Научная статья на тему 'Технология разработки учебных заданий в LMS Moodle'

Технология разработки учебных заданий в LMS Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА / BLOOM 'S TAXONOMY / LMS MOODLE / COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина О.В., Аленичева Е.И.

В статье представлена технология разработки учебных заданий разного уровня мыслительной деятельности в динамической электронной образовательной среде LMS Moodle. Для классификации заданий используется таксономия Б. Блума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF LEARNING TASKS DEVELOPMENT IN LMS MOODLE

The article presents the technology of learning tasks development of different cognitive levels in the dynamic e-learning environment LMS Moodle. The Bloom’s taxonomy is used to classify the tasks.

Текст научной работы на тему «Технология разработки учебных заданий в LMS Moodle»

Образовательные технологии наука и практика

УДК 377 О. В. Башарина, зав. лабораторией

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru Е. И. Аленичева, преподаватель Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: alenichevazl@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В LMS MOODLE

В статье представлена технология разработки учебных заданий разного уровня мыслительной деятельности в динамической электронной образовательной среде LMS Moodle. Для классификации заданий используется таксономия Б. Блума.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, электронное обучение, таксономия Б. Блума, LMS Moodle.

На современном этапе развития образования остаются актуальными вопросы организации труда обучающихся, разработки более совершенных организационных методов, приемов, форм обучения и учения, которые активизировали бы мыслительную деятельность студентов, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний, повышали качество усвоения информации, выявляли внутренние резервы познавательной активности, мыслительных процессов и памяти.

С внедрением нового стандарта студенты со средними и низкими учебными способностями лишились возможности повышать уровень усвоения знаний [1]. Ведь практически каждый урок — это урок усвоения новых знаний, на этапе закрепления которого обучающиеся выполняют задания своего уровня сложности. Из-за отсутствия времени на уроке возможности выполнить задание более высокого уровня сложности у обучающихся практически нет.

Данную проблему можно решить путем внедрения электронного обучения. Характеристики такой формы обучения позволяют создавать электронные образовательные ресурсы на основе гипертекстовых и мультимедийных технологий; организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий; реализовать электронный мониторинг формирования компетенций обучающихся [2].

Следовательно, разработанные в системе электронного обучения задания для разного уровня мыслительной деятельности позволят студентам закрепить знания и перейти к решению более сложных задач.

Использование элементов электронного обучения позволяет одновременно осуществлять дифференцированный подход практически ко всем обучающимся, что сокращает разрыв между отстающими студентами и обучающимися со средней успеваемостью [3]. Практические приемы играют еще большее значение в развитии

творческого потенциала и мыслительной деятельности обучающихся, раскрытии и проявлении их индивидуальных способностей.

Применение индивидуально-обособленной формы обучения с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет учитывать личностные особенности каждого обучающегося в соответствии с его подготовкой и возможностями, осуществлять дифференцированный подход к заданиям, определять степень оказания помощи обучающемуся.

Для развития мыслительной деятельности студентов целесообразно использовать таксономию Б. Блума. Ведь именно метапредметные цели призваны развивать общие учебные умения: анализировать, обобщать, выявлять главное, определять отличное, интерпретировать, давать оценку и т. д.

Чтобы развивать мыслительную деятельность обучающихся, нужны задания разного уровня, от простого к сложному. Мышление развивается последовательно. Переходом от одного уровня к другому может управлять преподаватель, но почему бы не доверить этот процесс автоматизированной учебной среде?

Электронное обучение предоставляет более широкие возможности. Обучающиеся могут развить тренажерный навык, так как необязательно ограничивать их по времени или количеству попыток.

ЬМБ МооЛв — модульно-ориентированная динамическая учебная среда, позволяющая создавать курсы для электронного обучения. Кроме теоретической информации, система предоставляет ресурсы для мониторинга знаний, размещения заданий разного уровня как в виде тестовых вопросов, так и в виде Задания, возможности участия в Семинаре, Проекте и других видах их реализации. Все элементы обеспечивают обратную связь студента и преподавателя, а некоторые позволяют просмотреть и оценить работы других обучающихся.

