Научная статья на тему 'Тематизация страха в концепции У. Бека'

Тематизация страха в концепции У. Бека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
927
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / ОБЩЕСТВО РИСКА / РИСК / ОПАСНОСТЬ / FEAR / RISK SOCIETY / RISK / DANGER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипова Екатерина Сергеевна

Проводится анализ современной социальной реальности общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности. Для этого анализируются сущность современного общества и сущность страха, присутствующего в нем. Анализ проводится на основании концепции У. Бека. В концепции Бека связываются и взаимоопределяются страх и риск. При этом у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции психоаналитическом и экзистенциальном направлениях: взаимосвязь страха с идеями знания и свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematization of fear in the concept of Ulrich Beck

Pluralism, decentration, fragmentation, volatility, uncertainty are the hallmarks of modern society. In this regard, analysis of the phenomenon of fear is relevant at this time. Modern society is a society of risk. The person is forced to make a choice to make decisions on their own risk in this society. Freedom of choice, uncertainty of results of choice, uncertainty of consequences of choice, responsibility are necessary qualities of contemporary social reality. Hence, identification of the place and role of fear in modern society is important. In modern philosophy fear is thematized in anthropological and social contexts. This article analyzes the social context of fear. This analysis answers the questions: What does fear explain in understanding of the contemporary society? What place does fear occupy in this society? The analysis is conducted on the basis of the concept of U. Beсk because he is the most representative figure of this direction. The main conclusions are the following. Fear is a necessary element in today's society. The modern society is a society of risk. The society of risk constantly reproduces risks and dangers. An ideal society for the risk society is a safe society. Hence, the fear of the risks and dangers is the driving force of modern society. This situation is caused by the development of the society, globalization and individualization that occurs in the modern society. In the conception of U. Beсk there can be distinguished two types of fear: fear of internal threats and fear of external dangers. The typification corresponds to ontical-ontological distinction. The fear of external threats is the fear of the dangers of the modern outside world. These fears are global in nature. Often these fears are not directly perceived by the senses. Hence, these fears depend on the knowledge of the dangers. This fear can be used as a management tool. The fear of internal threats is the fear of the ontological choice, the fear of one's own life; it is the fear of ontological freedom. A solitary person is a social element of the modern society, which is essentially personalized. The fear of internal threats is the fear of each individual. The concept of risk society of U. Beсk is a new direction thematizing the phenomenon of fear. In this context, fear and risk overlap. There is interrelation of fear with the idea of knowledge, the idea of freedom in the concept of U. Beck. These interrelations are also present in the earlier tradition, in psychoanalysis and existentialism.

Текст научной работы на тему «Тематизация страха в концепции У. Бека»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 55-58

УДК 1(091)

Е.С. Осипова

ТЕМАТИЗАЦИЯ СТРАХА В КОНЦЕПЦИИ У. БЕКА

Проводится анализ современной социальной реальности - общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи - выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности. Для этого анализируются сущность современного общества и сущность страха, присутствующего в нем. Анализ проводится на основании концепции У. Бека. В концепции Бека связываются и взаимоопределяются страх и риск. При этом у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции - психоаналитическом и экзистенциальном направлениях: взаимосвязь страха с идеями знания и свободы.

Ключевые слова: страх; общество риска; риск; опасность.

В условиях современного общества, отличительными признаками которого являются плюрализм, децен-трация, фрагментарность, изменчивость, неопределенность, анализ феномена страха становится особенно актуален. Современное общество является обществом риска. Человек в этом обществе всегда находится в ситуации выбора, сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения на свой страх и риск. Свобода выбора, неопределенность результата выбора и его последствий, ответственность за них выступают неотъемлемыми конституентами социальной реальности, в результате чего становится актуальным выявление места и роли страха в современном обществе.

В данной статье проведен анализ одного из направлений тематизации феномена страха — современного типа социальности. Анализ проводится на основании концепции У. Бека — наиболее репрезентативной фигуры этого направления.

