Научная статья на тему 'Технология проектирования оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза'

Технология проектирования оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / АТТЕСТАЦИЯ / GRADUATING STUDENT ’S COMPETENCES / VALUATION MEANS / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тягунова Юлия Владимировна

Вступление в силу ФГОС ВПО 3-го поколения связано с позиционированием результатов реализации основных образовательных программ как целостности освоенных выпускником компетенций. Межпредметный характер компетенций и их иерархичность для каждого направления подготовки обусловили необходимость разработки новых средств оценки промежуточных и итоговых результатов образования. Для их разработки были изучены теоретические изыскания отечественных педагогов и осуществлен поиск лучших находок практики. В результате обобщения полученных данных и моделирования, в рамках проектирования основной образовательной программы высшего профессионального образования представлена новая технология разработки банка оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза, построенная на компетентностных основаниях, результатов моделирования методического обеспечения процесса промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза. Представленная технология может быть использована в практике педагогов высшей школы для разработки аттестационных материалов по дисциплине, а также в практике работы государственных экзаменационных и аттестационных комиссий для методического обеспечения их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тягунова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES OF PROJECTING VALUATION MEANS FOR ASSESSMENT OF GRADUATING STUDENT’S PROGRESS DURING THE TERM AND AT THE END OF IT

Coming into effect Federal State Educational Standards of Higher Professional Education is connected with positioning of results of implementing the basic educational programs as a wholeness of student’s assimilated competencies. The inter-object character of competencies and their hierarchical character for each area of training set conditions for elaboration of new means for assessment the results of educational progress during the term and at the end of it. The theoretical investigations of domestic teachers were studied for the elaboration of the means and the search for the best findings in practice. The new techniques of elaboration of the bank of valuation means for assessment of graduating student’s progress during the term and at the end of it which is based on competences are shown as a result of generalization of the findings and modeling within the elaboration of the basic educational program of higher professional education. The techniques for elaboration of the bank of the results of methodological support modeling of the process of assessment of graduating student’s progress during the term and at the end of it are also provided. The given techniques can be used in the practice of lecturers from higher schools for elaboration of assessment materials on the subject and also in the practice of state examining and assessment boards for methodological support of their activity.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза»

УДК 378.146 ББК Ч 448.028.1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Ю.В. Тягунова Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

Вступление в силу ФГОС ВПО 3-го поколения связано с позиционированием результатов реализации основных образовательных программ как целостности освоенных выпускником компетенций. Межпредметный характер компетенций и их иерархичность для каждого направления подготовки обусловили необходимость разработки новых средств оценки промежуточных и итоговых результатов образования. Для их разработки были изучены теоретические изыскания отечественных педагогов и осуществлен поиск лучших находок практики. В результате обобщения полученных данных и моделирования, в рамках проектирования основной образовательной программы высшего профессионального образования представлена новая технология разработки банка оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза, построенная на компетентностных основаниях, результатов моделирования методического обеспечения процесса промежуточной и итоговой аттестации выпускника вуза. Представленная технология может быть использована в практике педагогов высшей школы для разработки аттестационных материалов по дисциплине, а также в практике работы государственных экзаменационных и аттестационных комиссий для методического обеспечения их деятельности.

Ключевые слова: оценочные средства, компетенции выпускника вуза, аттестация.

Переход высшего профессионального образования на ФГОС третьего поколения обусловил изменения в понимании педагогами результатов образования как целостности компетенций, необходимых для исполнения выпускником будущей профессиональной деятельности и формируемых в ходе реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Компетенция как действие существует в потенции, сама по себе, она не привязана к конкретному человеку. Однако однажды осуществив данное действие (даже мысленно), человек приобретает опыт его исполнения. В зависимости от условий, частоты и особенностей ситуации, в которых шлифуется опыт, успешность результатов осуществления действия может быть описана некоторой метафорой: знает что и как делать, умеет делать, способен к действиям в вариативных условиях, готов инициативно исполнять данное действие, искусно владеет многообразием способов деятельности(контролирует качество, распоряжается при выборе оптимальных способов исполнения компетенции). В ФГОС эта ключевая метафора несет в себе смысл фиксации минимального уровня употребления