Рассмотрим, какие возможности для разработки заданий разного уровня предоставляет система электронного обучения ЬМБМооШв.

Элементы Анкета и Анкетный вопрос позволяют преподавателю оценить уровень знаний студента на начальном этапе изучения конкретной темы и создать мотивацию для обучения, особенно при больших затруднениях в ответе.

© Добавить ресурс...

®

Тема 1

[^Анкета "Что Бы знаете об обработке информации?" Ц Опорный конспект Ц[Объев гАЛИ / + Ё£| Работа со списками /

© Добавить ресурс..

®

Тема 2.

Добавить элемент курса...

Добавить элемент курса. Анкета

Анкетный опрос

База данных Вики

Внешнее приложение

Глоссарий

Задание

Лекция

Опрос

Пакет ЭСКЖМ

Семинар

Тест

Форум

Чат"

Рис. 1. Пример добавления элемента курса

Большие возможности для формирова- форме по тестам, относящимся к разным темам, ния тестовых вопросов и организации работы или случайным образом в итоговом тесте. Для с ними предоставляет элемент системы Банк его наполнения на главной странице курса невопросов. Входящие в его состав категории по- обходимо пройти по ссылке «Вопросы» в блоке зволяют распределять вопросы в свободной «Управление» (рис. 2, 3).

1СЫ | КатегорииИмпорт^' Экспорт^

Банк вопросов

Название категории [Defaultfar Новый курс I* Отображать вопросы находящиеся в подкатегориях Г Также показывать старые вопросы Г Отображать содержание вопроса в списке

The default category for questions shared in context 'Новый курс1.

Создать НОВЫЙ вопрос | Выбрать... 3 ®

Пока не добавлено ни одного вопроса

Рис. 2. Элемент электронного обучения Банк вопросов

Выберите тип вопроса для добавления X О % [[pluginnanie]] Еыйернте топ вопроса,

О Щ Множественный Вычисляемый

Рис. 3. Пример добавления тестового задания в Банк вопросов

Элемент курса Тест позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов.

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Существует воз-

можность установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель оценивает результаты работы или просто показывает правильные ответы на вопросы. Также можно разместить вопросы в элементе Лекция. Неправильные ответы не дадут студентам продвинуться дальше при изучении теоретического материала.

Тестовые вопросы можно сформулировать по-разному. В основном они направлены на оценивание того, как усвоена тема на репродуктивном уровне «знания» и «понимания». Для заданий продуктивного уровня целесообразно использовать такие элементы курса, как Задание, Форум, Вики, Семинар.

Задания уровней «синтез» и «оценка» невозможно реализовать с помощью Теста. При-

ведем несколько примеров выбора типа вопроса для реализации заданий определенного уровня.

1. Знание.

Для реализации мыслительной деятельности данного уровня чаще используются типы вопросов «верно/неверно», «короткий ответ», «множественный выбор» с одним правильным ответом (рис. 4).

Ра стр&Еое изображе ние — представляет собой сетку пикселей шш цветных точек (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах

(растр). О не верно О верно Какие виды графики бывают? пиксельная и точечная '.. растровая и пиксельная векторная и растровая пиксельная и векторная

Рис. 4. Примеры вопросов типа «верно/неверно», «множественный выбор»

Отвечая на данные вопросы, обучающиеся воспроизводят ранее изученный материал, перечисляя факты, термины, основные понятия, правила. В приведенных тестовых заданиях студент определяет истинность базового высказывания, перечисляет на уровне узнавания/ запоминания существующие виды графических изображений.

2. Понимание.

На данном этапе возможен выбор типов вопросов «множественный выбор» с несколь-

кими правильными ответами и «на соответствие».

При ответе на вопрос первого типа обучающийся выбирает команды из различных диалоговых окон, демонстрирует понимание изученного материала через распределение параметров и организацию их в группы (рис. 5).

При ответе на вопрос второго типа обучающийся устанавливает соответствие между видами информации и программными продуктами ее обработки (рис. 6).

Какие команды будут доступны при открытии диалогового окна с помощью указанного элемента?

