Научная статья на тему 'Темпы развития малого и среднего бизнеса Якутии'

Темпы развития малого и среднего бизнеса Якутии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТАТИСТИКА / SMALLAND MIDDLE SCALE BUSINESS / TEMPOS OF ECONOMIC GROWTH / REGIONAL ECONOMY / STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рац Г. И., Иванов Н. Ю., Лаврова Д. П.

Статья посвящена темпам развития малого и среднего бизнеса в Якутии. В частности, использованы статистические показатели по Республике Саха (Якутия) и обобщены причинно-следственные характеристики темпов развития отраслей хозяйства и места в нем малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tempos of development of smalland middle scale business in Yakutia

The article focuses on the smalland middle scale business in Yakutia and tempos of development; the authors analyze statistical data and summarize the causative-consecutive characteristics illustrating the Republic’s economy in general and smalland middle scale business in particular.

Текст научной работы на тему «Темпы развития малого и среднего бизнеса Якутии»

3. Cools M. and Emmanuel C. and Jorissen A. Transfer Pricing and the Management Control System in the Tax Compliant Multinational

Enterprise // Accounting, Organizations and Society: 2008, 33 (6). — P. 603-628.

4. Chow C.W., Shields M.D., & Wu A. The importance of national culture in the design of and preference for management control for

multinational organizations // Accounting, Organizations and Society. — 1999. — P. 441-461.

5. Merchant K.A. Rewarding results. Motivating Profit Center Managers. — Boston: Harvard Business School Press, — 2009. — P. 272.

6. Fisher J. Contingency-based research on management control systems: categorization by level of complexity // Journal of Accounting Literature. — 2005. — No.14. — P. 24-53.

7. Cravens K., and Shearon W.T. An outcome-based Assessment of International Transfer Pricing Policy // The International Journal of Accounting. — 2006. — Vol.31. — No.4. — P. 419-443.

8. Cravens K. Examining the role of transfer pricing as a strategy for multinational firms // International Business Review. — 2007. — Vol.6. — No.2. — P. 127-145.

9. Baldenius T., Melumad N. D., Reichelstein S. J. Integrating Managerial and Tax Objectives in Transfer Pricing. — March, 2008. — P. 237.

10. Baldenius T., Bastion N., Reichelstein S., Market-Based Transfer Pricing: A Synthesis of Recent Studies. — 2011.— P. 321.

11. Oliver E. Williamson The Modern Corporation: Origins, Evolution, Attributes // Journal of Economic Literature. — 2011. — Vol.19. — No. 4. — P. 1537-1568.

12. Scott E. Masten Institutional choice and the organization of production: the make-or-buy decision // Journal of Institutional and Theoretical Economics. — 2006. — No.142. — P. 493-509.

13. Alchian A.A. Costs and Outputs. — Boston: Harvard Business School Press. — 2009.

1 Англ. «headquarter services»

2 Как нам представляется, для этого существует несколько причин, во-первых, статья Гилроя представляет не всю модель Мастена, хотя Гилрой описывает почти все переменные и предпосылки, но затем их часть (механизм переговоров и затраты по договору) просто не использует. Во-вторых, в работе Гилроя не раскрывается содержание используемой функции распределения вероятностей.

В-третьих, Гилрой приводит дополнительные интерпретации, по-своему толкует положения модели Мастена, и в этом состоит ценность его работы, но при этом выводы относительно модели он приводит по работе Мастена, вводя лишь дополнительное толкование. Таким образом, полное представление о модели можно получить только из работы Мастена.

ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ЯКУТИИ

Г.И. Рац,

профессор кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. МК. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук galina-ratz@mail.ru

Н.Ю. Иванов,

главный специалист отдела науки и инноваций Технологического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук 21aprel@mail.ru

Д.П. Лаврова,

соискатель кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

lavrova_1180@mail.ru

Статья посвящена темпам развития малого и среднего бизнеса в Якутии. В частности, использованы статистические показатели по Республике Саха (Якутия) и обобщены причинно-следственные характеристики темпов развития отраслей хозяйства и места в нем малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, темпы роста экономики, региональная экономика, статистика.

