технология консалтингового
взаимодействия в РАБОТЕ с детьми «информационного поколения»
В статье рассматривается категория «информационное общество» и анализируются особенности детей «информационного поколения». Показана важность формирования гармонично развитой и психологически здоровой личности в условиях дополнительного гуманитарного образования. Обоснованы преимущества консалтинговой системы как передовой педагогической технологии.
В последние десятилетия в России и мире появился целый ряд новых цифровых технологий, во многом определивших траекторию развития нескольких поколений детей. Согласно психологическим данным, с каждым годом когнитивный и эмоциональный разрыв между взрослыми (родителями) и детьми увеличивается [2]. Современные дети представляют собой так называемое цифровое поколение и образуют некую общность с особым восприятием мира, мышлением, подходом к деятельности, развлечениям, способам общения и коммуникации.
Согласно мнению Г.В. Солдатовой, развитие информационного общества наиболее интенсивно происходит в мегаполисах [5]. При этом теория поколений Н.Хоува и У Штрауса указывает на имеющиеся в
г
©
И.В. Самсонова
Ключевые слова:
информационное
поколение,
гуманитарное
дополнительное
образование, школы
нового типа,
педагогический
консалтинг,
образовательная
среда сотворчества,
педагогические
компетенции.
России шесть генераций, последние из которых именуются Иксами (1963-1984), Игреками (1984-2000), Зетами (с 2001 года) [7]. Учет особенностей этих еще не вполне изученных поколений весьма важен в силу их очевидных возможностей влияния на развитие страны в будущем, ведь каждая из указанных генераций представляет собой историческую эпоху с набором конкретных ценностей и сформированных установок к жизнедеятельности. Замечено, что дети, рожденные родителями «цифрового» поколения, обостряют феномен «префигуратив-ной культуры», описанный в XX веке известным антропологом М. Мид и характеризующийся возможностью учиться не только у старшего поколения, но и у детей, которые в рассматриваемом контексте демонстрируют более совершенные знания и навыки новшеств «цифровой» действительности и способны взять на себя обучающую функцию [4].
Сложившаяся ситуация имеет и обратную сторону: среди наиболее интенсивно распространяющихся психологических зависимостей в современном информационном обществе детская интернет-аддик-ция получила достаточно широкое распространение. Удовлетворение потребности в новой информации, общение, обретение собственной значимости и масса развлечений - все это дети «информационного» поколения с легкостью находят в сети Интернет. В современной науке данное явление становится предметом пристального внимания исследователей в контексте психосоциальной аддиктологии, и, если еще несколько лет назад известная ограниченность осмысления данного феномена была обусловлена недостаточным клиническим материалом, в самых последних работах авторов подчеркивается «катастрофическое распространение» поглощенностью Интернет - сетью, захватывающей все большие слои популяции, включая, прежде всего, пользователей детского возраста. Специалисты указывают, что данная тенденция является выраженной не только в пределах постсоветского пространства, но и на территории всех развитых стран.
На личностном уровне непродуктивными следствиями пролонгированной Интернет - поглощенности являются: тревожность, повышенная раздражительность, социальная изоляция, снижение интереса к реальным межличностным контактам, нивелирование ответственности, отсутствие навыков социального общения, уход от интимности, эмпатического общения [1, 6].
В силу сказанного на современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема формирования гармонично развитой
и психологически здоровой личности. На любых этапах развития страны надежды возлагаются на духовно и нравственно богатых людей, способных созидать индивидуальный, социально значимый культурный мир, обогащая не только самих себя, но и окружающих. Все это, а также специфические особенности современных детей акцептируют активную деятельность по совершенствованию системы их обучения и воспитания. Так, для «цифрового» поколения является актуальным открытие школ нового типа в формате Open Spase (от англ. «открытое пространство»), вариативность которых представлена школами выходного дня, каникулярными школами, интегральными, игровыми, частными, исследовательскими и инновационными школами, школами навыков будущего и др.
