Научная статья на тему 'Темная материя мировой экономики'

Темная материя мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриняев Сергей, Фомин Александр

В космологии и астрофизике существует понятие «темной или скрытой материи». Под это словосочетание попадает совокупность астрономических объектов, недоступных прямым наблюдениям современными средствами астрономии, но наблюдаемым косвенно по гравитационным эффектам, оказываемым на наблюдаемые объекты. Считается, что примерно 30% массы Вселенной состоит из темной материи. О существовании такого вида вещества астрономы подозревали еще в середине прошлого века, когда начали изучать вращение нашей и других галактик. Природа невидимой материи до сих пор остается загадкой. Ясно одно: она состоит из частиц, которые чрезвычайно слабо взаимодействуют с обычным веществом.Ситуация в современной мировой экономике аналогична астрофизическим проблемам: здесь тоже существуют «темные» объекты, искривляющие экономическое пространство и оказывающие существенное влияние на ход и исход мировых процессов. В настоящей статье мы рассмотрим несколько таких «темных» объектов, которые в последнее время приобрели большую значимость или приобретут ее в ближайшее время. После этого, на основе результатов проведенного анализа, попытаемся ответить на вопрос: какие фундаментальные силы и интересы стоят за этими «темными» объектами мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dark Material Of The World Economy

In cosmology and astrophysics there is a concept of “dark or latent material.” Under this concept is to be understood aggregate of astronomical objects beyond the reach of direct observations with the help of contemporary astronomical tools. The nature of invisible material has been a secret up to our days. It is clear one thing – it consists to participles which interact too weakly with ordinary substance. The situation in up-to-date world economy is analogical with astrophysical problems: There are also “dark” objects distorting the economic plane and having considerable influence on course and outcome of world processes. In the very article are considered some suchlike “dark” objects, which have recently acquired great significance or will acquire it in the near future. After that, on the basis of the results of the analysis made, an answer is given to the question: which fundamental forces and interests stay behind these “dark” objects of world economy.

Текст научной работы на тему «Темная материя мировой экономики»

ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Серегей Гриняев, Александр Фомин

В космологии и астрофизике существует понятие «темной или скрытой материи». Под это словосочетание попадает совокупность астрономических объектов, недоступных прямым наблюдениям современными средствами астрономии, но наблюдаемым косвенно по гравитационным эффектам, оказываемым на наблюдаемые объекты.

Считается, что примерно 30% массы Вселенной состоит из темной материи. О существовании такого вида вещества астрономы подозревали еще в середине прошлого века, когда начали изучать вращение нашей и других галактик. Природа невидимой материи до сих пор остается загадкой. Ясно одно: она состоит из частиц, которые чрезвычайно слабо взаимодействуют с обычным веществом.

Ситуация в современной мировой экономике аналогична астрофизическим проблемам: здесь тоже существуют «темные» объекты, искривляющие экономическое пространство и оказывающие существенное влияние на ход и исход мировых процессов.

В настоящей статье мы рассмотрим несколько таких «темных» объектов, которые в последнее время приобрели большую значимость или приобретут ее в ближайшее время.

После этого, на основе результатов проведенного анализа, попытаемся ответить на вопрос: какие фундаментальные силы и интересы стоят за этими «темными» объектами мировой экономики.

1. Хедж - фонды

Наиболее известными темными объектами экономики являются так называемые хедж-фонды. Слово «известными» относится к форме, а не содержанию, структуре, стратегии этих фондов.

Хотя о хедж-фондах много говорят и пишут уже на протяжении нескольких десятилетий, большинство неспециалистов в финансах имеют весьма расплывчатое представление об их деятельности. Как правило, под хедж-фондами понимают частные инвестиционные фонды, которые взимают комиссию за свои услуги и обычно открыты для ограниченного числа квалифицированных инвесторов [1].

Название «хедж-фонд» происходит от механизма хеджирования, то есть

28

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

страхования [2]. Пытаясь ограничить потенциальные потери на своих основных рынках, фонды часто пользуются методом коротких позиций, продавая ценные бумаги, которыми сами не владеют.

По определению экспертов МВФ, хедж-фонды представляют собой эклектические инвестиционные пулы, организованные обычно в форме частных партнерств и зарегистрированные зачастую в оффшорных зонах («налоговых гаванях») по соображениям, связанным с режимом налогообложения и государственного регулирования [3]. Согласно Википедии, хедж-фонд — частный, не ограниченный нормативным регулированием инвестиционный фонд, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим [2].

В специальной литературе ситуация преподносится обычно таким образом, что хедж-фонд — это обычное частное инвестиционное партнерство, инвестирующее преимущественно в публично торгуемые бумаги или производные финансовые инструменты [4]. Важным отличием хедж-фондов от других институциональных инвесторов (банки, пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения, располагающие крупными активами) является практически полное отсутствие регулирования [5].

Считается, что первый хедж-фонд был создан в США в 1949г. Это не следует рассматривать, как случайное событие. Необходимо обратить внимание, что функционирование хедж-фондов началось через 5 лет после Бреттонвуд-ского соглашения 1944г. и практически сразу после объявления плана Маршалла по предоставлению финансовой помощи послевоенной Европе.

Справка: Бреттонвудское соглашение фактически узаконило применение доллара США в качестве единственной мировой валюты. Оно завершило многолетний процесс постепенной монополизации американской валюты за счет вытеснения сначала рубля, затем немецкой марки и французского франка и, наконец, английского фунта стерлингов. С 1944г. только доллар США имел право обмениваться на золото, а национальные валюты других стран должны были подлаживаться под него.

Отрицательный эффект этой монополизации проявился довольно скоро: в США началось масштабное печатанье не обеспеченных товарами и услугами долларов. Необходимы были срочные меры по предотвращению инфляции. И они скоро были выработаны, благо внешнеполитическая ситуация тому способствовала.

В 1945г. закончилась Вторая мировая война. Европа лежала в руинах. И США в соответствии со своей постоянной потребностью — самоотверженно спасать весь остальной мир — решили ей «помочь». По знаменитому плану

29

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Маршалла Америка выделила Европе $12 млрд. Причем по большей части это был даже не долг: $9 млрд из 12 были просто подарком. Параллельно $2 млрд было «подарено» Японии. К 1966г. денежный вал из Америки в Европу достиг пиковой величины — $54,6 млрд.

В чем же был смысл этой неслыханной щедрости? А в том, что в Европу и Японию американцы сбрасывали свою инфляцию.

Механизм перекладывания своих проблем на чужую голову работал следующим образом. Америка печатает необеспеченные деньги, чтобы расплатиться с бюджетниками, профинансировать свои траты, купить нефть за рубежом... Понятно, что это должно привести к высокой инфляции.

