Научная статья на тему 'Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке'

Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
525
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке»

Лауреаты конкурса «Тропой открытий имени В.И. Вернадского»

Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке

Авторы:

Ольга Францева, Егор Шиткин,

учащиеся 7 «В» класса

Научный руководитель:

Брыжак

Анастасия

Леонидовна,

учитель английского языка, МАОУ Наро-Фоминской СОШ №1, г. Наро-Фоминск Московской области

Работа стала лауреатом гуманитарной секции Всероссийского конкурса «Тропой открытий В.И. Вернадского» в 2018 году

Введение

Изучение явления тембра голоса в отечественной и зарубежной лингвистике насчитывает более чем столетнюю историю. К настоящему моменту накоплен значительный объем знаний о данном феномене. Однако интерес к его изучению не уменьшается. Это связано с развитием новых технологий и появлением современных подходов и возможностей исследования звучащей речи.

Актуальность исследования обусловлена интересом к изучению тембра голоса, установлению роли тембральных характеристик в создании экспрессивного (выразительного) сказочного образа.

Гипотеза. Мы предполагаем, что тембр голоса рассказчика играет большую роль в передаче содержания сказки и создании эмоционального настроения.

Цель работы - выявление роли тембра голоса рассказчика в создании экспрессивных звуковых образов в английской сказке.

Было намечено решение следующих задач:

1. Сформулировать базу исследования;

2. Изучить особенности жанра английской сказки;

3. Определить роль тембра голоса в создании эмоциональных звуковых образов в английской сказке;

4. Определить, какие тембральные характеристики способствуют формированию у слушателей положительных/отрицательных оценок.

Объектом исследования являются английские литературные сказки.

Предметом исследования являются тембральные характеристики.

Материалом исследования послужили аудиозаписи английских художественных сказок, прочитанные современными британскими актерами и актрисами. Был использован комплексный метод исследования, включающий критический анализ литературы, риторический, перцептивный и аудиторский анализы. Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения ее теоретического материала, результатов и выводов при изучении теоретической, практической фонетики и риторики на уроках английского языка.

Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке_| oJ^/

Францева Ольга, Шиткин Егор I ¿_yf

Глава I. Теоретическая часть

Исследование тембра голоса в зарубежной и отечественной литературе

Тембр голоса как сложное явление является предметом многих современных лингвистических исследований. Анализ научных работ, посвященных исследованию тембра голоса, показывает, что ряд фонетистов отождествляют данное явление с понятием «качество голоса». Другие относятся к тембру голоса как к голосовому признаку или особому оттенку эмоционально окрашенной речи: «Голосовые признаки, и среди них, прежде всего, физические - такие, как высота ..., сила или громкость ..., тембр и фонации, обуславливающие общую и (преимущественно) эмоционально-чувственную окраску ... - все перечисленные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно задают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуникации» [Крейдлин, 2000: 459].

Некоторые ученые расширяют границы понятия тембра и рассматривают такое явление, как тембр речи, который играет важную роль в речевом сообщении. Так М.В. Давыдов и Е.В. Яковлева выделяют «патетический тембр» или «лирический тембр», «элегический тембр», «драматический тембр», характеризующиеся определенным набором просодических черт и использующиеся для чтения текстов разного регистра [Давыдов, Яковлева, 1999: 10].

Характерно, что большинство исследователей рассматривают тембр голоса как один из компонентов интонации: «Под интонацией ... понимается сложное единство следующих компонентов: 1) речевой мелодии, 2) фразового ударения,

3) временных характеристик (длительность, темп, паузация),

4) ритма и тембра (качество голоса)» [Антипова, 1979: 5]. Похожее определение мы находим в исследовании С.Ф. Леонтьевой, которая определяет интонацию как «единство речевой мелодии, фразового ударения, ритма, тембра голоса и темпа речи», при этом тембр как отдельное явление определяется как «специфический оттенок голоса, накладывающийся на речевую мелодию и показывающий отношения говорящего к высказыванию» [Леонтьева, 1988: 79]. Следует отметить, что это самое распространенное определение тембра.

