Научная статья на тему 'Тематическая картография как особое направление информационного дизайна'

Тематическая картография как особое направление информационного дизайна Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2283
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА / СТАТИСТИЧЕСКАЯ КАРТА / ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА / КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / THEMATIC CARTOGRAPHY / THEMATIC MAP / STATISTICAL MAP / TOPOGRAPHICAL BASE / CARTOGRAPHY DESIGN / INFORMATION DESIGN / INFOGRAPHICS / VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаптев Владимир Владимирович

В данной статье тематическая картография рассматривается как составная часть информационного и культурного пространства человека, как особое направление в информационном дизайне. Рассмотрены основные виды тематических карт, их характеристики, затронуты технологические и эстетические вопросы, связанные с трансформированием топографической основы. Автором обозначены проблемы автоматизации в киберкартографии при создании топографических основ наблюдается отсутствие творческой составляющей, не учитывается роль визуального восприятия, а в частности композиционных несоответствий в уровне детализации и колористических требований технической эстетики. Указано, что при построении тематической карты дизайнер-картограф в графической форме устанавливает семиотические связи между знаками и определенными свойствами или явлениями. При этом также решаются композиционные, типографические и колористические задачи построения тематических карт и их легенд в соответствии с целями создания. Ясность, четкость, наглядность и лаконичность передачи содержания карт сочетается с эстетикой визуального восприятия информации. В балансе художественного и утилитарного кроется главная причина представления проектирования карт в виде художественно-проектной деятельности. Поэтому тематические карты наряду с диаграммами, сетями связей и знаковыми системами рассматриваются как часть инфографики. В связи с этим при создании тематических карт вместе с формализацией процесса и использованием новых медийных ресурсов следует учитывать эстетическую составляющую результата: композицию, колористику, типографику и т. п. Для чего специалистам в данной области необходимо обладать базовыми знаниями в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лаптев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematic Cartography as the Special Direction of Information Design

In this article, thematic cartography is considered an integral part of the information and cultural human space, as a special direction in information design. The author considers types of thematic maps, their characteristics, describes technological and aesthetic issues related to transforming the topographic base. The author specifies problems of automation in cybercartography: a lack of creative component, a lack of consideration of the role of visual perception, in particular there are composite inconsistencies in the level of detail and technical requirements of color aesthetics. It is pointed out that the designer-cartographer constructs a thematic map and sets in graphical form semiotic connections between characters and certain properties or phenomena. This also allows for a resolution of the composite, typographical and coloristic problems of constructing thematic maps and their legends in accordance with the objectives of creating. Clarity, accuracy and conciseness in transmitting the maps' contents are combined with the aesthetics of visual perception. The main reason for the submission of design maps as art-project activity lies in the balance between art and utility. Therefore, thematic maps, along with charts, network connections and sign systems can be considered part of infographics. In this regard, the creation of thematic maps, along with the formalization of the process and the use of new media resources should take into account the aesthetic component results: composition, color use, typography, etc. For this, those skilled in the art should have a basic knowledge in the field of graphic design.

Текст научной работы на тему «Тематическая картография как особое направление информационного дизайна»

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

Россия, Санкт-Петербург.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Институт машиностроения,

металлургии и транспорта. Кафедра инженерной графики и дизайна.

Кандидат исусствоведения, доцент.

St. Petersburg, Russia. Saint-Petersburg State Polytechnical University.

PhD. Associate professor.

laptevsee@yandex.ru

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ДИЗАЙНА*

В данной статье тематическая картография рассматривается как составная часть информационного и культурного пространства человека, как особое направление в информационном дизайне. Рассмотрены основные виды тематических карт, их характеристики, затронуты технологические и эстетические вопросы, связанные с трансформированием топографической основы. Автором обозначены проблемы автоматизации в киберкартографии — при создании топографических основ наблюдается отсутствие творческой составляющей, не учитывается роль визуального восприятия, а в частности композиционных несоответствий в уровне детализации и колористических требований технической эстетики.