План госсекретаря США Маршалла заключался в том, чтобы успеть с помощью налогов собрать необеспеченные деньги и прежде, чем они раскрутят инфляцию, «одолжить» эту бумагу европейцам под видом настоящих денег. Таким образом, можно тратить больше, чем зарабатываешь, и жить за счет других. США рассчитывали, что «евродоллары» никогда обратно не вернутся и отдавать Европе за них золото не придется. Но из-за того, что США экспортировали европейцам все-таки не деньги, а бумагу, в 1950-х годах в Европе приключилась такая инфляция, что историки ее даже назвали Великой.

Первое время, пока финансовая система США оставалась устойчивой, а доллар — относительно стабильным, на рынке ценных бумаг наблюдался рост, хедж-фонды оставались в тени и не привлекали особого внимания инвесторов. Однако в условиях ухудшения макроэкономической обстановки, роста напряженности на валютном рынке, повышения неустойчивости на рынке акций специалисты вернулись к идее использования хедж-фондов, гарантирующих не только увеличение прибыли, но и способствующих уменьшению инвестиционного риска.

В настоящее время можно выделить следующие важнейшие аспекты работы хедж-фондов [6]:

• хедж-фонды представляют спекулятивные инвестиции и характеризуются высоким уровнем риска; инвестор может потерять значительную часть своих средств;

• документация хедж-фондов (проспекты, инвестиционные стратегии и пр.) не рассматривается и не подлежит одобрению органов власти – ни государственных, ни местных, ни республиканских;

• у хедж-фонда может быть короткая история существования и деятельности (или ее может не быть вообще), и он может использовать данные о

30

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

гипотетической или формальной деятельности, которая может не соответствовать реальным операциям управляющих и советников; следовательно, к ней необходимо подходить с осторожностью; инвесторы не должны полагаться на рекламные проспекты хедж-фондов;

• управляющие или советники хедж-фондов обладают полной властью над операциями;

• хедж-фонд может не обеспечивать прозрачности в отношении своих инвестиций (включая суб-фонды в структуре фондов) перед инвесторами, что не позволяет инвесторам проводить мониторинг специфических инвестиций хеджевых фондов или распознать, являются ли инвестиции субфонда частью стратегии хедж-фонда или нет, и каков уровень их риска;

• к хедж-фондам не предъявляются требования регулярно предоставлять инвесторам информацию о периодически проводимых переоценках или перерасчетах цен; иначе говоря, фонды не обязаны разглашать информацию о своем финансовом состоянии; кроме того, конкретные методы торговли на рынках и стратегии инвестирования являются ноу-хау фондов, поэтому эта информация также остается закрытой.

После того, как ознакомишься с этими особенностями хедж-фондов, невольно возникает ощущение, что все это — знакомо, уже где-то было, где-то мы об этом слышали или читали. И после недолгих воспоминаний в сознании проявляются светлые образы технического директора и уполномоченного по копытам.

Действительно, это же незабвенные «Рога и копыта», только в мировом масштабе, а не в отдельно взятом г.Черноморске. О.Бендеру очень понравилась бы, что хедж-фонд может использовать данные о гипотетической или формальной деятельности. Что тут скажешь? Только то, что опять американцы в традиционной для них манере присвоили чужое изобретение.

По некоторым данным [1, 7], в США насчитывается более 9 тыс. хедж-фондов (Рис. 1), совокупные активы которых составляют $1,8 трлн (примерно в 1,5 раза больше российского ВВП в 2007г.). Эксперты отмечают, что на протяжении последних нескольких лет объем активов этих фондов ежегодно увеличивается в среднем на $130-200 млрд (Рис. 2). В настоящее время по совокупным активам хедж-фонды уступают взаимным инвестиционным фондам (около $10 трлн), а также банкам и страховым компаниям. Однако по темпам развития хедж-фонды являются наиболее быстро растущим сегментом финансового сектора США.

31

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Рис. 1

91 ’93 95 "97 Э9 01 ֊03 05 ֊07

млрд допп. тыс.

■ Объемы капитала под управлением фондов

■ Чиг.пп фондов (правая шкапа]

Источник: Hedge Fund Research

Для минимизации налогов американцы часто создают оффшорные хедж-фонды в зонах безналоговых юрисдикций. Наиболее известные оффшорные юрисдикции, специализирующие на регистрации и обслуживании инвестиционных фондов — Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Нидер-ладские Антиллы.

Рис. 2

Чистый приток, капитала 200

150

1 ПО

■i.ll

91 '9Э 05 97

мпрд дрпп

Источник: Hedge Fund Research

Необходимо отметить очень важную деталь: американские хедж-фонды не попадают под действие Закона об инвестиционных компаниях США 1940г., требующего соблюдения регулирующего режима, и Закона о ценных бумагах 1933г., обязывающего инвестиционные фонды регистрироваться в Комиссии по

32

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

ценным бумагам и биржам США (SEC). Таким образом, с точки зрения соблюдения регулирующего режима и других правил, касающихся операций с ценными бумагами, хедж-фонды находятся в более свободном поле по сравнению с другими участниками рынка.

В большинстве стран также отсутствуют прямые юридические определения того, что такое хедж-фонд. Поэтому, будучи частными компаниями, они избегают прямого регулирования со стороны финансовых органов. Вне непосредственного госконтроля хедж-фонды ограничены ответственностью по собственным контрактам с инвесторами, поэтому могут выбирать более сложные (часто более рискованные) инвестиционные стратегии, например продажи без покрытия, инвестиции в рынки фьючерсов, свопов и прочих деривативов.

В последние годы активность хедж-фондов на рынках публичных ценных бумаг значительно выросла. На американском рынке около 30% всех облигаций торгуется через хедж-фонды. Они же участвуют в 30% транзакций на фондовых рынках в США и Европе. Через них проходит около 50% сделок по деривативам с инвестиционным рейтингом и выше, а также более 55% объема торгов облигациями развивающихся рынков. Хедж-фонды доминируют на некоторых нишевых рынках, например в торговле деривативами с высокой доходностью. В богатом финансовыми кризисами 2007г. активность хедж-фондов резко повысилась на рынках сырьевых товаров, прежде всего нефти, металлов и зерна [1].

В этой связи необходимо сделать одно небольшое отступление. В последние время в связи с развитием ипотечного кризиса в США и его распространением на другие сферы финансовой деятельности во многих странах предпринимаются активные действия по установлению причин этого кризиса. Первые виновники уже названы — рейтинговые агентства, якобы просмотревшие риски. Второй причиной некоторыми аналитиками все чаще называются элементы срочного рынка: фьючерсы, опционы и т.д.

