Научная статья на тему 'Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных (математических) компетенций'

Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных (математических) компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК / МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / A THEORETICAL MODEL OF CONTENT AND TECHNOLOGY UNIT / METHOD OF RESEARCH / GENERAL PEDAGOGICAL OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысак О.Г., Правдюк В.Н.

В статье рассматривается теоретическая модель формирования естественнонаучных (математических) компетенций будущих бакалавров профессионального обучения. Рассматриваются педагогические условия, дидактические формы и средства формирования естественнонаучных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысак О.Г., Правдюк В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL MODEL OF TRAINING FUTURE UNDERGRADUATE VOCATIONAL TRAINING THROUGH THE DEVELOPMENT OF NATURAL SCIENCE (MATH) SKILLS

The article discusses the theoretical model ofthe natural sciences (mathematical) competencies of future undergraduate training. We consider the pedagogical conditions, didactic forms and means of formation of natural competence.

Текст научной работы на тему «Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных (математических) компетенций»

УДК 378

UDC378

О.Г.ЛЫСАК

старший преподаватель, кафедра технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: lisak.1970@mail.ru В.Н. ПРАВДЮК

доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессионального обучения, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru

O.G. LYSAK

Senior Lecturer, Department of Technology, Entrepreneurship and Service, Orel State University

named after I.S.Turgenev E-mail: lisak.1970@mail.ru V.N. PRAVDYUK

Doctor of Pedagogics, Professor, Department of Vocational Training, Orel State University named after I.S.Turgenev

E-mail: m-suganova@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ

[МАТЕМАТИЧЕСКИХ) КОМПЕТЕНЦИЙ

THE TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL MODEL OF TRAINING FUTURE UNDERGRADUATE VOCATIONAL TRAINING THROUGH THE DEVELOPMENT OF NATURAL SCIENCE (MATH) SKILLS

В статье рассматривается теоретическая модель формирования естественнонаучных (математических) компетенций будущих бакалавров профессионального обучения. Рассматриваются педагогические условия, дидактические формы и средства формирования естественнонаучных компетенций.

Ключевые слова: педагогические условия, теоретическая модель, содержательно-технологический блок, метод научных исследований, общепедагогические задачи.

The article discusses the theoretical model ofthe natural sciences (mathematical) competencies offuture undergraduate training. We consider the pedagogical conditions, didactic forms and means of formation of natural competence.

Keywords: pedagogical conditions, a theoretical model of content and technology unit, the method of research, general pedagogical objectives.

Необходимыми условиями модернизации системы образования являются условия, направленные на подготовку специалистов, в том числе и в системе среднего профессионального образования (СПО). В связи с этим в Орловском государственном университете на факультете технологии, предпринимательства и сервиса проводится целенаправленная подготовка педагогов профессионального обучения: бакалавров и магистров. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами методов поиска, анализа, обработки, обновления и хранения информации. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия его самореализации в течение всей жизни.

Перед современной профессиональной школой стоит задача по успешному достижению целей образова-

ния, для этого необходима соответствующая им модель обучения, а также ее последовательная реализация на практике. Подобная модель сможет обеспечивать учащихся систематизированными, устойчивыми и вместе с этим оперативными знаниями, а также, что не менее важно, предоставить педагогические условия, содействующие формированию у них естественнонаучных компетенций для применения их в профессиональной деятельности. Современная модель процесса подготовки будущих педагогов должна быть также приспособлена к решению разнообразных учебно-воспитательных задач, быть многосторонней, методически и организационно гибкой. Еще одной важной особенностью современной модели обучения является внедрение ком-петентностного подхода в учебный процесс в соответствии с ФГОС ВО.

Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что прослеживаются условия происхождения данного знания. Так, в ходе изучения математических дисциплин в университете обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения математических задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-преобразовательный характер и

© О.Г. Лысак, В.Н. Правдюк © O.G. Lysat, V.N. Pravdyuk

становится предметом усвоения [1]. В своем исследовании мы рассматриваем формирование естественнонаучных (математических) компетенций, необходимых будущим бакалаврам профессионального обучения (по отраслям).

