии в России, Октябрьская революция начала ХХ в., затем распад СССР - яркие тому примеры. Трагичность современной России, как пишут отечественные исследователи, заключается в том, что партийно-советская номенклатура без боя и сопротивления сдала власть западным силам, в результате чего

один дисбаланс, который был связан с перевесом общественного над частным, был заменен на другой, который также является социально опасным и не работает на создание системы собственно социального самоуправления, т. е. необходимо устранить причины, порождающие дисбаланс в сфере общественных и частных интересов, и восстановить тот характер общественных отношений, который динамично сбалансирован и укладывается в сознании большинства российского общества в принципы социальной справедливости.

Система социального управления всегда имеет свою историческую обусловленность, поскольку формируется и развивается в контексте особого исторического времени [15, с. 94], поэтому специфика современной информационной эпохи накладывает свой отпечаток на данный процесс, способствуя его универсализации путем внедрения в социально-управленческую политику и практику информационных технологий. В этой связи подчеркнем, что процесс информатизации социального управления следует рассматривать как глобальный процесс, имеющий сходные тенденции развития в разных странах мира по форме, но значительно расходящийся, в силу культурной специфики, по содержательному наполнению, уровню качества и социальным последствиям. Те общества, которые достигли относительно высокой социальной зрелости, имеют относительно развитые гражданские институты и структуры - так называемое гражданское общество, выступающее основой для более эффективной реализации механизмов самоорганизации, самоуправления и саморазвития, смогут значительно эффективнее контролировать процесс информатизации и подчинять его интересам как частным, так и общественным, сохраняя и развивая их динамический баланс, тем самым регулируя процесс информатизации в нужном для благополучного развития общества направлении и повышая при этом высокую значимость и действенность социального субъекта как актора социальных отношений и социального управления.

Совсем иначе разворачивается логика информатизации социального управления в обществах со слабыми гражданскими структурами и ин-статутами и, соответственно, с более жесткой вертикалью власти. Здесь, помимо доминирующего влияния политической власти и ее воли, определяющей ход общественного развития, символическим насилием наделяются и информационные институты, технологии, средства, которые становятся орудием, проводником силы власти и ее политики. Позиция пассивного объекта, занимаемая большинством, не имеющим пока потенциала самоорганизации и самоуправления и в целом субъектности, становится еще более устойчивой, и в этом случае информатизация за-

крепляет тот тип социального управления, который нужен властным силам при всей идеологической демократичности идей и лозунгов, которые провозглашаются по мере перехода к открытому информационному обществу и внедрения информационных технологий, в том числе и в сфере государственного управления. В итоге информационные средства и каналы наделяются таким же ресурсом недоверия со стороны общества, каким пользуются в данном обществе и властные органы.

Информатизация может стать истинным проводником демократии, и определенные позитивные сдвиги все же имеются и проявляются в формировании той самой открытости, свободного доступа к информации и упрощения ряда процедур и оказания разнообразных услуг населению, что повышает уровень комфортности общественного бытия при неосознанном со стороны большинства понимании того, что этими благами не ограничивается влияние процесса информатизации на сферу социального управления, которая вся должна содержать в себе отношения субъект-субъектного характера, в которых весь социум будет не в позиции управляемого и управляющего.

Информационные технологии и ресурсы значительно облегчают этот процесс, делают его более мобильным, эффективным, но только при условии наличия развитого, преобразовательно-ориентированного гражданского общества, устойчивых горизонтальных связей в системе управления.

Опыт многих стран показывает, что современные информационные и телекоммуникационные технологии и системы стали новым двигателем социально-экономического развития, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к ясной, достоверной и актуальной информации - одной из важнейших задач демократического государства и гражданского общества. Они влияют не только на сферу государственного управления, но и на другие важнейшие сферы: международных отношений, внешнеэкономических связей, социальную среду, функционирование коммерческих и некоммерческих организаций, производство и распространение знаний, организацию системы здравоохранения и т. д. Это стало возможно по причине наличия в этих странах необходимой демократической основы, которая служит платформой для информатизации социального управления в демократическом ключе.

Весьма дискуссионной, несмотря на блага информатизации, выступает проблема внедрения электронных технологий в личную жизнь современных людей. Представляется, что вводимые электронные технологии (электронный паспорт) в современном обществе, по своей сути несвободном, зачастую чрезвычайно коррумпированном и преступном, не умеющем в полной мере отстаивать свои гражданские и иные права, ста-

новятся достаточно опасным явлением, поскольку на этой основе происходит вторжение даже в ту сферу жизнедеятельности, которая еще оставалась неким островком свободы (в личную жизнь граждан).

