Научная статья на тему 'Тематическое пространство молодежного дискурса как экспликатор коллективной языковой личности'

Тематическое пространство молодежного дискурса как экспликатор коллективной языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
676
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЙ ДИСКУРС / КОЛЛЕКТИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА / YOUTH DISCOURSE / COLLECTIVE LINGUISTIC IDENTITY / SOCIO-CULTURAL GROUP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чабаненко Марина Геннадьевна

В статье анализируется тематическое пространство молодёжного дискурса печатного издания. Современный «взрыв» интереса к носителю языка определяет актуальность изучения типа коллективного языкового субъекта (социокультурной группы) как категоризующего основания характера дискурса. При дискурсивном анализе формой проявления языковой личности признается совокупность произведенных ею текстов с учетом социальных, психологических, культурных факторов. Исходя из положения о том, что в фокус коммуникативной ситуации попадают значимые для индивидуума, социальной группы темы, текстотемы молодёжного дискурса рассматриваются нами как эксплицирующие ценностные приоритеты участников молодёжного общения коллективной языковой личности. Субъектом молодёжного дискурса является личность переходного возраста во всей совокупности своих стихийных чувств и мыслей, парадоксальности представлений о мироустройстве, в постижении сути бытия обнаруживающая склонность к мистериям, в речевой деятельности тяготеющая к вербальной обрядовости, сложной семиотике. Систематизирующими признаками дискурсивного портрета коллективной языковой личности являются: возрастные и социально-культурные признаки участников коммуникации; цель и способы общения; функции общения; базовые ценности, выявленные в системе текстотем, основополагающих идей; избираемые языковые средства, подчинённые мироощущению говорящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC AREA OF YOUTH DISCOURSE AS COLLECTIVE LINGUISTIC IDENTITY EXPLICATION

The article analyzes thematic area of youth discourse in printed edition. Modern "outbreak" of interest in a native speaker determines the relevance of the type of collective linguistic identity study (socio-cultural group) being the basic category for the nature of discourse. In discourse analyzing the set of texts produced by a linguistic identity is supposed to be the demonstration form of this identity considering their social, psychological and cultural factors. On the basis of the thesis that communicative situations focus on topics that are important for an individual or a social group, texts of youth discourse are considered to be explicated value priorities of youth discourse participants, i.e. collective linguistic identity. The subject of youth discourse is a person in their puberty with their complex of natural feelings and thoughts, paradoxical ideas about the world model, who reveals a penchant for mysteries in comprehension of the essence of being and tends to verbal rites and complex semiotics in speech activity. Classified features of the discursive portrait of a collective linguistic identity are age and socio-cultural features of participants of communication; the purpose and methods of communication; functions of communication; basic values which are identified in topical texts and basic ideas; selected language means which are determined by the speaker’s outlook.

Текст научной работы на тему «Тематическое пространство молодежного дискурса как экспликатор коллективной языковой личности»

УДК 8142

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА КАК ЭКСПЛИКАТОР КОЛЛЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

М. Г. Чабаненко

THEMATIC AREA OF YOUTH DISCOURSE AS COLLECTIVE LINGUISTIC IDENTITY EXPLICATION

M. G. Chabanenko

В статье анализируется тематическое пространство молодёжного дискурса печатного издания. Современный «взрыв» интереса к носителю языка определяет актуальность изучения типа коллективного языкового субъекта (социокультурной группы) как категоризующего основания характера дискурса. При дискурсивном анализе формой проявления языковой личности признается совокупность произведенных ею текстов с учетом социальных, психологических, культурных факторов. Исходя из положения о том, что в фокус коммуникативной ситуации попадают значимые для индивидуума, социальной группы темы, текстотемы молодёжного дискурса рассматриваются нами как эксплицирующие ценностные приоритеты участников молодёжного общения - коллективной языковой личности.

Субъектом молодёжного дискурса является личность переходного возраста во всей совокупности своих стихийных чувств и мыслей, парадоксальности представлений о мироустройстве, в постижении сути бытия обнаруживающая склонность к мистериям, в речевой деятельности тяготеющая к вербальной обрядовости, сложной семиотике.

