Научная статья на тему 'Телевидение Казанского университета: итоги контент-анализа'

Телевидение Казанского университета: итоги контент-анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
243
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕКОМПАНИЯ «UNIVER TV» / СЮЖЕТ / ЖАНР / ОТЧЕТ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баканов Роман Петрович

В статье представлены итоги контент-анализа информационных передач телекомпании «Univer TV» Казанского (Приволжского) федерального университета за первый год ее деятельности. В результате исследования мы выяснили, что в «повестке дня» преобладали отчеты с официальных мероприятий, в которых принимал участие ректор вуза. Проблемы преподавателей и студентов не освещались. Мы сомневаемся в эффективности деятельности телевидения Казанского университета как инструмента формирования положительного мнения о вузе среди мировой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевидение Казанского университета: итоги контент-анализа»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Роман Петрович Баканов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИТОГИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

В статье представлены итоги контент-анализа информационных передач телекомпании «Птуег Т¥» Казанского (Приволжского) федерального университета за первый год ее деятельности. В результате исследования мы выяснили, что в «повестке дня» преобладали отчеты с официальных мероприятий, в которых принимал участие ректор вуза. Проблемы преподавателей и студентов не освещались. Мы сомневаемся в эффективности деятельности телевидения Казанского университета как инструмента формирования положительного мнения о вузе среди мировой аудитории.

Ключевые слова: Казанский (Приволжский) федеральный университет, телевидение, телекомпания «Цшуег ТУ», сюжет, жанр, отчет, аудитория.

В настоящее время в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КФУ) возрождено корпоративное телевидение. Оно не эфирное, поскольку вещает по двум каналам: во-первых, на официальнм сайте КФУ, во-вторых, на информационном канале ITV кабельной сети ТВТ, имеющей абонентов в крупных городах Татарстана. В связи с этим, потенциальная аудитория - все Интернет-пользователи в мире, понимающие русский язык и кому интересна жизнь Казанского университета.

Для публикации сюжетов на сайте КФУ сотрудниками университетского Центра информационных технологий было выделено несколько страниц. Первого декабря того же года в открытом доступе появился первый сюжет телекомпании о посещении университета делегацией Великого Национального собрания Турецкой республики [1]. Все сюжеты телекомпании «Univer TV» находятся в открытом доступе на странице http://www.ksu.ru/uni-vertv/video/video1.phtml. Каждый из сюжетов и все выпуски передачи «Univer news» можно скачать и просматривать их в любое удобное время вне зависимости от подключения компьютера к Всемирной сети.

Мы провели контент-анализ некоторых выпусков передачи «Univer news», опубликованных на сайте КФУ. В выборку исследования попали:

а) три самых первых передачи, датированных январем 2011 г.;

б) три выпуска, подготовленных и опубликованных в мае 2011 г.;

в) три выпуска, размещенных на сайте в декабре 2011 г. - январе 2012 г.

Выбирая выпуски разного периода подготовки, мы хотели выявить творческий рост ее сотрудников. Нас интересовало: в чем заключается цель работы телекомпании (только ли в том, чтобы в положительном ключе освещать деятельность администрации университета?) и каким образом творческие сотрудники телекомпании «Univer TV» понимали свои функции и реализовали их? Ведь в данном случае корпоративное телевидение, согласно классификации Д.А. Мурзина [2], в отличие от газеты «Казанский университет», выполняет функции вида «бизнес клиенту» (Ь2с), где под бизнесом понимается оказание образовательных, социально-бытовых, культурно-массовых, спортивных и некоторых других услуг потребителю (студенту) и изначально направлено на внешнюю - широкую и очень разную - аудиторию, которая расматривается в качестве объекта влияния.

Мы провели исследование, опираясь на следующие методы:

I. Контент-анализ девяти выпусков информационной передачи «Univer news», которая в первые месяцы функционирования телекомпании публиковалась на сайте один раз в неделю, затем - один раз в пять дней. Также был проанализирован первый сюжет телекомпании «Univer TV». Данный метод позволил выявить количественное соотношение сюжетов на различные темы: официальная хроника, социальная жизнь студентов, преподавателей и со-

трудников университета, культурная жизнь в КФУ, спортивное направление в университете, научные достижения преподавателей и студентов Казанского университета и т.д.

