Научная статья на тему 'Тематический анализ состояния кластера как формы инновационной деятельности'

Тематический анализ состояния кластера как формы инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОСНОВНОЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КЛАСТЕРА / НЕДОСТАТКИ КЛАСТЕРА / CLUSTER / INNOVATIVE DEVELOPMENT / BASIC AND PRIVATE CONTRADICTIONS OF CLUSTER / CLUSTER FAULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Ю.Г., Шепеленко Г.И.

В статье рассматриваются вопросы создания кластеров как формы научно-производственного комплекса. Кластер нацелен на получение инноваций. Сформулировано основное противоречие кластера между совместной работой его участников по получению инноваций и конкурентными отношениями между ними. Рассмотрен человеческий фактор, как важное условие эффективной инновационной деятельности кластера. Сформулированы частные управленческие противоречия кластера. Определены недостатки кластера, основанные на множественности прав собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses the creation of clusters as forms of scientific-industrial complex. Cluster is aimed at generating innovation. Formulated the basic contradiction of cluster between joint work of its members for obtaining innovation and competitive relations between them. Considered the human factor as an important condition for effective innovation activities of cluster. Formulated private management of contradictions of cluster. Identify gaps in cluster based on plurality of property rights.

Текст научной работы на тему «Тематический анализ состояния кластера как формы инновационной деятельности»

Ю. Г. Чернышева, Г. И. Шепеленко

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КЛАСТЕРА КАК ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания кластеров как формы научно-производственного комплекса. Кластер нацелен на получение инноваций. Сформулировано основное противоречие кластера между совместной работой его участников по получению инноваций и конкурентными отношениями между ними. Рассмотрен человеческий фактор, как важное условие эффективной инновационной деятельности кластера. Сформулированы частные управленческие противоречия кластера. Определены недостатки кластера, основанные на множественности прав собственности.

Ключевые слова

Кластер, инновационное развитие, основное и частные противоречия кластера, недостатки кластера.

2016 № 4 (56) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Yu. G. Chernysheva, G. I. Shepelenko

THEMATIC ANALYSIS OF STATE OF CLUSTER AS A FORM OF INNOVATIVE ACTIVITIES

Annotation

Article discusses the creation of clusters as forms of scientific-industrial complex. Cluster is aimed at generating innovation. Formulated the basic contradiction of cluster between joint work of its members for obtaining innovation and competitive relations between them. Considered the human factor as an important condition for effective innovation activities of cluster. Formulated private management of contradictions of cluster. Identify gaps in cluster based on plurality of property rights.

Keywords

Cluster, innovative development, basic and private contradictions of cluster, cluster

faults.

Проведенные в стране экономические реформы привели к тому, что значительная часть наукоемкой производственной базы страны была ликвидирована. Создавались кооперативы, малые предприятия, которые провозглашались носителями инновационной деятельности. Большинство управленческой, предпринимательской номенклатуры стали утверждать: зачем расходы на инновационную деятельность, если инновационный продукт можно купить за рубежом, но санкции доказали несостоятельность такой теории. Россия должна иметь национальную инновационную предпринимательскую деятельность.

Инновационная политика государства является важной частью научно-технической, структурно-промышленной политики. Проблемы инноваций и инновационной деятельности, интеграции предприятий в инновационный кластер рассматривались в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых: М. Ахматова [1], М. А. Гаунова [2], А. Н. Кокина,

A. А. Юркова, В. М. Джухи [3], Е. С. Самострокова [4], Н. Г. Вовченко, Т. В. Епифановой [5], С. В. Пожидаевой, А. С. Ан-дрейчук [6], Н. А. Анисова [7], Ю. В. Смирнова [8], М. Портера [9], Г. Сванн [10],

B. Элснера [11], М. Стейнера [12], Э. Бергмана, Э. Фезера [13] и др.

Инновационную деятельность не стоит понимать как нечто новое в экономической жизни страны, присущее только рыночной экономике. В России широко использовались термины «новация», «новшество» как нечто новое, близкое по содержанию к понятию «изобретение». Однако стали использовать западный термин «инновация», который по содержанию включает реализацию на рынке новшества, новации, т. е. подразумевает их коммерциализацию. В плановой экономике новшество не реализовывалось на рынке как товар. Министерства распространяли новшества на другие предприятия всех отраслей экономики, при этом предприятия оплачивали только затраты на оформление документации. Широкое распространение в России получили научно-производственные объединения (НПО), межотраслевые научно-технологические комплексы (МТК), службы государственной научно-технической информации (ГСНТИ). В ходе экономических реформ такие организации были упразднены, и организационной формой проявления инновационной деятельности стали кластеры как «географическое сосредоточение фирм, поставщиков связанных отраслей и специализированных институтов, которые играют особую роль в отдельных странах городах» [9].

