Научная статья на тему 'Текстовая мотивация как фактор репрезентации художественной картины мира (теоретический аспект)'

Текстовая мотивация как фактор репрезентации художественной картины мира (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОД / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / TEXT MOTIVATION / MOTIVATIONAL CODE / INTERPRETATION / AESTHETIC SENSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сидорова Татьяна Александровна

Текстовая мотивация рассматривается как фактор репрезентации художественной картины мира. Мотивационный код становится механизмом интерпретации. В основе текстовой мотивации лежит эстетический способ восприятия действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT MOTIVATION AS A FACTOR IN THE REPRESENTATION OF THE LITERARY PICTURE OF THE WORLD (A THEORETICAL ASPECT)

The article deals with the problem of a fiction text interpretation. Text motivation is described as a factor in the representation of the literary picture of the world, the motivation code becoming the mechanism of interpretation. The aesthetic way of perceiving reality provides the basis for text motivation.

Текст научной работы на тему «Текстовая мотивация как фактор репрезентации художественной картины мира (теоретический аспект)»

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 720-722

УДК 81-114.2

ТЕКСТОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

(теоретический аспект)

© 2010 г. ТА. Сидорова

Поморский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, Архангельск plavnik@atknet.ru

Поступила в редакцию 05.04.2010

Текстовая мотивация рассматривается как фактор репрезентации художественной картины мира. Мотивационный код становится механизмом интерпретации. В основе текстовой мотивации лежит эстетический способ восприятия действительности.

Ключевые слова: текстовая мотивация, мотивационный код, интерпретация, эстетический смысл.

Текстовая мотивация как особый феномен до сих пор не получила однозначного осмысления. Одни учёные под «текстовой мотивацией» понимают только процесс влияния лингвистического контекста всего текста (Н.С. Болотнова), другие - процесс влияния как лингвистического, так и внелингвистических контекстов (В.И. Заика). Представляется, что текстовая мотивация является процессом формирования эстетических мотивационных признаков на базе узуальных.

Проблема мотивированности слова интересовала человека еще со времен античности. Вопрос об именовании и о мотивированности звучания значением слова поставил уже древнегреческий философ Платон в одном из своих диалогов. Теоретические предпосылки мотиво-логии отражены в теории мотивированности языкового знака Ф. де Соссюра, в концепциях В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка, А.А. Потебни о внутренней форме слова.

В художественном тексте языковые средства, используемые автором, вступают во взаимодействие со средой, в которой они функционируют. Именно в художественном тексте мотивация как часть познавательного процесса становится важным фактором процесса восприятия и понимания, а также является важнейшим фактором формирования эстетически значимых деривационных смыслов.

В методологическом отношении исследование вопросов эстетической языковой деятельности является функционально-прагматическим, основывающимся на трансцендентализме И. Канта, согласно которому человеческое знание ограничено сферой опыта, но при этом зависит от нашего сознания и организуется им.

Поэтому в качестве методологии при анализе текста следует использовать функциональный прагматизм. Необходимо опираться также на теорию изучения закономерностей эстетической реализации языка, позволяющую сосредоточить внимание на собственно эстетическом аспекте художественной речи. Функции мотивационных структур рассматриваются нами не только с позиции автора (порождение текста) и позиции читателя (понимание текста), но и с позиции наблюдателя-исследователя. Под мотивационной структурой нами понимается структура знаний, стоящая за внутренней формой слова и лишь частично представленная в морфемной синтагме.

