Научная статья на тему 'Текущее состояние и перспективы развития методик оценки операционного риска в коммерческих банках'

Текущее состояние и перспективы развития методик оценки операционного риска в коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЯВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ / КОНТРОЛЬ / МИНИМИЗАЦИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова С.Ю.

Оценка нефинансовых банковских рисков в настоящее время приобретает все большее значение. При этом методики оценки, предлагаемые Банком России, не всегда совершенны. В статье рассматриваются текущее состояние методик оценки операционного риска, предложенных Банком России, а также дополнительные методики, необходимые для составления объективной управленческой отчетности кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и перспективы развития методик оценки операционного риска в коммерческих банках»

6(144) - 2013

Банковский сектор

УДК 336.717.061

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАзВИТИЯ

методик оценки операционного риска в коммерческих банках

С. Ю. МИРОНОВА,

аспирантка кафедры денежно-кредитных отношений и монетарной политики Е-mail: Mironovas@alal. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Оценка нефинансовых банковских рисков в настоящее время приобретает все большее значение. При этом методики оценки, предлагаемые Банком России, не всегда совершенны. В статье рассматриваются текущее состояние методик оценки операционного риска, предложенных Банком России, а также дополнительные методики, необходимые для составления объективной управленческой отчетности кредитной организации.

Ключевые слова: выявление, оценка, мониторинг, контроль, минимизация, операционный риск, методика.

Рассматривать перспективы развития нефинансовых банковских рисков невозможно без подробного изучения нормативно-правовой базы. Необходимо пояснить механизм выявления данных рисков, их оценки, борьбы с ними и минимизации их. Основными нефинансовыми рисками являются операционный, правовой, репутационный и стратегический. Подробно рассмотрим документы, отвечающие за оценку названных разновидностей риска. Необходимо заметить, что методик оценки — великое множество. Такое многообразие часто определяется в основном профессиональными навыками и фантазией риск-менеджеров и аналитиков

в кредитных организациях. Однако есть и общие основы — это нормативно-правовые акты Банка России, которые закрепляют базовые положения оценки выделенных групп нефинансовых рисков.

Можно выделить следующие основные документы, в которых отражаются положения о порядке расчета и оценке операционного риска:

- положение Банка России от 03.11.2009 № 346-П «О порядке расчета размера операционного риска» [7];

- письмо Банка России от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» [6];

- письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках»;

- письмо Банка России от 23.03.2007 №26-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале).

Кроме того, полезная информация по оценке операционного риска содержится в письме Банка России от 29.06.2011 № 96-Т «О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала» [3].

Перечислены не все нормативно-правовые акты, в которых встречаются упоминания об операционном риске. Обозначены лишь основные положения и документы, отвечающие за его оценку и определяющие основные понятия, связанные с данной категорией.

Управление операционным риском, как и прочими, состоит из выявления, оценки, мониторинга, минимизации и контроля за ним.

Выявление операционного риска предполагает анализ всех условий функционирования кредитной организации на предмет возможности возникновения факторов операционного риска, который рекомендуется проводить на следующих уровнях:

- анализ изменений в финансовой сфере в целом (например, внедрение новых технологий или финансовых инноваций), которые могут оказать влияние на эффективность деятельности кредитной организации;

- анализ подверженности операционному риску направлений деятельности1 с учетом приоритетов кредитной организации (составление так называемого риск-профиля банка);

- анализ отдельных банковских операций и других сделок;

- анализ внутренних процедур, включая систему отчетности и обмена информацией.

Для обеспечения условий для эффективного выявления операционного риска и его оценки рекомендуется создать и вести аналитическую базу данных о понесенных операционных убытках, в которой будут отражаться сведения об их видах и размерах в разрезе направлений деятельности, отдельных операций и других сделок, обстоятельств их возникновения и выявления.

Для обеспечения унификации подходов и сопоставимости данных может быть использована классификация случаев операционных убытков, а именно, убытки, полученные вследствие:

- злоупотреблений или противоправных действий, осуществляемых служащими кредитной организации или с их участием (хищение, злоупотребление служебным положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения банковских операций и других сделок, несанкционированное использование информационных систем и ресурсов);

1 Под направлением деятельности кредитной организации понимается относительно автономный компонент деятельности, выделяемый по признаку категории клиентов либо однородности банковских операций и других сделок, либо общности технологических процессов.