По нашему мнению, американский ипотечный кризис был давно предопределен, можно сказать – он был запрограммирован. В 2000г. аналитики S&P на основании данных от ипотечных кредиторов сделали странный вывод, что дефолт по комбинированному кредиту – когда заемщик в дополнение к ипотечному кредиту берет второй, пуская его на первоначальный взнос, – не более вероятен, чем по обычному ипотечному кредиту. Принятое решение позднее способствовало росту рынка высокорискованных ипотечных кредитов до $1,1—1,3 трлн.

Здесь мы не можем удержаться от комментария: интересно было бы посмотреть на тех умников, которые сделали такой вывод, и тех, кто ему поверил. Следуя этой логике, можно затем последовательно брать 3-й, 4-й, 5-й и т.д. кредиты в обеспечение первоначального взноса. И всего за $10-100 тысяч скупить всю экономику США, причем без повышения риска дефолта.

33

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Лишь в 2006г. S&Pизменил мнение, но было уже поздно.

По нашему мнению, дело здесь не в срочном рынке (то есть, не в инструментах финансовой политики, которые, как и любые инструменты, могут оказаться полезными или вредными в зависимости от цели), а в закрытости тех организаций типа хедж-фондов, которые этот инструмент применяют.

На самом деле хедж-фонды являются «тайной, покрытой мраком», финансовыми «черными дырами»; они не подлежат регулированию со стороны государственных органов. Теоретическим обоснованием подобного невмешательства в дела хеджевых фондов является то, что их клиентскую базу составляют инвесторы, чей личный капитал превосходит $1 млн и чьи доходы превышают $200 тыс. в год. Предполагается, что такие люди должны иметь достаточно финансовой смекалки, чтобы самостоятельно контролировать свои вложения. Стандартной комиссией считается 2% при возврате на вложенный капитал 20%.

Странно, не правда ли? Для финансовых организаций с общим объемом активов, сопоставимым с капитализацией некоторых национальных фондовых рынков, в США не нашлось подходящего закона? Другими словами, хедж-фонды, которые способны если не обвалить, то, по крайней мере, существенно деформировать фондовой рынок любой развивающейся страны — Индии, Китая, России, Бразилии — и обеспечить перераспределение значительных капиталов в нужных для их организаторов направлениях, никем не регулируются и никому не предоставляют никакой информации о своей деятельности. И это происходит в стране, руководители которой выступают за рыночные отношения, со всех высоких трибун говорят о необходимости обеспечения прозрачности, реализации мониторинга и международного контроля. Понятно, что существующие прорехи в законодательстве — это не случайность или упущение нерадивых чиновников и т.д., а специально созданные лазейки, предназначенные для управления финансовыми рынками незаконными средствами. И грош (или цент) цена идеальной прозрачности в остальных его сегментах, если имеется абсолютно непрозрачная и весьма значительная часть — она всегда и будет определяющей в кризисных ситуациях.

Поэтому неудивительно, что хедж-фонды, особенно оффшорные, в последние годы стали объектом пристального внимания правительств ряда стран и международных институтов, которые объявили войну отмыванию «грязных денег».

Разумеется, не все оффшорные хедж-фонды используются для проведения финансовых махинаций, однако, как отмечают эксперты, нечто из того, что происходит в оффшорном мире, дает основания для беспокойства.

В качестве примера сомнительных операций с капиталом через оффшорные территории нередко приводится тихоокеанский остров Науру. Этот остров,

34

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

площадь которого составляет всего 21 км2, по территории превосходит только Ватикан и Монако. На нем проживают 12,3 тысяч жителей. Зато действующие на острове законы о банковской тайне позволили в 1998г. (последнем, для которого имеются данные) «перекачать» через оффшорные банки, зарегистрированные в этой стране, более $70 млрд капитала, сомнительным образом вывезенного из России [8].

Таким образом, хедж-фонды — это инструменты скорее не квалифицированного инвестирования, а перевода и концентрации больших капиталов в нужных для США направлениях.

Рост влияния фондов все чаще вызывает дискуссии о необходимости ввести законодательные ограничения их деятельности.

Сами организаторы хедж-фондов понимают, что полагаться только на эффективность менеджмента неправильно. В конце января 2008г. группа из ведущих лондонских хедж-фондов (известная как HFWG) объявила о создании списка добровольных правил для менеджеров хедж-фондов. В группу входят 14 крупнейших хедж-фондов Британии, включая Man Group, GLG Partners, Lansdowne Parters, Marshall Wace и Breva Howard. Фактически это первая попытка ввести саморегулирование для этой отрасли финансов, которая традиционно считалась свободной от какого бы то ни было надзора.

Как заявил Эндрю Лардж, бывший замглавы Банка Англии, возглавивший «группу HFWG>, британский кодекс будет зависеть от требований к хедж-фондам со стороны инвесторов — по принципу «подчиниться требованиям или объяснить отказ». Новые стандарты в отрасли окажутся под надзором Совета по стандартам (HFSB). Менеджеры тех фондов, которые войдут в совет, будут либо подчиняться правилам, либо объяснять свой отказ.

Кроме того, от базирующихся в Британии хедж-фондов потребуется большее раскрытие операций и сути инвестстратегий, принятых на себя рисков и методов оценки сложных активов.

Важное нововведение — правила не будут разрешать распространенную до сих пор практику использования полученных в заем акций для голосования на собраниях акционеров. Такая практика во время ряда сделок по слияниям и поглощениям в Британии и в США подверглась серьезной критике, поскольку позволила хедж-фондам оказывать влияние на происходящее в компаниях без собственных инвестиций.

Внимательнее вчитайтесь в предыдущий абзац. О какой рыночной экономике может вообще идти речь при подобном порядке совершения миллиардных сделок? Уже только этот один факт подтверждает то, что мировая экономика серьезно, — может быть, уже неизлечимо —больна.

35

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Ассоциация британских страховщиков (многие ее члены являются инвесторами в хедж-фонды) выступила с оптимистичным заявлением, что новые правила — это «хорошее начало», но отрасли требуется большая прозрачность для мониторинга действия правил.

Но новая система не предполагает жесткого исполнения стандартов — за решение не использовать их к хедж-фондам никаких санкций применяться не будет. Таким образом, новые правила оказываются практически бесполезными. «Хотя поначалу система может функционировать нормально, достаточно будет одного случая, чтобы она перестала работать. Если тот или иной фонд заявляет о своей приверженности правилам, а потом оказывается, что это не было правдой, то вся репутация системы стандартов оказывается под угрозой», — прокомментировал новый кодекс саморегулирования хедж-фондов Том Браун, консультант по этой отрасли из KPMG.