Указано, что при построении тематической карты дизайнер-картограф в графической форме устанавливает семиотические связи между знаками и определенными свойствами или явлениями. При этом также решаются композиционные, типографические и колористические задачи построения тематических карт и их легенд в соответствии с целями создания. Ясность, четкость, наглядность и лаконичность передачи содержания карт сочетается с эстетикой визуального восприятия информации. В балансе художественного и утилитарного кроется главная причина представления проектирования карт в виде художественно-проектной деятельности. Поэтому тематические карты наряду с диаграммами, сетями связей и знаковыми системами рассматриваются как часть инфографики. В связи с этим при создании тематических карт вместе с формализацией процесса и использованием новых медийных ресурсов следует учитывать эстетическую составляющую результата: композицию, колористику, типографику и т. п. Для чего специалистам в данной области необходимо обладать базовыми знаниями в области дизайна.

Ключевые слова: тематическая картография, тематическая карта, статистическая карта, топографическая основа, картографический дизайн, информационный дизайн, инфографика, визуализация

Thematic Cartography as the Special Direction of Information Design

In this article, thematic cartography is considered an integral part of the information and cultural human space, as a special direction in information design. The author considers types of thematic maps, their characteristics, describes technological and aesthetic issues related to transforming the topographic base. The author specifies problems of automation in cybercartog-raphy: a lack of creative component, a lack of consideration of the role of visual perception, in particular there are composite inconsistencies in the level of detail and technical requirements of color aesthetics. It is pointed out that the designer-cartographer constructs a thematic map and sets in graphical form semiotic connections between characters and certain properties or phenomena. This also allows for a resolution of the composite, typographical and coloristic problems of constructing thematic maps and their legends in accordance with the objectives of creating. Clarity, accuracy and conciseness in transmitting the maps' contents are combined with the aesthetics of visual perception. The main reason for the submission of design maps as art-project activity lies in the balance between art and utility . Therefore, thematic maps, along with charts, network connections and sign systems can be considered part of infographics. In this regard, the creation of thematic maps, along with the formalization of the process and the use of new media resources should take into account the aesthetic component results: composition, color use, typography, etc. For this, those skilled in the art should have a basic knowledge in the field of graphic design.

Key words: thematic cartography, thematic map, statistical map, topographical base, cartography design, information design, infographics, visualization

В современной тематической картографии наблюдаются

__тенденции создания автоматизированных комплексов, в

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного которых процессы изготовления серийных топографических и проекта №14-04-00241. тематических карт максимально упрощены. Речь идет о фор-

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

мализованном картографическом языке, с помощью которого можно формировать изображение топографической основы, а нанесение необходимой дополнительной информации свести к решению ряда типовых задач. Подобный упрощенный подход можно увидеть в использовании новых картографических технологий на основе геоинформационных систем (ГИС), систем позиционирования (GPS, ГЛОНАСС), Интернета, Web 2. 0.1

По сути, речь идет о киберкартографии и/или о неогеографии. Эти новые направления объединяют в себе организацию топографических данных, их визуальное отображение и передачу посредством современных каналов коммуникации. При этом используются такие качества представления информации как интерактивность, динамика, мультисенсорность при использовании мультимедийных и мультимодальных интерфейсов.

Возникновение новых автоматизированных методов создания картографических основ повлекло за собой расширение круга составителей карт. Инструменты в виде программного обеспечения и коммуникационных каналов, а также географические данные стали доступными буквально каждому. В настоящее время любой пользователь без профессиональных знаний и умений может создать свою собственную тематическую карту и опубликовать ее в Интернете. Однако наиболее сложной задачей является сделать ее удобной для чтения и приятной на вид.2

