Научная статья на тему 'Технология проектирования методической системы развития информационно-аналитической компетентности в вузе средствами информационнокоммуникационных технологий'

Технология проектирования методической системы развития информационно-аналитической компетентности в вузе средствами информационнокоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СРЕДСТВА ИКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИАК / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / MEANS ORTCT. METHODICAL SYSTEM OF DEVELOPING IAC. TECHNOLOGY OF DESIGNING / INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Валерия Игоревна, Усольцева Лариса Александровна

В статье рассматриваются организационные и содержательно-методические аспекты развития информационно-аналитической компетентности будущего офицера * МКЖ в Н€рб средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в военно-инженерном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Валерия Игоревна, Усольцева Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of development of methodical system for Improving inform

The article deals with organizational ar.dir.formatory-methodicalaspects of developing information-analytical competence ol a luture officerengineei by means of information-communication technologies in studying at a high military engineering school.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования методической системы развития информационно-аналитической компетентности в вузе средствами информационнокоммуникационных технологий»

УДК 378.14:355 /35?

В. И. ОМЕЛЬЧЕНКО Л. А. УСОЛЬЦЕВА

Омский танковый инженерный институт Омский государственный университет путей сообщения

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются организационные и содержательно-методические аспекты развития информационно-аналитической компетентности будущего офицера-икженера средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в военно-инженерном вузе.

Ключевые слова: информационно-аналитическая компетентность, средства ИКТ. методическая система развития ИАК, технология проектирования.

Современный иериод развития Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) характеризуется глубокими и качественными преобразованиями, вызванными процессами реформирования. В настоящее время России необходима «инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» [ 1 ].

Эффективное решение задач, стоящих перед ВС РФ. невозможно без соответствующего кадрового обеспечения, без комплектования армии и сил флота высококвалифицированными военными специалистами, поэтому проблема управления формированием профессиональной компетентности будущих военных специалистов и развития компетентностей, ее составляющих, рассматривается как одно из актуальных направлений педагогических исследований.

Сложный характер военно-профессиональной деятельности офицера-инженера по военной специальности «Танкотехническое обеспечение войск», внедрение в практику ВС РФ новых образцов бронетанкового вооружения и техники, современных форм, методов и средств управления, обработки и хранения информации на основе применения средств ИКТ обусловливают объективную необходимость выделения информационно-аналитической составляющей военно-профессиональной деятельности как обязательного компонента профессиональной компетентности офицера-инженера.

Информационно-аналитическая компетентность (ИАК) офицера-инженера предполагает готовность и способность военного специалиста на основе мотивированного и обоснованного применения средств ИКТ осуществлятьцеленаправлешгую информационноаналитическую деятельность, связанную с поиском, качественно-содержательным анализом, обработкой и преобразованием информации в целях использования полученного результата для решения военноинженерных задач в интересах обеспечения эффективного функционирования подразделения и части

в целом. При этом эффективность военно-профессиональной деятельности офицера-инженера в значительной степени будет зависеть от уровня с форми ро-ванности информационно-аналитических умений и навыков данного специалиста.

Проблема комплексного развития ИАК будущего офицера-инженера в процессе обучения в высшей военной школе может быть успешно решена на основе проектирования, разработки и внедрения в учебный процесс методической системы обучения (МСО), обеспечивающей функционирование всех элементов и взаимосвязей модели развития ИАК. При этом должны быть учтены условия, выполнение которых, на наш взгляд, будет способствовать развитию компонентов ИАК:

— процесс развития ИАК курсантов и слушателей должен носить непрерывный характер и осуществляться на протяжении всего периода обучения в военном вузе;

— процесс обучения должен осуществляться на основе мотивационно-целевой направленности на ИАД в контексте профессиональной деятельности будущего офицера-инженера с учетом дидактических возможностей воздействия средств ИКТ на развитие компонентов ИАК;

— методическая система развития ИАК будущего офицера-инженера должна выстраиваться на ком-петентностной и деятельностной основе, с учетом интеграционного взаимодействия информатики и дисциплин естественнонаучного, общепрофессионального и военно-профессионального циклов, реализуемого на уровне межпредметных связей средствами ИКТ, выступающими в качестве системообразующего фактора интеграции;

— в процессе обучения должно использоваться мегодическое обеспечение, учитывающее условия и специфику военно-профессиональной И АД офицера-инженера, и актуализирующее мотивационно-целевую направленность на решение военно-инженерных задач средствами ИКТ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК №4 (в*) 2010

%

Рис. 1. Схема организационного аспекта развития ИАК в военно-инженерном вузе

Исходя из обозначенных выше условий, задачу проектирования и разработки МСО целесообразно представить как совокупность двух подзадач, включающих организационный и содержательно-методический аспекты развития ИАК курсантов и слушателей.