Прежде всего, стоит отметить, что тематика страха в концепции Бека является производной от проблематики общества риска. Поэтому в исследовательской литературе в работе Бека проблематизируются и анализируются аспекты, связанные с идеей общества риска: причины становления общества риска, его сущность, последствия и перспективы. Особенность нашего исследования заключается в сосредоточении внимания на экспликации феномена страха и его места в «обществе риска» в концепции У. Бека.

Ульрих Бек в своей книге «Общество риска» исследует современное общество, в котором отводит страху значимое место. Чтобы разобраться, какое именно место страх занимает в этом обществе, необходимо выявить суть современного общества в интерпретации Бека, а также его понимание страха.

У. Бек называет современное общество обществом риска. В чем заключается специфика этого общества? Почему Бек дал ему такое определение?

Общество риска является постиндустриальным обществом, следующим за классической формой индустриального общества. Суть общества риска отлична от сути индустриального общества, у них разные ориентиры, разные направления развития. В индустриальном обществе основное направление развития заключается в достижении и распределении богатств, в обществе риска — в производстве и распределении рисков: «В то время как в индустриальном обществе “логика” производства богатства доминирует над “логикой” производства риска, в обществе риска это соотношение меняется на противоположное» [1. С. 14].

Любые блага несут в себе долю риска, опасностей. Если в индустриальном обществе приоритет отдается достижению благ, то в постиндустриальном обществе риска, в котором все окружены опасностями реальными или потенциальными, видимыми или невидимыми, приоритет отдается безопасности, т.е. избеганию опасностей и рисков: «...в обществе риска... нормативный и движущий принцип — безопасность. Место ценностной системы общества “неравенства” занимает, таким образом, ценностная система “небезопасного” общества» [1. С. 59-60].

Как мы видим, ключевыми моментами для общества риска являются риски и опасности. Риск — это оценка благоприятных и неблагоприятных последствий, оценка опасностей. Какого рода эти опасности? Какова их природа и источник?

Общество риска, по Беку, само производит опасности и риски. Специфика современных опасностей заключается в том, что они являются продуктом модернизации, оказываются порождены самим обществом: «Нынешние риски и опасности существенно отличаются от внешне нередко сходных с ними средневековых глобальностью своей угрозы (человеку, растительному и животному миру) и современными причинами своего возникновения. Они в общем и целом продукт передовых промышленных технологий и с их дальнейшим совершенствованием будут постоянно усиливаться» [1. С. 24].

Бек не систематизирует опасности и риски, которые производит общество. Однако, исходя из обозначенных им характеристик, риски и опасности можно разделить на два вида: риски и опасности, порожденные глобализацией, риски и опасности, которые являются продуктом индивидуализации.

Первый вид — внешние обществу риски и опасности, опасности внешнего человеку мира. Они подобны опасностям природного мира, которые всегда подстерегали человека. Однако здесь есть существенные отличия.

Первое отличие заключается в глобальности современных рисков и опасностей. Природные опасности были естественны и порождены самой природой. С ними можно было бороться, как в одиночку, так и коллективно. Современные опасности внешнего человеку мира уже не являются естественными. Они представляют собой продукт технического прогресса, развития индустриальных сил. В нарастающем процессе глобализации опасности и риски также становятся глобальными, из-за чего с ними становится практически невозможно бороться (например, природные катаклизмы): «В центре стоят модернизационные риски и их

последствия, которые проявляются в непоправимом ущербе для жизни растений, животных и людей. Их нельзя уже, как это было с производственными и профессиональными рисками в XIX в. и в первой половине XX в., локализовать, свести к специфическим группам населения; в них присутствует тенденция к глобализации, которая охватывает производство и воспроизводство, пересекает национально-государственные границы и в этом смысле порождает наднациональные и неклассовые глобальные угрозы с их своеобычной социальной и политической динамикой» [1. С. 14].

