Научная статья на тему 'Текстовые категории модальности и темпоральности в интернет-меме как образец современного креолизованнного текста'

Текстовые категории модальности и темпоральности в интернет-меме как образец современного креолизованнного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1221
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / INTERNET MEME / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / CREOLIZED TEXT / МОДАЛЬНОСТЬ / MODALITY / ПРОСПЕКЦИЯ / PROSPECTION / РЕТРОСПЕКЦИЯ / RETROSPECTION / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / TEMPORALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канашина С.В.

Рассматриваются текстовые категории модальности и темпоральности в интернет-меме, который представляет собой образец современного креолизованного текста. Анализу подвергаются англоязычные интернет-мемы, являющиеся важной частью англоязычной интернет-коммуникации. Текстовая категория модальности может выражаться в интернет-мемах не только лингвистическими, но и невербальными средствами. В интернет-меме, как правило, наблюдаются несколько «модальных потоков», один из которых выражается вербальным компонентом, а другой невербальным компонентом. Другой особенностью текстовой категории модальности в интернет-мемах является то, что интернет-мемам в целом свойственно высокое проявление модальности в силу их жанрового своеобразия. Текстовая категория темпоральности реализуется также особенным образом в интернет-мемах, поскольку, во-первых, большинство интернет-мемов темпорально не маркированы, во-вторых, в интернет-мемах часто наблюдается игра с временными планами, то есть временные планы могут накладываться друг на друга, пересекаться или противопоставляться, в-третьих, временные отношения могут выражаться как невербальными средствами в интернет-меме, так и вербальными. Таким образом, анализ показал, что текстовые категории модальности и темпоральности имеют ряд особенностей в интернет-мемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT CATEGORIES OF MODALITY AND TEMPORALITY IN AN INTERNET MEME AS A CREOLIZED TEXT

The paper treats modality and temporality as text categories of an internet meme, which serves as a sample of modern creolized text. The paper analyzes English internet memes that are an essential part of English internet communication. The text category of modality of an internet meme does not only have linguistic expression but also extra linguistic (non-verbal) expression. An internet meme usually has several levels of modality, some of which are verbal, while others are non-verbal. Another peculiarity of modality as a text category of an internet meme is its excessive display. The text category of temporality also has some peculiar features, accounted for by the genre characteristics of an internet meme. Most internet memes are not temporarily marked. There are several time aspects in an internet meme, these aspects can overlap or oppose one another. The text category of temporality of an internet meme can have both verbal and non-verbal expressions. The analysis shows that the text categories of temporality and modality of an internet meme have certain characteristic features typical of the genre.

Текст научной работы на тему «Текстовые категории модальности и темпоральности в интернет-меме как образец современного креолизованнного текста»

УДК 811.161.1

С.В. Канашина

ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ МОДАЛЬНОСТИ И ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-МЕМЕ КАК ОБРАЗЕЦ СОВРЕМЕННОГО КРЕОЛИЗОВАНННОГО ТЕКСТА

Рассматриваются текстовые категории модальности и темпоральности в интернет-меме, который представляет собой образец современного креолизованного текста. Анализу подвергаются англоязычные интернет-мемы, являющиеся важной частью англоязычной интернет-коммуникации. Текстовая категория модальности может выражаться в интернет-мемах не только лингвистическими, но и невербальными средствами. В интернет-меме, как правило, наблюдаются несколько «модальных потоков», один из которых выражается вербальным компонентом, а другой — невербальным компонентом. Другой особенностью текстовой категории модальности в интернет-мемах является то, что интернет-мемам в целом свойственно высокое проявление модальности в силу их жанрового своеобразия. Текстовая категория темпоральности реализуется также особенным образом в интернет-мемах, поскольку, во-первых, большинство интернет-мемов темпорально не маркированы, во-вторых, в интернет-мемах часто наблюдается игра с временными планами, то есть временные планы могут накладываться друг на друга, пересекаться или противопоставляться, в-третьих, временные отношения могут выражаться как невербальными средствами в интернет-меме, так и вербальными. Таким образом, анализ показал, что текстовые категории модальности и темпоральности имеют ряд особенностей в интернет-мемах.

