Научная статья на тему 'Технология разработки комплексов упражнений для развития силовых способностей бегунов на выносливость'

Технология разработки комплексов упражнений для развития силовых способностей бегунов на выносливость Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатьянов Игорь Александрович, Фатьянова Татьяна Евгеньевна, Ерохина Ольга Арсентьевна

В статье представлены результаты исследования проблемы рациональной организации тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной силовой подготовленности бегунов на выносливость. Авторами представлены основные этапы разработки специализированных комплексов силовой подготовки. В результате проведенных исследований установлено, что применение экспериментальных комплексов позволяет сопряженно развивать аэробную и специальную силовую выносливость бегунов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатьянов Игорь Александрович, Фатьянова Татьяна Евгеньевна, Ерохина Ольга Арсентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of designing complexes of exercises for strength training of runners tend to endurance

Results of the research devoted to the problem of the rational organization of training loads for development of the special power readiness of runners on endurance are presented in article. Authors have presented the main design stages of specialized complexes of power preparation. Studies have shown the effectiveness of the use of the experimental complexes for the development of aerobic and strength endurance runners.

Текст научной работы на тему «Технология разработки комплексов упражнений для развития силовых способностей бегунов на выносливость»

REFERENCES

1. Bezrukova, V.S. (2000), "Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of the teacher", available at: http://www.psyoffice.ru/6-1010-gedonisticheskaja-gedonistskaja-kultura.htm (accessed: 30 October 2017).

2. Vydrin, V.M. Kuramshin, Yu.F. and Nikolaev, Yu.M. (1996), "Integrative Understanding of the essence of physical culture - the main way of formation of its theory", Theory and practice ofphysical culture, No 5. pp. 59-62.

3. Gusakova, T.F. (2006), "Hedonism as a vector of modern culture", Vestnik of Tyumen state University, No. 2, pp. 60-69.

4. Lipovecki, J. (2001), Era of emptiness Essays on contemporary individualism, publishing house Vladimir Dahl, St. Petersburg.

5. Paulsen, F. (2003), "Mania himself", available at: https://www.psyoffice.ru/6-184-manija-samogo-sebja.htm. (accessed: 30 October 2017).

6. Stolyarov, V.I. (1998), "The Concept of physical culture and physical education (innovative approach)", Theory andpractice of physical culture, No. 5, pp. 11-15.

7. Franc, A.S. (2005), "Moral culture as a human resource improvement", Education and science, No 4, pp. 11.

8. Franc, A.S. (2005), Russian moral culture: the multivariate empirical models, dissertation, Ekaterinburg.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 796.422

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград,

Татьяна Евгеньевна Фатьянова, кандидат биологических наук, доцент, Ольга Арсентьевна Ерохина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волжский филиал Волгоградского государственного университета (ВФ ВолГУ), Волжский

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы рациональной организации тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной силовой подготовленности бегунов на выносливость. Авторами представлены основные этапы разработки специализированных комплексов силовой подготовки. В результате проведенных исследований установлено, что применение экспериментальных комплексов позволяет сопряженно развивать аэробную и специальную силовую выносливость бегунов.

Ключевые слова: выносливость, силовая выносливость, комплексы специальных силовых упражнений, силовая подготовка.

TECHNOLOGY OF DESIGNING COMPLEXES OF EXERCISES FOR STRENGTH TRAINING OF RUNNERS TEND TO ENDURANCE Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Tatyana Evgenievna Fatyanova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Olga Arsentevna Yerokhina, the candidate of pedagogical sciences the senior teacher, Volzhskiy branch of Volgograd State University, Volzhskiy

Annotation

Results of the research devoted to the problem of the rational organization of training loads for development of the special power readiness of runners on endurance are presented in article. Authors have

presented the main design stages of specialized complexes of power préparation. Studies have shown the effectiveness of the use of the experimental complexes for the development of aerobic and strength endurance runners.

Keywords: endurance, power endurance, complexes of special power exercises, power preparation.