Эксперты считают, что во многом это решение фондов было вызвано участившимися призывами со стороны политиков взять деятельность хедж-фондов под госконтроль. Например, об этом говорил немецкий министр финансов Пе-ер Штайнбрюк во время прошлогоднего саммита G8. Германия, а вслед за ней и Франция обрушились на хедж-фонды с волной критики, называя их «ковбоями от финансов», деятельность которых никак не регулируется и ведет к непредсказуемым последствиям. Осенью 2007г. министерство финансов США образовало специальную группу из ведущих инвесторов и менеджеров хедж-фондов, чтобы создать кодекс для отрасли на территории США.

2. Государственные инвестиционные (суверенные) фонды

Другим объектом «темной стороны» мировой экономики по силе влияния могут быть с уверенностью названы государственные инвестиционные фонды.

Во всем мире активы государственных инвестиционных (суверенных) фондов примерно вдвое превышают совокупные активы хедж-фондов. К 2012г. могут увеличиться с $3,2 трлн до $5 трлн, считают аналитики Deutsche Bank, опубликовавшие 11.09.2007г. обзор деятельности этих структур [9]. Суверенные фонды становятся крупнейшими игроками мировых финансовых рынков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во многих регионах мира, включая Россию, США, Китай, ЕС, или обсуждаются, или уже принимаются законопроекты, в разных формах ограничивающие возможности корпораций, контролируемых иностранными правительствами, инвестировать в стратегические отрасли экономики. Суверенные фонды стали вторым после хедж-фондов объектом критики со стороны политиков.

По некоторым оценкам, в настоящее время активы суверенных фондов составляют около 7% капитализации мирового фондового рынка и около 5% активов мировой банковской системы [9, 10].

36

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

Табл. 11

Страна Фонд Капитал, $млрд Год основания Источник доходов

ОАЭ Инвестиционное агентство Абу-Даби 875 1976 Нефть

Сингапур Правительственная инвестиционная корпорация Сингапура 330 1981 Не сырьевой

Норвегия Правительственный пенсионный фонд Норвегии 350 1990 Нефть

Саудовская Аравия Несколько фондов 300 Н.д. Нефть

Кувейт Инвестиционное агентство Кувейта 250 1953 Нефть

Китай Инвестиционная компания Центрального Худжина 100) 2003 Не сырьевой

Китай Инвестиционная компания Китая 200 2007 Не сырьевой

Гонконг Инвестиционный портфель монетарного агентства Гонконга 140) 1998 Не сырьевой

Россия Стабилизационный фонд 158 2003 Нефть

Сингапур Temasek Holdings 159 1974 Не сырьевой

Австралия Правительственный фонд будущего 61 2004 Не сырьевой

Ливия Резервный фонд 50֊) Н.д. Нефть

Катар Инвестиционное агентство Катара 40֊) 2000 Нефть

США Постоянный резервный фонд Аляски 40) 1976 Нефть

Канада CPP Investment Board 119

Бруней Инвестиционное агентство Брунея 85) 1983 Нефть

Ирландия Национальный фонд пенсионных резервов 29') 2001 Не сырьевой

Алжир Резервный фонд 25') Н.д. Нефть

Южная Корея Инвестиционная корпорация Кореи 20') 2006 Не сырьевой

Малайзия Khazanah 18') 1993 Не сырьевой

Казахстан Национальный фонд Казахстана 18') 2000 Нефть, газ, металлы

Помеченные ։) данные приводятся по [10].

37

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Суверенные фонды по их влиянию на мировую экономику — существенно неоднородны. Среди них присутствуют фонды Норвегии, Ирландии, Южной Кореи, стратегические цели которых прозрачны и реализуемы, поскольку они находятся в русле финансовой политики США.

Вторая группа — суверенные фонды, которые ориентированы на национальные цели соответствующих государств, но которые представляют или могут представить в будущем конкуренцию финансовым интересам США. У таких фондов, как правило, рано или поздно возникают проблемы и сложности с реализацией целей. Пример — крупнейший в мире суверенный фонд Abu Dhabi Investment Authority из Объединенных Арабских Эмиратов. Он уже столкнулся с противодействием со стороны западных регуляторов. Контролируемым им фирмам не позволили ни купить 6 американских портов, ни блок-пакет скандинавской биржи.

Наконец, существуют суверенные фонды в таких странах, как Россия. Эти фонды не только не служат национальным интересам, но искажают и деформируют экономики своих стран. Так же, как их физические аналоги – астрономические «черные дыры», искривляющие пространство-время и безвозвратно втягивающие в себя вещество и энергию.

Действительно, согласно требованиям МВФ, которым почему-то следует Россия, вся валютная выручка российских сырьевых компаний должна продаваться на валютной бирже. Основным игроком здесь выступает Центральный Банк (ЦБ). Это – первая странность (подобных странностей будет еще много по ходу дальнейшего изложения) – допускать к торгам организацию, которая имеет исключительное право печать деньги, и при этом представлять дело таким образом, что курсы валют справедливо устанавливаются рынком.

Естественно, что ЦБ решает этот вопрос в свойственной ему манере – просто печатает и запускает в обращение дополнительные рубли, часть из которых через некоторое время возвращается Минфину в виде налогов. Но оставшаяся часть свеженапечатанных рублей продолжает свое обращение.

Естественно, что возращенные рубли целесообразно вывести из обращения, иначе они приведут к дополнительной инфляции. Поэтому они поступают на специальный счет Минфина и оседают в стабилизационном фонде, получая адекватное отражение в золотовалютных резервах ЦБ. Иначе говоря, эти средства формально являются пассивами ЦБ и «растворены» в составе золотовалютных резервов (ЗВР). Динамика величины активов стабилизационного фонда представлена на Рис. 3 и в Табл. 2.

38

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

Рис. 3

Табл. 2

Наименование параметра 2008г. 2009г. 2010г.

Резервный фонд, млрд руб. 3848 4324 4997

Фонд национального благосостояния, млрд руб. 851 1066 1027

Суммарные активы в фондах, млрд руб. 4699 5390 6014

ВВП, млрд руб.

Прогнозируемая среднегодовая цена нефти, $/баррель 74 66 62

Источник: МЭРТ

С 2008г. стабилизационный фонд разделен на 2 фонда: резервный и фонд национального благосостояния.

На момент написание данной статьи в этих 2-х приемниках стабилизационного фонда сосредоточено $125,4 млрд и $32 млрд соответственно.

Все бы ничего. Но только, как известно, российские ЗВР размещены в якобы надежных низкопроцентных ценных бумагах США, проценты по которым значительно ниже реального темпа инфляции доллара США. Поэтому при любом раскладе внешнеполитической ситуации эти деньги в Россию уже не вернутся.

