Научная статья на тему 'Тема номера: безопасность дорожного движения'

Тема номера: безопасность дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема номера: безопасность дорожного движения»

Информационный бюллетень

ТЕМА НОМЕРА:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обзор Документационного центра ВОЗ

Ежегодно во всем мире 1,2 миллиона человек погибают в результате дорожно-транспортных происшествий и еще больше людей получают травмы. Дорожно-транспортный травматизм — вторая ведущая причина смерти детей и молодежи в возрасте 5-25 лет. По данным ВОЗ ежегодно дорожно-транспортные происшествия в Европейском регионе ВОЗ уносят жизни около 127 000 человек и являются причиной примерно 2,5 миллионов случаев травм и инвалидности.

К наиболее уязвимым группам населения, в наибольшей степени страдающим от ДТП относятся:

• пешеходы,

• велосипедисты и мотоциклисты;

• мужчины;

• пожилые;

• дети, особенно из бедных семей. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты наиболее подвержены ДТП в тех странах, где плохо оборудованы пешеходные переходы и специальные дорожки для велосипедного транспорта. Мужчины всех возрастов являются группой риска ДТП, поскольку они в значительно большей степени, чем женщины водят автомашины, а также в большей степени, чем женщины склонны к недисциплинированным действиям за рулем (употреблению алкоголя и превышению скорости). Пожилые становятся жертвами ДТП, поскольку у них ослаблено внимание и понижена реакция, что приводит к их

© Т.В. Кайгородова, А.В. Иванов, Е.И. Зимина, 2007 г.

беззащитности на дорогах, которая может усугубляться недисциплинированными водителями. Городские дети также относятся к категории, которая подвергается повышенному риску ДТП из-за незнания правил дорожного движения.

Спасение жизней и предупреждение травматизма делают инвестиции в обеспечение безопасности дорожного движения оправданными и целесообразными. Например, использование ремней безопасности водителями и пассажирами на передних сиденьях привело к сокращению числа случаев всех видов травматизма в некоторых странах на 40-50%, а соблюдения правил дорожного движения в странах Европейского союза позволило уменьшить число случаев смерти и серьезных увечий примерно на 50%.

Уменьшению риска дорожных происшествий способствует принятие следующих мер:

• введение законодательных актов по ограничению скорости и наказанию за вождение в нетрезвом виде;

• снижение напряженности на дорогах, повышение безопасности транспорта и обеспечение населения эффективными видами общественного транспорта;

• совершенствование дорожной инфраструктуры с целью разделения транспортных потоков и обеспечение хорошей видимости на дорогах, а также безусловное соблюдение правил дорожного движения;

• уменьшение тяжести травм путем использования соответствующих средств

енеджер

здравоохранения .

Информационный бюллетень

защиты водителя и пассажиров (обязательное использование ремней безопасности и шлемов);

• уменьшение тяжести последствий ДТП за счет повышения оперативности действий аварийно-спасательных служб и качества медицинской помощи при травмах (развитие скорой и неотложной помощи, помощи в больницах при травмах, а также проведение реабилитационных мероприятий для пострадавших в ДТП).

Необходимым условием является твердая политическая поддержка работы в этом направлении. Органы государственной власти играют ведущую роль в создании условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Государства, входящие в Европейский регион ВОЗ, могут разработать и принять новые программы по повышению уровня безопасности дорожного движения,

предусматривать аспекты безопасности дорожного движения или усиливать их значимость в рамках существующих планов, таких, как национальные планы действий по охране окружающей среды.

В 2004 г. ВОЗ посвятил День здоровья — 7 апреля безопасности дорожного движения. Начиная с этого времени и в процессе последующих дискуссий на Ассамблеях ООН, правительства и их партнеры уделяли все больше внимания проблеме дорожной безопасности. Так, Организация Объединенных Наций приняла две резолюции в 2004 и 2005 гг. по этой проблеме.

В этом году Организация Объединенных Наций отмечает Первую Глобальную неделю безопасности дорожного движения 23-29 апреля. Мероприятия, посвященные борьбе с дорожно-транспортным травматизмом пройдут во всем мире.