Теоретическая модель формирования

Исследованию технологии разработки теоретических моделей подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров профессионального обучения посвящен ряд научных работ [2;3;4;5]. Эти и другие работы, а также собственный опыт позволили взять за основу концептуальные идеи ее разработки. (Табл.1)

Таблица 1.

шонаучной (математической) компетенции

Социальный заказ

Целевой блок

Цель: подготовка будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных компетенций в процессе решения математических задач.

Задачи

Общепедагогические

Профессионально-математические

Принципы

Общедидактические

Профессиональные

-научности

-системности

-наглядности

-прочности усвоения

- последовательности и преемственности

-активности и сознательности обучения

- интеграции и Дифференциации освоение математических знаний -формирование научно-исследовательских знаний

- педагогическое сотрудничество

- мастерство

- контроль и корректировка проф. деятельности

- творческая деятельность

Содержательно - технологический блок

Содержание

Формы

Методы

Средства

Лекции, семинары, информационно-компьютерный практикум

объяснительно-иллюстративные, метод кейсов, web kwest, метод проектов, самостоятельная работа с использованием ИКТ

Информационные ресурсы, комплекс учебных задач, электронный УМК, учебные пособия, программы математической статистики (ЕХЕЬ..)

Педагогические условия

- общепедагогические

- организационно-педагогические -технологические

Оценочно-результативный блок

Критерии сформированности естественнонаучной (математической) компетентности

Мотивационный

Когнитивный

Личноспшо-деятепшостный

Рефпексивно-творческгш

Показатели: мотивационная готовность к эффективной профессиональной деятельности, объем и качество приобретенных знаний в соответствии с требованиями учебных программ математических дисциплин, владение приемами накопления и усвоения информации, методами ее обработки и хранения, рефлексия в процессе овладения эвристическими операциями в ходе решения профессиональных задач.

Результат: сформированность естественнонаучной (математической) компетентности

Уровни: критический, низкий, средний, высокий

Теоретическая модель состоит из следующих блоков: целевого, содержательно-технологического, оценочно-результативного.

Целевой блок системы формирования у студентов естественнонаучной (математической) компетентности представлен единством цели и задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. Цель теоретической модели определяется социальным заказом общества и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования:

подготовка будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных компетенций в процессе решения математических задач.

Для выполнения намеченной цели определены задачи: общепедагогические и профессионально-математические. Общепедагогические задачи направлены на формирование у будущих бакалавров общепедагогических компетенций. Они формируются в процессе обучения психолого-педагогическим, част-

ным и методических дисциплинам, которые и раскрывают их готовность, например, к взаимодействию с учащимися СПО, родителями, коллегами, социальными партнерами; готовность применять инновационные методики и технологии обучения, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

Особое значение мы придаем профессионально-математической задаче, решение шторой проводится с опорой на следующие компетенции: готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.

Кроме этого в данной модели отражены принципы: общедидактические: научности, систематичности, наглядности, прочности усвоения, последовательности, преемственности, активности и сознательности обучения;

профессиональные: интеграции и дифференциации освоения математических знаний, формирование научно-исследовательских знаний, педагогическое мастерство, педагогическое сотрудничество, творческой деятельности, контроля и корректировки профессиональной деятельности.

Содержательно-технологический блок включает в себя структурно-функциональные компоненты содержания и технологии профессионального обучения в контексте модульного подхода. В нем представлены формы, методы и средства обучения. Особое значение в обучении математики мы придаем такому методу научных исследований, как метод с использованием современных информационно-коммуникационных средств (ИКТ). Метод научных исследований основывается на активизации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Математика». Наблюдения показали, что развитие самостоятельной деятельности позволяет студентам использовать ИКТ в целях получения необходимого объема и требуемого качества знаний, самостоятельно использовать метод кейсов, проектов. Web kwest и другие методы.

