Научная статья на тему 'Технология управления системой подготовки спортивных менеджеров в непрофильных вузах'

Технология управления системой подготовки спортивных менеджеров в непрофильных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / РЕИНЖИНИРИНГ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадилова И. С.

Необходимость подготовки квалифицированных управленческих кадров в отрасли физической культуры и спорта становится актуальным политико-стратегическим курсом государства в области здравоохранения и образования. Объект отраслевого управления – физическая культура и спорт представляет собой сложную совокупность государственных, общественных и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, основной функцией которых является удовлетворение потребностей россиян в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадилова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY MANAGEMENT FOR SPORTS TRAINING MANAGERS IN NON-CORE UNIVERSITIES

The necessity of training qualified personnel in physical culture and sport management is again becoming to the political and strategic interests of the state with regards to the areas of health and education. The object of the management industry is to meet the physical exercise, sports, and hiking needs of the Russians through a complex set of state, public, and commercial sports organizations.

Текст научной работы на тему «Технология управления системой подготовки спортивных менеджеров в непрофильных вузах»

7. Гершунский Б.С. О методических основах стандартизации в сфере образования. Челябинск, 1993. 43 с.

8. Хакунов Н.Х., Шрам В.П. От профессионально-прикладной физической подготовленности - к формированию профессиональноприкладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3.

9. Lingpvist A. Physical exercise in the prevention of coronary heart desease an experimental study. - The Swedish Sports Research Council, Research Reports. 1971-76. Stockholm, 1997. 31 p.

10. Matthews D. Campus recreation programs // Sport and fitness management. 1995. Ch. P. 45-55.

Шкурпит Марина Николаевна, ст. преп., bmn-28@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF PROFESSIONAL SCHOOL PUPILS

CONSTRUCTING A PROFILE IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

M.H. Shkurpit

The article features the establishment of a culture of health and well being for pupils of professional schools in the course of physical training. The model describes the formation of a culture of health. Results of the experiment are shown. This research creates an opportunity to effectively incorporate lessons of physical health and well-being into the physical culture program.

Key words: crane operator, culture of health, model, experiment, results.

Shkurpit Marina Nikolaevna, senior teacher, bmn-28@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

УДК 796.062

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ

И.С. Щадилова

Необходимость подготовки квалифицированных управленческих кадров в отрасли физической культуры и спорта становится актуальным политикостратегическим курсом государства в области здравоохранения и образования. Объект отраслевого управления - физическая культура и спорт представляет собой сложную совокупность государственных, общественных и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, основной функцией которых является удовлетворение потребностей россиян в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.

Ключевые слова: социально-политическая проблема, реинжиниринг,

спортивный менеджер, образование, учебный план

Управленческая деятельность в спорте как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возникает на определенной стадии разделения и кооперации их труда. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, то есть профессиональных управляющих. Будучи частью кадровой структуры организации, спортивные менеджеры прежде всего отвечают за работу людей в данной организации, управляя процессом целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата.

Решение этой важной социально-политической задачи требует рационального управления физкультурно-спортивным движением и связано с наличием проблемы спортивного менеджмента, которая заключается в адаптации отраслевого механизма управления к современным российским рыночным условиям. Обеспечение функционирования и эффективного развития отрасли физической культуры и спорта, а также физического воспитания населения невозможно представить без грамотного руководства и управления. Объектом спортивного менеджмента является физкультурно-спортивная организация, выступающая первичным, системообразующим элементом отрасли физической культуры и спорта. В настоящее время в России, по данным государственной статистики, функционирует более 105 тысяч различных видов организаций физкультурно-спортивной направленности [1].

Модернизация современной системы образования в России требует пристального внимания к поиску и реализации путей инновационного совершенствования образования. Определяющее значение в реинжиниринге, несомненно, принадлежит как социальным, так и политическим технологиям, представляющими собой один из основных механизмов воздействия на все процессы, протекающие в области научного познания и сфере высшего профессионального образования [2].

Социально-политические проблемы общества (ухудшение здоровья нации, обеспечение здорового досуга населения, ограждение от криминального влияния подрастающего поколения, незаконченное реформирование образования и т. п.), темпы развития мировых спортивных технологий и самого спорта как общечеловеческого социального феномена ставят встречную задачу - готовить менеджеров широкого профиля на базе новых образовательных программ, построенных на междисциплинарном подходе к обучению.

В теории и практике социологии, педагогики, психологии активизировались научные исследования по поиску новых подходов к подготовке и формированию квалифицированных кадров для профессиональной деятельности в сфере спортивного менеджмента.

Ученые отмечают целесообразность изменения теоретического и методологического подхода, говорят о необходимости обеспечения свободного выбора форм занятий, отхода от педагогического авторитаризма, жестких норм и стандартов в учебном процессе, указывают на недостаточный уровень теоретической подготовки студентов [3].

