Научная статья на тему 'Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания'

Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2553
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / НОВОСТИ / КРУГЛОСУТОЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ / ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ 24" / MASS MEDIA / TV BROADCASTING / NEWS / 24-HOUR INFORMATION TV-CHANNELS / INTERNET / "RUSSIA 24" TV-CHANNEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алиева Марьян

Новые технологии качественно изменили возможности участников коммуникационного процесса. Современные новости неразрывно связаны с интернет-пространством. Статья описывает процессы, положенные в основу современной концепции новых медиа, такие как интерактивность и принадлежность новых медиаресурсов к сетевому пространству. Особое внимание уделяется активной роли новой медиааудитории в реализации данных моделей. В условиях глобализации появляется потребность не только в получении отдельно взятого информационного сообщения, но и в знании всего информационного контекста. Зритель сегодня желает иметь возможность получать отчет об интересующих его событиях в режиме онлайн. Это стало причиной создания круглосуточных информационных телеканалов. Особенностям таких телеканалов посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Russia 24” TV-Channel as a stage of development of information broadcasting

New technologies have changed the qualitative ability of communication process participants. Modern news inseparably linked to Internet. The article describes interactivity and networking as crucial processes forming the new media concept. Special attention is drawn to the active role of new media audience in implementing these media models. In a globalizing society demand for information and the value of the information context are greatly increasing. The viewer wants to get the product that interests him online. That was the reason for creation of 24-hour information channels. Special features of such channels are the subject of the article.

Текст научной работы на тему «Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания»

М.М. Алиева

ТЕЛЕКАНАЛ «РОССИЯ 24» КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ

Новые технологии качественно изменили возможности участников коммуникационного процесса. Современные новости неразрывно связаны с интернет-пространством. Статья описывает процессы, положенные в основу современной концепции новых медиа, такие как интерактивность и принадлежность новых медиаресурсов к сетевому пространству. Особое внимание уделяется активной роли новой медиааудитории в реализации данных моделей. В условиях глобализации появляется потребность не только в получении отдельно взятого информационного сообщения, но и в знании всего информационного контекста. Зритель сегодня желает иметь возможность получать отчет об интересующих его событиях в режиме онлайн. Это стало причиной создания круглосуточных информационных телеканалов. Особенностям таких телеканалов посвящена данная статья.

Ключевые слова: СМИ, телевещание, новости, круглосуточные информационные телеканалы, Интернет, телеканал «Россия 24».

Информационные потребности современного телезрителя

Сегодняшние темпы жизни общества таковы, что порождаемый ими информационный поток уже невозможно уместить в рамках отдельных новостных выпусков, выходящих на каждом из каналов с перерывами в несколько часов. Востребованные зрителями материалы зачастую просто вытесняются за рамки отведенного на информационные выпуски времени в силу особенностей верстки традиционных телеканалов.

© Алиева М.М., 2012

М.М. Алиева

В условиях глобализации жизни общества резко возрастает спрос на информацию и появляется потребность не только в получении отдельно взятого информационного сообщения, но и в знании всего информационного контекста. Зритель сегодня выбирает не просто отдельные выпуски новостей на том или ином канале, но и желает иметь возможность получать отчет об интересующих его событиях в режиме онлайн в любую удобную для него минуту. Сегодня вряд ли можно представить себе человека, который станет ждать очередного информационного выпуска, чтобы узнать какую-либо новость. Традиционные универсальные телеканалы перестали удовлетворять потребностям наиболее продвинутой части аудитории, поскольку «жесткая» верстка вещания не позволяет сообщить о событии в тот момент, когда оно происходит. «Мы наблюдаем значительное снижение качественной аудитории во всем мире. <...> Эти люди готовы воспринимать высокого качества художественный продукт, но у них либо нет времени смотреть телевизор, либо у телевидения в группе их интересов слишком высокая конкуренция», - сказал об этом явлении генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, выступая на международном телевизионном рынке М1РСОМ в октябре 2011 г.1 По его словам, если классическим каналам не удастся удержать значительную часть такой аудитории, телевидение останется в зоне внимания «не очень молодых, не очень образованных и не слишком обеспеченных людей». Причину таких результатов объясняют Е. Вартанова и С. Смирнов: «Разочарование образованного и обеспеченного российского зрителя в программах федеральных телеканалов, предлагающих неограниченный поток развлекательных программ, становится первой очевидной тенденцией, вызывающей опасения бурно развивающейся медиаиндустрии»2. Если экстраполировать выводы К. Эрнста на нишу информационных программ, именно это и стало причиной ухода молодой части зрителей в Интернет и появления круглосуточных информационных телеканалов, у которых была бы возможность развернутой подачи информации с максимальной скоростью в качестве ответной реакции на потребности аудитории.

