1. ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА И АНАЛИЗА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ДАННЫХ ЕДИНОГО РЕГИСТРА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ ПО РАКУ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
При решении задачи внедрения единой технологии сбора и анализа персонифицированной информации для создания Единого регистра России и Белоруссии по раку щитовидной железы лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, необходимо провести анализ существующих в этих странах организационно-методических систем регистрации онкозаболеваний.
В настоящее время основной информационной базой для оценки заболеваемости злокачественными новообразованиями и разработки противораковых мероприятий на территории Российской Федерации является статистика злокачественных новообразований. Принципиально важными особенностями государственной санитарной статистики являются ее системность и тесная связь с практическим здравоохранением. Динамика заболеваемости злокачественными новообразованиями учитывается во всех звеньях практического здравоохранения при планировании комплекса мероприятий противораковой борьбы. Результаты деятельности органов официальной статистики вполне удовлетворяют потребности стратегического общегосударственного планирования здравоохранения, однако для решения локальных оперативных проблем данные государственной статистики нуждаются в уточнениях и коррективах.
Несмотря на то, что именно система государственной регистрации заболеваемости и смертности является постоянно действующей и используется для планирования и управления, следует отметить как несовершенство существующей в России системы отчетности, так и ее несоответствие задачам современной системы онкологической помощи.
Авария на Чернобыльской АЭС и возникшая в связи с этим проблема оценки объективного ущерба здоровью пострадавшего от радиационного воздействия населения еще более отчетливо высветила необходимость перехода в Российской Федерации к системе всеобъемлющего мониторинга онкологической заболеваемости и смертности, основанной на централизованном учете больных злокачественными опухолями с использованием современных средств вычислительной техники. Таким образом, в стране необходимо создавать единый персонифицированный раковый регистр и, в первую очередь, его необходимо организовать на загрязненных радионуклидами территориях.
Необходимо отметить, что в последние два-три года в Российской Федерации начаты практические работы по созданию системы Государственного ракового регистра. Выпущен Приказ Минздрава России № 420 от 23.12.96 г. "О создании Государственного ракового регистра", ведутся разработки первичных документов и программного обеспечения, но объективно эта система, как организационная инфраструктура, еще далека от практической реализации. Таким образом, для анализа постчернобыльской онкоэпидемиологической ситуации на загрязненных радионуклидами территориях России необходимо искать более эффективные методы сбора и
хранения персонифицированной информации о больных злокачественными новообразованиями.
На территории России областные (краевые, республиканские) онкологические диспансеры для оценки состояния противораковой борьбы на обслуживаемой ими территории систематически проводят анализ и оценку данных первичного учета и отчетных документов. Объектами изучения онкологической статистики онкодиспансеров являются: распространенность опухолей среди всего населения и отдельных групп; сравнительная частота опухолей различных разновидностей и локализаций; географические, возрастно-половые, профессиональные и другие особенности заболеваемости злокачественными новообразованиями; эффективность системы противораковой борьбы.
Существующие первичные документы онкологической статистики позволяют на базе онкологических диспансеров 4-х наиболее загрязненных областей России создать оперативно функционирующий регистр больных злокачественными новообразованиями щитовидной железы. Именно поэтому на первом этапе работы по изучению влияния радиационного фактора на динамику онкозаболеваемости среди отдельных групп населения должны лежать научные исследования, направленные на разработку единых технологий сбора, передачи и анализа информации о злокачественных новообразованиях щитовидной железы на территориях, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Осуществить принципиально новый подход к проблеме создания персонифицированного регистра рака щитовидной железы позволяет деятельность Российского государственного медико-дозиметрического регистра, функционирующего на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН, как единой системы мероприятий медико-дозиметрического мониторинга населения, проживающего на загрязненных территориях. Одной из приоритетных задач РГМДР на протяжении последних пяти лет является создание канцер-подрегистра и подрегистра рака щитовидной железы по 4-м наиболее загрязненным областям Российской Федерации (Брянская, Калужская, Орловская и Тульская). Через систему областных региональных центров и онкодиспансеров загрязненных областей на государственный уровень РГМДР поступает персональная информация обо всех выявленных случаях рака щитовидной железы на наблюдаемых территориях. В рамках настоящих исследований была проведена большая работа по сбору ретроспективной информации, что позволило получить данные о 3496 выявленных случаях рака щитовидной железы с 1981 по 1998 гг. на территориях четырех областей (данные по 1998 г. продолжают поступать).