На современном этапе развития общества система образования России ориентирована на реализацию Болонского соглашения, утвердившего приоритет формирования основных компетенций личности в процессе ее становления в разных сферах жизнедеятельности. Важнейшими нормативными документами, определяющими работу в данном направлении, являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы и национальная доктрина образования в Российской Федерации. Одним из ведущих направлений модернизации профессионального образования является формирование конкурентоспособности выпускников вузов, в том числе спортивных менеджеров. В связи с этим конкурентоспособность как уровень сформированности компетентности и компетенций менеджеров данной сферы приобретает решающее значение [4].

Потенциальная возможность подготовки менеджеров различного уровня для объектов физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности на базе кафедр физической культуры структурных подразделений и «Менеджмент в спорте» в Московском государственном университете путей сообщения, в других нефизкультурных технических вузах, несомненно, высока. Как правило, данные кафедры укомплектованы необходимым минимумом высококвалифицированных специалистов, имеется хорошая материально-техническая база, руководство вузов заинтересовано расширять ассортимент предлагаемых специальностей и специализаций для абитуриентов.

Опираясь на логику прогностического, деятельностного и инновационного подходов к процессу обучения, в исследовании нами рассматривались противоречия учебного процесса во взаимосвязи с процедурой постановки цели и задач существующей системы подготовки спортивного менеджера, выбором конкретного содержания, форм, методов, средств и анализом результатов обучения.

Нами выявлялись противоречия: между требованиями общества к знаниям, положению и роли менеджера в области физической культуры и спорта и реальными показателями функционирования процесса подготовки; между социальным спросом на специалистов данного профиля и фактическим состоянием вопроса; между содержанием существующих технологий обучения в российском высшем профессиональном образовании и имеющимися интересами студентов, будущих спортивных менеджеров; между старыми, привычными формами

и средствами обучения и новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетенциям студентов.

Интеграция многоуровневого образования помогла вузам наиболее полно удовлетворить возможные запросы личности в профессиональном образовании, а также в выполнении социального заказа по подготовке конкурентоспособных специалистов. Переход от подготовки специалистов-менеджеров в спорте на обучение по программам бакалавриата (профиль - менеджмент в спортивной индустрии) прост только на первый взгляд, потому что напряженность программ бакалавриата должна соответствовать тем требованиям, которые будет предъявлять сначала вуз, а затем и практика к уровню их подготовки. Главное: не перейти грань между необходимым и желаемым, между желаемым и востребованным, между реально внедрённым и затем реально используемым. При этом принципы и формы подготовки меняются незначительно [5].

Учебный план бакалавра менеджера профиля «Менеджмент в спортивной индустрии» по сравнению с планом подготовки специалиста этого направления позволил существенно расширить круг приобретаемых в процессе обучения профессиональных компетенций. В образовательной программе подготовки бакалавров менеджмента значительное место занимают дисциплины экономического блока, включенные в структуру федерального компонента.

Основы экономических знаний бакалавров менеджмента в спортивной индустрии формируются в результате изучения общепрофессиональных экономических и управленческих дисциплин: экономическая теория, маркетинг, учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ), информационные технологии менеджмента, моделирование производственных процессов, методы принятия управленческих решений, финансовый менеджмент, инвестиционный анализ, корпоративные финансы, бизнес-планирование. В разделе специальных дисциплин изучаются: акмеология, теория и

методика физической культуры и спорта, менеджмент и маркетинг

физической культуры и спорта, психология и педагогика физической

культуры и спорта, экономика физической культуры и спорта,

коммерческая деятельность в спорте, спонсорство и благотворительность физической культуры и спорта, правовые основы физической культуры и спорта, спортивная конфликтология.

При разработке учебного плана учитывалась необходимость расширения теоретических знаний по конкретным направлениям профессиональной деятельности спортивных менеджеров. Мы предполагаем, что в будущем могут появиться менеджеры - спортивные

агенты, менеджеры спортивного маркетинга, менеджеры спортивной организации или клуба, спортивные функционеры различных уровней и т. д. В своей деятельности они будут использовать как общетеоретические, так и специальные знания и умения. Таким образом, обеспечивается единство экономического, управленческого и «физкультурно-спортивного» аспектов подготовки профессиональных руководителей современной спортивной индустрии.

Список литературы

1. Несытов Д.Е. Подготовка спортивных менеджеров в системе высшего физкультурного образования: дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 2000. 154 с.

2. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. Майкоп, 2011. 370 с.

3. Виленский В.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: учеб. пособие / под общ. ред. В.А. Сластенина. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. 57 с.

4. Перевозова О.В. Формирование конкурентоспособности менеджера в вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 28 с.

5. Переверзин И.И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5.

Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доц., ishchad@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

TECHNOLOGY MANAGEMENT FOR SPORTS TRAINING MANAGERS IN NON-CORE

UNIVERSITIES

I.S. Shchadilova

The necessity of training qualified personnel in physical culture and sport management is again becoming to the political and strategic interests of the state with regards to the areas of health and education. The object of the management industry is to meet the physical exercise, sports, and hiking needs of the Russians through a complex set of state, public, and commercial sports organizations.

Shchadilova Irina Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, ishchad a niail.ru. Russia, Moscow, Moscow State University of Communications (MIIT)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.