Путь развития: Интернет

От очевидных и правильных размышлений про миф, в котором нуждаются фрагментарное восприятие и рассеянное сознание современного зрителя, К. Эрнст в своей речи на М1РСОМ-2011 при-

Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания

шел к выводу, что, в конечном итоге, Интернет все же не может дать пользователю то качество, которое предоставляет телевидение: «Индивидуальный юзер способен сообщать факты, создавать любопытные тексты, выкладывать видео, но не способен создавать качественный и значимый аудиовизуальный контент, который может заинтересовать десятки и сотни миллионов людей. Подавляющая часть наиболее смотрибельного контента в Интернете создается классическими командами киностудий, телеканалов и производящих компаний. Это глубоко коллективный труд»3. На мой взгляд, основной ошибкой К. Эрнста, приведшей к ложному умозаключению, является мысль, что контент может существовать только в привычной форме - в его представлении это некий аудиовизуальный ряд, «упакованный» в телеформат. Для интернет-пользователей же контентом может считаться что угодно. Интернет - такой же таймкиллер, как и телевизор. И в части контента телевидение борется не со скачанным сериалом или теми же новостями, но взятыми из других источников, а с фотоальбомами в социальных сетях и всевозможными блогами. Например, сервис ми-кроблогов Twitter уже зарекомендовал себя как источник информации во время беспорядков в августе 2011 г. в Великобритании. Участники уличных акций не только узнавали последние новости, но и координировали свои действия путем обмена записями в ми-кроблогах, зарегистрированных на этом сервисе.

«Медиаэкономисты уже в 1950-х гг. пришли к выводу: главный ресурс, которым аудитория расплачивается за СМИ в процессе их потребления, - это ее время. <...> Важнейшей особенностью взаимодействия аудитории и СМИ является тот факт, что большая часть медиасодержания потребляется аудиторией в часы досуга»4, - пишут Е. Вартанова и С. Смирнов. Пользователь тратит свое время на то, что ему интересно, и это не всегда вписывается в какой-то формат. Что касается источников информации, разнообразие выбора российской аудитории СМИ растет. Россияне все активнее используют сразу несколько средств массовой информации.

Конкуренты Интернета

«Несладко приходится телевидению широкой направленности (универсальным каналам), которое постепенно уступает место нишевым, узким, специализированным, преимущественно кабельным каналам. Это связано с тем, что постепенно индивидуальная

М.М. Алиева

активная интернет-модель потребления вытесняет модель "пассивного смотрения"»5, - считает И. Кирия. По его мнению, зритель становится пользователем, который больше ориентируется в информации и все больше знает, что он хочет. Аудитория все чаще ориентируется на те виды СМИ, которые дают ей четкое представление о собственной тематической направленности и возможность выбрать, и все меньше - на те, суть полезности которых ей непонятна. Однако не все нишевые каналы могут удовлетворить потребность в формировании картины мира и повестки дня. Благодаря универсальным телеканалам в сознании зрителя программируются и формируются модели социального поведения, что и становится решающим фактором для самоопределения.

Федеральные телеканалы отличаются от своих собратьев и других средств массовой информации охватом и популярностью, а также объемом потенциальной аудитории и влиянием. «Телевидение пока остается главным источником информации по всем сферам жизни, причем любого масштаба. <...> Трудно сказать, какое время понадобится для того, чтобы Интернет занял нынешнее место телевидения в массовом потреблении массовой же инфор-мации»6, - утверждает И. Фомичева. Сегодня падает потребление печатных СМИ, радио и телевидения широкой направленности и растет доля потребления интернет-СМИ, мобильных сервисов и кабельного телевидения. Как показывают последние данные медиаизмерителей, россияне, у которых есть доступ в Интернет, смотрят телевидение в среднем на полчаса в день меньше, чем те, кто не пользуется Сетью (TNS TV Index, февраль 2009). Согласно исследованию группы «ЦИРКОН», проведенному в IV квартале 2009 г. по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, самым популярным СМИ в стране является телевидение. «Лишь один человек из ста заявил, что вообще не смотрит телевизор, в то время как 85% смотрят его каждый или почти каждый день. Около 60% россиян смотрят телевизор, чтобы быть в курсе событий и расслабиться, 8% - по привычке, 16% - от скуки, а 13% включают его "для фона"»7. При этом ради конкретной программы, то есть осознанно, телевизор включает менее трети россиян.