Контент-анализ осуществлялся по следующим критериям:

1. Тема и проблема сюжета.

2. «Повестка дня», формируемая университетской корпоративной телекомпанией.

3. Жанр сюжета.

4. Состав интервьюируемых.

5. Стиль подачи информации корреспондентами.

6. Качество операторской работы.

7. Соотношение видео и закадрового текста.

II. Метод текстуального анализа выбранных для исследования сюжетов. Данный метод позволил нам установить, во-первых, авторский стиль подачи информации корреспондентами; во-вторых, проанализировать качество видеоизображения; в-третьих, определить, в какой мере читаемый за кадром текст дополняет то,что зритель видит на экране; в-четвертых, получить представление о составе интервьюируемых - специалистов, которые в кадре выступают в качестве источников информации.

III. Метод сравнительно-сопоставительного анализа тематики сюжетов и творческого мастерства подготовивших их корреспондентов в процессе дальнейшего развития телекомпании «Univer TV», а также сравнения «повестки дня», формируемой в передаче «Univer news», с тематической палитрой, освещаемой в газете «Казанский университет».

Всего нами было исследовано 47 сюжетов информационной передачи «Univer news». Тематические направления в ее «повестке дня» распределились так:

- официальная хроника (встречи, поездки, приемы с участием ректора, президента или проректоров вуза) - 18 сюжетов (39 % общего количества сообщений);

- события научной жизни университета (достижения, мероприятия, открытия, открытие новых подразделений, юбилеи) -16 (34,8 %);

- культурно-массовая жизнь университета -5 (10,8 %);

- судьбы университетских людей - фронтовиков - 4 (8,7 %);

- другое (полезные советы психолога студентам, как избежать стрессов в сессию, и сюжет, посвященный перво годовщине работы телекомпании «Univer TV») - 2 (4,3 %);

- спортивная жизнь в КФУ - 1 сюжет (2,17%).

Мы также выявили, что в 30 сюжетах с учетом самого первого материала телекомпании «Univer TV» речь шла о событиях общеуниверситетского уровня (63,8 %), и в 17 случаях корреспонденты интересовались жизнью подразделений (36,2 %). К новостям о деятельности подразделений КФУ мы отнесли все сюжеты о мероприятиях, организаторами которых являлись сотрудники конкретного института или факультета, в которых не участвовал ректор или кто-то из проректоров вуза.

Несмотря на предусмотренные Программой развития и становления университетского телевещания на 2010-2015 гг. три передачи, выполненных в разных жанровых группах, сейчас регулярно готовится только одна, информационная, передача «Univer news», в которой в среднем за 15 минут рассказывается о событиях, произошедших в федеральном вузе. Два других проекта - «Вестник университета» (научно-популярный журнал о научных разработках университетских ученых) и «Лестница» (дайджест студенческой жизни других вузов Казани) - пока в проекте. В планах также начать вещание на татарском языке. Чтобы это реализовать, необходимо приобретение дополнительного оборудования и значительное расширение кадрового состава телекомпании. В настоящее время передача «Univer news» публикуется на сайте через каждые пять дней, и в ее подготовке заняты пять корреспондентов - старшекурсники отделения журналистики КФУ или только закончившие учебу. Технический персонал немногим больше. Думается, что решение о расширении программного вещания будет приниматься руководством вуза в зависимости от того, насколько эффективной получится информационная передача в плане формирования положительного имиджа КФУ в России и мире.