Организационный аспект заключается в предоставлении преподавателю права выбора организационной стороны обучения, т.е. формы воплощения его замысла, при которой разработавшая модель развития ИАК курсантов и слушателей может быть реализована на практике.

В рамках исследования, выполнявшегося на базе Омского танкового инженерного института (ОТИИ), была разработана и апробирована следующая организационная структура развития ИАК будущего офицера-инженера (рис. 1).

Основы базовой подготовки (формирование компетенций в сфере ИАД) закладываются в школе в процессе изучения информатики, а затем в процессе обучения в военно-инженерном вузе уточняются и актуализируются.

Базовая подготовка обеспечивается дисциплинами «Информатика» и «Математика», причем дисциплина «Информатика» рассматривается нами как ведущая и доминирующая в рамках данного исследования. Взаимодействие и взаимосогласованность между дисциплинами в части развития составляющих ИАК, обеспечивается путем широкого использования средств ИКТ и межпредметных связей с общепрофессиональными, военно-профессиональными и специальными дисциплинами в обучении информатике и математике, создающих условия для активизации интеграционных процессов в образовании, сопровождающихся синтезом научных знаний, переносом методов исследования из одной области в другую (2).

Результатом базовой подготовки является развитие общей и частично базовой и специальной составляющих ИАК будущего офицера-инженера.

Профильная поАготовка ориентирована на развитие и совершенствование компетенций, необходимых для более качественного и эффективного осуществления ИАД, направленной на решение военноинженерных задач на основе мотивированного и обоснованного применения средств ИКТ. Она включает предметную и проблемную подготовку, благодаря которым обеспечивается развитие базовой и специальной составляющих ИАК будущего офицера-инженера.

Предметная подготовка в области развития компетенций ИАД будущего офицера-инженера предназначена для конкретизации основных видов ИАД в контексте инженерной деятельности и органично сочетается с подготовкой по основным профилирующим дисциплинам, в соответствии с предполагаемым уровнем подготовки инженера по специальности 190202 - «Многоцелевые гусеничные и колесные машины». Она обеспечивается курсовым и дипломным проектированием (выпускная квалификационная работа), которое является одной из форм аудиторных занятий в военном вузе (специфика по сравнению с гражданскими вузами) и представляет особую форму самостоятельной работы.

Курсовое и дипломное проектирование рассматривается нами как один из важнейших этапов процесса обучения, в рамках которого осуществляется конкретизация основных видов ИАД в контексте инженерной деятельности будущего военного специалиста. Использование средств ИКТ включает анализ и синтез, обобщение и систематизацию используемой информации, разработку расчетных методик,

проведение расчетных операций, выполнение графической части, анализ взаимосвязи рассматриваемых процессов применительно к основным военно-инженерным задачам из области профессиональной деятельности, выработку, на основе проведенного анализа, соответствующих рекомендаций. Это в конечном итоге обеспечивает значительный прирост в знаниях и умениях выполнения различных видов НАД конкретно-предметного плана в контексте профессиональной деятельности будущего офицера-инженера.

В понятие проблемной подготовки курсантов и слушателей в аспекте развития ИАК будущего офицера-инженера нами вкладывается обучение методологическим принципам применения средств ИКТ в военном деле в целом, а также в конкретных областях ИАД военного инженера в соответствии с предполагаемым предназначением. Проблемная подготовка обеспечивается работой военно-научного общества (ВНО) и научно-исследовательской работой курсантов и слушателей.

В ходе занятий ВНО курсанты и слушатели не только знакомятся с организацией и задачами ВНО, изучают основы методики военных исследований, общие принципы организации и проведения научных исследований, но и рассматривают широкий спектр вопросов, связанных с методологией, организацией и технологиями ИАД (как безотносительно к области деятельности, так и в контексте военно-профессиональной деятельности), знакомятся с методами и приемами эффективной организации мыслительной деятельности (как учебной, так и профессиональной), и рассматривают вопросы, связанные с разработкой технологического инструментария ИАД будущего офицера-инженера. Такое построение занятий способствует созданию мотивационно-целевой направленности на выполнение профессиональной ИАД Результатом работы ВНО является конференция, проводимая в масштабе института, основной целью которой является популяризация лучших работ и обмен мнениями между обучаемыми.