- противоправных действий сторонних по отношению к кредитной организации лиц (подлог или подделка платежных и иных документов, несанкционированное проникновение в информационные системы);

- нарушений кредитной организацией или служащими трудового законодательства (нарушение условий трудового договора, причинение вреда здоровью служащих);

- нарушений иного законодательства (в том числе банковского, антимонопольного, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма);

- неисполнения или ненадлежащего исполнения возникающих из договоров обязательств, связанных с основной деятельностью, перед клиентами, контрагентами или иными третьими лицами;

- нарушений обычаев делового оборота (ненадлежащее использование конфиденциальной информации, навязывание услуг, сговор по ценам);

- повреждения или утраты основных средств и других материальных активов (в результате актов терроризма, стихийных бедствий, пожара);

- выхода из строя оборудования и систем (сбой в работе автоматизированной банковской системы, систем связи, поломка оборудования);

- ненадлежащей организации деятельности, ошибок управления и исполнения в результате неадекватной организации внутренних процессов и процедур, отсутствия системы защиты и порядка доступа к информации, неправильной организации информационных потоков, невыполнения обязательств перед кредитной организацией, поставщиками услуг, ошибок при вводе и обработке данных по операциям и сделкам, утери документов и т. д.

Порядок ведения аналитической базы данных о понесенных операционных убытках, форму представления и требования к содержанию вводимой информации предлагается установить во внутренних документах кредитной организации.

Оценка операционного риска предполагает оценку вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, а также оценку размера потенциальных убытков. При этом во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить методы оценки операционного риска. Кредитные организации могут разрабатывать методы оценки операционного риска самостоятельно либо использовать методы,

принятые в международной банковской практике. В международной банковской практике применяются следующие методы:

- статистический анализ распределения фактических убытков, который позволяет сделать прогноз потенциальных операционных убытков исходя из их размеров, имевших место в данной кредитной организации в прошлом. При применении этого метода в качестве исходных данных рекомендуется использовать информацию, накопленную в аналитической базе данных о понесенных операционных убытках. Данный подход возможен при наличии в кредитной организации организованной базы данных, на основе которой могут выявляться закономерности и взаимосвязи в отношении событий операционного риска;

- балльно-весовой метод (метод оценочных карт). Его сущность заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации. На основе экспертного анализа выбираются информативные для целей управления операционным риском показатели, определяется их относительная значимость (весовые коэффициенты). Затем выбранные показатели сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием различных шкал. Полученные результаты обрабатываются с учетом весовых коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок. Применение балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском. Данный способ является наименее трудозатратным и часто применяется в кредитных организациях. Однако метод экспертных оценок зачастую носит субъективный характер. Сотрудники подразделений могут акцентироваться на формальной стороне вопроса, т. е. проводить оценку рисков «для галочки», что снизит эффективность выявления и оценки данного вида рисков, что приведет к принятию неверных управленческих решений. Проблемные участки будут выявлены не в полной мере, следовательно, будут выбраны недейственные методы минимизации риска;

- моделирование (сценарный анализ). В рамках этого метода на основе экспертного анализа для направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок определяются возможные сценарии возник-

новения событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, разрабатывается модель распределения частоты возникновения и размеров убытков, которая затем используется для оценки операционного риска.

Метод оценки риска должен формироваться кредитной организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий функционирования. Должны учитываться такие критерии, как размеры кредитной организации, наличие необходимых баз данных в риск-подразделениях, состояние системы риск-менеджмента в целом, наличие персонала, стратегия кредитной организации и т. п.

Кредитным организациям рекомендуется регулярно производить оценку операционного риска в целом по организации и его распределения в разрезе направлений деятельности, внутренних процессов, информационно-технологических систем и банковских продуктов, составляющих эти направления деятельности.

Для предупреждения возможности повышения уровня операционного риска рекомендуется проводить его мониторинг путем регулярного изучения системы показателей (в том числе статистических, финансовых) деятельности кредитной организации. Для проведения мониторинга операционного риска рекомендуется создание системы индикаторов — показателей или параметров, которые теоретически или эмпирически связаны с уровнем операционного риска, принимаемого кредитной организацией. В качестве индикаторов могут применяться:

- сведения о количестве несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделках, увеличении их частоты и объемов;

- данные о текучести кадров;

- частота допускаемых ошибок и нарушений;

- время простоя информационно-технологических систем и др.

