Научная статья на тему 'Технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа'

Технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КОНКУРЕНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS / TECHNOLOGY OF EDUCATION OF CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна

В статье представлены результаты исследования, посвященного разработке технологии воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа. Тезисно охарактеризованы сущность и структура культуры конкурентных взаимодействий как цель моделируемого образовательного процесса. Обозначены критерии сформированности и механизмы развития структурных компонентов культуры конкурентных взаимодействий. Описаны уровни, типы и формы культуры конкурентных взаимодействий, методы и способы их определения. Приведены этапы технологического процесса, направленного на воспитание у обучающихся культуры конкурентных взаимодействий. Определены последовательность этапных задач и совокупность используемых для их решения средств и методов обучения и воспитания. Отмечены ведущие для каждого этапа психологические механизмы, обеспечивающие преимущественное развитие конкретных структурных компонентов культуры конкурентных взаимодействий. Представлены результаты экспериментальной апробации разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE EDUCATION IN CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS AT STUDENTS OF THE COLLEGE

The paper presents the results of the research on the development of technology of the education in culture of competitive interactions at students of the college. The author characterizes in brief the essence and structure of culture of competitive interactions as the purpose of the modelled educational process. Criteria for formation and mechanisms of development of structural components of culture of competitive interactions are shown. Levels, types and forms of culture of competitive interactions, methods and ways of their identification are described. Stages of the technological process focused on the education in culture of competitive interactions at students are given. The sequence of landmark objectives and set of means and training and education methods used for their decision are defined. The leading psychological mechanisms providing primary development of concrete structural components of culture of competitive interactions are noted. Results of experimental approbation of the developed technology are presented.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа»

УДК 159.923

ББК 88.411.9

Л 33

И.В. Лебедева

Преподаватель Норильского государственного педагогического колледжа; E-mail: khazovasn@rambler. ru

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного разработке технологии воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа. Тезисно охарактеризованы сущность и структура культуры конкурентных взаимодействий как цель моделируемого образовательного процесса. Обозначены критерии сформированности и механизмы развития структурных компонентов культуры конкурентных взаимодействий. Описаны уровни, типы и формы культуры конкурентных взаимодействий, методы и способы их определения. Приведены этапы технологического процесса, направленного на воспитание у обучающихся культуры конкурентных взаимодействий. Определены последовательность этапных задач и совокупность используемых для их решения средств и методов обучения и воспитания. Отмечены ведущие для каждого этапа психологические механизмы, обеспечивающие преимущественное развитие конкретных структурных компонентов культуры конкурентных взаимодействий. Представлены результаты экспериментальной апробации разработанной технологии.

Ключевые слова: культура конкурентных взаимодействий, технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий.

I.V. Lebedeva

Lecturer of Norilsk State Teacher Training College; E-mail: khazovasn@rambler.ru

TECHNOLOGY OF THE EDUCATION IN CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS AT STUDENTS OF THE COLLEGE

Abstract. The paper presents the results of the research on the development of technology of the education in culture of competitive interactions at students of the college. The author characterizes in brief the essence and structure of culture of competitive interactions as the purpose of the modelled educational process. Criteria for formation and mechanisms of development of structural components of culture of competitive interactions are shown. Levels, types and forms of culture of competitive interactions, methods and ways of their identification are described. Stages of the technological process focused on the education in culture of competitive interactions at students are given. The sequence of landmark objectives and set of means and training and education methods used for their decision are defined. The leading psychological mechanisms providing primary development of concrete structural components of culture of competitive interactions are noted. Results of experimental approbation of the developed technology are presented.

Keywords: culture of competitive interactions, technology of education of culture of competitive interactions.

В современных социально-экономических условиях интегративным критерием качества профессионального образования выступает конкурентоспособность выпускников [1; 2; 3 и др.]. При этом этические основы эффективности поведения и деятельности в условиях конкуренции обусловливают важность воспитания у обучающихся культуры конкурентных взаимодействий как одного из детерминантов их личной конкурентоспособности. Данное качество, на наш взгляд, обусловливает способность человека участвовать в конкуренции не только экономически целесообразными, юридически приемлемыми, но и морально оправданными способами, эффективно сочетать сотрудничество и соперничество в

зависимости от конкретных целей конкуренции, обеспечивая тем самым профессиональную и личностную успешность специалистов. Вышесказанное определило цель нашего исследования - разработать технологию воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа.