УДК 338.12 ББК 65.05

Доминирующей отраслью по видам экономической деятельности в Якутии остается оптовая и розничная торговля, которая в малых и средних формах предпринимательства занимает 25,6% согласно статистическим данным за 2011 г

До 2011 г. темпы их развития были наибольшие, чем в текущем году, поскольку в Якутии не было предусмотрено достаточных ресурсов, направляемых на развитие и расширение других видов экономической деятельности. Также темпы развития иных отраслей сдерживаются документационными номенклатурными заслонами (лицензии, сертификаты и прочие), получение которых нужно добиваться годами.

Наиболее характерным примером является строительство, доля которого составляет 18,6%. В отрасли наблюдаются тенденции увеличения темпов и объемов строительства объектов коммерческого и жилого назначения, стимулирующие инвестиционную привлекательность города Якутска и республики в целом.

Указ Президента республики от 12.10.2011 г. № 977 утвердил масштабные мероприятия согласно Государственной программе «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы», в котором предусмотрено предоставление социальных выплат гражданам, зарегистрированным на территории городского ок-

руга «Город Якутск» по оплате части стоимости приобретаемых жилых помещений в рамках реализации подпрограммы «Повышение доступности рынка многоквартирных жилых домов». В 2011 г. принято Постановление Правительства РС (Я) о новой программе «Пилотный проект». На этот проект из бюджета республики и России было выделено около 500 млн руб., субсидии которого смогли получить более 700 чел. Участниками проекта смогли стать не только бюджетные работники, но и все, кто нуждается в улучшении жилищных условий, которые ранее не могли воспользоваться государственной или муниципальной помощью, хотя при этом они должны отвечать требованию кредитоспособности.

В 2012 г. в Якутске проведение Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» и V Игр «Дети Азии» — это год активного строительства крупных объектов: крытого спортивно-зрелищного комплекса. Основным помещением является универсальный легкоатлетический зал с трибунами на три тысячи мест. В здании предусмотрены лечебно-восстановительный центр с блоком саун, массажный салон и физиокабинеты, ряд спортивных залов для занятий борьбы и боксом; помещения для спортсменов, судей, гостиница, ресторан на 150 мест, буфет, гараж-стоянка и другие дополнительные помещения. Архитектурный ансамбль основного блока включает 39-метровую смотровую площадку с лифтом, оформленную барельефами, на которых изображены мифологические герои якутского эпоса «Олонхо». Кроме того, рассматривается вопрос строительства плавательного бассейна, общежитий для Арктического государственного института культуры и искусства и Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Сопутствующими строительной отрасли являются сферы операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в данных отраслях и сферах деятельности, которые составляют 16,2% от общего числа малых и средних предприятий. В последние годы малый и средний бизнес в этом направлении динамично развивается, приумножая в разы механизмы операций в рыночном пространстве.

Сельское хозяйство занимает 13,3% от общей доли малых и средних предприятий. Преимуществом малого бизнеса аграрного сектора является то, что сильная государственная поддержка отрасли позволяет преобразовать усилия ручного труда в механизированный. В настоящее время наиболее эффективным способом организации сельского хозяйства является лизинг, который обеспечивает частно-государственные взаимоотношения.

Не секрет, что в России все, что связано с малым бизнесом и коммерческой деятельностью, обрастает большими проблемами. Неоднократно обращалось внимание на устранение бюрократических препонов, тормозящих развитие малого бизнеса, коррумпированность и круговую поруку в органах государственной власти, низкую культуру предпринимателей. Есть убеждение, что предпринимательство, как социальный институт, ответственно не только за свой бизнес, но и за то, что происходит во всей экономике [11].

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной организационной структурой и сочетанием природноклиматического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов и определяется процессами регионализации и пространственной кластеризации социально-экономического комплекса. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией относительно и слабо освоенных, развитых и депрессивных районов, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов. Кроме того, имеет значение неразвитость дорожно-транспортной и сопутствующих видов инфраструктуры, связывающих улусы республики и обеспечивающих ее внутренние связи, а также необходимость в диверсификации производительных сил и оптимизации ее расселенческо-поселенческой структуры. К наиболее мощным комплексам кластерно-территориального типа относятся полифункциональные производственные системы, формирующиеся на базе Якутской агломерации и близлежащих урбанизированных территорий, Нерюнгрин-ского и Алданского полюсов развития, Мирнинского ареала притяжения новых технологий, лидирующие функции которых в структуре хозяйства значительны. Для Якутии в кластерном подходе важным является развитие квази-рынка, укрепление внутриреспубликанских связей на основе развития дорожно-

транспортной инфраструктуры, создания межхозяйственных связей, совершенствования общественного разделения труда с максимальной реализацией местных ресурсов и возможностей, которые, постепенно расширяясь, будут выходить за пределы опорных «полюсов», распространяясь на все большие ареалы. Особого внимания и поддержки при таком развитии требуют многообразные сферы обслуживания, создающие новые рабочие места, предлагающие инновационные виды обслуживания, развивающие и облагораживающие территорию [7].

