4. Войноб В. Правда об Оренбургском казачестве // Отечество. 1990. № 1. С. 206-216; Семеноб В. Из истории Оренбургского казачьего войска. Б. м., 1992.
5. Голубеб Е. Унтовое войско (к истории создания казачьих войск в Забайкалье) // Байкал. 1990. № 5.
УДК 390.43
А. А. Кузьмин
ТЕЛО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Статья посвящена телу человека как феномену культуры в работах современных российских и зарубежных ученых, представляющих различные подходы к исследованию данного направления.
This article deals human body like culture phenomenon in modern russian and foreign research. Contemplate some approach for study this area.
Ключевые слова: телесность, методология, культурно-антропологические аспекты телесности.
Keywords: corporality, methodology, anthropological aspects of the corporality.
Тело - один из самых интересных и сложных объектов естественнонаучных и гуманитарных исследований. Телесность как ценностная характеристика человеческой жизни являлась предметом исследования, восхищения и культивирования. Начиная с классических проекций античности, тело занимает значительное место в философско-миро-воззренческих системах и искусстве. В дальнейшем в истории культурфилософской мысли формировались различные концепции телесности человека (И. Кант, Фихте).
Важным открытием XX в. стал экзистенциаль-но-феменологический подход к проблеме телесности, на основе которого происходит определение понятия «моего тела» как основы присутствия в мире, обладания собой и одновременно направленности на мир [1].
Этот аспект черезвычайно важен и для отечественной культурологии, потому что в советской науке до последней трети XX в. человеческое тело считалось природной данностью, представляющей интерес только для сферы биологии и медицины. В предисловии к работе «Мужское тело в истории культуры» И. Кон указывает на особую «бестелесность» науки в СССР [2]. Общественные и гуманитарные науки рассматривали проблему тела лишь попутно, в связи с философской проблемой
КУЗЬМИН Алексей Александрович - аспирант кафедры культурологии Московского гуманитарного университета © Кузьмин А. А., 2009
соотношения духовного и материального или в рамках истории искусства и физической культуры.
Возрастающий интерес к проблеме телесности вообще и телесности в культуре в частности стал наблюдаться в отечественной науке только в последние 20-30 лет. С середины 1980-х гг. формируются направления, связанные с социологией, историей и антропологией тела [3]. Природа тела и закономерности его представления и изображения обсуждаются на многочисленных международных конференциях, находят отражение в междисциплинарных сборниках, серийных публикациях. Одной из причин возрастающего интереса к проблеме человеческой телесности является потребность возврата человека к личному телесному опыту, к «техникам» тела. Обострение множества экологических проблем в мегаполисах, страх перед старостью, утрата представлений о достоинстве и красоте человека, декларирование культа молодости приводят к возрастанию интереса человека к его собственному телу, возникновению потребности в телесной динамике, в развитии гармонии со своим собственным телом.
Обращение к живому телу на фоне постмодернистской утраты целостности и превращения его в один из образов-симулякров, которыми оперируют многочисленные философско-эстетические концепции, в конечном счете продиктовано необходимостью возвращения к человеку чувствующему, целостному, являющемуся создателем и носителем неповторимых личностных смыслов, делающему самостоятельный выбор. Тело возвращает нас к утраченному на время бесценному опыту, оно есть «орудие» души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной. Современная культура возвращается в поисках целостности к космогонической мифологеме «вселенского человека» [4] , лежащей в основе древнейших натурфилософских концепций.
Тело в пространстве современного культурного сознания воспринимается не только как физиологическая данность, но и как феномен культуры, а поэтому становится объектом междисциплинарного исследования. Не случайно поэтому появление такого понятия, как телесность.
Под телесностью понимают качество, силу и знаки телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Это феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире [5].
Человеческая телесность «замыкает на себе» природное и культурное, естественное и социальное, она несет на себе полисемантическую социокультурную нагрузку как следствие объективной встроенности в любой из видов человеческой деятельности [6].
Кузьмин А. А. Тело как феномен культуры в современных гуманитарных исследованиях
Вот почему проблема тела и человеческой телесности рассматривается в рамках различных научных направлений [7]. Так, Л. В. Жаров отмечает формирование научной концепции телесности на стыке естествознания, медицины и гуманитарного знания [8].
