Секция 7. Педагогика
является всестороннее развитие детей, при усилении личностной направленности воспитания и обучения. В практике английских дошкольных учреждений активно используются методы М. Монтессори [6].
Профессиональные стандарты для педагогов, в том числе для воспитателей (Professional Standards for Teachers), разработанные Департаментом образования и Агентством по подготовке и развитию педагогических кадров (TDA), используются в Англии с 1998 г. На протяжении десятилетия эти документы неоднократно уточнялись (последняя версия — 2007 г.)
Особенностью стандартов для учителей в Англии является то, что к ним прилагается руководство, которое обеспечивает процедуру выявления сформированное™ профессиональных компетенций и предполагает взаимосвязь требований стандартов. Согласно требованиям стандартов, каждый вуз обязан: разработать программу курса обучения, содержание которой обеспечит достижение стандарта для получе-
ния статуса квалифицированного учителя; оценить сформированность каждой из компетенций стандарта; подготовить каждого студента к преподаванию на двух основных ступенях Государственного учебного плана; предоставить возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей студентов; ознакомить всех студентов с требованиями стандарта и помочь им выстроить образовательный маршрут оптимально, чтобы все требования стандарта были выполнены; организовать партнерство со школами и детскими садами и совместно осуществлять подготовку и оценивание детей; координировать теоретическую подготовку в вузе с практической на рабочем месте.
На наш взгляд, именно в этот период были заложены основы практико-ориентированной модели подготовки будущих специалистов на рабочем месте, которая играет ведущую роль в современном высшем профессиональном образовании страны.
Список литературы:
1. Жарикбаев К. Б. История развития педагогической мыслив Казахстане.- Алма-Ата, 1968.- 167 с.
2. Баймуратова Б. Б. Дошкольным учреждениям Казахстана- 60 лет//Бастауыш мектеп.- 1980.-№ 3
3. Джадрина М. Ж., Байжасарова Г. З. Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат. Алматы. 2006.- 255 с.
4. Жундрикова С. В. Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР (1917-1941 гг.). — М.,2006
5. История дошкольной педагогики в России\Под ред. С. Ф. Егорова, Хрестоматия.- М., 1999
6. Gillard D. Education in England: a brief history.- 2012 (электронный ресурс)
Ishkova Elena Ivanovna, Eletski State University IA Bunin, assistant preschool department and correctional pedagogy
E-mail: [email protected]
Television as a component of the educational activities of preschool children
Abstract: the article describes the capabilities and features ofthe television as a component ofthe educational activities ofpreschool children. The article provides guidelines for the parents for the organization ofwatching TV in the family. Keywords: Television, preschool child, information, TV culture.
Ишкова Елена Ивановна, ассистент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И. А. Бунина E-mail: [email protected]
Телевидение как компонент образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Аннотация: в статье раскрываются возможности и особенности телевидения как компонента образовательной деятельности дошкольника, даются методические рекомендации родителям для организации просмотра телепередач в семье.
111
Section 7. Pedagogy
Ключевые слова: телевидение, дошкольник, информация, телевизионная культура.
В соответствии с Федеральным законом (статья 64) «Дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
В период с 2004 по 2013 г. под патронатом Министерства образования и науки РФ неоднократно были проведены семинары экспертов по российскому детству. Одной из целей являлось — создание методов профессионального контроля детского телевидения, наполнением его образовательным содержание, так как за последние 10-15 лет в современном мире произошли существенные изменения, затронувшие все сферы жизни. Нарастающая информационная нагрузка, преобразования традиционных каналов социализации, общее ускорение темпа жизни — все это не могло не отразиться на детях. Сегодня дети с легкостью пользуются сложнейшими техническими устройствами, растут и развиваются в условиях расширенного информационного пространства и нового типа взаимодействия социальных институтов. Детское телевидение стало таким же глобальным, как и мировая экономика.
В настоящее время большинство детей получают дошкольное образование в семье. В этой связи возникает необходимость изучения роли семьи в использовании телевидения как компонента образовательной деятельности детей. И здесь следует говорить о той роли родителей, которую они должны играть в ограничении негативных воздействий этих средств воспитания на детей. «Родители, — как записано в упомянутом выше документе, — должны обеспечить правильный отбор телевизионных программ для детей, и в связи с этим в соответствии со статьёй 64 Федерального закона «имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
В настоящей статье покажем, какова роль телевидения в семейном воспитании.