Документально критерии определения понятия «малый бизнес», основы формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий (который дал старт программе поддержки предпринимательства), впервые закреплены в законе о малом и среднем бизнесе в 2001 г. С тех пор многое изменилось: и российское законодательство, и условия существования бизнеса. Сложившиеся тенденции требуют современной нормативно-правовой базы и корректировки отношения государства к бизнесу.

Сегодня к малым предприятиям принято относить организации сферы розничной торговли и бытового обслуживания населения с численностью сотрудников не более 30 чел. Для предприятий сельского хозяйства и научных учреждений верхняя планка составляет 60 чел. Иметь в штате до 100 чел., при этом считаться малым предприятием могут только промышленные, строительные и транспортные компании. Для всех остальных отраслей лимит 50 сотрудников. Новые параметры, которые предлагает ввести Минэкономразвития России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и прочими заинтересованными структурами, будут совпадать с европейской практикой деления предприятий. Под микропредприятиями будут пониматься организации с численностью не более 15 чел. Малые предприятия могут включать в состав от 16 до 100 работающих, а средние — от 101 до 250 [5].

В настоящее время ожидается увеличение объема господдержки малому и среднему бизнесу. Министерство по делам развития предпринимательства, туризма и занятости Республики Саха (Якутия) считает, что «... если увеличится объем господдержки, то планируется рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 77000 единиц; увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями в валовом региональном продукте до 25,5%; увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике до 52%; увеличение инвестиций в основной капитал малых предприятий до 11500,0 млн руб.» [16].

Для достижения данной цели были озвучены пути решения развития предпринимательства в регионе на 2012-2016 гг., задачами которого является создание и обеспечение благоприятных условий развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на территории республики.

Успехи реализации проекта туристско-рекреационного кластера «Северный мир» в рамках софинансирования совместно с ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» являются катализаторами расширения малого бизнеса в данной сфере. Уникальность кластера «Северный мир» заключается в использовании естественных природных условий и климатических явлений; экстремально низкой температуры и вечной мерзлоты; материальной и нематериальной культуры народов Севера; особых элементов мировой цивилизации. Все это предполагает создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, привлечение инвестиций посредством создания инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и, конечно, развитие малого и среднего предпринимательства.

Туристско-рекреационный кластер распространяется на территории Центральной Якутии, в 33 км от города Якутска, на левом берегу реки Лена, в природно-ландшафтном парке «Мече-сиЬ|э», общей площадью 5,9 тыс. га.

Проект туристско-рекреационного кластера предполагает пополнение 9 объектами, включая объекты размещения, питания, досуга: научно-исследовательский комплекс «Всемирный центр Мамонта», подземную галерею «Мир вечной мерзлоты», историко-этнографический парк «Северная мозаика», крытый горнолыжный спуск, «Городские усадьбы», Парк развлечений. А также гостиничный комплекс из трех гостиниц: гостиница категории «5 звезд» — 100 мест, гостиница категории «3 звезды» — 100 мест, коттеджный городок — 100 мест, турбизнес [17].

Правительством Республики Саха (Якутия) работа по улучшению предпринимательского климата будет продолжена. Особое внимание при этом будет уделяться поощрению инновационной деятельности, реализации проектов развития малого и среднего бизнеса, направленных на повышение качества жизни населения.

Следовательно, можно прогнозировать темпы развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия).