Для каждого индикатора рекомендуется установить лимиты, что позволит обеспечить выявление значимых для кредитной организации операционных рисков и своевременно адекватно воздействовать на них. Кроме того, необходимо периодически пересматривать систему индикаторов уровня операционного риска.

Минимизация операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам. Методы минимизации операционного рис-

ка рекомендуется применять с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации.

Основным методом минимизации операционного риска, контролируемого на уровне кредитной организации, является разработка организационной структуры, внутренних правил и процедур совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить возможность возникновения факторов операционного риска. При этом особое внимание рекомендуется обращать на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка согласования и подотчетности по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Контроль за соблюдением установленных правил и процедур осуществляется в рамках системы внутреннего контроля. В отношении контроля за операционным риском наиболее важными являются:

• контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

• соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;

• надлежащая подготовка персонала;

• регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Снижению операционного риска может способствовать развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации. При этом рекомендуется принимать во внимание возможную трансформацию операционного риска: при ручной обработке существует высокая вероятность наступления события, приводящего к убыткам (например ошибка при вводе данных), а величина потенциальных убытков небольшая или умеренная, в то время как с повышением уровня автоматизации вероятность наступления события, приводящего к убыткам, снижается, но величина потенциальных убытков может быть весьма значительной (например ошибка в программном обеспечении или системный сбой).

Снижение уровня отдельных видов операционного риска может быть осуществлено путем передачи риска или его части третьим лицам. Решение об использовании механизмов передачи риска рекомендуется принимать по результатам тщательного анализа с учетом эффекта, стоимости и возможности трансформации одного вида риска в другой. Способом передачи риска может служить аутсорсинг — поиск ресурсов во внешней среде

организации, организационное решение о передаче на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими и/или управленческими знаниями и средствами в какой-либо области [8]. Кредитной организации рекомендуется наряду с контролем за уровнем остаточного риска сохранять возможность контроля за размером передаваемого операционного риска. При применении аутсорсинга рекомендуется обратить внимание на то, что в этом случае кредитная организация несет ответственность не только за конечный результат деятельности, но и за способ его достижения, поэтому целесообразно установить контроль за уровнем надежности, качества и соблюдением законодательства Российской Федерации при оказании услуг. Аутсорсинг рекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. Рекомендуется предусмотреть во внутренних документах кредитной организации порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании.

Уменьшение финансовых последствий операционного риска (вплоть до полного покрытия потенциальных операционных убытков) возможно с помощью страхования. Страховые организации страхуют не все виды банковских рисков. Как правило, страхуются имущество и ряд операционных рисков, а также ограниченный набор финансовых рисков, по которым можно оценить статистику страховых случаев, провести актуарные расчеты и осуществить четкую идентификацию причин наступления страхового события. Примером страхования банковских рисков является комплексная программа страхования банков Bankers Blanket Bond (ВВВ), которая предлагает страхование финансовых организаций от убытков, так или иначе связанных с криминальными обстоятельствами. В основе пакета лежит страхование от нелояльности персонала, а также страхование ценностей от криминальных рисков. В России в настоящее время несколько крупных страховых компаний предлагают данный вид страхования, например, ОСАО «Ингосстрах», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ОАО СК «Альянс» и другие. Страховая защита от компьютерных преступлений предлагается как дополнение к полису комплексного страхования банков ВВВ. Этот вид страхования начал развиваться в Европе с

середины 1970-х гг., когда финансовые организации стали использовать для расчетов локальные сети. Полис по страхованию от убытков, вызванных компьютерными преступлениями, защищает банки от действий хакеров, пытающихся проникнуть в компьютерные системы, от уничтожения информации вирусами, от других возможных мошенничеств при обработке расчетов, передачи сообщений по каналам связи, подделке факсимильных сообщений.

