Научная статья на тему 'Технология оценки компетенций руководителей муниципальных образовательных организаций в процессе аттестации'

Технология оценки компетенций руководителей муниципальных образовательных организаций в процессе аттестации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

Оценка компетенций руководителей образовательных организаций актуальна для сферы образования в связи с формированием новых моделей аттестации. Автор более десяти лет занимается проблемой оценки компетенций и представляет апробируемую в настоящее время модель. В процессе апробации разработан региональный профессиональный стандарт или стандарт компетенций руководителя образовательной организации, описаны демонстрируемые действия, разработан инструментарий оценки, процедура проведения экзамена по оценке и последующая сертификация квалификации руководителя. Данная статья посвящена этапу описания компетенции в действиях, описанию содержания и инструментов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология оценки компетенций руководителей муниципальных образовательных организаций в процессе аттестации»

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В

ПРОЦЕССЕ АТТЕСТАЦИИ

Шкляева Надежда Анатольевна к.и.н., доцент, заведующая кафедрой теории и практики управления ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», директор «Сургутского центра оценки и сертификации

квалификации персонала»

Аннотация: Оценка компетенций руководителей образовательных организаций актуальна для сферы образования в связи с формированием новых моделей аттестации. Автор более десяти лет занимается проблемой оценки компетенций и представляет апробируемую в настоящее время модель. В процессе апробации разработан региональный профессиональный стандарт или стандарт компетенций руководителя образовательной организации, описаны демонстрируемые действия, разработан инструментарий оценки, процедура проведения экзамена по оценке и последующая сертификация квалификации руководителя. Данная статья посвящена этапу описания компетенции в действиях, описанию содержания и инструментов оценки.

Ключевые слова: оценка персонала, технология оценки персонала, оценка компетенций руководителей образовательных организаций, региональный профессиональный стандарт компетенций руководителей.

TECHNOLOGY ASSESSMENT OF COMPETENCIES OF STATE MANAGERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF

CERTIFICATION

Shklyaeva N.A., PhD in History, associate professor, head of Department of theory and practice of Surgut State Pedagogical University, director «Surgut centre

assessment and certification of staff»

Abstract: Assessment of competencies of heads of educational institutions relevant to education in connection with the formation of new models of assessment. The author experiences more than ten years with the problem of assessing competences and shows us the testing model in present. In the process of testing developed a regional professional standard or the standard of competence head educational organization described demonstrated actions developed assessment tools, the procedure of the examination assessment and the subsequent certification of the skills of managers. This article is devoted to describing the competence step in the actions described content and assessment tools. Keywords: assessment of competencies, technology assessment of competencies of staff, assessment of competencies of heads of educational institutions, a regional professional standard or the standard of competence head educational organization.

Поиск вариантов оценки профессиональных компетенций руководителей муниципальных образовательных организаций актуализирован в связи с новыми тенденциями в аттестации персонала в сфере образования. Интерес к инструментарию, методам, технологии оценки в процессе аттестации сохраняет перманентную стабильность в длительный период. Приведем некоторые из диссертаций, в которых аттестация в системе образования РФ стала предметом исследования. Прежде всего, отметим исследования Зотовой Н.К., Кировой Т.Ф., Ковиной Т.Е., Молчанова С.Г., Самсонова Ю.А. [2,3,4,5,6]. Аттестация в сфере образования в нашей стране берет свое начало 1975 года. В период с 1992-1993 год были заложены нормативно-правовые основы для аттестации руководителей образовательных учреждений. Самсонов Ю.А. один из первых предложил для прогнозирования результатов аттестации разработку эталона

руководителя образовательного учреждения (модели профессиональной культуры). Следует признать, что модель Самсонова Ю.А. являлась инновационной для того периода. Предложенный им подход лег в основу региональных систем аттестации ряда субъектов Российской Федерации.

Исследователями в этой области разработаны различные варианты оценки результатов деятельности руководителей образовательных организаций. Тем не менее, технология оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в процессе аттестации остается неразработанной.

Методологическую базу предлагаемой в данной статье технологии оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций составляет исследование Ричарда Бояциса [1], а также научно-методические и нормативно-правовые документы по разработке и внедрению в сфере труда Российской Федерации профессиональных стандартов.

В предыдущих наших публикациях дана характеристика регионального профессионального стандарта, который разработан и апробирован на муниципальном уровне в городе Сургуте и Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа [7, 8, 9]. Автором разработаны кластеры компетенций руководителя муниципальной образовательной организации и модель компетенций, все эти документы составляют нормативно-правовую основу эксперимента, проводимого по апробации технологии оценки профессиональных компетенций. В данной статье представлен процесс описания компетенций в демонстрируемых действиях.

