Научная статья на тему 'Тема жизни и смерти в лирике С. Есенина'

Тема жизни и смерти в лирике С. Есенина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12383
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТ / ЕСЕНИН / СТИХ / СЕРДЦЕ / ДУША / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / ПРИРОДА / ПЕЧАЛЬ / АНТИТЕЗА / МЕТАФОРА / POET / YESENIN / VERSE / HEART / SOUL / LIFE / DEATH / NATURE / SADNESS / ANTITHESIS / METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кельбеханова Мадина Рагимхановна

В статье рассмотрены стихотворения С. Есенина «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Отговорила роща золотая», «Этой грусти теперь не рассыпать». Автор показывает, как в них сочетаются две темы: жизни и смерти. Лирический герой в большинстве стихотворений человек, влюбленный в жизнь, в природу, но не забывающий и о том, что его ожидает смерть. Основной композиционный прием, использованный в стихотворениях, противопоставление. В статье показывается, что любимое поэтическое средство поэта метафора, которую он использует мастерски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN YESENIN’S WORKS

The article highlights and analyses the themes of life and death in Yesenin’s verses “I Do Not Regret, And I Do Not Shed Tears”, “The Golden Birch-Tree Grove Has Fallen Silent”, “We’ll Depart This World For Ever, Surely”, “Now My Grief Won’t Be Split By The Ringing”, “I Am The Last Poet Of The Village”, “Forty Days Prayers For The Dead”. The lyrical hero of the most of Yesenin’s poems is a person who loves life and but is always aware of the death, and this sadness penetrates all his poems. The main compositional method used by Yesenin is antithesis. The author of the article shows that the poet’s favorite poetic method is a metaphor which he uses skillfully.

Текст научной работы на тему «Тема жизни и смерти в лирике С. Есенина»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 81

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.148-152

КЕЛЬБЕХАНОВА Мадина Рагимхановна, кандидат филологических наук, доцент

ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА

В статье рассмотрены стихотворения С. Есенина «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Отговорила роща золотая», «Этой грусти теперь не рассыпать». Автор показывает, как в них сочетаются две темы: жизни и смерти. Лирический герой в большинстве стихотворений - человек, влюбленный в жизнь, в природу, но не забывающий и о том, что его ожидает смерть.

Основной композиционный прием, использованный в стихотворениях, - противопоставление. В статье показывается, что любимое поэтическое средство поэта - метафора, которую он использует мастерски.

Ключевые слова: поэт, Есенин, стих, сердце, душа, жизнь, смерть, природа, печаль, антитеза, метафора.

KELBEKHANOVA Madina Ragimhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN YESENIN’S WORKS

The article studies the problem of life and death in Yesenin’s verses “I Do Not Regret, And I Do Not Shed Tears”, “The Golden Birch-Tree Grove Has Fallen Silent”, “We’ll Depart This World For Ever, Surely”, “Now My Grief Won’t Be Split By The Ringing”, “I Am The Last Poet Of The Village”, “Forty Days Prayers For The Dead”.

Persona of the most of Yesenin’s verses is a man infatuated with love and nature, but abidingly aware of death, and this sadness penetrates all his poems. The poet skillfully employs antithesis as a compositional device and metaphor as a figure of speech.

Keywords: poet, Yesenin, verse, heart, soul, life, death, nature, sadness, antithesis, metaphor.

Тема жизни и смерти - вечная и общечеловеческая. Нет поэта или писателя, которого бы она не интересовала по той или иной причине, в той или иной мере. В творчестве С. Есенина эта тема занимает большое место, особенно до 1917 г. Было ли это стремлением разгадать ее тайну или уже в то время поэт предчувствовал смерть? Ответить на этот вопрос трудно.

Из стихотворений, в которых 15-17-летний автор пишет о смерти, особенно показательны «Подражание песне», «Покойнику», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Я пришел на землю эту, чтоб скорей ее покинуть», «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей», «Наша вера не погасла», «В том краю, где желтая крапива», «Устал я жить в краю родном».

В советское время С. Есенин написал немало замечательных стихотворений в жанре элегии; их содержанием является не только смерть, как в произведениях дооктябрьского периода, но и жизнь, в них дано сочетание жизни и смерти. Тут прежде всего следует отметить стихотворение «Я последний поэт деревни», написанное в 19201 г., в период «военного коммунизма» [о военном коммунизме см.: 1, с. 238-239] под впечатлением конкретного случая.

Из перечисленных нами стихотворений лучшее - «Край любимый! Сердцу снятся». Рассмотрим его первую строфу:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

В этой строфе следует обратить внимание на метафоры. Именно они делают стихотворение настоящим поэтическим шедевром: «скирды солнца», «воды лонные», «зеленя стозвон-ные». Лирический герой словно заворожен красотой природы, вот почему он хочет затеряться в зеленях. Последняя строфа стихотворения - это выражение его основной мысли:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть,

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Здесь использована антитеза. Первые два стиха - мажорные, свидетельствующие о большой любви поэта к жизни, последующие два напоминают о смерти. Конечно, каждый чело-

1 В отдельных изданиях и в собраниях сочинений С. Есенина как год опубликования стихотворения указывается 1921 г. Это ошибка. В первый раз это стихотворение вошло в его книгу «Трерядница», вышедшую в 1920 г. Поэт, очевидно, забыл об этом.