Проблемой автоматизации в киберкартографии остается тот факт, что при создании топографических основ наблюдается отсутствие творческой составляющей, не учитывается роль визуального восприятия, остаются без внимания композиционные несоответствия в уровне детализации, не соблюдаются колористические требования технической эстетики. Возникающие вопросы в отдельных случаях пробуют решить за счет применения готовых цветовых схем и колористических линеек3, с помощью регулирования степени генерализации карты или преобразования формы ее отдельных элементов.4 Однако за скобками оказываются эстетические и художественные достоинства карт, что снижает действенность инфографики, выполненной на программных или геокосмических основах. Вместе с тем тематическая картография предполагает использование дополнительных средств для визуализации качественных и количественных показателей, что позволяет отнести ее в область интересов

1 Buchroithner, M. The New Face of Cartography / M. Buchroithner, G. Gartner // GIM International. 2013. № 6 (27). P. 22-27; Cerba, O. Web Services for Thematic Maps / O. Cerba, J. Cepicky // Online Maps with APIs and WebServices / ed. M. P. Peterson. Springer, 2012. P. 141-155.

2 Zentai, L. Geospatial information access and representation: the ICA's view on today's cartography / L szl Zentai // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Б. н. С. 72-82.

3 Brewer, C. A. Basic Mapping Principles for Visualizing Cancer Data Using Geographic Information Systems (GIS) / Cynthia A. Brewer // American Journal of Preventive Medicine. 2006. № 30 (2S). P. S25-S36.

4 Das, T. Conflicts in neogeography maps / T. Das, C. P. J. M. van Elzakker,

M.-J. Kraak // Proceedings of the 2012 AutoCarto International Symposium on Automated Cartography. Columbus, September 16-18,

2012. URL:http://www.cartogis.org/docs/proceedings/2012/Das_etal_

AutoCarto2012.pdf (дата обращения: 20.07.2014); Touya, G. Dtection d'incoh rences de niveau de d tail dans des donn es collaboratives / Guillaume Touya, Carmen Brando // CFC. 2013. № 217. P. 59-71.

информационного дизайна. Это позволяет сделать предположение, что тематические карты являются объектом художественно-проектной деятельности.

Уже в середине ХХ в. специальные карты и планы рассматривались известным французским картографом Жаком Бертеном (Jacques Bertin) в качестве одной из четырех составляющих информационной графики, наряду с диаграммами, сетями, знаками.5 Справедливости ради надо признать, что ранее в советской классификации инфографики отдельным видом шли так называемые топограммы — условные обобщенные изображения, показывающие расположение объектов или показателей в пространстве.6 Советский теоретик информационного дизайна Л. А. Бызов к топограммам относил графику, использующую для размещения информации географические карты всех видов, городские планы, архитектурные планы зданий и сооружений, планы земельных участков, схемы расположения мебели в помещении или оборудования в производственном цехе и т. п. Применительно к количественной инфографике, имеющие картографическую основу топограммы носили название статистических карт или топо-диаграмм. В сущности, они являлись графическим выражением содержания статистических таблиц, построенных в географическом разрезе.

Тематические карты являются частным случаем топограмм, т. к. в тематической картографии в качестве основы для размещения качественной, количественной и другой специальной информации берутся собственно карты (а не поэтажные планы или разрезы), схематично показывающие обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости. На них наносятся данные о рельефе, водных ресурсах, населенных пунктах, дорогах и т. п. Такие общегеографические или топографические карты, разные по масштабам и по своему содержанию, используются для ориентирования в пространстве с максимальной точностью, служат справочным целям, несут информацию, например, о дорожной сети и называются топографическими основами.

Термин «тематическая картография» был предложен в 1953 г. Н. Крейцбургом (Nicolas Creutzburg) и получил широкое распространение в Европе в 1960-х гг. С помощью этого понятия объединялись различные карты специального назначения: экономические, статистические, культурные, климатические, почвенные и прочие. И, одновременно, строго разделялись карты топографические от тематических карт: «Обозначенная прикладная тематика карты иллюстрирует предмет обсуждения или тему, но не топографию».7 Появление этого понятия позволило минимизировать разночтение, когда одни и те же карты, к примеру, во Франции именовались «специальными», «фигуративными» или «прикладными».

