Научная статья на тему 'Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза: к проблеме праздничного миромоделирования'

Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза: к проблеме праздничного миромоделирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
296
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНЫЙ ДИСКУРС / СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОД / ТЕКСТОВЫЙ КОНТИНУУМ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА / HOLIDAY DISCOURSE / SEMIOTIC CODE / REGIONAL HOLIDAY TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тубалова Инна Витальевна, Эмер Юлия Антоновна

Представлено лингвокультурологическое описание регионального праздничного дискурса как результата взаимодействия разных семиотических кодов. Описано своеобразие текстового континуума регионального праздника как результата взаимодействия разных составляющих: фольклорной и бытовой, традиционной и современной, эстетической и прагматической и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given research provides a linguoculturological description of regional holiday discourse as a result of interaction of various semiotic codes. The result of the research is the description of regional holiday text peculiarities as interaction of various components: folklore and everyday, traditional and modern, aesthetic and pragmatic, etc.

Текст научной работы на тему «Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза: к проблеме праздничного миромоделирования»

________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_________

2009 Филология №2(6)

УДК 81'42

И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер

ТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДНЯ ГОРОДА И ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВУЗА:

К ПРОБЛЕМЕ ПРАЗДНИЧНОГО МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ*

Представлено лингвокультурологическое описание регионального праздничного дискурса как результата взаимодействия разных семиотических кодов. Описано своеобразие текстового континуума регионального праздника как результата взаимодействия разных составляющих: фольклорной и бытовой, традиционной и современной, эстетической и прагматической и др.

Ключевые слова: праздничный дискурс, семиотический код, текстовый континуум регионального праздника.

Праздник является одним из значимых способов культурного осуществления человечества, противопоставление праздников и будней свойственно любому этапу его развития, «праздник возникает и существует в культуре как форма эмоционально-символического выражения и моделирования человеком своего отношения к миру» [1]. Праздничный код каждой культуры отражает специфику мироопределения этноса, его социокультурные, религиозные и национально-специфические установки.

Мир праздника, одного из значимых компонентов культуры, отражающего специфику каждой конкретной эпохи развития человечества, не раз становился объектом исследования гуманитарных наук (см. работы С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, К. Жигульского, К. Леви-Стросса, Д.С. Лихачева, А.И. Мазаева, В.Я. Проппа, В.Н. Топорова, В. Тэрнера, О.М. Фрейденберг, Э. Фромма, М. Фуко, Й. Хейзинги, М. Элиаде и др.).

Не последнюю роль в структуре праздника играет текстовая составляющая, которая может быть рассмотрена как компонент праздничного дискурса.

Праздничный дискурс постепенно входит в сферу объектов описания современной лингвистики. Возникает потребность в описании праздничных дискурсивных практик, лингвокогнитивных моделей характерных для данного дискурса речевых жанров, концептуальных систем праздничных текстов.

В данном исследовании рассматривается дискурсивная специфика текстовой организации праздников День города и День рождения вуза (День рождения ТГУ и День рождения ТПУ). Материалом послужили видео- и текстовые записи соответствующих праздников, зафиксированных на различных праздничных площадках г. Томска (в том числе в вузах Томска), а также праздничные материалы, выставленные в томском интернет-пространстве.

Современная праздничная парадигма не имеет столь четко регламентированного характера, как архаическая, но типология праздников остается достаточно выраженной и зависит от специфики социокультурной среды ее

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-04-64404 а/Т.

реализации. Ее неоднородность, негомогенный характер современного культурного пространства обусловили многообразие вариантов реализации праздничных моделей (см. работы [2-5] и др.).

При исследовании праздничного дискурса важным является то, что динамика каждой праздничной модели представляет собой результат своеобразного диалога универсального и субкультурно обусловленного, общенационального и регионально специфического в человеческой культуре: каждый регион по-особому акцентирует общенациональный праздничный календарь, сохраняя общую доминанту и актуализируя социокультурную специфику региона. Так, насколько значимым в контексте региональной обусловленности г. Томска является День науки, настолько периферийным представляется статус праздника День работников угольной промышленности.

