Научная статья на тему 'Технология воспитания интеллектуально одаренных учащихся: проблемы vs решения'

Технология воспитания интеллектуально одаренных учащихся: проблемы vs решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАДА / EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTELLECTUAL GIFTEDNESS / CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL APPROACH / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE APPROACH / METHODOLOGICAL TRIAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушников Д.Ю.

В статье приводится взгляд автора на создание педагогической технологии воспитания интеллектуально одаренных учащихся. Вопрос «выращивания мозгов» является для Тюменской области, региона с развитой промышленной инфраструктурой, ключевым. По мнению автора, решающим в проектируемой педагогической технологии является актуализация истинной роли Учителя. Помимо теоретической части, в которой описаны основные идеи и принципы предлагаемой технологии, в статье указаны конкретные воспитывающие действия, опробованные в пилотной для Тюменской области школе одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трушников Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technology for intellectually gifted students: problems and solutions

The article presents the author’s view on the creation of pedagogical education technology intellectually gifted students. The question of “growing brain” is for the Tyumen region, the region with developed industrial infrastructure, key. In my opinion, decisive in the projected educational technology is the actualization of the true role of the Master. In addition to the theoretical part, which explains the basic ideas and principles of the proposed technology, the article indicated specific raising actions tested in a pilot for the Tyumen region school for gifted children.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания интеллектуально одаренных учащихся: проблемы vs решения»

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ VS РЕШЕНИЯ

Трутников Д.Ю.

Физико-математическая школа, г. Тюмень, Российская Федерация

В статье приводится взгляд автора на создание педагогической технологии воспитания интеллектуально одаренных учащихся. Вопрос «выращивания мозгов» является для Тюменской области, региона с развитой промышленной инфраструктурой, ключевым. По мнению автора, решающим, в проектируемой педагогической технологии является актуализация истинной роли Учителя. Помимо теоретической части, в которой описаны основные идеи и принципы предлагаемой технологии, в статье указаны конкретные воспитывающие действия, опробованные в пилотной для Тюменской области школе одаренных детей.

Ключевые слова: воспитание; педагогическая технология; интеллектуальная одаренность; культурно-антропологический подход; системно-деятельностный подход; компетентностный подход; методологическая триада.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Trushnikov D. Yu. Physics-Mathematical School, Tyumen, Russian Federation

The article presents the author's view on the creation of pedagogical education technology intellectually gifted students. The question of "growing brain " is for the Tyumen region, the region with developed industrial infrastructure, key. In my opinion, decisive in the projected educational technology is the actualization of the true role of the Master. In addition to the theoretical part, which explains the basic ideas and principles of the proposed technology, the article indicated specific raising actions tested in a pilot for the Tyumen region school for gifted children.

Keywords: education; educational technology; intellectual giftedness; cultural and anthropological approach; system-activity approach; competence approach; methodological triad.

В настоящее время все больше осознается необходимость утверждения в обществе приоритета социальных ценностей, прав и свобод личности, ее способности к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях [17], сочетающих высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности и профессиональной компетентности [18]. Необходимость разрешения возникшей в современном обществе социальной ситуации определяет актуальность разработки целостного концептуального подхода к проблемам образовательной деятельности с интеллектуально одаренными учащимися [3].

Изучение научной и научно-методической литературы по работе с интеллектуально одаренными учащимися [1, 12, 16, 19] дает основание говорить, что углубление и развитие социально-экономических, политических и социокультурных преобразований на рубеже XX—XXI веков поставило перед обществом новые цели и задачи по воспитанию современного поколения российской молодежи - поколения исследователей, способных к активному поиску научной истины и доведению результатов своих исследований до потребителей продуктов научного прогресса. Актуальность проблемы осознается учеными прежде всего потому, что, с одной стороны, налицо возможная технологизация данного процесса, с другой стороны, исключительно средствами обучения достичь необходимых результатов проблематично, но активизация воспитательной работы с интеллектуально одаренными учащимися во многом определяет ее эффективность. Начиная с 90-х годов решению задач воспитания были посвящены многие социологические и педагогические исследования, разработаны новые концептуальные подходы, воспитательные системы, что способствовало более глубокому исследованию проблем воспитания интеллектуально одаренных учащихся. К числу работ, раскрывающих эти проблемы, можно отнести работы Бондаревской Е.В. [6], Ильинского И.М. [13], Лихачева Д.С. [14] и др. В этих работах было сформулировано разделяемое многими учеными понимание сущности современного воспитания, его целей, специфики его организации в условиях реформирования общественно-политической и экономической жизни России. Важными составляющими этих исследований стали проблемы новой культуры воспитания, которая характеризуется многообразием и вариативностью воспитательной деятельности, увеличением степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностной направленностью образования и воспитания, повышением ответственности органов управления образовательными учреждениями за действенность воспитания во всех средах жизнедеятельности интеллектуально одаренных учащихся (образовательной, воспитательной, досуговой), оптимизацией процессов социализации и индивидуализации и т.д. В целом проведенный анализ показал, что до настоящего времени:

- нет теоретического общеконцептуального подхода к воспитанию интеллектуально одаренных детей как непрерывному процессу от дошкольного до послевузовского образования;

- не решена задача реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений, моделирования общей стратегии воспитания интеллектуально одаренных детей в непрерывном образовании, а также в рамках региональных культурно-образовательных кластеров (другими словами, отсутствует эффективное взаимодействие между учреждениями культурно-образовательного кластера региона).

Современные представления о сущности и структуре воспитания интеллектуально одаренных учащихся прочно связаны с утверждением культурно-антропологического подхода [8]. Такой подход дает понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. Человек - не просто носитель неких социально-профессиональных функций, он - движущая сила в развитии человеческой культуры. Отметим, что крайне важным представляется раннее формирование зачатков будущей профессиональной культуры - неважно, в какой сфере в будущем будет действовать сегодняшний школьник. Можно утверждать, что при всём разнообразии проявлений, есть нечто общее, что сближает профессионалов любых отраслей (об этом мы скажем ниже). При всей значимости любой сферы культуры, в которой стремиться развиваться интеллектуально одаренный учащийся (социально-гуманитарная, естественнонаучная и т.п.), каждой конкретной профессии, которую получает человек, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей и профессиональной культуры, имеющей широкий кругозор, разносторонние интересы, способной понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним.

Методологической основой построения системы работы с интеллектуально одаренными учащимися выступает триада идей:

- о целостности человека [15];

- о духовности человека и роли рефлексии в развитии его субъектности, его уникальной способности определять жизненные перспективы, искать смысл жизни, выбирать для себя нравственные ценности и ориентиры [20];

- о сущности самосозидающего, трансцендирующего (выходящего за любые актуально данные пределы), открытого ко всяким возможностям человека [5,7,11] и об открытости целостного педагогического процесса [4], направленного на создание условий саморазвития, самообразования человека, по обеспечению для него пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия (см. схему 1).

Данная методологическая основа построения модели воспитания позволила сформулировать систему понятий, на которые ориентирована технология воспитания интеллектуально одаренных учащихся (см. схему № 2).

Схема № 1.

Этико-эстетическое пространство воспитания

эстетика

Знания Отношения Поведение цели

Экоцентриче- Рациональное по- Эмоционально- Легитимные пред-

ское сознание нимание обществен- ценностная гар- ставления о мире,

Знания ных отношений мония внутренне- обществе, себе

э (Уважение позиции го мира

т и к а другого)

Принятие Действенно-эмоцио- «Нравственное Оспособление обще-

Отношения другого нал. понимание (толерантность) самостроительство» ственных норм поведения и нравственная

саморегуляция

Осознанное от- Общественно-куль- Осмысленность Формирование

Поведение ношение к миру, себе, обществу турная идентификация существования качеств интеллигента

Антропоэколо- Гармония Культурно-лич- «Я»

цели гическое отношение к миру «я-в-мире» ностное отношение к жизни

Схема № 2.