Систематизирующими признаками дискурсивного портрета коллективной языковой личности являются: возрастные и социально-культурные признаки участников коммуникации; цель и способы общения; функции общения; базовые ценности, выявленные в системе текстотем, основополагающих идей; избираемые языковые средства, подчинённые мироощущению говорящего.

The article analyzes thematic area of youth discourse in printed edition. Modern "outbreak" of interest in a native speaker determines the relevance of the type of collective linguistic identity study (socio-cultural group) being the basic category for the nature of discourse. In discourse analyzing the set of texts produced by a linguistic identity is supposed to be the demonstration form of this identity considering their social, psychological and cultural factors. On the basis of the thesis that communicative situations focus on topics that are important for an individual or a social group, texts of youth discourse are considered to be explicated value priorities of youth discourse participants, i.e. collective linguistic identity.

The subject of youth discourse is a person in their puberty with their complex of natural feelings and thoughts, paradoxical ideas about the world model, who reveals a penchant for mysteries in comprehension of the essence of being and tends to verbal rites and complex semiotics in speech activity.

Classified features of the discursive portrait of a collective linguistic identity are age and socio-cultural features of participants of communication; the purpose and methods of communication; functions of communication; basic values which are identified in topical texts and basic ideas; selected language means which are determined by the speaker's outlook.

Ключевые слова: молодёжный дискурс, коллективная языковая личность, социокультурная группа.

Keywords: youth discourse, collective linguistic identity, socio-cultural group.

Волна интереса к исследованию коллективной языковой личности диктует необходимость обращения к дискурсивному анализу характерных признаков участников молодёжной коммуникации.

В современной лингвистике разработано два направления моделирования и портретирования языковой личности: от личности к порождаемому тексту и от текста к личности. В первом случае производится проекция черт языковой личности на факты ее текстовой реализации [4], во втором - коммуникативно-психологический портрет личности воссоздается на основе определенных параметров текста [2].

Материал, выбранный для исследования (приложение к областной газете «Бродвей с тобой»), эксплицирует параметры характеристики языковой личности: «специфика никнейма; физиологические признаки, психо-социальный статус, тип речевой культуры и особенности построения текста» [4, с. 13].

Особенностью исследуемого молодёжного дискурса является уникальная коммуникативная среда в

областной молодёжной газете «Бродвей с тобой», предназначенная для общения молодых людей в форме сообщений-посланий, характеризующихся жанровым и тематическим разнообразием (приветы, поздравления, диалоги, философские эссе, поэтические и прозаические художественные тексты).

Молодёжный дискурс газеты «Бродвей с тобой» является «особым типом коммуникации, совмещающим формы публицистического, виртуального, эпистолярного общения, с одной стороны, и естественной письменной речи - с другой» [6, с. 9]. Под естественной письменной речью понимается «речевая деятельность и её результат - тексты, характеризуемые такими признаками, как спонтанность, непрофессиональность исполнения и письменная форма бытования» [5, с. 94]. «Как известно, язык, на котором общается молодое поколение неоднороден: он экспрессивен, метафоричен, одобряет резкость и непосредственность оценок, а также обсценность и, как ни странно, в то же время ласкательность» [1, с. 236].

Тематическое пространство газеты «Бродвей с тобой», с одной стороны, не ограничено внешними нормирующими факторами, с другой стороны, наблюдается определённая стереотипность, повторяемость тем коммуникации. Нерегулируемость, но стихийно сложившаяся система тем, идей, образов, с нашей точки зрения, свидетельствует об их значимости для участников коммуникации и, следовательно, может служить основанием характеристики коллективной языковой личности.

В. И. Карасик выделяет два типа личностно-ориентированного дискурса: «Личностно-ориенти-рованный дискурс проявляется в двух основных сферах общения - бытовой и бытийной, при этом бытовое (обиходное) общение представляет собой генетически исходный тип общения, а бытийное общение выражается в виде художественного, философского, мифологического диалога» [3, с. 239].