В основе текстовой мотивации слов лежит эстетический способ восприятия действительности. Как утверждает В.И. Заика, «эстетическая реализация знака имеет тенденцию, «обратную» коммуникативной, не в направлении опрощения, а в направлении усложнения и актуализации всей информации» [3]. Текстовая мотивированность слова является вторичной, производной от других видов (лексической, фонетической, этимологической, структурной, словообразовательной), это следствие вторичной (авторской) категоризации. Мотивационная структура эстетически мотивированного слова включает эстетический текстовой компонент, который может быть как эксплицитным, так и имплицитным. Формируется эстетический компонент мотивационной структуры под влиянием ассоциативных, образных, сакральных, интертекстовых и других смыслов. Эстетическая мотивированность определяется ментальной способностью человека рефлексировать. Эксплицированный смысл обеспечивает привлече-

ние различных контекстов (культурных, когнитивных, социальных), а также личностных неявных знаний читателя для воссоздания того, о чем не сказано в тексте. Под воздействием текста (среды) в сознании читателя возникают смыслы, сложившиеся в истории культуры еще до создания того или иного текста. Это осложняет художественное восприятие, что повышает эстетическое воздействие на читателя. Предпосылкой создания смысловой структуры текста являются системно-функциональные свойства языковых единиц, в том числе и словообразовательных. Художественный текст становится той средой, которая актуализирует экспрессивноэстетические функции мотивационной структуры слов, приобретающей в тексте другие механизмы репрезентации.

В художественном тексте мотивационная структура производного слова создается как бы заново. Системная мотивационная структура под влиянием контекста апеллирует к культурному, духовному, эмоциональному и другим видам ментальных структур, которые, в свою очередь, уже были мотивационными структурами (или включались в них своими культурными, образными, модальными, оценочными компонентами) других слов. В процессе рефлексивной деятельности (культурная, историческая, мифологическая, этимологическая, социальная и другие рефлексии) в сознании читателя возникают известные и зафиксированные в истории культуры смыслы. Эти восстановленные смыслы либо сохраняются, либо становятся базой для переоценки, создания новых смыслов, либо разрушаются вовсе. «Смысловое восприятие текста - это многогранный речемыслительный процесс, предполагающий сложные операции по свертыванию и развертыванию исходного замысла, по перекодированию чужой речи на код индивидуальных смыслов» [5: 224]. Таким образом, формирование мотивационных структур в тексте можно рассматривать как процесс дешифровки смыслов уже известных и создание на их основе новых.

Текст как системно-структурное образование, как закрытая система знаков в статике и открытая система в динамике в процессе вторичной коммуникативной деятельности имеет свою систему «ключей» к разным кодам. Вступая в диалог с текстом, читатель ищет «ключи» к его смыслу, которые всегда есть в тексте в связи с его коммуникативной природой и ориентацией на адресата. Под кодом понимается коммуникативно-значимая информационная система различных сигналов, стимулирующая речемыслительную активность адресата. В со-

ответствии с типами информации и уровневой организацией текста выделяются коды: языковой, предметный, сюжетно-композиционный, эмотивный, образно-культурологический, коммуникативный и эстетический. Полагаем, что наряду с названными кодами в тексте присутствует мотивационный код, под которым нами подразумевается соотнесение различных идеографических сфер, репрезентируемых морфемами.

Эстетический смысл текста раскрывается, если найдены «ключи» хотя бы к одному из кодов текста, при этом глубина освоения эстетической информации будет разной в зависимости от того, к каким кодам найдены эти ключи. Формой репрезентации всех аспектов текста и его разных кодов является языковой уровень [2: 378]. Автор создает произведение в соответствии с определенной коммуникативной стратегией, последовательно приобщая читателя к своему видению мира, возбуждая нужные ассоциации, благодаря которым возникает представление об эстетическом смысле произведения. Для этого автором осуществляется тщательный отбор языковых единиц, в том числе и морфем, формирующих текстовое пространство, благодаря которым и реализуется замысел текста. Большая роль при восприятии лексического уровня текста отводится внутренней форме слова, которая способна передавать имплицитные смыслы, расширяя его мотивационную структуру. Таким образом, за использованными текстовыми единицами стоит огромная мыслительная работа автора, ищущего наиболее адекватные формы для воплощения своего рефлектирующего сознания, для передачи своего образного видения мира, в создании особой индивидуально-авторской картины мира.