Проведенный нами контент-анализ девяти выпусков «Univer news», отобранных для исследования по принципу случайной выборки, показал скудность используемых корреспондентами жанров при освещении того или иного мероприятия. Подавляющее большинство занимали отчеты о протокольных мероприятиях с участием ректора Казанского университета (34 сюжета = 73,9 %). На втором месте со значительным отставанием идут заметки (10 = 21,7 %). Два раза нам встретились отчеты с элементами репортажа (4,3 %). Иногда в каче-

стве главных героев в сюжетах фигурировали презиент КФУ и проректоры. Затянутость таких работ по времени, многочисленные длинные синхроны руководителя вуза, монотонный закадровый текст, написанный официально-деловым стилем, кадры сидящих в зале людей, по нашему мнению, не способствовали проявлению у зрителей интереса к обсуждаемым в сюжетах темам. Как бы ни было важно мероприятие, отчет о нем не должен продолжаться 4-6 минут из средних 15 минут общего хронометража передачи! Это притупляет внимание, заставляет человека задуматься о переключении канала. Поэтому мы можем рекомендовать авторам таких материалов не пытаться сказать обо всем, а выделить главное направление и обстоятельно осветить его. О том, что осталось за кадром, можно поговорить в следующих творческих работах.

Мы считаем, что корреспондентам университетского телевидения нужно продолжать творческий поиск по повышению эффективности подачи информации. Необходимо расширять жанровый диапазон, не ограничиваться отчетами и заметками, вспомнить о репортаже, интервью, зарисовке. Из 47 изученных нами сюжетов мы не выявили ни одного репортажа! В трех материалах были его элементы, но этого

- мало. Мы также увидели всего одну зарисовку и блиц-интервью. Не забудем, что основная часть работников телекомпании «Цтуег ТУ»

- студенты отделения журналистики КФУ, которым нужно осваивать все три жанровых группы и совершенствоваться в репортерской работе. Пересказывать за кадром написанный пресс-центром университета пресс-релиз и давать подробный отчет о действиях ректора во время проведения совещаний - это не журналистика, а обслуживание власти, пусть и местной. Журналистом можно стать тогда, когда будешь искать эксклюзивную информацию, видеть детали, необычное в обычном, формулировать проблему и обращаться к специалистам за комментариями. Увы, ничего такого в работе кореспондентов университетского ТВ за хронологический период исследования отмечено не было. Главным ньюсмейкероом являлся ректор КФУ И. Гафуров, а других показывали, скорее всего, потому, что первое лицо вуза не успевал за несколько дней принять участие сразу в десяти мероприятиях. После просмотра сюжетов у нас сложилось ощущение, что целью университетской телекомпании является всестороннее освещение деятельности

руководителя учебного заведения, а остальных подразделений - по остаточному принципу. С точки зрения права собственности данная практика нам понятна: ректорат финансирует данный Интернет-проект. Но кто сказал, что подача информации должна быть скучной?

Как нам представляется, авторам сюжетов необходимо менять широко практикуемый ныне описательный подход в освещении мероприятий на проблемный. Портал, на котором публикуются сюжеты телекомпании, расположен на расстоянии двух кликов мышью от публикаций, подготовленных сотрудниками пресс-центра КФУ, и от портала редакции газеты «Казанский университет». Если учесть, что все три указанных нами канала коммуникации освещают за редким исключением одни и те же вузовские события, то формально конкуренция между редакциями существует. Телевизионщикам надо стараться искать пути отстройки от коллег, ведь у печатных или Интернет-СМИ всегда найдется место для писания подробностей события. В визуальном канале коммуникации лишние 30 секунд могут перечеркнуть все старания репортера: как только зритель почувствует, что ему стало скучно, он либо перестанет смотреть передачу, либо переключит свое внимание на что-то более актуальное. В итоге те сведения, которые хотел донести журналист, аудитория не получит.

Мы уверены: выявление и формулировка проблем, обсуждающихся в ходе каждого мероприятия, поможет корреспонденту стать обладателем эксклюзивной информации, которую не освещали пресс-центр или газета «Казанский университет». Именно с такими данными и следует работать, раскручивая их, обсуждая с собеседниками, сопоставляя с другими фактами. Причем критиковать руководство вуза не обязательно, можно сюжеты сделать интересными и на позитиве.