В основе страхования банка как эмитента пластиковых карт лежат правила полиса страхования пластиковых карт Ллойда. По этим правилам в условия страхования включается покрытие ущерба, понесенного банком-эмитентом в следующих случаях:

- непреднамеренная утеря и несанкционированный доступ к карточному счету;

- использование поддельной кредитной карты для целей получения посторонним лицом от имени добросовестного держателя карты-оригинала денежных средств, дорожных чеков, аккредитивов, приобретения товаров и услуг;

- нечестность и мошенничество сотрудников процессинговых центров и других подразделений банка, осуществляющих операции по обслуживанию карт;

- отсутствие возможности взыскания сумм овердрафта по причине смерти держателя карты;

- страхование заложенного имущества в обеспечение кредитных договоров, начиная от объектов недвижимости и заканчивая товарами, находящимися в обороте;

- страхование банкоматов по двум направлениям — страхование наличных денег, находящихся внутри банкомата и страхование банкомата как электронного устройства [1].

Для ограничения операционного риска рекомендуется предусмотреть комплексную систему мер по обеспечению непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств (планы по обеспечению непрерывности и (или) восстановлению финансово-хозяйственной деятельности).

При разработке планов по обеспечению непрерывности и (или) восстановлению финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется оценивать возможный ущерб от непредвиденных событий относительно возможных затрат на подготовку и реализацию соответствующих планов с учетом всех

возможных сценариев развития событий. В особой мере это касается рисков, характеризующихся низкой вероятностью, но большими размерами потенциальных убытков, источники которых находятся вне контроля кредитной организации.

План действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (далее — План ОНиВД) представляет собой внутренний документ кредитной организации, определяющий цели, задачи, порядок, способы и сроки осуществления комплекса мероприятий по предотвращению или своевременной ликвидации последствий возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (ее подразделений), вызванного непредвиденными обстоятельствами (возникновением чрезвычайной ситуации или иным событием, наступление которого возможно, но трудно предсказуемо и связано с угрозой существенных материальных потерь или иных последствий, препятствующих выполнению кредитной организацией принятых на себя обязательств).

Разработку Плана ОНиВД рекомендуется проводить с учетом анализа следующих факторов:

- видов возможных непредвиденных обстоятельств, способных нарушить режим повседневного функционирования кредитной организации и способность выполнять принятые на себя обязательства;

- перечня критически важных внутренних банковских процессов (совокупности последовательных и законченных действий по осуществлению банковских операций и сделок), а также автоматизированных информационных систем, обеспечивающих их осуществление;

- показателей восстановления внутренних банковских процессов, в том числе таких, как: срок восстановления, допустимый размер материальных затрат, допустимый размер потерь информации [5].

Кредитным организациям рекомендуется уделять особое внимание обеспечению сохранности и возможности восстановления информационных систем и ресурсов. Помещение для установки резервного оборудования или оборудования, на котором должно производиться резервное копирование информации, рекомендуется выбирать так, чтобы минимизировать риск одновременной утраты первичной и резервной копий данных или одновременного выхода из строя основного и резервного оборудования.

Также кредитным организациям рекомендуется определить порядок осуществления контроля за эффективностью управления операционным риском. Во внутренних документах рекомендуется установить:

- порядок рассмотрения и расследования фактов операционных убытков и причин их возникновения, а также порядок применения административных мер к членам совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов и служащим, виновным в их возникновении;

- периодичность оценки органами управления кредитной организации результатов указанных расследований, а также оценки достигнутого уровня управления операционным риском в кредитной организации;

- систему оценки эффективности управления операционным риском.

В случае возникновения операционных убытков кредитным организациям рекомендуется производить сопоставление прогнозных оценок с размерами понесенных операционных убытков, имевших место за соответствующий период, анализировать причины полученных расхождений и вносить необходимые изменения в применяемые методики и математические модели. Кроме того, необходимо на регулярной основе пересматривать существующие внутренние процессы и процедуры для выявления не учтенных ранее источников операционного риска.

Кредитной организации рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц (в том числе в составе годового отчета) информацию по управлению операционным риском, обеспечив при этом соответствие степени детализации раскрываемой информации характеру и масштабам деятельности кредитной организации [6].

Размер операционного риска рассчитывается по формуле [7]

п

x д <

ОР = 0,15 -,

п

где ОР — размер операционного риска;

п — количество лет, предшествующих дате расчета размера операционного риска (не должно превышать трех лет);

Д — доход за 7-й год для целей расчета капитала на покрытие операционного риска.

Показатель Д за год для расчета капитала на покрытие операционного риска представляет собой сумму чистых процентных доходов и чистых непроцентных доходов.