В процессе эксперимента сформированы кластеры компетенций, оцениваемые компетенции описаны в конкретных действиях, демонстрируемых носителем компетенций, даны характеристики уровней проявления компетенций

Таблица 1

_Кластеры компетенций_

Кластеры

Профессиональные компетенции руководителя

компетенций муниципальной образовательной

1 Стратегическое управление образовательной Способность осуществлять деятельность в рамках направлений государственной образовательной

организацией политики. Способность к стратегическому целеполаганию. Способность управлять достижением стратегических показателей через систему тактических действий.

2 Управление образовательным Способность создавать условия, обеспечивающие качество образовательного процесса.

процессом Способность внедрять современные образовательные технологии. Способность организовать эффективный контроль качества образовательного процесса.

3 Бюджетная и Способность планировать бюджет образовательной

внебюджетная организации и осуществлять контроль его

деятельность по исполнения.

обеспечению функционирования Способность эффективно применять нормативные документы, регламентирующие финансовую

организации деятельность организации. Способность привлекать дополнительные инвестиции и создавать условия для предоставления платных образовательных услуг.

4 Мотивация и Способность разрабатывать систему материальных и

стимулирование персонала образовательной нематериальных стимулов. Способность к разработке ключевых показателей

организации эффективности деятельности персонала образовательной организации. Способность построения универсальной системы показателей в организации, побуждающей коллектив к эффективной деятельности.

5 Инновационная Готовность к восприятию, трансляции и внедрению

деятельность нововведений в образовательной организации. Способность к развитию образовательной организации как центра образования и досуга с современной инфраструктурой. Способность к созданию и трансляции позитивного имиджа образовательной организации. Способность создавать эффективные коммуникации.

6 Лидерство Способность быть авторитетным, оказывать влияние через компетентность. Способность вдохновлять, зажигать, вести за собой коллектив единомышленников. Способность к созданию команды, нацеленной на результат. Способность к коучингу (наставничеству). Способность к постоянному самосовершенствованию и созданию условий для развития всех субъектов образования.

7 Здоровьесбережение субъектов образования Способность к здоровому образу жизни. Способность создавать условия для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образования. Способность пропагандировать здоровый образ

жизни, развивать физкультурное движение.

В таблице 1 выделены семь кластеров компетенций, которые на наш взгляд, полностью отражают профессиональную деятельность руководителя муниципальной образовательной организации. Ниже в таблице 2 приведем фрагмент описания профессиональных компетенций демонстрируемых руководителем в процессе оценки его профессиональных компетенций. Именно эти демонстрируемые действия (или демонстрируемое поведение) предлагается оценивать в процессе аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций. Оценка осуществляется экспертами как в реальных условиях в образовательной организации (например: проведение руководителем совещания), так и в имитируемых профессиональную деятельность условиях. Эксперты наблюдают за выполнением диагностических упражнений, фиксируют и протоколируют демонстрируемые действия, поведение субъекта оценки в процессе решения профессиональных задач.

Таблица 2

Фрагмент демонстрируемых в процессе оценки действий (поведения)

Профессиональные компетенции Демонстрируемые Действия (демонстрируемое поведение) Инструменты, методы оценки

Способность осуществлять деятельность в рамках направлений государственной образовательной политики - Демонстрирует понимание государственной политики в области общего образования. Собеседование, тестирование

- Демонстрирует владение алгоритмом действий менеджера в процессе реализации государственной политики. Собеседование, внешний аудит деятельности ОО

- Инициирует реализацию государственной политики в деятельности образовательной организации. Оценка открытой документации на сайте ОО Оценка деятельности учредителем

Способность к стратегическому целеполаганию. - Разрабатывает стратегию развития образовательной организации (программу развития). Анализ программы развития ОО

- Доводит содержание Собеседование с командой

стратегии до ключевого персонала организации.

- Осуществляет руководство процессом реализации

стратегии.

заместителей.

Анализ отражения основных стратегических положений в материалах сайта._

Анализ достижений ОО по реализации стратегии

Способность управлять достижением стратегических показателей через систему тактических действий

- Осуществляет декомпозицию стратегических целей

организации в тактические задачи по срокам их исполнения.

Анализ планов организации

согласованности образовательной

- Организует контроль достижения тактических задач в рамках стратегических целей организации._

Анализ инструментов контроля, применяемых руководителем

- Осуществляет своевременные корректирующие действия с учетом изменений внешней и внутренней среды организации._

Анализ корректирующих

действий, осуществляемых руководителем

Таким образом, для оценки компетенций руководителя, необходимо разработать профессиональный стандарт (стандарт компетенций), описать компетенции в демонстрируемых в процессе оценки действиях (или поведении), разработать надежный инструментарий оценки компетенций, оценить компетенции руководителя, письменно, устно, практически, посредством наблюдения или другими способами.

