Научная статья на тему 'Технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей'

Технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СПОСОБЫ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ТРЕНИНГ / ETHNOCULTURAL RELATIONS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ACTIVE METHODS / MEANS / FORMS OF EDUCATION AND UPBRINGING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертякова Э. Ф.

Описана технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в современном образовательном пространстве, представленная единством содержательного (блок педагогической задачи) и процессуального компонентов (блок способа, блок условий), при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF BRINGING UP OF ETHNOCULTURAL RELATIONS OF TEACHERS TO BE

There has been described a technology of developing ethnocultural relations of teachers to be in the modern educational medium presented by a unity of the substantial (a block of the pedagogical problem) and the procedural components (a block of the method, a block of conditions) the use of which imparts the air of creativity to the educational activities.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей»

7. Выбор таких педагогических систем обучения, в которых формирование методов и приёмов познавательной деятельности является не побочной, а одной из центральных задач, что позволяет формировать у студентов не только предметную, методологическую, но и профессиональную рефлексию. К таким педагогическим системам относится развивающее обучение.

На базе теоретического и практического анализа использования развивающего обучения общей физике в педвузе

можно сделать вывод о недостающем звене управления самостоятельной работой студентов при формировании и развитии физических понятий. Считаем, что таким звеном может быть организация познавательной деятельности на основе использования учебных понятийных комплексов, представляющих собой деятельностно-ориентированные системные структуры, являющиеся средством для самостоятельного формирования диалектического мышления студентов при опоре на принципы системности и целостности.

Библиографический список

1. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменский,

Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский цент «Академия», 2000.

2. Основы методики преподавания физики в средней школе / В.Г. Разумовский, А.И. Бугаев, Ю.И. Дик [и др.]; под ред. А.В. Перышкина и др. - М.: Просвещение, 1984.

3. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Рус. яз., 2000. - Т.1.

4. Усова, А.В. Некоторые методические аспекты проблемы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов // Наука и образование. - Горно-Алтайск: ЧГПУ «Факел», 1998. - № 2.

5. Черкасов, В.А. Межпредметные связи как одна из форм реализации комплексного подхода в процессе подготовки студентов педвуза / В.А. Черкасов, Э.С. Черкасова // межпредметные связи как необходимое условие повышения качества подготовки учителя физики в педагогическом вузе: сборник научных трудов / отв. ред. А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1981.

6. Дуранов, М.Е. Педагогический подход к преемственному обучению как системе / М.Е. Дуранов, П. А. Михайлов // Пути повышения эффективности обучения в школе /отв. ред. М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГПИ, 1977. - Вып.11.

Статья поступила в редакцию 07.04.09

УДК 378:371. 011

Э.Ф. Вертякова, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: av.vert@mail.ru.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ

Описана технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в современном образовательном пространстве, представленная единством содержательного (блок педагогической задачи) и процессуального компонентов (блок способа, блок условий), при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер.

Ключевые слова: этнокультурные отношения, педагогическая технология, активные методы, способы, формы обучения и воспитания, тренинг.

Расширение международных контактов, межкультурных связей, интеграционные процессы в экономике, информатизация современного общества приводит к возникновению новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и других проблем, поэтому особую значимость приобретает воспитание этнокультурных отношений будущих учителей в современном образовательном пространстве. Под этнокультурными отношениями будущих учителей мы понимаем результат освоения теоретических и практических знаний этнической направленности, влияющих на развитие этнического самосознания, принятие духовных ценностей этносов, эмоциональное проявление симпатии, адекватных коммуникативных, нравственных и конструктивных действий.

Исследованиями данного вопроса занимались такие ученые, как В.П. Беспалько, Л.М. Кустов, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко и др. По мнению Б.Т. Лихачева, педагогическая технология представляет систему технологических единиц, ориентированных на конкретный педагогический результат, которая определяет совокупность психолого-педагогических установок, характеризующих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов и средств [1].

В.П. Беспалько [2] полагает, что воспроизводимость и эффективность любой технологии зависит от ее системности и структурированности, и в этом смысле нормы проектирования технологии выступают определяющим фактором по отношению к ее признакам. Г. К. Селевко выделяет перечень качеств технологии и вводит такие критерии технологичности, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [3].