Второе отличие заключается в опосредованности современных опасностей внешнего мира — они могут быть невидимыми и не являться предметом непосредственного восприятия (например, облучение). Вред от опасностей такого рода может проявляться не сразу, здесь и теперь, в жизни какого-то конкретного человека, а через поколения. Отсюда возникает зависимость рисков и опасностей от знания. Если человеку сообщить информацию о грозящей ему опасности, то опасность для него появится, даже если сам он её ощутить не может. Если человеку неизвестна опасность, и при этом он её не ощущает, то для него её не существует. Риски оказываются под контролем знаний о них, управляются знаниями: «В том, что касается положительного или отрицательного ответа, степени, масштаба и форм проявления грозящей ему опасности, человек принципиально зависим от чужого знания. Жертвы становятся некомпетентными в деле, касающемся их собственной жизни. Они утрачивают значительную часть суверенного знания. Вредное, таящее в себе угрозу, враждебное притаилось повсюду, но судить о вредности или полезности сами они не в состоянии и потому вынуждены пользоваться гипотезами, методами и контроверзами чужих производителей знания» [1. С. 64].

Второй вид опасностей, порожденных индивидуализацией, — это опасности и риски внутри общества.

Разделить опасности и риски на внутренние и внешние обществу можно лишь условно, так как и те и другие являются продуктом этого общества, те и другие являются опасностями внешнего мира по отношению к отдельному человеку. Риски первого вида приобретают характер глобальности, касаются всех, один человек не способен с ними ничего сделать, тем самым подчеркивается пассивность отдельного человека. В рисках внутренних обществу ситуация другая, активный центр переносится с общества на отдельного человека. Это уже не общие для всех риски и опасности, риски индивидуализируются. Если внешние обществу они имеют характер глобальности и являются, в какой-то мере, продуктом глобализации, то риски внутренние обществу являются результатом крайней индивидуализации, которая происходит одновременно с процессом глобализации. Эти риски, риски человека как отдельного индивида, возникают как результат развития общества, которое приводит к тому, что социальным элементом является не класс, не семья, а одиночка: «Данная форма существования одиночки вовсе не отклонение от пути модерна. Это исконный образ развитого общества рынка труда» [1. С. 183]. Это именно те риски и опасности, которым подвержен человек как индивид. Это риски и опасности выбора, принятия решений.

Крайняя форма индивидуализации, породившая внутренние риски и опасности, является, по Беку, следствием прогресса, развития общества. Это проявилось в общей ситуации освобождения — освобождения от социальных норм, от веры, от традиций: «Модернизация ведет... к тройной “индивидуализации”: освобождению от исторически заданных социальных форм и связей в смысле традиционных обстоятельств господства и обеспечения (“аспект освобождения”), утрате традиционной стабильности с точки зрения действенного знания, веры и принятых норм (“аспект разволшебствления”) и — что как бы инвертирует смысл понятия — к новому виду социальной интеграции (“аспект контроля и реинтеграции”)» [1. С. 189]. Индивидуализация подразумевает, что современный человек, освобожденный, высвобожденный из социально заданных форм — класса, семьи, остается один на один с самим собой как с центром ис-хождения своих поступков и принятия решений. Не существует институтов, которые принимают решение за человека, за него никто и ничто не решает, извне лишь задаются ситуации вопроса и выбора. Человек остается один, освобожденный от всего, а значит, и открытый для всего, с множеством возможностей и с правом, обязанностью решать и отвечать за свои собственные решения, выстраивать самостоятельно свое собственное бытие: «Индивидуализация жизненных ситуаций и процессов, стало быть, означает: биографии становятся “автореф-лексивными”, социально заданная биография трансформируется в самостоятельно создаваемую» [1. С. 199]. Таким образом, индивидуализация порождает риски выстраивания человеком своей собственной жизни.

Как видим, сущность современного общества, с точки зрения Бека, заключается в том, что современное общество занимается постоянным воспроизводством и распределением рисков. Риски — это количественная оценка опасности, знание вероятностей благоприятного и неблагоприятного исхода. Опасности вызывают страх.