МАТЕРИАЛЫ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Резолюции Организации Объединенных Наций (2004 и 2005 г.г.) по повышению безопасности дорожного движения во всем мире:

Резолюция А/РеБ/58/289 (11 мая 2004 г.).

Полный текст имеется на сайте ВОЗ в Интернете по адресу: http://www.who.int/violence_injury_prevention/media/news/en/unga_58_289_ru.pdf

Резолюция A/Res/60/5 (1 декабря 2005 г.).

Полный текст имеется на сайте ВОЗ в Интернете по адресу: http://www.unece.org/trans/roadsafe/docs/A-RES-60-5r.pdf

Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения «Дорожная безопасность и здоровье» — WHA57.10 (май 2004 г.).

Полный текст имеется на сайте ВОЗ в Интернете по адресу: http://www.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA57/A57_RJ0-ru.pdf

Менеджер

здравоохранения .

Информационный бюллетень

Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Резюме. — ВОЗ. Женева, 2004 г. — 70 с.

Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма был подготовлен ВОЗ совместно с Всемирным банком. Его задача — представить общий обзор того, что известно о масштабах дорожно-транспортного травматизма, факторах риска, а также о способах предупреждения происшествий и смягчения их тяжелых последствий. В докладе подробно освещаются подходы к профилактике травматизма и развитию межсекторального сотрудничества в этом вопросе. Резюме доклада имеется на русском языке в Интернете на сайте ВОЗ по адресу:

http://www.who.int/violence_injury_prevention/publi-

cations/road_traffic/world_report/summary_ru.pdf

Racioppi F., Eriksson L., Tingvall C., Villaveces A. Prevention road traffic injury: a public health perspective for Europe (Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе). — Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 2004 г. — 97 с.

Эта публикация подготовлена к Всемирному дню здоровья 2004 г. для повышения осведомленности населения и усиления ответственности руководителей за принятие неотложных мер по предотвращению травматизма на дорогах. В ней использованы и дополнены данные Всемирного доклада о предупреждении дорожно-транспортного травматизма; дан глубокий анализ бремени заболеваний, вызванных травмами в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Европейском регионе; описан всесторонний системный подход к решению вопросов безопасности на дорогах, базирующийся на успешном опыте некоторых государств-членов Европейского региона ВОЗ. Особо выделены возможности усиления роли здравоохранения. Публикация призывает к совместным, базирующимся на фактических данных, действиям различных ведомств и организаций по предотвращению травматизма на дорогах, отмечая особую роль здравоохранения. В ней подчеркивается важность сильной политической воли на всех уровнях и даются практические рекомендации.

Книга имеется в Интернете на сайте ВОЗ на английском языке по адресу:

http://www.euro.who.int/document/e82659.pdf На русском языке книга имеется в Документационном центре ВОЗ

Guidelines for essential trauma care (Руководство по основным видам помощи при травме). — ВОЗ. Женева, 2004 г. — 93 с.

Настоящее руководство является результатом совместной работы Международной ассоциации хирургии при травме, Международного общества хирургов и ВОЗ. В нем проведен анализ медицинской помощи при травмах в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В руководстве разработан список необходимых видов помощи при травме, а также человеческих и материальнотехнических ресурсов, необходимых для оказания этой помощи. Основной целью руководства является повышение эффективности, организации и планирования медицинской помощи при травмах, разработаны рекомендации по ведению больных с различными видами травм: шеи, головы,

"Менеджер

\ здравоохранения

78 Я

Информационный бюллетень

грудной клетки, брюшной полости, конечностей, позвоночника, а также при ожогах и ранениях. Отдельно рассматриваются вопросы реабилитации, диагностики и лекарственного обеспечения.

Книга имеется в Интернете на сайте ВОЗ на английском языке по адресу: http://whqlibdoc.who.int/publications/2004/9241546409.pdf

Mohan D., Tiwari G., Khayesi M., Nafukho F.M. Road traffic injury prevention: training manual (Профилактика дорожно-транспортного травматизма: учебное пособие). — ВОЗ. Женева/Индийский технологический институт. Дели. — 2006 г. — 126 с.