Принимая указанные критерии технологичности, мы считаем, что концептуальность разработанной нами педагогической технологии вытекает из теоретико-методологических исследований, ключевых положений нашей концепции, направленной на достижение положительного результата воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в

современном образовательном пространстве.

Системность технологии связана со всеми признаками системы: логикой учебно-воспитательного процесса, взаимосвязью всех его частей, содержания учебного материала региональной направленности, целостностью, на основе которых образуется процесс воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в современном образовательном пространстве.

Управляемость (регулируемость) технологии воспитания этнокультурных отношений предполагает возможность целеполагания, планирования, организации познавательной деятельности, оценки этой деятельности, прогнозирования процесса воспитания этнокультурных отношений будущих учителей поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность определяется способностью будущими учителями преодолевать негативные проявления в своем характере, проявлением интереса к теоретическим и практическим знаниям этнокультурной направленности и к ее результатам, что доказано нами опытно-экспериментальным путем.

Воспроизводимость предлагаемой нами педагогической технологии воспитания этнокультурных отношений будущих учителей связана с возможностью массового применения в учреждениях высшего профессионально-педагогического образования посредством включения ее в структуру профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях современного поликультурного образовательного пространства и возможности ее реализации на основе полученных и проверенных опытно-экспериментальным путем результатов.

Основная идея педагогической технологии состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать целям, описывающим планируемое поведение студентов как будущих учителей.

Опираясь на концепцию Л.М. Кустова [4], где отмечается, что структура любой педагогической технологии инва-

риантна, мы выделили в составе разработанной нами технологии три базовых блока: 1 - блок педагогической задачи: «предмет - процесс - продукт»; 2 - блок способа: «средства -методы»; 3 - блок условий: «требования, эталоны, формы организации».

Первый блок мы относим к содержательному компоненту, реализующему цели спецкурсов, включенных в учебный план вузовского образования. Два других блока мы относим к процессуальному компоненту, обеспечивающей выполнение этих целей - воспитание этнокультурных отношений будущих учителей, формирование этнокультурной направленности, этнокультурологической компетентности и развитие творческой индивидуальности будущего учителя.

В блоке педагогической задачи нашей технологии представлены: а) «предмет» - воспитание этнокультурных отношений будущих учителей, ориентированное на предыдущий опыт на уровне знания-умения; б) «процесс» - движение от цели через средство к результату, характеризуемое в соответствии с разработанной нами концепцией воспитания этнокультурных отношений будущих учителей тремя промежуточными результатами: первый - сформированность этнокультурной направленности личности будущего учителя; второй - усвоение знаний и умений этнокультурологической компетентности (с эмпирического до теоретического); третий

- развитие творческой индивидуальности будущего учителя; в) «продукт» - уровень сформированности этнокультурных отношений будущего учителя.

Содержание процесса воспитания этнокультурных отношений будущих учителей пронизано этнокультурной направленностью и обеспечивает не только формирование этно-культурологической компетенности, но и развивает творческую индивидуальность будущего учителя. Процесс данного вида воспитания раскрывается нами на трех уровнях: 1) реализация спецкурсов «Воспитание этнокультурных отношений будущих учителей в условиях поликультурной образовательной среды», «Этнокультурология народов Южного Урала»; 2) преподавание дисциплины «Методика изобразительного искусства с практикумом»; 3) руководство педагогической практикой в школе.

К числу основных задач содержательного процесса следует отнести формирование отношения к различным видам деятельности, в частности к полихудожественной, к различным формам занятий с этнокультурологическим содержанием, формированием способности к самостоятельной деятельности, самоорганизации, готовности к сотрудничеству, толерантности, умению вести этнокультурный диалог.

Педагогическая деятельность студентов в период прохождения практики в рамках названных направлений реализуется прежде всего при решении педагогических и методических задач, а также при подготовке и проигрывании фрагментов уроков по определенному тематическому модулю. Так, к примеру, в собственно психолого-педагогическом аспекте наиболее актуальными представляются ситуации, требующие от студентов принятия решений о выборе оптимальных педагогических действий (основ педагогической техники и педагогического мастерства, этнокультурного общения), об устранении стрессогенных факторов обучения, о способах преодоления конфликтных ситуаций (применение конкретных методов и приемов воспитания и регулирования этнокультурных отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-родитель» в поликультурном образовательном пространстве), разработке практических заданий для каждого ребенка при проведении воспитательных мероприятий, классных часов, праздников.

