Научная статья на тему 'Тематическая ориентированность выпускных квалификационных работ бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математика»'

Тематическая ориентированность выпускных квалификационных работ бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИКА ВКР / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляхова Наталья Евгеньевна, Макарченко Михаил Геннадиевич, Яковенко Ирина Владимировна

В статье представлены направления тематики выпускных квалификационных работ бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляхова Наталья Евгеньевна, Макарченко Михаил Геннадиевич, Яковенко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the topics of final qualifying works of bachelors in accordance with the Federal state educational standards for the training of 050100 «Pedagogical education» profile «Mathematics».

Текст научной работы на тему «Тематическая ориентированность выпускных квалификационных работ бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математика»»

никающих «на основе анализа некоторого исходного явления и приводящие к осмыслению его путем рассмотрения в разных ракурсах, в отношениях с другими объектами».

Например, для формирования целостного представления о классификации взаимного расположения параболы и окружности возможна следующая серия качественных вопросов:

1. Что может быть положено в основу классификации взаимного расположения параболы и окружности?

2. Парабола и окружность имеют две общие точки. Однозначно ли определяется их взаимное расположение?

3. Какими могут быть общие точки параболы и окружности?

4. Почему количество общих точек параболы и окружности не превосходит 4?

5. Возможен ли вариант, когда парабола и окружность имеют ровно две общие точки, при этом в одной они касаются, а в другой пересекаются?

6. Сколько различных конфигураций может быть образовано параболой и окружностью?

Эффективность внедрения в процесс обучения в вузе качественных математических заданий в рамках перецентровки математических знаний по элементарной математике автор обосновывает тем, что «в процессе их выполнения субъект связывает разные, и порой весьма отдаленные, математические знания в единое целое» [3].

Таким образом, в современной педагогической и методической литературе широко рассматривается вопрос о переводе преподавания элементарной математики на второй уровень понимания, смещении акцентов в рассмотрении традиционных вопросов курса и использовании принципа перецентровки для повышения качества обучения, а в свете требований, предъявляемых ФГОС ВПО к современному высшему образованию использование принципа перецентровки приобретает особое значение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. - М.: Лабиринт, 1998. 136 с.

2. Курс «Элементарная математика» в высшей школе: история развития, современное состояние, подготовка учителя / Е. П. Жирков и др. // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Ам-мосова. - 2007. - № 4. - Т. 4.

3. Крылов, В. В. Установление содержательных взаимосвязей учебного материала на практикуме по решению математических задач посредством качественных заданий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Крылов. - СПб., 2000. - 16 с.

4. Отличительные особенности ФГОС ВПО третьего поколения [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -URL: http://f1p.ucoz.ru/publ/15-1-0-56 (дата обращения 21.01.2014).

5. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС / В. Я. Никитин и др. - СПб.: ИПК СПО, 2012. 184 с.

6. Сборник альтернативных учебных программ математических и методических курсов для педагогических институтов (специальность - учитель математики, I ступень обучения). - М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования МО РСФСР, 1992. - Ч. 2. - 88 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/ 20111207164014.pdf (дата обращения 21.01.2014).

8. Цыплакова, С. А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 5.

9. Шереметьева, О. В. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие понимание геометрической информации будущими учителями начальных классов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2007. - № 9 (50). Общественные и гуманитарные науки. -С. 247-251.

УДК 372.016:51 ББК 74.489

Н. Е. Ляхова, М. Г. Макарченко, И. В. Яковенко

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «МАТЕМАТИКА»

Аннотация. В статье представлены направления тематики выпускных квалификационных работ бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Математика».

Ключевые слова: тематика ВКР, требования ФГОС, компетенции, технологическая карта.

N. E. Lyakhova, M. G. Makarchenko, I. V. Yakovenko

THEMATIC ORIENTATION OF FINAL QUALIFYING WORKS OF BACHELORS OF «PEDAGOGICAL EDUCATION» PROFILE «MATHEMATICS»

Abstract. The article presents the topics of final qualifying works of bachelors in accordance with the Federal state educational standards for the training of 050100 «Pedagogical education» profile «Mathematics».

Key words: theme of FQW, requirements of FSES, competence, technological card.

