Научная статья на тему 'Технология создания новостного контента на общественно-политическом радио'

Технология создания новостного контента на общественно-политическом радио Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1214
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАДИО / МАССМЕДИА / НЬЮСМЕЙКЕР / НОВОСТНОЙ КОНТЕНТ / РЕДАКТОРСКАЯ ВЕРСТКА / ПРАЙМ-ТАЙМ / БЭКГРАУНД / PUBLIC RADIO / MASS MEDIA / NEWSMAKER / NEWS CONTENT / EDITING / PRIME TIME / BACKGROUND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шурыгина Е.А.

В настоящее время в России процесс структурирования радиостанций практически завершен, и можно говорить о том, что по своему контенту общественно-политическое радио является самостоятельным типом. Радио как информационный канал сохраняет свою востребованность и авторитет у слушателей, несмотря на экспансию электронных СМИ. Во многом это определяется самим форматом радио как особого вида массмедиа, который в силу своих специфических характеристик позволяет подавать новостную информацию с большим жанровым диапазоном, чем электронные СМИ. Значимую роль в этом играет использование разнообразных творческих подходов при создании и структурировании новостных сюжетов на радио. Фиксация и изучение различных приемов, используемых при создании новостного контента, позволит по-новому оценить потенциал и конкурентоспособность радио как СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF NEWS CONTENT CREATION ON PUBLIC RADIO

Currently, the process of structuring radio stations in Russia has been almost completed and we can say that public radio is an independent type of radio in terms of its content. Radio as an information channel retains its relevance and credibility among the audience, despite the expansion of electronic media. In many aspects, this is determined by the format of radio as a special type of mass media. Due to its specific characteristics, radio allows one to present news information in a wider range of genres than the electronic media. A significant role is played by the use of various creative approaches when producing and structuring news stories on the radio. By studying the various techniques used in the creation of news content, it will be possible to appreciate in a new way the potential and competitiveness of radio as mass medium.

Текст научной работы на тему «Технология создания новостного контента на общественно-политическом радио»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 22016, № 1, с. 2255-258

УДК 070

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАДИО

© 2016 г. Е.А. Шурыгина

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

Shшrygmaelena@mail. т

Поступил- в р12-кцию 09.10.2015

В настоящее время в России процесс структурирования радиостанций практически завершен, и можно говорить о том, что по своему контенту общественно-политическое радио является самостоятельным типом. Радио как информационный канал сохраняет свою востребованность и авторитет у слушателей, несмотря на экспансию электронных СМИ. Во многом это определяется самим форматом радио как особого вида массмедиа, который в силу своих специфических характеристик позволяет подавать новостную информацию с большим жанровым диапазоном, чем электронные СМИ. Значимую роль в этом играет использование разнообразных творческих подходов при создании и структурировании новостных сюжетов на радио. Фиксация и изучение различных приемов, используемых при создании новостного контента, позволит по-новому оценить потенциал и конкурентоспособность радио как СМИ.

Ключ1въи слов-: общественно-политическое радио, массмедиа, ньюсмейкер, новостной контент, редакторская верстка, прайм-тайм, бэкграунд.

Выпуски новостей - это остов программы дня радиостанции. Информационные блоки не просто выходят в эфир с определенной частотой, их дополняют комментариями, на их основе делают сюжеты, записывают интервью с ньюсмейкерами. Аудитории предлагаются самые актуальные, значимые, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Именно отбор, монтаж и подача новостей формируют информационную политику радиостанции [1].

Вид подачи корреспондентских материалов и редакторская верстка обусловливают всю систему информационного вещания радиостанции.

А технология создания новостного контента -ключевой процесс взаимодействия службы корреспондентов и редакторов общественно-политического радио. Новостной контент структурируется в зависимости от времени выхода новостного блока в течение дня. Рассмотрим содержание информационных выпусков «Радио России - Нижний Новгород» в аспекте представленности в них журналистских материалов, созданных в различных жанрах.

Наиболее востребованными у специалистов, работающих на радиостанциях общественно-политического формата, являются материалы в жанрах информационного радиосообщения, комментария, радиорепортажа, корреспонденции. Если говорить о чистоте того или иного

жанра, то большинство исследователей сходятся во мнении, что в современных условиях существование любого жанра в его классическом виде практически невозможно. По мнению Л. Шибаевой, «чистыми» были бы жанры, неизменные в своем совершенстве, застывшие, не отражающие тех изменений, которые постоянно происходят в мире» [2]. В современной радиожурналистике автор работает на стыке привычных жанров - именно такой подход дает необходимую «свободу маневра» в подаче материала.

Информационные радиосообщения появляются в новостных блоках радиостанции постоянно. Именно сообщение, короткое, четкое, корреспондент оперативно передает в редакцию, к примеру, по телефону или электронной почте.

Если тема сообщения затрагивает интерес большого количества слушателей, то это вызывает обратную связь. Надо отметить, что интерес аудитории к теме информационного сообщения, прозвучавшего в новостях, - один из критериев оценки работы корреспондента службы информации.