В рамках отечественных гуманитарных исследований можно выделить несколько направлений, связанных с разными подходами к телесному и телесности.
Философское направление посвящено осмыслению человеческой телесности, ее онтологической сущности, роли в современном внешнем мире и непосредственно в мире самого человека. Работа М. Н. Эпштейна [9] посвящена человеческой телесности в современной культуре как чувственной основе человеческих взаимоотношений. Рассматриваются этические и эстетические аспекты осязания и возможности тактильного искусства. Автор указывает на существующее двойственное восприятие человеческого тела. Размышляя над глубинной семантикой тела, он выделяет пути формирования новой телесной культуры, которая утверждает личностное, свободное, ответственное и самостоятельное определение человеком чувственного бытия.
Работа российского философа В. А. Подороги «Феноменология тела» [10] ставит вопрос: как можно мыслить тело и телесный опыт, в который мы вовлечены как чувствующие существа в настоящее время? Автор не рассматривает человеческое тело непосредственно как объект, обращая внимание на актуальность феноменологии телесного опыта. Возникновение понятия «тело человеческое» является поздним «продуктом» культуры, что связывается с развитием чувства конечности, смертности человеческого существа. В границах концепции дуальности В. Подорога подчеркивает двойственность «телесного кода»: человек обладает телом, но всегда есть и тело, которое обладает человеком. В то же время тело многомерно: тело вод, земли, пустынь, животных и богов, наконец, тело Космоса...
Культурно-антропологическое направление представлено как классическими исследованиями [11], так и большим корпусом работ, связанных с открытиями современной антропологии. Так, М. Дуглас в работе «Чистота и опасность» [12] выделяет тело как базис любой символики: «все на свете символизирует тело, и тело символизирует все остальное <...> Тело служит моделью любой ограниченной системы, это источник символов для отображения других сложных структур» [13].
Тело рассматривается М. Дугласом в качестве символа общества и наделяется силами и опасностями, характерными для социальной структуры, воспроизводящимися в теле человека в меньшем масштабе. Социальная роль тела рассматривается
на примере шаманского ритуала, при помощи которого происходит урегулирование разобщенности и конфликтности между обществом и пациентом - основным участником ритуала. Осквернение тела рассматривается как отражение социальной симметрии или иерархии и взаимоотношений между полами. От наличия и поддержания телесной целостности напрямую зависит успех любого начинания, как военного, так и религиозного. Телесные ритуалы позволяют напрямую взаимодействовать с политическим телом общества, что дает возможность моделировать систему взаимоотношений социальной группы с внешним миром.
В границах этого направления одно из главных мест принадлежит фольклорно-этнографическим и семиотическим исследованиям. Анализ фольклор-но-этнографического материала в рамках семиотического подхода позволяет выявить знаково-сим-волический уровень «телесного» пространства культуры и его гендерной специфики.
Соотношение мужского и женского телесных начал и их проекция в традиционной культуре нашли отражение в энциклопедии «Мужики и бабы, мужское и женское в русской традиционной культуре» [14]. На фольклорном материале проанализированы взаимоотношения полов, половой символизм, распределение социальных, трудовых, репродуктивных ролей между представителями обеих полов. Обширный этнографический материал положен в основу исследования Н. Мазаловой [15], в котором рассматривается «народная концепция человеческого тела» и его места в славянской картине мира.
В представлениях русского народа человеческое тело обладает системностью: «Организм целостен, вместе с тем его органы могут существовать самостоятельно, так же, как природные стихии, образующие макрокосм» [16]. Важно заметить, что автор выделяет в системе человеческого тела, помимо внешних и внутренних элементов, такой элемент, как «жизненная сила», посредством которой тело совершает энергетический обмен с окружающей действительностью. С точки зрения функционирования «жизненной силы» тело «нечистого» (колдуна) рассматривается как сверхсистема по отношению к телу обычного человека. Сверхсистема обладает необходимостью в определенные периоды времени замены некоторых элементов своей системы. В то же время низшие божества выступают в качестве полусистемы, будучи лишенными возможности принимать человеческий облик [17].
