Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
119
Е.И. Сафронова
ТЕКУЩАЯ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ШОС*
Аннотация. В статье аргументируются значение, роль и безотлагательная необходимость наращивания гуманитарных связей в ШОС. Автор также выдвигает целый ряд рекомендаций для соответствующих российских структур, заинтересованных в повышении действенности гуманитарного сотрудничества РФ с государствами Шанхайской группы. Некоторые из этих рекомендаций видятся применимыми и для эффективизации гуманитарного диалога России с третьими странами.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Россия, Китай, международный имидж страны, гуманитарные связи, «мягкая сила», культурный обмен, сотрудничество в сферах здравоохранения, образования, МЧС РФ.
Вводные положения. В статье автор исходит из того, что гуманитарное сотрудничество вместе с «публичной дипломатией», работой по созданию позитивного международного имиджа страны и ее привлекательной идеологической установкой составляют «мягкую силу» государства.
* Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на Конференции «Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России» (ИДВ РАН, 25 марта 2015 г.).
120
Международные отношения КНР
На первый взгляд, в условиях глобального кризиса гуманитарный компонент сотрудничества между субъектами международных отношений (СМО) или внутри них (если они представляют собой интернациональные организации) должен отойти на второй, а то и третий план, ибо для СМО актуализируются задачи по сохранению кооперации в первоочередных экономической и финансовой сферах. Однако автор полагает, что гуманитарные связи (ГС) в кризисных условиях могут иметь особое, существенное значение. Именно тогда, когда кризис угрожает торможением экономических начинаний, гуманитарные отношения способны сыграть роль некоего демпфирующего фактора, удерживающего диалог между СМО на видимом уровне, а также отвлечь внимание от неудач на других направлениях. Практическая ценность ГС заключается в том, что они способны послужить механизмом цементирования политико-экономического здания международной организации (в том числе и ШОС), не требуя при этом массированных финансовых вливаний.
* * *
Значение гуманитарных связей в Шанхайской организации сотрудничества обусловлено следующими обстоятельствами.
Согласно Хартии ШОС, расширение гуманитарного сотрудничества (в частности, в виде взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма) является одним из направлений деятельности Организации как таковой1. В рамках международной структуры, отдающей в своей деятельности приоритет стратегическим целям (коей и является ШОС), ГС неизбежно будут иметь не только политическую подоплеку, но и политическую задачу — содействие безопасности и стабильности государств-участников путем формирования климата межчеловеческого доверия. А в условиях глобализации международные связи в области культуры и межличностного общения в принципе приобретают особое значение2.
Обнаружена взаимосвязь между уровнем знакомства с культурой других стран с уровнем готовности населения к союзам и объединениям с этими странами. Чем больше в стране респондентов, декларировавших свое знакомство с культурой другого государства, тем
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
121
выше уровень интеграционных настроений (поддержки идеи вступления своей страны в союзы и объединения). Одним из важных факторов, влияющих на базовые параметры «интереса к стране», является восприятие другой страны как дружественной или враждебной3' Поэтому можно заключить, что гуманитарные связи как механизм лучшего взаимопознания субъектов МО и создания их благоприятного имиджа в глазах друг друга имеют существенное значение для успеха политических и экономических проектов и инициатив.
Гуманитарные связи исключают конфронтацию и способствуют улучшению условий для партнерства, ибо это единственная сфера межстранового общения, где конкуренция имеет позитивный общеполезный эффект. ГС по определению носят неантагонистический, конструктивный характер. А гуманитарное содействие другим членам международных отношений (финансовое или же по линии МЧС, других ведомств, Обществ Красного креста и т. д.) может служить средством наглядной позитивной характеристики внешнеполитического курса государства как в глазах его граждан, так и в глазах всего мирового сообщества.
Представляется, что культурные ценности (мощная составляющая гуманитарного «лица» государства) — единственные, которые нельзя привить насильно. Они не приживаются через принудительное насаждение. Они способны дать ростки на чужой почве только тогда, когда по той или иной причине оказываются востребованными. Поэтому можно сказать, что приятие гуманитарных, в частности, культурных ценностей в «неродных» условиях есть индикатор сигнала «свой—чужой».