Еще одним жанром, в котором работают корреспонденты службы информации общественно-политической радиостанции, является комментарий. Краткие оперативные комментарии - это мнения спикеров (экспертов, политиков, бизнесменов) о различных социально значимых событиях. Информация, поданная в этом жанре, подразумевает только краткий журналистский текст, который ведущий выпуска новостей

256

Е.А. Шурыгина

озвучивает перед фрагментом записи. В подаче к комментарию звучат лишь тема произошедшего события и представление спикера.

Радиорепортаж, один из любимых жанров журналистов службы информации «Радио России - Нижний Новгород», соединяет в себе лучшие признаки информационного сообщения: своевременность, оперативность, информативность текста. Кроме того, радиорепортажу присущи и элементы публицистики -оценка свершившегося факта, его эмоциональное отражение, образное описание картины события.

Очень часто журналисты службы информации готовят свои материалы для выпусков новостей в жанре радиокорреспонденции, так как в нем можно наиболее полно раскрыть тему, показать мероприятие с разных сторон, выслушав мнения различных экспертов и составив свое представление о том или ином факте.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основная задача корреспондента - собирать материал для новостного выпуска. Но окончательная «доводка» материала, его структурирование и подготовка к эфиру -задача редактора службы новостей.

При составлении информационных выпусков редактор службы информации учитывает профиль радиостанции, время выхода новостных блоков в эфир и их хронометраж.

Информационные выпуски выходят в эфир регионального филиала национальной радиостанции общественно-политического формата «Радио России - Нижний Новгород» (далее -РР-НН) семь раз в день по будням и дважды - в выходные дни. Если говорить о содержании, то будничные выпуски и новости выходного дня незначительно отличаются, но в основе своей последние напоминают по структуре утренние новостные блоки, выходящие в эфир с понедельника по пятницу. Рассмотрим редакторскую работу на примере нескольких информационных выпусков: утреннего; дневного; вечернего.

Утренние выпуски, выходящие в эфир РР-НН в интервале с 6 утра до полудня, как правило, редактор верстает и записывает накануне. И только в экстренных случаях, если произошли непредвиденные события, редактор оперативно формирует выпуск в тот же день и выходит с ним в прямой эфир в качестве ведущего.

Основа утреннего выпуска - материалы, написанные корреспондентами накануне: комментарии, информационные сообщения, которые не потеряли свою актуальность и могут получить «вторую жизнь» в утренних выпусках новостей. Материалы, написанные в жанрах комментария и информационного радиосообщения, в утрен-

них блоках встречаются часто (3-4 за выпуск), присутствуют также сообщения-анонсы.

Каждый выпуск новостей имеет постоянные элементы: заставку, которая озаглавливает его, короткие (не более 3 секунд) музыкальные отбивки, которые звучат между структурными элементами выпуска (сообщениями, репортажами и т.д.), и музыкальный джингл, который звучит в финале программы.

Пример верстки информационной программы «Вести - Приволжье» от 10 сентября 2014 года:

Ведущий: «В Нижнем Новгороде 6 часов 10 минут».

(Звучит заставка «Вести-Приволжье»).

Ведущий: «С новостями в студии Елена Шурыгина. Доброе утро.

В этом выпуске:

1. В столице Приволжья проинспектируют работу элементов системы «Безопасный город».

2. Государственную национальную политику страны обсудят на Конгрессе народов России в Нижнем Новгороде.

3. Нижегородский кремль вырывается в лидеры проекта «Россия 10».

А теперь эти и другие темы подробнее».

(Звучит отбивка).

Далее идет подробное изложение новостей. Отметим, что в утренние выпуски, кроме материалов, написанных накануне, всегда включены анонсы мероприятий, которые будут освещать корреспонденты службы новостей в течение дня. Особое место в информационных выпусках в свете последних событий в России и мире занимают собственные сюжеты на тему государственной этнополитики. Хотя, по мнению экспертов, подобные темы СМИ затрагивают нечасто. Как подчеркивает профессор О.Н. Савинова, деятельность массмедиа в сфере освещения межнациональных отношений носит зачастую противоречивый характер. Обладая огромным просветительским потенциалом и возможностью всеохватного воздействия на аудиторию, пресса не всегда использует эти возможности во благо [3].

Что касается выпуска новостей службы информации РР-НН, то в нем сделан акцент на анонс форума, в рамках которого эксперты обсудят государственную национальную политику и новые коммуникативные практики. Также в контексте события речь пойдет о формировании безопасного информационного пространства. Завершается это сообщение-анонс следующим текстом: «Подробности мероприятия можно услышать уже сегодня - в наших дневных выпусках». Здесь редактор выделяет последнюю фразу, тем самым пытаясь заинтересовать аудиторию, удержать её внимание. Это сделано

Т1хтелег5я сез2-т5я тевесттеге кетт1тт- т- ебщ1ств1тте-пел5т5Ч1скем р-2ие

257

для того, чтобы после услышанного краткого анонса слушатели, которые захотят узнать подробности, включили приемники в 13.10, когда в эфир выйдет дневной блок новостей.