Вариативность праздничного дискурса отражает вариативность современной картины мира. Так, каждая субкультура формирует свой праздничный календарь, в который включаются как официальные праздники (выборочно), так и собственные, порожденные в рамках данной субкультуры. Официальные праздники, сохраняя общенациональную доминанту, встраиваются в конкретную социокультурную среду. Содержание праздничного календаря может быть обусловлено и возрастными приоритетами: возрастная стратификация проявляется в историко-культурных установках таких праздников, как Последний звонок, Посвящение в студенты и под., где в основе праздничного моделирования - ритуальная составляющая обряда инициации, семиотическая нагруженность которого связана с идеей перехода от одного этапа человеческой жизни к другому. В структуре культурной модели указанных праздников значительную роль играет и субкультурная обусловленность (субкультура студенчества, школьная субкультура). В последние годы все большее влияние на принципы праздничного моделирования оказывает корпоративная культура, предполагающая введение в праздничный календарь корпоративных праздников (в этом смысле Дни рождения вузов можно отнести к таковым). Особое место в календаре занимают государственные («идеологические») праздники, структура и содержание которых претерпели в постсоветскую эпоху значительные изменения, связанные с тем, что на смену советской идеологии пришла «национальная идея».

Рассматриваемые в данном исследовании праздники День города и День рождения вуза характеризуются значительной общностью, одним из важнейших проявлений которой является ориентация на день рождения (человека) как часть общекультурной праздничной парадигмы, что определяет, например, их «встроенность» в жизненный цикл. Так, если в рамках первоначальной модели дня рождения (человека) одним из необходимых проявлений является подведение итогов данного жизненного этапа, пожелание реализации дальнейших планов, актуализация достоинств именинника и т.д., то в рамках моделей Дня города и Дня рождения вуза также подводятся итоги деятельности и обсуждаются перспективы развития, подчеркиваются достижения, но при этом значительную роль играет и перечисление имеющихся проблем (что практически исключено в праздничном тексте дня рождения человека): Могли ли меньше наделать ошибок? Безусловно, особенно в лесной промышленности. Но удержать ЛПК на прежнем или сопоставимом

с прежним уровне все равно бы не удалось - главным товаром было бревно. <...> Но нужны стратегические инвесторы, готовые вложить огромные средства ради будущей прибыли и практически неограниченной возможности развиваться. Найти их пока не удается. <...> В прошлом, даже не в самом удачном году, он был неурожайный на кедровые орехи, население заработало более 200 миллионов рублей. В основном их получили жители самых отдаленных, глубинных уголков, где давно уже нет ни работы, ни заработка (из беседы журналиста «РФ сегодня» с губернатором Томской области Виктором Крессом).

Культурное пространство каждого города России XXI в. оформлено в сознании современного человека как самостоятельная компонента: современное общество тяготеет к формированию самобытной имиджевой системы каждого города через доминантные проявления его социокультурной среды. Одним из проявлений этого стала наметившаяся в последнее время актуализация в российском обществе традиции празднования Дня города (а также других населенных пунктов), в рамках которой оформляются специфические особенности каждого города как административно-культурной единицы.

Праздники День города и День рождения вуза объединяет и их выраженная региональная обусловленность, которая играет не последнюю роль в организации праздничного моделирования: в праздничных текстах Дня рождения Томска активно подчеркивается его общероссийский статус вузовского города, а в текстах Дня рождения ТГУ и Дня рождения ТПУ - региональный статус данных вузов.

Праздничные тексты Дня города (Томска) и Дней рождения вузов (ТГУ и ТПУ) имеют значительное пересечение в реализации концептуальных систем, в праздничном представлении хронотопа (так, в праздничных текстах регулярно реализуется смысловая модель «Томск расположен далеко от железнодорожной магистрали - в Томске заложен первый за Уралом университет - Томск стремительно развивается»), в значимости имиджевой установки праздничного текста.

Вместе с тем такой праздник, как День города, не имеет в своей основе корпоративной обусловленности, в отличие от Дней рождения вузов, где указанная компонента занимает одну из определяющих позиций.