Система понятий для воспитания интеллектуально одаренных учащихся

эстетика

Знания Отношения Поведение цели

э Знания МИР ОБЩЕСТВО КРАСОТА Легитимные представления о мире, обществе, себе

и к а Оспособление обще-

Отношения ЧЕЛОВЕК ДОБРО ТВОРЧЕСТВО ственных норм поведения и нравственная саморегу-

ляция

Поведение ИСТИНА КУЛЬТУРА ДУХОВНОСТЬ Формирование качеств инженера-интеллигента

Антропоэколо- Гармония Культурно-лич- «Я»

цели гическое отношение к миру «я-в-мире» ностное отношение к жизни

Важной составляющей воспитания интеллектуально одаренных учащихся становится задача их психологической подготовки, адаптации к вхождению в особую социокультурную среду — научное сообщество. Как правило, это сообщество живет в особых, специфических обстоятельствах: своеобразие ценностно-целевых приоритетов, норм и стандартов поведения, внутриколлективных, межличностных отношений, морально-психологическая атмосфера, характер и содержание выполняемой деятельности — все это оставляет отпечаток на ощущения, переживания, жизненные цели, стремления, перспективы личного бытия человека, наполняя конкретным содержанием, смыслом и его понимание личного счастья. Интеллектуально творческая деятельность занимает много времени, и мера удовлетворения этой деятельностью существенно влияет на самоощущение, на степень творческой самореализации человека.

Эмоциональная близость в коллективе, общность понимания культурных ценностей, этических норм, принципов - все это хорошие предпосылки для утверждения здорового микроклимата в нем, благоприятной морально-психологической атмосферы, содействующих достижению высоких целей и значительных результатов коллективного и индивидуального интеллектуального труда.

Цели воспитания интеллектуально одаренных учащихся не могут быть достигнуты, если они не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы, связанные с закономерностями воспитания, лаконично выражают основные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все воспитание интеллектуально одаренных учащихся — его содержание, формы, методы, технологии.

В анализе воспитания интеллектуально одаренных учащихся нельзя отрицать или умалять значение Знания - прежде всего, фундаментальных знаний, освоения «предметного поля» избранной сферы научного познания и наук, смежных с ней. Но при этом следует заметить, что практически все великие умы прошлого, все мыслители и педагоги акцентируют внимание на том, что есть нечто большее, нечто более важное и существенное, что составляет саму «сердцевину» личности специалиста, что выражает его особое отношение к миру и самому себе - его интеллигентность. Размышляя о сущности этого феномена, Лихачев Д.С. утверждал [14], что «образованность еще не гарантирует интеллигентности: многие ошибочно полагают, что интеллигентный человек - это тот, кто много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков; можно все это иметь и быть неинтеллигентным, и можно ничем

этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Нельзя смешивать образованность с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Так интеллигентность, сопряженная с социальной активностью, становится формой внешнего проявления внутренней сущности специалиста, проявлением его профессиональной воспитанности. При этом уровень знаний не имеет принципиального значения для определения меры интеллигентности человека: интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого человека. Сочувствовать другому человеку, понимать его душевное состояние, бескорыстно помогать ему, участвовать в его судьбе — вот черты истинно интеллигентной личности, которые проявляются в тысяче и тысяче мелочей: в умении задать вопрос, вести себя скромно, в умении незаметно помочь другому, в стремлении беречь природу, не мусорить вокруг себя... Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям».

Таким образом, воспитание интеллектуально одаренных учащихся представляет собой последовательное движение личности ученика к добровольно выбранной им цели, а результат этого самодвижения - обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, интеллигентом, расширение его духовных потребностей и интересов, мотивов, ценных в социальном плане, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, освоение прикладных умений, навыков, привычек, опыта саморефлексии. Цель такого воспитания предстает как некий отсроченный результат, совокупно, целостно представляющий собой сложное, системное личностное образование - нравственно-эстетическое отношение к действительности, на обретение которого и направлена духовная активность сегодняшнего школьника. Само же воспитание (как целенаправленный процесс) предстает как управление развитием личности интеллектуально одаренного учащегося через моделирование среды его бытия, погружение его в «базовую культуру» — профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую, как включение его в активные социальные отношения со средой, в процесс творческой самореализации. Тем самым изначально определяются важнейшие профессионально значимые и воспитательно-ценные сферы деятельности (в рамках которых происходит нравственно-эстетическое становление личности интеллектуально одаренного учащегося в учебном заведении):

- познание и обогащение интеллектуального развития, расширение кругозора личности, ее потребностей и интересов, а также реализация научно-исследовательских интересов;

— развитие творческих, художественно-эстетических способностей личности как основы индивидуальности, самобытности будущего специалиста, обогащение его эмоциональной культуры, опыта восприятия и оценки произведений искусства, эстетических явлений и процессов окружающей действительности;

— формирование здорового образа жизни; освоение нормативов физической и санитарно-гигиенической культуры, а также культуры умственного труда; рациональное использование ресурсов своего организма;

— приобщение к интеллектуально развивающему быту и включение в содержательный досуг, формирование у будущего специалиста представления о способах организации своего свободного времени, об эстетических условиях своей деятельности, образа жизни, о принципах взаимоотношений с другими людьми.