Чистые процентные доходы равны сумме, отражаемой в строке «Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)» отчетности по форме 0409807 «Отчет о прибылях и убытках)» (далее — форма 0409807), установленной указанием Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» [4].

Чистые непроцентные доходы равны сумме, отражаемой по строкам «Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток», «Чистые доходы от операций с иностранной валютой», «Доходы от участия в капитале других юридических лиц», «Комиссионные доходы», «Прочие операционные доходы» (за исключением прочих доходов в виде штрафов, пеней, неустоек по другим банковским операциям и сделкам, по прочим (хозяйственным) операциям; других доходов, относимых к прочим, от безвозмездно полученного имущества, поступлений в возмещение причиненных убытков, в том числе страховое возмещение от страховщиков, от оприходования излишков материальных ценностей, денежной наличности, от списания обязательств и невостребованной кредиторской задолженности), за вычетом суммы, отражаемой в строке «Комиссионные расходы» формы 0409807.

Расчет величины показателя Д за каждый финансовый год, предшествующий дате расчета размера операционного риска, осуществляется кредитной организацией на основании сопоставимых данных формы 0409807.

В случае отсутствия в форме 0409807 сопоставимых данных за какой-либо финансовый год, предшествующий дате расчета размера операционного риска, кредитная организация определяет величину показателя Д за соответствующий финансовый год расчетным путем. Для этого осуществляется перерасчет показателей формы 0409807 за соответствующие годы путем использования алгоритмов разработанной таблицы для составления отчета о прибылях и убытках [4].

Если показатель Д за какой-либо год (какие-либо годы) отрицателен или равен нулю, его значение не включается в расчет операционного риска.

Одновременно с этим показатель n уменьшается на количество лет, по итогам которых зафиксировано отрицательное или нулевое значение показателя Д. Размер операционного риска рассчитывается ежегодно по состоянию на первое января года, следующего за отчетным, в операционный день, следующий за датой опубликования формы 0409807 за отчетный год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер операционного риска включается в расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка Н1, начиная с отчетности на 01.08.2012 в размере 100 % от рассчитанного в соответствии с [7].

Для оценки требований к собственным средствам в отношении операционного риска кредитная организация может использовать наряду с базовым индикативным подходом к оценке операционного риска также и внутренние модели, принятые в международной банковской практике, например, базовый индикативный подход (Basic Indicative Approach), стандартизированный подход (Standardized Approach) и «продвинутый» подход (Advanced Measurement Approach — AMA), рекомендованные Базелем II [3].

Первые два подхода основаны на использовании базового индикатора подверженности риску (exposure indicators) и расчете риска путем нормирования выбранного индикатора. В качестве такого индикатора подверженности риску Базель II рекомендует валовую прибыль (gross income). Использование данных МСФО в кредитных организациях в значительной степени облегчает задачу оценки операционных рисков первыми двумя способами. Однако данные подходы имеют и ряд минусов, а именно, дают лишь ориентир, по которому можно определить степень подверженности риску, но не дают возможность оценить, сколько реально может потерять банк в результате наступления операционных рисков. Норматив капитала под операционный риск, рассчитанный таким образом, базируется лишь на оценке масштабов деятельности банка и не учитывает эффективности управления и контроля за рисками в кредитной организации. Поэтому использование первых двух подходов Базеля II будет оправданным только в регулятивных целях. С точки зрения эффективности управления операционными рисками более приоритетными представляются так называемые усовершенствованные подходы к оценке (Advanced Measurement Approach, AMA). Эти подходы основаны на применении банками

собственных внутренних методик и моделей оценки операционного риска.

Согласно предлагаемому подходу оценка операционного риска с точки зрения расчета норматива капитала представляет собой цикличный интегрированный процесс, который включает в себя несколько этапов:

- идентификацию рисков;

- измерение рисков и разработку мероприятий по минимизации рисков и контроля за ними;

- мониторинг рисков.

Усовершенствованные подходы к оценке учитывают специфику деятельности конкретного банка и характер его операционных рисков. Помимо этого они учитывают меры по контролю и минимизации рисков, поэтому банк может уменьшить требования к нормативу капитала под операционный риск благодаря эффективной работе системы риск-менеджмента и внутреннего контроля. Кроме того, построение эффективной системы операционного риск-менеджмента и внедрение передовых методик оценки рисков будут служить улучшению деловой репутации банка, укрепят доверие со стороны клиентов и партнеров, особенно на международном уровне [2]. Таковы основные рекомендации Банка России и Базельского комитета по банковскому надзору за управлением операционным риском в коммерческих банках.