Что же такое страх, по Беку, и какое место он занимает в современном обществе, осмысленном Беком как общество риска? Риски, опасности, страхи — Бек не разделяет эту триаду и не эксплицирует взаимосвязи внутри неё. Однако эта триада является ключевой для понимания специфики общества риска. Центральное положение о безопасности как о движущем принципе общества риска имеет своим следствием то, что движущей силой этого общества является страх. Человек стремится к безопасности, т.е. к отсутствию опасностей, их преодолению, избеганию. Желание избегать опасности рождается из страха перед ними. Таким образом, страх является движущей силой современного общества: «Движущая сила общества риска выражается фразой: “Я боюсь!”» [1. С. 60].

Страх в обществе риска является не только движущей силой. Страх является конституирующим основанием общества риска. Современные опасности, в силу своей глобальности, угрожают не только одному человеку, а всему человечеству, а также растительному и животному миру. Бек полагает, что страх перед этими опасностями объединяет людей в современном обществе — в обществе, в котором индивидуализация достигла своего максимума и «одиночка» стал социальным элементом. В обществе, в котором главной производной оказываются риски и опас-

ности, страх является объединяющей и движущей силой: «Место общности нужды занимает общность страха. Тип общества риска маркирует в этом смысле эпоху, в которой возникает и становится политической силой общность страха. Но пока еще совершенно не ясно, как действует сплачивающая сила страха» [1. С. 60]. Таким образом, в обществе риска в полной мере проявляется синтезирующая функция страха.

Глубинной основой страха, по Беку, является небытие. Основу опасностей составляет одно — угроза существованию человека, боязнь небытия, какой бы ни была опасность: «Значительные группы населения оказываются — намеренно или невольно, по причине аварий или катастроф, в мирное или военное время — перед лицом разрушений и опустошений, при виде которых пасует наш язык, наша фантазия, любая медицинская или моральная категория. Речь идет об абсолютном и непредставимом НЕ, нам угрожает НЕ-бытие вообще, непредставимое, непостижимое не-, не-, не-» [1. С. 62].

В основе страха кроется опасность небытия. Однако объекты страха, опасности, которые могут привести к небытию, бывают разными. Выше было отмечено, что в исследовании Бека можно выделить два вида опасностей: риски и опасности, порожденные двумя противоположными процессами — индивидуализацией и глобализацией, внешние обществу опасности и внутренние. Так как страх является реакцией на опасность, специфика страха зависит от особенностей, основных характеристик опасности.

Как взаимосвязана такая характеристика опасностей, как опосредованность, со страхом? В связи с этим свойством страх оказывается зависим от знания. Человек боится опасности. Однако если у него нет информации, что его подстерегает опасность, то ему нечего бояться, так как нет, не видно предмета для страха. Нет причины страха — опасности, нет и самого страха. Страх возникает, когда имеется знание об опасности, имеется объект страха, т.е. знание о нем. В данном случае объектом страха оказывается не столько реальная опасность, сколько опасность потенциальная. Таким образом, появление страха зависит от наличия знания. Интенсивность страха может регулироваться объёмом и содержанием самой информации. Страх может быть использован в качестве инструмента управления и манипуляции сознанием, так как его появление и исчезновение в обществе могут контролироваться.

Несмотря на широкое употребление термина «страх», Бек не уточняет, в каком именно смысле он употребляет этот термин. Однако взаимосвязи страха и знания, которые констатирует Бек, позволяют судить о природе этого страха. Этот тип взаимосвязи подробно анализируется Фрейдом в его исследовании страха. Страх, зависимый от знания, Фрейд называет реальным.

«Реальный страх представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности», — пишет Фрейд [2. С. 227]. Восприятие формируется из знания — имеющейся информации об опасности и понимания собственных сил: «Перед какими объектами, и в каких ситуациях появляется страх, в большей мере, разумеется, зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром» [Там же]. Для того чтобы наглядно показать, как взаимодейству-