При всём кажущемся технологическом разнообразии подходов к работе с интеллектуально одаренными учащимися, налицо сложившаяся схема, отражающая практически полную палитру используемых педагогических воздействий в работе с такими детьми: урок, элективный курс, индивидуальное занятие, олимпиада, конкурс, конференция, проектная деятельность. Основной единицей работы с интеллектуально одаренными учащимися остается либо учитель-новатор (инициативный человек, с утратой которого исчезает и традиция работы с интеллектуально одаренными учащимися в данном образовательном учреждении), либо школьное научное общество (в основном работающее благодаря административному ресурсу образовательного учреждения). По нашему мнению, это связано:

— с низким уровнем (читай — отсутствием) мотивации заниматься таким видом деятельности и у учащихся, и у педагогов, с одной стороны;

— с элементарной нехваткой времени (и у учащихся, и у педагогов - в сложившейся системе подготовки результативность научного труда для школьника - лишь способ удовлетворения собственных (родительских, учительских и пр.) амбиций (за исключением крупных Олимпиад, позволяющих получить целевые места в престижных вузах, с другой стороны;

— с низкой готовностью подавляющего большинства педагогов руководить подлинно научной работой интеллектуально одаренных учащихся (именно в подлинной научности и кроется секрет успеха: имитация исследовательской деятельности, «мелкотемье», отсутствие лабораторных ресурсов, неумение пользоваться информацией препятствуют формированию подлинной культуры исследователя, будущего «человека науки», интеллигента в самом широком смысле этого слова).

На наш взгляд, обращение к системе понятий, представленной на схеме № 2, позволяет найти решения, открывающие путь к реализации эффективной технологии работы с ин-

теллектуально одаренными учащимися. Такой подход начал реализовываться в ГАОУ ТО «Физико-математическая школа». Ключевыми компонентами технологии воспитания интеллектуально одаренных учащихся является, по нашему мнению, ряд взаимодополняющих проектов и воспитывающих действий, создающих специфическую среду, в которой эффективно развивается личность интеллектуально одаренных учащихся. При этом формируется особенная «культура воспитания», характеризующаяся многообразием и вариативностью форм воспитательной деятельности, увеличением степени свободы действий учащихся и педагогов, отличающаяся личностной ориентированностью, высоким уровнем взаимной ответственности за результат воспитания, оптимизацией процессов социализации и индивидуализации. На практике реализуется триада идей о целостности, духовности и открытости, предложенная нами ранее.

Наряду с классическими приемами работы с интеллектуально одаренными учащимися, формирующими «базовую культуру», общекультурные компетенции, а также знаниевую составляющую (основу интеллектуального труда), одаренные дети получают возможность истинного приобщения к «профессиональной культуре», активно формируют собственную интеллигентность.

Классическими приемами технологии работы с интеллектуально одаренными учащимися, разрабатываемой в нашей школе, являются активизация познавательной деятельности на уроке (за счет дифференцированного либо личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса), привлечение учащихся к работе в предметных кружках, студиях) и расширение границ познания на элективных курсах, проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий, подготовка к олимпиадам и конкурсам, участие в научных и научно-практических конференциях, проектная деятельность. В рамках технологии также предлагаются следующие приемы:

1. Проект «Академия» (участие в семинарах и коллоквиумах в областях знания, лежащих вне предметного поля интереса конкретного учащегося — другими словами, «физика для лириков»). Для реализации проекта могут быть привлечены как учителя-предметники (что эффективно с административной позиции), так и ученые, преподаватели вузов. Данный подход подтверждает свою эффективность в рамках «Академии успеха», реализуемой ГИМЦ г. Тюмени, однако в указанном проекте учащиеся углубляются в избранной ими и интересной им одной предметной области. Опыт показл, что встреча с интересным человеком, занимающимся проблематикой даже не в смежной научной области, может изменить акценты интереса у учащегося, а «смешение» методологий позволяет подчас достичь весьма впечатляющих результатов (по шутке профессора H.A. Алексеева, «квадратно-гнездовой способ в педагогике»).