Авторские сообщения участников молодёжной коммуникации (бродвейцев) включают в себя наиболее актуальные для этой возрастной социальной группы темы: любовь и дружба, гармония и её отсутствие в отношениях людей, добро и зло, учёба, работа, семейные ценности.

Бытовой дискурс диалогичен, раскрывает проблемные вопросы и отношения между бродвейцами. Сообщения ироничны, возможно использование жаргонизмов и вульгаризмов. Хотел было наехать на кого-нибудь, почитал пару номеров последних, ну, блин, все такие мягкие и пушистые, даже Морган на нежности перешел. Brutal

Несмотря на то, что исследуемый молодёжный дискурс представлен в газете и обращён ко всем читателям, главными адресатами являются сами авторы, объединённые в творческий клуб. В сфере массовой коммуникации, как отмечает Т. В. Чернышова, «адресат традиционно понимался как пассивная сторона коммуникативного речевого акта, в отличие от автора (отправителя массовой информации)... В текстах современных СМИ, представляющих собой область активного лингвокогнитивного взаимодействия автора и адресата, адресат выступает как активный заинтересованный субъект коммуникации» [7, с. 22 - 23]. Современные исследователи рассматривают «коммуникативные отношения автора и адресата в сфере массовой коммуникации через текст. как взаимодействие, помещённое в социально-культурные условия ситуации» [8, с. 374].

В сообщениях, посвящённых оценке творчества и мировоззренческих позиций бродвейцев, высказываются суждения как позитивные, одобрительные, так и резкие, негативные: Говорю как есть. Хотел было наехать на кого-нибудь, почитал пару номеров последних, ну, блин, все такие мягкие и пушистые, даже Морган на нежности перешел. BRUTAL. Пушистая -вот человек, который по-настоящему ценит себя и умеючи этим пользуется! Smoken, как ты умудряешься писать такие невероятные мэсэджи? И откуда столько умных мыслей? А ты случайно диссертацию не защищал? Witch.

В рамках бытийного дискурса, как отмечает В. И. Карасик, «предпринимаются попытки раскрыть свой внутренний мир во всём его богатстве, общение

носит развёрнутый, предельно насыщенный смыслами характер, используются все формы речи на базе литературного языка; бытийное общение носит преимущественно монологический характер и представлено произведениями художественной литературы и философскими и психологическими интроспективными текстами» [3, с. 289 - 290]. В газете «Бродвей с тобой» бытийный дискурс представлен в виде информации-размышления об устройстве мира, о «вечных» проблемах бытия, о собственном мироощущении. Странные существа люди... Старание не нарушить покой мёртвых где-то глубоко в подсознании. Тихо... Не надо им мешать, пусть спят себе спокойно... Они это заслужили? Не важно, всё равно не надо им мешать... Велиана. Среди тысяч таких же, как я, но при том совершенно чужих, ты устал до чего-то идти, ты устал просто жить от тоски. Ведь никто не поможет пройти путь, что выбрал ты сам для души... Призрак Летнего Полдня.

Тематическое пространство бытийного дискурса включает философские проблемы жизни и смерти, смысла жизни человека, сущности любви, религии. Достоинства человека уравновешиваются его недостатками. Но кто же тогда святые? Атанварно. Поиск ответа на вопрос: «Зачем жить?» - приводит либо к самоубийству, или к нытью и пьянству, или к творчеству, цель которого - обессмертить себя. Велиана.

Один из авторов газеты сформулировал основные вопросы, волнующие молодых людей, в рубрике «Пофилософствуем»: Я готов щедро угостить пивом того человека, который даст мне удовлетворительный ответ хотя бы на один из вот этих вопросов: 1) есть ли граница у пространства?; 2) существует ли предел делимости материи?; 3) когда началось время и когда оно кончится?; 4) в чём смысл жизни?; 5) существовал ли я до своего рождения?; 6) исчезну ли я после смерти или есть ли загробная жизнь?; 7) есть Бог или его нет?; 8) есть ли существа, превосходящие по развитию человека?; 9) что истинно - свобода воли или предопределенность, судьба?; 10) когда, наконец, 8шокеп найдет высокооплачиваемую работу? 8шокеп.