В этнокультурологическом направлении особую значимость приобретает деятельность студента, связанная с подготовкой к педагогической практике и реализацией национально-регионального компонента художественного образования школьников. В качестве примера мы даем студентам готовую, разработанную нами вариативную программу воспитания этнокультурных отношений младших школьников «Эт-нокультурология народов Южного Урала». Программа носит

интегративный характер, выраженный в синтезе различных видов искусств (программа Б.М.Неменского) и идей полифонического и полихудожественного развития (программа Б.П. Юсова) и может быть реализована в рамках национально-регионального компонента.

В этнокультурологическом направлении особую значимость приобретает деятельность студентов, связанная с моделированием педагогических ситуаций, а также с подготовкой и презентацией фрагментов уроков. Примерами таких заданий являются следующие:

I. Разработайте фрагмент урока: разработайте вступительную беседу по теме урока; поставьте проблему этнокультурного характера; разработайте диалог на основе рассматриваемой этнокультуры.

II. Разработайте интегративный урок.

III. Разработайте фрагменты уроков по одной и той же теме для учащихся 1 и 3 классов, 2 и 4 классов: разработайте задание, серию упражнений; проанализируйте и определите сходство и различие в заданиях.

Разработайте фрагменты уроков по двум культурам (башкирской, татарской; украинской, казацкой; немецкой, еврейской): проанализируйте сходство в этнокультурных особенностях; проанализируйте различие в этнокультурных особенностях (в традициях, обычаях, праздниках, костюмах и т.д.).

IV. Разработайте урок для 4 класса; подготовьте презентацию урока.

V. Разработайте обобщающий урок: выберите форму урока (урок-праздник, урок-диалог, урок-спектакль, урок-конференция, урок-КВН, урок-фестиваль и т.д.).

VI. Проявите художественно-творческие способности: выполните творческую работу на основе этнокультурных особенностей одного из народов.

VII. Определите методические ошибки будущего

учителя.

В процессе подготовки к воспитанию этнокультурных отношений будущих учителей рекомендуемые формы работы

- диалоги, дискуссии, межкультурные тренинги, проведение круглых столов, решение проблемных ситуаций, сообщения студентов, совместное обсуждение сообщений в ходе занятия, выражение своих отношений в художественно-творческой деятельности (изобразительной, литературной, музыкальной и др.) по способностям, умение проектировать уроки-образы, уроки-спектакли, работа мастерской художника, организация музея современного искусства с этнокультурной направленностью, выставок, посещение картинных галерей и т.д.).

Развитие этнокультурологической компетентности в сфере воспитания этнокультурных отношений реализуется также через проведение тренингов. Тренинг позволяет студенту с получением информации одновременно обсуждать неясные моменты, тут же закреплять полученные знания, усваивать навыки поведения. Тренинги, проводимые нами, совмещают полихудожественную деятельность через проигрывание, «проживание», «погружение», прорисовывание ситуаций, протекающих в различных этнокультурах. Основной целью тренинга является формирование внутренних установок студентов на развитие этнокультурологической компетентности в сфере воспитания этнокультурных отношений в ситуациях этнокультурного, межкультурного общения.

К задачам такого тренинга мы относим: совершенствование понимания поликультурных универсалий и этнокультурной специфики разных народов; развитие навыков конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурологической компетентности; формирование этнокультурного общения будущего учителя; развитие меж-культурной сензитивности.

Тренинг строится на следующих принципах:

- принцип активности - предполагает включенность в интенсивное этнокультурное взаимодействие каждого студента, принимающего исследовательскую позицию;

- принцип диалогизации - межкультурного взаимодействия, преусматривает равенство позиций участников этно-

культурного, межкультурного диалога, умение видеть мир глазами собеседника, развитие сотрудничества, сотворчества;

- принцип «погружения» - предполагает предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на свое поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь;

- принцип гармонизации и универсализации - предусматривает развитие и саморазвитие, направленное на достижение большей психологической и внутриличностной гармонии. При этом универсализация предполагает расширение компетенции интегрируемых частей процесса воспитания этнокультурных отношений будущих учителей, а гармонизация - увеличивает степень согласованности, соразмерности, сбалансированности этих частей;

- принцип межкультурной сензитивности - способствует развитию способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга сведения о чужой культуре.

