Научная статья на тему 'Тематические доминанты регионального медиаполя'

Тематические доминанты регионального медиаполя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
489
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ / ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ / МЕДИАПОЛЕ / MEDIA TEXT / THEME DOMINANTS / THE PRESENT SITUATION / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова С. С.

В статье приводятся результаты мониторинга регионального медиаполя, который фиксирует функционирование ключевых тем текущего момента, или тематических доминант. Они имеют трансдискурсивный характер, т.е. актуализируются как в тематических, так и в жанровых дискурсах печатных и Интернет-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the regional media space monitoring that captures the functioning of the key topics of the moment, or the dominant themes. They have trans-discursive nature, i.e. they are actualized both in the thematic and the genre discourses in print and online media.

Текст научной работы на тему «Тематические доминанты регионального медиаполя»

УДК 070

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАПОЛЯ

С.С.Петрова

Гуманитарный институт НовГУ, svetlana.s.petrova@mail.ru

В статье приводятся результаты мониторинга регионального медиаполя, который фиксирует функционирование ключевых тем текущего момента, или тематических доминант. Они имеют трансдискурсивный характер, т.е. актуализируются как в тематических, так и в жанровых дискурсах печатных и Интернет-СМИ. Ключевые слова: медиатекст, тематические доминанты, текущий момент, медиаполе

The article presents the results of the regional media space monitoring that captures the functioning of the key topics of the moment, or the dominant themes. They have trans-discursive nature, i.e. they are actualized both in the thematic and the genre discourses in print and online media.

Keywords: media text, theme dominants, the present situation, media space

Функционирование медиаполя связано с течением общественной жизни. Все значимые события сначала анонсируются (за исключением форс-мажорных ситуаций, катастроф), затем освещаются в режиме реального времени, анализируются после и,

наконец, уходят из фокуса общественного внимания. Каждый текущий момент общественной жизни «выдвигает в центр общественного сознания фрагмент словаря, заключающий в себе понятия наиболее значимые, обсуждаемые повсеместно» [1]. Таким обра-

зом, актуализируется ряд регулярно воспроизводимых тем, вокруг которых фокусируется медиаполе в данный конкретный момент [2].

Жизненный цикл события в медиаполе зависит от его общественной значимости, равно как и амплитуда откликов на него. На основании этого можно говорить о формировании тематических доминант, актуализируемых средствами массовой информации в текущий момент [3]. Посредством этих доминант в медиаполе фокусируется внимание на том, «что происходит сейчас и актуально сегодня, но вовсе не обязательно будет значимо завтра» [4].

Функционирование тематических доминант выявляется в ходе мониторинга медиаполя Великого Новгорода. Исследование охватывает публикации трёх периодических печатных изданий за сентябрь 2012 г.: ежедневная газета «Новгородские ведомости» (включая портал издания в Интернете www.novved.ru), еженедельники «Новгород» (www.gazetanovgorod.ru) и «Новая Новгородская газета» (нет Интернет-представительства) А также четырёх Интернет-изданий: информационное агентство «Великий Новго-род.ру» (www.velikiynovgorod.ru), Интернет-портал Новгород.ру (http://www.novgorod.ru/); Интернет-газета «Ваши новости» (www.vnnews.ru), Интернет-издание «Прямая речь» (www.pryamayarech.ru).

В сентябрьском медиаполе четко прослеживаются три основные тематические доминанты: 200-летие Отечественной войны 1812 г.; 1150-летие зарождения российской государственности; выборы губернатора Новгородской области в октябре 2012 г. Проведённый мониторинг демонстрирует трансдискурсивный характер выделенных тематических доминант, т.е. данные темы актуализируются как в тематических дискурсах (политическом, культурном, историческом и др.), так и в жанровых (новостном, репортажном и т.д.). При этом плотность тематических доминант в печатных и Интернет-СМИ различная.

Тематические доминанты в большем объёме актуализируются в Интернет-изданиях. Так, празднование 1150-летия российской государственности, ставшее ключевой тематической доминантной ме-диаполя Великого Новгорода в сентябре 2012 г., фиксировалось Интернет-СМИ на всех этапах. Это и его планирование: «Митин предложил поселить часть гостей празднования 1150-летия России в кельях Юрьева монастыря» (Ваши новости, 04.09.2012), «На 1150-летие России в Великий Новгород приедет Путин и, возможно, Медведев, но не приедет патриарх» (Великий Новгород.ру, 04.09.2012); и подготовка: «Охранять порядок на праздновании 1150-летия России в Великом Новгороде приедут военные из Санкт-Петербурга» (Прямая речь, 20.09.2012), «Подготовка к юбилею России идёт полным ходом: Софийскую площадь закрыли для проезда» (Великий Новго-род.ру, 19.09.2012). Ход самих трёхдневных праздничных мероприятий освещался всеми СМИ практически в режиме реального времени. В это время фиксируется наибольшая плотность тематической доминанты: «В новгородской Грановитой палате появились юбилейные марки, которые в будущем станут

