Научная статья на тему 'Технология проектирования системы уроков'

Технология проектирования системы уроков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Л. С.

Настоящая работа представляет новый взгляд на информатизацию образования. В ней раскрывается возможность информатизации не только содержания образования, но и деятельности учителя по решению дидактической задачи построения системы уроков. Представлена технология проектирования системы уроков, описаны ее этапы и программная поддержка. Технология оптимизирует время подготовки учителя к уроку, способствует повышению эффективности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования системы уроков»

ББК 74.480.26

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УРОКОВ

Л. С. Носова ЧГПУ

Настоящая работа представляет новый взгляд на информатизацию образования. В ней раскрывается возможность информатизации не только содержания образования, но и деятельности учителя по решению дидактической задачи - построения системы уроков. Представлена технология проектирования системы уроков, описаны ее этапы и программная поддержка. Технология оптимизирует время подготовки учителя к уроку, способствует повышению эффективности учебного процесса.

Процесс модернизации образования предполагает наличие у педагога умений составлять образовательные программы, выбирать и совершенствовать педагогические технологии, оптимизировать условия обучения. Для эффективной организации своей деятельности учителю необходимо владеть общими походами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения. В связи с этим, нами предложена технология проектирования системы уроков, решающая дидактическую задачу подготовки педагога к уроку.

Мы предполагаем, что использование данной технологии способствует оптимизации учебного процесса, так как она направлена не только на повышение эффективности работы учителей, но и на экономию их времени. Предложенная технология характеризуется детерминированностью и алгоритмично-стью, что определило создание инструмента технологии - компьютерной программы. Она представляет деятельность учителя в виде идеальной модели, в которой отражены ее компоненты и связи. Выполняя в программе действия и операции, способствующие процессу проектирования системы уроков, учитель получит конспект урока.

По классификации информационных технологий [1] программу можно условно отнести к интеллектуальным обучающим - экспертным системам (ЭС). Это программа, манипулирующая специальными, экспертными знаниями в педагогике и методике преподавания, решающая педагогическую задачу проектирования урока, используя логику, правила, умеющая пополнять свои знания. Программа моделирует подготовку учителя, использует динамически расширяющуюся базу знаний, автоматизирует подбор рациональной страте-

гии выбора инструментов (типов уроков, методов, форм, средств, целей обучения и др.), автоматически учитывает новую информацию.

Экспертная система (ЭС) отвечает следующим требованиям:

-дидактичности: технология дидактически обоснована, учитывает особенности урока как педагогической системы при его конструировании, целесообразность проектирования системы уроков по теме с определением места и типа каждого урока в отдельности;

- независимости: учителю предоставлена возможность проектирования уроков в независимости от технического оснащения классов школы («бумажный» и «компьютерный» варианты технологии);

-стандартизации: имеются фиксированное содержание и цели обучения, соответствующие государственному образовательному стандарту, отраженные в электронном учебнике;

- полноты содержания: наличие в базе данных готовых разработанных систем уроков по отдельным темам учебника;

- обучаемости: имеется возможность

конструировать собственные уроки и сохранять их в единой базе данных;

-доступности: есть возможность обмена педагогической информацией, что способствует электронному документообороту среди учителей;

-творческой реализации: имеется возможность реализации творческого профессионального потенциала учителя при построении системы уроков, формулировке целей обучения, выбора содержания урока, отбора методов и средств обучения, несмотря на наличие четких технологических этапов.

Кроме того, в ЭС имеется режим «совет эксперта», когда происходит предоставление

«советов» компьютером при конструировании урока или отдельных его элементов с привлечением правил из базы знаний.

Рассмотрим этапы технологии проектирования системы уроков и проиллюстрируем их фрагментами работы компьютерной программы.

Целевой этап. Цель - системообразующий фактор урока как педагогической системы. С постановки целей начинается проектирование системы уроков. Цели школьного курса представлены в государственном образовательном стандарте (ГОС). Учитель на данном этапе анализирует ГОС, формулирует цели учебной деятельности в соответствии с изучаемым материалом. Такие цели называются содержательными. Для определения уровня усвоения содержательной цели, ей ставится в соответствие категория Б. Блума [2]. Например, для цели «уметь создавать записи в базе данных» - категория «применение». Далее содержательные цели конкретизируются. Конкретизация целей проводится на основе выбранной учителем категории и предполагает, чтобы цели выражались в опре-

Дерево логических уроков главы

деленных действиях ученика. Цели, полученные конкретизацией содержательной цели в соответствии с категорией Б. Блума, называются конкретизированными (рис. 1, справа). Например, для цели «уметь создавать записи в базе данных» конкретизированными целями будут: ученик дает понятие базе данных; называет объекты базы данных; перечисляет этапы создания базы данных; создает структуру базы данных в СУБД и др. ЭС предоставляет список имеющихся в базе данных содержательных и конкретизированных целей. Цели обучения неразрывно связаны с содержанием образования.

