Научная статья на тему 'Тема почитания икон Божией Матери в невьянской иконописи XVIII — нач. XX вв'

Тема почитания икон Божией Матери в невьянской иконописи XVIII — нач. XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
503
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО / ИКОНОГРАФИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ / НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА / «ИКОНА В ИКОНЕ» / “ICON IN THE ICON” / CHURCH ART / ICONOGRAPHY OF OUR LADY / NEVYANSK ICON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримова Надежда Сергеевна

В статье приводится ряд наблюдений и замечаний об иконографии образов, содержащих в себе изображение икон Божией Матери как элемента общей композиции образа — «икона в иконе». Автор, изучив многочисленный ряд икон такой композиции, выявляет некоторые закономерности. В отличие от исследований, анализирующих исторические и искусствоведческие аспекты невьянской иконы вообще, в статье сделана попытка рассмотреть богослужебный аспект данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF VENERATION OF ICONS OF OUR LADY IN NEVYANSK ICONOGRAPHY IN XVIII — EARLY XX CENTURIES

The article provides a number of observations and comments on the iconography of images, which picture the image of the icon of the Mother of God as part of the overall composition of the image — “icon in the icon”. The author studied a great number of icons with such a composition and revealed some typical features. In contrast to studies that examine the historical and artistic aspects of Nevyansk icons in general, the article attempts to examine the liturgical aspect of the topic.

Текст научной работы на тему «Тема почитания икон Божией Матери в невьянской иконописи XVIII — нач. XX вв»

•ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО

Н. С. Каримова

ТЕМА ПОЧИТАНИЯ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ В НЕВЬЯНСКОЙ ИКОНОПИСИ XVIII — НАЧ. XX ВВ.

В статье приводится ряд наблюдений и замечаний об иконографии образов, содержащих в себе изображение икон Божией Матери как элемента общей композиции образа — «икона в иконе». Автор, изучив многочисленный ряд икон такой композиции, выявляет некоторые закономерности. В отличие от исследований, анализирующих исторические и искусствоведческие аспекты невьянской иконы вообще, в статье сделана попытка рассмотреть богослужебный аспект данной темы.

Ключевые слова: церковное искусство, иконография Божией Матери, невьянская икона, «икона в иконе».

В церковном иконописном искусстве эпохи расцвета русской святости (Х1У-ХУ вв.) сложились два принципиально различных по сюжету и смысловому содержанию иконографических типа прославления образов Богородицы. Оба имеют своей целью, кроме основного содержания — почитания Божией Матери, научение молящихся почитанию иконного образа Пресвятой Богородицы.

Первый тип иконографии изображает процесс создания первого образа Богоматери св. евангелистом Лукой, пишущим икону с Неё

Самой. Его рукой водит персонифицированная Божественная Премудрость, что ясно указывает на Божественную помощь св. Луке в деле написании иконы с Первообраза. Этим свидетельствуются истинность образа Божией Матери и богодухновенность иконописца. Вторая иконография, используя многообразие композиционных решений, посвящена теме прославления и почитания чудес, происшедших по молитве Божией Матери, от чудотворных Её икон. В этой иконографии сосредоточивается внимание на изображениях молитвы, возносимой Пречистой Божией Матери перед Её чудотворными образами и фактах чудесного заступничества за молящегося.

Наше внимание привлекла вторая иконографическая программа, представленная на местном материале невьянской иконы. Нами исследованы более 100 образцов, содержащих изображение икон Богоматери. Размер этих изображений, вплетенных в основную сюжетную канву, колеблется от довольно крупных (ок. 10x10 см) до миниатюрных (ок. 0,5х0,6 см). Данная тема была подробно рассмотрена на материале икон Средневековой Руси в работе Э. С. Смирновой1.

Результатом нашего исследования явилось предположение: внешне разрозненные и случайные примеры икон невьянского письма, включающих в свою иконографическую программу темы прославления икон Бо-жией Матери — т. е. «икона в иконе», имеют строгую сюжетную и смысловую последовательность в соответствии с прославляющим Богородицу песнопением — акафистом, и полнотой церковного учения о многообразии форм почитания образа. В процессе исследования нами определены четыре принципиальных иконографических программы.

• Главной иконографической программой выступает богослужебный текст акафиста Божией Матери, читаемый перед любой Её иконой.

• Вторая иконографическая программа определена прославлением и почитанием чудотворных икон Богоматери в их истории и чудесах.