При значительном сходстве внутренних установок рассматриваемых праздничных моделей (обусловленность жизненным циклом «виновника торжества» (города или вуза), региональная ориентированность, выраженность имиджевой установки и т.д.) модели данных праздников демонстрируют определенные отличия, что проявляется в их текстовых формах.

В соответствии с этим рассмотрим текстовые проявления исследуемых праздников на основании следующих базовых параметров праздничной модели: специфика праздничного хронотопа и специфика моделирования образов (в данном случае - образа «именинника»).

Праздничный хронотоп рассматриваемых праздников, при значительном сходстве, в рамках каждого из них демонстрирует определенную специфику.

Пространство и время, являясь основными миромоделирующими параметрами, подвергаются в культурном пространстве человека активному переосмыслению. Их обыденное восприятие отражает аксиологические уста-

новки культурного сообщества, позволяя передать коллективный опыт сквозь призму оппозиций «верх/низ», «левый/правый», «близкий/далекий», «прошлое/будущее», «день/ночь» и др. В текстах рассматриваемых праздников наибольшей выраженностью обладают пространственная оппозиция «центр/периферия» и временная - «прошлое/будущее».

Для данного исследования значимыми являются как реальное праздничное время и пространство, так и эстетически переосмысленные пространственно-временные модели, проявленные в праздничном тексте.

В отличие от корпоративных, субкультурно обусловленных праздников Последний звонок и Посвящение в студенты, где все праздничное действо, согласно традиции, развивается на одной сценической площадке (обычно актовый зал школы/вуза), реальное пространство праздников День города и День рождения вуза отличается пространственно-временной разомкнуто-стью. Празднование Дня города осуществляется на нескольких сценических площадках города, кроме того, официальные структуры (Государственная Дума Томской области, городская Дума, администрации городских округов) проводят торжественные заседания с вручением приуроченных к данному событию наград. Реальное время праздника также дискретно. Несмотря на закрепленную дату его проведения, в юбилейные годы мероприятия, приуроченные к празднику, организуются на протяжении нескольких месяцев и затрагивают все сферы жизнедеятельности города. Так, в год празднования 400-летнего юбилея г. Томска в течение полугода до непосредственной даты его проведения состоялись такие мероприятия, как открытие пресс-центра «Томск-400», в городском Доме ученых состоялась выставка-ярмарка издательской продукции, посвященной юбилею г. Томска, был торжественно открыт фонтан, который предприятие «Томлесстрой» подарило жителям города к дню рождения Томска, прошел ряд конкурсов по краеведению для детей и юношества и т.д. В ряду перечисленных мероприятий выделяются специально организованные (открытие пресс-центра и под.) и приуроченные к празднику регулярные мероприятия (спортивные соревнования и под.).

Речевое оформление мероприятий любого вида обязательно включает текстовое представление образа Томска. При этом в текстовой составляющей специально организованных мероприятий указанный образ выступает в качестве ключевого, в отличие от приуроченных, где он актуализируется нерегулярно (в основном в целях торжественного оформления события: в приветственных словах, итоговых речах, текстах плакатов и баннеров и т.п.).

Одним из частотных видов реализации образа Томска является использование в праздничных текстах его неофициальных оценочных номинаций: «Сибирские Афины», «умный город», «студенческий город» и под. Различные варианты этих наименований, приобретая статус слоганов, используются в праздничном оформлении городского пространства (плакаты, баннеры, объявления и т.д.). Их содержание во многих случаях становится источником текстопорождения при формировании праздничного текста. В качестве примера рассмотрим текст: У Томска сегодня день рождения. В 1604 году в этот день закончилось строительство острога на берегу Томи. За 404 года своей истории город переживал разные времена. Сегодня многие исследователи утверждают, что расцвет Томска начался с открытия здесь импе-

раторского университета. Не случайно поэтому город называют Сибирскими Афинами. Когда же появился этот античный образ? Оказалось, изначально к Сибирским Афинам Томск не имел никакого отношения... 1 В данном отрывке реализована органичная для контекста празднования Дня города и в связи с этим частотно реализуемая в нем когнитивная установка на поиск мотивированности неофициального названия города. В соответствии с ней неофициальное название Томска - Сибирские Афины - связывают с открытием в нем императорского университета (и такая связь также становится знаковой в структуре праздничной модели Дня рождения Томска). Таким образом, в инициальной части текста актуализация культурно значимого смысла, заложенного в образе античных Афин, напрямую связывается с образовательной доминантой университета. Положительный модус, заданный условиями праздничного события, реализуется достаточно отчетливо (расцвет, открытие и т.д.).