Среди прогрессивной части аудитории стало модно вообще не иметь дома телевизор. Однако при этом нельзя говорить о враждебной настроенности пользователей сети Интернет по отношению к контенту и политике федеральных каналов как о причине увеличения среднего возраста аудитории телевещания и сниже-

Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания

нии интереса к нему со стороны молодежи. По данным аналитической компании TNS, которая проводит ежемесячный мониторинг более 300 проектов Сети, сайт «Вести.Ии», входящий в государственный холдинг ВГТРК, с марта 2009 по март 2010 г. продемонстрировал рост ежедневной аудитории на 223% . Таким образом, он стал лидером по этому показателю среди 15 наиболее посещаемых сайтов российского сектора Интернета. Вероятно, эти цифры можно объяснить тем, что зрителю легче доверять проверенному поставщику новостей, поскольку удостоверение в истинности на основе кругового поручительства не набрало достаточную силу -пользователь не до конца верит непроверенной информации, полученной из социальных сетей.

Концептуальные подходы иностранных круглосуточных каналов новостей

Специфика вещания новостных телеканалов заключается в подаче новостей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, круглый год. Это позволяет освещать события, которые редко попадают в эфир традиционных каналов. Феномен прямого новостного вещания заключается в одновременности реального события и восприятия его зрителями, что значительно усиливает воздействие телевизионных образов на аудиторию.

Для определения базовых принципов построения и функционирования круглосуточных информационных каналов был исследован мировой опыт информационного вещания. Были рассмотрены наиболее успешные глобальные телесети новостей: CNN International, BBC World и Euronews.

Пионером круглосуточного информационного вещания стала телекомпания CNN (Cable News Network - дословно «кабельная сеть новостей»), основанная в 1980 г. Тедом Тернером. Основными принципами работы CNN являются круглосуточное вещание, построение эфира на основе 15-минутных новостных блоков, эксклюзивное освещение важных событий, проведение телемостов между международными информационными центрами.

На канале CNN гибкая верстка: в случае возникновения новостного события программы прерываются и на первый план выходят экстренные выпуски новостей. Концепция непрерывной информации, впервые примененная на CNN, заключается в трансляции в режиме реального времени изображения с места события, чтобы зрители могли почувствовать происходящее и испытать

М.М. Алиева

ощущение личного присутствия. Мгновенная передача информации подразумевает исключение фальсификаций.

Принцип вещания CNN стал образцом для ее последователей: международные новости круглые сутки в режиме реального времени с максимальным включением репортажей с места событий.

Второй крупнейшей информационной сетью в мире является BBC World News.

По сути ВВС World News - это дайджест новостных программ, которые производит штат международной телеслужбы, а также ресурсы ВВС News и программы, транслирующиеся на общественных каналах ВВС. Информационный телеканал полностью соблюдает стандарты Британской вещательной корпорации. Один из основных критериев вещания BBC World News - отделение фактов от комментариев: «Факты священны, комментарий волен»8. Новостные репортажи выстроены таким образом, чтобы аудитория сама смогла сделать выводы из полученной информации. Все суждения репортеров должны исходить исключительно из фактического материала.

Для стиля работы BBC характерна также ставка на аналитические программы, которые являются визитной карточкой BBC: в студию приглашаются всевозможные эксперты, политики, дипломаты, проводятся телемосты.

Вслед за BBC World в 1993 г. на международном рынке информации появилась телесеть новостей Euronews, которую часто называют «аналогом» CNN. Однако это не совсем верно, так как у этого телеканала иной формат: круглосуточное вещание Euronews ведется из французского Лиона с идентичным видеорядом для всех стран вещания, но на разных языках (английском, арабском, итальянском, испанском, немецком, португальском, русском и французском). Euronews позиционирует себя как единственный телеканал, освещающий мировые события с «европейской точки зрения».