В 2010 году вузы сделали первый набор студентов на образовательные программы ФГОС ВПО третьего поколения, в основу которых положены компетентностные модели бакалавра и магистра. В будущем учебном году эти студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, выходят на итоговую государственную аттестацию (ИГА). В связи с этим, становится актуальным вопрос о том, как должна измениться тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов в свете компетентностного подхода и требований к ИГА, предъявляемых ФГОС ВПО, в частности ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Итоговая государственная аттестация согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) в обязательном порядке включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы определяются высшим учебным заведением.

Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте определены коды компетенций, проверяемых ИГА. Согласно ФГОС, в процессе выполнения и защиты ВКР выпускник должен продемонстрировать владение следующими инвариантными для указанного направления подготовки общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен логически верно использовать устную и письменную речь (OK-6);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (OK-8);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (OK-12);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионально и социально значимого содержания (ОПК-6);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен разрабатывать и реализовать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно -коммуникационных технологий (ПК-8);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Кроме перечисленных, учебный план по профилю может содержать и другие компетенции, в том числе специальные (варьируются в зависимости от профиля подготовки), относящиеся к ИГА.

Возникает вопрос: что изменилось в требованиях к ИГА в свете компетентностного подхода? Для сравнения приведем требования к ИГА ГОС ВПО для специальности 050201.65 «Математика» и для направления 050200.62 «Физико-математическое образование». Итоговая государственная аттестация выпускника включала защиту выпускной квалификационной работы и обяза-

тельно государственный экзамен. В пункте 7.2.2 требования к выпускной квалификационной работе специалиста определены так: «Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО». Как видно, ГОС ВПО жестко не регламентировал, какие именно знания, умения и навыки должна продемонстрировать ВКР специалиста. Поэтому, определяя тему исследования, не было необходимости детально прописывать задания по ВКР.

Все вышесказанное и перечисленные компетенции позволяют сделать следующие выводы.

1. Задания по ВКР будущих бакалавров педагогического образования должны отражать компетенции в таком объеме, чтобы совместно с компетенциями, проверяемыми на экзамене (в случае его проведения) и компетенциями, проверяемыми на защите ВКР, они покрывали все компетенции, отнесенные учебным планом к итоговой государственной аттестации.

2. Разнообразная и обязательно «рассчитанная» под компетенции тематика ВКР - это объективное требование реализации ФГОС ВПО третьего поколения.

3. «Рассчитать» тематику ВКР бакалавра можно, например, отразив суть той или иной компетенции в заданиях по ВКР.

4. «Слепой перенос» тематики ВКР, используемой в системе «специалитета» на тематику ВКР бакалавриата третьего поколения нецелесообразен.

Отметим, что при определении темы необходимо также определить объект и предмет исследования, сферу профессиональной деятельности бакалавра, в которой могут быть использованы результаты исследования (образование, социальная сфера, культура). Приведем пример различных трактовок темы в зависимости от выбора объекта и предмета исследования.

Предположим, что студенту в качестве ВКР предложена тема, предполагающая развитие некоторого математического метода в системе задач. Возможны следующие варианты описания содержания данной темы (могут быть и другие).

Вариант № 1. РАЗВИТИЕ МЕТОДА «....» В СИСТЕМЕ ЗАДАЧ

Объект исследования:

задачи, решаемые указанным методом.

Предмет исследования: система обучающих задач, решаемых указанным методом, соответствующих кодификатору ЕГЭ (ГИА) по математике.

Глава 1. Метод «...» в обучающих (контролирующих) задачах по математике.

§1. Роль, место и сущность метода «...» в обучении математике.

§2. Особенности применения метода«.» в задачах.

§3. Уровни сложности и трудности в использовании метода «...».

Глава 2. Система задач по теме «Метод «...»», как развивающая среда в обучении математике.

§ 1. Структура системы задач по теме «Метод «...»».

§2. Общая характеристика системы задач по теме «Метод «...»».

§3. Описание блоков системы задач по теме «Метод «...»» с точки зрения возможности развития обучающихся.

Вариант № 2. РАЗВИТИЕ МЕТОДА «....» В СИСТЕМЕ ЗАДАЧ

Объект исследования: обучающие среды заданий по математике, направленные на использование метода._

Предмет исследования: программные оболочки, банк тестовых заданий в выбранной программной оболочке.