выпускником компетенции. Следует сказать, что даже небольшой опыт реализации компе-тентностно-ориентированного образовательного процесса (ФГОС 3-го поколения были реализованы в практике только год назад) проиллюстрировал, что компетенции, формируемые у студента, трудноизмеримы (а иногда и неизмеримы). Причин тому много: межпредметный характер процесса формирования компетенции, обусловленность результатов формирования компетенции личностными качествами студента, отсутствие в педагогической практике методик, критериев, показателей для уровневого разграничения сформированных компетенций и др. [3, 9, 10].

Вместе с тем, будучи результатами образования, демонстрирующими компетентность выпускника и качество образовательного процесса, компетенции должны быть зафиксированы на уровне их сформированности у выпускника каждого курса и подвергнуты сравнению с требованиями ФГОС [2, 8]. Сделать это старыми оценочными средствами не представляется возможным. Необходима разработка совершенно новых оценочных средств и иной технологии проведения аттестационных процедур [5].

На кафедре безопасности жизнедеятельности Южно-Уральского государственного университета была предпринята попытка описать технологию разработки оценочных средств и проведения аттестации.

Оценочные средства - банк аттестационных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентами способов решения профессиональных задач, - являются неотъемлемой частью университетской основной образовательной программы.

Разработка банка итоговых оценочных средств начинается сразу же за определением целей основной образовательной программы и компетенций выпускников, составлением учебного плана и опирается на следующие принципы:

1) оценочные средства, сопровождающие реализацию основной образовательной программы, являются комплексными, межпредметными и разработаны для проверки качества исполнения совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для решения определенной профессиональной задачи;

2) оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий являются средством не только оценки, но и формирования компетенций [7].

Разработка оценочных средств предполагает предварительное построение разработчиком (рабочей группой выпускающей кафедры) матрицы согласования профессиональных задач и компетенций (табл. 1). Для этого анализируются поставленные в п. 4 ФГОС профессиональные задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. Для каждой задачи подбирается из п. 5. ФГОС соответст-

вующая компетенция, которая необходима студенту для выполнения данной задачи или проявляется в ходе решения этой задачи [4].

Анализ формулировок профессиональных задач свидетельствует, что их решение в условиях образовательного процесса в вузе не всегда возможно. Поэтому целесообразно сформулировать к каждой профессиональной задаче соответствующие ей учебно-профессиональные задачи, решение которых возможно продемонстрировать в условиях образовательного процесса. Именно они становятся ядром банка оценочных средств итоговой аттестации.

Учебно-профессиональные задачи разбиваются на задания с учетом следующих оснований: содержания деятельности по исполнению компетенции и соответствующего ему содержания дисциплины учебного плана, минимального уровня сформированности компетенций, отнесенных к данной задаче (табл. 2).

Поскольку учебно-профессиональные задачи и компетенции межпредметны, задания детализируются вплоть до элементарных действий и получают свою дисциплинарную конкретизацию в ходе промежуточной аттестации по дисциплине. Для этого элементарные действия ставятся в соответствие определенным элементам компетенции, а те, в свою очередь, внутридисциплинарным модулям и видам оценочной технологии контроля исполнения действий, предусмотренных преподавателем данной дисциплины.

В результате образуется совокупность межпредметных заданий к каждой учебнопрофессиональной задаче, выполнение которых в ходе образовательного процесса готовило бы к исполнению, а в ходе аттестации свидетельствовало бы о решении учебно-

Таблица 1

Матрица согласования задач и компетенций

Профессиональная задача 1 Профессиональная задача 2

Код компетенции

Таблица 2

Декомпозиция учебно-профессиональных задач

Учебно-профессиональная задача

Коды компетенций, необходимых для решения задачи или проявляемых в ходе ее решения

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

Действие 1 ... ...