Ряд проблем возникает в процессе описания демонстрируемых действий (демонстрируемого поведения), подвергаемых оценке. Важно точно охарактеризовать содержание (состав) каждой компетенции, обеспечить достаточное и полное ее описание. Другая не менее сложная задача- это разработка инструментов (методов) оценки компетенций. Для обеспечения валидности оценки требуется многократная апробация инструментов (методик) оценки. Представим фрагмент описания инструментов (методов) оценки в таблице 3.

Таблица 3

Фрагмент описания инструментов (методов)

Профессиональные компетенции Демонстрируемое поведение и демонстрируемые Содержание оценки Инструменты, методы оценки

действия

Способность осуществлять деятельность в рамках направлений государственной образовательной политики Демонстрирует понимание государственной политики в области общего образования. Дает общую характеристику основных документов, определяющих ключевые направления развития современной образовательной организации. Ориентируется в содержании основных документов. Понимает их сущность, значимость, область применения. Эксперт проводит собеседование на основе готовых опросных листов. Тестирование на основе сертифицированной базы тестовых заданий.

Демонстрирует владение алгоритмом действий менеджера в процессе реализации государственной политики. Четко называет последовательность действий менеджера по реализации ФГОС по уровням образования в организации. Четко указывает последовательность действий по обеспечению открытости и доступности образования. Оценка сайта по установленным требованиям. Анкетирование работников образовательной организации. Оценка учредителя. Диагностические упражнения.

Инициирует реализацию государственной политики в деятельности образовательной организации. Создает условия по реализации ФГОС по уровням образования. Создает доступную среду. Обеспечивает открытость образования. Оценка сайта Анкетирование родителей и законных представителей обучающихся. Оценка учредителя. Диагностические упражнения.

Таким образом, технология оценки компетенций руководителей муниципальных образовательных организаций представляет собой последовательность этапов: разработка профессионального стандарта (стандарта компетенций); описание компетенций в демонстрируемых действиях (в демонстрируемом поведении); разработка надежного

инструментария оценки компетенций; организация экзамена по оценке компетенций; сертификация квалификации. Каждый из этапов технологии оценки представляет свои сложности. В данной статье мы подробно остановились на этапе описания компетенций в демонстрируемых действиях. Последующие статьи будут посвящены разработке инструментария оценки и проведению экзамена по оценке компетенций.

Список литературы

1. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: ГИППО, 2008.

2. Зотова Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей. Дисс...к.п.н. С-Пб., 1997.

3. Кирова Т.Ф. Аттестация педагогических работников как развивающаяся система. Дис.к.п.н. Великий Новгород, 2002.

4. Ковина Т.Е. Аттестация педагогических кадров как средство управления системой образования в регионе. Дис.к.п.н. С-Пб, 1997.

5. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Челябинска. Дис.д.п.н., Челябинский государственный университет, 1998.

6. Самсонов Ю.А. Концептуальные основы аттестации в системе профессионального развития руководителя образовательного учреждения. Дис.д.п.н. 13.00.01 общая педагогика, Великий Новгород 2000.

7. Шкляева Н.А. Этапы разработки проекта регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией» // Казанская наука. 2013. № 6. С. 65-69.

8. Шкляева Н.А. Технология оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных учреждений // Кадровик. 2013. №2. С. 100-109.

9. Шкляева Н.А. Оценить директора. Исследование // Директор школы. 2013 № 2 (175). С. 36-41.

References

1. Boyatsis R. Competent manager. Model efficiently. M.: GIPPO, 2008.

2. Zotov N.K. Certification as a way of training teachers. Thesis for the degree of Ph.D. Saint-Petersburg, 1997.

3. Kirov T.F Certification of teachers as a developing system. Thesis for the degree of Ph.D. Veliky Novgorod, 2002.

4. Covina T.E Evaluation of teaching staff as a means of education management in the region. Thesis for the degree of Ph.D.. Saint-Petersburg, 1997.

5. Molchanov S.G Theory and practice of certification of pedagogical and executives of educational institutions Chelyabinsk. Thesis for the degree of Doctor of Education. Chelyabinsk State University, 1998.

6. Samsonov Y.A. Conceptual bases of certification system of professional development of the head of the educational institution. Thesis for the degree of Doctor of Education. 13.00.01 general pedagogy, Veliky Novgorod, 2000.

7. Shklyaeva N.A Steps in developing a draft regional professional standard «management (management) educational organization» // Kazan science. 2013. № 6. P. 65-69.

8. Shklyaeva N.A Technology assessment and certification of skills of managers of municipal educational institutions // Personnel. 2013. №2. P. 100-109.

9. Shklyaeva N.A Rate director. Research // Headmaster. 2013 № 2 (175). P. 3641.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.