Научная статья на тему 'Тело как феномен культуры в современных гуманитарных исследованиях'

Тело как феномен культуры в современных гуманитарных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3175
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕСНОСТИ / CORPORALITY / METHODOLOGY / ANTHROPOLOGICAL ASPECTS OF THE CORPORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмин Алексей Александрович

Статья посвящена телу человека как феномену культуры в работах современных российских и зарубежных ученых, представляющих различные подходы к исследованию данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essay of I. Berlin "The Silence In Russian Culture" in the context of the authors world outlook position

This article deals human body like culture phenomenon in modern russian and foreign research. Contemplate some approach for study this area.

Текст научной работы на тему «Тело как феномен культуры в современных гуманитарных исследованиях»

4. Войноб В. Правда об Оренбургском казачестве // Отечество. 1990. № 1. С. 206-216; Семеноб В. Из истории Оренбургского казачьего войска. Б. м., 1992.

5. Голубеб Е. Унтовое войско (к истории создания казачьих войск в Забайкалье) // Байкал. 1990. № 5.

УДК 390.43

А. А. Кузьмин

ТЕЛО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Статья посвящена телу человека как феномену культуры в работах современных российских и зарубежных ученых, представляющих различные подходы к исследованию данного направления.

This article deals human body like culture phenomenon in modern russian and foreign research. Contemplate some approach for study this area.

Ключевые слова: телесность, методология, культурно-антропологические аспекты телесности.

Keywords: corporality, methodology, anthropological aspects of the corporality.

Тело - один из самых интересных и сложных объектов естественнонаучных и гуманитарных исследований. Телесность как ценностная характеристика человеческой жизни являлась предметом исследования, восхищения и культивирования. Начиная с классических проекций античности, тело занимает значительное место в философско-миро-воззренческих системах и искусстве. В дальнейшем в истории культурфилософской мысли формировались различные концепции телесности человека (И. Кант, Фихте).

Важным открытием XX в. стал экзистенциаль-но-феменологический подход к проблеме телесности, на основе которого происходит определение понятия «моего тела» как основы присутствия в мире, обладания собой и одновременно направленности на мир [1].

Этот аспект черезвычайно важен и для отечественной культурологии, потому что в советской науке до последней трети XX в. человеческое тело считалось природной данностью, представляющей интерес только для сферы биологии и медицины. В предисловии к работе «Мужское тело в истории культуры» И. Кон указывает на особую «бестелесность» науки в СССР [2]. Общественные и гуманитарные науки рассматривали проблему тела лишь попутно, в связи с философской проблемой

КУЗЬМИН Алексей Александрович - аспирант кафедры культурологии Московского гуманитарного университета © Кузьмин А. А., 2009

соотношения духовного и материального или в рамках истории искусства и физической культуры.

Возрастающий интерес к проблеме телесности вообще и телесности в культуре в частности стал наблюдаться в отечественной науке только в последние 20-30 лет. С середины 1980-х гг. формируются направления, связанные с социологией, историей и антропологией тела [3]. Природа тела и закономерности его представления и изображения обсуждаются на многочисленных международных конференциях, находят отражение в междисциплинарных сборниках, серийных публикациях. Одной из причин возрастающего интереса к проблеме человеческой телесности является потребность возврата человека к личному телесному опыту, к «техникам» тела. Обострение множества экологических проблем в мегаполисах, страх перед старостью, утрата представлений о достоинстве и красоте человека, декларирование культа молодости приводят к возрастанию интереса человека к его собственному телу, возникновению потребности в телесной динамике, в развитии гармонии со своим собственным телом.

Обращение к живому телу на фоне постмодернистской утраты целостности и превращения его в один из образов-симулякров, которыми оперируют многочисленные философско-эстетические концепции, в конечном счете продиктовано необходимостью возвращения к человеку чувствующему, целостному, являющемуся создателем и носителем неповторимых личностных смыслов, делающему самостоятельный выбор. Тело возвращает нас к утраченному на время бесценному опыту, оно есть «орудие» души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной. Современная культура возвращается в поисках целостности к космогонической мифологеме «вселенского человека» [4] , лежащей в основе древнейших натурфилософских концепций.

Тело в пространстве современного культурного сознания воспринимается не только как физиологическая данность, но и как феномен культуры, а поэтому становится объектом междисциплинарного исследования. Не случайно поэтому появление такого понятия, как телесность.