Данная новация была принята и в СССР. Если до этого в классификации по содержанию карты делились на общегео-

5 Bertin, J. Semiology of Graphics. Diagrams. Networks. Maps / Jacques Bertin. Redlans : Esri Press, 2011. P. 50-51.

6 Бызов, Л. А. Графические методы в статистике, планировании и учёте / Л. А. Бызов ; предисл. акад. С. Г. Струмилина. М. -Л.: Госпланиз-дат, 1940. С. 60.

7 Rimbert, S. Cartes et graphiques / Sylvie Rimbert. Paris : SEDES, 1964. P. 23.

86

I # 3(16) 2014 I

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

графические и специальные8, то в середине 1960-х гг. видный советский географ-картограф профессор К. А. Салищев писал уже о картах тематических: «Еще несколько лет тому назад этого термина (тематические карты. — В. Л.) не было ни в советской, ни в иностранной литературе. Теперь он становится общеупотребимым».9 Действительно, интерес к графическому представлению информации, размещаемой на картах и планах, с каждым годом возрастал вместе с ростом внимания к вопросам визуализации данных. В тематических картах «отчетливо выступают новые черты:

- стремление к использованию количественных показателей вполне конкретного экономического значения;

- внедрение таких показателей не только в экономические карты, но также в карты природы;

- взаимопроникновение интересов основных разделов тематической картографии — природы, экономики и культуры».10

Необходимо отметить, несколько направлений, по которым происходило формирование тематических карт, связанных с изображением расположения и/или распределения явлений или процессов на планах местности.

Во-первых, это карты природы. К ним относятся такие отрасли картографии как геоморфическая, геологическая, гидрологическая, почвенная, климатическая, геоботаническая и зоогеографическая. На этих картах первым планом показываются ареалы распространения растительного покрова и видов животных, геологическое строение территории или характер ее почв, средние температуры и количество осадков. Общегеографические карты также могут иметь тематические признаки природного окружения человека. Это относится к рельефу местности или к зональным элементам ландшафта: лесам, горам, пустыням, тундре, степям. Однако различие между такими видами карт следует искать в главенстве темы карты, в первостепенности, предоставляемой ею информации.

Во-вторых, исторические карты, которые служат для пространственного изображения явлений и процессов определенного исторического периода. Такие карты могут показывать распространение цивилизаций, древних культур, государств, отображать отдельные стороны явлений, событий и фактов прошлого, например, места и ход военных сражений, этапы формирования империй и т. п. Картографирование исторических событий опирается на результаты исследования истории. К историческим картам относятся археологические, этнографические, политические, военно-исторические и историко-культурные карты. Они во многом лишены атрибутов общегеографической карты с целью упрощения показа того или иного исторического явления.

В-третьих, экономические карты, решающие задачи точной пространственной локализации основных экономических объектов: населенных пунктов, естественных ресурсов и полезных ископаемых, промышленных и сельскохозяйственных производств, объектов энергетики, логистических связей. На таких

8 Виноградов, Н. В. Карты и атласы / Н. В. Виноградов. М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 10.

9 Салищев, К. А. Современные проблемы тематического картографирования СССР / К. А. Салищев. М.: Моск. гос. ун-т, 1966. С. 4.

10 Там же. С. 14.

картах изображение подчинено определенной задаче экономического характера, например, связи производственных сил с климатическими условиями.

Четвертым видом можно считать карты культурной или гуманитарной географии, изучающие «представления о пространстве (системы знаков, символов, архетипов, стереотипов, мифов, образов и др.), посредством которых культура, социальная группа или отдельный человек осмысляют окружающее пространство и организуют свою активность в нем».11 На таких картах можно увидеть изображение культурного ландшафта областей, государств или народностей в пространственной интерпретации с возможным указанием количественного распределения культурной инфраструктуры.