Актуализация в номинации «Сибирские Афины» в большей степени образовательной, чем культурной, доминанты развивается в дальнейшей структуре праздничного диалога: Нельзя точно сказать, кто и когда впервые назвал Томск Сибирскими Афинами. Но это название, безусловно, связано с университетом. Например, к своему 300-летию Томск уже и в столичной печати назывался Сибирскими Афинами... (И. Делич, директор музея ТГУ). Убедительность текста достигается как за счет убежденности его автора - участника праздничного события, что проявляется на эмоциональном уровне (Нельзя точно сказать... Но это, безусловно, связано... / ...уже и в столичной печати назывался .), так и за счет рациональных условий (статус автора текста как специалиста в области истории Томска, его апеллирование к историческим фактам и т.д.).

Аналогичные когнитивные установки проявляются в высказывании следующего оратора, также являющегося специалистом в данной области: А уже ближе ко Второй мировой войне встречается больше название... Не утихает, конечно, это - Сибирские Афины, потому что Томск и спасался тогда прежде всего благодаря университету. Но больше уже название ближе к современному, ведь культурной жизни уже напряженной не было - это Сибирский Кембридж, Сибирский Оксфорд (А. Караваева, директор Государственного архива Томской области). В данном фрагменте автор намеренно устанавливает отношения между доминантами «образование» и «культура» в содержательной структуре номинации «Сибирские Афины», противопоставляя их как в структуре текста (Но... уже... ведь), в том числе за счет сопоставления с другой номинацией, в которой отчетливее проявляется образовательная составляющая (Сибирский Кембридж, Сибирский Оксфорд).

Таким образом, в структуре праздничного текста Дня города моделируется позитивный образ Томска как современного, динамично развивающегося города («умный город», «инновационный центр», «технико-внедренческая зона», «научно-образовательный комплекс»), и это обусловлено, в частности, тем, что университеты играют особую роль в его жизни.

1 «Час пик», информационно-аналитическая программа томского телевидения ТВ-2, 07.10.2008.

Пространственно-временная организация Дня рождения вуза также не является замкнутой, но в большей степени сосредоточивается вокруг конкретной событийно-локальной точки: основная часть мероприятий проходит в стенах вуза, но в связи с особым статусом вузов на фоне городской среды ряд мероприятий приобретает городской масштаб и выходит за его пределы (так, День рождения ТГУ в качестве традиционного мероприятия включает праздничное карнавальное шествие, зрителями которого становятся все жители города). Как и в годы юбилейных торжеств Дня города, в юбилейные годы вуза праздничное оформление получает характерная для вуза текущая деятельность: научные и научно-методические конференции, семинары, выставки и т.д. Такую структуру можно обозначить как полевую, где пространство вуза и дата праздничного события выступают в качестве ядерной части.

Реальное праздничное действие получает эстетическое переосмысление непосредственно в текстовом воплощении праздничного дискурса.

В торжественных обращениях руководителей области и города к правительству России и к населению отчетливо просматривается акцентирование особого пространственного положения Томска как географического объекта. Аксиологическая природа восприятия пространства позволяет позиционировать Томск как уникальный, самобытный город, обладающий особым статусом в структуре государственного пространства. Положительный аксиологический образ, создаваемый сквозь призму пространственных характеристик, соответствует внутренним принципам исследуемого праздника, когнитивные установки которого направлены на актуализацию основных положительных качеств «именинника» (Томск уникален своим расположением в отрогах Салаирского кряжа Алтае-Саянской горной системы. Он занимает место форпоста между крупнейшим в мире горным массивом и величайшей Западно-Сибирской равниной. Томск стоит на полпути между Европой и Азией, на границе между североазиатскими степями и южносибирской тайгой. Это повлияло на формирование особого жизненного уклада горожан, соединившего натуральное хозяйство, замешанное на изобильных природных ресурсах, с торговлей и извозом, как предтечей экспортно-импортных операций) (из Обращения к членам государственной комиссии по празднованию 400-летия Томска, 25.01.2002 г.).