Повышение уровня локальной мышечной выносливости признается специалистами как реальный резерв повышения результативности бегунов на выносливость [1-3]. Одним из значимых аспектов проблемы развития специальной силовой выносливости является организация специализированных воздействий данной направленности в структуре циклов подготовки различного масштаба. Целью настоящего исследования являлось определение рациональных способов организации тренировочных нагрузок, направленных на повышение уровня специальной силовой подготовленности бегунов на выносливость. Для решения поставленных задач использовались: метод экспертной оценки; педагогическое тестирование. Регистрация и анализ параметров тренировочной нагрузки проводились с применением системы Garmin Fenix 2. При разработке комплексов упражнений ставилась задача сопряженного воздействия на аэробный компонент специальной выносливости и на уровень локальной мышечной выносливости бегунов.

На первом этапе был определен перечень упражнений, которые должны были составить базу для формирования нескольких вариантов комплексов. В базу были включены различные упражнения, используемые в тренировке легкоатлетов. Информация аккумулировалась в процессе: а) изучения специальной литературы; б) педагогических наблюдений за тренировочным процессом легкоатлетов; в) интервьюирования тренеров.

Для упрощения дальнейшего проектирования упражнениям были присвоены соответствующие коды и разработана исходная матрица, которая далее использовалась для проектирования нескольких вариантов экспериментальных комплексов. Изменение содержания комплексов предполагало увеличение «специализированности» упражнений по мере смены комплексов в отдельном мезоцикле подготовки. Рабочие матрицы были подвергнуты экспертной оценке специалистов практиков, специализирующихся на подготовке бегунов на выносливость. Анкетирование проводилось при использовании онлайн форм, специалистам было предложено зафиксировать соответствие или несоответствие порядковых номеров упражнений их представлениями о тренировочном потенциале различных упражнений. Разработанная матрица была использована для формирования 4 вариантов экспериментальных комплексов (таблица 1), их формирование происходило путем сортировки средств с применением стандартного инструмента MC Excel.

Таблица 1 - Характе] ристика экспериментальных комплексов (ЭКп)

№ № Содержание и параметры нагрузки Вариант 1 (ЭК1) Вариант 2 (ЭК2) Вариант 3 (ЭК3) Вариант 4 (ЭК4)

1. ОРУ 8-20 повторений (до утомления) 8-20 повторений (до утомления) 8-20 повторений (до утомления) 8-20 повторений (до утомления)

2. СБУ - 50 м 50 м 100 м

3. СПУ - - 50-100м 100 м

4. Серия 400-500 м 200-500 м 400-500 м 400-500 м

5. Количество серий 2-5 2-4 2-5 2-5

6. Продолжительность 15-40 мин 20-40 мин 25-50 мин 25-60 мин

7 Между сериями 400-500 м восстано- 400-500 м восстано- 400-500 м восстано- 400-500 м восстано-

вительный бег вительный бег вительный бег вительный бег

Апробация экспериментальных комплексов упражнений была проведена в тренировочном процессе спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции. В эксперименте приняли участие 16 бегунов, вводные характеристики для разработки комплексов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Вводные характеристики для разработки комплексов

1. Спортивная специализация Бег на средние дистанции

2. Возраст 15-16 лет

3. Пол мужской

1. Спортивная специализация Бег на средние дистанции

4. Стаж занятий 4-6 лет

5. Спортивная квалификация III-II спортивный разряд

6. Этап макроцикла подготовительный

7 Период мезоцикла 1-й базовый

Характеристика экспериментального цикла подготовки представлена в таблице 3 Таблица 3- Характеристика экспериментального мезоцикла

1. Продолжительность 8 недель

2. Кол-во тренировок в неделю с выполнением ЭК 2

3. Структура мезоцикла 2 нагрузочных + 1 поддерживающий + 2 нагрузочных + 1 поддерживающий + 2 нагрузочных

4. Схема применения ЭК ЭК 1 ЭК2 | ЭК | ЭК2 | ЭКз | ЭК | ЭКз | ЭК4

В педагогическом эксперименте (таблица 4) зафиксирована положительная динамика исследуемых показателей. Результат контрольного бега (КБ) на 3000м улучшился на 15,3 секунды. Показатель длины бегового шага на скорости близкой к пороговой (ПАНО) в тесте со ступенчато повышающейся интенсивностью увеличился на 2,03 см. Результат 10-го прыжка с ноги на ногу увеличился на 83 см.