- 148 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

век смертен. Но этот мотив, очень часто повторяющийся в стихотворениях Есенина этого периода, заставляет нас задуматься: отчего все-таки это?

Стихотворение «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей» начинается и заканчивается обращением лирического героя к некоему ребенку («дитя»), над судьбой которого он долго плакал. Однако во втором двустишии трагическое переносится на лирического героя, который предсказывает свою смерть:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня...

Понесут с могильным пеньем хоронить меня...

Ты увидишь из окошка белый саван мой,

И сожмется твое сердце от тоски немой.

Следующие стихи опять заставляют задуматься: обращение «дитя» относится к тому, кого лирический герой оставляет на земле, или касается его самого? В этом двустишии внимание следует уделить метафорам «тайна теплых слов» и «слезы, ставшие бисером жемчугов», передающим состояние лирического героя. И завершается стихотворение опять обращением к «дитяти»:

И связал я ожерелье для тебя из них,

Ты надень его на шею в память дней моих.

В письме Е.И. Лившиц (август 1920 г.) С. Есенин писал: «Трогает меня... грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Вот вам наглядный случай из этого.

Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же? Видим: за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции страшно походят на этого жеребенка, тягательством живой силы с железной» [2, с. 140].

Другая реакция поэта на положение деревни приводится в статье М. Бабенчикова «Есенин»: «Зима 1922 года. Москва, Пречистенка, 20. Искаженное мучительной гримасой лицо, в красных отсветах от пылавшей кирпичной времянки. Бурный поток слов, образов, воспоминаний и заключительное: "Был в деревне. Все рушится.Надо быть самому оттуда, чтобы понять...Конец всему."» [3, с. 36].

В 1922 г. Есенин написал одно из лучших своих элегических стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу». История его создания, как пишет С. Толстая-Есенина, такова. «Есенин рассказывал, что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в "Мертвых душах". Иногда полушутя прибавлял: "Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь". Место в "Мертвых душах", о котором говорил Есенин, это вступление к шестой главе, которое заключается словами: ".то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!"» [4, с. 89].

Л.Л. Бельская справедливо отмечает: «Отрывок из "Мертвых душ" Гоголя, безусловно, не был единственным источником есенинского стихотворения. Традиционна сама тема прощания с юностью и размышления о быстротекущем времени и образы весны-молодости и осени-старости. В поэзии всех времен и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы» [5, с. 89].

Однако в традиционную тему Есенин вдохнул новую жизнь и в этом отношении явился новатором. Обратим внимание на первые строки стихотворения:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Эти стихи выдержаны по принципу градации. Поэт с самого начала усиливает основную мысль произведения. Этому же подчинено замечательное сравнение «Все пройдет, как с белых яблонь дым». В этих стихах все прозрачно, и они не нуждаются в комментариях. Эти два стиха - удачный композиционный ход, определяющий все дальнейшее движение текста, что подтверждают и последующие два стиха:

- 149 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Теперь уже становится ясно, что стихи эти (да и все стихотворение) строится на противопоставлении прошлого и настоящего: молодость прошла, и она не вернется. Эта мысль передана с помощью замечательной метафоры «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Отметим, что все последующие строфы - это ее вариации, в которых ключевым смыслообразующим поэтическим средством является тоже метафора. Проследим это. Две мысли выражены во второй строфе:

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Первая мысль стихотворения: «Тронутое холодком» сердце - синоним грядущей смерти. Другая мысль: молодость прошла и «не заманит шляться босиком», она уже ушла в прошлое. Эти строки свидетельствуют и о любви лирического героя к природе. Здесь мы уже имеем синтез двух планов - человеческого и природного.

Третья строфа по мысли близка второй:

Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Однако поэт, как и в предыдущих строфах, продолжает говорить об «утраченной юности» и об ослаблении чувств, которые характерны для зрелой поры. Предпоследняя строфа - о быстротечности жизни. Отсюда - риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» О быстро прошедшей жизни, в первую очередь юности, и предпоследние стихи элегии:

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Можно сказать, «Весенняя рань» - ранняя пора юности, начало жизни. А «розовый конь», который проскакал, - это романтические надежды, мечты, которые остались в прошлом. Заключительная строфа, с одной стороны, утверждает, что бессмертия нет, с другой - дает благословение всему, что «пришло процвесть и умереть». А это уже выражение великой любви к людям, ко всему живому, к природе - позиция, характерная для многих гуманистов.

У Есенина есть немало других стихотворений на рассматриваемую нами тему. Они тоже относятся к числу шедевров элегического жанра. В первую очередь тут следует назвать стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» Оно было написано на смерть поэта А.В. Ширяев-ца, близкого друга Есенина (15 мая 1924 года) и через несколько дней опубликовано в журнале «Красная новь» под заглавием «Памяти Ширяевца».