Иную трактовку мы находим в исследовании С.В. Дечевой. Она рассматривает тембр не только как качество голоса, но и как «способность говорящего к выделению в речи тех элементов звучания, которые необходимы как для эстетического воздействия на слушающего, так и для адекватного восприятия произведения речи в целом» [Дечева, 1998: 13].

По мнению С.В. Князева, тембр является одним из субъективных свойств звуков, наряду с такими свойствами как высота, долгота и громкость. Тембром автор называет субъективное

Лауреаты конкурса «Тропой открытий имени В.И. Вернадского»

восприятие спектра звука, который в свою очередь является относительной амплитудой всех частотных составляющих звука. Иными словами, тембр звука является сложным и комплексным явлением. Тембр содержит основной тон, гармонические обертоны и резонаторные тоны, а также шум [Князев, Пожа-рицкая, 2003:40].

С.В. Кодзасов считает, что «тембр» существует в эмоционально окрашенной речи в качестве супрасегментного (просодического) средства. Иными словами, различные типы фонации и специфическая артикуляционная установка определяют «тембр» голоса говорящего. По мнению автора, физической базой просодических тембровых различий являются интегральные спектральные характеристики [Кодзасов, 2001: 183].

Похожее определение по своему акустическому описанию мы находим в исследовании Е.А. Бурой, И.Е. Галочкиной и Т.И. Шевченко: «... определенное соотношение спектральных составляющих звука создает его тембр, т.е. его индивидуальное качество. Голос, образующийся колебанием напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, видоизменяется под влиянием резонаторов и превращается в звук, приобретая лишь одному ему присущее качество» [Бурая, Галочкина, Шевченко, 2014: 199].

Как показывает краткий обзор приведенных определений тембра, при рассмотрении данного явления акцент делается либо на его акустической природе, либо на речеголосовом качестве.

В нашем исследовании вслед за М.А. Соколовой, Ю.Л. Будасовым и Ю.А. Дубовским мы будем рассматривать тембр голоса как акустическое явление, которое образует с интонацией сложный комбинированный знак [Соколова, 2004: 136, Будасов, Дубовский, 1988: 2, 27]. Тембр голоса может быть определен как сложное акустическое выразительное средство, используемое говорящим с целью намеренного выделения определенных элементов звучащего текста или целых фоноаб-зацев для создания экспрессивных звуковых образов, оказывающих эмоциональное воздействие на слушателей.

На основе исследований нами была разработана классификация тембральных характеристик, описание которых основано на акустическом и физиологическом аспектах:

1) блеющий голос;

2) пронзительный, пискливый голос;

3) фарингальный, нежный, легкий голос;

4) лабиализованный, детский голос;

5) палатальный, насмешливый голос;

6) фронтальный, женственный голос;

7) расслабленный голос;

8) назальный, жалобный, противный голос;

9) грудное звучание;

10) модальный, звонкий голос;

Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке

Францева Ольга, Шиткин Егор

11) придыхательный голос;

12) велярный, ротовой голос, не в нос;

13) нервный, взволнованный голос;

14) хриплый голос;

15) резкий голос;

16) охрипший голос;

17) ретрофлексивный, простецкий голос;

18) низко-гортанный, мужественный голос;

19) резкий, грубый голос;

20) замогильный голос.

Данная классификация будет использована при проведении перцептивного эксперимента с целью выявления влияния тембральных характеристик на слушающих при восприятии ан-

глийской сказки.

Глава II. Практическая часть

Проведение перцептивного эксперимента с целью выявления влияния тембральных характеристик на слушающих при восприятии английской сказки

Цель данной работы заключалась в выявлении роли тембра голоса рассказчика в создании экспрессивных звуковых образов в английской сказке, оказывающих эстетическое воздействие на слушателей.