Средства массовой информации по выполняемым функциям являются социальными институтами, обе-
спечивающими духовное, нравственное, воспитательное и образовательное становление подрастающего поколения [11].В ряду разнообразных средств массовой информации немаловажная роль принадлежит телевидению, оно привлекает: яркими красками, ритмичной музыкой, броскими фразами, неожиданными анимационными эффектами. Благодаря названным характеристикам телевизионные программы надолго сохраняются в памяти, формируют у дошкольника знания о социальной действительности. Однако следует заметить, что воздействие телевидения на детей не изученная проблема, хотя попытки в решении имеют место в современной науке.
Итак, известный итальянский детский писатель и журналист Джанни Родари считал, что «порой не знаешь, чему учится ребёнок, сидя перед экраном телевизора. Никогда не следует недооценивать способность ребёнка творчески реагировать на увиденное» [8].
Н. В. Рыжова освещая проблему телевидения, рассматривает рекламу, как часть образовательной деятельности дошкольников, как особый жанр искусства, которому присущи такие характеристики как краткость, образность, «привлекательность». Она подчёркивает, что «словесная» часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчёркивая их «афористичность, краткость ». По её мнению, рекламные ролики привлекают внимание детей, и «вряд ли запретами в её просмотре можно чего-то достигнуть» [8].
Н. М. Казаковой был сделан вывод о том, что «уже в дошкольном возрасте реклама вызывает у детей большой интерес и может быть воспринята как явление социальной жизни и использована как средство экономического воспитания» [4].
В. Д. Сыч, С. Р. Фейгинов, Э. Флеминг, считают, что телевизионная информация воспринимается и усваивается лучше печатной и устной, и дольше сохраняется в памяти дошкольника. Это связано с тем, что во время просмотра телепередач, телевизионной рекламы у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, с ранее приобретёнными знаниями, с явлениями реальной жизни, как результат, познавательная деятельность органически переплетается с эмоциональной, что и способствует созданию целостного представления об увиденных предметах и явлениях. Запас этих представлений значительно обогащается ещё и в связи с тем, что изо-
112
Секция 7. Педагогика
бражение всегда подкреплено словом, что приводит к большей устойчивости образа в сознании [8].
Исследования В. Д. Сыч показали, что если в телепередачи воссоздана обстановка жизненной среды, определённых ситуаций, близких пониманию ребёнка, то при её восприятии он заряжается мыслями, чувствами, переживаниями героев, и «входит» в эти образы, творчески отражая их в играх [9].
О. Маховская в своей статье «Проблемы психологического обоснования и экспертизы содержания телепрограмм для дошкольников », отмечает, что «все большее число детей растут (живут, взрослеют, развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров, таким образом, последнее поколение получило название «экранного». Экран становится основным проводником ребенка в мир, диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых еще нет критического отношения к миру. Обучение построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. Как и герои большинства мультфильмов и фильмов, содержащих элементы эксцентрики и преувеличений, дети приобретают повышенную возбудимость, синдром гиперактивности, зависимость от внешних факторов, готовность отвлечься от первоначального замысла. Дети привыкают воспринимать информацию c экрана «в чистом виде», без переживаний и сопротивления, без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров.Они растут холодными и равнодушными — такими, какими сегодня являются телевидение и компьютерный мир» [5, 83-91].
Как свидетельствуют приведённые выше высказывания исследователей, для детей дошкольного возраста телевидение выступает источником достоверной информации о реальном мире и его функционировании, а так же как явление, которое может нанести значительный ущерб как физическому так психическому здоровью дошкольника.
В то же время, по статистическим данным, за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые воспринимают только зрительную информацию, а слуховую воспринимают слабо. Кроме того доказано, что в общении с другими детьми они часто испытывают затруднения, это объясняется тем, что во время просмотра телепередач ребёнок не задействует механизмы активной речи, он только слушает, а это негативно влияет на развитие речи детей.
