Научная статья на тему 'Технология организации внеаудиторной деятельности студентов'

Технология организации внеаудиторной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / OUT-OF-CLASS INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д.М., Гамидов М.К.

В статье обосновывается актуальность проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Рассмотрены технологии организации внеаудиторной самостоятельной работы обучаемых (информационные технологии, технология критического мышления); технологии организации группового взаимодействия (работа в малых группах, дискуссии, мозговой штурм), технологии контекстного обучения, способствующие подготовке будущих педагогов к решению профессиональных задач. Показателем эффективности использования указанных технологий является развитие у студентов коммуникативных качеств, отношений сотрудничества и толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS

The article states the urgency of a problem to organize extracurricular independent work of students according to the necessities of today's time. The technology of the organization of extracurricular independent work of trainees (information technology, technology of critical thinking), technologies of the organization of group interaction (working in small groups, discussion, brainstorming), the context-based training that support the preparation of future teachers help to solve professional tasks. An indicator of the effectiveness of the use of these technologies is the development of students' communicative qualities, relations of cooperation and tolerance.

Текст научной работы на тему «Технология организации внеаудиторной деятельности студентов»

of the organization of group interaction (working in small groups, discussion, brainstorming), the context-based training that support the preparation of future teachers help to solve professional tasks. An indicator of the effectiveness of the use of these technologies is the development of students' communicative qualities, relations of cooperation and tolerance.

Key words: out-of-class independent work of students, educational process, pedagogical technologies.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, Е-mail: timop2012@mail.ru

М.К. Гамидов, магистрант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

Е-mail: timop2012@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье обосновывается актуальность проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Рассмотрены технологии организации внеаудиторной самостоятельной работы обучаемых (информационные технологии, технология критического мышления); технологии организации группового взаимодействия (работа в малых группах, дискуссии, мозговой штурм), технологии контекстного обучения, способствующие подготовке будущих педагогов к решению профессиональных задач. Показателем эффективности использования указанных технологий является развитие у студентов коммуникативных качеств, отношений сотрудничества и толерантности.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа студентов, образовательный процесс, педагогические технологии.

В современной социокультурной ситуации важной задачей в образовательном процессе вуза становится поиск эффективных механизмов, технологий для целенаправленного и планомерного развития внеаудиторной работы со студентами.

В новых условиях обучения увеличивается значимость и объем самостоятельной работы студентов, появляются новые формы и виды самостоятельной работы. Она включает в себя внеаудиторную работу по дисциплине, научно-исследовательскую работу, деятельность во время педагогической, культурно-просветительской практики. Анализ теории и практики организации внеаудиторной самостоятельной работы будущего педагога показал, что она представляет собой совокупность практико-ориентированных занятий, где студенты выступают в качестве субъектов деятельности в соответствии с собственным интересом.

Различные аспекты внеаудиторной деятельности в своих исследованиях раскрывают В.А. Андрусенко (принципы внеаудиторной работы, особенности выбора форм и методов), Г.А. Го-родилова, Т.Б. Жулий, Р.Б. Саботкоев (специфика учебной и внеаудиторной работы со студентами); А.И. Норец (возможности внеаудиторной деятельности для формирования социально активной личности студентов вуза).

В.М. Попова рассматривает внеаудиторную деятельность студентов, как расширение жизненного пространства, в рамках студент получает возможность приобретения социального и лич-ностно значимого опыта, как синтеза умений и навыков, знаний, способов деятельности и мышления, стереотипов и поведения, интериоризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний [1].

В данном контексте внеаудиторная деятельность студентов выступает как регулируемый, но вместе с тем педагогически организуемый процесс. Главной задачей в организации внеаудиторной деятельности мы определили обогащение опыта студентов и на этой основе формирование у них профессионально-значимых качеств. Спецификой организации внеаудиторной работы студентов является: интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности; интенсификация и индивидуализация образовательного процесса в вузе; изменение характера взаимодействия студентов и преподавателей; смена образовательных технологий, форм, методов организации, состоящих в сопровождении студентов при выполнении самостоятельной работы, в оказании им помощи.

Следует отметить, что к технологиям, которые используются в организации самостоятельной работы студентов вне аудитории, предъявляются следующие требования: они должны способствовать организации самостоятельной деятельности студентов по освоению содержания образования, поскольку деятельность является содержанием образования; технологии должны способствовать включению студентов в различные виды деятельности (проектной, творческой, научно-исследовательской); технологии работы с различными источниками информации (информационные технологии, технология критического мышления); технологии организации группового взаимодействия (работа в малых группах, дискуссии, мозговой штурм), так как важно развивать у студентов коммуникативные качества и отношение сотрудничества, толерантности; технологии познавательной деятельности

и контекстного обучения, позволяющие решать профессиональные задачи.

В самостоятельной работе с текстами, с информацией чаще всего используется технология критического мышления. Самостоятельная внеаудиторная работа с использованием указанной технологии позволяет развивать у студентов мыслительную деятельность, являющуюся ведущей в научно-исследовательской работе. Критическое мышление развивает и такие качества у студентов, как ответственность за сделанный выбор, толерантность в совместной деятельности; умение анализировать и делать самостоятельные выводы, предвидеть последствия принятых решений. Основу технологии критического мышления составляют три стадии: вызов - осмысление- рефлексия, которые дают студентам возможность самим определять цели обучения, осуществлять поиск информации, размышлять о том, что они узнали. Технология кейс-стади позволяет решать реальные профессиональные ситуации. Этот метод учит студентов видеть проблему, понимать и использовать идею ситуации; анализировать ее; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникативные навыки и умения; передает обобщенный опыт, помогает принять мнение других.