интернет-коммуникация, интернет-мем, креолизованный текст, модальность, протекция, ретроспекция, темпоральность.

Креолизованный текст, по определению Е.Е. Анисимовой, — это «сложное текстовое образование, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата» 1. Опираясь на данное определение, мы предприняли попытку классифицировать интернет-мем, который представляет собой семиотически осложненное единство, функционирующее в интернет-среде как креолизованный текст с той оговоркой, что интернет-мем представляет собой креолизованный текст особого рода. Уникальная природа интернет-мема обусловлена прежде всего его существованием в интернете и, следовательно, вовлеченностью в орбиту множества разнообразных процессов, протекающих в интернете и затрагивающих не только формальный, но и содержательный уровень интернет-текстов. Поскольку интернет-мем как креолизованный текст должен адаптироваться в условиях интернет-коммуникации, его природа неизбежно отличается от природы традиционных креолизованных текстов.

Такая трактовка интернет-мема позволяет, во-первых, глубже понять феномен интернет-мема как сложного лингвовизуального явления, во-вторых, более успешно описать его природу, используя хорошо разработанный научный инструментарий лингвистов-семиологов, которые занимались проблемой креолизованных текстов.

Будучи креолизованным текстом, интернет-мем имеет бинарную структуру. Он состоит из вербального компонента (текст) и невербального компонента (шрифт, цвет, рисунок и т.д.). Определение интернет-мема предполагает обязательное наличие и лингвистического (текстового), и невербального (визуального) компонентов, при этом

1 Анисимова Е.Е. Креолизованные тексты — тексты XXI века? Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте : учеб. пособие. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1999. 148 с. С. 17.

© Канашина С.В., 2016

роль последнего также очень важна в интернет-меме. Текст является неотъемлемой частью структуры интернет-мема, ибо без текстовой части интернет-мем — всего лишь изображение в форме картинки, рисунка, фотографии и т. д. В то время как в некоторых креолизованных текстах паралингвистические средства выполняют формальную функцию правильного оформления текста и охватывают только план его выражения, в интернет-меме паралингвистические средства охватывают не только план выражения, но и план содержания, то есть влияют на смысл интернет-мема. Тексты, в которых паралингвистический компонент играет важную роль, Е.Е. Анисимова называет «паралингвистически активными текстами» 2. Пользуясь этим термином, мы можем сказать, что интернет-мем — паралингвистически активный текст. Интернет-мем имеет ряд отличительных особенностей в многообразной системе креолизованных текстов.

Во-первых, если креолизованные тексты в традиционном понимании — это все-таки бумажные тексты, а именно плакаты, комиксы, инструкции и т.д., то интернет-мемы являются компьютерно-опосредованными креолизованными текстами. Хотя само нахождение интернет-мема в интернете не определяет его особую природу, компьютерно-опосредованная форма все же неизбежно влияет на характер креолизации интернет-мема и на процесс декодирования его смысла как креолизованного текста, поэтому интернет-среда инициирует развитие определенных отличительных особенностей в таком креолизованном тексте, как интернет-мем. Интернет-мемы в целом должны рассматриваться в контексте интернет-коммуникации.

Во-вторых, такие текстовые категории, как целостность, связность, модальность, темпоральность, которые присущи всем креолизованным текстам, реализуются в интернет-мемах по причине их особой природы иначе.

В-третьих, интернет-мем, обладая, с одной стороны, рядом уникальных жанрообразующих признаков в системе креолизованных текстов, а с другой стороны, частично вбирая в себя признаки других креолизованных текстов, а именно карикатуры, комикса, плаката и т.д., потому что возник на базе этих креолизованных текстов, по сути является комплексным креолизованным текстом.