Еще ярче аксиологическая компонента проявляется в структурах метафорического переосмысления пространственных позиций города-именинника (Уникальность Томска как центра Томской области - бесспорна и очевидна // Томск уникален как сибирский центр образования и просвещения) (В. Кресс. Из обращения к горожанам. - Шр:/^-«^

tomskinvest.ru/tomsk400.php).

В текстовой среде Дня рождения вуза пространственные характеристики играют меньшую роль и проявляются в основном только метафорически, демонстрируя определенную аксиологическую направленность. Прямая пространственная характеристика в праздничных речах, посвященных Дню рождения вуза, - большая редкость: Целых 130 лет высится в центре Томска величественное белое здание главного корпуса ТГУ - одного из старейших вузов России и при этом одного из самых современных (Концерт, посвященный юбилею ТГУ. Май, 2008. Из монолога ведущего). Это связано с тем, что

вуз, в отличие от города, не является значимым элементом наивной географии. Метафоры пространства в этом случае выполняют общекультурную роль актуализаторов статусной характеристики: 28 мая 2008 года исполняется 130 лет со дня подписания Александром II указа об учреждении Императорского Томского университета. Основанный в 1878 году, первый за Уралом университет стал колыбелью просвещения и одним из национальных центров образования, науки и культуры (Из поздравительной речи представителя администрации ТГУ) // Образовательная столица Сибири передала эстафету инновационного развития вузам региона (Из поздравительной речи представителя администрации Томской области).

Модель времени в праздничных текстах Дня города и Дня рождения вуза реализуется в основном в линейном варианте. Праздничное время концентрируется вокруг праздничного события и предполагает проекции в прошлое и будущее: День рождения - это дополнительный и своевременный повод оглянуться и оценить задел на будущее... (из речи ректора ТГУ). Юбилейное событие, выступающее в рамках данной модели как точка отсчета, предстает как существующее в реальном времени: Всего через две недели город Томск отметит свой 400-летний юбилей... (из приветственного слова) // 130 лет назад, 28 мая 1878 года, был подписан указ об учреждении Императорского Томского университета (Из поздравительной речи мэра г. Томска) // 11 мая мы отмечаем День рождения Томского политехнического университета (из обращения ректора ТПУ). Его обозначение позволяет достаточно подробно описать содержание деятельности «именинника», сосредоточивая внимание на его положительных сторонах (И наш старинный Томск волшебно преобразился. Город возродил свое былое достояние и одновременно изменился, приобрел много нового. Сменился и сам ритм жизни: мы открываем бизнес-инкубатор для студентов, развиваем информационные технологии и инновационный бизнес, устанавливаем спутниковые антенны в таежной глубинке, обеспечиваем сельские школы компьютерами, размещаем в классическом университете центр управления полетами спутников (из праздничного выступления губернатора Томской обл.) // Целых 130 лет высится в центре Томска величественное белое здание главного корпуса ТГУ -одного из старейших вузов России и при этом одного из самых современных (Концерт, посвященный юбилею ТГУ. Май, 2008. Из монолога ведущего).

Обращение к прошлому является обязательной составляющей всех исследуемых праздничных текстов. Время в этом случае предстает как реальное, историческое. Авторы текстов сосредоточиваются на перечислении событий, значимых для истории как самого «именинника», так и для страны в целом, что представляется весьма органичным, учитывая, с одной стороны, общественную значимость города или вуза, а с другой - специфику, свойственную дню рождения как особому типу праздника, при этом, в отличие от первоначальной модели дня рождения (человека), где экскурс в его прошлое разрешается в индивидуально-личностном ключе (ср.: Вам было 6лет, когда немцы заняли Саратов и вашей семье пришлось уехать из родного города...), образ прошлого в текстах рассматриваемых праздников моделируется сквозь призму общественной значимости исторических событий: Сибиряки были на самых трудных участках войны, сначала сдерживая тяжкий натиск врага,