Научно-исследовательская работа вытекает из задач стоящих перед кафедрами в области научной работы и является последовательным продолжением развития компетенций в области ИАД. К научно-исследовательской работе привлекаются наиболее одаренные и талантливые курсанты и слушатели, хорошо зарекомендовавшие себя в работе ВНО. Результатом их работы является участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработка и создание технических средств обучения, контроля действующих стендов и макетов, подготовка научных докладов, статей, выполнение заданий исследовательского характера в период стажировки и практики.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа, осуществляемая по различным направлениям будущей военно-профессиональной ИАД последовательно и вто же время параллельно, охватывает все периоды обучения. Это позволяет обеспечить непрерывность и комплексность развития компонентов ИАК будущего офицера-инженера. А мотивированное и обоснованное расширение области применения средств ИКТ в процессе решения военноинженерных задач создает мотивационно-целевую направленность курсантов и слушателей на выполнение профессиональной ИАД, позволяет обеспечивать взаимодействие и взаимосогласованность базовой и профильной подготовки в аспекте развития когнитивного, функционального и личностно-ценно-стного компонентов ИАК.

Содержательно-методический аспект развития ИАК курсантов и слушателей включает анализ целей обучения и определение на их основе содержательного наполнения, которое будет способствовать развитию информационно-аналитических компетенций; структурирование содержания и разработку на его основе методического обеспечения базовой и профильной подготовки развития ИАК (учебные пособия, учебно-методические пособия, электронное учебно-методическое пособие, система учебных задач (профессионально-ориентированные, адаптированные военно-прикладные задачи), тематика и методические разработки проведения занятий ВНО, НИР); задание уровней сформированности ИАК курсантов и слушателей с определением исходного уровня владения информационно-аналитическим компетенциями; формирование методов, форм и средств обучения, которые будут способствовать развитию ИАК будущего офицера-инженера, а также учет ограничений, налагаемых на У МБ и организационную сторону обучения, т.е. разработку методической системы обучения.

Рассматривая компонентный состав разрабатываемой МСО, следует отметить, что помимо пяти общепринятых компонент —целей, содержания, средств, методов и форм обучения, целесообразно использование еще одного компонента — принципов обучения, так как «...принципы обучения являются методологическим инструментарием реализации всех компонентов процесса обучения» (3, с. 34).

Определяя структуру взаимосвязи обозначенных выше компонент МСО, мы будем основываться на положениях, изложенных в диссертационном исследовании А.В. Могилева, и рассматривать методическую систему не как совокупность иерархически подчиненных компонент (по А.М. Пышкало), а как совокупность компонент, находящихся «в специфических отношениях, далеких от иерархического подчинения сверху вниз» (4, с. 11J, (рис. 2). Такое представление взаимосвязи компонент МСО обосновывается тем, что в рамках нашего исследования главным инструментом развития компонентов ИАК курсантов и слушателей выступают средства ИКТ. При этом овладение программно-аппаратным обеспечением информационных технологий, являющимся инструментом качественного и эффективного выполнения ИАД будущим офицером-инженером, выступает в качестве одной из важнейших целей обучения и, таким образом, «средства обучения уже не играют подчиненной роли по отношению к целям обучения. Конечно, сохраняется и влияние установленных целей на выбор средств обучения» (4, с. 11J. Средства обучения существенно влияют на цели и содержание обучения. С одной стороны, отобранное содержание обучения требует применения в учебном процессе определенных средств обучения, в том числе программно-аппаратных. Однако не менее очевидной, в условиях военного вуза, является ограничивающая роль имеющихся средств ИКТ на отбор содержания практического обучения.

Кратко охарактеризуем компоненты предлагаемой МСО.

Основу целеполагания МСО, в нашем исследовании, составили деятельностный и компетентност-ный подходы. Их главные понятия: знания—умения-задача—деятельность.

В качестве основных принципов обучения в военнопедагогических исследованиях традиционно используются общедидактические принципы, от реализации которых на практике зависит успех подготовки

Рис. 2. Структура взаимосвязи компонентов МСО, направленной на развитие ИАК курсантов и слушателей

военных специалистов. Они послужили основой МСО, разработанной в рамках нашего исследования.