Инновационная деятельность фирм, организаций — это сложный процесс, на который оказывают противоречивое влияние как внешние, так и внутренние факторы. Определение понятия «инновация», содержащееся в законодательстве страны, позволяет сделать вывод: инновационная деятельность становится распространённой. В Ростовской области осуществлялась областная целевая программа инновационного развития на 2012-2015 гг., предусматривавшая комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для обеспечения системного перехода региона на инновационный путь развития.

Правительство разработало концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., где делается ставка на введение кластеров на территории регионов страны. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных экономических, организационных, информационных условий для осуществления инновационных проектов, в том числе образования кластеров, которые должны изменить экономическую организацию общества [14].

Кластер — это научно-производственный комплекс, взаимосвязанный по ресурсам с исполнителями, направленный на получение новшеств, инноваций, в результате научных исследований, опытно-конструкторских работ, освоения производства и коммерциализацию новшеств.

Кластер соответствует системе критериев, многие из которых не применяются для обычных инновационных проектов. Он отражает такие основные требования, как значительные масштабы деятельности, их влияние на развитие экономики, региона; коммерческую эффективность новшеств; рост конкурентоспособности в отдельных сферах деятельности. Кластер опирается на имеющуюся инфраструктуру и в то же время создает мотивацию для образова-

ния новых крупных инновационных структур, которые могут стать основой эффективной экономики страны.

В стране все большее внимание уделяется развитию комплексной концентрации научно-технических работ как важнейшему направлению по созданию, освоению и коммерциализации новшеств, что будет способствовать кардинальным изменениям в технологической базе в промышленности, экономике. В стране имеются технологические заделы, научно-производственная база, специалисты, но еще слаба ориентация на этот инновационный потенциал, на реализацию научных достижений.

Экономическая оценка эффективности кластеров требует применения тематического анализа их инновационно-производственных основ, с целью определения их преимуществ и недостатков. Кластер по своему организационно-экономическому содержанию очень близок классическому понятию «холдинг» и представляет собой результат эволюции крупной капиталистической корпорации на основе частной собственности. Определяющим фактором было не законодательство, а логика развития рынка инноваций. Кластер, как и холдинг, является объединением юридически самостоятельных фирм, организаций на основе частной собственности, обладающих оперативной самостоятельностью, связи между которыми могут быть расторгнутым в любой момент. Имеют место определенные национальные особенности, вытекающие из действия в стране антимонопольного налогового законодательства, корпоративного права.

Центральное звено кластера, как и холдинга, имеет контрольные инструменты, необходимые для управления, и представляет собой управленческую иерархию, где есть структурное подразделение, концентрирующее финансовые, технические, кадровые ресурсы, определяющие новые рынки сбыта, уход от старых рынков, осуществляющие

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Следует сформулировать основное противоречие кластера: с одной стороны, участники объединения ведут совместную работу по поиску новшеств, инноваций, с другой стороны, участники, являясь юридически самостоятельными лицами с независимым оперативным управлением, ведут конкурентные отношения между собой.

Одной из черт кластера является создание прочных связей с исполнительными органами власти региона. В обобщенной схеме организационной структуры управления кластера имеют место такие структуры. Например, в Ростовской области создан инновационно-технологический кластер «Южное созвездие», объединяющий 14 предприятий и организаций. В состав кластера входят Торгово-промышленная палата Ростовской области, Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Работа этих организаций не направлена на создание новшеств, инноваций, но они создают благоприятные условия для «своего» кластера в области правового, налогового режима: реструктуризировать выплату налогов, облегчить процедуру получения необходимых разрешений, лицензий, частичное финансирование инновационной деятельности из местных бюджетов. Участие региональной власти в работе кластера порождает возможность осуществления разных коррупционных схем в пользу чиновников. Возникло противоречие: между провозглашенной открытостью, прозрачностью инновационной деятельности кластера и покровительством со стороны администрации региона.