Учебное пособие продолжает серию публикаций ВОЗ, посвященный профилактике дорожнотранспортного травматизма. В нем использован опыт Индии по решению этой проблемы. В руководстве имеются следующие главы: важность проблемы дорожно-транспортного травматизма для общественного здравоохранения; ключевые факторы риска; потребности для развития научного подхода к профилактике ДТП и использование базы доказательной медицины; внедрение профилактических мероприятий; организация помощи пострадавшим при ДТП; межсекторальное взаимодействие; разработка политики по безопасности дорожного движения. Руководство предназначено для руководителей здравоохранения, медицинских работников, оказывающих помощь пострадавшим в ДТП, а также руководителей и специалистов других ведомств, занимающихся проблемой безопасности дорожного движения.

Книга имеется в Интернете на сайте ВОЗ на английском языке по адресу: http://whqlibdoc.who.int/publications/2006/9241546751_eng.pdf

Helmets. A Road safety manual for decision-makers and practitioners (Шлемы. Руководство по безопасности дорожного движения для лиц, принимающих решения). — ВОЗ. Женева, 2006 г. — 176 стр.

Целью руководства является обеспечение информацией лиц, принимающих решения, о пользе использования шлемов с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма. В нем представлен опыт стран, которые успешно внедрили использование шлемов, и доказательные данные по снижению последствий аварий в этих странах. На основе этих данных в руководстве проводится идея о необходимости активного внедрения программ по использованию шлемов в странах-членах ВОЗ, в частности о разработке законодательства, регламентирующего использование шлемов, и планов его реального осуществления.

Книга имеется в Интернете на сайте ВОЗ на английском языке по адресу: http://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/helmet_manual.pdf

The injury chartbook. A graphical overview of the global burden of injures (Атлас по повреждениям и травмам. Иллюстрированный обзор по глобальному бремени болезней, вызванных травмами). — ВОЗ. Женева, 2002 г. — 42 стр.

Данное издание представляет собой глобальный обзор по заболеваемости и смертности от повреждений и травм, таких как дорожно-транспортные происшествия, пожары, падения,

Менеджер

здравоохранения .

Информационный бюллетень

отравления, суицид, утопления и случаи насилия над человеком. Издание выполнено в виде сборника диаграмм и таблиц и предназначено для специалистов в области статистики.

Книга имеется на английском языке в Интернете на сайте ВОЗ по адресу: http://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/other_injury/charib/en/inclex.html

Transport, environment and health (Транспорт, окружающая среда и здоровье). — Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 2000 г. — 81 с.

Насущной проблемой является создание и продвижение на рынок транспортных альтернатив, способных предотвратить негативное влияние транспортных систем на здоровье человека. Решение этой проблемы требует от правительств принятия соответствующих решений и претворения их в жизнь. Государства-члены Европейского Региона ВОЗ приняли Устав по транспорту, окружающей среде и вопросам здоровья на Третьей конференции ВОЗ в Лондоне в июле 1999 г. Эта книга приводит основные факты, оказывающие серьезное влияние на принятие решений различными странами. Здесь также приводятся последние научные данные относительно вредного влияния воздуха, загрязненного выхлопными газами, шума и дорожно-транспортных происшествий на поведение людей, их физическое и психическое здоровье. В книге также освещаются значительные преимущества, которые может дать немоторизованный транспорт.

Книга имеется на английском языке в Интернете на сайте ВОЗ по адресу:

http://www.euro.who.ini/documeni/e720J5.pdf

Контактная информация

Документационный центр ВОЗ на базе ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава»

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 208. http://www.mednei.ru/whodc Кайгородова Татьяна Вадимовна, Руководитель Документационного центра ВОЗ

Тел.: (495)619 38 43; Факс: (495)618 11 09 E-mail: kaidoc@mednei.ru Библиотека «Здравинформ»

www.zdravinform.mednei.ru

Программа ВОЗ/CIDA «Политика и управление в области здравоохранения в РФ»

119034, г. Москва, ул. Остоженка, 28, 2 этаж. Тел: (495) 787 77 15; факс: (495) 787 77 19

E-mail: v.benedikiova@who.org.ru

Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: bulleiinWHO@mednei.ru

енеджер

здравоохранения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.