• Третья иконографическая программа указывает на многообразие форм почитания икон, совершаемых в православном храме.

• Четвертая иконографическая программа раскрывает формы почитания священных образов в доме благочестивого мирянина.

Цель всех программ — научение молитве в полноте форм почитания образов Божией Матери.

1 Смирнова Э. С. Смотря на образ древних живописцев. М., 2007.

Очевидно, что основополагающим является образ «Акафист Пресвятой Богородицы»2 (ил. 1).

В соответствии с византийской и русской традициями конца ХШ-ХГУ вв. первый верхний сюжет, заключенный в картуш, иллюстрирует проимий «бзкрднной воеводе» (иногда 12-й икос и 13-й кондак). Изображается сама служба акафиста Богородице с литией и поклонением иконе Божией Матери, что отражает реальные константинопольские процессии с иконами Богоматери «Одигитрия». В приведенном образе икона «Одигитрия» заменена на икону «Казанская» (ил. 2), что говорит о местных особенностях сугубого почитания этой иконы Божией Матери — краткого типа иконографии «Одигитрия». На наш взгляд, данный образ краеугольный в теме почитания икон Божией Матери невьянского письма, так как открывает строгую последовательность и зависимость темы почитания и прославления образов Божией Матери, «иконы в иконе», от текста акафиста.

Дальнейшее исследование показало наличие икон, последовательно иллюстрирующих икосы акафиста, но не в составе иконы «Акафист Божией Матери», как это указывает делать «Ерминия» Дионисия Фур-ноаграфиота (начало ХУГГГ в.)3, где каждый из икосов акафиста Богородице иллюстрируется разными сюжетными образами, часто включающими изображение икон. Невьянская икона неукоснительно следует этому канону, но следует творчески, разворачивая миниатюрные изображения клейм иконы «Акафист Божией Матери» в полносюжетные самостоятельные образы, пополняя их изображениями икон Божией Матери в иконах, тем не менее строго соблюдая полноту акафистных песнопений в отдельных образах.

Так, первым 3 икосам «Ягглъ предстать», «ВИдащи стла», «РлзУмъ не-дорлзУмЁвлемый» по «Ерминии» соответствует образ «Благовещение». В невьянской традиции мы не находим изображения предстояния иконе «Благовещение».

Но смысл предстояния и прославления образа Божией Матери ангельскими силами проявляется в многочисленных примерах. Укажем на самые яркие. Это образ, написанный в конце ХГХ в., «Икона Богоматери

2 Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. Кат. 20.

3 Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия. Ч. 3. Гл. 6 // Сайт «Несусвет». URL: http:// nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm (дата обращения: 05.10.2012).

‘‘Казанскаяпреподносимая ангелами»4. Священный образ имеет как акафистную основу — первый икос, так и другую молитвенную основу, т. к. изображает Архангельскую песнь «Достойно есть...», но образ иной, это вновь Казанская икона Божией Матери5. «Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, <...> Радуйся, ублажаемая от всех Небесных Сил.».

Продолжает тему поклонения иконе Божией Матери Силами Небесными ирбитская икона середины — второй половины XIX в., «Архангел Михаил в молении иконе “Богоматерь с Богомладенцем”»6 (ил. 12). Икона отражает текст второго икоса акафиста Богородицы «ВИдащи стла.». Икона академического письма представляет Архистратига приклонившим колено пред иконой Богоматери и указующим на Пречистую всему ангельскому воинству Небесных Сил. Приведенный пример подтверждает последовательную зависимость от акафистного песнопения, славящего Богородицу.

С особой силой тема почитания образов Божией Матери отражается в образах, соответствующих догматической части акафиста Богородицы и раскрывающих главный догмат о Боговоплощении Сына Бо-жия Иисуса Христа по человечеству от Девы Марии. Таков образ 1914 г. «Собор избранных святых со св. Иоанном Предтечей»7 (ил. 3). Сама Богоматерь в тайне Боговоплощения становится новой тварью, новой Евой. Это содержание передает 13-й икос «НовУн поклзл твлрь». Указанному смыслу соответствует образ Божией Матери «Знамение». На Урале это Верхнетагильский образ. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота полагает иллюстрировать 13 икос изображением Христа с благословляющей десницей и всеми ликами святых, размещаемыми ниже.