Стабилизационный фонд обречен оставаться без движения: если его использовать на внутренние цели, то инфляция в российской экономике значительно увеличится. Поэтому у нас и происходят такие чудеса — при якобы больших объемах суверенного фонда появляются проблемы с ликвидностью, а российские формы и организации берут долги не в собственной стране, а за рубежом.

39

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Средства российского стабилизационного фонда (точнее — их валютное отражение в ЗРВ) до сих пор расходовались только на погашение внешних задолженностей или формально перемещались в другие фонды (Табл. 3)

Табл. 3

Время транша Направление использования средств фонда Объем транша, млрд руб.

Январь 2005г. Погашение долга МВФ 93,5

Июнь 2005г. Досрочное погашение части долга странам-членам Парижского клуба 430,1

Декабрь 2005г. Покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ 30

Досрочное погашение задолженности перед Внешэкономбанком по кредитам Минфину в 1998-1999гг. 123,8

Август 2006г. Досрочное погашение части долга странам-членам Парижского клуба 616,8

Ноябрь 2007г. Имущественный взнос в капитал Банка развития 300

Источник: Минфин

Но в конце 2007г. российские финансовые интеллектуалы придумали новое направление инвестирования. «Интерфакс» со ссылкой на «источник в одном из профильных ведомств» сообщил, что «ЦБ РФ некоторое время назад разместил около $40 млрд в ипотечных агентствах Freddie Mac и Fannie Mae». В 2008г. предполагается инвестировать в облигации 15 американских и европейских институтов развития, в том числе в указанные выше ипотечные агентства, еще 15% средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, или более $20 млрд [12].

То есть, в то время, когда западные банки объявляют себе банкротами и признают ошибочность своей стратегии вложения средств в американскую ипотеку, Россия готова пожертвовать десятками миллиардов долларов для стабилизации ситуации. Заметьте, $60 млрд – это более трети финансовых средств ($160 млрд), которые выделяет правительство США на ликвидацию негативных последствий ипотечного кризиса и в помощь рядовым американцам. Получается, что Россия должна в этом тоже поучаствовать, забыв про многочисленные и гораздо более серьезные проблемы своих граждан.

В связи с этим, еще одна странность – постоянный, от года к году, профицит федерального бюджета при непрерывно возрастающей налоговой нагрузке (Рис. 4), которая возрастает не только в номинальном, но в реальном выражении

40

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

(т.е. с поправкой на инфляцию). Ей может быть только одно объяснение — в правительстве четко осознают, что средства российского суверенного фонда (суверенных фондов) никогда в экономику не вернутся.

И что особенно раздражает, так это примитивные аргументы финансовых чиновников, пытающихся скрыть истинное положение дел.

Но не все напечатанные ЦБ рубли удается возвратить в виде налогов — часть из них продолжает циркулировать в экономике, разогревая инфляцию.

Рис. 4

Структура налоговых сборов

180

160֊

140

120֊

100֊

80

60

40

20

0

шш

2007

2008

О НДС - 109,2%

■ НДПИ - 54,2%

О На прибыль - 29,1%

О Подоходный - 32,2%

И внебюджетные фонды - 22,7%

год

Именно наличие рублей, не обеспеченных товарами и услугами, является основным источником высокой инфляции. А не злонамеренные китайцы, которые всеми своими 1,5 миллиардами вдруг начали пить молоко. И не российские перекупщики сельскохозяйственной продукции — можно подумать, что их не было в прошлые годы (именно об этом, как об основной причине мирового финансового кризиса, писал ряд СМИ).

Для выявления «масштаба бедствия» оценим мощность этой «черной дыры» российской экономики.

В 2007г. в российские ЗВР было перечислено около $160-170 млрд, то есть около 12-13% валового внутреннего продукта. Другими словами, каждый гражданин РФ — люди активного возраста, дети, старики, инвалиды — фактически заплатил дань США в размере восьмой части общего дохода. Именно дань, а не налог, потому что налоги возвращаются в виде социально значимых инвестиций. А здесь — навсегда выведены из экономики активы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При татаро-монгольском иге жители Руси платили примерно десятую часть

41

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

всех доходов. И это привело к глубокой и длительной деградации хозяйства.

Сейчас платим больше. Поэтому не стоит удивляться тому плачевному состоянию, в котором реально оказалась российская экономика к началу 2008г. Не преувеличивая, можно сказать, что основные беды современной России на 90% обусловлены ежегодным выводом из ее экономики сотен миллиардов долларов.

На начало 2008г. у России и Тайваня валютные резервы составляют примерно по $0,5 трлн, у Китая — около $1,5 трлн, у Японии — около $1 трлн. Все эти деньги переведены в долгосрочные облигации США. При этом утверждается, что эти облигации — надежные, хотя и низкопроцентные.

По поводу низкого процента вопросов нет — процент действительно низкий. Такой, что даже не перекрывает реальную инфляцию в США (по дефлятору ВВП).

А вот по надежности таких облигаций вопросы есть, и очень большие. Дело в том, что уровни надежности устанавливаются рейтинговыми агентствами. В последнее время эти организации находятся под управлением финансовых властей. Поэтому с надежностью здесь все очень проблематично — ипотечный кризис 2007г. в США это наглядно прояснил. Кроме этого, нет абсолютно никаких гарантий, что в случае обострения отношений между США и страной, формирующих свои резервы в долларах, на эти резервы не будет наложен арест, и все они будут просто безвозмездно реквизированы. При наличии у США военной мощи, способной в одиночку противостоять всему остальному миру, на перспективах возврата этих средств можно смело поставить жирный крест.

Значит, в лучшем случае такие ЗВР обесценятся более высокой инфляцией, а в худшем — они будет просто изъяты. Во всех вариантах триллионы долларов будут выведены из обращения, то есть стерилизованы.

Как известно из физики, в окрестности черной дыры время замедляется. Похоже, в экономике существует аналогичный эффект — за счет снижения уровня инвестиций темпы развития страны снижаются, консервируя на длительное время все негативные тенденции, например, коррупцию, сырьевую направленность экономики, технологическое отставание.

3. Госкорпорации

Несмотря на большие объемы используемых активов и высокую эффективность для их создателей, суверенные и хедж-фонды в некотором смысле — уже отыгранные карты в большой теневой финансовой игре. Они уже засвечены, попали или скоро попадут под контроль; скоро от них придется отказаться. Поэтому актуально создание новых теневых образований, по крайней мере, если не по содержанию, то по форме. А если актуально, то рано или поздно они будут созданы.