В-четвертых, интернет-мем отличается от иных креолизованных текстов своей массовостью и высокой адресностью. Возможности интернета позволяют ему стать мегапопулярным за считанные дни в отличие от других креолизованных текстов.

Таким образом, интернет-мемы обнаруживают явное дискурсивное своеобразие в системе креолизованных текстов.

Рассмотрим подробнее, как реализуются некоторые важные текстовые категории в интернет-мемах с той целью, чтобы наиболее полно раскрыть дискурсивную природу интернет-мема. В данной статье мы ограничимся текстовыми категориями модальности и темпоральности, которые, как мы считаем, являются ключевыми для понимания природы интернет-мема.

Модальность, которую вслед за О.С. Ахмановой мы понимаем как «понятийную категорию со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности, выражаемую различными лексическими и грамматическими средствами» , — одна из главных категорий текста. Модальность выполняет несколько функций в тексте: 1) дает выход на объективную оценку текста с точки зрения его достоверности, желательности, реальности; 2) подводит к субъективной оценке текста с позиции говорящего, затрагивая эмоционально-экспрессивную оценочность говорящего.

2 Там же. С. 12.

3 Бахтиозова М.Г. Временные маркеры субъективной модальности композиционно-речевой формы «повествование» (на материале английского языка) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2011. № 24. С. 94.

Анализ текстовой категории модальности в интернет-мемах позволяет глубже раскрыть особенности их текстовой организации и внутритекстовых связей, поскольку категория модальности реализуется особенным образом в интернет-мемах.

Во-первых, модальность в интернет-мемах может выражаться не только лингвистическими, но и невербальными средствами (фотография, картинка, выражение лица на картинке и т.д.), в то время как в традиционных, некреолизованных текстах основными носителями модальности являются грамматические и лексические средства (различные формы глагола, конструкции со значением нереальности, слова с оценочным значением и т. д.).

Во-вторых, в интернет-меме наблюдается несколько «модальных потоков». Один из «модальных потоков» выражается вербальным компонентом, другой «модальный поток» — невербальным компонентом, причем в невербальном компоненте может также наблюдаться «модальная полифоничность», если картинка выражает одно модальное значение, цвет — другое модальное значение, рамка — третье. То же самое характерно для вербального компонента: сопроводительная надпись, шрифт могут передавать различное модальное значение. В результате взаимодействия «модальных потоков» они накладываются друг на друга и в том случае, если модальные потоки, выраженные вербальным и невербальным компонентом, гармонируют, модальность возрастает и интернет-мем передает сильное модальное значение (например, на рисунке 1 отрицательное отношение автора к жестокому обращению с животными подкрепляется и картинкой, и сопроводительной надписью). В том случае, если модальные потоки находятся в оппозиции, не сочетаются, возникает диссонанс, конфликтность и, как следствие, мем становится сложным для восприятия и декодирования (например, на рисунке 2 картинка голодающих детей не сочетается со словами о проявленном милосердии и помощи в виде молитвы, что порождает определенный саркастический прагматический эффект).

\

Tied to the back of a car and dragged.

Share this if you are against animal cruelty. They deserve better.

Рис. 1

Рис. 2

В-третьих, для интернет-мемов в целом характерно высокое проявление модальности в силу их жанрового своеобразия и прагматической установки эмоционального воздействия на реципиента. В то же время, согласно И.Р. Гальперину,

4

существуют тексты с нулевой модальностью, например, научные тексты , тексты очень «модально заряженные», например, поэтические произведения, проза, в которых автор стремится передать свое видение мира, мнение, оценку, что влияет на выбор модальных средств. По степени модальности интернет-мемы приближены к художественным произведениям, поскольку в них, как правило, отчетливо выражена эмоционально-экспрессивная оценка автора, то есть на первый план выходит субъективная модальность.