Приведенные виды тематических карт охватывают их большую часть и находятся на стыке различных дисциплин: географии, статистики, биологии, экономики, истории, культурологии. Подобная мультидисциплинарность становится причиной затруднений в классификации некоторых тематических карт по указанным признакам: их трудно разделить однозначно между видами или отделить их от общегеографических. Такое опасение высказал швейцарский картограф Эдуард Имхоф (Eduard Imhof). Он заметил, что между топографической картой и картой тематической отсутствует четкая граница. Существует ряд смешанных или промежуточных форм, в которых преобладает либо географическая точность, либо схематизм представления.12 Вопрос — в той доле условности изображения, степени его генерализации и художественного уровня, которые позволят отнести карту или план к разряду инфографики, а не к географии.

Тематические карты в отличие от общегеографических носят избирательный характер. Их главным содержанием становятся не визуальная интерпретация пространства элементами топографического содержания, которые идут вторым планом и носят скорее вспомогательный подчиненный характер, а другие предметы пли явления, показываемые наиболее выпукло и выразительно. Иными словами, тема карты выходит на первый план, а ее топографические элементы становятся второстепенными, облегчающими восприятие информации. В тематической карте топографический объект является лишь основой, точкой приложения для дизайнера-картографа, который в графической форме устанавливает семиотические связи между знаками (геометрическими или изобразительными) и определенными свойствами или явлениями. При этом также решаются композиционные, типографические и колористические задач построения тематических карт и их легенд в соответствии с целями создания.

Дизайнеру-картографу необходимо знать основы верстки и набора, он должен уметь правильно выбрать шрифтовую гарнитуру и соответствующие начертания. Поэтому типографика, относящаяся к области графического дизайна, является важнейшим инструментом построения карт (как топографической

11 Митин, И. И. Культурная география в СССР и постсоветской России: история (вос)становления и факторы самобытности / И. И. Митин // Международный журнал исследований культуры. 2011. 4 (5). С. 23.

12 Imhof, E. Thematische Kartographie / Eduard Imhof. Berlin-NY : W. De Gruyter, 1972. S. 13.

87

| # 3(16) 2014 |

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

Рис. 1. Картодиаграммы импорта хлопка и шерсти в Европу в 1858 и 1861 гг. (Ш. Минар, Франция, 1869)

основы, так и легенд), в том числе тематического назначения. Это можно сказать и о колористике. Так, применение цвета в тематической картографии было регламентировано Э. Имхофом в шести правилах в ставшей классической монографии «Картографирование рельефа» (Kartographische Gelaendedarstellung, 1965). Проведенное ранее исследование показало, что они полностью отвечают художественным принципам цветоведения и основаны на классической теории цвета. Вместе с тем информационная графика в целом и тематические карты в частности имеют некоторые особенности использования цвета, характерные для представления информации в виде колористических схем.13

Композиционное построение тематических карт также имеет определенные особенности из-за большего многообразия материала по сравнению с картами общегеографического характера. Потому что кроме топографической основы они содержат достаточно много дополнительных элементов. Это могут быть как таблицы, схемы, карты-врезки, разнообразные диаграммы и графики, так и объекты изобразительного характера: пиктограммы, фотографии, рисунки и другой иллюстративный материал. Для того, чтобы получить «целесообразную и совершенную форму их компоновки, обеспечить выразительность и наглядность каждого элемента и в то же время выде-

13 Лаптев, В. В. Колористические схемы инфографики / В. В. Лаптев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 4. С. 32-39.

лить через оформление большую значимость ряда элементов, необходимы экспериментальные работы, даже при имеющемся опыте и навыках картографического дизайна». 14 Такие утверждения подтверждают необходимость изучения основ композиции для решения задач в тематической картографии.

Тематические карты имеют дополнительные степени свободы и в отношении собственно топографической основы. В общегеографических картах построение основы следует определенному порядку и четким правилам. По мнению специалистов, картографическое изображение в части его пространственной составляющей (основы) изоморфно пространственной стороне представляемого топографического объекта, т. к. формируется по математическим законам.15 В тематических картах топографическая основа амбивалентна к этим правилам: формальное следование им может сочетаться с условной схематизацией, преобразованием формы или деформацией. Именно здесь был наиболее ярко и отчетливо проиллюстрирован лозунг модернизма: «форма следует за функцией».

