Научная статья на тему 'Технология мониторинга учебных достижений школьников'

Технология мониторинга учебных достижений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4286
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебные достижения / прогноз учебных достижений / мониторинг учебных достижений / результаты образовательного процесса

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина В. Е.

Статья посвящена проблеме развития мониторинга ведущего механизма отслеживания результатов образовательного процесса. В качестве основного результата образования автор рассматривает учебные достижения школьников. На уровне школы мониторинг имеет целью не только контроль н оценку, но и анализ, коррекцию, прогноз учебных достижений субъектами мониторинга. Автор предлагает свою модель технологии мониторинга учебных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with problems encountered in implementing monitoring, a key mechanism of learning results analysis. According to the author, schoolchildren"s learning achievements should be deemed as the major result of the educational process. At a school level, monitoring should be aimed not only at control over and an assessment of, but also an analysis, correction and prediction of learning results achievable or achieved by monitored children. The author presents her model of how to monitor learning achievements.

Текст научной работы на тему «Технология мониторинга учебных достижений школьников»

В. Е. Мусина

ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой педагогики Белгородского государственного университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Е. В. Тонкое

Статья посвящена проблеме развития мониторинга - ведущего механизма отслеживания результатов образовательного процесса. В качестве основного результата образования автор рассматривает учебные достижения школьников. На уровне школы мониторинг имеет целью не только контроль н оценку, но и анализ, коррекцию, прогноз учебных достижении субъектами мониторинга. Автор предлагает свою модель технологии мониторинга учебных достижений.

The article deals with problems encountered in implementing monitoring, a key mechanism of learning results analysis. According to the author, schoolchildren's learning achievements should be deemed as the major result of the educational process. At a school level, monitoring should be aimed not only at control over and an assessment of, but also an analysis, correction and prediction of learning results achievable or achieved by monitored children. The author presents her model of how to monitor learning achievements.

Главная задача российской образовательной политики сегодня - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства1.

Под качеством образования принято понимать степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям. Один из аспектов понятия качества образования - соответствие стандартам или спецификации. Второй аспект -соответствие запросам потребителя.

В качестве потребителей образовательных услуг, формирующих сегодня социальный заказ, выступают личность, общество, государство. Они определяют, какими хочет видеть общество своих граждан, какими личностными качествами, компетенциями будут обладать выпускники школы, где и как они смогут самореализоваться, насколько будут конкурентоспособными? А государственный образовательный стандарт, определяющий устройство системы образования, содержание программ и тре-

бования к уровню подготовки учащихся дает возможность этот заказ выполнить.

Реализация положений Болонского процесса, в который Россия включилась в 2003 г., предполагает создание набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов обеспечения качества образования. Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) должна стать постоянно действующим индикатором состояния российской образовательной системы, создать механизм защиты интересов как самого обучающегося, так

и всех потребителей на рынке образователь-2

ных услуг .

Рассмотрению данной педагогической проблемы в разное время было посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Они отличались разнообразием подходов, выделенных показателей, уровней достижения результатов. Из зарубежных отметим американских авторов К. Роджерса, А. Маслоу, Б. Блума, Р. Кратвола, Н. Гронлунда и немецкого ди-дакта К. Ингенкампа.

Технология мониторинга учебных достижений школьников

Хорошо известны отечественные разработки в этой области И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. П. Беспалько, В. П. Симонова, В. Н. Шамовой, М. М. Максимовой, Т. И. Поташника, В. А. Болотова, Н. Ф. Ефремовой и др.

Особенностью большинства работ, посвященных оценке результативности образовательного процесса, является то, что оцениванию подлежат лишь результаты учебной деятельности.

В современных условиях требования к результатам образования значительно расширились. Жизнь требует в лице выпускника видеть личность, обладающую интегральными качествами, подготовленную к жизни в современном обществе. А значит, необходим комплексный подход к оценке результатов образования. В рамках данного подхода проблему на теоретическом и экспериментальном уровне разрабатывают В. М. Блинов, О. Е. Лебедев, А. Н. Майоров, А. В. Хуторской и др.

Однако не потеряла своей актуальности и концепция И. Я. Лернера, И. Я. Скат-кина. Авторы концепции утверждали, что усвоение таких общих элементов образования, как знания, опыт осуществления уже известных способов деятельности, опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем, опыт отношения к миру, есть те необходимые ожидаемые результаты образования, которые подлежат усвоению независимо от характера будущей профессиональной роли человека. Эти идеи легли в основу разработанной нами технологии.