По свидетельствам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), малый и средний бизнес в период кризиса оказался в более затруднительном положении по сравнению с крупным бизнесом, которому были оказаны государственные дотации. Однако нельзя не отметить и появление некоторых положительных тенденций во многом благодаря изменениям в законодательстве:

— с вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 июля 2009 г. (регламентирующего проведение проверок в сфере малого предпринимательства), количество проверок существенно сократилось. В то же время, внеплановые проверки бизнеса не были запрещены. Прежним остался и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

— в 2009 г. был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за деятельностью малого предпринимательства со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей;

— появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации, арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения [8];

— обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг;

— в рамках антикризисных мер в 2009 г. был снижен налог на прибыль до 20%. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала [6];

— субсидирование и помощь в получении кредита — еще одна антикризисная мера со стороны государства, включающая выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.), для молодёжных проектов (до 1 млн руб.). Более того, в рамках действующей на тот момент программы микрофинансирования стало возможным получение без залога и поручительства кредита в размере до 350 тыс. руб.;

— приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищнокоммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75% ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50% — на срок 2-3 года; 30% — при сроке 1-2 года [9];

— кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50% от суммы обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70% от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей — 70 млн руб. [9].

Итогом вышеперечисленных антикризисных государственных мер стало увеличение количества малых и средних предприятий в России (за год выросло на 9,3% — с 5126,9 до 5605,8 единиц). По расчётам общероссийской общественной организации предпринимателей малого и среднего бизнеса «Опора

России» (далее «Опора России»), на поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил в 2009 г. от 10,5 до 18,7 млрд руб. [10], что составило 1,6% от общего объёма федеральной антикризисной поддержки экономике. Росфиннадзор установил, что около 1 млрд руб. федеральных субсидий региональному малому бизнесу (5,5% общего их объёма) не дошло до адресатов, а 822,3 млн руб. остались неиспользованными.

Ухудшение условий налоговой политики относительно малых и средних предприятий стало неизбежностью, т.к. с 1 января 2010 г. единый социальный налог был заменён взносами в гос-фонды (хотя фактически совокупный размер взносов остался на уровне 26% от размера фонда оплаты труда).

По данным «Опоры России» летом 2010 г. Министерство финансов РФ приступило к обсуждению грядущих негативных изменений в системе налогообложения малого бизнеса, предложив с 2014 г. отменить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 г. перейти на систему патентов и, снизив предельную численность работников предприятия, ограничить количество плательщиков ЕНВД. В 2010 г. плательщиками ЕНВД были 55% малых и средних предприятий, 37% из них платили налог по упрощённой системе (УСН) и 8% — по общей системе налогообложения.

С начала 2011 г. Правительство приняло решение увеличить долю отчислений от 26% до 34% ФОТ (26% в ПФР, 5,1% — в ФФОМС, 2,9% — в ФСС). ЕНВД и УСН повысила нагрузку в 2,4 раза, для облагаемых налогов по общей системе («доходы минус расходы») — в 1,3 раза [10]. Для недопущения массового перехода налогоплательщиков на общее налогообложение, предприятия с годовым оборотом менее 60 млн руб. будут обязаны работать по УСН.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем правительственные меры повлекли за собой формальный рост предпринимательской активности, но в тоже время и фактическое снижение качественного уровня показателей ведения бизнеса. Бывшие безработные — новые предприниматели оказались необученными бизнесу и потому неготовыми к нему, что скажется в длительной перспективе для бюджета и для государства неблагоприятно.

Однако, кроме негативных последствий, можно отметить и положительное влияние кризиса. Наблюдаемое снижение числа предприятий говорит о здоровой экономической конкуренции

— с рынка ушли неконкурентоспособные и малоэффективные предприятия.

В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства на получение кредитных средств в ОАО «Внешэкономбанк» по фиксированным процентным ставкам на 1 января 2010 г. объем гарантийного фонда составил 231 млн руб., и с учетом банковского мультипликатора лимит ответственности фонда составляет 685 млн руб., что позволит привлечь кредитов до 1 млрд руб.

Дополнительная капитализация гарантийного фонда позволила расширить круг банков-партнеров, работающих по программе предоставления поручительств. Сегодня предприниматели Республики Саха (Якутия) имеют возможность получить кредит под поручительство Фонда в 9-ти банках республики: АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО, ЯФ ОАО «Далькомбанк», ЯРФ «Россельхозбанк», ЯО «Сбербанк России», ЯРФ ОАО АКБ «Росбанк», «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) в г. Якутске, ЯФ ОАО «Банк Москвы», ЯФ НБ «ТРАСТ» ОАО, НКБ «Нерюнгрибанк».

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.12.2009 г. № 611 «Об арендной плате на 2010 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки» продлено действие льготной аренды для субъектов малого и среднего предпринимательства на 40% от размера арендной платы, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости.