В целом анализ категории модальности показывает, что данная категория в интернет-мемах реализуется сложным путем: за счет их креолизованного характера, с одной стороны, и прагматической установки — с другой.

Категория темпоральности — это категория, выражающая временные отношения в тексте, которые важны для полноценного понимания содержательного плана.

Выражение временных отношений — важный аспект для понимания любого текста, в том числе для понимания интернет-мема. Реализация категории темпоральности в интернет-мемах имеет свои особенности.

Во-первых, большинство интернет-мемов темпорально не маркированы, поскольку интернет-коммуникация, в поле которой попадают интернет-мемы, происходит в режиме он-лайн. Следовательно, диалог между отправителем интернет-мема и реципиентом разворачивается в определенную минуту и на первый план в такого рода коммуникации выходят такие факторы, как ситуация общения, особенности участников общения, их фоновые знания и т. д. Стоит отметить, что, хотя интернет-мемы, как правило, темпорально не маркированы, временные отношения в них все равно выражены, но носят достаточно относительный, абстрактный характер, потому что, даже если в интернет-меме нет непосредственного указания на какой-либо период времени, он, тем не менее, соотнесен с определенным временем, исторической эпохой и содержит определенный временной контекст, указанный, как правило, не прямо (даты, цифры), а косвенно (фотография известного человека, создающая аллюзию на определенное историческое время).

Во-вторых, для интернет-мемов характерна игра с временными планами, то есть временные планы могут накладываться друг на друга, пересекаться или просто противопоставляться. Такое явление может наблюдаться в интернет-мемах, когда автор прибегает к ретроспекции (ретроспекция — «грамматическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующей

4 Дроздова Т.В. Проблемы понимания научного текста (англоязычные экономические тексты). Астрахань: Изд-во АГТУ, 2003. 224 с.

содержательно-фактуальной информации» 5) или проспекции (проспекция — «грамматическая категория текста, объединяющая различные языковые формы отнесения содержательно-фактуальной информации к тому, о чем речь будет идти в последующих частях текста» 6).

Например, на рисунке 3 автор прибегает к проспекции (what will be 2025) и противопоставляет прошлое и будущее c целью достижения комического эффекта.

TECHNOLOGY

What will it be In 2025?

Рис. 3

На рисунке 4 план прошлого, выраженный невербальными средствами, а именно фотографией И.В. Сталина, накладывается на план настоящего, который выражен вербальными средствами, то есть словами И.В. Сталина, обращенными к президенту США Б. Обаме. Такая игра с временными планами неизбежно приводит к процессу гибридизации ментальных пространств, поскольку за каждым временным планом стоит определенное ментальное пространство, которое инициирует образы, ассоциации и представления. Например, ментальное пространство, основанное на образе И.В. Сталина, порождает представление об авторитарном стиле правления. При взаимодействии этого ментального пространства с ментальным пространством, основанным на образе Обамы, образуется бленд и Обама воспринимается как диктатор, жесткий правитель.

SM Мог» Civr Retiree IVU№ aiOwwdewn

Рис. 4

5 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 3-е изд., стереотип. М.: Эдиториал, 2005. 144 с. С. 106.

6 Там же. С. 112.

В-третьих, временные отношения могут выражаться как невербальными средствами в интернет-меме, как и вербальными. Креолизованная форма интернет-мемов позволяет максимально использовать содержательный потенциал невербальных средств, поэтому категория темпоральности может быть выражена с помощью фотографии, картинки, рисунка и т.д. Как отмечает Е.Е. Анисимова, «в креолизованном тексте иконические средства могут самостоятельно нести определенную временную информацию (обычно это изображения предметов материальной культуры определенного периода,

у

например, пирамиды, сфинкса и др.)» . Наличие вербальных и невербальных компонентов в интернет-меме, каждый из которых может выражать временные отношения, осложняет его содержательную сторону.