Если этого не будет, то сюжеты университетской телекомпании, как и сейчас, будут смотреть несколько десятков человек. Телевидение - мощное информационно-пропагандистское оружие. Одной из задач деятельности «Цтуег ТУ» является привлечение внимания абитуриентов к Казанскому университету, сделать так, чтобы сюда поступали ребята со всей России. Привлечение абитуриентов дело сложное, комплексное, одна из составляющих которого - интересные передачи корпоративного ТВ.

Считаем, что в центре внимания корреспондентов должен быть человек. Не должностное

лицо, как сейчас (поскольку ректор и его заместители ведут представительскую работу в силу своего положения), а персона, увлеченная своим делом. Например, добившиеся результатов ученые, преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты. Университет славен своими многочисленными традициями, которые поддерживаются энтузиастами не по указанию сверху (хотя такое тоже бывает), а по велению сердца. Уважаемые журналисты телевидения КФУ, расскажите об этих людях, выясните, почему они работают в университете, чему посвящена их деятельность, какой вклад они вносят в развитие подразделения, в котором трудятся... Представьте нам многочисленные истории успеха конкретных людей, возможно, их повествования заинтересуют молодых. Образование и наука во многом зиждятся на отношениях «учитель-ученик». Так пусть герои ваших сюжетов станут моральными авторитетами для сегодняшних школьников!

Этого можно достичь без больших усилий. Главное - следует еще до съемок четко определить для себя цель и задачи будущего материала. Репортеру нужно также эффективнее работать с оператором: не бросать его во время работы, а подсказывать, что должно быть зафиксировано, какие детали необходимы, с какой стороны лучше снять собеседника. В изученных нами сюжетах часто чувствовалось, что кореспондент работал сам по себе.

Коллектив телекомпании «Univer TV» хорошо выполняет функцию информирования аудитории о многочисленных мероприятиях разного характера, происходящих в Казанском университете. Но зритель в исследованных нами информационных выпусках получал тольку ту точку зрения или взгляд на ситуацию (проблему), которая была выгодна ректорату вуза, то есть учредителю корпоративного медиа. Другие позиции не были представлены. Такой подход к освещению мероприятий, часто с участием первого лица вуза, дает нам основание говорить о реализации идеологической функции. Как мы увидели, главным героем каждого выпуска информационной передачи «Univer news» являлся ректор КФУ, деятельность которого оценивалась корреспондентами исключительно с положительной стороны. Коммуникативные посылы аудитории мы можем сформулировать так: «Ректор КФУ И. Гафуров - эффективный менеджер», «Ректору КФУ по силам решить любую проблему ради процветания университета», «Ректор КФУ тру-

дится почти круглосуточно для того, чтобы сотрудники и студенты университета работали и учились в отличных условиях». Получается, что корпоративное ТВ за хронологический период нашего исследования под видом информирования о важных мероприятиях занималось «раскруткой» персоны И. Гафурова. В пользу данного вывода говорит то, что сюжеты с его участием редко продолжались менее трех минут, и его речи много цитировались. Но этот пиар осуществлялся банально: по принципу чем больше времени на экране, тем лучше.

Также отметим учебно-образовательную функцию телекомпании. Ее сюжеты готовили старшекурсники отделения журналистики КФУ под руководством опытных журналистов, набираясь опыта оперативных выступлений по тому или иному информационному поводу. Девять изученных нами информационных выпусков передачи «Univer news» позволили сделать вывод о том, что творческий потенциал у корреспондентов есть. Их удачи заметны. Теперь нужно, чтобы ребята совершенствовались постоянно, а не эпизодически. Для этого должны быть условия: расширен штат кореспондентов, привлекая больше студентов журфака, обучающихся по специализации «тележурналистика»; организованы творческие конкурсы среди сотрудников телекомпании на лучший материал месяца (квартала, семестра, года); создана система регулярных кратковременных стажировок в тех редакциях вузовского телевидения, где данный вид корпоративного медиа давно развивается (например, в Уральском федеральном университете или Южно-Уральском государственном университете). Наконец, разрешать сотрудникам пробовать себя в различных жанрах журналистики, в том числе и в аналитических: комментарий, микрорецензия, обозрение, и давать время на подготовку материалов.