На иконе летящие ангелы держат Верхнетагильский образ «Знамение», торжественно и победоносно являя его дольнему и горнему миру. В руках св. Иоанна Предтечи евхаристическая Чаша с возлежащим в ней Агнцем Божиим, на Которого Иоанн указывает правой рукой: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Избранные святые представляют сонм всех чинов святых Церкви Хри-

4 Уральская икона. Екатеринбург, 1998. Кат. 523.

5 Там же. Кат. 523.

6 Там же. Кат. 550.

7 Там же. Кат. 542.

стовой. Здесь и Силы Небесные — Ангел Хранитель, и святые угодники Божии — свв. благоверные князья, святители, свв. воины. Икона являет апофеоз прославления иконы Божией Матери «Знамение». Иконография этого образа словно переносит акцент с локального прославления Верхнетагильского образа на Урале на торжественное прославление образа во всем православном мире. Золотой фон иконы, обилие красного, белоснежного, изумрудного, синего цветов в праздничных облачениях святых возвещает гимн Божией Матери в молитве перед Её уральской иконой «Знамение», возносимой Церковью торжествующей.

Вторая рассмотренная нами тема — сугубое почитание чудес, происшедших от чудотворных икон, — всегда звучала ярко и самобытно. В Северо-Восточной Руси и в Москве особые праздничные формы почитания получает иконное изображение чудес от иконы Богоматери «Владимирская». На Урале предпочтение отдается чуду от иконы «Знамение» Верхнетагильской, как мы увидели из предыдущего примера. Но изображается и первое чудо от иконы «Знамение» в Новгороде.

На иконе «Чудо от образа Знамение»8 во всех подробностях изображена битва. Победа одержана новгородцами чудесным образом, по их молитве образу Божией Матери «Знамение». Икона изображена в среднике не менее 5 раз, словно участвуя одновременно в каждом эпизоде, снова и снова являя заступничество Богоматери. Многоплановая композиция строится по законам живописной картины, на что указывают динамизм, буквальный натурализм и эмоциональность изображения. Однако используется и иконописная традиция многократного повторения самого образа, вплетение его в сюжетную канву.

Вторая иконографическая программа включает в себя и иную форму призыва к почитанию чудес от чудотворных икон Божией Матери. Это миниатюрные изображения в сюжетах житийных икон святых, получавших чудесную помощь по молитве к Божией Матери перед Её пречистым образом.

Так, чудо обращения ко Христу по молитве перед иконой Божией Матери «Одигитрия» ярко показано на иконе «Мария Египетская с житием»9, написанной в 1804 г. мастером Иваном Богатыревым (ил. 4).

8 Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церковных и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 230.

9 Уральская икона. Кат. 74.

Образ Богородицы «Одигитрия» на иконе изображен трижды. В центре иконы в значительно большем масштабе он воздвигается ангелами, как знамение путеводительства ко Христу. Дважды икона Богородицы, перед которой молилась Мария, не допускаемая в храм Божий неведомой силой, изображена в житийных клеймах (ил. 5), акцентируя внимание на самом ходе возношения молитвы к Божией Матери через Её икону. Автор словно хочет сказать: «молись так же и обретешь Христа в сердце своем, будешь допущен к спасительному Источнику живой воды».

Другой пример — изображение икон Божией Матери в событиях «Чуда о трех иконах и патриархе Афанасии» в житийной иконе «Николай Можайский со сценами жития и чудес». Икона написана в полном соответствии с каноном, но девятое и десятое клейма нижнего чина содержат достаточно редкое изображение этих чудес. Рассказ об этих чудесах сохранился только в славянской версии10.

Третья иконографическая программа представляет различные формы почитания икон Божией Матери в Церкви.

Кроме чтения акафиста и молитв, почитание икон Божией Матери является в совершении крестных ходов, возглавляемых иконами Божи-ей Матери и их ради устраиваемых. Сюжеты, посвященные крестным ходам, как по «установлению», так и «чрезвычайным», неоднократно изображались невьянскими иконописцами. В них обязательно включались изображения икон, шествующих в крестном ходе.

Пример — образ «Происхождение Святого Животворящего Креста Господня на источнике»11 (ил. 6). Само событие повествует о празднике «Первого Спаса», где реликвию в сопровождении икон несут крестным ходом к источнику Спаса, расположенному за городской стеной, и далее в храм Святой Софии. Среди икон наряду с образом «Вседержитель» главенствующее место занимает образ Божией Матери «Одигитрия».