Огбор и конструирование содержания представляет собой важнейший компонент МСО. Содержание обучения определяется требованиями ГОС ВПО, квалификационной характеристикой к военно-профессиональной подготовке выпускника, разрабатываемой в дополнение к Государственному стандарту. Эти требования определяют необходимый минимум подготовки специалиста.

В контексте проведенного исследования, данный содержательный минимум рассматривается как часть социально-культурного опыта, отобранная в соответствии с целями, принципами и процессуальными аспектами обучения и дополненная за счет расширения и углубления рассматриваемых вопросов, путем смещения их в сторону практической направленности на выполнение ИАД, преодоление узкого аспектного видения предмета ИАД в профессиональной деятельности будущего офицера-инженера.

Проблема методов обучения, как справедливо заметил И.Я. Лернер [51, не только теоретическая, но и непосредственно прикладная. Основу для отбора методов обучения составила классификация, предложенная Ю.К. Бабанским (6|, так как в ней, на наш взгляд, наиболее полно учитываются основные структурные элементы деятельности.

Метод упражнений рассматривается нами как один из важнейших методов обучения, использование которого способствует развитию ИАК, так как именно с выполнением упражнений связано формирование и развитие компетенций, необходимых для переноса знаний о способах деятельности в новые, нетиповые ситуации. В зависимости от степени самостоятельности нами были использованы упражнения воспроизводящего, тренировочною или творческого характера.

Использование активных методов (метод «мозговой атаки», «сократовский» метод, метод круглого стола, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов) обучения в сочетании со средствами ИКТ придает учебной деятельности курсантов и слушателей продуктивный, творческий, поисковый характер, обеспечивает повышение результативности учебного процесса, способствует формированию целостного представления о профессиональной ИАД будущего офицера-инженера, приобретению опыта выполнения ИАД в контексте будущей профессиональной деятельности на основе мотивированного и обоснованного использования средств ИКТ.

Применение проблемно-поисковых методов, создание проблемных ситуаций в процессе обучения способствует не только приобретению курсантами и слушателями необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем творческой деятельности, реализующей алгоритм ИАД развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Методы стимулирования и мотивации интереса к овладению основными способами и приемами ИАД оказывают непосредственное воздействие на формирование и развитие познавательных и профессиональных мотивов, которые в рамках нашего исследования выступают в качестве основных, доминирующих мотивов учебной деятельности, направленной на овладение курсантами и слушателями основами ИАД.

Методы контроля и самоконтроля являются необходимым компонентом МСО и осуществляются постоянно в течение всего периода обучения. Они включают ряд диагностических мероприятий, позволяющих осуществлять мониторинг и диагностику процесса развития ИАК курсантов и слушателей.

В качестве основных форм организации процесса обучения используются лекции, практические занятия, практические занятия с использованием ПК, консультации, самостоятельная работа курсантов и слушателей.

Учитывая направленность процесса обучения на развитие ИАК на основе использования средств ИКТ, а также в зависимости от содержания излагаемого материала, его объема, при организации учебного процесса использовались как традиционные (информационные, тематические), так и нетрадиционные (проблемные, визуальные, «лекция вдвоем») виды подачи лекционного материала.

Практическое занятие — это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления теоретических знаний путем овладения курсантами и слуша телями основными методами и приемами решения разного рода задач, работы за компьютером, умения пользоваться различными источниками информации. Правильное построение практического занятия способствует развитию алгоритмического, логического, технического мышления курсантов и слушателей, оказывает положительное влияние на развитие мотивационной сферы обучаемых, что в конечном итоге способствует развитию инструментально коммуникационных и аналитических умений и навыков курсантов и слушателей.

Практические занятия с использованием ПК позволяют интегрировать теоретико-методологические знания, практические умения и навыки курсантов и слушателей в едином процессе деятельности учебно-исследовательскою характера. При этом обязательная защита индивидуальною задания на каждом таком занятии позволяет контролировать и оценивать уровень теоретической подготовки и уровень сформиро-ванности умений и навыков применения средств ИКТ при решении задач.

Самостоятельная работа является определяющим и обязательным видом деятельности для развития качеств личности соответвующих компонентам ИАК. Естественно, умение работать самостоятельно не возникает само по себе — оно вырабатывается постепенно, в ходе постоянной, упорной работы. Но затраты усилий компенсируются умением ориентироваться в современной научной и учебной информации,

активизацией мышления, умением применять теоретические знания на практике, делать выводы и обобщения |7|.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который используется преподавателем, курсантом и слушателем для усвоения новых знаний [8].