Гуманитарный обмен — это уникальная форма международных отношений, которая затрагивает еще и подсознательный, эмоциональный пласт мышления. Потому она способна влиять на умонастроение участников МО длительное время, транслируясь от поколения к поколению. В силу этого не стоит упускать из виду роль гуманитарного сотрудничества как фактора сближения мировоззрения на «наследственно-интуитивном» уровне. (Законы социальной психологии — в действии.)
Продолжительный опыт успешного гуманитарного взаимодействия способен привести к формированию и/или дальнейшему утверждению в двух- и/или многосторонней дипломатической культуре
122
Международные отношения КНР
общих ценностей, норм, стереотипов и поведенческого кода. Последнее обстоятельство непосредственно и положительно сказывается на состоянии их (стратегического) партнерства, ибо обеспечивает расширение общей понятийно-категориальной базы последнего и совершенствование дипломатического языка общения4.
Кроме того, гуманитарный обмен и экономически, и эстетически, и этически является более привлекательным инструментом взаимодействия, нежели прямое силовое давление. Это та сфера международных отношений, которая менее подвластна влиянию внешних факторов, чем политическая или экономическая кооперация, не говоря уже об акциях «жесткой силы». (Там, где гуманитарное сотрудничество оказывается успешным, снижается вероятность применения «жесткой силы».) Будучи менее затратным, чем политические и/или экономические проекты, оно более нуждается в проявлении политической воли партнеров, нежели в объемных финансовых вложениях. К тому же его «окупаемость» по времени — значительно выше. И, как уже отмечалось, гуманитарное сотрудничество способно исполнить роль компенсаторного механизма и некоего паллиатива в случае торможения коллективного взаимодействия по другим направлениям.
Жизнеспособность любой международной структуры определяется и таким фактором, как убежденность простого населения стран-участниц в ее практической полезности для него. Гуманитарное сотрудничество (как, впрочем, и любое другое) может быть эффективным только тогда, когда оно реально обеспечивает обратную связь каждой участвующей в нем стороны с простыми гражданами — «реципиентами» гуманитарной помощи или культурно-образовательного воздействия. Иными словами, международная организация способна обеспечить себе возможность успешно осуществлять свои высшие, политико-стратегические цели, только если она достигнет успеха в развитии коллективного гуманитарного сотрудничества — средства трансмиссии позитивной информации о стра-не-партнере и механизма формирования сходства интересов и мировоззренческих подходов государств-партнеров.
В ШОС существует не так уж и много сфер, где интересы всех стран-участниц и государств-наблюдателей совпадают. Известны противоречия внутри Центрально-Азиатского региона (ЦАР) (внеш-
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
123
неполитическое соперничество его крупнейших стран, вопросы вододеления, прохождения границ, конкуренция на мировых товарных и инвестиционных рынках и др.). Существуют как определенное соперничество РФ и Китая за влияние в Центральной Азии (особенно в экономической сфере), так и заметные разногласия политического и экономического плана между странами-наблюдателями (особенно в паре Индия—Пакистан).
Понятно, что на общую «степень единогласия» внутри ШОС большое значение оказывает состояние отношений между ее ключевыми членами — РФ и Китая. Там, где интересы Москвы и Пекина разнятся, сотрудничество испытывает немалые трудности. Так, попытки активизировать хозяйственную составляющую ШОС за последние годы не отличались особой эффективностью5. А вот гуманитарные связи, особенно культурный обмен, — как раз та область, где имеется совпадение интересов всех сторон! И это надо учитывать и использовать. Успешные ГС могут стать действенной предпосылкой единства мнений и по иным направлениям. В этом их особая полезность и специфика. И таково дополнительное обстоятельство, обусловливающее необходимость развития гуманитарного сотрудничества в ШОС именно сейчас.
Ныне особенно важно не забывать о значении гуманитарных связей как средства борьбы за умы, осуществляемой через культурное общение, образовательные контакты, живые межличностные контакты, умелую, ненавязчивую пропаганду. Если мы не осознаем это, то ареал «цветных революций» и «майданов» может обновиться и расшириться. [Где СМО не находят ресурсов для «мягкой силы» (включая экономический ее компонент), там в отстаивании их интересов повышается риск применения «жесткой силы».] Гуманитарный диалог — это средство профилактики социальных пертурбаций: всегда эффективнее и «экономичнее» предупреждать недуг, нежели лечить его в стадии обострения.