Изображения крестных ходов в иконе, как форма прославления образов Божией Матери — Заступницы и Ходатаицы, непременно включались в сюжеты перенесения святых мощей угодников Божиих. К этой группе отнесен образ, написанный в 1837 г., — «Перенесение мощей Ни-

10 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. М., 1904. С. 63.

11 Уральская икона. Кат. 257.

колая Чудотворца»12 (ил. 7). В нем акцентируется первенство образа Богородицы «Умиление». Икона следует сразу за образом «Вседержитель», чуть впереди иконы самого святителя Николая.

Наблюдения показывают, что невьянские иконописцы с усердием и величайшей настойчивостью вновь и вновь обращаются к теме прославления икон Божией Матери. Они используют всякую возможность показать правильное почитание икон, научить, сосредоточить внимание молящихся на непреложности почитания икон Божией Матери.

Тему почитания икон Божией Матери в храме мы находим в иконах, включающих внутреннее убранство храма, где основное событие изображается на фоне иконостаса, с подробным иконным составом его чинов. Примеров скрупулезного, точного написания икон иконостаса достаточно много. Это и образ чуда «Покров Божией Матери», происшедшего во Влахернском храме, где композиция строится таким образом, что икона Божией Матери «Влахернитисса» (Оранта) в иконостасе прописана детально и хорошо видна.

Другой пример — иконостас храма на иконе 1818 г. «Лев Катан -ский с житием»13, где изображено «Чудо укрощения Илиодора» (волхва) по молитве перед иконой Божией Матери «Стена нерушимая». Здесь знаменуется защита от ересей. «Якоже светильника превелика, Церковь имать, всеблаженне, тебе, паче солнца сияюща, юже твоими молитвами сохрани, блаженне, непобедиму, и непоколебиму от ереси всякия, и не-скверну, яко приснопамятный»14.

Иконы Божией Матери в иконостасе, как столп и утверждение веры православной, отмечаются и в изображении чина Воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе. Это образ «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня»15, написанный в первой половине — середине XIX в. Композиционным центром является историческая сцена с патриархом Макарием и, вероятно, свт. Иоанном Златоустом, стоящими на высоком амвоне храма перед иконостасом.

Подробно прописаны классические формы иконостаса и иконы, его составляющие. Перед нами местный чин в полном составе. Видна

12 Уральская икона. Кат. 192.

13 Там же. Кат. 109.

14 Кондак прп. Льву, еп. Катанскому (пам. 20 февраля ст. ст.).

15 Там же. Кат. 228.

часть Царских врат, на створках которых сверху помещено традиционный образ «Благовещение». Ниже, за фигурами епископов, видно изображение только одного из четырех евангелистов, вероятно, св. Луки. Справа от Царских врат виден ростовой образ «Господь Вседержитель» с благословляющей правой десницей. Слева от Царских врат ростовой образ Богородицы «Оранта с Богомладенцем в лоне». Образ знаменует главный догмат православного вероисповедания — о Боговоплощении. Слева, на диаконских вратах, образ Архангела Гавриила, симметрично ему — Архангела Михаила. Справа от южных диаконских врат на стене храма — образ Иоанна Предтечи.

Таким образом, икона показывает молящимся кроме основного сюжета полный состав местного чина иконостаса, где образы Богородицы изображены в соответствии с устойчивой традицией на установленных местах иконостаса. Все иконы, хотя по отношению к фигурам основного сюжета это миниатюрные образы, прописаны ничуть не менее тщательно, просматривается каждая складочка на облачении Божией Матери, каждое перышко на крыльях Архангелов. По силе тона образы икон иконостаса не уступают основным фигурам, поэтому складывается впечатление прямого мистического участия святых, в том числе Господа и Богоматери, в богослужении чина Воздвижения Креста. Тем самым в единстве соборной молитвы святых, молящихся перед иконостасом участников основного события, и молящихся перед самой иконой проявляется литургический смысл иконостаса, где икона Божией Матери занимает подобающее ей место. Возможно, по вероутверждающей силе этот образ не имеет себе равных.