Дисциплина (междисциплинарный модуль)

Теория и методика профессионального образования

профессиональной задачи. Задания распределяются по дисциплинам учебного плана и закрепляются за ними, становясь для всей основной образовательной программы заданиями промежуточной аттестации и содержательным ядром для итоговой аттестации по дисциплине.

Из данного банка итоговой аттестации скорректированные и детализированные задания уходят в перечни заданий промежуточной и текущей аттестации, конкретизируются в рабочих программах в соответствии со спецификой дисциплины. Детализация заданий может доходить до мелких процедур и действий, которые свидетельствуют об освоении внутридисциплинарных модулей и тем [6, 7]. Таким образом, банк итоговых заданий становится основой для проведения промежуточного контроля. Также банк можно использовать при приеме студентов определенного курса, переведенных из других вузов, для установления соответствия уровня сформированности их компетенций требованиям компетентностей модели студента данного курса.

Поскольку при таком содержании итоговая аттестация связана не с измерением непосредственно компетенций, а с оценкой успешности выполнения учебно-профессиональных задач, согласованных с компетентно-стной моделью выпускника, снимается вопрос о неизмеримости или сложной измеримости некоторых компетенций.

Промежуточная аттестация, как правило, осуществляется в конце семестра и завершает изучение отдельной дисциплины. Она нацелена на оценку сформированности комплекса элементов компетенций, целостной компетенции и даже набора компетенций, необходимых в решении профессиональных задач. Основные формы промежуточной аттестации -зачет, дифференцированный зачет (с оценкой) и экзамен. Вообще говоря, форма аттестации подбирается так, чтобы способы формирования компетенций были увязаны с методами оценки степени их сформированности (соответствующими оценочными средствами) [1].

Итоговая аттестация проводится с целью проверки уровня сформированности компетенций, приобретенных выпускником при изучении всех учебных циклов, в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП вуза по соответствующему направлению подготовки. Формой итоговой аттестации является государственный экзамен и (или) подготовка и защита выпускной квалификационной работы. В связи с необходимо-

стью целостной оценки степени сформиро-ванности компетенций выпускника, содержание заданий и экзаменационных вопросов связано с профессиональными задачами, для решения которых студенту необходимо продемонстрировать весь набор компетенций, предложенных в ФГОС.

Государственная экзаменационная комиссия (далее ГЭК) осуществляет работу в два этапа.

На подготовительном этапе осуществляется допуск студентов до государственного экзамена. К ГЭК допускаются студенты, предоставившие в ГЭК работы, свидетельствующие об успешном решении в ходе промежуточной аттестации определенного количества учебно-профессиональных задач. К ним относятся задачи, требующие для своего решения продолжительного времени [6].

Основной этап включает в себя выполнение индивидуальных заданий. Экзаменационные билеты содержат комплексную ситуационную учебно-профессиональную задачу,

представляющую индивидуальное задание практического характера. Варианты экзаменационных заданий (билетов) составляются членами ГЭК в соответствии с необходимостью охватить на втором этапе компетенции, неохваченные заданиями подготовительного этапа. Перед государственным экзаменом предполагается консультация или цикл консультаций.