Параметры страницы

Выберите один или несколько ответов: П - размеры полей П - междустрочный интервал П - ориентация бумаги П - размеры отступов

Рис. 5. Пример вопроса типа «множественный выбор» с несколькими правильными ответами

Соотнесите виды информации и программные продукты для её обработки - текстовая информация

- графическая информация

- аудиальная информация

- числовая информация

Выберите...

Выберите...

Выберите...

Выберите...

Соотнесите виды информации и программные продукты для её обработки - текстовая информация

- аудиальная информация

- числовая информация

- графическая информация

Выберите...

Выберите...

Winamp

Калькулятор, MS Excel

Браузер

Блокнот

Paint, CorellOrow Keyboard

Рис. 6. Пример вопроса типа «на соответствие» с указанием пары соответствий

3. Применение. му в новых условиях, применяя имеющиеся знаВ качестве примера приведем вопрос на опре- ния и, возможно, первоначальный опыт использо-деление (исследовать и установить) правильного вания. Тип вопроса «на соответствие», при этом порядка действий. Обучающийся решает пробле- пары соответствий здесь не записываются (рис. 7).

Рис. 7. Пример вопроса типа «на соответствие» с функцией упорядочивания

4. Анализ.

Задания этого уровня предполагают следующие виды деятельности: изучение материала с вычленением его частей; установление взаимосвязей; формулирование выводов, обобщений. Пример тестового задания для реализации данного уровня приведен на рисунке 8.

Как говорилось выше, задания уровней «синтез» и «оценка» невозможно реализовать

в виде тестовых вопросов. Рассмотрим другие элементы электронного обучения для их реализации.

Выполнение задания — это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе ЬМБ МооЛв (при помощи встроенного визуального редактора).

Установите правильность порядка действий при размещении на слайде Презентации действия по переходу на другой слайд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выберите.

2 Выберите.

3 Выберите.

4 Выберите.

5 Выберите.

Установите правильность порядка действий при размещении на слайде Презентации действия по переходу на другой слайд

3

4

5

Выберите..

Выберите...

выделить объект, на вкладке Вставка выбрать команду Действие

на вкладке Вставка выбрать команду Действие

оф о р м ить сл а йд, на кото р о м р аьм естить объект для п ер еяода

в раскрывающемся списке выбрать «Слайд...»

выбрать слайд на который необходимо перейти

выделить объект, на вкладке Вставка выбрать команду Гиперссылка

в открывшемся диалоговом окне выбрать переключатель «Перейти по гиперссылке.,

Рис. 8. Пример вопроса типа «на соответствие» с выключенной опцией «перемешать»

Пример. Практическая работа «Кроссворд». Задание — выбрать оптимальный способ и оформить кроссворд на тему «Информатика» (список возможных вопросов представлен). Обучающийся анализирует вопросы, планирует структуру кроссворда, создает и оформляет его средствами выбранной прикладной программы и отправляет в виде прикрепленного файла преподавателю на проверку.

Форум удобен для учебного обсуждения проблем, проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов — в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

С его помощью можно реализовать задания следующих уровней:

- «анализ»: обучающийся изучает материал, вычленяя его части, устанавливает вза-

имосвязи; делает выводы, обобщения; выдвигает гипотезы и находит доказательства для их подтверждения;

- «оценка»: представляет и аргументирует свое мнение, вынося суждение об информации, обоснованности идей, качестве работы, основываясь на ряде критериев.

При добавлении нового Форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех, общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форум 1_МЭ Моос11е поддерживает структуру дерева. Это удобно как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» — как последовательно, так и к любым фрагментам текста, представленным другими студентами. Сообщения из Форума могут по желанию преподавателя автоматически рассылаться обуча-

ющимся по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения студента в Форуме хранятся в портфолио. Портфолио студента может быть использовано при итоговой аттестации по данному предмету.

Вики подобен блогам (или веб-журналам), за исключением того что каждый человек может расширять содержание, редактировать, оставлять комментарий и т. д. [4]. Чаще всего сообщения Вики не контролируются центральным администратором, так что контент строится очень быстро (но преподаватель всегда может отредактировать любую страницу Вики).