Под телесностью понимают качество, силу и знаки телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Это феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире [5].

Человеческая телесность «замыкает на себе» природное и культурное, естественное и социальное, она несет на себе полисемантическую социокультурную нагрузку как следствие объективной встроенности в любой из видов человеческой деятельности [6].

Кузьмин А. А. Тело как феномен культуры в современных гуманитарных исследованиях

Вот почему проблема тела и человеческой телесности рассматривается в рамках различных научных направлений [7]. Так, Л. В. Жаров отмечает формирование научной концепции телесности на стыке естествознания, медицины и гуманитарного знания [8].

В рамках отечественных гуманитарных исследований можно выделить несколько направлений, связанных с разными подходами к телесному и телесности.

Философское направление посвящено осмыслению человеческой телесности, ее онтологической сущности, роли в современном внешнем мире и непосредственно в мире самого человека. Работа М. Н. Эпштейна [9] посвящена человеческой телесности в современной культуре как чувственной основе человеческих взаимоотношений. Рассматриваются этические и эстетические аспекты осязания и возможности тактильного искусства. Автор указывает на существующее двойственное восприятие человеческого тела. Размышляя над глубинной семантикой тела, он выделяет пути формирования новой телесной культуры, которая утверждает личностное, свободное, ответственное и самостоятельное определение человеком чувственного бытия.

Работа российского философа В. А. Подороги «Феноменология тела» [10] ставит вопрос: как можно мыслить тело и телесный опыт, в который мы вовлечены как чувствующие существа в настоящее время? Автор не рассматривает человеческое тело непосредственно как объект, обращая внимание на актуальность феноменологии телесного опыта. Возникновение понятия «тело человеческое» является поздним «продуктом» культуры, что связывается с развитием чувства конечности, смертности человеческого существа. В границах концепции дуальности В. Подорога подчеркивает двойственность «телесного кода»: человек обладает телом, но всегда есть и тело, которое обладает человеком. В то же время тело многомерно: тело вод, земли, пустынь, животных и богов, наконец, тело Космоса...

Культурно-антропологическое направление представлено как классическими исследованиями [11], так и большим корпусом работ, связанных с открытиями современной антропологии. Так, М. Дуглас в работе «Чистота и опасность» [12] выделяет тело как базис любой символики: «все на свете символизирует тело, и тело символизирует все остальное <...> Тело служит моделью любой ограниченной системы, это источник символов для отображения других сложных структур» [13].

Тело рассматривается М. Дугласом в качестве символа общества и наделяется силами и опасностями, характерными для социальной структуры, воспроизводящимися в теле человека в меньшем масштабе. Социальная роль тела рассматривается

на примере шаманского ритуала, при помощи которого происходит урегулирование разобщенности и конфликтности между обществом и пациентом - основным участником ритуала. Осквернение тела рассматривается как отражение социальной симметрии или иерархии и взаимоотношений между полами. От наличия и поддержания телесной целостности напрямую зависит успех любого начинания, как военного, так и религиозного. Телесные ритуалы позволяют напрямую взаимодействовать с политическим телом общества, что дает возможность моделировать систему взаимоотношений социальной группы с внешним миром.

В границах этого направления одно из главных мест принадлежит фольклорно-этнографическим и семиотическим исследованиям. Анализ фольклор-но-этнографического материала в рамках семиотического подхода позволяет выявить знаково-сим-волический уровень «телесного» пространства культуры и его гендерной специфики.

Соотношение мужского и женского телесных начал и их проекция в традиционной культуре нашли отражение в энциклопедии «Мужики и бабы, мужское и женское в русской традиционной культуре» [14]. На фольклорном материале проанализированы взаимоотношения полов, половой символизм, распределение социальных, трудовых, репродуктивных ролей между представителями обеих полов. Обширный этнографический материал положен в основу исследования Н. Мазаловой [15], в котором рассматривается «народная концепция человеческого тела» и его места в славянской картине мира.

В представлениях русского народа человеческое тело обладает системностью: «Организм целостен, вместе с тем его органы могут существовать самостоятельно, так же, как природные стихии, образующие макрокосм» [16]. Важно заметить, что автор выделяет в системе человеческого тела, помимо внешних и внутренних элементов, такой элемент, как «жизненная сила», посредством которой тело совершает энергетический обмен с окружающей действительностью. С точки зрения функционирования «жизненной силы» тело «нечистого» (колдуна) рассматривается как сверхсистема по отношению к телу обычного человека. Сверхсистема обладает необходимостью в определенные периоды времени замены некоторых элементов своей системы. В то же время низшие божества выступают в качестве полусистемы, будучи лишенными возможности принимать человеческий облик [17].