Необходимо отметить, что в ряде случаев географические подробности по форме подвергались вышеперечисленным из-

14 Востокова, А. В. Оформление карт. Компьютерный дизайн / А. А. Востокова, С. М. Кошель, Л. А. Ушакова ; под ред. А. В. Востоковой. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 238.

15 Лебедев, П. П. Новая трактовка теории и методов изображения информации на географических картах / П. П. Лебедев // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2013. № 3. С. 44.

88

| # 3(16) 2014 |

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

Рис. 2. Картограмма распределения земли по основным видам угодий в Европейской России за 1887-1883 гг. Фрагмент (Россия, 1888)

менениям в ущерб топографической точности. Причины этого крылись в основном в функциональности представления тематической информации. В качестве примера можно привести условные картосхемы Шарля Минара (Charles Joseph Minard), квадратичные или мозаичные статистические карты дореволюционной России, модернистские образцы картографии ХХ в.

Картодиаграммы Минара, приведенные на рис. 1, концентрировали внимание читателей на экспортно-импортных потоках, которые были представлены в виде линий движения, толщина которых соответствовала количественным показателям торговли. Они наносились на условную карту и показывали пути перемещения грузов и капиталов, при этом основа часто подвергалась деформации. Для того чтобы поместить широкую потоковую диаграмму торговли хлопком и шерстью в Гибралтарский пролив, Минару пришлось деформировать контуры северо-западной части Африки. Подобным изменениям подверглись очертания берегов Балтийского моря. В угоду статистической графики с карты исчезли Ирландия и Мадагаскар. Подобные искажения географической основы для публики выглядели не эстетично, а для специалистов — просто уродливо, но в целом следовали функционалу потоковой картодиаграммы.

Другим примером функционального подхода в тематической картографии служат работы отечественных специалистов. В 1886 г. в «Статистическом временнике Российской империи» была опубликована картограмма поземельной собственности, выполненная на специальной основе, сильно отличавшейся от топографической карты. Фактические границы губерний и уездов были заменены ортогональными конструкциями из вертикальных и горизонтальных линий. Они примерно соответствовали контурам территорий. Подобная геометрическая основа использовалась и в последующих работах, например, в

структурной картограмме распределения земли по основным видам угодий, помещенная в IV томе «Статистики Российской империи» 1888 г. Каждая территория была разделена линиями на четыре части, площади которых были пропорциональны удельному весу различного вида угодий. В данном случае облегчалось картометрическое вычисление и сравнение соответствующих площадей. Советский географ А. И. Преображенский называл эти картограммы «примером изощренной техники в области составления статистических карт».16

Типичным примером функциональности картосхем служит работа Гарри Бека (Harry Beck) для лондонской подземки. В 1931 г. он предложил отменить топографическую привязку станций метро к плану города, оставив только знаковые ориентиры. А вместо этого расположить линии на основе сетки с углами поворота 45 ° или 90 а станции разместить по возможности на равном расстоянии друг от друга. Если до этого схема выглядела как клубок тоннелей, прорытых в хаотичном порядке, то у Бека получилась стройная схема, имеющая логику построения и жесткую организационную структуру. Неслучайно ее прототипом выступала принципиальная электрическая схема, ведь Г. Бек был техническим чертежником. Ориентиром на местности служило опять же схематичное изображение Темзы, выполненное по аналогичной сетке. Таким образом форма картосхемы следовала ее функции — показать, как добраться из пункта А в пункт Б, и поэтому не имела топографической достоверности.