а потом ломая его хребет. 76 человек - уроженцев земли томской - стали Героями Советского Союза. Около 130 тысяч томичей ушли на фронт. Половина из них не вернулась домой. Вечная память павшим! (из праздничного обращения к жителям г. Томска депутата Государственной Думы Томской области) // И университет, который отдал практически все свои помещения под оборонные производства, под госпиталя, приютивший национальное достояние - рукописное наследие А.С. Пушкина, М. Горького, музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Университет, который имел минимальные ресурсы для своей деятельности, боролся и работал во имя Победы (из поздравительного обращения, размещенного на сайте ТГУ).

Образ будущего также является обязательным объектом рефлексии в рассматриваемых праздничных текстах. Конкретно-историческая перспектива проявлена здесь менее отчетливо, чем при моделировании образа прошлого, но все-таки имеет место быть, соответствуя имеющимся в настоящий момент специфическим свойствам города или вуза: Отшумят праздники, но Томск, старинный и обновленный, получивший мощный импульс развития, перешагнет в пятое столетие, открыв новую главу в своей истории. И в эту главу нам предстоит вписать новые дороги и мосты, реконструкцию окраин, создание заповедных зон деревянной архитектуры, застройку жилых микрорайонов на левом берегу Томи и к северу от Томска, открытие инновационных предприятий и многое другое (из поздравления губернатора Томской области В. Кресса с 400-летием Томска) // Нам достался уникальный город в наследство от предков. Мы сумели сделать его лучше, краше. Но нынешнему поколению томичей предстоит еще немало потрудиться, чтобы оставить потомкам Томск, которым можно гордиться, нужно хранить и стоит любить (Там же) // День рождения - это время не только подводить итоги, но и заглядывать в будущее. Мы верим, что первый в Сибири университет будет высоко нести свое знамя и навсегда останется Первым - в сердцах студентов, выпускников и преподавателей (из речи ректора ТГУ). Это отличает описание исторической перспективы Дней рождения города и вуза от первоначальной текстовой модели дня рождения, где образ будущего реализуется в жанре пожелания и в большинстве случаев общественно не обусловлен (носит индивидуально-личностный характер).

Таким образом, пространственно-временная организация рассматриваемых праздников находит реализацию в аксиологическом оформлении праздничного текста.

Природа праздника, ярко проявленная в праздничном тексте, предопределяет особую активность мифопоэтических культурно значимых установок.

Образ Томска в праздничном контексте Дня города моделируется сквозь призму установок традиционной культуры, советского наследия и современного вузовского города. Одной из значимых праздничных доминант является традиционная фольклорная компонента. Она присутствует и во вводной части неофициального празднования, где проявляется, например, как ритуальный компонент приветствия (хлеб-соль), и в его основной части, где играет организующую роль. Достаточно часто действо на многих праздничных площадках города выстроено на основе стилизации, ориентированной на традиционные народные гулянья, что предполагает определенную специфи-

ку текстовой среды. Звучат частушки (Мы на Кипр не летаем, в Турцию не ездим, В Чажемто водичку пьем - это нам полезней), скоморошьи переклички (Эй, томичи! Покупай калачи, Пряники медовые, караваи пудовые! // А ну-ка, честной народ, подходи силой помериться!), легенды (про Тому и Ушая) и т.д. Использование традиционной фольклорной компоненты позволяет представить Томск как город старинный, «родной», «свой», создавая, с одной стороны, эффект камерности, а с другой - социокультурного единения его жителей.