Глава 1. Метод «...» в обучающих (контролирующих) задачах по математике.

§1. Роль, место и сущность метода «...» в обучении математике.

§2. Особенности применения метода «...» в задачах.

§3. Уровни сложности и трудности в использовании метода «...».

Глава 2. Банк тестовых заданий по теме «Метод «...»» как развивающая среда в обучении математике.

§1. Описание возможностей программных оболочек для создания тестовых заданий. Выбор оболочки для создания тестовых заданий по теме «Метод «...»».

§2. Структура накопителя тестовых заданий по теме «Метод «...»» в выбранной оболочке. §3. Общая характеристика накопителя тестовых заданий по теме «Метод «...»». §4. Описание блоков накопителя тестовых заданий по теме «Метод «...»» с точки зрения возможности развития обучающихся.

Вариант № 3. РАЗВИТИЕ МЕТОДА «....» В СИСТЕМЕ ЗАДАЧ

Объект исследования: Предмет исследования:

процесс обучения методу «...». система задач и/или методика обучения,

и/или уровни развития.

Глава 1. Метод «...» в обучающих (контролирующих) задачах по математике. §1. Роль, место и сущность метода «...» в обучении математике. §2. Особенности обучения методу «...».

§3. Уровни сложности и трудности в использовании метода «...». §4. Этапы обучения методу «...».

Глава 2. Методика развития метода «...» у школьников в процессе их подготовки к ЕГЭ (ГИА) по математике.

§ 1. Методические особенности обучения методу «...» в задачах ... §2. Характеристика особенностей метода «...» в задачах.. §3. Описание системы задач, обучающих методу «...». §4. Эксперимент.

Проводя анализ возможных содержаний ВКР, приходим к следующим выводам.

1. При одной и той же формулировке темы работы, содержание работы может варьироваться в зависимости от выбора объекта и предмета исследования. В приведенных примерах объекты исследования можно отнести к разным дисциплинам: в примере № 1 - к элементарной математике, в примере № 3 - к теории и методике обучения математике. Пример № 2 является примером междисциплинарной темы по элементарной математике и информатике и ИКТ.

2. Содержание темы «Развитие метода «...» в системе задач» можно трактовать неоднозначно. Объект и предмет исследования более строго определяют содержание ВКР. Кроме того, учитывая, что работа должна быть написана в течение одного учебного года, представляется целесообразным ознакомить студента с примерным содержанием ВКР по выбранной теме и отразить содержание в заданиях по ВКР. Это позволит: с одной стороны - студенту быстрее приступить к непосредственному исследованию, с другой стороны - отразить в заданиях по ВКР вариативную часть компетенций.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о целесообразности проведения тематического ориентирования ВКР бакалавров направления «Педагогическое образование». При этом считаем, что тематическая направленность ВКР профиля «Математика» должна осуществляться по трем основным направлениям: 1) элементарная математика, 2) методика обучения и воспитания (по профилю математика), 3) инновационные технологии математического образования.

Ниже приведены примеры возможных тем ВКР и им соответствующие содержания, удовлетворяющие условиям ФГОС ВПО третьего поколения.

Тематика ВКР по направлению «Элементарная математика» может быть ориентирована на разработку либо элективного курса, либо математического содержания отдельной темы, либо системы задач по отдельной теме. В случае разработки элективного курса или курса по выбору, проводимое исследование должно опираться на внепрограммный материал курса школьной математики, возможно, на научно-популярные пособия или статьи Достаточно актуальной для элективных курсов представляется тематика работ [1; 2; 3; 4; 5]. Содержание ВКР по такой теме может быть следующим.

Тема: «Разработка элективного курса «...»». Объект исследования: теоретический и/или задачный материал элективного курса. Предмет исследования: программа и/или система задач элективного курса.

Содержание работы. Введение.

Глава 1. «Теоретические основы построения элективного курса «..»».

1.1. Роль и место курса «...» в обучении математике.

1.2. Основные теоретические положения разработки элективного курса «...».

1.3. Основные принципы построения элективного курса «...».