Результаты эксперимента свидетельствует о том, что применение экспериментальных комплексов позволяет сопряженно развивать аэробную и локальную мышечную выносливость.

Таблица 4 - Динамика контрольных показателей в эксперименте

Контрольные показатели Параметры До эксперимента После эксперимента

1. Контрольный бег 3000 м ЧСС, уд/мин 176±8 170±7

L, см 176 ±10 179±9

t, мин. сек 9.59,31 ± 0,12 9.44,01± 0,08

2. Тест с повышающейся интенсивностью 5x1000 м V гПАНО 3.44±0,08 3.42±0,11

ЧСС VnAHo уд/мин 165,3±7 160,5±6

L VnAHO, см 164, 01±11 166,04±10

3. Десятерной прыжок L, м 22,05±0,51 22, 88±0,15

4. Прыжок с места L, м 2, 19±0,18 2, 24±0,12

На основе проведенных исследований сделаны следующие заключения.

В годичном тренировочном макроцикле исследуемого контингента бегунов рекомендуется применение двух этапов акцентированного использования экспериментальных комплексов: первый базовый (октябрь - декабрь); второй базовый (февраль март). При двухцикловом варианте построения макроцикла варианты экспериментальных комплексов № 1, 2 должны преимущественно применяться в первом базовом этапе, варианты № 3, 4 - во втором. Повышение нагрузочной стоимости комплексов должно осуществляться в следующем направлении: а) увеличение количества серий; б) увеличение объема упражнений (длина отрезка СБУ/СПУ, количество повторений в ОРУ; в) усложнение внешних условий выполнения упражнений (выполнение упражнений в гору, по сыпучему грунту и т.п.). В тренировке бегунов на средние дистанции увеличение количества серий более 5-6 нецелесообразно. Общая продолжительность выполнения комплекса должна составлять 20 - 60 (максимально) минут. Продолжительные комплексы (40-60 минут) рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю. Комплексы продолжительностью 20-35 минут могут применяться до 3 раз в неделю и могут быть совмещены в основной части занятия с другими тренировочными средствами, направленными на развитие выносливости. При совмещении экспериментальных комплексов с другими тренировочными средствами, направленными на развитие выносливости, нагрузка должна носить преимущественно аэробных характер. Возмущение гликолитического механизма при выполнении упражнений следует избегать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 49-57.

2. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.

3. Фатьянов, И.А. Использование специальных комплексов упражнений для формирования силового компонента специфического профиля подготовленности бегунов на сверхдлинные дистанции [Электронный ресурс] / И.А. Фатьянов // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8099 (дата обращения: 18.02.2016).

REFERENCES

1. Germanov, G.N., Sabirova, I.A. and Tsukanova, E.G. (2014), "Classification approach and theoretical representations of special and general in manifestations of endurance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 49-57.

2. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2009), Development of local muscular endurance in cyclic sports, TVT Division, Moscow.

3. Fatyanov, I.A. (2012), "The use of special exercises for forming the power component of a specific profile of the preparedness of runners for extra-long distances", Modern problems of science and education, No. 6, available at http://www.science-education.ru/en/article/view?id=8099.

Контактная информация: run.rus.fi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2017

УДК 796.011

МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНОГО

СПОРТИВНОГО КЛУБА

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург); Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, Санкт-Петербург; Валентин Юрьевич Лобанов, учитель, педагог дополнительного образования, Средняя общеобразовательная школа № 484 Московского района, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается методология интеграции содержания базового физкультурного образования в начальной школе и дополнительного - в школьном спортивном клубе. Раскрывается технология интеграции содержания образовательного процесса, базирующаяся на определении базовых сфер физической культуры, уточнении ценностных приоритетов, систематизации универсальных учебных действий, разработкой и проверкой эффективности дидактических заданий. Эффективность методики определяется позитивными изменениями психолого-педагогических показателей гармоничного развития личностных качеств ребенка.

Ключевые слова: физическая культура, сферы физической культуры, интеграционный процесс, универсальные учебные действия, дидактические задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.