Значимость осмысления проблем мироустройства для бродвейцев подтверждается наличием откликов на поставленные вопросы. Бытийный дискурс газеты «Бродвей с тобой» является диалогичным. Здравствуйте! Может, вы не согласитесь с моими ответами, но я так думаю. 1) Есть ли граница у пространства? Границы у пространства нет, если только об этом заранее не оговорено. Например, моё личное пространство - 1 метр. 2) существует ли предел делимости материи? Предел делимости материи существует: протоны, электроны, нейтроны, ядро, элементарные частицы. 3) Когда началось время и когда оно кончится? Время никогда не начиналось и никогда не кончится, оно было, есть и будет всегда. Но для каждого человека время началось тогда, когда он зародился в утробе, и закончилось, когда человек умер. Душа будет жить вечно, для неё время не заканчивается. 4) В чём смысл жизни? Смысл жизни в самом слове «жизнь». Жизнь - это цель, к которой надо стремиться. Если у человека есть цель, то он живёт; если нет, то человек существует. У живот-

ного цель - добыть еду, обеспечить безопасность себе, потомству, найти ночлег или смастерить его (нора, гнездо и т.д.). 5) Существовал ли я до своего рождения? Конечно, да. Только в иной форме: в форме детородных свойств отца и матери, потом в форме зародыша в утробе матери. Ну а душа - она вечна и существует всегда. 6) Исчезну ли я после смерти или есть ли загробная жизнь? После смерти я не исчезну, останусь в своих детях, внуках и т.д., в своих кровных родственниках (частично), а душа моя будет жить вечно, поэтому есть загробная жизнь души. 7) Есть ли Бог или его нет, и если он есть, почему допускает страдания и смерть? Бог есть либо сверхъестественная материя, именуемая Богом. Бог допускает страдания, чтоб человек понял смысл жизни, а смысл жизни - это цель, к которой человек должен стремиться, чтоб жить, а не существовать. Смерть нужна для выравнивая человеческого баланса на земле. Кто-то рождается, кто-то умирает - баланс восстанавливается. Если никто не должен умирать, то никто не должен рождаться -наполовину теряется смысл жизни, человек только наполовину живёт, а наполовину существует. Наша планета всегда одного размера, не увеличивается. Выравнивание человеческого баланса нужно для того, чтоб земля смогла всех на земле разместить. 8) Есть ли существа, превосходящие по развитию человека? Да, есть, только мы их не видим. Ведь кто-то создал время, планету, вселенную. 9) Что истинно - свобода воли или предопределённость, судьба? Истинно -свобода воли. Свобода воли - это попросту желание. Даже есть поговорка: «Всё получится - было бы желание». Судьбу можно менять, если есть желание. 10) Когда, наконец, Smoken найдёт высокооплачиваемую работу? Когда захочет. Смотри ответ на вопрос № 9. С уважением. Елена.

Рассуждая о своём предназначении в мире, брод-вейцы определяют основные темы бытийного молодёжного дискурса.

1. Тема религии и христианства. Забавно - я не могу назвать себя верующим или тем более религиозным человеком, но нередко, когда подступают грусть или тоска, я утешаю себя выражением старообрядцев - «от беса». «Ничего,-- думаю я, - пройдёт! Это всё - от беса». Smoken.

2. Тема любви. Я хотела бы стать ангелом и укрыть тебя своим крылом, когда тебе снова станет грустно и тоскливо. Я хотела бы превратиться в снежинку и таять на твоих устах, когда тебе снова станет весело и тепло. Я хотела бы быть лучиком солнца в твоих глазах, когда ты снова влюбишься и захочешь быть со мной. И каждый раз, когда я смотрю на тебя, мне хочется стать гораздо ближе, чем сейчас. Starlit night.