В плане консолидации своих гуманитарных позиций на пространстве ШОС Россия находится по сравнению с КНР в более благоприятном положении: РФ может опираться на русскоязычные диаспоры в странах Центральной Азии, с которыми следует работать более внимательно и тесно, чем, например, с диаспорами в Западной Европе и США. Последние более ориентированы на полную
124
Международные отношения КНР
интеграцию в жизнь страны проживания, и связи с Родиной для них не столь значимы. С русскоязычными же диаспорами в ЦАР Россию связывает пока еще не распавшееся общее культурное и языковое пространство. Оно представляет собой очень ценный ресурс, который России следует сохранять и всячески поддерживать.
Кроме того, 20 % населения РФ исповедует ислам (суннитского толка), что способно составить дополнительную базу взаимопонимания с населением Центральной Азии, Пакистана и части Индии. Иран — страна в основном мусульман-шиитов, но это не исключает гуманитарных контактов с ним через обмен делегациями мусульманских деятелей культуры и искусств.
Атеистический Китай не может использовать культурно-религиозный ресурс так широко и успешно, как это способна делать Россия. Да и некоторые ограничения в отправлении религиозных обрядов в СУАР КНР6 чреваты «смазыванием» достижений «мягкой силы» Китая в ЦАР.
Все это, вкупе с отсутствием общего культурно-образовательного и языкового пространств с государствами Центральной Азии, побуждает КНР ускоренными темпами изыскивать возможности для гуманитарных связей с партнерами по ШОС.
Китай уже уделяет большое внимание созданию юридической базы своего гуманитарного проникновения в ареал Организации: им подписаны соответствующие соглашения со всеми странами Шанхайского форума. А на практике учебные центры в КНР готовят специалистов по ШОС со знанием китайского языка, и Пекин увеличивает число стипендий для студентов из центральноазиатских стран.
Кроме того, по сравнению с РФ китайцы демонстрируют большую готовность работать с простыми гражданами, а не только с элитами и официальными организациями.
Представляется, что развитие гуманитарной составляющей Организации нужно Китаю уже не для завоевания авторитета как великой державы (он этого уже достиг), но для «воспитания» круга партнеров, искренне разделяющих китайские ценности и взгляд на мир. Так КНР оттачивает свою «мягкую силу» и экономит средства и усилия, иначе могущие быть направленными на «силу жесткую».
Можно поставить вопрос и о консолидирующем потенциале гуманитарного взаимодействия: насколько эффективной скрепой все-
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
125
го здания Организации способно стать гуманитарное сотрудничество? Ныне объединяющая основа ШОС (усматриваемая в противостоянии «трем злам», экономическом со-развитии, культурном взаимоузнавании) не нуждается в кардинальном изменении: она достаточно обстоятельна. С точки зрения социальной психологии, в качестве интегрирующего агента всегда хорошо срабатывает «синдром общего врага». До сих пор этим общим врагом были и остаются «три злые силы». Но видится небесполезным ввести еще один сплачивающий фактор, причем, гуманитарного свойства. Это — борьба с бедностью (которая в той или иной мере существует во всех странах ШОС). И ее стоит возвести в ранг приоритета.
Таковой новый фактор будет хорошо понятен простому человеку. Если рядовой гражданин осознает, что ШОС — это сила, которая сделает его жизнь и жизнь его семьи лучше, то сама идея Организации отпечатается в его мыслях и вообще получит широкую массовую поддержку, т. е. ту самую социально-политическую опору, в которой нуждается любая международная структура, стремящаяся к долголетию. Так ШОС обретет еще одно цементирующее обстоятельство. Но здесь есть два «но».
Во-первых, из соображений престижа стоит подобрать этому новому фактору пропагандистски безупречное название: например, «реализация мер по повышению качества жизни некоторых групп населения стран Организации». Если не найти удачного эвфимизма, то по сути ШОС открыто признается, что бедность на ее пространстве есть. А это не лучшим образом будет сочетаться с ее глобальным «замахом» и имиджем благополучной интернациональной структуры.