Если рассматривать методы оценки, используемые на практике кредитными организациями, необходимо в первую очередь обратить внимание на размер кредитной организации. Крупные банки имеют значительные трудовые, материальные и технические ресурсы, которые позволяют создавать подразделения риск-менеджмента и применять методы моделирования, статистические методы, методы оценки AMA и т. п. На это влияет и наличие базы данных по событиям рисков, и уровень квалификации кадров, и наличие систематизированных подходов к анализу и оценке операционных рисков. Это естественно, ведь при значительных масштабах сделок приходится работать с огромными массивами данных, анализ которых невозможно проводить лишь на основе экспертных оценок. Убытки по нефинансовым рискам в отдельных случаях могут иметь весьма существенный размер. Средние и мелкие банки в основном ориентируются на бал-льно-весовой метод с применением экспертных оценок. Проблема заключается в том, что такая оценка носит чаще всего формальный характер.

Профессиональные суждения часто составляются несвоевременно, отсутствует систематизированная база данных. Зачастую позиция мелких банков такова: масштабы риска при незначительных объемах операций невелики. Такое отношение наряду с недостаточно проработанными процедурами контроля, оценки и минимизации рисков может способствовать значительным потерям. Кроме того, допущение операционного риска может повлечь целую цепочку рисков. Это исковые заявления от недовольных клиентов (правовой риск), освещение негативной информации в СМИ (риск потери деловой репутации) и т. п. Такие масштабы будут весьма ощутимы для банка. Жить на бомбе замедленного действия или предупреждать негативные тенденции — это решать управленческим органам каждой конкретной кредитной организации. Если банк планирует долговременное стабильное функционирование на каждой фазе развития, будь то зарождение, развитие, стабильность или упадок, должны предприниматься опережающие действия, т. е. в рамках малой кредитной организации, даже если отсутствует текущая необходимость, необходимо заранее формировать базу данных по событиям операционных рисков в различных подразделениях. Ведь с ростом кредитной организации возможен переход от балльно-весового метода к статистическому, к чему нужно быть готовым. Такая подготовка поможет оперативно адаптироваться ко всем происходящим изменениям.

В настоящее время наиболее интересным является метод оценки операционного риска АМА. Использование данного подхода способно помочь банкам избежать чрезмерных требований к капиталу, являющемуся самым дорогим источником финансирования. Такой метод в значительной мере способствует развитию кредитных организаций. Базовый метод, предложенный Банком России [7], вряд ли может удовлетворить требования банков, настроенных на объективную оценку операционного риска. В условиях современного развития финансовой системы, жесткой конкуренции качественный риск-менеджмент может явиться важным конкурентным преимуществом. Методология Банка России [7] позволяет осуществлять расчеты на примитивном уровне, беря за основу 15 % от чистых процентных и непроцентных доходов кредитной

организации. Даже в письме Банка России [3] признается несовершенство этого метода. Поэтому для целей управленческого учета просто необходимо выбрать более сложный, более объективный и качественный способ оценки операционного риска, которым может явиться Advanced Measurement Approach, AMA.

Список литературы

1. Бухтин М. А. Риск-менеджмент в кредитной организации. Методология, практика, регламентирование // Кн. 1. М.: Регламент, 2008.

2. Золотарев В. М. Измерение банковских операционных рисков на основе усовершенствованных подходов. URL: //http://beintrend. ru/2011-12-07-0735-29.

3. О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала: письмо Банка России от 29.06.2011 № 96-Т.

4. О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации: указание Банка России от 16.01.2004 № 1376-У.

5. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.

6. Об организации управления операционным риском в кредитных организациях: письмо Банка России от 24.05.2005 №76-Т.

7. Положение о порядке расчета размера операционного риска: утверждено Банком России 03.11.2009 № 346-П.

8. Решение Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года» (вместе с Методическими документами и рекомендациями, «Информационной картой инновационного проекта», «Раскрытием магистральных направлений развития науки, технологий и техники в развитых странах», «Дорожной картой...», «Показателями оценки эффективности реализации...», Организационными мероприятиями на 2011 — 2012 годы, «Словарем терминов (глоссарием).»: принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=INT;n=53103.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.