Технологичность образовательного процесса предусматривает последовательное, поэтапное упорядочивание применяемых средств и методов обучения и воспитания в соответствии с образовательной целью [4; 5; 6 и др.]. В свою очередь, градация этапов образовательной деятельности непосредственно определяется механизмами развития формируемого личностного качества и содержанием его структурных компонентов [5; 7]. Структурными компонентами культуры конкурентных взаимодействий являются:

- аксиологический, критерием сформированности которого выступает моральная нормативность выбора целей, средств и способов поведения, общения, деятельности в условиях конкуренции;

- когнитивный, характеризующийся освоенной системой знаний о морально оправданных и экономически целесообразных ценностных ориентирах, целях и способах конкурентных взаимодействий, а также их экстериоризацией в поступках и действиях;

- рефлексивный, определяющий склонность и способность личности к анализу и коррекции собственных целей, средств, методов, действий в ситуациях конкуренции;

- коммуникативный, оцениваемый с позиции владения эффективными вербальными и невербальными средствами и способами коммуникации с субъектами конкуренции в условиях соперничества и сотрудничества;

- деятельностный, характеризующийся способностью достигать целей конкурентного взаимодействия (победы в соперничестве) экономически, юридически и морально оправданными средствами и методами, способностью к приобретению дополнительных неценовых конкурентных преимуществ [8; 9; 10 и др.].

Психологические механизмы формирования у обучающихся структурных компонентов культуры конкурентных взаимодействий определены на основе анализа научной литературы по вопросам формирования разных видов и типов индивидуальной культуры личности [8; 11; 12 и др.], а также по проблемам обеспечения эффективности участия специалистов в конкурентных взаимодействиях [10; 13; 14 и др.]. К ним относятся: конкурентное (творческое, альтернативное) мышление, коммуникативный опыт, ценностная определенность в контексте культуры конкурентных взаимодействий, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий, стремление к успеху, конкурентная активность.

Этапы формирования различных качеств и характеристик личности, отраженных в содержании культуры конкурентных взаимодействий, характеризуются многими современными учеными (М.А. Ариарским, Е.В. Бондаревкой, Л.Н. Борисовой, М.Я. Виленским, И.И. Дереча, А.Ф. Коганом, Л.М. Митиной, П.Г. Постниковым, С.А. Хазовой и др.). Анализ соответствующих научных исследований позволил в основу технологии воспитания у обучающихся культуры конкурентных взаимодействий студентов положить следующую последовательность этапов с соответствующим дидактическим инструментарием решения текущих задач: подготовительный, проектировочный, рефлексивный, коррекционный, поведенческий.

На подготовительном этапе решаются задачи формирования у студентов системы знаний о сущности и содержании, целях и способах конкуренции, в том числе конкуренции на рынке образовательных услуг и на рынке труда; о культуре личности, культуре межличностных взаимодействий, общения, профессиональной коммуникации; о гуманистических ценностях как ориентирах межличностного, в том числе конкурентного взаимодействия; а также обеспечения осознания обучающимися сущности и содержания понятия «культура конкурентных взаимодействий специалиста». Осуществляется преимущественное развитие когнитивного и аксиологического компонентов культуры конкурентных взаимодействий посредством актуализации механизмов конкурентного мышления, ценностной определенности личности в контексте культуры конкурентных

взаимодействий, идентификации себя как субъекта конкурентных взаимодействий. Для решения этапных задач используются следующие методы и приемы: проблемные лекции, лекции-пресс-конференции интегративного, ценностно-ориентированного содержания; дискуссии и профессиональные бои; проблемные семинары, связанные с решением теоретических задач: по творческому освоению знаний и проектированию ситуаций их применения; по освоению ценностного и поведенческого содержания различных социально-профессиональных ролей в условиях конкуренции; этические беседы; ситуации нравственного выбора; метод положительного примера.

На проектировочном этапе совершенствуется когнитивный и формируется деятельностный компоненты культуры конкурентных взаимодействий. Решаются задачи освоения студентами способов целеопределения и целепостроения конкурентных взаимодействий; алгоритма подготовки и осуществления конкурентных взаимодействий; способов и приемов разработки стратегий и тактик конкурентных взаимодействий. Ведущими механизмами выступают конкурентное мышление, конкурентная активность личности, ценностная определенность личности в контексте культуры конкурентных взаимодействий, стремление к успеху. Решение задач этапа осуществляется с применением следующих форм и методов обучения и воспитания: проблемные семинары, связанные с решением теоретических и учебно-практических задач по освоению алгоритма организации и осуществления конкурентных взаимодействий; по поиску множественных оригинальных решений учебно-практических проблем в условиях информационной недостаточности и т.п.; метод проектов; выполнение заданий, предполагающих состязательность, рейтинговую оценку качества решений и т.п.; деловые и ролевые игры, в содержание которых заложены нравственные, ценностно-целевые и пр. противоречия.