Между тем заметим, что многоплановая характеристика ожидаемых сегодня образовательных результатов не укладывается в рамки таких узких понятий, как ЗУНы или обученность. На наш взгляд, наиболее адекватно отражает сущность ожидаемых результатов образования понятие «учебные достижения школьников». Сущность данного понятия определяет А. Н. Майоров.

Под достижением учащегося подразумевается его продвижение в процессе учебной деятельности, понимаемое и как процесс (движение от своего прежнего уровня к новому уровню овладения чем-либо), и как результат (соответствие достигнутого учащимся уровня овладения чем-либо определенному образовательному стандарту)

Мы разделяем также точку зрения А. Н. Майорова о том, что наиболее оптимальным в оценке учебных достижений школьников является комплексный подход, сторонники которого предлагают учитывать в процессе оценивания достижения учащихся: а) академическую успеваемость (с учетом образовательного стандарта);

б) овладение фондом коммуникативных умении, приобретенных в ходе учебного процесса (личностные приобретения);

в) сформированность мотивов учебной деятельности; г) личностные социальные приобретения; д) систему ценностей .

Оценка учебных достижений может быть по-настоящему объективной лишь при условии отслеживания динамики продвижения ребенка по лестнице достижений в ходе мониторинга.

Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих пе-

5

ременах и прогнозируемых тенденциях .

На уровне образовательного учреждения (ОУ) мониторинг имеет целью не только контроль и оценку (функции внешних по отношению к ОУ служб), но и анализ, коррекцию, прогноз учебных достижений теми же лицами - субъектами мониторинговых исследований и в первую очередь учителем.

Мониторинговые действия осуществляются сегодня на всех структурных уровнях

школы. Но они реализуются бессистемно и порой разово с целью удовлетворения потребностей в решении возникающих проблем. В связи с этим существует необходимость в разработке и апробации технологии мониторинга образовательного процесса в современной школе, которая бы содействовала более упорядоченной деятельности всех субъектов образовательного процесса и в конечном счете обеспечивала бы повышение качества образовательной процесса.

В настоящее время в науке изучаются различные аспекты проблемы мониторинга образовательного процесса. Мониторингу в образовании посвящены исследования Г. В. Гутника, В. А. Кальнея, С. Е. Шишова, А. Н. Майорова, Д. Ш. Матроса, В. И. Звон-никова, В. П. Панасюка и др.

В диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются лишь отдельные аспекты мониторинга качества образования в школе: обученное™ в целом, по предметам, по отдельным личностным качествам, квалитативный аспект. До сих пор отсутствует продуманная и четко описанная технология отслеживания результативности образовательного процесса в комплексе - технология мониторинга учебных достижений.

Таким образом, в образовательном процессе имеет место противоречие между потребностью в выявлении и оценке фактических результатов деятельности педагогической системы, ее соответствия конечным целям и недостаточной разработанностью технологии и соответствующего инструментария функционирования и развития мониторинга учебных достижений в школе.

Изучение проблемы в теории и на практике в процессе эксперимента в школе позволило нам построить модель мониторинга учебных достижений школьников, которая включает в себя 6 этапов (рис. 1).

Дадим краткую характеристику этапов.

Подготовительный этап (основополагающий в данной технологии) включает в

себя следующие процедуры: 1. Постановку цели мониторинговых процедур. 2. Выявление объектов. 3. Определение видов и форм. 4. Определение субъектов. 5. Составление графика процедур входного, промежуточного или итогового контроля. Отметим, что в качестве основных субъектов мониторинга мы рассматриваем учителя и обучаемого.

Содержательно-деятельностный этап

требует от субъектов мониторинга особой тщательности и продуманности действий. На этом этапе происходит: 1. Выработка критериев оценки результатов учебных достижений школьников. 2. Технологичное задание целей обучения (конкретизация целей обучения разных уровней; уточняющее прояснение целей обучения и достраивание их в предметной области, курсе, разделе в соответствии с ГОСом; детализация целей обучения блока, темы, урока; диаг-ностичное описание целей обучения через предписанные действия учащихся. 3. Определение показателей. 4. Разработка средств контроля (или использование готовых средств контроля из фонда оценочных средств): спецификация тестов; разработка алгоритма наблюдений; создание анкет, диктантов, контрольных работ. 5. Разработка алгоритма проведения измерительных процедур, правил,требований:выбор измерительной шкалы; выбор способа оценки количественная (качественная); выбор способа фиксации их в базе данных учителя (школы) и портфолио учащегося; определение алгоритма сбора и обработки результатов измерений. Следует отметить, что задание целей формирования опыта отношения человека к себе и миру и опыта творческой деятельности происходит не столь технологично и стандартизированно как задание целей обучения, в силу сложности познавательных и эмоциональных процессов, и требует иных критериев содержательных - ценностно-обоснованных.