42

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

Но уже сейчас можно предугадать основные черты подобных теневых новообразований. Действительно, по мере истощения разведанных запасов легкодоступного сырья, обострения в мире экологических и водных проблем, ростом народонаселения объективно усиливаются планирующие и регулирующие роли государства и международных организаций, повышаются целесообразность жесткого централизованного планирования и управления ограниченными ресурсами. В связи с этим, новые формы «темной материи» мировой экономики будут обречены интегрироваться с государственными структурами. Причем, представляется логичным, что в первую очередь такие новообразования должны возникнуть в развивающихся странах, в которых все основные социальноэкономические проблемы наиболее обострены.

Похоже, что в настоящее время мы как раз наблюдаем начальную фазу формирования этих новых теневых форм. В России они получили гордое название — «госкорпорации». Подразумевается, что госкорпорации будут представлять собой некоторое подобие министерств, но со значительно более свободными схемами использования финансовых ресурсов, неподконтрольными обычным финансовым органам.

Первоначально в понятие «госкорпорации» вкладывался совсем другой смысл. Предполагалось, что они должны предназначаться для защиты отечественного бизнеса на внешних рынках.

Действительно, в силу ряда объективных причин, производство большинства видов продукции в России сопряжено с большими затратами труда и энергии, чем во многих странах Европы и Азии. Поэтому на мировом рынке российская продукция будет менее конкурентоспособна, особенно если ее российские продавцы будут еще и конкурировать между собой.

Госкорпорации первоначально замышлялись, как структуры, исключающие внешнюю конкуренцию между российскими производителями и способствующие продвижению российского бизнеса, как своеобразные шлюзы между находящими в различных условиях областями экономики — российской — с одной стороны, и европейской или азиатской — с другой. То есть предполагалось что-то вроде улучшенного варианта современных Газпрома или Рособоронэкспорта.

Но при необходимом условии создания сильной конкурентной среды между производителями продукции на внутреннем российском рынке. Для этого предлагалось создать специальную биржу по торговле за рубли стратегическими сырьем и товарами (товарная секция), валютой (валютная секция) и производными финансовыми инструментами (срочный рынок). На ней могли бы рас-

43

С.Гриняев, А. Фомин

21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

торговываться экспортируемые товары и продаваться импортируемое сырье и товары. Госкорпорациям при этом отводилась роль формирования заявок на приобретаемые услуги и продвижения российской продукции на внешних рынках. Иначе говоря, госкорпорациям отводилась важная роль совмещения преимуществ плановых и рыночных экономических механизмов.

В ближайшее время в России будет окончательно оформлено несколько десятков госкорпораций (Рис. 5).

Но так уж устроена наша страна, что в ней многие полезные задумки имеют особенность превращаться в свои противоположности. Не избежали этой участи и госкорпорации. Сейчас они постепенно трансформируются в своеобразные внутренние оффшоры, вотчины, контролируемы людьми, близкими к верховной власти. Цели и задачи многих из них — во многом декларативны, или вообще — фиктивны. Недаром уже широко распространена поговорка: «Если не знаешь, что делать — создай госкорпорацию». Поэтому не случайно, что большинство российских госкорпораций образовано перед парламентскими и президентскими выборами. Скорее всего, прикрываясь высокими социально значимыми целями, в госкорпорации из-под общественного контроля будут выведены большие финансовые средства.

То есть, образуется «крышуемая», покрываемая государством новая форма теневой экономики, новая «темная материя» — аналог и худшее подобие хедж-фондов.

Казалось бы, прежде чем создавать подобные структуры, целесообразно законодательно закрепить их права и обязанности, условия взаимодействия с уже созданными структурами-аналогами, с элементами финансовой системы и органами власти. Иначе говоря, необходимо было принять соответствующие федеральные законы. Но ничего подобного не произошло. Государственная Дума каждую сессию продолжает рассматривать и принимать десятки, если не сотни второстепенных законов (о пчеловодстве, о сексуальных меньшинствах, об автогражданке, о чистоте русского языка, о знамени Победы и т.д.) при отсутствии до настоящего времени законов о недрах, о президенте, о противодействии коррупции, о госкорпорациях. Поэтому страна продолжает жить в основном не по законам, а по понятиям.

В связи с этим, оптимисты полагают, что новое русское изобретение — госкорпорации, так же, как «Рога и копыта», займут достойное место и в других странах в перечне темных объектов будущей мировой финансовой системы.

Мнения пессимистов в печатном издании лучше не приводить.

44

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

Рис. 5

45

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

4. Кризисы на фондовых рынках

В последние годы на мировом фондовом рынке все чаще возникают и развиваются кризисные явления. Любители технического анализа ситуаций на таких рынках пытаются выделить в происходящих хаотических процессах известные, установленные несколько десятилетий назад, закономерности («волны Элиота» и т.п.). Но целостной картины получить не удается. Причина проста — эти закономерности установлены для реального фондового рынка, функционирующего в реальной экономике, в которой отсутствует искажающая ее «темная материя».

Опять же, проводя аналогии с астрофизикой, можно сказать, что кризисы на финансовых рынках — это «темная энергия» мировой экономики. А сами рынки — детекторы наличия «темной материи», что-то вроде детекторов сильных гравитационных волн, приходящих с места масштабных космических катастроф.

Современные фондовые рынки, как и рынки середины 20 века, также хаотичны, но, в отличие от реальной экономики, этот хаос хорошо организован. В современных условиях фондовый и валютные рынки превратились в эффективное средство стерилизации долларовой массы.

Для оценки масштаба явления приведем данные о глубине кризисных явлений в последние годы (Табл. 4, 5).

Табл. 4

Индекс весна 2007 изме- нен. лето 2007 изме- нен. осень 2007 изме- нен.

начало оконч. вели- чины начало оконч. величи- ны начало оконч. величи- ны

26.02 5.03 индек- са^ 23.07 16.08 индекса, % 1.11 26.11 индекса, %

DJIA 12632,3 12050,4 -4,6 13943,4 12845,78 - 7,87 13705,7 12743,4 - 7,02

NASDAQ 100 1830,6 1712,9 -6,43 2036,3 1846,09 -9,34 2219,2 1989,4 - 10,36

FTSE-100 6434,7 6058,7 -5,84 6624,4 5858,9 -11,56 6586,1 6180,5 - 6,16

NIKKEI- 225 18215,4 16642,3 -8,64 17963,6 16148,49 -10,1 16870,4 15135,2 - 10,29

HANG SENG 20508 18664,9 -8,99 23365,6 20672,39 -11,57 31492,9 27626,6 - 12,28

РТС 1970,77 1737,71 -10,14 2091,26 1820,3 -12,96 2220,16 2177,07 - 1,94

В 2007г. на мировом фондовом рынке произошли 3 периода кризисных явлений: зимне-осенний, летний, осенний. Каждому из них соответствуют три столбца в Табл. 4. В столбцах указаны верхние и нижние значения основных фондовых индексов на моменты начала и окончания кризисов, а также изменение (в %) величин индексов.