Ниже более подробно остановимся на организации системы регистрации рака на территории Республики Беларусь. Регистрация рака проводится в Белоруссии с начала 50-х годов согласно приказам Минздрава бывшего СССР. Однако данные, вплоть до конца 60-х годов, были далеко не полными. Первые достаточно полные статистические данные были получены в конце 60-х годов.
С 1973 года в Белоруссии стал функционировать центральный автоматизированный канцер-регистр. Информационной основой для него являлись “Карты диспансерного наблюдения
(онко)", которые заполнялись и кодировались в каждом из 12 онкологических диспансеров, расположенных в областных центрах и ряде других городов БССР. Один раз в год эти карты доставлялись в Минск для централизованной обработки. Информация переносилась с бумажных документов на машинные носители (перфокарты, перфоленты, магнитные ленты), затем вводилась в ЭВМ, где подвергалась строгому программному контролю. Ошибочная информация корректировалась, после чего повторно вводилась в ЭВМ. По завершении процесса обработки данных файлы за очередной отчетный год записывались на магнитные диски и ленты. Информация по каждой области, а также г. Минску хранится в отдельных файлах, начиная с 1978 года. Каждый файл содержит данные обо всех онкологических больных, зарегистрированных в предыдущие годы и находившихся на учете онкодиспансера на начало отчетного года, и обо всех новых случаях рака, зарегистрированных в отчетном году.
До 1985 года в информации, хранимой в ЭВМ, не было таких персональных признаков больного, как фамилия, имя, отчество и адрес места жительства, что затрудняло верификацию и корректировку данных, и приводило к дублированию информации. Существенное повышение достоверности сведений стало возможным после внедрения в 1985 году автоматизированной системы контроля за диспансерным наблюдением онкологических больных. Обработка данных по системе "Контроль диспансеризации" позволила решить задачи многолетнего накопления персональных данных об онкологических больных, автоматизации контроля диспансеризации, когда ряд трудоемких рутинных процессов контроля своевременной явки больных на диспансерные осмотры, формирования и печати вызовов, запросов в поликлиники о состоянии здоровья больных были возложены на ЭВМ. В то же время была сохранена информационная преемственность с предыдущей системой статистической обработки. Как уже говорилось выше, в Белорусский канцер-регистр данные поступают из 12 онкологических диспансеров, которые ответственны за сбор информации обо всех онкологических больных, проживающих в зоне обслуживания диспансера.
В Республике Беларусь подавляющее большинство онкологических больных проходит обследование и лечение в онкологических диспансерах и Научно-исследовательском институте онкологии и медицинской радиологии (НИИО и МР, г. Минск), что значительно облегчает сбор качественных сведений. Таким образом, большая часть информации вводится непосредственно в память персональных ЭВМ из первичных медицинских документов (амбулаторная карта, история болезни) в онкодиспансерах. Кроме того, в онкологические диспансеры направляются выписки из медицинских документов и специальные извещения из других лечебных учреждений (НИИ онкологии, Центра патологии щитовидной железы, гематологических клиник, клиник с онкологическими койками и др.), где установлен диагноз рака у пациента и проведено соответствующее лечение.
Дополнительным источником информации о раке являются свидетельства о смерти, которые ежемесячно проверяются персоналом онкологических диспансеров и онкологических кабинетов в органах ЗАГС с целью выявления документов, в которых в качестве причины смерти указан рак. Все указанные документы сопоставляются с базой данных, имеющейся в онкологи-
ческом диспансере. В случае отсутствия информации в базе данных сотрудниками онкодиспансера производится уточнение сведений у источника информации, т.е. учреждения или врача, сделавшего заключение о смерти. После проверки и подтверждения информация о новом случае рака вносится в базу данных.
Таким образом, после слияния баз данных областных диспансеров в единую базу данных по Республике Беларусь можно проводить намного более точные расчеты динамики показателей и структуры онкозаболеваемости, чем посредством использования обобщенных отчетных форм, применяемых в российской системе специализированной онкологической помощи. Персонифицированная база данных по всем случаям, выявленным на территории Республики Беларусь, хранится и анализируется в Белорусском центре современных медицинских технологий (БелЦМТ), куда также стекается информация о состоянии здоровья населения республики, облученного в результате аварии на ЧАЭС (Государственный регистр Республики Беларусь). Т.е. в БелЦМТ накапливается и хранится персонифицированная информация как на всех онкобольных, так и на всех облученных вследствие Чернобыля.