Тем не менее, задействование синдрома общего врага в лице бедности — это как раз тот самый случай, когда эта акция может быть конструктивной и даже продуктивной не только по политическим, но и по гуманитарным и даже этическим мотивам!
Во-вторых, ШОС должна, наконец, стать экономически эффективным образованием, иначе борьба с бедностью, даже с привлечением кооперационного ресурса, не будет плодотворной. А для этого нужно время. Пока же эффективность ШОС будет достигаться, надо просто шире информировать людей, что такая организация есть, что она имеет большие, благородные цели, что она может принести пользу не только государствам, но и простому населению.
126
Международные отношения КНР
Однако целевая пропаганда на этом направлении может столкнуться с определенной проблемой: ввиду высокой политической насыщенности современной жизни происходит падение интереса простого населения к официальной информации. Простой человек не воспринимает язык высоких кабинетов. Поэтому агитационную работу с населением разумнее вести под старым, простым, но зачастую эффективным девизом «хлеба и зрелищ».
«Хлеб» — это те направления работы ШОС, которые могли бы принести практическую, осязаемую, прикладную пользу: сотрудничество по охране экологии и здоровья населения, кооперация в образовании людей, защита от природных бедствий, совместная экономическая деятельность на уровне рядовых граждан, т. е. все то, что несет заботу о физическом благополучии человека.
В здравоохранной и экологических сферах реально достижимых направлений сотрудничества по причине ограниченности средств в ШОС не так уж и много. Но они есть.
В области охраны здоровья населения. Думается, это: в эпидемически уязвимых приграничных районах — развертывание средств своевременного оповещения об угрозе заболевания; расширение обмена информацией и образцами вакцин; усиление контроля над санитарным состоянием экспортно-импортной птицы и полуфабрикатов из нее; популяризация среди приграничного населения знаний о массовых инфекционных заболеваниях; создание совместного механизма быстрого реагирования на вспышки эпидемии среди животных, в том числе и эпизоотий ящура, нередких в приграничных районах стран ШОС7. Важно также продумать возможность совместной подготовки по единым программам младшего и среднего медицинского персонала для работы в приграничных районах.
В природоохранной сфере. Видимо, целесообразно создать общую базу данных, включающую список приоритетных проблем на стыке экологии и безопасности по особым разделам: горячие промышленно-производственные точки, земельные ресурсы, водные ресурсы с проблемами вододеления и водопользования, вопросы взаимосвязи климатических изменений и природных бедствий.
В области образования. В РФ подготовка специалистов по странам ШОС, похоже, еще не достигла требуемого уровня. Для того, чтобы со знанием дела и эффективно работать со странами Шанхай-
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
127
ской группы как на коллективном, так и на двустороннем уровнях, а также не отстать от Китая, уделяющего серьезное внимание этой сфере, видится целесообразным:
— Создать особое направление подготовки в вузах страны (не только принадлежащим к системе «Университетов ШОС») по профильной программе обучения: например, «деятельность ШОС». И в связи с этим продумать систему стипендий для молодежи, желающей получить образование в РФ по направлениям работы Шанхайского форума и с учетом его специфики. Ныне «университеты ШОС», несмотря на их многочисленность (53), занимаются главным образом организацией студенческих обменов. Не пора ли наделить их реальными функциями как мощных просветительско-образовательных центров?
Для поддержания использования русского языка в Центральной Азии и следовательно — недопущения сужения культурного пространства РФ в постсоветском ареале, видится целесообразной разработка стипендиальной и грантовой политики, предусматривающей целевое обучение специалистов из ЦА русскому языку с целью преподавания его на их родине или работы в местных русскоязычных СМИ. Также следует особо продумать систему отбора кандидатов на такое обучение ввиду того, что возможности выбора, которые были в советское время, в силу объективных причин сейчас значительно сужены.
Все это простимулировало бы «внутришосовское» образовательное сотрудничество и повысило бы само качество образования.
— По линии кооперации министерств культуры ШОС разработать план действий, направленный на мирное культурное взаимоузнавание мусульманского и христианского миров. Здесь важно воспользоваться тем преимуществом, что Россия — многоконфессиональная страна и обладает большим опытом сосуществования и сотрудничества различных религий. Небесполезным видится обмен визитами религиозных лидеров и богословов, организация конференций ученых-теологов и экспозиций произведений культовых искусств, сопровождаемых емкими комментариями специально подготовленных экскурсоводов.