Учет данных принципов при организации тренинга позволяет активизировать процессы межличностного и меж-культурного общения в соответствии с уровнем их знаний, компетентности в построении акта этнокультурного общения с социальными установками.

Внутри тренинга можно выделить два значимых для нашего исследования вида - тренинг этнокультурологической компетентности и тренинг педагогической культуры этнокультурного общения. Тренинг дает возможность правильно общаться друг с другом, проявлять уважение к этнопсихологическим особенностям других людей, развивать чувство доверия и открытости; способствует адаптации студентов к условиям этнокультурного общения при сопоставлении двух или нескольких культур, актуализации понятийного аппарата и фоновых знаний по предложенной проблеме, обеспечивает формирование поликультурной компетенции.

В процессе полихудожественной деятельности мы используем принцип художественного уподобления как основной закон художественного восприятия. На занятиях каждый студент может придумывать множество дидактических игр, выполнять динамические таблицы (например, сказочные герои разных народов) и ярко демонстрировать их в тренинговых занятиях.

Кроме того, межкультурные тренинги включают такие упражнения, как «Поговорим... рисунками!», «Разговор в рисунках», «Ожившая картина», «Создание скульптуры семьи» и др.

Тренинг предполагает применение активных методов групповой работы. Основные группы методов - это интерактивные (т.е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) групповые дискуссии в форме «круглого стола», решение проблемных ситуаций, ролевые, имитационные игры. Программа межкультурного тренинга гибкая, динамичная, состоит из информационного, развивающего и диагностического блоков.

Тренинговые занятия помогают студенту познавать себя, создавать более широкую структуру отношений в своей психике, а также способствуют развитию личностных качеств будущего учителя (способность к творчеству, к сотрудничеству, фасилитации, общительности, коммуникабельности и др.).

Процессуальный компонент включает применение эффективного дидактического инструментария: последовательность и целесообразность подбора методов, средств и форм воспитания этнокультурных отношений будущих учителей.

Мы, согласно концепции Л.М. Кустова [4], в блоке способа технологии воспитания этнокультурных отношений будущих учителей представляем «методы» и «средства» педагогического процесса.

Метод является основным инструментом образовательной деятельности. Нами используются следующие группы активных методов: методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление; методы,

стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы; методы, позволяющие в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей учащихся и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.

Кроме того, в качестве активных методов воспитания этнокультурных отношений в поликультурном образовательном пространстве мы применяем методы полифонического восприятия и передачи многостороннего целостного отражения окружающего мира и вычленения этнокультурной информации; методы полихудожественного выражения (Б.М. Юсов); методы, основанные на педагогике любви (В.И. Андреев, Г.Н. Волков); методы, основанные на педагогике толерантности (В.А. Тишков); методы продуктивно-творческого взаимодействия.

К средствам воспитания этнокультурных отношений относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (исследовательская, информационно-аналитическая, конструктивная, полихудожественная, художественно-творческая, игровая, и т.д.); с другой - совокупность предметов и компьютерное обеспечение, привлекаемое для педагогической работы.

В блоке условий технологии воспитания этнокультурных отношений представлены педагогические условия, составляющие внешние и внутренние условия, и формы организации обучения и воспитания. Формами организации воспитательной работы являются индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная, сетевая (Интернет), нетрадиционная и др.. Например, нетрадиционные формы обучения и воспитания используются для повышения познавательной активности, этнокультурной направленности и интереса, для создания установки на творческую, профессиональную и художественно-творческую деятельность, на постоянный поиск в воспитательном процессе. Нетрадиционные формы обучения и воспитания в одном случае ставят будущего учителя в позицию режиссера, в другом - в позицию учителя, в третьем - в позицию консультанта, в четвертом - сочинителя или художника, в пятом - организатора определенной деятельности детей или сокурсников, в шестом - в позицию ученика, в седьмом - организатора образовательного процесса в школе и т. д.

Видеоматериалы представляют практически неограниченные возможности для сравнения и сопоставления культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения.

Фестиваль национальных культур в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий содействует эстетическому и нравственному воспитанию будущих учителей, воспитанию этнокультурных отношений, более полно раскрывает творческие способности личности. Ознакомление с этнокультурными особенностями народов региона способствует развитию этно-культурологической компетентности.