В середине ХХ в. представление географических параметров в условном графическом виде выходит на новый уровень в условиях доминирования модернизма в искусстве, что отразилось и в тематической картографии. Функциональные художественно-коммуникативные решения, изощренная условность и схематизм, наглядность и простота становятся отличительной особенностью картограмм и картодиаграмм. В определенной мере это было связано с доминированием швейцарского (международного) стиля, специфику которого «составляли часто используемые документальная фотография и акцидентный гротеск, цвет, обусловленный темой, простота и деловая формулировка текста, строгая композиция на основе модульной системы. К названным особенностям следует добавить редукцию изобразительных мотивов к простым для восприятия „знаковым" образам <...> Точность, инструментальность и предметность визуального языка стали константами „хорошего дизайна" 1950-1960-х годов».17

Это касалось не только проектов графических дизайнеров в области информационного дизайна, но и работ известных зарубежных картографов. Например, Ж. Бертен, рассматривая в картограммах взаимодействие различных компонентов: географического и статистического, в некоторых случаях допускал доминирование условных границ. Он считал, в картограмме видимое пространство меняет свой смысл под воздействием творческого наполнения проекта, поиска его эстетичности.

16 Преображенский, А. И. Русские экономические карты и атласы / А. И. Преображенский. М.: Географгиз, 1953. С. 99.

17 Ващук, О. А. Швейцарская школа графического дизайна. Станов-

ление и развитие интернационального стиля типографики : монография / О. А. Ващук ; послесл. С. И. Серова. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. С. 135-136.

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

Рис. 3. Картосхема лондонской подземки (Г. Бек, Великобритания, 1933)

«Каждый дизайнер конструирует различные картограммы исходя из одной и той же информации. <...> Существует так много (визуальных. — В. Л.) компонентов, способных служить основой для картограммы, сколько можно представить себе концепций. И для каждого компонента место, и, следовательно, форма и положение будут разными». 18 Поэтому в его проектах часто прослеживается вариативная редукция картографических изображений с помощью геометрических примитивов.

В настоящее время трансформирование топографической основы в тематической картографии во многом обосновывается творческим замыслом автора, его представлениям о проекте. Поэтому современные информационные проекты в области картографии часто подчиняются целостной идентичности формируемого образа. В корпоративных отчетах можно увидеть карты, изображаемые в модульном или фасеточном виде, с ломаными границами и предельно условным расположением объектов. Здесь дизайнер следует художественному замыслу, в отличие от киберкартографии, которая использует готовые программные основы. Например, в проекте годового отчета ФГУП «Почта России» за 2011 г. ортогональная форма товарного знака организации становится основой для всего издания. Этому подчинены формат отчета, система навигации, элементы инфографики: фигурные диаграммы и тематические карты. Таким образом, современные топографические основы дополнительно приобретают иконическое значение, становятся элементами знаковой идентичности.

18 Bertin, J. Semiology of Graphics. Diagrams. Networks. Maps / Jacques Bertin. Redlans : Esri Press, 2011. P. 120.

По времени эстетическая адаптация тематической картографии происходила одновременно с формированием художественных образов изобразительной статистики. Схожесть данных процессов позволяет провести параллели между этими двумя областями графического представления информации. Значимым фактором для объединения тематических карт и диаграмм под эгидой художественно-проектной деятельности является их идентификация в качестве информационных проектов. Если на первый план выходит легкость чтения карты, т. е. визуального восприятия сообщаемых ею сведений, в том числе количественного характера, когда существенным становится выразительность карты, и ее наглядность и эстетичность подачи, то такой продукт можно отнести к информационному дизайну. Он объединяет тематическую картографию и изобразительную статистику, имея под собой общую методологию представления информации.

Цементирующей основой становится личное творческое отношение дизайнера к утилитарной графике: диаграммам, картам или схемам. В статистике, как показал ряд исследований,19 обращение к эстетике и удобству восприятия произошло в 1920-1930-х гг. , когда в качестве носителя числовых данных стали использовать условные изображения — пиктограммы, сыгравшие роль детонатора художественной адаптации количественной инфографики. Несмотря на то, что знаковые систе-

19 Лаптев, В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В. В. Лаптев. СПб.: Эйдос, 2012. 180 с; Лаптев, В. В. Иллюстративные образы инфографики / В. В. Лаптев // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. 2014. № 1. С. 236-247.