В целом ряде исследований устанавливается система соотнесенности тела с иными доминантами фольклорно-мифологической модели мира, в частности с домом. Заслуживает внимания вписанность тела в пространство других кодов (растительных, зооморфных и т. д.), что позволяет описать развитие тела в координатах жизненного цикла:
зарождение системы, ускоренный рост, замедление роста, зрелость, затухание [18].
В качестве обобщающего исследования, представляющего все аспекты разработки данной темы в гуманитарных науках, можно назвать сборник материалов, обобщающий работу международного российско-французского симпозиума «Тело в русской культуре» [19].
Фольклорно-этнографическое направление, в рамках которого объединяется несколько подходов. Направление представлено классической работой Р. Барта «Система моды» [20] и историко-этнографической работой отечественных исследователей А. Байбурина и А. Топоркова [21], в которой рассматривается происхождение этикета, семиотика языка жестов и различных элементов человеческого тела в контексте этикета. В сфере данного направления можно выделить работы этнологов и фольклористов (С. Неклюдова [22], О. Седакову [23]), изыскания по материалам полевых исследований традиционной культуры [24], ряд работ, собранных в сборнике «Тело в русской культуре» [25].
Самостоятельными сферами исследований семантики тела и телесного пространства являются филологический и искусствоведческий аспекты обращения к проблеме тела и телесности и в целом художественной соматологии и ее роли как образа и системы концептов (Д. Биджмен «Человек как художественный образ» [26], И. Кон «Мужское тело в истории культуры» [27]).
Безусловно, в кратком обзоре невозможно осветить весь спектр исследований в обозначенной сфере, в том числе и зарубежных. Каждая культура создает свое отношение к тем или иным телесным практикам и к телу в целом. Истоки такого отношения заложены в мифологическом сознании, следы которого представлены в фольклоре того или иного народа. Тело, являясь древней знаковой системой, отраженной в традиционной культуре, наполняется многоуровневым символическим содержанием, представляя модель всего окружающего мира.
В то же время, как представляется, далеко не исчерпаны все возможности и подходы к исследованию семантики тела в традиционной культуре, главным образом в русской, в достаточной степени не проанализирован эмпирический материал, связанный с фольклорными текстами, что могло бы углубить наши представления о функционировании «телесного» кода в культуре.
Примечания
1. См. об этом Подорога В. Феноменология тела М., 1995; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1945; Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
2. Кон И. Мужское тело в истории культуры. СПб., 2005.
3. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984; Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки, 1992. № 1; Жаров А. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д, 1988; Аебедева А. В. Телесность как основание и феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006. С. 4.
4. Маслов Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты: дис. . д-ра фи-лос. наук. Саратов, 2005. С. 5.
5. Газарова Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ // http://telesnost.ru/psi/telo_i_teles-nost_psihologicheskii_analiz.htm
6. Быховская И. М. Телесность как объект социокультурного анализа. М., 1993.
7. См. Человек в зеркале наук. СПб., 1993.
8. Жаров А. В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности. Ростов н/Д, 2001. С. 1.
9. Эпштейн М. Философия тела. СПб., 2006.
10. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
11. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 2006; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
12. Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000.
13. Там же. С. 69.
14. Мужики и бабы, мужское и женское в русской традиционной культуре / под ред. И. Шанги-ной. М., 2005.
15. Мазалова Н. Состав человеческий. М., 2000.
16. Там же. С. 6.
17. Там же. С. 177.
18. Там же. С. 86.
19. Тело в русской культуре / сост. Г. Кабакова, Ф. Кон. М., 2005.
20. Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры. М., 2003.
21. Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. М., 2003.
22. Неклюдов С. Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М., 1998. С. 6-43.
23. Седакова О. А. Поэтика обряда: Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004.
24. Аар А. А. Шаманы и боги // http:// www.koob.ru/lar/ shamans_world
25. Тело в русской культуре. М., 2005.
26. Биджмен Д. Человек как художественный образ. М., 2005.
27. Кон И. Мужское тело в истории культуры. М., 2003.