В своих воспоминаниях С.Д. Фомин пишет: «Я помню, как ошеломила Есенина смерть Ширяевца. Всем, кто вернулся в тот день с Ваганьковского кладбища на поминки Ширяевца в Дом Герцена, не забудется плакавший Есенин, с хрипотцой прочитавший весь ширяевский "Мужикослов"» [6, с. 134].

Смысл первой строфы Есенина выражен ясно: пришедшие в мир рано или поздно уходят из него.

Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

Предположение поэта, что и ему, может быть, пора скоро в дорогу, куда ушел его друг, имело основание. Об этом же он говорит и в стихотворении «Я последний поэт деревни».

Вторая строфа по содержанию отличается от первой. Здесь на переднем плане - любовь поэта ко всему, что его окружает, что ему дорого. Это утверждение любви - главное в произведении. С другой стороны, поэт свидетель того, как люди (в первую очередь друзья) по-

- 150 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

кидают мир. И это не может не оказывать психологического воздействия на него, что и приводит к тому, что он не в силах «скрыть» своей тоски.

В следующей строфе доминирует та же мысль, что и в первой. Поэт опять говорит о своей великой любви ко всему, что «душу облекает в плоть». Но эта мысль у него связана с природой, неотделимой от людей. Природа и люди у поэта составляют единство. Поэт не может мыслить себя вне этого единства.

Строфа композиционно делит стихотворение на две части и является связующей между ними. Тут утверждение «жизнь - счастье» является основным: «...на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Следующая строфа - продолжение и развитие этой мысли. Здесь налицо восхищение поэта земной красотой, тем, что для него является самым важным, превалирующим в земной жизни. Красота для поэта - это не только люди, прежде всего женщины, к которым поэт никогда не был равнодушен, это и звери, наши «братья меньшие». И это опять-таки важная для поэта мысль о единстве человека и природы.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

В этих стихах поэт охватил суть жизни, а именно: во имя чего человек должен жить на

земле.

Дальше следует композиционный поворот: перекличка пятой строфы со второй. Во второй строфе доминирует тоска, в пятой - поэт испытывает дрожь перед «сонмом уходящих», эти чувства не противоречат друг другу, они взаимосвязаны:

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь,

Оттого пред сонмом уходящих,

Я всегда испытываю дрожь.

Два последних стиха из приведенных - вариация первых двух стихов начала стихотворения, но с усилением, утяжелением мысли.

В целом в стихотворении переплетены горькие и радостные чувства. Мастерство поэта заключается в том, что в его стихотворении невозможно исключить ни одно слово, каждое связано с другим. Такая целостность создает его гармонию.

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Лирический сюжет оказывается органически связан со всеми композиционными элементами стихотворения. Последняя строфа логически замыкает текст и подытоживает выраженную в нем философию жизни и смерти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Советский энциклопедический словарь. - М., 1980. С. 238-239.

2. Есенин С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Автобиографии, статьи, письма. - М., 1962.

3. Белоусов В. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. - М., 1970.

4. Есенин Сергей. Литературная хроника. - М., 1970.

5. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. - М., 1990.

6. Фомин С.Д. Из воспоминаний / Памяти Есенина. - М., 1926.

REFERENCES

1. Soviet Encyclopedia Dictionary [Sovetskiy entsiclopedicheskiy slovar]. Moskva, 1980 Pp. 238-238 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V.5. Autobiographies, articles, letters [Sobranie sochineniy v pyati tomakh. Т.5. Avtoboigrafii, statyi, pisma]. Moskva, 1962 (in Russ.).

3. Belousov V. Sergei Esenin. Literary chronicles. Part 2. [Sergei Esenin. Literaturnaya khronika. Chast 2.] Moskva, 1970 (in Russ.).

- 151 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

4. Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V. 2. (Primechaniya V.F. Zemskova) [Sobranie sochineniy v pyati tomakh. Т.2. (References by V.F. Zemskova)] Moskva, 1961 (in Russ.).

5. Belskaya L.L. The word of songs. Poetic mastership of Sergey Esenin [Pesennoe slovo. Poeticheskoe masterstvo Sergeya Esenina]. Moskva, 1990 (in Russ.).

6. Fomin S.D. Memoires [Iz vospominaniy. Pamyati Esenina ] Remembering Esenin. Moskva, 1926 (in Russ.).

Информация об авторе Information about the author

Кельбеханова Мадина Рагимхановна, канди- Kelbekhanova Madina Ragimhanovna, Candi-дат филологических наук, доцент кафедры date of Philological Sciences, Associate Profes-русской литературы, Дагестанского государ- sor at the Chair of Russian Literature ственного университета, Махачкала Daghestan State University, Makhachkala city,

(Республика Дагестан) Россия (Republic of Dagestan), Russian Federation

nuralievakatiba @yandex.ru nuralievakatiba @yandex.ru

Получена: 11.04.2015 Received: 11.04.2015

- 152 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.