Важным условием эффективного ведения инновационной деятельности кластера является человеческий фактор. Возглавлять кластер должен менеджер-новатор, ориентированный на новые технологии, новую продукцию, что будет способствовать успешной конкурентной борьбе на рынке.

Инновационная деятельность требует от коллектива кластера высокого уровня профессиональной подготовки, мотивации для разработки инноваций, большого опыта работы. Кластеры ощущают острую потребность в кадрах, способных осуществлять инновационную деятельность. Кадровая политика кластера должна быть направлена на устранение основного управленческого противоречия: между целями, задачами инновационной деятельности и невозможностью их решения специалистами кластера.

Для обеспечения эффективности этапов инновационной деятельности: научно-исследовательская работа, опытно-конструкторской работа, серийное производство, коммерциализация, необходимо иметь высокопрофессиональный трудовой коллектив, объединённый задачей реализации инновационной программы.

Руководителю кластера необходимо иметь полную информацию о работниках, участвующих в этапах создания инновационной продукции. Целью управления персоналом является обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик персонала задачи инновационной деятельности кластера. Количественные показатели политики определяются стратегией развития организации и корректируется с учетом изменений масштаба производства экономической ситуации. Качественный состав специалистов определяет успех иннова-ционности деятельности, поэтому важной задачей кадровой политики кластера является анализ и оценка трудового потенциала работников посредством таких компонентов, как трудовые навыки и умения, уровень мотивации, уровень профессиональных знаний и ответственности, опыт работы в кластере.

На основе анализа содержания работы в процессе инновационной деятельности составляются должностные инструкции, в которых излагаются основные обязанности, права и ответствен-

ность конкретного специалиста. Задачи кадровой политики кластера — обеспечить наиболее полное соответствие фактической структуры персонала и требуемой структуры рабочих мест. Такая задача возможна, если выделить из основного управленческого противоречия некоторые частные управленческие противоречия, возникающие в ходе оперативного управления производственно-хозяйственной деятельностью кластера: противоречие между целями инновационной деятельности кластера и отсутствием у специалистов опыта работы в условиях кластера; недостаточный уровень квалификации специалистов; необоснованное распределение обязанностей; низкий уровень мотивации; отсутствие возможности приобретения опыта работы у ведущих национальных компаний в связи с коммерческой тайной.

Выявление частных экономических противоречий позволяет вовремя предотвращать появление на каждом этапе инновационного процесса специфических угроз, требующих проведения соответствующих мероприятий оперативного управления, а также вырабатывать оптимальные текущие и перспективные управленческие решения, направленные на реализацию инновационной деятельности кластера.

К недостаткам кластера следует отнести состав входящих в него фирм, организаций с разными правами собственности. Содержание права собственности составляет совокупность правомочий: владение, пользование, распоряжение, то есть предоставляет собственнику самые широкие полномочия. В кластере имеет место различие форм частной собственности юридических лиц с ее разновидностями, а также государственная собственность, муниципальная собственность. В кластер «Южное созвездие» входят предприятия, фирмы с разной организационно-правовой формой: ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс» им. Г. М. Береева; ЗАО «Бета ИР»;

ОАО «Алмаз» и ОАО «Градиент»; ООО «АВИАЛОК»; Южный федеральный университет; Торгово-промышленная палата (ТПП); Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области и другие участники [15].

Таким образом, имеет место множественность прав собственности на один и тот же объект — кластер, и у каждого участника возникает право на долю общей собственности. Особой характерной чертой такого права является то, что каждый участник кластера имеет один голос независимо от размера своей доли. Правовое многообразие порождает противоречия: между общими целями, задачами участников кластера в создании, производстве и коммерциализации инноваций и разобщенностью участников по формам собственности. Такое противоречие определяет значительные трудности организационно-правового характера в текущей производственно-хозяйственной деятельности и особенно при определении перспектив развития кластера.

Внутри кластера надо постоянно согласовывать интересы участников, имеющих существенные различия в правовом статусе, в экономических возможностях. Например, минимальный размер уставного капитала ОАО — 100 000 руб., ООО — 10 000 руб. Унитарное предприятие не имеет ограничение размера уставного капитала. Одна организационно-правовая форма участника предусматривает деление уставного капитала на акции, другая — на доли, унитарному предприятию имущество не принадлежит на праве собственности. Некоторые организационно-правовые формы имеют ограничения по количеству работников. В таких организационно-правовых условиях участники делегируют полномочия органу управления кластером, при этом все они остаются юридически самостоятельными и имеют место конкурентные отношения. Нарушение права собственности дают

участнику право обратиться в суд за защитой своих законных интересов.