На рефлексивном этапе решаемые задачи связаны с организацией деятельности студентов по анализу собственных целей и ценностей конкурентных взаимодействий, собственных стратегий и тактик конкурентных взаимодействий с точки зрения культурных ценностей, норм, образцов поведения и деятельности. Осуществляется направленное формирование рефлексивного и совершенствование когнитивного и деятельностного компонентов культуры конкурентных взаимодействий посредством актуализации следующих механизмов: коммуникативный опыт, ценностная определенность личности в контексте культуры конкурентных взаимодействий, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий, стремление к успеху. Ведущими методами, средствами и формами организации образования выступают: проблемные семинары, связанные с индивидуальным и коллективным решением задач по анализу и оценке целей, методов, тактик и пр. конкурентных взаимодействий; беседы, направленные на культурно-ориентированную рефлексию разрабатываемых студентами стратегий и тактик конкурентных взаимодействий, результатов решения соответствующих проблемных задач; интегративные лекции-разъяснения, лекции-обсуждения; этические беседы, встречи со специалистами; рефлексивные тренинги.

Коррекционный этап посвящен формированию коммуникативного и совершенствованию когнитивного, рефлексивного и деятельностного компонентов культуры конкурентных взаимодействий. Для этого решаются задачи освоения студентами способов и методов коррекции целей и ценностей участия в конкуренции, конкурентных взаимодействий, стратегий и тактик организации и участия в конкурентных взаимодействиях. Ведущую роль на данном этапе играют следующие механизмы: конкурентное мышление, коммуникативный опыт, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий. Решение задач осуществляется с применением следующих средств и методов обучения и воспитания: проблемные семинары, предполагающие повторное решение творческих задач по моделированию стратегий и тактик конкурентных взаимодействий; деловые и ролевые игры, предполагающие разыгрывание коммуникативных ситуаций конкурентного взаимодействия в соответствии с разработанными стратегиями и тактиками; организация реального конкурентного взаимодействия студентов в рамках

образовательной организации (общественная, творческая, культурно-массовая, научно-методическая работа и т.д.); дискуссии, профессиональные бои.

На поведенческом этапе совершенствуются коммуникативный и деятельностный компоненты и осуществляется интеграция всех компонентов культуры конкурентных взаимодействий. Соответственно ведущей решаемой задачей выступает обеспечение реализации студентами сформированных знаний, ценностных ориентаций, навыков конкурентных взаимодействий в ситуациях учебно-практической деятельности, а также в ситуациях реальной деятельности. Это обеспечивается посредством актуализации механизмов коммуникативного опыта, идентификации себя как субъекта конкурентных взаимодействий, стремления к успеху, конкурентной активности личности. Основными средствами и методами решения задач выступают: коммуникативные тренинги; тренинги мотивации достижений; тренинги успешности; создание ситуаций успеха в конкурентных взаимодействиях в учебной и практической деятельности; деловые и ролевые игры, моделирующие ситуации индивидуальной и коллективной конкуренции (конкуренции-сотрудничества и конкуренции-соперничества); организация реального конкурентного взаимодействия студентов в рамках производственной практики.

Методы и способы диагностики сформированности культуры конкурентных взаимодействий соответствуют структурным компонентам и критериальным показателям: опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка. В зависимости от результатов оценивания культура конкурентных взаимодействий обучающихся может относиться к одному из следующих типов, уровней и форм: антикультура (отрицательный уровень), культурный вакуум (нулевой уровень) и собственно культура конкурентных взаимодействий (низкий, средний, высокий уровни); гармоничные формы (отрицательная, положительная, нулевая) и дисгармоничные (диссонансные) формы (критериальный и контекстный диссонанс).

Программным элементом технологии воспитания культуры конкурентных взаимодействий обучающихся является сквозная модульная система элективных и факультативных курсов под общим названием «Человек в конкурентном мире». Входящие в систему отдельные дисциплины позволяют последовательно осваивать необходимые знания, формировать умения и навыки, осознавать и интериоризировать ценности культуры конкурентных взаимодействий. Содержание элективных курсов базируется на содержании обязательных дисциплин учебного плана, дополняя его контекстной информацией. Отдельные модули системы и их последовательность соответствуют задачам экспериментального образовательного процесса, отраженным в технологических этапах. В связи с этим в начале элективные дисциплины носят преимущественно теоретический характер, а далее строятся в виде практикумов и тренингов.