Содержательный этап. Отбор содержания образования входит в компетентность учителя. На данном этапе педагог анализирует учебный материал. Представление содержания образования должно соответствовать требованиям технологии: содержание образования имеет конкретное предметное воплощение в электронном учебнике [3]; каждый параграф главы разбит на структурные единицы; между которыми установлены предметнологические связи. Структурные единицы па-

Методическая модель

0',„.

-

Структура

- '■<> ШЗШШШШШ

лШ Обозначение лог операций ф Пример 1 вычисления лог выражения ф П ример 2 вычисления лог выражения Урок применения умений и навыков №2 Ш Этапы создания компьютерной БД Ш Проектирование У ^ Урок новых умений и навыков №3

Ш Описание структуры реляционной БД ■■ф Выбор полей ф Примеры описания структуры « Ф Урок применения умений и навыков №4 :М Нормализация Ж Избыточность ■ ЯЯ Условие хорошей нормализации ф Пример таблицы с избыточностью ф Пример нормализации БД ф Связь между таблицами ™ 4? Урок применения умений и навыков №5

ШШ Запрос в многогабличных БД ф Пример запроса к БД "Биб лиотека’'

Конкретизированные цели:

Перечислять основные логические операции Приводить примеры вычисления логических выражений Приводить примеры лог выражений из повседневной жизни П Перечислять этапы создания реляционной БД

;.’ Осуществлять проектирование БД

I... Описывать структуру релационной БД . Осуществлять выбор полей для проектируемой БД !.. Приводить примеры структуры реляционной БД I Приводить определение нормализации Производить нормализацию БД Давать понятие "избыточность"

С Приводить примеры избыточности данных в БД Г": Знать условие хорошей нормализации Знать принципы связи между таблицами Знать понятие "запрос"

В ыполнягь запросы в Б Д £; Приводить примеры запросов

Содержательные цели:

!

і :

И меть предста в ление о ло гичесикх операци ях ? 40

Рис. 1. Логические уроки главы

Носова Л. С.________________________________________Технология проектирования системы уроков

гнозируются возможные учебные ситуации. Учитель выбирает методы обучения для каж-

раграфа содержат определенный учебный материал - конкретное содержание, которое ученик должен изучить. Структурные единицы, достигающие некоторую содержательную цель, объединяются учителем в логический урок. Под логическим уроком мы понимаем законченный в смысловом и организационном отношении отрезок учебного процесса, реализующий часть темы, основная дидактическая цель которого соответствует одному из уроков по классификации В.А. Онищука [4]:

- урок усвоения новых знаний;

- урок усвоения навыков и умений;

-урок применения знаний, навыков и

умений;

- урок обобщения и систематизации;

- урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.

Учитель распределяет структурные единицы каждого параграфа в логические уроки (рис. 1, слева). ЭС предлагает педагогу свой вариант распределения. Так выстраивается логика изучения главы. Логические уроки имеют следующие особенности:

-логический урок может быть более и менее школьного урока продолжительностью в 40-45 минут;

- структурные единицы главы должны войти в логические уроки;

- логические уроки взаимосвязаны, как и структурные единицы в них входящие;

- логический урок достигает одну содержательную цель.

Учитель может добавлять в систему логические уроки всех типов, кроме комбинированного, при условии самостоятельного наполнения их содержания и установления им в соответствие содержательных и конкретизированных целей, связей с другими логическими уроками. Такая ситуация может возникнуть, когда учебник по предмету содержит недостаточно учебного материала или отсутствуют практические задания. Заключением содержательного этапа является схема взаимосвязанных логических уроков, представляющая собой систему изучения учебного материала главы (рис. 2).

Этап методической модели. На данном этапе ЭС предлагает список всех методов с рекомендациями по их применению. Построение методической модели осуществляется путем соотнесения каждого малого фрагмента материала с определенными методами обучения. На основе сочетания содержания образования и методов обучения про-

дого логического урока главы, описывает предполагаемые учебные ситуации и определяет их продолжительность. Затем ЭС составляет таблицу, в которой указываются: конкретизированная цель, фрагмент содержания материала (логический урок), метод обучения, вариант возможной учебной ситуации и время.