Главным достоинством таких форм занятий является развитие и совершенствование этнокультурологической компетентности будущих учителей, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Феномен социокультурной грамотности предполагает расширение способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.

Чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем развитие личности будущего специалиста становится более разносторонним, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления, толерантность к многонациональному человеческому сообществу.

Технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания рассматриваемого нами процесса и включает: содержательный компонент, опре-

деляющий содержание воспитания этнокультурных отноше- Таким образом, внедрение разработанной нами техноло-

ний будущих учителей; процессуальный компонент, выяв- гии, на наш взгляд, позволит определить своеобразие концеп-

ляющий методы, приемы и формы указанного вида воспита- ции воспитания этнокультурных отношений будущих учите-

ния. лей в поликультурном образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Высш. школа, 1989.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998.

4. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: монография. - Челябинск: ЧИПКРО, 1998.

Статья поступила в редакцию 23.10.09

УДК 371:351.851

А.Е. Дружинина, аспирант АПК и ППРО, г. Москва. E-mail: karavadgoa@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В данной статье рассмотрены современные представления о формировании толерантных отношений в образовательном учреждении. Сформулированы психолого-педагогические условия создания единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процессов, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.

Ключевые слова: гуманизация, толерантная образовательная среда, коммуникативная нетерпимость, толерантность, интолерант-ность, компонент толерантности.

В силу обострившихся межнациональных и межрелиги-озных отношений, одной из важнейших сегодняшних проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Интерес к проблемам толерантности в образовательной среде является отражением усиления внимания к толерантности во всем мире, имеющем место в последние десятилетия. Так, в 1989 году была принята Конвенция по правам ребенка [1]. Она, в частности, определила права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии. В дальнейшем, 16 ноября 1995 года, 185 государствами, членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация принципов толерантности [2,с 62-68]. Эта декларация определила толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к людям, группам людей и государствам. Логическим продолжением этой программы в Российской Федерации явилась федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»[3].Таким образом, смещение фокуса внимания на толерантность в образовательных средах связано с общемировыми процессами, определившими усиление внимания к толерантности и распространение во всем мире идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации и повышения стандартов образования [4]. Педагогические системы, основанные на толерантности и сотрудничестве, в России всегда оценивались как новаторские и никогда не использовались массово.

Значительная роль в построении толерантного образовательного пространства принадлежит образовательному учреждению как важнейшему институту социализации личности. Традиционной особенностью российских государственных образовательных учреждений, особенно средней школы, является интолерантность. Проектирование толерантной образовательной среды может строиться на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Реализация данных принципов возможна в том случае, если педагогический коллектив проникся идеей толерантности и владеет элементами подобной культуры. Рассматриваем толерантность как состоящую из трех компонентов:

- когнитивный компонент толерантности, включающий представления о толерантности, ее проявлениях и ее границах;

- аффективный компонент толерантности, включающий самопринятие, эмоционально-положительное отношение к

другим людям, негативное отношение к насилию в любой форме;

- поведенческий компонент толерантности, включающий навыки конструктивного разрешения конфликтов, а также навыков предложения и оказания помощи и эмоциональной поддержки.

В основе толерантной образовательной среды лежит формирование гуманистических отношений в микросреде класса, которое начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе. В младшей школьной среде недостаточное внимание к психическому и личностному развитию учащихся, его взаимодействию с окружающим социумом приводит к росту тревожности и изменение вектора интересов с учебной деятельности на межличностное общение. К этапу перехода в подростковый возраст недостаточная сформированность учебной деятельности, ситуация новизны, возникновение эмоционального дискомфорта - основа интолерантных отношений в младшем подростковом возрасте. На основе анализа работ, посвященных толерантности [5; 6; 7; 8; 9; 10], А.Н. Зятьков [11] выделяет следующие критерии толерантности:

- социальная адаптированность;

- ответственность за свои поступки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доброжелательное отношение к миру,

- эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;

- терпение;

- эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;

- способность к рефлексии;

- способность понять другого;

- любознательность;

- снисходительность;

- способность прощать;

- отсутствие тревожности;

- высокий уровень общительности коммуникабельности);

- владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;

- уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия,

- признание существования другой (иной) точки зрения, критичность к своему мнению (рефлексивная активность);

- отсутствие стереотипов, предрассудков;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.