Алгоритмом создания профессиональных ситуаций является: определение того раздела учебной дисциплины, которому посвящена ситуация, описывающая проблему; формулировка цели и задач; определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели; анализ источников и сбор информации для решения ситуации; выбор техник и методов работы; определение желаемого результата; апробация в процессе обучения [2]. Технология применения мозгового штурма в организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов позволяет стимулировать активность и рефлексивное мышление; способствует становлению коммуникативных и социально значимых качеств у будущего педагога. Эффективность данной технологии зависит от обеспечения сотрудничества и критики на этапе генерирования идей. Метод мозгового штурма проводится в три этапа: подготовительный; генерирование идей; анализ и оценка наработанных идей. Описанные выше и другие технологии используются в работе проблемной группы «Трудный подросток», созданный на факультете права ФГБОУ «ДГПУ». На одном из заседаний, членам проблемной группы было предложено анализировать международный документ «Конвенция ООН о правах ребёнка», используя метод мозгового штурма.

Группа была разделена на три подгруппы, каждая из которых представила результат в виде таблицы. Студенты сгруппировали идеи по защите прав ребёнка, классифицировали их в соответствии с основаниями, выделенными в документе; объяснили причины возникновения необходимости принятия такого документа; показали связь Конвенции ООН о правах детей с другими международными и отечественными документами по защите прав человека и детей; сформулировали некоторые проблемы, существующие в реализации Конвенции с обоснованием своих предложений по их решению; оценили значимость принятия и реализации данного документа для нашей страны и для целого человечества.

В продолжение изучаемой темы в рамках учебной дисциплины «Конституционное право», члены проблемной группы организовали дискуссию на тему «Право на образование: миф или реальность». Использование дискуссии во внеаудиторной работе студентов способствует выработке таких навыков, как уважительное отношение к различным точкам зрения, способность договариваться, умение актуализировать имеющиеся по проблеме знания, умение слушать.

Образовательными результатами использования различных технологий в организации внеаудиторной деятельности студен-

Библиографический список

тов являются: приобретение студентами социальных знаний, формирование позитивных отношений студента к традиционным и общечеловеческим ценностям; получение опыта самостоятельного социального действия [3 - 6].

Таким образом, использование совокупности педагогических технологий в организации внеаудиторной деятельности с целью формирования профессионально значимых качеств у студентов (активность, самостоятельность, толерантность и др.) позволяет совершенствовать их подготовку к будущей профессиональной деятельности.

1. Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов: теория и социально-педагогическая практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2003.

2. Якушкина Л.П. Технологии организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Орёл, 2007.

3. Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие. Составители: Л.К. Боровик, Е.Н. Глубоков. Санкт-Петербург, 2009.

4. Абдуразакова Д.М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности учащихся. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 1: 73 - 80.

5. Абдуразакова Д.М. Влияние коллективной творческой деятельности на развитие толерантного сознания молодёжи. Педагогическое образование и наука. 2013; 1: 128 - 132.

6. Абдуразакова Д.М., Абдуразакова А.Н. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; 8: 202 - 209.

References

1. Popova V.I. Vneauditornaya deyatel'nost'studentov: teoriya isocial'no-pedagogicheskaya praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2003.

2. Yakushkina L.P. Tehnologii organizacii vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2007.

3. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v magistrature: metodicheskoe posobie. Sostaviteli: L.K. Borovik, E.N. Glubokov. Sankt-Peterburg, 2009.

4. Abdurazakova D.M. Potencial gumanitarnyh disciplin v vospitanii tolerantnosti uchaschihsya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 1: 73 - 80.

5. Abdurazakova D.M. Vliyanie kollektivnoj tvorcheskoj deyatel'nosti na razvitie tolerantnogo soznaniya molodezhi. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2013; 1: 128 - 132.

6. Abdurazakova D.M., Abdurazakova A.N. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj uchaschejsya molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2011; 8: 202 - 209.

Статья поступила в редакцию 15.09.17

УДК 378

Abramova V.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg,

Russia), E-mail: vera.jurievna@mail.ru

Elizarova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg,

Russia), E-mail: elizarovairinasergeevna@gmail.com

METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS OF APPLIED BACCALAUREATE FOR WORK IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article describes the experience of methodical education of students of applied bachelor's degree in the field of safety of vital activity at the Herzen State Pedagogical University of Russia and how it works in the system of additional education. The paper describes the contents of the course on the choice of "Technologies and methods of teaching life safety in supplementary education", which reveals the main provisions of the organization of the supplementary education system for the safety of life and the possibility of students designing educational programs for life safety for institutions of additional education.

Key words: applied bachelor degree, education in the field of life safety, additional education, methodical training of bachelors of education in the field of life safety.

В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, E-mail: vera.jurievna@mail.ru

И.С. Елизарова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, E-mail: elizarovairinasergeevna@gmail.com

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается опыт методической подготовки студентов прикладного бакалавриата в области безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена к работе в системе дополнительного образования. Описывается содержание курса по выбору «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» которое раскрывает основные положения организации системы дополнительного образования по безопасности жизнедеятельности и возможности проектирования студентами образовательных программ по безопасности жизнедеятельности для учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, образование в области безопасности жизнедеятельности, дополнительное образование, методическая подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.