раритетными» (Великий Новгород.ру, 20.9.2012), «Праздник по случаю 1150-летия зарождения российской государственности объявлен открытым» (Великий Новгород.ру, 21.09.2012), «Губернатор Санкт-Петербурга приехал в Великий Новгород на «поезде государственности» (Прямая речь, 21.09.2012), «Пилотажная группа показала в небе над Великим Новгородом российский флаг» (Прямая речь, 22.09.2012 «Празднование 1150-летия началось с открытия бюста Александра II» (Ваши новости, 21.09.2012). Интернет-издания также транслируют итоги юбилейных торжеств: «В Великом Новгороде оштрафовали более 100 пьяных участников празднования 1150-летия России» (Прямая речь, 24.09.2012) «Новгородская полиция не зафиксировала серьезных происшествий на праздновании 1150-летия российской государственности» (Великий Новгород.ру, 24.09.2012,), «Глава Российского Императорского Дома поблагодарила за 1150-летие» (Ваши новости, 26.09.2012).

Другая тематическая доминанта сентября -выборы губернатора Новгородской области. Интернет-издания информируют о ходе процесса регистрации кандидатов: «Виктор Михайлов зарегистрирован кандидатом в губернаторы Новгородской области» (Прямая речь, 01.09.2012) «На выборах новгородского губернатора появился третий кандидат» (Великий Новгород.ру, 06.09.2012); выступления оппозиции: «Коммунисты провели митинг «Выборы без выбора» (Ваши новости, 09.09.2012), «Лидеры российской оппозиции готовы поддержать протестующих в Великом Новгороде» (Прямая речь, 14.09.2012). Фиксируют издания и острые моменты предвыборной гонки: «Из думских партий соглашение «За честные выборы!» подписала только «Единая Россия» (Ваши новости, 27.09.2012), «Анна Черепанова: В Новгородской области выборная интрига умерла, но следить за выборами - необходимо» (Прямая речь, 28.09.2012).

В тематической доминанте выборов можно выделить отдельное поле - фигуру временно исполняющего обязанности губернатора Новгородской области Сергея Митина, которая актуализируется ключевыми словами «Митин», «врио губернатора», «Сергей Митин». Треть публикаций, входящих в тематическую доминанту выборов, так или иначе посвящены С. Митину, причем актуализируется она как вербально - в заголовках и текстах материалов: «Врио губернатора оценил обновленные валдайские дороги: "четверка с минусом"» (Великий Новгород.ру, 17.09.2012), «Сергей Митин планирует обратиться к руководству страны по поводу Юрьева монастыря» (Ваши новости, 13.09.2012); так и невербальными - многочисленными фотографиями врио губернатора на всевозможных мероприятиях. В целом Сергей Митин гораздо чаще других кандидатов в губернаторы Новгородской области становился героем публикаций, тематика которых часто выходит за рамки официальных обязанностей врио главы региона: «Екатерина II на линейке в новгородской школе агитировала за Митина: "И в Твиттер пишет, и с лопатой сам встает!"» (Великий Новгород.ру, 02.09.2012), «В Великом Новгороде раздали «фениксов»: фоторепортаж» (Ваши новости, 08.09.2012) - на

фото Митин вручает картину главному редактору одного из новгородских СМИ и т.д.

Наименьшим количеством публикаций представлена в медиаполе сентября доминанта 200-летия Отечественной войны 1812 года в контексте приуроченных к этой дате мероприятий и открытия в Великом Новгороде памятника ополчению. Интернет-СМИ фиксируют подготовку к установке памятника и непосредственно саму церемонию: «Бизнес жертвует на памятник Новгородскому ополчению миллионы рублей» (Прямая речь, 05.09.2012), «В Великом Новгороде установили памятник Народному ополчению» (Прямая речь, 14.09.2012), «В Великом Новгороде открыли памятник ополчению 1812 года» (Великий Новгород.ру, 21.09.2012). При этом открытие памятника ополчению функционирует как свёрнутая метафора, хорошо известная и легко узнаваемая читателями-новгородцами.