Средства И КТ в нашем исследовании рассматриваются как объект изучения, как средство обучения для усвоения содержания учебного материала, как инструмент развития ИАК курсантов и слушателей и как системообразующий фактор межпредметной междисциплинарной интеграции информатики и дисциплин естественно-научного, общепро-фессиональ-ного и военно-профессионального циклов.

Как отмечает академик М.П. Лапчик, расширение сферы влияния информационных технологий «влюбую предметную область иллюстрирует достаточно универсальную схему приложений информатики и становится в современных условиях доминирующей идеей не только по отношению к образованию в области информатики, но и по отношению к любому предметному образованию. ... Под влиянием этого процесса находятся все предметные сферы деятельности, поскольку широкое внедрение и привычное использование ИКТ становится методологической основой доминирования прикладного компонента образования в области конкретной предметной деятельности [9, с. 96].

Поэтому использование средств ИКТ в процессе обучения в военном вузе способствует пониманию курсантами и слушателями информационно-аналитической сущности решаемых военно-профессиональных задач, овладению значимыми видами ИАД решения практических задач на основе использования средств ИКТ, формированию системно-целостного видения ИАД в профессиональной деятельности в условиях информатизации военной практики; обеспечивает мотивационно-целевую направленность на выполнение ИАД в контексте профессиональной деятельности.

Использование средств ИКТ в качестве системообразующего фактора интеграции позволяет объединить в целостное единство компоненты образовательного процесса направленного на развитие ИАК, стимулировать деятельностное проявление видов ИАД.

В заключение необходимо отметить, что изложенные организационные и содержательно-методические аспекты развития ИАК будущего офицера-инженера, представляют завершенную проработку, основанную на широком использовании средств

Книжная полка

ИКТ, которые привносят в профессиональную подготовку военных специалистов новые возможности их применения в контексте профессиональной ИАД и позволяют решить задачу проектирования и разработки МСО, обеспечивающей повышение уровня ИАК будущего офицера-инженера.

Библиографический список

1. Доклад на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. аО стратегии развития России до 2020 года» (Электронный ресурс] Режим доступа : http:// archive.kremlln.ru/text/appears/2008/02/ 159528.shtml.

2. Интеграция математики и информатики в методической системе формирования информационно-аналитической компетентности офицера-инженера |Текст] / М. П. Лапчик и [др.]//Вестникакадемии военных наук. - 2008. - Ne3(24). — С. 181 —185.

3. Байдак, В. А. Теория и методика обучения математике: наука. учебная дисциплина [Текст): монография / В. А. Байдак. — Омск: Изд-во ОмГГТУ, 2008. — 264 с.

4. Могилев, А. В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования (Текст) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. В. Могилев. — Воронеж, 1999. - 40 с.

5. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 185с.

6. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. В А. Сластенин. Н. А. Сорокин ; под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. — 479 с.

7. Усольцева, Л. А. Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе [Текст]: дис... кпнд пел паук: 13.00.02 / Л. А. Усольцева. — Омск. 2002. — 127 с.

8. Педагогика (Текст]: учеб. иособиедля студентов пед вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

9. Лапчик, м. П. ИКТ-компетентностьпедагогических кадров [Текст]: монография / М. П. Лапчик. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.

ОМЕЛЬЧЕНКО Валерия Игоревна, старший преподаватель кафедры математики Омского танкового инженерного института.

Адрес для переписки: e-mail: omelchenko72@mail.ru УСОЛЬЦЕВА Лариса Александровна, доцент кафедры прикладной математики и механики Омского государственного университета путей сообщения.

Адрес для переписки: е -mail: larisa_us66@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2010 г.

© В. И. Омельченко, Л. А. Усольцева

ББК60.5/К27

Карцева, Л- В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Текст): учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / Л. В. Карцева.-М.: Дашков и К0,2008. - 223с.: рис., табл.-Библиогр.: с. 221 — 223.-15В\ 978-5-91131-407-1.

На основе анализа проблем, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты, работающие с семьей, врачи, педагоги, психологи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, предлагается концепция социальной работы с семьей как с социальной группой.

Для студентов специальностей «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Психология» и «Социология», слушателей системы повышения квалификации, специалистов социальных служб, сотрудников системы социальной защиты семьи, работников правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования, организаций культурно-досуговой сферы, всех тех, кто интересуется проблемами функционирования института семьи.

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК №4 (89) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.