Последняя, четвертая иконографическая программа темы почитания икон Божией Матери соответствует предписанию ороса VII Вселенского Собора находиться святым и честным иконам не только в «святых церквах Божиих, <...> но и в домах»16. К этой программе следует отнести три варианта. Первое — почитание иконы Божией Матери в составе образа XIX в. «Домовый иконостас»17 (ил. 8), повторяющего в миниатюре храмовый иконостас. В нем образ Богородицы включен в виде краткого деисуса — меднолитного складня в верхней части иконы, трехстворчатого складня в нижней части, одна створка которого посвящена почитанию икон Божией Матери, в том числе самых чтимых на

16 Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. IV С 590.

17 Невьянская икона. Кат. 65.

Урале — «Одигитрия», «Умиление», «Знамение» и врезного меднолитно-го образа «Умиление». Благодаря такому образу молящийся Богу и дома осознавал себя перед храмовым иконостасом.

Второй вариант — почитание икон Божией Матери акафистной иконографии, размещенных на одной иконной доске в виде многочастной иконы, предназначенной для благочестивой келейной молитвы. Апофеозом темы почитания икон Божией Матери в домашней сокровенной молитве становится икона 1824-1840 гг. «Собор шестнадцати Богородичных икон с образом “Царь царем” в оглавии»18. Образ Спасителя «Царь царем» со всей ясностью говорит о том, что славление образов Богоматери установлено и благословлено Самим Господом Иисусом Христом (ил. 9).

Третий вариант — показ почитания священного образа святым в келейной молитве, как условие благочестивой жизни. Этот вариант мы видим на житийной иконе ХГХ в. «Св. праведный Симеон Верхотурский»19 (ил. 10). В ней в многочисленных вариантах показывается размещение в помещении почитаемой иконы Божией Матери. Икона присутствует в сцене «О житейских занятиях праведника». Так, 11-е клеймо изображает святого сидящим в горнице, занятого «шитьем шуб», где виден красный иконный угол.

В клеймах, повествующих об исцелениях, — «Исцеление верхотурского священника Павла (Трапезникова) от наваждения злых духов» (ил. 11), «Исцеление Денисова» и «Исцеление младенца Рачева», которые происходят в горнице, изображен красной угол, где одна из трех икон — икона Божией Матери. Очевидно значение: исцеления совершаются по молитве праведного Симеона к Божией Матери. Третья группа изображений клейм перекликается с темой иконостаса. Клеймо «Притекающие к раке святых мощей праведного Симеона» содержит изображение интерьера Никольского храма Свято-Николаевского Верхотурского монастыря с сенью и ракой праведника. На стене различима икона Богородицы «Одигитрия». Таким образом, следует отметить особое молитвенное почитание именно образа «Одигитрия» как наиболее часто встречающегося среди рассматриваемого ряда «икон в иконе».

Наконец, наше исследование выявило перечень образов, изображенных на иконах, что выражает их сугубое почитание на Урале. Это ико-

18 Уральская икона. Кат. 162.

19 Там же. Кат. 563.

ны Божией Матери «Казанская», «“Знамение” Верхнетагильская», «Оди-гитрия», «Влахернитисса» и многочисленные акафистные образы: «Утоли моя печали», «Страстная», «Похвала Богородицы», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Умягчение злых сердец». Перечисленные иконы чаще других включаются невьянскими иконописцами в многочисленные сюжетные композиции. Наш обзор представляет малую часть проведенного исследования, которое показывает высокую вероучительную культуру невьянских иконописцев.

Nadezhda S. Karimova

THE THEME OF VENERATION OF ICONS OF OUR LADY IN NEVYANSK ICONOGRAPHY IN XVIII — EARLY XX CENTURIES

The article provides a number of observations and comments on the iconography of images, which picture the image of the icon of the Mother of God as part of the overall composition of the image — “icon in the icon”. The author studied a great number of icons with such a composition and revealed some typical features. In contrast to studies that examine the historical and artistic aspects of Nevyansk icons in general, the article attempts to examine the liturgical aspect of the topic.

Keywords: church art, iconography of Our Lady, Nevyansk icon, “icon in the icon”.

Ил. 1. «Акафист Пресвятой Богородицы». Икона мастерской Богатыревых 1800-1810-е гг.

Ил. 2. Икона Богоматери «Казанская», преподносимая ангелами

Ил. 3. Собор избранных святых со св. Иоанном Предтечей

Ил. 6. Происхождение Святого Животворящего Креста Господня на источнике

Ил. 7. Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца

Ил. 8. Домовый иконостас

Ил. 12. Архангел Михаил в молении иконе «Богоматерь с Богомладенцем»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.