На территории республики сформированы перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.04.2009 г. № 145). По итогам 1 квартала 2010 г., перечень государственного и муниципального имущества состоит из 293 объектов, из них 176 арендаторов — субъекты малого и среднего предпринимательства.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 31.12.2009 г. № Р-1901 утвержден Перечень государственного имущества на 2010 г., в него включены 45 объектов недвижимости, общей площадью 20126,40 м2.

Российский банк развития (ОАО «РосБР») на конкурсной основе осуществляет финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства через региональные банки-партнеры и организации инфраструктуры. Лимит Республики Саха (Якутия) составляет 134 млн руб. В декабре 2009 г. открыта дополнительная кредитная линия в размере 60 млн руб. для НО «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)».

Другой формой имущественной поддержки является преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества, во исполнение которого Законом республики установлены сроки рассрочки выкупа не менее 5 лет и площадь до 1000 м2, как для государственного, так и для муниципального имущества. В прогнозный план приватизации государственного имущества на 2010 г. включено 3 объекта недвижимости по заявкам субъектов малого и среднего предпринимательства, из них один объект приватизирован, 2 объекта на стадии оформления. В ходе XIV очередного пленарного заседания Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О государственном прогнозном плане приватизации государственного имущества Якутии на 2010 год», утвержден государственный прогнозный план приватизации, в который включены 2 объекта [16].

Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства, порядок представления ими статистической и бухгалтерской отчетности, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, льготное кредитование, создание и функционирование обществ взаимного кредитования, порядок страхования субъектов малого предпринимательства и создания союзов (ассоциаций) и некоммерческих объединений субъектов малого предпринимательства, регулируются Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Вопросам развития предпринимательства придается большое значение в рамках региональной политики поддержки предпринимательства и развития его соответствующей инфраструктуры. В частности, формируются сети региональных и городских бизнес-центров, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технологических парков и т.п., которые могут предоставлять реальную консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах их создания.

Тем не менее, у предприятий, как и у государства, до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

В Якутии одной из действенных мер по повышению эффективности малого и среднего бизнеса может стать кумуляция предприятий вокруг сырьевых отраслей. При совокупности рисков большее количество застрахованных объектов и/или нескольких объектов со значительными страховыми суммами могут быть затронутыми одним и тем же страховым случаем, что позволяет в случае кумуляции крупные убытки делить на всех участников. В системе кумуляции малого и среднего бизнеса, если вложиться, полученный доход можно ориентировать на создание единого фонда, из которого будут финансироваться маркетинговые исследования, научно-технические разработки и т.д.

В заключение следует отметить, что малый и средний бизнес способен к кардинальным сдвигам в экономике. Однако успешное развитие данного сектора экономики реально только при условии грамотного подхода в государственной политике, направленной на всестороннюю поддержку развития малого бизнеса.

Литература

1. ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности». № 405, от 04.04.07

2. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». № 164, от 01.02.08.

3. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». № 301, от 06.04.06.

4. ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». № 159, от 22.07.08.

5. Российская газета: http://bishelp.ru/zakon/dopkons/razmer.php

6. Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год. [Электронный ресурс] — интернет-портал правительства РФ, 19 июня 2009 года. URL: http://premier.gov.ru/anticrisis/1.html

7. Бекетов Н.В. Современные проблемы пространственной организации экономики Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. — 2006. — № 11. — С. 23-26

8. Дзись-Войнаровский Н. Малое скрытное дело [Электронный ресурс] — Деловые новости и блоги Slon.ru, 24 августа 2009 года. URL: http://slon.ru/articles/118558/

9. Каньшина Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? URL:http://lf.rbc.ru/recommendation/ business/2009/06/16/74978.shtml

10. Махлин М. «Упрощенцы» вымрут. «Российская бизнес-газета», № 767(34) (14 сентября 2010 года).

11. Тарасов М.Е., Правовое регулирование коммерческой деятельности: учебное пособие — Якутск: изд-во ЯГУ, 2010.

12. Статический бюллетень № 302/549 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за январь и сентябрь 2011 года» — Якутск, 2012.

13. Официальный сайт Министерства по делам предпринимательства и туризма РС (Я), [электронный ресурс] www.minpred.ru.

14. Официальный сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». URL: http://opora.ru/

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect

16. http://www.sakha.gov.ru/documents/2385

17. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_504953.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.