ют страх и знание, Фрейд обращается к анализу поведения ребенка. Это связано с тем, что на основании анализа поведения детей можно лучше проследить последствия получения знаний — они ещё мало знают и находятся в состоянии интенсивного накопления информации. Дети не испытывают страха по той причине, что не знают, где может находиться опасность, а также потому, что они ещё не знают своих собственных сил: «Ребёнок сначала переоценивает свои силы и свободен от страха, так как не знает опасностей» [2. С. 236]. Если ребенок приобретает знание о том, где скрывается опасность, а это можно сделать с помощью опыта или с помощью воспитания, то он начинает испытывать страх: «Если у него (ребёнка) просыпается реальный страх, то это дело воспитания, так как нельзя позволить, чтобы он научился всему на собственном опыте» [Там же]. Взрослые намеренно воспитывают ребёнка в страхе, давая ему знание того, чего и почему нужно бояться. Они это делают, желая защитить ребёнка от опасностей, руководствуясь принципом «предупреждён — значит вооружён». Если ты знаешь, что представляет для тебя угрозу, то ты будешь или избегать этого, или действовать так, чтобы получить наименьший вред. Таким образом, страх имеет позитивное значение в концепции Фрейда.

Реальный страх, с точки зрения Фрейда, в первую очередь работает в качестве инстинкта самосохранения, предупреждая об опасности, чтобы её предотвратить. Страх в понимании Бека усиливает свое значение, став не просто проявлением инстинкта самосохранения, а объединяющей и «движущей силой» общества, что обусловлено самим развитием общества. Реальный страх по Фрейду и страх по Беку схожи взаимосвязью страха и знания, а также своим объектом — опасностью внешнего мира. Однако если объект реального страха в концепции Фрейда касается только одного человека, то страх внешнего мира, с точки зрения Бека, имеет глобальный характер, может касаться как одного человека, так и всего мирового сущего. Ещё одно отличие страха внешнего мира, в понимании Бека, от реального страха, в понимании Фрейда, заключается в опосредованном характере опасностей, в том, что они могут быть не воспринимаемым органами чувств. Однако тот факт, что объект страха известен, хоть может быть и не воспринимаем непосредственно, является ещё одним основанием, позволяющим нам поставить знак равенства между страхом внешних опасностей Бека и реальным страхом Фрейда.

Принимая во внимание подход Хайдеггера к анализу любого феномена, который предполагает выделение двух уровней анализа — онтического и онтологического, страх внешнего мира, в концепции Бека и реальный страх Фрейда, предмет которого также находится во внешнем мире, можно классифицировать как онтиче-ский страх, поскольку предметом этого страха выступают объекты внутримирового сущего.

В концепции Бека также имеет место экзистенциальный страх - страх, объект которого нельзя определить, он не находится во внешнем мире. Этот страх, вероятно, в большей мере обусловлен индивидуализацией, так как экзистенциальный страх - это всегда страх одного отдельного человека, который не объединяет людей друг с другом, оставляя человека наедине с

собственной самостью. Процесс индивидуализации сопровождается освобождением от социальных норм, традиций. Индивид оказывается свободным и одиноким, сталкивается с необходимостью нести ответственность за собственную жизнь: «Индивидуализация означает, что биография людей высвобождается из заданных привязок и открыто включается в поведение отдельного индивида как задача, зависящая от его решений. Доли принципиальных жизненных возможностей, закрытых для решения, уменьшаются, а доли открытой решению, самостоятельно создаваемой биографии увеличиваются» [1. С. 198-199]. Неизвестность, порождаемая открытостью, множеством возможностей, может быть причиной страха, так как неизвестно, что ждет человека - опасность или благо. Свобода также может внушать страх. Ещё Кьеркегор связал идеи страха и свободы, взаимоопреде-лив их друг через друга. Свобода - это возможности, способность их выбирать. Человеку приходится самому выбирать из имеющихся возможностей, самому выбирать себя и самому быть ответственным за этот выбор. Свобода страшит, так как предполагает ответственность. Другой экзистенциальный философ, Ж.-П. Сартр, связывает свободу человека и такой модус страха, как тревогу. Человеческое бытие не есть данность, оно выступает как заданность, то, что только должно ещё быть реализовано. Человек свободен в выборе того, каким образом он реализует эту заданность, и эта свобода в становлении самого себя и внушает человеку страх: «Свобода, обнаруживающаяся через тревогу, характеризуется постоянно обновляемой обязанностью переделывать Я, которое обозначает свободное бытие» [3. С. 71].