В настоящее время проявляется интерес к возможностям ведения кластера во многих регионах страны. В Ростовской области существуют все условия для создания кластера: есть крупные технические вузы, производственные объединения, которые могут конкурировать с другими хозяйственными субъектами как в пределах страны, так и на мировом уровне.

Библиографический список

1. Ахматова, М. Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. — 2008. — № 4. — С. 3-8.

2. Гаунова, М. А. Развитие национальной инновационной системы как фактор устойчивого развития экономики России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2009. — № 8 (20). — С. 38.

3. Юрков, А. А., Стародубов, Н. Н.

Формирование механизма управления инновационным развитием на микро- и мезоуровне : моногр. / под ред. В. М. Джу-хи. — Ростов н/Д, 2010.

4. Самострокова, Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. — 2012. — № 1. — Т. 1. — С. 141-143.

5. Вовченко, Н. Г., Епифанова, Т. В. Оценка институциональной среды предпринимательства в России // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 300-305.

6. Пожидаева, С. В., Андрей-чук, А. С. Экономические аспекты поддержки инновационной деятельности в РФ и за рубежом // Экономические проблемы России и региона. — 2013. — № 18. — С. 166-175.

7. Анисова, Н. А. К вопросу развития теории кластеров: типовая модель и возможности применения // Экономика и управление. — 2009. — № 9 (47). — С. 61 -66.

8. Смирнова, Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — М. : РИОР, 2011. — Т. I. — С. 42-45.

9. Портер, М. Конкуренция. — М. : Вильямс, 2005. — С. 243.

10. Swann, G. M. P., Prevezer, M., Stout, D. Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology. — Oxford : Oxford University Press, 1996.

11. Porter, M. E. On Competition. — Cambridge, Mass. : Harvard Business School Press, 1998.

12. Elsner, W. Industrial policy agenda 2000 and beyond: Experience, Theory and Policy // Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics. — 1998. — № 34.

13. Bergman, E. M., Feser, E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. — Regional Research Institute, WVU, 1999.

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base. garant.ru/194365.

15. Сайт администрации Ростовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru.

Bibliographic list

1. Akhmatova, M. E. Theoretical models of competitiveness // Marketing. — 2008. — № 4. — P. 3-8.

2. Gaunova, M. A. Development of national innovation system as factory studio development of Russian economy // Financial Analytics: problems and solutions. — 2009. — № 8 (20). — P. 38.

3. Yurkov, A. A., Starodubov, N. N. Formation mechanism of innovative development management for micro- and me-solevel : monograph / ed. by V. M. Dzhu-kha. — Rostov-on-Don, 2010.

4. Samostrelova, E. S. Classification of clusters of firms // Young scientist. —

2012. —№ 1. — Vol. 1. —P. 141-143.

5. Vovchenko, N. G., Epifanova, T. V. Evaluation of institutional environment of entrepreneurship in Russia // Theory and practice of social development. — 2013. — № 8. — P. 300-305.

6. Pozhidaeva, S. V., Andrey-chuk, A. S. Economic aspects of innovative activity support in Russia and abroad // Economic problems of Russia and region. —

2013. — № 18. — P. 166-175.

7. Anisova, N. Development of theory of clusters: model and application capabilities // Economy and management. — 2009. — № 9 (47). — P. 61-66.

8. Smirnova, Yu. V. Clusters as a factor of innovative development // Actual problems of economy and management: materials : International scientific, conf. (Moscow, April 2011). — M. : RIOR, 2011. — T. I. — P. 42-45.

9. Porter, M. Competition. — M. : Williams, 2005.

10 Swann, G. M. P., Prevezer, M., Stout, D. Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology. — Oxford : Oxford University Press, 1996.

11. Porter, M. E. On Competition. — Cambridge, Mass. : Harvard Business School Press, 1998.

12. Eisner, W. Industrial policy agenda 2000 and beyond: Experience, Theory and Policy // Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics. — 1998.— №34.

13 Bergman, E. M., Feser, E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. — Regional Research Institute, WVU, 1999.

14. Concept of long-term socioeconomic development of Russian Federation for period till 2020 [Electronic resource], — Mode of access : http://base. garant.ru/194365.

15. Site of administration of Rostov region [Electronic resource], — Mode of access : http://www.donland.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.