В официальных поздравлениях и в СМИ достаточно активно проявляются текстовые модели советской культуры. Отметим, что современная официально-деловая текстовая среда представляет собой синтез «классического», сформировавшегося в советское время, и современного, ориентированного на западные традиции. Так, модели праздничных текстов демонстрируют это с особой отчетливостью. «Советские» модели выполняют в праздничных текстах различные функции. Рассмотрим некоторые из них. «Советские» речевые штампы сохраняют заложенное в них изначально идеологическое содержание, тем самым способствуя созданию эффекта торжественности, реализуя суггестивную функцию: Великое прошлое и достойное настоящее, созидание и любовь к своей малой родине объединяют наши города - Томск и Северск. <...> Желаем Томску добра и мира, большого и успешного будущего, дальнейшего процветания и благоденствия, а всем томичам - крепкого здоровья, большого личного счастья, новых свершений и трудовых побед (из поздравительной речи мэра г. Северска). Как уже отмечалось, в рассматриваемых праздничных поздравлениях активно выстраивается образ прошлого, при этом речевые штампы советского времени позволяют воспроизвести атмосферу описываемого реального исторического времени и подчеркнуть значимость перечисляемых фактов (Мы приветствуем Томск — город тружеников и защитников самостоятельности, независимости и целостности нашей страны, город, принявший в трудные военные годы десятки важнейших оборонных производств (из поздравления Президиума Сибирского отделения РАН). Во многих случаях указанные речевые штампы присутствуют в праздничных текстах имплицитно, являясь базой для формирования современной поздравительной модели, которая выстраивается «от противного» (В судьбе Сибири, России наш многонациональный, многоконфессиональный и многопартийный город всегда играл заметную роль (из праздничного обращения председателя Государственной Думы Томской области).

Образ Томска как современного вузовского города в праздничных текстах Дня города актуализируется достаточно регулярно, так как вузовская компонента является одной из основных в имиджевой структуре Томска. Наиболее последовательно ее реализация осуществляется в официальных праздничных текстах (Томск уникален как сибирский центр образования и просвещения. В течение одного десятилетия XIX века купеческий город был вовлечен в масштабное строительство Университета, и с того времени вот уже второе столетие наш город служит кузницей кадров для всей Сибири и России (из праздничной речи представителя администрации Томской области).

В имиджевой структуре вузовского Томска особую значимость имеют такие понятийные компоненты, как «молодость», «мобильность», «студенчество». В праздничных текстах Дня города они проявляются по-разному. В официальных праздничных текстах мотив «молодости», «студенчества» практически не актуализируется. Студенчество, молодежь предстают только как составная часть социальной структуры Томска (...Мы открываем бизнес-инкубатор для студентов... // ...И в его [города] развитии принимали участие все: молодежь и люди зрелого возраста, работники вузов и рабочие предприятий, студенты и школьники. (из речи мэра г. Томска). Это соответствует установкам официального праздничного текста, целевой аудиторией которого являются все жители Томска как гомогенная среда.

В текстах неофициальных названные мотивы играют более значительную роль. Они активно развиваются в звучащих на празднике песнях, стихотворных текстах, частушках, инсценировках и т.д. При этом студенческая доминанта Томска регулярно становится объектом обсуждения (Я по бывшей Миллионной / прохожу всегда влюбленный. / И блондинки, и брюнетки - / Ах, какие здесь студентки... // - Почему с площади Южной утром уехать невозможно? / - Потому что студенты у нас не настолько бедные, чтобы ходить пешком, и не настолько богатые, чтобы ездить на такси...).

В праздничных жанрах неофициального характера, призванных отразить соответствующее празднику настроение организатора/исполнителя и аудитории, эмоциональное отношение к городу-«имениннику», моделируется личностное восприятие ситуации, чему способствует апелляция к знаковым символам, фактам, связывающим человека и город (Этот праздничный тост поднимаю за Томск - / Значит, он не напрасно учил. / И по всей по стране вдруг откликнутся мне / Томичи, томичи, томичи // Томск, Томск, слышишь, ручьи звенят? / Томск, мой Томск, сколько друзей у тебя. / В студгородке, слышишь, опять поют, / Томск, Томск, Томск, Томск, / Песню про юность мою).