Глава 2 «Построение элективного курса «...» в условиях классно-урочной системы обучения».

2.1. Теоретическое содержание элективного курса «...» в целях и материалах.

2.2. Система задач элективного курса «...».

2.3. Программа элективного курса «...». Заключение. Список литературы. Приложения.

Важными и интересными темами ВКР по направлению «Методика обучения и воспитания (по профилю Математика)» являются темы, связанные с различными видами «методических» анализов учебного содержания по математике [6]. В качестве такой тематики можно предложить следующую тему: «....» анализ содержания учебного материала «...» как средство его изучения (формирование универсальных учебных действий, тех или иных компетенций). Например, «Логико-дидактический анализ содержания темы «Производная функции» как средство повышения ка-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чества ее изучения». К «методическим» анализам содержания учебного материала следует отнести: логико-математический анализ, логико-дидактический анализ, контекстуальный анализ, идейно-математический анализ теоретических фактов, логико-математический анализ идей доказательств теорем или решений задач [7].

Приведем еще несколько примеров тематик ВКР по направлению «Методика обучения и воспитания (по профилю Математика)».

Тема № 1: «Методика изучения элективного курса «... »». Объект исследования: методика и технология профильного обучения. Предмет исследования: организация изучения элективного курса «...».

Содержание работы. Введение.

Глава 1. «Теоретические основы методики изучения элективного курса «...»».

1.1. Роль и место курса «...» в обучении математике.

1.2. Основные психолого-педагогические положения разработки методики элективного курса «..».

1.3. Основные принципы методики изучения элективного курса «...».

Глава 2. «Организация изучения элективного курса «...» в условиях классно-урочной системы обучения».

2.1. Краткое содержание элективного курса «...» в целях и материалах.

2.2. Поурочные разработки содержания элективного курса «...».

2.3. Система задач для усвоения курса «...». Заключение. Список литературы. Приложения.

Тема № 2: «Методика построения системы задач для изучения темы «...»». Объект исследования: задачи и упражнения по теме «...».

Предмет исследования: построение системы обучающих и контролирующих упражнений и задач по теме «...».

Содержание работы. Введение.

Глава 1. «Основные положения создания системы задач (упражнений) по теме «...»».

1.1. Роль и место темы «...» в обучении математике.

1.2. Основные требования к созданию системы задач по математике.

1.3. Характеристика задачного материала темы «...» в учебнике (учебниках) математики. Глава 2. «Методика построения системы задач для изучения темы «...».

2.1. Характеристика особенностей изучения темы «...»

2.2. Обучающие задачи (упражнения) по теме «...».

2.3. Контролирующие задания по теме «...». Заключение. Список литературы. Приложения.

Тематика ВКР по направлению «Инновационные технологии математического образования» должна отражать не только профессиональное содержание, но и иметь культурно-просветительскую направленность. Примерами такой тематики могут быть следующие темы.

Тема № 1: «Создание презентаций к урокам по теме «... »». Объект исследования: ИКТ в обучении математике.

Предмет исследования: презентация как средство обучения математике на примере темы «...».

Содержание работы. Введение.

Глава 1. «Психолого-дидактические основы использования информационных технологий при изучении темы «...»».

1.1. Краткая характеристика информационных технологий в обучении математике.

1.2. Психолого-педагогические закономерности реализации принципа наглядности в условиях использования «презентаций».

1.3. Отражение педагогических технологий в слайдах презентации по теме «...». Глава 2. «Построение презентаций к урокам по теме «...»».

2.1. Требования к размещению информации на слайдах и к построению презентации в целом.

2.2. Отбор элементов содержания темы «...» для слайдов презентации.

2.3. Презентации к урокам по теме «...». Заключение. Список литературы. Приложения.

Тема № 2: «Изучение педагогического опыта учителя школы №. (ФИО) г. Таганрога (Ростовской области)».

Подведем итоги всего вышесказанного. Заявленная тема ВКР без детально прописанных заданий не гарантирует того, что выполненная и представленная к защите работа будет отвечать всем требованиям ФГОС ВПО. Тема ВКР должна утверждаться вместе с так называемой технологической картой, содержащей исходные данные по теме исследования, этапы работы и задания с

указанием компетенций, формируемых (проверяемых) соответствующим заданием. Наличие технологической карты будет способствовать более качественной и объективной оценке работы.