— Для РФ было бы полезным продумать меры по созданию более широкой сети курсов русского языка в странах-наблюдателях —
128
Международные отношения КНР
в Индии, Пакистане, Иране, Афганистане, тем более, что их заинтересованность в этом имеет место. Но не все посольства России в «шосовских» странах располагают культурными центрами, где такая образовательная работа могла бы вестись. Видимо, стоит продумать возможность восполнения этого пробела.
В марте 2015 г. страны БРИКС подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций. В его рамках намечено использование следующих форм сотрудничества:
• краткосрочные программы по обмену учеными, исследователями, техническими специалистами и преподавателями;
• специализированные программы обучения для поддержки развития человеческого капитала в сфере науки, технологий и инноваций;
• организация практических семинаров, симпозиумов и конференций в сфере науки, технологий и инноваций в областях, представляющих взаимный интерес;
• обмен информацией в сфере науки, технологий и инноваций;
• формирование и реализация совместных программ и проектов научных исследований и разработок;
• совместные конкурсы в государствах-участниках;
• сотрудничество национальных научных, инженерных и иссле-
8
довательских организаций и т. д.
Представляется целесообразным адаптированное «перенесение» опыта этого документа на почву ШОС, тем более, что три страны БРИКС (РФ, Индия, Китай) являются членами Шанхайского форума. При наладке перечисленных форм кооперации это позволит обеим организациям сэкономить и интеллектуальные, и финансовые ресурсы.
Научно-техническое сотрудничество могло бы вестись и по таким актуальным и востребованным в ШОС векторам, как геология и геодезия, гидроресурсы и их техническое обслуживание, мелиорация, мирное использование атома, история (в плане недопущения фальсификации истории и неправого пересмотра итогов Второй мировой войны).
Совместная предпринимательская деятельность простых граждан ШОС тоже несет мощный гуманитарный «заряд». Поэтому следует обратить внимание не только на осуществление крупномас-
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
129
штабных стратегических проектов в рамках ШОС, но и мер по поощрению межстрановых (в том числе трансграничных) предприятий мелкого и среднего бизнеса, позволяющих простым гражданам и зарабатывать, и лучше узнавать соседей и партнеров по Организации. Важно здесь — не вложение казенных средств, которых и так не хватает, а непротивление юридически приемлемым инициативам «снизу». Население само сумеет организоваться, если найдет в этом поддержку и непредвзятый контроль со стороны государства.
Эта деятельность может охватить такие сферы, как создание совместных малых трансграничных предприятий, пунктов распределения питьевой воды и медикаментов, передвижных магазинов-автолавок, на легальном основании осуществляющих продажу или же бартерный обмен продукцией этносов-соседей. Полезно было бы изучить опыт Китая по организации мелкого семейного предпринимательства, обладающего, как оказалось, большим потенциалом по поглощению значительных масс избыточной рабочей силы. Особенно данный опыт может быть полезен в сельском и поселковом хозяйстве, а также в сфере услуг. Это не только сгладит проблему безработицы в некоторых районах ЦАР, сблизит культуру и обычаи предпринимательства по обе стороны границ, расширит знания друг о друге, но и станет средством смягчения межэтнической напряженности и проблемы нелегальной миграции на территорию России9.
Объектом ГС является и информационная сфера. Само по себе информационное обеспечение ШОС выглядит довольно солидно. У Организации есть свои официальные интернет-ресурсы: URL: http://www.sectsco.org/RU123/ и URL: http://infoshos.ru/. Основные события в жизни ШОС, саммиты, совещания, визиты руководителей, учения «Мирная миссия» в СМИ стран-участниц получают своевременное освещение. Однако широкие слои населения имеют недостаточные знания о Шанхайском форуме, плохо представляют практическую полезность Организации для рядовых граждан. Вот тут-то могут свою позитивную роль сыграть «зрелища», т. е. массовые культурные мероприятия, гастроли художественных коллективов, выставки, кинопросмотры и т. д. Все то, что информирует и вызывает интерес даже у малообразованных людей, плохо разбирающихся в высокой политике.