Итоговая аттестация в форме подготовки и защиты выпускной квалификационной работы является длительным процессом осуществления студентом учебно-исследовательской деятельности по решению научно-практической задачи и оформления ее результатов. Данная деятельность нацелена, прежде всего, на формирование у студентов исследовательских компетенций. Вместе с тем, очевидно, что в ходе самостоятельного решения научно-практической задачи студентом будет задействована вся целостность компетенций, необходимых выпускнику определенной образовательной программы вуза. Чем выше уровень (в идеале - это уровень «владеет») сформированности компетенций у студента, тем более оригинальны предложенные им в работе способы решения научно-практической задачи и значимы результаты работы для практики. Педагогическое сопровождение студента в ходе выполнения данной работы заключается, в связи с темой статьи, в подробном его инструктаже о требованиях к выполнению выпускной квалификационной

работы. Данные требования также должны быть зафиксированы в итоговом банке оценочных средств и распределены по дисциплинам учебного плана. Это необходимо предусмотреть, чтобы студент в ходе всего образовательного процесса готовился к их исполнению.

Предварительно следует определиться и с требованиями к составу субъектов, приглашенных на итоговую аттестацию, с организационными формами взаимодействия работодателей, педагогов, представителей органов управления образованием и общественных организаций в ходе итоговой аттестации. Эти задачи стали для нас перспективными направлениями исследования.

Литература

1. Методические рекомендации по фор-

мированию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. - http://umu.susu.ac.ru/ru/Uchebno-

metodicheskaya_deyatelnost/urovnevaya_sistema/ index.html.

2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. - М. : Академ. проект: Мир, 2006. - 320 с.

3. Котлярова, И.О. Систематизация критериев качества университетского образования /И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2005. - Вып. 2. - № 15 (55). -С. 29-37.

4. Нуриев, Н.К. Дидактические системы нового поколения / Н.К. Нуриев, Л.Н. Жур-бенко, С.Д. Старыгина // Высш. образова-

ние в России. - М. : МГУ, 2010. - № 8/9. -С. 128-137.

5. Подходы к разработке нормативнометодического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева и др. - М. : МГУ, 2008. - 75 с.

6. Тягунова, Ю.В. Проект основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050100 «Педагогическое образование»: магистерская программа «Профессиональное образование»: учеб. пособие / Ю.В. Тягунова - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. - 243 с.

7. Тягунова, Ю.В. Разработка оценочных средств для аттестации выпускника вуза / Ю.В. Тягунова // Проблемы педагогической теории и практики: сб. науч. ст. - СПб.: Балтийская пед. академия, 2012. - С. 78-82.

8. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 448 с.

9. Ханжина, О.А. Показатели качества ценностного отношения студентов к образованности / О.А. Ханжина //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2010. - Вып. 7. - № 3 (179). - С. 79-83.

10. Яковлева, Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования / Н. О. Яковлева // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. -

Ч. 1. -С. 382-384.

Тягунова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), ppo_00@mail.ru

TECHNIQUES OF PROJECTING VALUATION MEANS FOR ASSESSMENT OF GRADUATING STUDENT’S PROGRESS DURING THE TERM AND AT THE END OF IT

Yu.V. Tyagunova South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Coming into effect Federal State Educational Standards of Higher Professional Education is connected with positioning of results of implementing the basic educational programs as a wholeness of student’s assimilated competencies. The inter-object character

Теория и методика профессионального образования

of competencies and their hierarchical character for each area of training set conditions for elaboration of new means for assessment the results of educational progress during the term and at the end of it. The theoretical investigations of domestic teachers were studied for the elaboration of the means and the search for the best findings in practice. The new techniques of elaboration of the bank of valuation means for assessment of graduating student’s progress during the term and at the end of it which is based on competences are shown as a result of generalization of the findings and modeling within the elaboration of the basic educational program of higher professional education. The techniques for elaboration of the bank of the results of methodological support modeling of the process of assessment of graduating student’s progress during the term and at the end of it are also provided. The given techniques can be used in the practice of lecturers from higher schools for elaboration of assessment materials on the subject and also in the practice of state examining and assessment boards for methodological support of their activity.

Keywords: valuation means, graduating student’s competences, assessment.

Tyagunova Yulia, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, associate professor of the Department of Life Safety, South Ural State University (the city of Chelyabinsk), ppo_00@mail.ru

Поступила в редакцию 4 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.