ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ
РЕШЕНИЙ
Артем Игоревич Скляр - аспирант.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
Аннотация: внимание автора статьи направлено к обширному комплексу проблем телевизионной региональной культуры. В рамках конкретного региона, с точки зрения исследователя, недостаточно изученным представляется социокультурный потенциал и качество программ современного телевидения.
Ключевые слова: культура, телевидение, регион, Кубань.
В современном отечественном и зарубежном научном знании достаточно подробно и полно рассматриваются проблемы рекламных и информационных технологий, специфика и деятельность Public Relations, эффективность функционирования различных национальных телеканалов и др. В рамках социокультурного пространства региональное телевидение в настоящий момент нуждается в дальнейшем и осмыслении, и изучении, и анализе.
С нашей точки зрения, важнейших проблем телевидения Кубани много, перечислим их: речевой провинциолизм, культура общения на телеэкране, поведенческая культура, кадровая политика, творческий обмен (обратная связь), наличие/отсутствие творческого потенциала, «клонирование» центральных телеканалов, дефицит эфирного времени, нравственная цензура и мораль, власть на местах и творчество - «две вещи несовместные» и др.
Поясним, почему мы выделили эти проблемы и коротко дадим им характеристику. В частности так называемый, «речевой провинциолизм» на кубанских телеэкранах - это культура речи краевых телеведущих, гостей студии, участников различных шоу - программ, которая желает быть лучше. Ошибки самые распространенные и, сточки зрения культуры речи, самые простые: неправильные ударения, «съедание» окончаний слов и предложений, нечеткая логика построения фраз, кубанское «гэ», мягкий южно-российский говор. Поведенческая культура на телеэкране и культура общения телеведущих и гостей студии также страдают частыми жестикуляциями, или напротив «застывшей» фигурой, перебивкой речи и желанием слушать только себя и не слышать своих оппонентов.
Кадровой политике на региональном телевидении не хватает профессионализма, т. е. приглашать, учить, наконец, молодое и старшее поколение новым, прогрессивным формам преподнесения информации, современному содержанию и творческому подходу к каждой телепрограмме, телепроекту, телепродукту.
Еще в советское время на кубанском телевидении с центральными каналами существовал творческий и профессиональный обмен опытом (телеведущие, телеоператоры, телережиссеры проходили стажировку в Москве, Ленинграде и других городах СССР). К сожалению, эта традиция осталась в прошлом.
«Клонирование» телепередач - основная проблема регионального телевидения. В частности, на Первом национальном канале есть программа «ЖКХ», у нас тоже - «Все о ЖКХ», канал «Культура», у нас - «Территория культуры» и др. Возможно, кто-то скажет это хорошо. А где тогда творческий потенциал и творческая фантазия регионального телевидения?
Эфирное время телевизионных студий Кубани, к сожалению, очень ограничено. И это большой вопрос, который требует скорейшего разрешения на уровне администрации Краснодарского края.
Не секрет, что власть имущие иногда диктуют СМИ свои желания. Это проблема также присутствует и на региональном телевидении. Есть телепрограммы, которые на сто процентов негласно финансируемые высокими должностными лицами, отражают позиции мэров тех или иных малых городов Кубани.
Таким образом, рассматривая культуру регионального телевидения, мы пришли к выводу, что существующие проблемы нуждаются в непосредственном решении. Мы считаем, что телевидение Кубани является важным культурным образцом для зрителей, поэтому его качество телепродуктов должно быть безупречным.
Сведения об авторе:
Артем Игоревич Скляр,
аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Дом. адрес: 385130, Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, пос. Энем, ул. Октябрьская, 21/1 корп. 1 кв. 1
Сот. тел.: 8-962-86-05-286
Эл. почта: Артём Скляр [email protected]