В целом ряде исследований устанавливается система соотнесенности тела с иными доминантами фольклорно-мифологической модели мира, в частности с домом. Заслуживает внимания вписанность тела в пространство других кодов (растительных, зооморфных и т. д.), что позволяет описать развитие тела в координатах жизненного цикла:

зарождение системы, ускоренный рост, замедление роста, зрелость, затухание [18].

В качестве обобщающего исследования, представляющего все аспекты разработки данной темы в гуманитарных науках, можно назвать сборник материалов, обобщающий работу международного российско-французского симпозиума «Тело в русской культуре» [19].

Фольклорно-этнографическое направление, в рамках которого объединяется несколько подходов. Направление представлено классической работой Р. Барта «Система моды» [20] и историко-этнографической работой отечественных исследователей А. Байбурина и А. Топоркова [21], в которой рассматривается происхождение этикета, семиотика языка жестов и различных элементов человеческого тела в контексте этикета. В сфере данного направления можно выделить работы этнологов и фольклористов (С. Неклюдова [22], О. Седакову [23]), изыскания по материалам полевых исследований традиционной культуры [24], ряд работ, собранных в сборнике «Тело в русской культуре» [25].

Самостоятельными сферами исследований семантики тела и телесного пространства являются филологический и искусствоведческий аспекты обращения к проблеме тела и телесности и в целом художественной соматологии и ее роли как образа и системы концептов (Д. Биджмен «Человек как художественный образ» [26], И. Кон «Мужское тело в истории культуры» [27]).

Безусловно, в кратком обзоре невозможно осветить весь спектр исследований в обозначенной сфере, в том числе и зарубежных. Каждая культура создает свое отношение к тем или иным телесным практикам и к телу в целом. Истоки такого отношения заложены в мифологическом сознании, следы которого представлены в фольклоре того или иного народа. Тело, являясь древней знаковой системой, отраженной в традиционной культуре, наполняется многоуровневым символическим содержанием, представляя модель всего окружающего мира.

В то же время, как представляется, далеко не исчерпаны все возможности и подходы к исследованию семантики тела в традиционной культуре, главным образом в русской, в достаточной степени не проанализирован эмпирический материал, связанный с фольклорными текстами, что могло бы углубить наши представления о функционировании «телесного» кода в культуре.

Примечания

1. См. об этом Подорога В. Феноменология тела М., 1995; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1945; Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

2. Кон И. Мужское тело в истории культуры. СПб., 2005.

3. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984; Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки, 1992. № 1; Жаров А. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д, 1988; Аебедева А. В. Телесность как основание и феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006. С. 4.

4. Маслов Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты: дис. . д-ра фи-лос. наук. Саратов, 2005. С. 5.

5. Газарова Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ // http://telesnost.ru/psi/telo_i_teles-nost_psihologicheskii_analiz.htm

6. Быховская И. М. Телесность как объект социокультурного анализа. М., 1993.

7. См. Человек в зеркале наук. СПб., 1993.

8. Жаров А. В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности. Ростов н/Д, 2001. С. 1.

9. Эпштейн М. Философия тела. СПб., 2006.

10. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

11. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 2006; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

12. Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000.

13. Там же. С. 69.

14. Мужики и бабы, мужское и женское в русской традиционной культуре / под ред. И. Шанги-ной. М., 2005.

15. Мазалова Н. Состав человеческий. М., 2000.

16. Там же. С. 6.

17. Там же. С. 177.

18. Там же. С. 86.

19. Тело в русской культуре / сост. Г. Кабакова, Ф. Кон. М., 2005.

20. Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры. М., 2003.

21. Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. М., 2003.

22. Неклюдов С. Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М., 1998. С. 6-43.

23. Седакова О. А. Поэтика обряда: Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004.

24. Аар А. А. Шаманы и боги // http:// www.koob.ru/lar/ shamans_world

25. Тело в русской культуре. М., 2005.

26. Биджмен Д. Человек как художественный образ. М., 2005.

27. Кон И. Мужское тело в истории культуры. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.