В формировании языкового пространства текста, которое представляет собой результат мыслительной деятельности автора, осуществляющего выбор языковых единиц, немаловажную роль играют деривационные смыслы, формируемые мотивационными признаками. Мотивационные признаки составляют многослойную структуру, влияющую на восприятие как поверхностных, так и глубинных смыслов. Именно в тексте морфемы могут приобрести символический статус, в том числе и окказиональносимволический, могут подвергнуться вторичной концептуализации, что усиливает их роль в актуализации эстетически значимых смыслов. Актуализация таких смыслов до сих пор остаётся одной из важнейших проблем в лингвистике текста. Мотивационные признаки - это не только свойства объектов действительности, но и их

оценка, связь с другими объектами, их ценностный потенциал, ситуация использования, участия и т.п. Мотивационные признаки в тексте могут приобрести чисто субъективный характер, отражая индивидуально-авторское восприятие реалии.

В тексте мотивационный код лишь частично бывает понятным читателю, так как принадлежит автору. В связи с этим проблема мотивации слов в тексте становится особенно актуальной. Представляется, что мотивационный код автора зашифровывает дополнительные культурные, сакральные, эстетические и другие смыслы, приводящие к фразеологизации морфемной структуры. Однако в процессе восприятия текста читатель расшифровывает полностью или частично вложенную в мотивационную структуру информацию, в связи с чем морфемная структура подвергается дефразеологизации. Каждая морфема в структуре слова в контексте получает особое осмысление и способна выражать дополнительные смыслы - деривационные. Именно эти смыслы обусловлены текстовой мотивацией, то есть являются результатом эстетической мотивированности слова. Как «результат влияния всей текстовой системы» рассматривает эстетическую мотивированность, например, Н.С. Болотнова [1].

В мотивационной структуре слов большую роль играют не языковые, а экстралинг-вистические компоненты, актуализируемые внутритекстовыми и интертекстовыми связями. Предпосылкой создания смысловой структуры текста являются системно-функциональные свойства языковых единиц, в том числе и словообразовательных. Художественный текст является той средой, которая актуализирует экспрессивно-эстетические функции мотивационной структуры слов, приобретающей в тексте другие механизмы репрезентации.

Основной стратегией определения смыслов морфем и производных в тексте является установка на текстовые деривационные смыслы и их связи с когнитивным пространством.

Морфемы, как и слова, могут не только передавать ту или иную информацию, но и сигнализировать об информации, явно не выраженной, но подразумеваемой автором (в этом случае и возникают имплицитные смыслы). Это подтверждают слова О. Лещака, считающего, что «в знаке содержится два типа информации: о картине мира и о коммуникативных средствах сигнализации [4: 148]. Таким образом, морфемная синтагма может маркировать эстетически значимый смысл, который возникает в результате восприятия и осмысления информации, передаваемой морфемами, что сопровождается эстетическим чувством, ибо «эстетическое чувство - явление сопутствующее, оно не может быть достигнуто в обход смысла, помимо переживаний, сопровождающих процесс осмысления содержания» [3: 33]. Актуализация мотивационной структуры, объективированной морфемной синтагмой, является механизмом, обеспечивающим эстетический эффект.

Полагаем, что текстовая мотивация является особым фактором дешифровки авторских смыслов, обнаружение которых зависит от глубины интерпретации мотивационных структур и кодов.

Список литературы

1. Болотнова Н.С. Эстетическая мотивированность слова в лексической структуре художественного текста // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии: М-лы всеросс. конф. Томск: 1998. С. 3-8.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Уч. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

3. Заика В.И. Эстетическая реализация языка: Функционально-прагматические исследования: Ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. Великий Новгород, 2007.

4. Лещак О. Языковая деятельность. Основы функциональной методологии лингвистики. Терно-поль, 1996.

5. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: Уч. пособие. М., 2007.

TEXT MOTIVATION AS A FACTOR IN THE REPRESENTATION OF THE LITERARY PICTURE OF THE WORLD (A THEORETICAL ASPECT)

T.A. Sidorova

The article deals with the problem of a fiction text interpretation. Text motivation is described as a factor in the representation of the literary picture of the world, the motivation code becoming the mechanism of interpretation. The aesthetic way of perceiving reality provides the basis for text motivation.

Keywords: text motivation, motivational code, interpretation, aesthetic sense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.