130
Международные отношения КНР
«Зрелища» могут быть полезны и потому, что аудио- и видеоинформация сейчас воспринимается с большим интересом и более легко, чем печатные материалы. Недаром ныне часто говорится о «клиповом сознании» массового потребителя информации. Печатные материалы редко пользуются спросом у населения, если только они не снабжены красочными фотографиями и рисунками хорошего качества.
Поэтому видится оправданным продумать особые меры по освещению жизни Организации, адресованные рядовому гражданину. Среди них можно было бы назвать создание серии радиопередач о ШОС для центральных радиостанций стран-участниц. Может быть, по линии социальной рекламы следовало бы запускать короткие видеоролики по ТВ или в кино перед сеансами. В тематику этих аудио-и видеоматериалов следует включить вопросы культуры и быта на-родов-партнеров и их обычаи. (Обычаи других этносов представляются особенно интересным аспектом взаимоузнавания.) Также необходимо рассказывать, как именно ШОС может повлиять на экономику, культурную жизнь государств-членов и защиту людей от «трех зол».
Хотя «зрелища» как таковые в ШОС уже есть (например, фестивали культуры стран Организации), однако их недостаточно для того, чтобы они надолго внедрили идею ШОС в массовое сознание. Надо, чтобы их было или больше по количеству, или чтобы они качественно стали действительно яркими и массовыми. Праздники всегда более понятны и приятны людям, и через них надо напоминать о коллективном духе ШОС, а не только о культуре отдельных стран-участниц. Здесь России не стоит недооценивать свое особое конкурентное преимущество в плане формирования зрительского интереса — это балет, опера и изобразительное искусство.
Не следует игнорировать такой фактор, как созидательная эмоциональная сила толпы. Массовое малоуправляемое сосредоточение людей может обладать не только разрушительной, но и позитивной силой, если суметь вовремя «вбросить» в него нужную мысль или наглядную картину. Поэтому энергия красочных массовых зрелищ под конструктивными лозунгами способна сыграть свою роль. В Китае испокон веков умеют организовывать массовые праздники и использовать их в нужном ключе, т. е. задействовать в гуманитар-
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
131
ной деятельности эмоциональную составляющую. Это являет собой продуктивный шаг с точки зрения социальной психологии тоже. Кроме того, китайцам свойственно использовать ту особенность массового сознания, которая ответственна за запоминание создания страной-партнером общественно престижных объектов (административных зданий, стадионов), а также проведения масштабных мероприятий и форумов (Олимпиада-2008, Экспо-2010 в Шанхае, Годы КНР в государствах ШОС и проч.). Эта практика успешно работает на международный имидж Китая, и его опыт может быть небесполезен для применения другими странами ШОС.
К сожалению, гуманитарное сотрудничество в ШОС носит порой дискретный, а то и спонтанный характер. Для придания ему систематизированного склада видится полезным применить наработки проверенных гуманитарных технологий, которые позволят осуществлять целевой индивидуальный подход к каждому гуманитарному проекту. Автор согласен с теми российскими исследователями, которые полагают, что гуманитарные технологии (ГТ) — это комплекс методов управления социо-гуманитарными системами (к которым можно отнести и ШОС). С ГТ можно ассоциировать все, что связано с культурой, СМИ, PR, материальной стороной воздействия на массовое сознание. Можно сказать, что это комплекс мер, осуществляемых в гуманитарном пространстве с помощью словесной и/или зрелищной информации, причем сознательно и адресно. Гуманитарные технологии имеют стратегический характер, т. е. направлены на решение долгосрочных проблем и на развитие «живой», непосредственной коммуникации. Их «полезность» заключается в том, чтобы привить людям-объектам этих технологий оптимистичный взгляд на вещи10, что очень важно в условиях усугубляющегося глобального кризиса. (Для созидания нужно соответствующее настроение.)
В заключение видится небесполезным предложить еще несколько рекомендаций по повышению эффективности ГС ШОС, которые могут быть учтены и в проекте «Комплексной стратегии расширения гуманитарного влияния Российской Федерации в мире», ожидаемого для представления в ближайшее время.