3. Мысли о счастье и определение его концептуального значения. Счастье невыносимо. Оно накрывает с такой силой, что хочется взорваться. Мор-вен. Я не понимаю счастья «задним числом». Счастье, как и любовь, не процесс ведь - чувство. Как это возможно очнуться в какой-то момент и сказать, ах, оказывается, я вот тогда чувствовал вот это. Невозможно. Как можно не чувствовать свои чувства в момент их происхождения, а понять их

тогда, когда их уже нет. Странно мне это. Мне кажется, это всё оттого, что мы пытаемся умом определить то, что к уму по большому счету отношения-то и не имеет. А зачем? Счастье - это тогда, когда чувствуешь себя счастливым. А не когда решаешь, опираясь на какие-то критерии, что вот тогда, мол, мне было хорошо. Пиарщик.

4. Тема творчества. Художник полностью живёт красками: он грустит красками, красками веселится. Если художнику стало скучно, он может сам без проблем раскрасить мир так, как ему нравится. Если надоест, он возьмёт в руки рапидограф и продолжит свою практику. И не нужно говорить, что художник неталантлив. Ведь то, что сейчас понять не дано, однажды найдёт своё место в обществе. Starlit night.

5. Поиски ответа на вопрос о смысле жизни. К

счастью, жизнь наша имеет значение. И будут лишними все сожаления. Что внушали вы сами себе. Наша жизнь, как пианино, играет мелодию - у каждого свою. Если б всё было однообразным, то жили б мы всего лишь миг. И сыграли б мы всего лишь один нецелесообразный писк, который даже не услышат. SHAKA. Можно быть жертвой, можно быть агрессором, а можно - сторонним наблюдателем, который становится первым или вторым после тщательного обдумывания ситуации. Атанварно.

6. Тема смерти и бессмертия. Если бы смерти не было. В том её виде, в котором она бродит по земле сейчас. Если бы люди умирали только тогда, когда сами этого по-настоящему захотят. Хватало бы секунды, доли секунды, страшного желания-вспышки - и стекленеют глаза. Тогда умирать стали бы подростки - один за другим. Молодые невротики - читая письма, юноши в армии, девочки-старшеклассницы, сорокалетние латентные алкоголики во время очередного утра, изредка - старики. И, главное, никто не застрахован от этого мига, когда ты, помимо своей воли, вдруг предательски захочешь умереть. Даже не ты. Твоё нутро, твой мозг с твоим сердцем, твоя душа, лишь на микросекундочку изменившая тебе, - убивала бы навсегда. Нет, пусть уж лучше будет по-прежнему. Пиарщик.

7. Тема несправедливости устройства мироустройства и общества. Когда кончается заряд моих батареек, в мой мир рвётся чушь больного общества переполненной маршрутки. Нет звука и тем примитивней, чем в шансоне, который рвётся из динамика маршруток в уши доверчивой русской быдлы. Наше государство занимает первое место в мире по количеству сидевших людей. Социальный маразм общества, живущего по понятиям околоворовской направленности... Вот такие мысли лезут в голову под песни группы «Бутырка» в переполненной маршрутке. С надеждой на ваше понимание. ПИЛОТ.

8. Душа и внутренний мир человека. Забавно, что, желая похвалить человека, сказать ему хорошее, мы чаще всего всё равно отталкиваемся от себя, любимого. «Ты мне близок», - говорим мы. Или: «Я тебе доверяю». Или: «Для меня ты много значишь». Собственно, тем самым рассказывая, что самый большой твой плюс, дорогое существо, - то, что мне с тобой комфортно. Пиаршик.

«Бытийный дискурс газеты «Бродвей с тобой» может иметь художественную форму и представлять собой сообщения как прозаические, так и поэтические. Поэтические произведения бродвейцев размещены в рубрике «Кафе «Пегас». По мнению самих бродвейцев, газета «Бродвей с тобой» предоставляет возможность молодым людям опубликовать свои первые творческие труды. Поэтическое творчество членов клуба разнообразно по стилю и тематике. Наблюдается совпадение тематического пространства поэтических текстов с тематической наполненностью бытийного дискурса. В целом в поэтическом творчестве бродвейцев отмечаются тенденции, характерные для современной поэзии» [6, с. 12]. Большее количество стихотворений, напечатанных в газете, относится к лирике «экзистенциального переживания». Среди тысяч таких же, как ты, Но при том совершенно чужих, Ты устал до чего-то идти, Ты устал просто жить от тоски, Ведь никто не поможет пройти Путь, что выбрал ты сам для души...