46

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

Табл. 5

Индекс Начало Окончание Изменение величины индекса, %

DJIA 13395,4 12182,1 - 9,96

NASDAQ 100 2111,7 1773,7 - 19,06

FTSE-100 6461,2 5784 - 11,7

NIKKEI-225 15307,78 13017,2 - 17,6

HANG SENG 27370,6 23469,5 - 16,62

РТС 2290,51 1870,93 - 22,43

С начала 2008г. начался новый масштабный спад на всех фондовых рынках. Не исключено, что момент написания этой статьи он еще не завершился, но пока минимальная точка спада обозначилась 8 февраля 2008г. Изменения величин основных фондовых индексов представлено в Табл. 5.

Как видно из таблиц 4, 5, снижения величин основных фондовых индексов в каждом кризисе 2007г. составляло 7-10%. Глубина спада в 2008 г. значительно — 1,5-2 раза больше. Такое впечатления, что негативные последствия имеют тенденцию к увеличению.

По состоянию на начало сентября 2007г. капитализация мирового фондового рынка оценивалась в $170 трлн. Поэтому в ноябре 2007г. общие потери капитализации компаний составили примерно $10-12 трлн. В 2008г. потери капитализации оцениваются на уровне $15-20 трлн (хотя, некоторые аналитики дают более скромные оценки — $6,7 трлн). То есть, в любом случае речь идет о величине порядка $10 трлн.

Часть этих денег была вложена в резко подорожавшую недвижимость, другая часть — в драгоценные металлы и нефть. Но возрастание цен этих активов не покрывает общие потери фондовых рынков.

По оценкам, значительная часть активов (примерно 30-50%) была выведена с фондового рынка темными и серыми финансовыми структурами, связанными с Федеральной Резервной системой США: естественно, что при общем доминировании в производстве мировой валюты США способны управлять большинством кризисов. Иначе говоря, только за один месяц (характерная продолжительность последних кризисных явлений) удается вывести из обращения около $3-5 трлн. Соответственно, на $3-5 трлн снижаются долговые претензии всего остального мира к финансовой системе США. Напомним, что общая величина американского долга в настоящее время оценивается в $40 трлн. Так что еще 8-10 таких «кризисов» и через 5 лет американский долг сам собой рассосется. А вы говорите: «Волны Элиота».

Но и это еще не все. Фондовый рынок имеет инерцию. Поэтому свои по-

47

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

зиции он восстанавливает не сразу, а через 3-4 месяца. Именно такая периодичность обнаруживается в современной динамике фондовых индексов. Поэтому при наличии кризисных явлений скорость оборота доллара вне США искусственно замедляется, что способствует снижению темпов увеличения долларовых цен и замедляет рост недоверия к американской валюте.

В связи с этим, большинство аналитиков уверены, что заметные колебания на фондовом рынке в ближайшем будущем продолжатся, а ситуация на американском рынке еще долго будет определять динамику мировых площадок.

Если в 2008г. в США повторится история с ипотечным кризисом, который случился в августе 2007г., то дальнейшее снижение учетных ставок окажется невозможным или, по крайней мере, очень затруднительным. В этих условиях доллар практически обречен на дальнейшее падение. Вопрос только в том, как долго он может обесцениваться без серьезных последствий для мировой финансовой системы и глобальной экономики. По мере девальвации доллара в мире разгоняется инфляция: все основные сырьевые товары номинированы в американской валюте и дорожают в результате ее удешевления. При этом американцы используют свой излюбленный метод экспорта инфляции, когда за их внутренние проблемы расплачивается остальной мир.

Анализируя последствия финансовых кризисов, можно выдвинуть 2 альтернативы:

• мировая экономика погружается в состояние хаоса, которым уже никто управлять не в состоянии; тогда возникает логичный вопрос об эффективности мировой рыночной экономике и целесообразности процесса ее глобализации;

• этот «хаос» — на самом деле совсем не хаос, а очень неплохо организованная система мероприятий; тогда получается, что единственной страной, способной это сделать является США — финансовых возможностей других стран недостаточно, чтобы в течение месяца сначала обвалить, а затем восстановить мировой финансовой рынок, перегруппировав структуру активов выгодном для себя образом.

Получается, что развивающимся странам в любом случае нельзя надеяться на мировую экономическую систему.

В этой связи уместно привести мысль, высказанную в одном из писем в редакцию газеты «Ведомости»: «...У США есть интересное свойство выходить сухими из воды при ликвидации различных дисбалансов. Страдают их партнеры, причем это происходит независимо от характера дисбаланса. Например, в 80-е у США был значительный торговый дефицит с Германией и Японией. Он

48

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

был ликвидирован, а в Германии и в Японии началась рецессия, причем в Японии — на 15 лет. В 70-е у США был кредитный дисбаланс с Латинской Америкой в пользу США. Ликвидация дисбаланса привела к 10-летней стагнации в Латинской Америке. Сейчас США усиленно работают над выходом из очередного дисбаланса. Теперь основной «партнер» по дисбалансу — Китай» [13].

Поскольку в настоящее время другим странам надеяться на помощь мировых финансовых структур типа МВФ — иллюзия, то естественной реакцией на указанное развитие событий является повышение региональной обособленности финансовых систем разных стран и групп стран, в том числе — введение новых региональных валют: золотого юаня, динара Залива, российского рубля [14].

Заключение

Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно. Если в мировой экономике и финансовой системе длительное время существует «темная материя», искажающая реальную систему материального производства и распределения, значит, такой мировой порядок соответствует чьим-то целям и интересам.

Нетрудно понять — чьим именно. Последние 20 лет в мире существует только одна страна, способная без серьезных последствий для своей национальной безопасности деформировать все мироустройство. Это — США.

И совершенно понятно, для чего они это делают — для экспансии американского доллара. Фактически уже с 1944г. США печатают и распространяют по всему миру необеспеченную товарами и услугами зеленую бумагу. То, что это действительно так, документально подтверждено президентом США Р.Никсоном, 15 августа 1971г. разорвавшим связь американского доллара с золотом и, тем самым, превратившим валютные резервы многих стран в ворохи зеленой бумаги.

Но лишние доллары периодически целесообразно выводить из обращения (по американской терминологии, принятой и российскими финансистами, — стерилизовать) — иначе произойдет резкая потеря доверия к этой валюте, она обесценится и не будет никем восприниматься.