Авторами отмечается ещё одна негативная сторона телевидения: передачи построены стереотипно, что не побуждает ребенка развивать творческие способ-
ности, дошкольник не учится мечтать и фантазировать, играть в ролевые игры со своими сверстниками, что способствует деперсонализации. Размножились и потеряли свою особость персонажи кино. Сказочные герои и предпочтения детей 30 лет назад были понятны. Силы Добра и Зла олицетворялись однозначно, и ролевые игры превращались в игры в «своих» и «чужих». Сегодня дети ориентируются не на поступки героев, а на их внешность. Их занимают не хорошие, добрые герои, которые совершают достойные поступки, а красивые и «навороченные» («богатые и успешные»). С экрана, как и из жизни, исчез целый ряд важных ценностей, которые позволяли оптимистично смотреть в будущее: дружба, взаимопомощь, творчество. Современное телевидение меняет образ жизни ребенка [5].
В нивелировании отрицательного влияния телевидения на детей особая роль принадлежит родителям. Замечено, что родители все меньше уделяют времени детям: в среднем у матери для разговора с ребенком остается примерно двенадцать минут в день, тогда как перед телевизором дети проводят по несколько часов в день [2, 37-39].
Английский логопед Салли Уорд в результатах десятилетних исследований установила, что 20% детей к девяти месяцам отстают в развитии, если родители пользовались телевизором, как нянькой. Но, если они ограничивали телевизор и начинали усиленно общаться с ребенком, то малыш мог нагнать своих сверстников всего за 4 месяца.
Современная дошкольная педагогика рекомендует ограничить просмотр телевизора, для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть не более 1 часа, для школьников — до 2 часов в день.
В качестве же компенсации уменьшения времени просмотра телевизора можно рекомендовать: совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка.
Необходимо создать ребенку как можно более благоприятные условия для творческих игр, приобретения живого чувственного опыта и энергичной активности в разнообразных видах деятельности. Главное — разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности.
Родителям можно порекомендовать по руководству детьми за просмотром телепередач следующее:
— обсуждение увиденного на экране с выделением существенного, значимого в содержании телепередачи;
— побуждение детей к собственным оценкам и суждениям по просмотренным материалам;
113
Section 7. Pedagogy
— стимулирование у детей интереса к переносу полученных знаний в различные виды детской деятельности (игровую, конструирование, рисование, аппликацию и т. п.).
При правильном руководстве просмотром телепередач со стороны взрослых телевидение приобретает позитивную роль: ребенок «впитывает» новую информацию, знакомится с разнообразными видами искусств, получает эстетическое, нравственное, умственное воспитание, у него формируется способность ориентироваться в окружающем мире.
Вышесказанное позволяет сделать вывод: на сегодняшний день несформированность телевизионной культуры у детей, является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, её отсутствие не позволяет детям сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, формировать вывод из увиденного. Правильному восприятию телевизионного искусства нужно учить так же, как и восприятию произведений музыкального и художественного творчества. Главное это чёткий и продуманный контроль со стороны взрослых.
Список литературы:
1. Авдеева, Н. Н., Фоминых, Н.А Психологическое воздействие телерекламы на детей//Психологическая наука и образование. 2004.-№ 4. [Электронный ресурс].
2. Балаховская, Т. Н. Три назначения мультимедиа//Компьютер пресс. 1995. - № 2.- С. 37-39.
3. Бойко, Е. И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии//Советская педагогика. 1955. - № 1 - С. 41 -54.
4. Казакова, Н. Мы любим рекламу!//Обруч. 1999. -№ 1. -С. 29-30.
5. Маховская, О. Проблемы психологического обоснования и экспертизы содержания программ для до-школьников//Дошкольное воспитание.2010.-№ 12.- С. 83-91.
6. Мишанина, В. И. Развитие познавательной активности дошкольников средствами телевидения в условиях семьи//диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1996. - 152 с. [Электронный ресурс].
7. Подковко, Е. Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты//Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс].
8. Рыжова, Н. Играем в. рекламу//Обруч. 1998. - № 3. -С. 28-29.
9. Сыч, В. Д. Технические средства обучения в детском саду//Книга для работников дошкольных учреждений. - М., 1989 г. -С. 95.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»/Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-на-Дону, 1995.С.-275.
Ilakavichus Marina Rimantasovna, Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education (St. Petersburg), candidate of pedagogical sciences, senior researcher E-mail: [email protected]
Multi-age practices cultural practice of non-formal education as an environment of personal development of adult
Abstract: The article examines the effects of multi-age educational communities non-formal education are important for personal development adult. The problem is considered in the context of the task of consolidation of modern society, the establishment of cultural continuity.
Keywords: non-formal education, adult education, personal development, multi-age community, cultural continuity.
114