Многоязычность вещания - важнейшее преимущество Euronews в центрально- и восточноевропейском регионе, где, по данным EMS9, 54% деловых и политических лидеров не владеют английским языком на достаточном для просмотра англоязычных телеканалов уровнем. С осени 2001 г. Euronews является единственным международным информационным телеканалом, вещающим в российском эфирном диапазоне, фактически не сталкиваясь на территории России и других стран СНГ с конкуренцией других международных информационных вещателей.

Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания

Подводя итог в исследовании глобального новостного телевещания, можно сделать несколько выводов. Первый: возникновению специализированных каналов способствовало разделение телевещания на тематические ниши. Второй: со временем появились и целые глобальные телесети новостей - телеканалы круглосуточного вещания на крупные регионы мира, специализирующиеся на подаче важнейшей информации о событиях на планете в режиме реального времени. Лидером глобального новостного вещания на сегодняшний день остается телекомпания CNN. Третий: в последние годы, с ускорением темпов жизни общества, круглосуточные информационные телеканалы стали работать в режиме информационных агентств (помимо вещания в прямом эфире на экраны выводится дополнительная информация в виде бегущей строки новостей, показателей фондовых бирж в реальном времени).

Российский опыт специализированного информационного вещания (РИК «Россия 24»)

В последние годы на отечественном телевидении также остро обозначилась потребность в круглосуточном источнике информации. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная Компания среагировала на нее быстрее всех. Ресурсы ВГТРК позволили организовать круглосуточную передачу оперативно обновляемого информационного блока в эфир с минимальными производственными затратами при высоком профессиональном качестве материалов. Так 1 июля 2006 г. появился Российский круглосуточный информационный телеканал «Россия 24».

РИК «Россия 24» - телеканал федерального значения, который нацелен на круглосуточное оперативное информирование аудитории о самых главных событиях, происходящих в России и за ее пределами.

По словам руководителя телеканала «Россия 24» Д. Меднико-ва, девиз Российского информационного канала «Россия 24» звучит так: «Профессионально, доступно, оперативно», а основная задача РИК - показать, «как живет страна от Калининграда до Владивостока», показать России Россию. А сверхзадача - «объединить всю страну, чтобы российские зрители могли посмотреть новости Чеченской республики, новости Урала, и других регионов и понять, что все они граждане одной страны»10. Таким образом, РИК «Россия 24» поставил перед собой задачу удовлетворить потребность зрителя в общенациональном телевидении. Для этого

М.М. Алиева

была создана система включений в эфир канала «Россия 24» программ региональных ГТРК и отдельных материалов региональных корреспондентов. Впервые у российских телезрителей появилась возможность увидеть выпуски региональных новостей в том же виде и с теми же ведущими, как они выходят для местной аудитории. Это нововведение является главной отличительной чертой канала «Россия 24». Расширенная корреспондентская сеть холдинга ВГТРК позволяет оперативно получать информацию из 92 филиалов. Чтобы узнать о событиях, освещаемых региональными корреспондентами, интернет-пользователю, не желающему смотреть телевизор, придется искать эту информацию на местных сайтах, поскольку ни один из новостных сетевых ресурсов не обладает достаточно широкой сетью корпунктов, чтобы регулярно освещать жизнь в регионах. Как правило, региональные новости попадают в сводки только в случае ЧП или визитов первых лиц государства.

Главное преимущество информационного канала перед выпусками новостей на других телеканалах состоит в том, что в первом случае можно сообщить о важном событии в тот момент, когда оно происходит или только что произошло, а во втором - только когда в эфир выйдет новостная передача. Новостные телеканалы придерживаются подвижной верстки: в случае появления экстренных новостей о них рассказывают, не дожидаясь очередного выпуска. «Гибкая» верстка позволяет быстро перестраиваться во время эфира, следить за новостями в развитии и моментально выдавать самую последнюю информацию.

РИК «Россия 24», как и другие глобальные информационные каналы, может прервать любую программу, чтобы выпустить в эфир экстренный выпуск новостей. Только круглосуточные информационные каналы имеют возможность так распоряжаться своим эфирным временем в зависимости от важности происходящих событий.