Призрак Летнего Полдня Зачем по земле я суровой хожу? Зачем в ваши очи немые гляжу? Зачем я люблю одну лишь себя? Зачем я так долго мучу Тебя?

Солнце

Главное проявление авангардной поэзии связано с разрушением традиционного языка литературы, демонстрацией пустоты, скрываемой привычными текстами, с пониманием поэзии как трудно дешифруемых текстов.

«Эй, постой!» Это ты, ты во всём виновата! Я видел тебя! Вино. Вата. StuSSy

Для исследуемых текстов как результата совокупной деятельности участников молодёжной коммуникации характерно наличие повторяющихся образов. Образ тьмы, связанный с темой одиночества, несчастной любви, является одним из доминирующих в художественном творчестве бродвейцев: Темень-тьма набежала на сто дорог. Накрутила пылищи - закрой глаза. StuSSy. Для более полного раскрытия темы одиночества, сопряжённой с мыслями о суициде, используются зооморфные метафоры: Одиночество, словно змея, пригрелось у меня на груди и травит своим ядом при каждой попытке жить дальше. Наверное, ему тоже хочется жить, не умирать, оставляя за собой лишь темноту в коридоре. Broken. Образы болота, могилы, получая развитие в теме одиночества, более ярко высвечиваются в рифмованных строках о смерти: Болото. Забродила в донцах ила, плесневея, как любя. Утонуло, как в могилах, наша ноша -тяжесть я. Пилот. Гниющее болото смерти противопоставлено реке жизни: Речка жизни полетит. Пилот. Образ дороги, пути, который нужно пройти человеку, сочетается с образом крыльев, символизирующих, с одной стороны, свободу, с другой - изгнание: Больно свободной быть с меткой изгнанницы. Крылья, прощайте, вы не нужны мне здесь. Призрак летнего дня.

Минорная тональность контрастирует с представлениями участников коммуникации о возрождении, воплощённом в образе солнечного света: Встречаю солнечный подъём, когда, лучи распространяя, оно улыбкою зовёт: «Пойдём! С тобою поиграем!». Солнце. Солнце противопоставляется болоту: Солнце прощалось с землёй, лучи опуская в траву, ты никла к земле головой, не решаясь сказать мне правды... На болоте шумел камыш, поражала закатная тишь... Солнце.

Колористическое пространство исследуемого дискурса составляют пять цветов: чёрный, белый, серый, красный, жёлтый. В эмоциональном восприятии доминирующих образов наиболее значимым является чёрный цвет, который предпочитается большинством авторов. Мне этой мыслью странно заниматься, но что-то есть у нас, похожее на птицу в забытье. Чёрным глазом пронзившей небо. Подсознательный Малыш. Чёрным туманом Вечность ложится на голову мне. StuSSy. Чёрный глаз монитора - потухший сон небытия. Interna-novajа. Два глаза-уголька жалостливо глядят на тебя из черни. Айол-ли. Красный цвет наряду с этимологически близким символом красоты (я сегодня самая красивая: красный автомобиль, красные губы Она самая) является знаком смерти (.пантомима красной маски смерти Подсознательный Малыш). Белый цвет, как правило, является символом чистоты, молодости и нежности: На ковре остались белые нетающие хлопья снега. Intema-novaja. Белый снег и белые розы на окне. Пушистая Таня. Серый и жёлтый цвета реже используются в создания поэтических образов, ассоциируются с тоской, повседневностью, неопределённостью: Серая клетка моя и темна, и тесна. Строки утекали серой волной куда-то. Intema-novaja.

Таким образом, систематизирующими признаками дискурсивного портрета коллективной языковой личности являются: возрастные и социально-культурные признаки участников коммуникации; цель и способы общения; функции общения; базовые ценности, выявленные в системе текстотем, основополагающих идей; избираемые языковые средства, подчинённые мироощущению говорящего.