Мы убеждены, что в условиях информатизации роль человеческого фактора, если её целенаправленно не развивать, становится менее заметной и значительной, и это выступает явной угрозой человеческой организации, для совершенствования которой необходима система регуляции взаимодействия информационного и человеческого, гуманитарного в социальном пространстве, чтобы не воплотились в реальность идеи фантастов о господстве машин и роботов, поработивших человечество, уже не кажущиеся такими уж нереальными в свете стремительной информационной и электронно-цифровой революции.

Для того чтобы информатизация стала основанием для решения социальных проблем и задач, способствуя благополучному развитию и процветанию общества, значимость человеческого фактора не должна снижаться.

Позже к формированию информационного общества подключилась и Европа, также реализовавшая проект «Электронная Европа». В России этот проект тоже был запущен, но, как отмечают исследователи, есть существенная разница между целями его реализации в Европе и России: если в Европе этот проект был ориентирован на реализацию интересов населения и достижение лидирующих позиций в экономике, то в России ключевой выступала задача, связанная с укреплением государственного управления, а затем уже удовлетворение потребностей и интересов жителей страны [12, с. 31-35].

С каждым годом в мире растет число пользователей сети Интернет. Согласно данным фонда «Общественное мнение» на начало 2012 г. [5], среднемесячная аудитория российского сегмента глобальной паутины возросла до 59,5 млн чел. (51 %), что, впрочем, заметно ниже, чем в развитых западноевропейских странах (78 % в среднем). Уступает Россия многим странам и по показателям использования организациями предпринимательского сектора персональных компьютеров и сети Интернет (92 и 85 % соответственно), и в особенности по наличию у них широкополосного доступа к сети Интернет и веб-сайтов (69 и 36 % всех организаций соответственно) [14, с. 331]. При этом по-прежнему в части охвата граждан Москва и Санкт-Петербург все еще заметно превосходят другие российские регионы.

Тем не менее процесс информатизации сферы государственных и иных услуг развивается. Уже с начала 2012 г. планировалась выдача электронных карт, однако она затянулась. Такая карта должна будет за-

менить гражданам России паспорт, медицинский и пенсионный полисы, а также банковскую карту. В будущем, по мнению главы Сбербанка Г. Грефа, карта способна обеспечить гражданам доступ к 80 % государственных услуг [4].

Несколько слов стоит сказать и о реализации такого информационного проекта, как «Электронная демократия», с которым были связаны значительные ожидания на перемены, и частично они оказались удовлетворены, в частности в направлении расширения возможностей политического участия благодаря распространению электронных средств.

Необходимо, возвращаясь к социальному управлению, также акцентировать внимание на том, что управленческая деятельность в принципе невозможна без использования информации, а в условиях ее (управленческой деятельности) усложнения роль информационного обеспечения, прежде всего в контексте внедрения и использования информационно-цифровых технологий, стала чрезвычайно важной во всех управленческих сферах и на всех управленческих уровнях [7], но вместе с этим повышается и значимость управленческих кадров, владеющих навыками работы с новыми информационными технологиями.

Таким образом, несмотря на бурные и стремительные процессы информатизации, в том числе в сфере социального управления, ценность человеческого фактора не снижается, а наоборот, повышается как результат усложнения общественного развития, его высокой информационной динамики и роста информационных угроз, связанных с расширением и распространением разнообразных видов интернет-угроз, угрожающих нарушением безопасности компьютерных систем, интернет-мошенничеством. К примеру, в последнее время одной из наиболее опасных угроз считается фишинг - это вид интернет-мошенничества, цель которого - получить идентификационные данные пользователей. Сюда относятся кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.

Информационные угрозы, несомненно, способны деструктивно повлиять на развитие социального управления, за которым стоят судьбы людей, что актуализирует проблему гармоничного сочетания информационно-технологического и гуманитарного в разработке и реализации стратегии и политики социального управления.

Литература References

1. Бедненко В.Г. Об эффективности 1. Bednenko V.G. Ob iffektivnosti вложений в дистанционное образование // vlozheniy v distancionnoe obrazovanie //

Университетские чтения - 2015 : материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2015. С. 12-17.

2. Бородин Е.Т., Прудников М.Н., Попов Г.И. Управление как средство компенсации социального самоуправления // Власть. 2013. № 9. C. 134-137.

3. Воробьёв Г.А. IT-культура и инновации в информатизации вуза // Интернет в образовании : материалы Междунар. науч.-практ. заоч. конф. М., 2010. С. 31-39.

4. Греф сдает карты // Российская газета. 2010. № 5279 (200). 7 сент. [Элек-тронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2010/09/07/ karty.html (дата обращения: 22.09.2013).