В качестве примера можно привести освещение терактов, произошедших в марте 2010 г. в московском метро, на отечественных телеканалах. Первый взрыв на станции метро «Лубянка» прогремел в 7:55. Телеканал «Россия 24», в отличие от традиционных федеральных каналов и всех других СМИ, начал сообщать о взрывах в московском метрополитене практически мгновенно, перестроив сетку вещания так, чтобы уделять как можно больше времени главной новости 29 марта.

Сообщения по лентам информагентств пошли 20 минут спустя. К 8:30 информация о взрыве появилась на новостных сайтах

Телеканал «Россия 24» как этап развития информационного вещания

и в эфире некоторых радиостанций. Однако москвичи, которые по утрам смотрят телевизор, а не читают Интернет, оставались в неведении.

Менять сетку вещания и вводить экстренные выпуски новостей центральные телеканалы не стали, за исключением ТВЦ, но и там это сделали лишь к середине дня. Первые сообщения о теракте появились лишь в плановых выпусках новостей: на НТВ в 10 утра, на ТВЦ - в 10:30. На «Первом канале» про взрыв на Лубянке упомянули в 8:30, однако специальный выпуск новостей дали в эфир лишь в 14 часов вместо передачи «Другие новости». Дожидались планового выпуска новостей и на телеканале РЕН ТВ. Кроме того, 29 марта федеральные каналы фактически не изменили сетку вещания, оставив в эфире развлекательные программы и шоу.

По словам руководителя телеканала «Россия 24», такая задержка объясняется спецификой вещания федеральных телеканалов: «Эфир канала "Россия 1" технически очень сложен. Своя версия канала выходит для каждого региона России с местными новостями в местное время. Перестройка этого механизма чрезвычайно трудна». Также Д. Медников отметил в интервью «Известиям», что на федеральных каналах информационные выпуски строятся по принципу журнала, подводящего итоги каких-либо событий: «Это не режим онлайн, как на специализированном канале»11.

Создание первого круглосуточного информационного канала в России является следствием наметившейся в последние годы общемировой тенденции создания новых СМИ. В рамках этого процесса у отечественной аудитории назрела потребность в общенациональном по своему контенту канале, рассказывающем россиянам о жизни России.

Концептуальную задачу своей деятельности РИК «Россия 24» сформулировал следующим образом: выделить актуальные и интересные новости, а также определить основные тенденции развития страны. Создатели РИК поставили перед каналом сверхзадачу объединить всю страну, чтобы российские зрители могли понять, что все они граждане одной страны. Таким образом, РИК «Россия 24» поставил перед собой задачу сохранить, укрепить и развить общенациональное информационное пространство, удовлетворить потребность зрителя в общенациональном телевидении.

М.М. Алиева

Примечания

1 Цит. по: «Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это глупость». Кон-

стантин Эрнст о будущем телевизионной индустрии // Еженедельная общенациональная деловая газета «Коммерсантъ», электронная версия. [М., 2011]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1793394 (дата обращения: 19.12.2011).

2 Вартанова Е, Смирнов С. СМИ России как индустрия развлечений // СМИ

в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. проф. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 123.

3 «Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это глупость». Константин

Эрнст о будущем телевизионной индустрии.

4 Вартанова Е, Смирнов С. Указ. соч. С. 112.

5 Кирия И. Мультимедия и основные принципы новостей // Журналистика

и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Фокус-медиа, 2010. С. 36.

6 Фомичева И. Российская аудитория СМИ: поведение на фоне глобальных тен-

денций // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. С. 164.

7 Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспекти-

вы развития. Отраслевой доклад // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. [М., 2010]. URL: http://www.gipp.ru/zip/ 32374_doflad_fapmc2010.pdf (дата обращения: 19.12.2011).

8 Руководство для создателей передач BBC. М.: ИПК для работников телевиде-

ния и радиовещания, 1997. С. 15.

9 Источник: The European Media and Marketing Survey. EMS Summer 2007 //

Professional content sharing platform SlideShare [San Francisco, 2008]. URL: http://www.slideshare.net/guest3bd2a12/the-european-media-and-marketing-survey-presentation (дата обращения: 19.12.2011).

10 Медников ДЮ. Работаем на целевую аудиторию // Журналист. 2007. № 10.

С. 48.

11 Руководитель канала «Россия 24» оправдал нерасторопность ТВ в день терак-

тов // сетевое агентство Lenta.ru. [М., 2010]. URL: http://www.lenta.ru/news/ 2010/04/02/excuse/ (дата обращения: 19.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.