Эта цель в свою очередь определяет ряд теоретических и практических задач:

1. Сформулировать концептуальную базу исследования на основе анализа имеющихся в специальной литературе сведений;

2. Изучить особенности жанра английской сказки;

3. Выявить роль тембра голоса и просодических средств в создании эмоциональных звуковых образов в английской сказке;

4. Определить, какие тембральные характеристики способствуют формированию у слушателей положительных/отрицательных оценок.

Материал настоящего исследования составили аудиозаписи 8 английских сказок, которые были прочитаны британскими актерами (двенадцатью мужчинами и тремя женщинами). Материал был взят из интернет-источников.

Исследование включало следующие этапы:

1. Расшифровка аудиозаписи и составление транскриптов;

2. Аудиторский анализ, направленный на выявление интонационных средств, создающих эмоциональные сказочные образы;

3. Составление анкет для проведения перцептивного эксперимента;

Из архива журнала: детско-взрослое исследование

Картина П.Ю. Ренуара «Чтение»

4. Проведение перцептивного эксперимента с привлечением групп школьников 7-х классов;

5. Обработка результатов перцептивного эксперимента и аудиторского анализа.

Число испытуемых в каждой группе в среднем составляло 15 человек. Сеансы аудирования осуществлялись в течение недели, и каждое прослушивание длилось около 30 минут во избежание утомляемости слушателей.

Во время эксперимента при воспроизведении экспериментальных текстов школьникам предлагалось в анкете отметить воспринимаемые на слух половые и возрастные характеристики и тембральные оттенки голоса. Кроме того, школьники должны были попытаться определить, какой сказочный образ рассказчик пытался создать. В заключение слушателям следовало написать, какое впечатление (положительное/отрицательное) произвел на них голос рассказчика.

Глава III. Результаты исследования

Роль тембра в создании выразительности в английской сказке

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что тембр голоса рассказчика играет большую роль в передаче содержания сказки и создании эмоционального настроения. Согласно результатам перцептивного и аудиторского анализа нам удалось установить особую роль тембра, которая заключается в создании эмоционального настроения и ярких образов сказочных героев. Было установлено, что тембр голоса не является компонентом интонации; тембр передает эмоциональное значение произносимого; следует различать явления «качество голоса» и «тембр голоса»; тембр является показателем психоэмоционального состояния говорящего; качество голоса является продуктом работы гортанной системы и надгортанного тракта.

Выводы

Нам удалось достичь поставленной в работе цели и подтвердить выдвинутую гипотезу. Мы установили экспериментальным путем, что тембр голоса рассказчика играет большую роль в создании эмоционального настроения сюжета, а его изменение помогает создавать различные образы сказочных героев. Для создания одного образа рассказчиком может быть использовано сразу несколько тембральных характеристик. Одна и та же тем-бральная характеристика может участвовать в создании как положительного, так и отрицательного образа персонажа. щ

Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке

| Францева Ольга, Шиткин Егор

Список литературы:

1. Антипова А.М. Система английской речевой интонации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. школа, 1979. - 131с.

2. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.

3. Давыдов М.В., Яковлева Е.В. Основы филологического чтения. - М.: Диалог - МГУ, 1997. - 134 с.

4. Дечева С.В. Когнитивная силлабика. М., 1998. - 214 с.

5. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык : фонетика, графика, орфография, - М., 2003

6. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 591 с.

7. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи. В кн. Язык о языке. - М., 2000. - 453-501 с.

8. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка. - М.: Высш. школа, 1988. - 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика английского языка Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 286 с.

Б.Л. Грызунов, выпускник Лицея №1553 имени В.И. Вернадского

Автор работы обнаруживает незаурядную способность к основательно продуманному научному подходу. Анализ роли тембра в устной передаче текста - оригинальная и сложная задача, которая автору, на наш взгляд, вполне удается.

Некоторые недостатки: различие понятий «тембр голоса» и «качество голоса» вполне очевидно на материале исследовательских работ, используемых в теоретическом разделе, и в практической части работы уже берется за данность. Выносить его в раздел заключений представляется необязательным.

Вывод убедителен, но рекомендуется его конкретизировать.

Комментарий специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.