1. К вопросу о финансировании. Для осуществления гуманитарных начинаний сейчас важно не столько тратить новые и распы-
132
Международные отношения КНР
лять уже выделенные средства, сколько оптимизировать и переком-мутировать то, что есть. ШОС необходима согласованная финансовая политика трат на ГС. Помимо вложений соответствующих официальных структур стран Организации, в финансировании гуманитарных планов ШОС можно было бы задействовать (естественно, на добровольной основе) возможности частного бизнеса, который таким образом получил бы широчайшую аудиторию для своих PR-акций.
2. В диалоге с китайской стороной и другими странами ШОС для России было бы целесообразно деликатно, но настойчиво характеризовать наши обеспокоенности и те цели, которые мы хотим достичь в свете наших интересов. Эффективность российских гуманитарных связей может пострадать от неуместного замалчивания намерений и недопущения разумной транспарентности в дву- и многосторонних контактах.
3. Видится целесообразным поднять вопрос о создании специального рейтингового агентства ШОС. Его деятельность дала бы возможность сгладить тот негативный эффект, который создают рейтинговые агентства Запада, предоставляющие собственные, зачастую предвзятые данные о странах-членах Шанхайского форума, об их экономике, внутренней жизни и о восприятии ШОС в мире. Если «шосовское» агентство станет публиковать свои данные в основных СМИ стран Организации (ТВ, Интернет, радио плюс газеты и журналы), то послужит делу повышения имиджа всей ШОС в мировом общественном мнении. В этом контексте опыт китайского рейтингового агентства Датун может оказаться небесполезным.
4. Стоит продумать и вопрос о бесплатной интернет-рассылке некоторых материалов аналитических служб РАТС (наподобие тому, как распространяют свои работы Фонд Карнеги и аналитическая служба Stratfor). При успехе этой инициативы и организации платной подписки данный проект мог бы стать даже коммерчески оправданным. Пока же он может оказаться уместным для «уравновешивания» мнений и оценок, продуцируемых аналитическими службами стран-конкурентов.
5. В повестку ближайшего Совещания министров культуры Шанхайской организации сотрудничества можно было бы включить
Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества...
133
вопрос о мерах по конкретизации и систематизации работы по улучшению международного имиджа ШОС, актуальность и важность которой становится все более очевидной.
6. Для успеха имидж-мейкерской активности Шанхайской группы видится полезным и подключение гуманитарного потенциала других, «непрофильных» служб и ведомств. Так, например, следует более широко использовать еще советский опыт визитов в иностранные порты военных кораблей, программы которых включали непосредственное общение с местным населением, показ фильмов и организацию празднеств и концертов на борту силами моряков. Не стоит игнорировать и возможности по оказанию российскими военными моряками помощи населению других стран, ставшему жертвой эпидемий, природных и антропогенных катастроф.
Итак, в силу того, что политико-экономическая кооперация внутри ШОС ныне осложняется ввиду особенностей современной мировой и региональной обстановки, представляется целесообразным «воспользоваться моментом» и обратить внимание на усиление гуманитарной составляющей Организации.
Примечания
1 Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Принята 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/06/106 755.shtml
2
Сафронова Е.И. 10-летие ШОС: некоторые итоги сотрудничества стран организации в области здравоохранения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVI. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 118; См. Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XIX. М.: ИДВ РАН, 2014. С. 185.
3
Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества... С. 190.
4 Там же. С. 186.
5 Габуев А. Приручить дракона. Как использовать финансовые амбиции Китая в ШОС. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Priruchit-drakona-17316
6 См., в частности, URL: http://www.ansar.ru/sobcor/oon-kitaj-ushhemlyaet-prava-ujgurskih-musulman и URL: http://rus.azattyq.org/content/chinese-muslims-ui gurs-xinjiang/24665611.html
134
Международные отношения КНР
7
Подробнее см.: Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития. М..:ИДВ РАН, 2008. С. 175.
8 URL: http://govemment.ru/media/files/YiQZ4Ln0dE.pdf
9 Подробнее см.: Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества... С. 189-190.
10 См. подробнее: Курочкин А.В. Что такое гуманитарные технологии? URL: http://anapa-pro.com/category/15/article/1413; Михайлов С. PR — одна из гуманитарных технологий (Комментарий к основной статье). — Там же.