Для Кьеркегора и Сартра в страхе человека проявляется его онтологическая свобода, свобода в самостоятельном выстраивании своего бытия. В конечном итоге то же имеет место в концепции «общества риска» Бека. Бек анализирует взаимосвязь страха и свободы в связи с индивидуализацией. Процесс индивидуализации состоит в высвобождении людей от традиционных социальных связей, именно индивидуализация и является причиной собственных страхов. С точки зрения Бека, индивидуализация современного общества приводит к тому, что биография человека, его бытие, воспринимается им как задача, которая зависит только от решений этого человека. Таким образом, специфика внутренних страхов, выделенных у Бека, оказывается связана с онтологической свободой. Бек не анализирует сущность этих страхов, однако, исходя из связи этого вида страха со свободой, отсылающей человека к собственному бытию как задаче, можно сделать выводы о его онтологической природе: внутренние страхи можно назвать онтологическими, основываясь на онтически-онтологическом различии, введенном Хайдеггером.

Несмотря на то что Бек не проводит в работе «Общество риска. На пути к другому модерну» дистинкций страха и для обозначения страха использует только

слово Angst, в самой логике работы содержатся предпосылки для выделения онтического и экзистенциального видов страха. Правомерность выделенного нами различия страха также можно обосновать исходя из более позднего интервью У. Бека, опубликованного в интернет-издании «Русский журнал». В этом интервью Бек отмечает, что в немецком языке есть два понятия, обозначающих страх, — Angst и Furcht. По мнению Бека, различие между ними заключается в объекте страха — страх конкретных вещей и страх, имеющий экзистенциальную природу: «Angst соотносится, прежде всего, с вашей житейской ситуацией, появление этого чувства зависит от вашего экономического положения, от угроз насилия, исходящих по отношению к вам от других людей, и тому подобное. Angst означает, что вам нужно немедленно отреагировать на вызовы реальности. Furcht означает нечто иное. Он означает обеспокоенность экзистенциальными проблемами, но не только вашими личными — речь вполне может идти о благе всей нации или всего человечества» [4]. Бек выделяет страх конкретных угроз, который мы отнесли к он-тическому страху, и экзистенциальный страх, про который мы обозначили, что он имеет онтологическую природу. Однако здесь видна терминологическая проблема -у Бека, в сравнении с устоявшимися в немецком языке различиями, имеет место инверсия двух понятий, обозначающих страх: Angst и Furcht.

Для современного типа социальности, охарактеризованного Беком как общество риска, конститутивным элементом является страх. Страх является движущей силой развития общества и основой идентификации общества риска.

Можно выделить два вида страха в современном обществе в зависимости от его объектов - внешних или внутренних опасностей. Такое деление страха соответствует онтически-онтологическому различению, заключающемуся в разведении плана сущего и бытия. Страх внешних опасностей - это страх опасностей современного внешнего мира, опасностей глобальных и зачастую не воспринимаемых непосредственно органами чувств. Такой страх контролируется информацией, знанием о наличии опасностей или их отсутствии. Этот страх может использоваться в качестве инструмента управления, и ему может быть подвержен любой человек. Страх внутренних опасностей - это страх онтологического выбора, выбора собственной жизни, это страх онтологической свободы. В современном, максимально индивидуализированном обществе, социальным элементом которого является одиночка, это страх каждого отдельного человека.

Страх в концепции Бека тематизируется в современном типе социальности, в котором связываются и взаимоопределяются страх и риск. Тем не менее у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции - психоаналитическом и экзистенциальном направлениях, где страх связывается с идеями знания и свободы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. : Прогресс-Традиция, 2000.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб. : Питер, 2001.

3. СартрЖ.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., прим. В.И. Колядко. М. : Республика, 2000.

4. Бек У. От общества нужды к обществу страха. ШЬ: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Ot-obschestva-nuzhdy-k-obschestvu-straha

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 28 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.