В дневных выпусках получают продолжение утренние сообщения, анонсирующие мероприятия с участием корреспондентов службы новостей. К этому времени многие журналисты уже успевают подготовить репортажи с места событий. Чаще всего они выходят с ними в прямой эфир по телефону. Такая практика работы службы информации РР-НН позволяет сделать выпуск динамичнее, разнообразить поток новостных сообщений, читаемых ведущим, живой, а не записанной и смонтированной заранее речью корреспондентов и спикеров.

Пример: Ведущий: «Новые коммуникативные практики государственной национальной политики обсуждают в Нижнем Новгороде. В столице Приволжья в эти минуты проходит Конгресс народов России. В нем принимают участие представители национально-культурных центров более чем из 20 регионов. На форуме работает наш корреспондент. Он находится на прямой связи со студией».

Корреспондент: «Здравствуйте. Заседание участников конгресса еще продолжается. Нужно отметить, что почти все выступавшие говорили о развязанной в отношении российского общества информационной войне с использованием национальной тематики. В сети Интернет то и дело появляются сообщения экстремистского характера. Противостоять этой информационной атаке, по мнению участников форума, возможно лишь путем эффективной работы с населением».

Далее в этом прямом включении корреспондента с места события следуют комментарии присутствующих ньюсмейкеров. Довольно часто редакторы службы просят корреспондентов не записывать спикеров заранее, а убедить их выйти вместе с журналистом в прямой эфир.

Вечерние выпуски новостей насыщены развернутыми аналитическими корреспондентскими материалами, продолжительными по времени. Они выходят в 19.10, в прайм-тайм. В начале выпуска, после заставки, редактор дает вводную информацию.

Ведущий: «В Нижнем Новгороде 19 часов 10 минут. В этом выпуске мы расскажем об основных событиях дня». Таким образом редак-

тором подчеркивается важность информации, которая будет звучать далее, настраивая слушателей на определенный лад. Ведущий: «В студии с новостями Владимир Солдатов. Коротко -главные темы:

1. Зарплата социальных работников в Нижегородской области вырастет почти вдвое.

2. О героях Первой мировой войны расскажут в Нижнем Новгороде.

3. Фестиваль национальных культур пройдет в столице Приволжья.

А теперь обо всем подробнее».

Далее ведущий выпуска сообщает содержание информационных материалов с включением подробных сюжетов корреспондентов, комментариев спикеров о наиболее значимых новостях. После музыкальной отбивки - небольшой блок новостей культуры или спорта. В завершение выпуска -информация о погоде в регионе на ближайшие сутки. Далее - финальная фраза ведущего и музыкальная отбивка. Выпуск завершен.

Нужно отметить, что в рамках создания новостного контента взаимодействие корреспондента и редактора не ограничивается только постановкой задач и их реализацией, но включает в себя также и творческую составляющую. Последнее выражается в возможности выхода корреспондента за рамки редакционного задания и в редакторской работе по совершенствованию журналистского материала, в том числе и с использованием архивных записей, мнения постоянных радиослушателей, собственной творческой «проработки» темы. Именно такая практика обеспечивает информационные выпуски качественным новостным контентом, основными характеристиками которого являются оперативность, социальная значимость, представление широкого спектра мнений.

Сп5сок лит1ратуры

1. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. С. 98.

2. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики: Учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text3/ 82.htm (дата обращения 12.02.2015).

3. Савинова О.Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального округа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1(2). С. 340-343.

258

Е.А. ^ypb^Ha

TECHNOLOGY OF NEWS CONTENT CREATION ON PUBLIC RADIO

E.A. Shurygina

Currently, the process of structuring radio stations in Russia has been almost completed and we can say that public radio is an independent type of radio in terms of its content. Radio as an information channel retains its relevance and credibility among the audience, despite the expansion of electronic media. In many aspects, this is determined by the format of radio as a special type of mass media. Due to its specific characteristics, radio allows one to present news information in a wider range of genres than the electronic media. A significant role is played by the use of various creative approaches when producing and structuring news stories on the radio. By studying the various techniques used in the creation of news content, it will be possible to appreciate in a new way the potential and competitiveness of radio as mass medium.

Keywords: public radio, mass media, newsmaker, news content, editing, prime time, background.

References

1. Smirnov V.V. Zhanry radiozhurnalistiki. M., 2002. S. 98.

2. Shibaeva L. Zhanry v teorii i praktike zhurnalisti-ki: Ucheb.-metod. posobie [Ehlektronnyj resurs]. Rez-

him dostupa: http://www.evartist.narod.ru/text3/82.htm (data obrashcheniya 12.02.2015).

3. Savinova O.N. Kul'turnaya tradiciya i rol' SMI v mezhkul'turnom dialoge: opyt Privolzhskogo federal'no-go okruga // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 1(2). S. 340-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.