Организационно-деятельностный этап

предусматривает активное участие в про-

Обученность

Опыт эмоционально-ценностных отношений

I этап

Опыт творческой

Подготовительный:

Постановка цели-» Выявление объектов -» Определение видов и форм мониторинга -» Определение субъектов -» Составление графика контрольно-измерительных процедур -»

деятельности

л

н

X

>> U

Содержательно-деятельностный:

Выработка критериев оценки учебных достижений этап школьников-» Технологичное задание целей обучения-»

Разработка средств контроля-» Разработка алгоритма проведения

J3

Ш

V

ю,

и

Организационно-деятельностный:

Ознакомление учащихся с условиями и требованиями, III этап правами и обязанностями -» Проведение контрольно-измерительных процедур -» Сбор и обработка результатов-» Оценивание -» Объявление результатов

л

н

a

А

Ю

>>

U

Аналитико-рефлексивный:

Анализ реальных отклонений учебных достижений IV этап школьников от запланированных -» Интерпретация -

Выработка адекватного отношения субъектов к результатам

н

vg

>>

U

V этап

Коррекции и проектирования: Содержательный анализ информации, определение направлений коррекции -» Проектирование индивидуальной траектории развития личности ученика

-5 Н

a О) (в >-. vo

U

Архивирования и хранения: VI этап Предоставление информации об уровне учебных

достижений школьников в электронную базу данных шк и в портфолио ученика и учителя-» Накопление

-а S-

м

й

>>

U

Рис. 1. Модель мониторинга учебных достижений школьников

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕФИИЯпЫ МВШвЩЦМЛгврч'ШыШЗДстЕженип школьников

цессе самих обучающихся. Он включает в себя: 1. Ознакомление учащихся с местом, временем, условиями проведения данной контрольно-измерительной процедуры. 2. Объяснение требований к поведению учащихся, их обязанностей и прав. 3. Проведение контрольно-измерительных процедур (тестирования, анкетирования,диктанта). 4. Сбор и обработку результатов. 5. Оценивание. 6. Объявление результатов 7. Апелляцию (при необходимости).

Аналитико-рефлексивный этап предполагает достаточно высокий уровень компетентности субъектов мониторинга (учителя, психолога, социального педагога) и их тесное сотрудничество. Он состоит из: 1. Анализа позитивных и негативных результатов учебных достижений учащихся: анализа социально-психологического состояния учащихся и учителя во время проведения мониторинговой процедуры; анализа условий проведения; анализа степени удовлетворенности ученика и учителя мониторинговой процедурой. 2. Интерпретации полученных результатов. 3. Выработки адекватного отношения к результатам как следствия формирования рефлексивных умений учащихся и развития рефлексивных умений учителя.

Этап коррекции и проектирования особенно важен с точки зрения отслеживания динамики учебных достижений школьников. Данный этап объединяет: 1. Содержательный анализ информации, определение направлений коррекции. 2. Действия учителя по коррекции и совершенствованию диагностических процедур: учету состояния

учащихся, соблюдению условий проведения, оценке надежности, объективности и достоверности контрольно-измерительных материалов. 3. Коррекция мотивации обучающихся, преодоление пробелов обучения. 4. Проектирование индивидуальной траектории развития личности обучающегося. 5. Проектирование совершенствования профессиональных компетенций учителя. 6. Корректировочные действия администрации и управленческие решения.

Этап архивирования и хранения предполагает: 1. Обработку данных и предоставление субъектами мониторинга информации об уровне учебных достижений школьников в электронную базу данных школы (в установленном порядке), в портфолио ученика и учителя. 2. Накопление информации в базе данных школы в ходе мониторинга в течение длительного периода времени. Таким образом отслеживаются учебные достижения школьников, происходит сопоставление текущих результатов с предыдущими; анализ, коррекция, прогнозирование.

Значимость вышеописанной технологии в практике работы школы велика, так как позволяет объективно и непрерывно отслеживать, контролировать и оценивать учебные достижения школьников; анализировать образовательный процесс; принимать своевременные управленческие решения по его коррекции. Результативность технологии определяется логической последовательностью и целесообразностью реализации ее структурных компонентов, а также заданных алгоритмом действий субъектов мониторинга.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www .edu.ru/db / m o/D ata/d_0 2/3 9 3. html

Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Система оценки качества образования: Учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. С. 41.

'Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1997. С. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4Там же. С. 42-43.

!

Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие. М.: Академия, 2007. С. 203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.