Экспериментальная апробация разработанной технологии воспитания культуры конкурентных взаимодействий осуществлялась на базе норильского педагогического колледжа в реальном образовательном процессе в течение трех лет. В эксперименте участвовали студенты 2-4 курсов отделения дошкольного образования. Результаты проведенного констатирующего исследования позволили выделить контрольную (КГ, 34 чел.) и экспериментальную (ЭГ, 36 чел.) группы, достоверно не различающиеся по исследуемым показателям. При этом большинство испытуемых характеризовались диссонансными формами культуры конкурентных взаимодействий разных типов, а превалирующим уровнем сформированности исследуемого качества являлся низкий уровень.

Целенаправленная учебная деятельность на первом этапе эксперимента (1 и 2 семестры обучения) осуществлялась в рамках элективных и факультативных курсов «Конкурентный мир: государство, общество, личность», «Личность в условиях конкуренции: культура поведения и общения», «Экономико-правовые основы конкуренции», «Конкуренция: самоменеджмент и самомаркетинг». Воспитательно-образовательная работа проводилась на кураторских часах с общей тематикой «Всегда ли цель определяет средства?» и «Соперничество и сотрудничество: хочу и надо». По окончании первого курса обучения

был проведен первый контрольный срез, результаты которого показали, что наметилась тенденция к появлению различий между представителями контрольной и экспериментальной групп по уровням, типам и формам культуры конкурентных взаимодействий.

На втором этапе (третий семестр) образовательный процесс в ЭГ осуществлялся на базе изучения следующих дисциплин: «Жизненное и профессиональное целеполагание в условиях конкуренции» и «Практикум проектирования конкурентных взаимодействий». На занятиях проводились тематические проблемные семинары, готовились исследовательские и творческие проекты, организовывались деловые и ролевые игры и др. Кураторские часы носили общую тематику «Жизненные цели, жизненные смыслы, жизненные пути». Проведенный в конце семестра второй контрольный срез показал, что в ЭК результаты перераспределились следующим образом: достоверно уменьшилось количество обучающихся с отрицательным и нулевым уровнями культуры конкурентных взаимодействий, наметилась тенденция уменьшения количества респондентов с диссонансными и соответственно увеличения - с гармоничными формами культуры конкурентных взаимодействий. В КГ к окончанию второго этапа эксперимента статистически значимого перераспределения студентов по уровням культуры конкурентных взаимодействий не произошло, но наметилась тенденция к уменьшению количества респондентов с гармоничными и увеличения - с диссонансными формами культуры конкурентных взаимодействий на разных уровнях ее сформированности.

На третьем этапе (4 семестр) образовательная деятельность осуществлялась в рамках следующих факультативных и элективных дисциплин: «Самореализация личности в конкурентном мире» и «Практикум самоанализа и самодиагностики стратегий и тактик конкурентных взаимодействий». Кураторские часы посвящались саморефлексии и носили общее название «Познай самого себя». В качестве ведущих методов и форм обучения и воспитания применялись проблемные семинары, лекции-обсуждения, этические беседы, встречи со специалистами и тренинги рефлексии. К окончанию третьего этапа эксперимента в КГ продолжилось некоторое увеличение студентов, характеризующихся диссонансными формами, а также отрицательным и нулевым уровнями культуры конкурентных взаимодействий. В ЭГ продолжилось снижение количества студентов с диссонансными уровнями культуры конкурентных взаимодействий; причем таких студентов оказалось достоверно меньше, чем в КГ. И, напротив, ЭГ количественно превосходила КГ по числу респондентов с гармоничными формами культуры конкурентных взаимодействий.

Информационные основы решения задач четвертого этапа (пятый семестр) закладывались при изучении дисциплины «Практикум «Работа над ошибками»». Кураторские часы с общей тематикой «Принимайте меня таким, какой я есть» посвящались обсуждению вопросов о важности умений видеть и признавать свои ошибки, о критериях необходимости коррекции своего поведения, установок, целей и ценностей и т.п. Решение задач осуществлялось посредством проведения проблемных семинаров, деловых и ролевых игр, а также организации реального конкурентного взаимодействия студентов в рамках общественной, творческой, научно-методической работы. На момент четвертого промежуточного тестирования в ЭГ не осталось студентов с отрицательными и нулевыми уровнями культуры конкурентных взаимодействий, уменьшилась количественная выраженность диссонансных форм данного качества, поскольку за период эксперимента практически все структурные компоненты получили свое развитие. В КГ продолжила нарастать дисгармония в содержании культуры конкурентных взаимодействий, а формирование своего рода антиценностей конкуренции привело и к дальнейшему росту числа респондентов с отрицательными уровнями культуры конкурентных взаимодействий.