5. Интернет в России: динамика проникновения. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://mnetfom.ru/Proniknovenie-interneta/10507 (дата обращения: 10.05.2013).

6. Мансурова А.А. Использование интерактивных технологий в развивающем обучении // Университетские чтения -2015 : материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2015. С. 41-45.

7. Милехин А.В. Информатизация социального управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/ practical/ 1999-06/08.shtml (дата обращения: 22.09.2013).

8. Павленко И.И. E-learning в информатизации образования // Информационные технологии в гуманитарном образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 2010. С. 263-266.

9. Павленко И.И. Информатизация как комплексный социальный процесс информационного общества // Информационные технологии в гуманитарном образовании образовании : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 2012. С. 263-271.

10. Павленко И.И. Информатизация социального управления и перспективы формирования инновационного университета : дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2015.

11. Павленко И.И. Проблемы и перспективы электронной демократии и электронного правительства // Инновационные информационные технологии. 2012. № 1. С. 552-555.

12. Петрова Е.А. Зарубежный опыт информатизации и особенности его реализации в России [Электронный

Universitetskie chteniya - 2015 : materiali naouch.-metod. chteniy PGLU. Pyatigorsk, 2015. S. 12-17.

2. Borodin E.T., Prudnikov M.N., Popov G.I. Upravlenie kak sredstvo kompensacii social'nogo samoypravleniya // Vlast'. 2013. № 9. S. 134-137.

3. Vorobyev G.A. IT-kyl'tura i innovacii v informatizacii vuza // Internet v obrazovanii : materiali Mezhdynar. nauch.-prakt. zaoch. konf. M., 2010. S. 31-39.

4. Gref sdaet karti // Rossiyskaya gazeta. 2010. № 5279 (200). 7 sent. URL: http://www.rg.ru/2010/09/07/karty.html (data obrashcheniya: 22.09.2013).

5. Internet v Rossii: dinamika proniknoveniya. 2012. URL: http:// runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10507 (data obrashcheniya: 10.05.2013).

6. Mansyrova A.A. Ispolzovanie interaktivnikh tekhnologiy v razvivaushem obuchenii // Universitetskie chteniya - 2015 : materiali naouch.-metod. chteniy PGLU. Pyatigorsk, 2015. S. 41-45.

7. Milekhin A.V. Informatizaciya social-nogo upravleniya. URL: http:// www.cfin.ru/press/practical/1999-06/08.shtml (data obrashcheniya: 22.09.2013).

8. Pavlenko I.I. E-learning v informatizacii obrazovaniya // Informacionnie tekhnologii v gymanitarnom obrazovanii : materiali III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2010. S. 263-266.

9. Pavlenko I.I. Informatizaciya kak kompleksniy social'niy process informa-cionnogo obshchestva // Informacionnie tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii : materiali IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2012. S. 263-271.

10. Pavlenko I.I. Informatizaciya social'nogo upravleniya i perspektivi formirovaniya innovacionnogo universiteta : dis. ... kand. sociol. nauk. Rostov n/D., 2015.

11. Pavlenko I.I. Problemi i perspektivi elektronnoy demokratii i elektronnogo pravitel'stva. Innovacionnie informacionnie tekhnologii. 2012. № 1. S. 552-555.

12. Petrova E.A. Zarubezhniy opit in-formatizacii i osobennosti ego realizacii v Rossii // Fundamental'nie issledovaniya.

ресурс] // Фундаментальные исследования. 2007. № 11. С. 31-35. URL: www.rae.ru/ fs/?secti on=content&op=show_article& articl e_id=3673 (дата обращения: 22.09.2013).

13. Писаренко Е.А. Возможности и проблема использования учебной среды Moodle в учебном процессе // Информационные технологии в гуманитарном образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 2010. С. 263-266.

14. Россия и страны мира. 2012 : стат. сб. / Росстат. М., 2012.

15. Тихонов А.А. Прогнозирование как фактор социального управления: когнитивные и личностно-психологические аспекты // Власть. 2014. № 12. С. 93-97.

2007. № 11. S. 31-35. URL: www.rae .ru/fs/?secti on=content& op=show_ar ticle&article_id=3673 (data obrashcheniya: 22.09.2013).

13. Pisarenko E.A. Vozmozhnosti i problema icpol'zovaniya uchebnoi sredi Moodle v uchebnom processe // Informacion-nie tekhnologii v gymanitarnom obrazovanii : materiali III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2010. S. 263-266.

14. Rossiya i strainy mira. 2012 : stat. sb. / Rosstat. M., 2012.

15. Tikhonov A.A. Prognozirovanie kak factor social'nogo upravleniya: kognitivnie i lichnostno-psikhologicheskie aspekti // Vlast'. 2014. № 12. S. 93-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.