Процессуальный этап. Заключительный этап формирует конспекты всех школьных уроков по главе. Конспект - это модель урока, проектирующая часть дидактического процесса взаимодействия учителя и ученика, отражающая взаимосвязь всех компонентов урока: порядковый номер в системе, тему, класс, продолжительность, тип, цели (образовательные, развивающие, воспитательные), средства обучения, программное обеспечение, этапы урока с указанием их продолжительности (макроструктура), ход урока с указанием для каждого этапа действий учителя и ученика, содержанием записей на доске, в тетради и т.д. Кроме того, на основании методической модели изучения темы осуществляется переход от логических уроков к школьным (40-45 минут). Учитель формирует школьный урок из последовательности логических уроков или использует вариант ЭС. Последовательность школьных уроков считается системой уроков по изучению главы.

Тип школьного урока будет определяться типом логических уроков в него входящих. Если в школьный урок вошли логические уроки одного типа, то тип школьного урока совпадает с ним. Если внутри школьного урока выделяются логические уроки разных типов, то школьный урок будет комбинированным. ЭС определяет тип школьного урока автоматически.

Урок характеризуется триединой целью: образовательной, развивающей и воспитательной. Образовательными целями школьного урока выступают конкретизированные цели логических уроков в него входящих. Развивающие и воспитательные цели учитель формулирует, исходя из задач, поставленных на урок, или пользуется списком ЭС. Педагог отбирает средства обучения и программное обеспечение, предлагаемые ЭС.

Макроструктура школьного урока определяется макроструктурой логических уроков его составляющих. Этапы комбинированного школьного урока формируются из макроструктуры различных типов его логических уроков.

риал схема логических уроко

І

Файл Школьные уроки

Добаві-яь уроки:

Время, мин: О

Порядковый номер Тип логического логического урока урока

Порядковый номер Тип школьного школьного урока урока

J Урок усвоения новых знаний

\м^ Урок усвоения навыков и умений

Урок применения знаний, навыков и умений

ЛІ Урок обобщения и систематизации

і • Урок контроля и коррекции

і | Комбинированный урок

Г "і Т\:' ■■

___________

....

2

ІЬЯІ

::2\: V

□по]

5 ■<

т~ іг

4 *

Рис. 2. Схема логических уроков

Определение производится ЭС автоматически.

Задача учителя отразить в конспекте урока механизм своего взаимодействия с учениками на каждом этапе макроструктуры с указанием продолжительности этапа. Один из наиболее удобных способов оформления такого взаимодействия - это таблица, содержащая номер этапа, указание действий учителя и ученика, записи на доске, в тетради и др.

По завершении этапа ЭС составляет конспект урока с указанием выбранной учителем темы, класса, средств обучения, типа урока и его этапов с указанием их продолжительности, а также создает таблицу, где учитель для каждого этапа формулирует свою деятельность и предполагаемые действия ученика для каждого школьного урока из системы.

Технология проектирования системы уроков предлагает учителю алгоритм из последовательности педагогических действий

по разработке проекта системы уроков, соблюдение которого позволит учителю сформировать оптимальную систему уроков. Данная технология предоставляет свободу творческой деятельности педагога по отбору содержания образования, постановке целей, отбору методов и средств обучения, а также наполнению урока, в тоже время выдвигает определенные требования к структуре учебного материала и иерархии целей обучения.

Рассмотрим подробно деятельность учителя в рамках технологии проектирования системы уроков.

1. Знакомство с целями обучения. Отбор целей и формулировка собственных (содержательных и конкретизированных).

2. Знакомство с содержанием материала. Отбор содержания и форм его представления.

3. Распределение содержания материала по целям обучения.

4. Отбор методов обучения.

5. Формирование учебных ситуаций.

6. Выбор типа урока. Знакомство с этапами макроструктуры урока.

7. Отбор средств обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Формулировка темы урока.

9. Распределение времени урока по этапам.

10. Указание действий учителя и учеников на каждом этапе урока с отображением записей на доске и в тетради ученика.

Таким образом, технология проектирования системы уроков и ЭС позволяют формализовать и свести до минимума деятельность учителя по составлению системы уроков по теме, что способствует повышению эффективности работы и качеству урока.

Литература

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для пед.вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2004. -188 с.

2. Ильин, Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. -М.: Педагогика, 1986. -173 с.

3. Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.

4. Онищук, В.А. Урок в современной школе: пособие для учителя / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1986. -158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.