Нами разработан УМК по дисциплине «Математика» на базе среды Moodle, включающий в себя следующие разделы: тематический указатель дисциплины, комплект методических материалов, элементы учебного курса, систему контроля и оценку знаний.

Следует отметить, что достижение намеченной цели невозможно без соответствующих педагогических условий, а именно:

общепедагогических: формирование у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе

в процессе изучения математических дисциплин формирование профессиональной культуры;

организационно-педагогических'. обеспечение

дидактическим материалом, формирующим готовность студентов пользоваться информационными технологиями;

технологических: установление междисциплинарных связей с дисциплинами естественнонаучного и профессионального циклов на основе модульного обучения; своевременное оперативное наполнение информационной образовательной среды учебным содержимым.

Оценочно-результативный блок представлен критериями и показателями, соответствующими каждому из них:

моттационным: мотивационная готовность к эффективной профессиональной деятельности;

когнитивным: объем и качество приобретенных знаний в соответствии с требованиями учебных программ математических дисциплин;

личностно-деятельностным: применение математических знаний в решении профессионально-ориентированных знаний, выполнение математической обработки статистических данных, владение приемами накопления, усвоения и хранения информации, методами ее обработки;

рефлексивно-творческим', выбирать приемлемые методы и формы проектирования в процессе поиска решений конкретной задачи, в процессе овладения эвристическими операциями в ходе решения профессиональных задач.

Результатом является сформированность естественнонаучных (математических) компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения. Она может быть определена уровнями: критическим, низким, средним и высоким. Критический уровень характеризуется отрывочными знаниями, слабой развитостью профессиональных умений, отсутствием познавательной активности, непониманием сущности изучаемого материала. Низкий уровень характеризуется наличием нетвердых и несистемных профессиональных знаний в объеме учебных программ по математическим дисциплинам, наличием значительных ошибок. Средний уровень характеризуется наличием твердых и достаточно полных знаний в объеме учебных программ по математическим дисциплинам и незначительных ошибок при ответах на заданные вопросы. Высокий уровень характеризуется наличием системных, исчерпывающих знаний, позволяющих решать типовые задачи; способностью обеспечить активную познавательную и профессиональную деятельность, активную деятельность при подготовке творческих проектов.

В целом можно сделать вывод, что представленная модель имеет динамический характер, позволяющий совершенствовать подготовку будущего бакалавра профессионального обучения на основе естественнонаучных компетенций.

Библиографический список

1. Ансимоеа Н.П. Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза/ Н.П. Ансимова, О.В Ракитина // Ярославский педагогический вестник. 2010 №4. Том II. С. 137 - 142.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10.

3. Шершнева В., Перехожева Е. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза // Высшее образование в России. 2008. №1.

4. Кручитт М.В. Модель формирования профессионального правосознания студентов вуза в условиях информатизации высшей профессиональной школы // Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2009.

5. Правдюк В.Н. Инновационные подходы к подготовке педагога профессионального обучения Педагогическая наука: теория и практика: коллективная монография / под общей ред. В.Н. Правдюк, 2014. 136 с.

References

1. Ansimova N.P. Scientific research competence as a neoplasm of the individual teacher pedagogical high school / N.P Ansimova, O.V. Rakitina //Yaroslavl Pedagogical Gazette. 2010. №4. Vol. II. Pp. 137 - 142.

2. Vvedensky V.N. Modelling of the professional competence of the teacher // Pedagogy. 2003. № 10.

3. Sherslmeva V, PerehozhevaE. Pedagogical model of competence of graduates of high school//Higher education in Russia. 2008.

№1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. KruchininM. V The model of formation of legal consciousness of students of vocational high school in the conditions of information of higher vocational schools // Modem problems of science, education and industry: Coll. scientific of the II International scientific-practical conference. N. Novgorod, 2009.

5. Pravdyuk V.N. Innovative approaches to the preparation of the teacher of vocational training Teaching science: theory and practice: collective monograph/ under the general ed. V.N. Pravdyuk, 2014. 136 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.