На последнем технологическом этапе образовательная деятельность осуществлялась в процессе освоения содержания дисциплины «Тренинг организации конкурентных взаимодействий» и посредством воспитательной деятельности на кураторских часах под общим названием «Как выплыть в море конкуренции». В качестве ведущих педагогических средств применялись тренинги (коммуникативные тренинги, тренинги мотивации

достижений, тренинги успешности), деловые и ролевые игры. Большое внимание уделялось вовлечению обучающихся в реальные конкурентные взаимодействия, прежде всего, в период педагогической практики. Практическая деятельность на данном этапе занимала ведущее место среди средств воспитания культуры конкурентных взаимодействий студентов.

По окончании экспериментальной работы проводилось итоговая диагностика сформированности культуры конкурентных взаимодействий студентов. Подавляющее большинство студентов ЭГ распределились по разным формам среднего и высокого уровней; в КГ таких респондентов оказалось только треть от общего количества. Кроме того, в ЭГ, в отличие от КГ, практически не осталось представителей, характеризующихся диссонансными формами культуры конкурентных взаимодействий. Таким образом, результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной технологии воспитания культуры конкурентных взаимодействий студентов.

Примечания:

1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2002. 400 с.

2. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента. URL: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

3. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996 / Council for Cultural Co-operation (CDCC). Strasburg, 1997.

4. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 1.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.

7. Хазова С.А. Концепция развития конкурентоспособности личности (на примере специалистов по физической культуре и спорту) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. Вып. 1.

8. Кондракова Э.Д. Педагогические условия формирования культуры личности в учреждениях высшего профессионального образования. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 168 с.

9. Барышникова А. Конкуренция на рынке труда. URL: http://rinoko.ru/konkurentsiya/konkurent-siya-na-ryinke-truda.html

10. Макоев З.Т. Формирование конкурентного взаимодействия региона и бизнес-структур (на примере РСО-Алания): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Владикавка, 2008.

11. Сундеева Л.А. Культурологический подход к проектированию современных образовательных систем // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3(13). С. 341-343.

12. Шеленков А. Психоанализ конкурентных отношений. URL: http://www.kafedramtai.ru/com-ponent/content/article/79/644-shelenkovkonkurence.html

13. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2001. 250 с.

14. Мазин А. Особенности конкуренции на российском рынке труда. URL: http://chelt.ru/2005/5-05/mazin_5-05.html\

References:

1. Mitina L.M. Psychology of development of person's competitiveness. M.; Voronezh: Moscow psychological and social institute: MODEK, 2002. 400 pp.

2. Shapovalov V.I. Person's competitiveness in a paradigm of innovative educational management. URL: http: //www. neuch. ru/refe rat/65489. html

3. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996/Council for Cultural Co-operation (CDCC). Strasburg, 1997.

4. Khazova S.A. Technological foundations of training of competitive experts in physical culture and sport // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2011. Issue 1.

5. Bespalko V.P. Components of educational technology. M.: Pedagogika, 1989. 192 pp.

6. Chemilevsky D.V. Didactic technologies at a higher school: a manual for higher schools. M.: YuNITI-DANA, 2002. 437 pp.

7. Khazova S.A. The conception of development of person's competitiveness (based on specialists in physical culture and sports) // The Bulletin of the Kemerovo State University. 2011. Issue 1.

8. Kondrakova E.D. Educational conditions of formation of person's culture at higher vocational schools. Pyatigorsk: PGLU publishing house, 2004. 168 pp.

9. Baryshnikova A. Competition in the labour market. URL: http://rinoko.ru/konkurentsiya/konkurentsiya-na-ryinke-truda.html

10. Makoyev Z.T. Formation of competitive interaction of the region and business structures (based on RSO-Alania): Diss. abstract for the Dr. of Economics degree. Vladikavkaz, 2008.

11. Sundeeva L.A. Culturological approach to modern educational systems projecting // The Vector of science of TGU. 2010. No. 3(13). P. 341-343.

12. Shelenkov A. Psychoanalysis of competitive relations. URL: http://www.kafedramtai.ru/component/content/article/79/644-shelenkovkonkurence.html

13. Ariarsky M.A. Applied cultural science. SPb: SPbGUKI publishing house, 2001. 250 pp.

14. Mazin A. Features of competition in the Russian labour market. URL: http://chelt.ru/2005/5-05/ mazin 5-05.html \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.