При формировании образа вуза в праздничных текстах Дня рождения вуза, в отличие от образа Томска в рамках соответствующего праздника, ведущую роль играет установка на его соответствие требованиям современности, а модели традиционной и советской культуры остаются мало востребованными. Это объясняется принципиальной ориентированностью на установки корпоративной культуры, требования внешней презентации учебного заведения. Поскольку современные требования, предъявляемые к высшему учебному заведению, предполагают наличие успешного сочетания образовательных и научных установок, ведущими понятийными компонентами образа вуза, проявленными как в праздничных текстах, так и в любых имиджевых текстах о вузе, становятся «качественное образование» и наличие «лучших научных школ».

Отметим, что во всех официальных презентационных текстах о вузах, в том числе и в праздничных, современный характер вуза проявляется через понятия «ведущий», «инновационный», «перспективный» и под., при этом рассматриваемые томские вузы формируют свой образ, дополняя его следующими имиджевыми характеристиками: «старейший», «первый в Сибири» и под. Взаимодействие традиции и современности составляет, таким об-

разом, понятийную основу образа томского вуза в условиях его праздничного «чествования»: Томский политехнический университет (ТПУ) - старейший инженерный вуз Сибири, ведущий технический университет современной системы высшего инженерного образования России и перспективный лидер мировой высшей школы. В этом году ТПУ отмечает большой юбилей: 110-летие со дня основания и 100-летие первого выпуска сибирских инженеров (из праздничного обращения, размещенного на сайте ТПУ) // В Томском государственном университете исторически сложились сильные фундаментальные научные школы в области полупроводниковой электроники, новых материалов, биотехнологий, построения различных математических моделей, защиты информации (из поздравления ректора ТГУ) // Поздравляю профессорско-преподавательский состав, студентов, аспирантов и выпускников со знаменательной датой - юбилеем Томского политехнического университета. Сегодня Томский политехнический университет - это крупный и авторитетный научный центр, широко известный мировому научному сообществу, один из признанных лидеров в подготовке высоква-лифицированных специалистов (из поздравления ректора ТПУ) // Основанный в 1878 году, Императорский Томский университет стал первым высшим учебным заведением в азиатской части России (из праздничного обращения, размещенного на сайте ТГУ).

При значительной общности содержания образов томских вузов различие в их понятийном наполнении просматривается достаточно отчетливо, что связано в том числе с потребностью в создании неповторимого имиджа учебного заведения в условиях межвузовской конкуренции. В соответствии с этим в понятийную структуру образа вуза включаются элементы, маркирующие своеобразие каждого из них: Томский государственный университет позиционирует себя как первый классический университет за Уралом, как университет исследовательского типа (Томский университет является крупным учебно-научным комплексом, уверенно входящим в число ведущих классических университетов России), Томский политехнический университет -как вуз инженерный, ведущий технический университет (Томский политехнический университет (ТПУ) - старейший инженерный вуз Сибири, ведущий технический университет современной системы высшего инженерного образования России и перспективный лидер мировой высшей школы).

Таким образом, структура образа вуза, актуализируемая в праздничных текстах, представляет собой трехступенчатое образование: 1) обусловленный установками вузовского образования в целом компонент - вуз современный, инновационный, с классическими традициями и т.д.; 2) обусловленный региональной спецификой компонент - вуз первый в Сибири, первый за Уралом, кузница кадров для региона; 3) обусловленный имиджевыми установками конкретного вуза компонент - вуз классический, исследовательский университет (ТГУ); ведущий инженерный вуз Сибири (ТПУ).

Подведем итоги.

В рамках данного исследования была рассмотрена текстовая среда особого типа праздников - День города и День рождения вуза.

Их текстовая среда во многом определяется сходными установками - наличие в основе первоначальной модели дня рождения (человека), региональ-

ной обусловленностью (особенностями томской городской, вузовской среды), а также специфическими установками каждого из рассмотренных праздников: наличием/отсутствием выраженных установок корпоративной культуры, содержанием хронотопа и содержанием образов «именинников».

Литература

1. Гужова И.В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: Авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2006. С. 7.

2. Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной западной социологии // Социологические исследования. 1998. №10. С. 16-28.

3. Матвеева С.Я. Субкультура в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.

4. Неклюдов С.Ю. Несколько слов о «постфольклоре». Режим доступа: www.ruthenia.ru/ 1о1к1ог

5. Толстой Н.И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.