2. Арт-проект (диалоговый клуб «Учусь смотреть документальное кино», фестивали дидактических спектаклей, кружки драмы, участие в литературных гостиных, мероприятия музейной педагогики, выставки творческих проектов и пр.). Опыт показывает, что развитие эмоциональности и формирование эстетического вкуса позитивно сказывается на формировании интеллигентности, а вместе с тем способствует получению удовольствия от интеллектуального труда (читай - «красота уравнения, или изящество математических доказательств»).

3. Социально-значимая деятельность (волонтерские отряды, участие в социальных проектах). Как показывает практика, участие в социально значимых мероприятиях побуждает понимание значимости конкретного продукта интеллектуальной деятельности (другими словами, «будь полезным во всем»).

4. Занятия по риторике и дискуссионному мастерству. К сожалению, мастерство публичного выступления далеко не всегда на высоте (и не только у учащихся). Нередко замечательная по привлекательности научная идея не вызывает оклика, так как оказывается неверно поданной, или верная научная мысль оказывается забытой ввиду отсутствия умения аргументировано отстаивать собственную позицию (можно привести афоризм «Quam tibi vendere» - «Умей себя продать»).

5. Цикл семинаров по IT. Подавляющее большинство учащихся не умеют пользоваться сетью Интернет при поиске необходимой научной информации, не используют ресурсы Научной электронной библиотеки, ресурсы Президентской библиотеки, ресурсы международных организаций, он-лайн ресурсы ведущих университетов. Весьма низка культура презентации: многие используют презентацию как текстовую копию доклада, уделяют больше внимания истории вопроса или общей теории, не отражая собственных идей. Большинство не умеет пользоваться инфографикой (максимум - диаграммы или таблицы).

Docendo discimus. Каждый из нас, приступая к работе с группой интеллектуально одаренных учащихся, или с единственным учеником, открывает для себя новые горизонты. Именно тогда появляется время, появляется мотивация, а главное - рождается умение найти удивительное в обыденном, искать новое в изученном, делать бесполезное необходимым. Так преодолеваются проблемы и рождаются решения в организации работы с интеллектуально одаренными учащимися.

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. М.: Просвещение, 1985.

2. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография / H.A. Алексеев. Тюмень: ТюмГУ, 1997. 215 с.

3. Асмолов А. Слагаемые воспитания: взгляд психолога / А. Асмолов // Воспитание школьников. 1989. № 3.

4. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. 1996. № 2.

5. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику смыслового диалога / B.C. Би-блер. М.: Политиздат, 1979. 399 с.

6. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: учеб. пособие по спецкурсу / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1976. 191 с.

7. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / М.Р. Гинзбург. М., 1996.

8. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире / С.Н. Глазачев // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. М., 1998. С. 36.

9. Ерошенко В.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников гуманистического отношения к природе: дис. ... канд. пед. наук / В.И. Ерошенко. М., 2000.

10. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в постдипломном образовании: проблемы реализации / Э.Ф. Зеер // Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сб. науч. статей. Екатеринбург, 2006.

11. Земель Н.Е. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции науки / Н.Е. Земель // Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988. С. 23-25.

12. Игнатова В.А. Реальный гуманизм и практика экологического образования / В.А. Игнатова. Тюмень: ТГУ, 2000.

13. Ильинский И.М. Образование. Молодёжь. Человек (статьи, интервью, выступления). Кн. 2. М.: Изд-во МосГУ, 2009. 530 с.

14. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1989. 238 с.

15. Петров И.Ф. Культурные потребности личности: дифференцированный подход. Диссертация. М.: 1997, 95 с.

16. Савинков Л.А. Технология преемственного управления гимназией / Л.А. Савинков // Проблемы образования и развития личности учащихся: сб. науч. тр.; под ред. В.А. Беликова. Магнитогорск: МаГУ, 2006. С. 11-28.

17. Урсул А.Д. Экологическое образование и устойчивое развитие / А.Д. Урсул. М., 1996.

18. Хуторской A.B. Образовательное пространство СНГ - проблема сравнительной педагогики / A.B. Хуторской. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. 247с.

19. Человенко Т.Г. Интеграция знаний в процессе экологомировоззренческого развития старшеклассников: автореф. дисс.... канд. пед. наук. М., 1996.18 с.

20. Шадриков В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.