С другой стороны, обесценивание доллара выгодно для США, т.к. это позволит решить проблему огромного долга этой страны, величина которого, по некоторым оценкам, приближается к $40 трлн.

То есть, перед США стоит сложная трехцелевая задача: так организовать процесс обесценивания своей валюты (1-я цель), чтобы она не перестала использоваться в мировой финансовой системе (2-цель), а обращающиеся в мире доллары не вернулись в американскую экономику (3-я цель). Это позволит США еще некоторое время выкачивать из других стран материальные ресурсы в обмен на бумагу.

49

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

Эта проблема очень непростая, требующая применения специальных инструментов: финансовых, дипломатических, военных, а также их комбинаций. Поэтому недаром было сказано: «Думайте Бушу легко?!» Чувствуется, что пожалевший американского президента знает, о чем говорит. Недаром он тоже 8 лет пахал, как раб на галерах.

Дело дошло до того, что выступивший 10 февраля 2008г. на 44-й ежегодной конференции по вопросам безопасности первый вице-премьер Сергей Иванов в своем докладе заверил собравшихся, что Россия «не стремится скупить весь Старый Свет за свои (выделено нами) нефтедоллары» [15]. То есть, российское правительство вынуждено оправдываться, что оно предприняло некоторые шаги по приобретению западных активов за доллары и евро, полученные от продажи своего сырья. Если назвать вещи своими именами, то этой фразой фактически признается конец процесса декларируемой глобализации мировой экономики и обозначается ее истинная роль. Эта фраза также характеризует реальную степень самостоятельности российского правительства в принятии важных стратегических решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для стерилизации лишней долларовой массы по всему мировому экономическому пространству создается и распределяется «темная материя»: в странах с развитой рыночной экономикой — хедж-фонды, в странах с управляемыми режимами — подконтрольные США суверенные фонды, периодически устраиваются масштабные кризисы на фондовых рынках.

В астрофизике существует понятие критической плотности материи. Если реальная плотность вещества и энергии будет ниже критической, то ситуация в конце концов стабилизируется. Но если плотность материи станет выше критической, то Вселенная через некоторое время начнет необратимо сжиматься и все закончится новым Большим взрывом — глобальной катастрофой.

Что-то подобное происходит и в мировой экономике. Причем, похоже, процесс уже принял необратимую форму: количество «темной материи» уже превысило критический уровень. На это указывает расширение перечня применяемых инструментов внешней политики США, которая, при попустительстве других стран, становится все более безапелляционной. Применение других инструментов указывает на то, что традиционные схемы уже не срабатывают.

Все более просматривается желание США создать дополнительные проблемы своим партнерам-конкурентам, которые бы облегчили распространение и хождение доллара по всему миру. Войны в Ираке, нагнетание напряженности около Ирана, оккупация Афганистана, превращенного в мирового лидера по производству героина, из-за которого на наркотической игле оказалось половина Европы и Азии. Наконец, обстановка вокруг Сербии и Косово — бомба под

50

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

С.Гриняев, А. Фомин

государственное устройство десятков стран Европы и Азии.

Только совсем наивный человек может не увидеть, что проблемы с американским долларом на фоне сокращающихся запасов углеводородов и урана, агрессивность внешней политики США — это звенья одной цепи. Мы не хотим никого запугивать, но, по нашему мнению, современные тенденции развития мировой экономики и финансовой системы при резком наращивании военного потенциала США и отсутствии действенной системы международного контроля чреваты новой мировой войной. По крайней мере, предыдущие мировые войны во многом имели корни именно в дефектах мировой финансовой системы.

Для предотвращения войны требуется серьезная модернизация ОНН и целого ряда других международных организаций, т.к. ключевые проблемы экономической безопасности — это проблемы не отдельных стран или даже регионов, а мира в целом.

Мы понимаем, что разочаруем тех читателей, которые по прочтении настоящей статьи хотели бы увидеть четкие рекомендации для себя или своей фирмы. Но болезнь очень серьезна и сильно запущена; даже потенциала всей страны или даже группы стран может оказаться недостаточно для ее решения.

Февраль, 2008г.

Источники и литература

1. Кокшаров А, На этот раз не подвели. М., «Эксперт» № 7(596), от 18-24 февраля 2008.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B4%D0%B6-%D1%84%D0% BE%D0%BD%D0%B4

3. Миронов Е, Хедж-фонды: кошмар нашего времени или нормальные инвесторы? М., Информационный бюллетень «Консультации на фондовом рынке», 2000.

4. «Летучие голландцы налоговых оффшоров». «Российская газета» № 453 от 30.03.2004

5. Мартыненко В.А., Хедж фонды — потенциальная опасность для развивающихся экономик, http://www.newforum.stockportal.ru/main/invest/world/hedge/hf_danger?print=yes

6. Хмыз О.В, Особенности работы хеджиевых фондов во время кризисов на формирующихся рынках. М., «Управление рисками» №1 2006, с. 47-54.

7. Онлайновый информационный портал HedgeCo.Net.

8. «Хедж-фонды - корабли-призраки в "налоговых гаванях"», http://www.k2kapital.com/ analytics/investment_funds/detail.php?&BID=6&ID=93613&nav_page_6 = 1 &to_date=23.11.2006

9. Угодников К, Нежелательные инвестиции, http://www.karavan.ru/Paper2007.nsf/ Article/Itogi_2007_09_16_01_5905.html

51

С.Гриняев, А. Фомин

<21-й ВЕК», № 1 (9), 2009г.

10. «Коммерсантъ», № 165(3741), 12 сентября 2007.

11. Данные компаний, Bloomberg, РИА РБК, 6 марта 2008.

12. Американская ипотека угрожает российским деньгам. http://www.pron.ru/readarticle.php? article_id=166

13. «Ведомости», № 29 (2051) от 18 февраля 2008.

14. http://www.polit.nnov.ru/2008/01/15/multigcconsens/

15. http://www.vesti.ru/doc.html?id=162307

DARK MATERIAL OF THE WORLD ECONOMY

Sergey Grinyaev, Alexander Fomin

Resume

In cosmology and astrophysics there is a concept of “dark or latent material.” Under this concept is to be understood aggregate of astronomical objects beyond the reach of direct observations with the help of contemporary astronomical tools. The nature of invisible material has been a secret up to our days. It is clear one thing – it consists to participles which interact too weakly with ordinary substance. The situation in up-to-date world economy is analogical with astrophysical problems: There are also “dark” objects distorting the economic plane and having considerable influence on course and outcome of world processes. In the very article are considered some suchlike “dark” objects, which have recently acquired great significance or will acquire it in the near future.

After that, on the basis of the results of the analysis made, an answer is given to the question: which fundamental forces and interests stay behind these “dark” objects of world economy.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.