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

lilt « 10 ii

Рис. 4. Картограммы распределения различных категорий населения по департаментам Франции (Ж. Бертен, Франция, 1967)

Рис. 5. Картодиаграмма распределения филиалов ФГУП «Почта России» по регионам России. Проект (Н. Поломошнова, Россия, 2013)

мы и способы оформления карт опираются на научные основы, художественные образы пиктограмм (условных значков), их эстетическое воздействие на читателя тематических карт являются индикатором присутствия изобразительного искусства в его современном виде. Неслучайно дизайнеры называли пиктограммы новым феноменом графического дизайна и посвящали им целые номера журналов (например, голландский Wendingen, № 9, 1930).

Сами картографы, начиная со второй половины XX в. , также стали говорить об эстетической привлекательности карт: «Красивая карта привлекает внимание читателя, напротив того, карта, скучная на вид, может быть отклонена в сторону,

прежде чем истинные качества ее будут оценены по достоинству. В благоприятном зрительном впечатлении о карте играют роль удачно выбранные формы и правильно рассчитанные размеры условных знаков и надписей, их размещение, логичность и гармония красок, уравновешенная компоновка, качества бумаги и печати, а также взаимное соответствие этих особенностей карты как единого целого».20

Устанавливаемые связи картографии с искусством позволяют современным специалистам утверждать, что в настоящее

20 Салищев, К. А. Основы картоведения / К. А. Салищев. 3-е изд. , пере-раб. М.: Геодезиздат, 1962. С. 156.

91 | # 3(16) 2014 | Международный журнал исследований культуры

International Journal of Cultural Research

© Издательство «Эйдос», 2014. Только для личного использования. www.culturalresearch.ru

© Publishing House EIDOS, 2014. For Private Use Only.

ЛАПТЕВ Владимир Владимирович / Vladimir LAPTEV

I Тематическая картография как особое направление информационного дизайна!

время «так существенны укрепляющиеся связи картографии с технической графикой и художественным дизайном. На стыке с этими дисциплинами разрабатываются теория и методы гармонического оформления карт как изделий промышленного производства. Использование в картографии принципов художественного дизайна облегчает восприятие карт, способствует развитию хорошего эстетического вкуса, а в конечном счете повышает эффективность использования карт и атласов в науке, практике, образовании».21 Ясность, четкость, наглядность и лаконичность передачи содержания карт сочетается с эстетикой визуального восприятия информации. Поэтому, в балансе художественного и утилитарного кроется главная причина представления проектирования карт как художественно-проектной деятельности и выделения в системе профессиональной подготовки отдельной дисциплины «Картографический дизайн».

На фоне этого тематическая картография, с одной стороны, оказывается наименее связанной топографическими правилами и алгоритмами построения картографического дизайна, а с другой, является частью информационного дизайна со спец-

21 Берлянт, А. М. Картография / А. М. Берлянт ; МГУ им. М. В. Ломоносова. 3-е изд. , доп. М.: Университет, 2011. С. 40.

ифическим пониманием представления качественных и количественных показателей, включением в состав проекта дополнительных изобразительных и текстовых элементов. Если в картографическом дизайне творческая инициатива упирается в незыблемый свод императивов и, поэтому, минимизирована, то применительно к тематическим картам свобода дизайнера ограничена в значительно меньшей степени. Здесь влияние математических законов построения картографического изображения сведено к достаточному пределу. Более важным становится использование знаний композиции, колористики, требований типографики для реализации художественного замысла. Поэтому тематические карты наряду со статистическими диаграммами, сетями связей и знаковыми системами следует рассматривать частью инфографики как объекта художественно-проектной деятельности, формирующей информационное и культурное пространство человека.

В связи с этим можно сделать вывод, что при создании тематических карт вместе с формализацией процесса построения и использованием новых медийных ресурсов следует учитывать эстетическую составляющую результата: композицию, коло-ристику, типографику и т. п. Для чего специалистам в данной области необходимо обладать базовыми знаниями в области дизайна.

92

| # 3(16) 2014 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.