С точки зрения жанровой структуры большинство материалов Интернет-изданий, которые включены в основные тематические доминанты сентября, -новости. Это может быть объяснено тем, что формирование оперативно-событийного контента переместилось в Интернет [5], а также спецификой формы данных СМИ: Интернет-издания, основной контент которых представлен в новостных лентах, не ограничены количеством и форматом печатных полос и установленной периодичностью выхода (раз в неделю). Однако есть и жанровые исключения: интервью «Сергей Митин: «Хорошо, что первых лиц не было» (Ваши новости, 25.09.2012); фоторепортаж «Авиа-шоу, которого могло и не быть» (Ваши новости, 24.09.2012); комментарий «Политолог Александр Кынев: Новая система выборов цементирует региональные власти» (Прямая речь, 12.09.2012).

Тематические доминанты в газетах представлены в меньшем количестве, чем в Интернет-изданиях, однако они присутствуют в материалах практически всех номеров газет за сентябрь. Так, номера газеты «Новгород» за 27 сентября, газеты «Новгородские ведомости» за 25 сентября и «Новой Новгородской газеты» за 26 сентября практически полностью посвящены доминанте 1150-летия зарождения российской государственности. Выпуски содержат подробные репортажи с трёхдневного праздника: «Обрастая монументами» (Новая Новгородская газета № 39 (682) от 26.09.2012, с. 3); заметки об отдельных важных событиях: «Памятная марка» (Новгородские ведомости, 22.09.2012), «Возрождение истории» (Новгород, 27.09.2012); интервью об итогах: «Спасибо за праздник» (Новгород, 27.09.2012).

Функционирование тематической доминанты 200-летия Отечественной войны 1812 года на страницах газет не ограничивается информационными материалами об открытии памятника ополчению. Это и заметка «Красивая война» (Новгородские ведомости, 2909.2012) о прошедших в Великом Новгороде чтениях «Защита

Отечества: новгородцы в Отечественной войне 1812 года»; и обширное интервью с новгородцем Павлом Тимофеевым, участвовавшим в воссоздании битвы при Бородино в роли Кутузова «Похожий» (Новая Новгородская газета № 36 (679) от 05.09.2012, с. 21); и статья «Юбилей столетней давности» (Новгород, 27.09.2012) о праздновании 100-летнего юбилея в 1912 г.

Помимо новостей о ходе регистрации кандидатов в губернаторы тема выборов в газетах часто актуализируется в жанре интервью - с врио губернатора С. Митиным: «Сергей МИТИН: «Нужно активнее привлекать инвесторов» (Новгород, 06.09.2012); «Сергей МИТИН: «Каждый из руководителей прежде всего должен отвечать за качество жизни людей» (Новгород, 13.09.2012); «Наша партия - жители области» (Новгородские ведомости, 18.09.2012).

Таким образом, тематические доминанты представлены в медиаполе неравномерно. Интернет-издания при общем большем количестве материалов тяготеют только к оперативно-новостным жанрам: новость, заметка, фоторепортаж. В то время как печатные СМИ стремятся к более глубокому освещению актуальных тем и актуализируют их в оперативно-исследовательских и исследовательско-новостных жанрах.

1. Шмелёва Т.В. Ключевые слова текущего момента // Colleqium. Киев, 1993. С. 33.

2. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., МГУ, 2000. 288 с.

3. Шмелёва Т.В. Дискурс и исследовательский инструментарий медиалингвистики // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 18 (137). Вып. 15. С. 200-207.

4. Кузьмина Н.А Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные категории медиадискурса // Медиа-скоп. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/ node/755.

5. Ларина О.А. Новгородские новости в Интернете: предпочтения аудитории // Круглый стол «Продвижение российских регионов». СПб., 2012. [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://rus.jf.spbu.ru/prweek/2843/2845.html.

Bibliography (Transliterated)

1. Shmeljova T.V. Kljuchevye slova tekushhego momenta // Solleqium. Kiev, 1993. S. 33.

2. Dobrosklonskaja T.G. Voprosy izuchenija mediatekstov. M., MGU, 2000.

3. Shmeljova T.V. Diskurs i issledovatel'skij instrumentarij me-dialingvistiki // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gos. universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki». 2012. № 18 (137). Vyp. 15. S. 200-207.

4. Kuz'mina N.A. Intertekstual'nost' i precedentnost' kak ba-zovye kognitivnye kategorii mediadiskursa // Mediaskop. Vypusk № 1, 2011. [Jelektronnyj resurs]; Rezhim dostupa: http://www.mediascope.ru/node/755.

5. Larina O.A. Novgorodskie novosti v Internete: pred-pochtenija auditorii // Kruglyj stol «Prodvizhenie rossijskih regionov». SPb., 2012. [Jelektronnyj resurs]; Rezhim dostupa: http://rus.jf.spbu.ru/prweek/2843/2845.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.