Для того чтобы точнее понять назначение Вики, приведем пример. Преподаватель дает

студентам задание по мере изучения курса совместно составить конспект или выполнить любой другой проект. Обучающиеся должны иметь возможность добавлять в проект новые статьи, изменять содержание статей, писать комментарии. Доступ ко всем этим функциям обеспечивает инструмент 1_МЭ Моос11е Вики. С помощью Вики можно реализовать задания различного уровня, начиная от «знаний», где обучающийся просто осуществляет поиск информации по заданной теме, и заканчивая «оценкой» как своей деятельности, так и других участников, а также всего проекта в целом (рис. 9).

Семинар — это вид занятий, где каждый студент не только выполняет собственную работу, но и оценивает результаты деятельности других обучающихся [4].

Рис 9. Пример элемента электронного курса Вики

Это полезный элемент электронного обучения для создания среды социальной рефлексии. Преподаватель задает тему семинара, регламент участия обучающихся. На первом этапе студенты выступают со своими сообщениями (докладами). Таким образом реализуются задачи уровня «знания» (поиск информации), «понимание» (демонстрация через описание и выделение главного), «применение» (осознаются направления применения найденного материала), «анализ» (изучается материал, вычленяются его части, устанавливаются взаимосвязи; делаются выводы, обо-

бщения), «создание» (сообщение необходимо оформить в виде документа MS Word или презентации).

На втором этапе обучающиеся могут оценивать доклады всех участников семинара. Это уровень «оценка». Оценивание производится на основе системы критериев, заданных преподавателем. Итоговая отметка вычисляется как взвешенная сумма оценок участников семинара: обучающихся, автора доклада, преподавателя. Таким образом, с помощью элемента электронного курса Семинар есть возможность реализовать все уровни заданий.

Использование элементов ЬМБ МооМв позволяет преподавателю создать полноценную систему разноуровневых заданий для развития мыслительной деятельности обучающихся,

Библиографический список

которая может использоваться им в процессе обучения на разных этапах учебного занятия, на внеаудиторных занятиях и для самостоятельного обучения.

1. Капранова, М. Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде : опыт работы по ФГОС ООО [Текст] / М. Н. Капранова. — Волгоград : «Учитель», 2015. — С. 98.

2. Башарина, О. В. Электронное обучение — объективная реальность современной жизни [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 39-43.

3. Дацюк, Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 / Г. И. Дацюк. — М., 2001. — 28 с.

4. Башарина, О. В. Практические основы проектирования интерактивных элементов [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Башарина ; Минобрнауки Челябинской обл. ; Челябинский ИРПО. — Челябинск, 2013. — 80 с.

УДК 377 А. Н. Горбунова, преподаватель

Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего (ЧТПиГХ), г. Челябинск, е-mail: gorbunova@chtpgh.ru

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

В статье представлен авторский опыт организации практических работ по учебной дисциплине «Экономика» в рамках реализации ФГОс СПО по профессии 46.01.03 «Делопроизводитель». Приводятся примеры заданий, применяемых автором для формирования экономической грамотности студентов при изучении таких тем, как «Экономика предприятия: цели, организационные формы»; «Факторы производства. Прибыль и рентабельность»; «Выбор и альтернативная стоимость».

Ключевые слова: практическая работа, экономика, практические задания.

В основе ФГОС СПО лежит компетент-ностный подход, нацеленный на развитие личности обучающегося, в связи с чем под результатами освоения образовательной программы понимаются не столько предметные знания, сколько умение применять эти знания в практической деятельности, то есть соответствующие компетенции. В условиях внедрения ФГОС СПО к современному профессиональному образованию предъявляются новые требования, связанные с умени-

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь. Китайская пословица

ем выпускников ПОО СПО ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные умения и навыки. Кроме того, одной из задач образования является, среди прочего, экономическое воспитание молодежи. Потому актуально формирование у студентов СПО современного экономического мышления, экономической грамотности, инициативности, деловитости — вплоть до готовности к предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.