В исходных данных по теме указываются: объект исследования, предмет исследования, примерное содержание, сфера применения результатов исследования, рекомендуемая литература.

Этапы работы с заданиями (с указанием компетенций, формируемых (проверяемых) соответствующим заданием), могут быть следующими.

1. Ознакомление с базовыми понятиями темы исследования:

- изучение рекомендованной литературы (ОК-1);

- поиск и изучение дополнительной литературы, включая интернет-ресурсы (ОК-8, ОК-12); систематизация знания по теме исследования, осмысление изученного в рамках поставленной темы (ОК-1, ОК-12);

- изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу применения ожидаемых результатов исследования (ОК-13).

2. Осмысление темы и конкретизация содержания работы:

- уточнение объекта и предмета исследования (ОК-1);

- определение задач исследования (ОК-1);

- корректировка примерного содержания (ОК-1);

- составление календарно-тематического плана работы над ВКР (ОК-1);

3. Проведение исследований в соответствии с содержанием ВКР согласно календарно -тематического плана. Задания этого этапа работы отражают содержание и направлены на формирование (проверку) компетенций ПК-2, ПК-3, компетенций вариативной части.

4. Написание ВКР:

- корректировка содержания по результатам исследования (ОК-1);

написание структурных элементов содержания с указанием во введении (заключении) места и статуса разработки в сфере будущей профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой. (Так, например, если в ВКР разработан банк тестовых заданий для дистанционного обучения или разработана программа элективного курса, или тематика для научно-исследовательской работы школьников, то необходимо указать, каким образом разработка может быть использована в рамках ООП школы в соответствии с ФГОС) (ОК-6, ОК-13, ОПК6);

- электронное оформление работы (работа с текстовыми, графическими редакторами, антивирусными программами, проверка на плагиат) (ОК-12);

- написание аннотации на русском и иностранном языках (ОПК-5).

5. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы:

- создание плана доклада (ОК-6);

- написание доклада (ОК-6, ОПК-6);

- создание презентации (ОК-8, ПК-8, ПК-10);

- отработка доклада и презентации (ПК-8).

6. Защита выпускной квалификационной работы:

- представление результатов ВКР (ОПК-3, ОПК-5, ПК-8);

- ответы на вопросы (ОК-1, ОК-6, ОПК-3).

Заметим также, что темы ВКР должны быть социально ориентированными. Это могут быть:

- темы в рамках научно-методических исследований, проводимых выпускающей кафедрой; темы, предлагаемые студентами, возникшие в процессе их профессиональной деятельности (в основном для студентов заочной формы обучения) или в процессе прохождения педагогической практики;

- темы, рекомендованные студенту-целевику организацией, заключившей со студентом договор о целевом обучении (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»).

В первом случае технологические карты должны разрабатываться кафедрой. В случаях, когда тема предлагается студентом или внешней организацией, технологическая карта должна разрабатываться научным руководителем совместно со студентом, а затем тема ВКР может выносится на утверждение кафедрой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дяченко, С. И. Метод декомпозиции при решении неравенств как обобщение идеи монотонности функции // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. Физико-математические и естественные науки. - С. 67-73.

2. Ляхова, Н. Е. Касание плоских кривых // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2008. - № 1. Физико-математические и естественные науки. - С. 87-93.

3. Ляхова, Н. Е. Обучающая модель решения текстовых задач на нахождение наибольших и наименьших значений // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2006. - № 1. Физико-математические и естественные науки. - С. 73-80.

4. Ляхова, Н. Е. Основные положения построения курса по выбору «Метод интервалов, метод областей и их приложения» // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. Физико-математические и естественные науки. - С. 73-79.

5. Ляхова, Н. Е. Применение производной в элементарной математике // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2010. - № 1. Физико-математические и естественные науки. - С. 49-56.

6. Макарченко, М. Г. Задачи, определения и теоремы как понятия методики обучения математике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. Г. Макарченко; в авт. ред. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2004. - 224 с.

7. Макарченко, М. Г. Модель контекстного обучения будущих учителей математики в процессе их методической подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Г. Макарченко; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - СПб., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.