В рамках настоящего исследования специалисты БелЦМТ обеспечили поступление качественной информации обо всех случаях заболевания раком щитовидной железы, выявленных на территории республики, в Единый регистр России и Белоруссии по раку щитовидной железы. Следует также отметить, что белорусской стороной была проведена большая работа по уточнению ретроспективной информации. В результате в Единый регистр поступили данные о 5409 выявленных случаях рака щитовидной железы с 1982 по 1997 гг. на всей территории Республики Беларусь.
Для разработки единой технологии сбора персонифицированных данных о заболевших раком щитовидной железы на территории четырех загрязненных областей России и Республики Беларусь в целом были проведены рабочие совещания и консультации между специалистами Государственных регистров. В качестве базовых информационных документов было решено использовать такие унифицированные первичные документы как "Контрольная карта диспансерного наблюдения (онко)" (ф. № 030-6/У), "Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием" (ф. № 027-1/У), "Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования" (ф. № 090/У). Указанные первичные документы используются как на территории России, так и на территории Республики Беларусь. На основании этих документов был сформирован формат базы данных для обмена информацией между Государственными регистрами России и Белоруссии. Ситуация облегчалась тем, что большая часть необходимой персонифицированной информации как с российской, так и с белорусской стороны к моменту начала работ по созданию Единого регистра уже была введена в компьютер (естественно, в разных форматах хранения), что позволило достаточно быстро сформировать единый формат и провести обмен информацией на его основе. При этом, каждому больному раком щитовидной железы был присвоен уникальный регистрационный номер (ID_NUMBER) и обезличенные базы данных, содержащие вме-
сто фамилий, имен и отчеств только регистрационный номер, были переданы в Россию и Белоруссию.
Кроме персонифицированной информации в систему Единого регистра России и Белоруссии по раку щитовидной железы входят разработанные дополнительные банки данных (БД): демографический БД, медико-статистический БД и радиоэкологический БД, сформированные на основе информации из двух стран. К сожалению, доступ к обобщенной информации для формирования вспомогательных банков данных в разрезе районов и населенных пунктов, а также к получению половозрастных характеристик (с 5-, 10-летним разбиением по возрасту) крайне затруднен, и получение этой информации требует больших финансовых средств. Входящие в систему Единого регистра России и Белоруссии по раку щитовидной железы дополнительные банки данных по демографии и медицинской онкологической статистике были сформированы на основании официальной медико-демографической статистики. Для выполнения этой работы были использованы все возможные источники информации, начиная от издаваемых в двух странах официальных бумажных справочников до закупки необходимой информации у областных комитетов статистики. Как известно, до настоящего момента в наших странах отсутствует доступная районная статистика о естественном движении населения в разрезе пола и возраста с более мелким разбиением, чем дети, подростки и взрослые. И все же, в настоящее время в демографической базе данных собрана вся необходимая информация в областном разрезе и часть информации в разрезе районов (загрязненные территории России) и населенных пунктов (Брянская область России). В дальнейшем работы по формированию демографической базы данных будут продолжены.
В рамках продолжения работ по формированию Единого регистра России и Белоруссии по раку щитовидной железы лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, планируется осуществить следующие основные мероприятия:
• развитие системы как комплекса мероприятий, включающего поэтапный сбор, контроль, верификацию и архивирование персональной информации по всем случаям рака щитовидной железы на территории Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей России и Республики Беларусь в целом;
• развитие инфраструктуры Единого регистра за счет создания районного уровня на базе центральных районных больниц;
• создание в рамках Единого регистра подсистемы оценки риска возникновения онкологических заболеваний различной локализации от факторов как радиационной, так и нерадиационной природы;
• создание в рамках Единого регистра информационно-аналитической системы принятия оптимальных управленческих решений органами здравоохранения, включенных в проект областей России и Белоруссии;
• сбор информации и создание банка данных территорий России и Белоруссии, включенных в исследование, по радиоактивному, йоддефицитному и другим факторам воздействия окружающей среды;
• формирование персонифицированного банка данных по дозам внешнего и внутреннего облучения населения областей, включенных в Единый регистр.
Таким образом, в рамках настоящего исследования была решена задача внедрения единой технологии сбора и анализа персонифицированной информации Государственными регистрами двух стран (от России - РГМДР, МРНЦ РАМН; от Белоруссии - Госрегистр, БелЦМТ) для создания Единого регистра России и Белоруссии по раку щитовидной железы лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Определен объем и качество собираемой информации. Решены вопросы взаимодействия между специалистами двух стран и перспективы дальнейшего развития Единого регистра.