«Особенностью молодёжного дискурса газеты «Бродвей с тобой» является поляризация идей, образов, эмоциональных состояний, выражающаяся в би-полярности его характеристик: провозглашение идеала асоциальности, ценности маргинального бытия и поиски гармоничного социального мироустройства; признание христианского вероучения и критическое отношение к нему; конфликтность и толерантность; эгоцентризм и социоцентризм; корпоративность и представление о собственной избранности, исключительности; идея тайны, загадки и публичная демонстрация своего внутреннего мира» [6, с. 12] .

Молодежная коммуникация, представленная на страницах газеты «Бродвей с тобой», является прототипом общения в Социальных сетях как по форме, так и по содержанию.

Литература

1. Бялэк Э. Язык молодёжной тусовки: вкусы и тенденции // Мода в языке и коммуникации: сб. статей. М., 2014. С. 236 - 257.

2. Иванцова Е. В. Исследование типологических черт диалектной языковой личности // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование (сибирская лингвоперсонология): коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 308 - 347.

3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

4. Комисарова Л. М. Аспектуальная типология и диагностика языковой личности // Лингвоперсонология: Типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 88 - 101.

5. Лебедева Н. Б. К построению жанровой типологии (на материале естественной письменной речи) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Барнаул: АлтГУ, 2003. Ч. II. Теория и практика современной письменной речи: материалы конференции. С. 91 - 100.

6. Чабаненко М. Г. Молодёжный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 22 с.

7. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в зеркале языкового сознания адресата. Барнаул: АлтГУ, 2005. 293 с.

8. Чернышова Т. В. Языковая личность в медиакоммуникации: коллективное и индивидуальное // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование (сибирская лингвоперсонология): коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 372 - 384.

Информация об авторе:

Чабаненко Марина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка КемГУ; kemsu@list.ru.

Marina G. Chabanenko - Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Russian Language, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 18.09.2015 г.

УДК 81'42

ИНТЕГРАТИВНОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

Н. И. Шапилова

INTEGRATIVE CONCEPTUAL ANALYSIS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF GOGNITIVE MAP OF A LEXICAL UNIT

N. I. Shapilova

Предметом исследования в данной статье является концептуальный анализ лексических единиц в языковом и коммуникативно-прагматическом аспектах. Цель исследования - дать теоретическое обоснование и показать на примерах возможности и достижения интегративного исследования в контексте современного когнитивного направления. Интегративный подход к семантике языковых единиц обусловлен тенденцией к обобщению как в сфере теории, так и в сфере практического анализа, чему во многом способствует включение в современную антропоцентрическую парадигму исследования в ее когнитивной и функционально-коммуникативной ориентации.

В работе прослеживаются линии концептуальных исследований онтологической и гносеологической направленности, позволяющие представить формирование интегративной семантики лексических единиц. В процессе выявления онтологической семантики рассматривается формирование концепта на стадии конкретно-чувственного восприятия, осмысления и вербализации в процессе речемыслительной деятельности человека. Вторая линия базируется на разновидности концептуальной семантики и соответственно различных источниках ее выявления: лексикографических, ассоциативных, текстовых. Такой комплексный разноаспектный анализ проводится на примерах эмоциональной лексики, изначально уходящей корнями во времена античности и содержащей компонент религиозной семантики, впоследствии в большинстве своем утраченный в связи с уходом религии, что приводит к десакрализации семантики указанной лексики. В исследованиях последних лет активизируется разработка проблем когнитивного моделирования, в связи с чем в сфере концептуального анализа предлагается ориентация на создание когнитивной карты лексемы.

The subject of study in this paper is a conceptual analysis of lexical units in language and communicative-pragmatic aspects. The purpose of the study is to give a theoretical justification and to show the possibilities and achievements of integrative research in the context of modern cognitive direction. Integrative approach to the semantics of linguistic units stems from a tendency to generalize, both in theory and in practical analysis, which is largely due to the inclusion in the modern anthropocentric paradigm of research in the cognitive and functional-communicative orientation.

The article examines the conceptual line of research of ontological and epistemological orientation, which allows one to represent the formation of integrative semantics of lexical units. In the process of identifying ontological semantics, the author discusses the formation of the concept at the stage of concrete-sensory perception, comprehension and verbalization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.