Итак, категория темпоральности — очень важный аспект для интернет-мема не только в содержательном плане, но и в плане актуальности и популярности. Поскольку многие интернет-мемы затрагивают актуальные, злободневные темы, категория темпоральности в интернет-мемах должна удачно вписываться в исторический контекст времени, чтобы каждый отдельный мем был актуальным и современным. Иначе они не будут привлекать внимание аудитории.

В заключение следует отметить, что в интернет-меме, представляющем собой образец современного креолизованного текста, категории модальности и темпоральности реализуются неконвенциональным образом. В некоторой степени эти особенности определяются внешней средой интернета, которая служит плодотворной почвой для лингвокреативности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова, Е.Е. Креолизованные тексты XXI века. Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте [Текст]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1999. — 148 с.

2. Бахтиозова, М.Г. Временные маркеры субъективной модальности композиционно -речевой формы «повествование» (на материале английского языка) [Текст] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 24. — С.94-97.

3. Волоскович, А.М. Когнитивные и семиотические аспекты взаимодействия компонентов полимодального текста [Текст] : дис. ... канд. филол. наук. — М., 2012. — 188 с.

4. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]. — 3-е изд., стереотип. — М. : Эдиториал, 2005. — 144 с.

5. Дроздова, Т.В. Проблемы понимания научного текста (англоязычные экономические тексты) [Текст]. — Астрахань : Изд-во АГТУ, 2003. — 224 c.

REFERENCES

1. Аnisimova, E.E. Kreolizovannye Texty XXI veka. Vzaimodejstvie verbal'nogo I paralingvisticheskogo v Texte [Creolized texts of the 21th century. Interaction of verbal and paralinguistic things in a text]— Voronezh : Central Black Earth Publishing House, 1999. — 148 p.

2. Bakhtiozova, M.G. Vremennye markery sub"ektivnoj modal'nosti kompozitsionno-rechevoj formy «povestvovanie» (na materiale anglijskogo yazyka) [Temporary markers of subjective modality of compositional voice form "narrative" (material of English language)] [Text] // Scientific statements BSU. Series: Humanities. — 2011. — N 24. — P. 94-97.

3. Voloskovich, АЖ. Kognitivnye i semioticheskie aspekty vzaimodejstviya komponentov polimodal'nogo Texta [Cognitive and semiotic aspects of multimodal interaction between the components of the text] [Text] : The dissertation for degree of the candidate of philological sciences. — M., 2012. — 188 p.

7 Анисимова Е.Е. Креолизованные тексты — тексты XXI века?

4. Gal'perin, I.R. Text kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text is as an object of linguistic research] [Text]. — 3d edition, stereotype. — Moscow : Editorial, 2005. — 144 p.

5. Drozdova, T.V. Problemy ponimaniya nauchnogo texta (angloyazychnye ekonomicheskie texty) [Problems of understanding scientific texts (English-language economic texts)] [Text]. — Astrakhan : Publishing House of the Astrakhan State Technical University, 2003. — 224 p.

S.V. Kanashina

TEXT CATEGORIES OF MODALITY AND TEMPORALITY IN AN INTERNET MEME AS A CREOLIZED TEXT

The paper treats modality and temporality as text categories of an internet meme, which serves as a sample of modern creolized text. The paper analyzes English internet memes that are an essential part of English internet communication. The text category of modality of an internet meme does not only have linguistic expression but also extra linguistic (non-verbal) expression. An internet meme usually has several levels of modality, some of which are verbal, while others are non-verbal. Another peculiarity of modality as a text category of an internet meme is its excessive display. The text category of temporality also has some peculiar features, accounted for by the genre characteristics of an internet meme. Most internet memes are not temporarily marked. There are several time aspects in an internet meme, these aspects can overlap or oppose one another. The text category of temporality of an internet meme can have both verbal and non-verbal expressions. The analysis shows that the text categories of temporality and modality of an internet meme have certain characteristic features typical of the genre.

internet communication, internet meme, creolized text, modality, prospection, retrospection, temporality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.