Мы считаем, руководителю телекомпании не следует с головой погружать своих корреспондентов в рутину освещения многочисленных университетских событий, поскольку такая практика постепенно убивает творческий подход, пресекает инициативу и - главное -формирует представление молодого человека о журналистике исключительно как о сфере услуг, которая освещает деятельность власти, пересказывая ее соображения, но не замечая социальных проблем. Такого подхода допустить нельзя. Авторам сюжетов следует постоянно думать над тем, какими средствами они будут привлекать внимание аудитории и

превращать каждого человека в постоянного зрителя «Univer news». Эта сложная работа требует постоянной собранности, нестандартных решений и оперативности. Как нам представляется, положительный имидж учебного заведения формируется не только и не столько за счет регулярного освещения деятельности ее руководителя, но, прежде всего, коллектива его сотрудников, производящих знания.

Познавательная, интегрирующая и коммуникативная функции в изученных нами передачах были представлены, увы, слабо. О достижениях преподавателей, сотрудников и студентов КФУ если и говорилось, то эпизодически и гораздо в меньшем объеме, чем сообщалось о деятельности ректора. У зрителя, который никак не связан с Казанским университетом, могло сложиться впечатление, что, в основном, из многотысячного коллектива учебного заведения работает исключительно его руководитель.

Мепроприятия университетских подразделений, конечно, освещались, но главным образом их организаторами были факультеты и институты прежнего КГУ. О жизни присоединенных учебных заведений хотелось бы знать гораздо больше. Чтобы персонал бывших Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и Казанского государственного финансово-экономического института почувствовал себя членами большой и дружной университетской семьи (как это декларируется руководством федерального вуза на многочисленных мероприятиях), на наш взгляд, необходимо постоянное, то есть в каждой передаче, освещение их информационных поводов.

Телекомпания «Univer TV» в 2011 - середине 2012 гг. не заботилась обеспечением обратной связи со своей аудиторией. Это очень важно. Современные информационно-коммуникативные технологии представляют возможности для изучения состава аудитории, ее места расположения, а также получения отзывов и пожеланий зрителей. Да, под каждым опубликованным на портале телекомпании сюжетом Интернет-пользователю предоставлялась

возможность его комментирования. Однако наш мониторинг реплик показал, что зрители высказывались крайне редко. Все комментарии положительные. Мы считаем, что сложившуюся практику можно назвать мнимой интерактивностью. Разве модераторы официального сайта КФУ допустят негативные реплики? Коллективу редакции необходимо создавать специальные группы в социальных сетях, нести свой творческий продукт студентам, искать там новые темы для материалов, выявлять оперативную реакцию на каждую передачу или сюжет, не бояться критики, реагировать на нее достойно, учитывать конструктивные замечания и предложения. Словом, делать корпоративное телевидение для зрителя и совместно с ним.

Исходя из изложенного выше, мы считаем, что за хронологический период нашего исследования телевидение Казанского (Приволжского) федерального университета представляло собой масс-медиа, эффективность которого с творческой стороны вызывает сомнения. Пока это лишняя трата денег со стороны администрации КФУ, поскольку от своих коллег - сообщений пресс-центра и редакции газеты «Казанский университет» - контент «Univer TV» отличается только наличием видео. Чтобы проект стал действительно инструментом формирования положительного имиджа федерального университета в России и мире, необходимы большие совместные усилия администрации вуза, его отделения журналистики и коллектива телекомпании.

Список литературы

1. Курбанова, Д. КФУ посетила делегация Великого Национального собрания Турецкой республики. [Электронный ресурс] / Д. Курбанова. - Дата публицации на сайте 01.12.2010. -URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/vi-deo/video1. phtml?uniq=1.

2. Мурзин, Д. А. Феномен корпоративной прессы [Текст] / Д. А. Мурзин. - М.: Хроникер, 2005. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.