Многоаспектность и разнообразие инновационных образовательных подходов и моделей позволяет подойти к решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения с прогнозируемым результатом, однако, важно понимать, что итогом эффективно организованного образовательного процесса, в первую очередь, должна выступать высокая духовность, общая культура, успешная социализация и максимально возможная самоактуализация личности.
Учитывая вовлеченность «цифрового» поколения в виртуальное пространство, привлекающее анонимностью и безответственностью взаимодействия, дозированностью и поверхностностью коммуникации, а также перемены, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах нашего общества, утрата ранее значимых ориентиров и появление новых целей и задач делают неизбежным возникновение в образовательной сфере новой тенденции - перехода к ценностной парадигме, требующей развития концептуальной системы взглядов с учетом содержания инновационных образовательных процессов.
С нашей точки зрения, на современном этапе развития российского общества особо целесообразно создание такого образовательного пространства, которое аккумулировало бы в себе все позитивные аспекты современных информационных технологий и нивелировало «проблемные зоны», снижающие ответственность и автономию личности, основанную на её свободе, и оказывающие таким образом непродуктивное влияние на становление подрастающего поколения.
Таким образом, жизнедеятельность информационного общества тесно связана с изменениями задач гуманитарной подготовки. Гуманитарное образование в информационном контексте принято
понимать как способ конструирования человеческого бытия и как универсальное средство решения идеологических задач. Вместе с тем нередко утверждается вторичность и внешний характер данного вида образования. Этот подход базируется на представлении о технократическом обществе, в котором гуманитарное образование не определяет уровень и качество развития технологий, а потому не влияет на организацию и качество жизни и не может составлять главный ресурс развития государства. Признание деструктивности данного тезиса нашло свое воплощение в изменении образовательных ориентиров в нашей стране: в условиях становления информационного общества теоретическое фундаментальное мышление, основанное на образцах строгой науки, оказалось в кризисе и потребовало восстановления единого универсального культурного, морально-нравственного горизонта. При этом обеспечение качества гуманитарного образования связано с характеристиками его непрерывности и проявлением в различных формах. Одной из наиболее эффективных форм личностного развития, социального и профессионального самоопределения подрастающего поколения является дополнительное гуманитарное образование, в рамках которого учащиеся получают уникальную возможность реализации личного права самостоятельного выбора целей и содержания деятельности, развития способности позитивного мышления и целеполагания, а также возможность выработки умений эффективного поиска при решении задач жизненного предназначения [1].
Заметной особенностью современного образования является возможность внедрения новых педагогических технологий и широкий диапазон подходов к учебно-воспитательной деятельности, определяющих содержание образования и наполнение ролей субъектов образовательного процесса. Обеспечить гибкое реагирование на актуальную образовательную ситуацию, на наш взгляд, наиболее возможно и эффективно путем введения в образовательную практику педагогического консалтинга. Целесообразность перехода к консалтинговой системе во многом определяет качество образовательного процесса. Практическим подтверждением продуктивности данного подхода является трехлетний опыт работы педагогического коллектива в ГБОУ ЦТР и ГО «Жемчужина» (г. Москвы). Постулируя определяющими личностное развитие и гуманистические ценности, коллектив центра «Жемчужина» в своей деятельности основывается на принципиальных
позициях внутренней структуры образовательного пространства на основе взаимного консультирования. Данная позиция обеспечивает:
- этическую охрану интересов личности;
- добровольность и при необходимости конфиденциальность происходящего;
- ответственную компетентность консультанта;
- стратегическую позицию, основанную на сравнительном анализе и системности выстраивания причинно-следственных связей;
- тактическую позицию, подразумевающую анализ латентных мотивов или анализ подтекста, комплексное видение проблемного поля, эмпатии к переживаниям всех участников деятельности;
- реконструирование истории зарождения и развития рассматриваемой ситуации с активным привлечением участников.
Важно подчеркнуть, что ситуация внутреннего консалтинга строится на ролевом принципе, где участниками являются клиент и консультант, а формирующееся пространство процесса консультирования выступает формой сотворчества. При этом роли могут быть подвержены изменению в условиях непрерывной образовательной ситуации сотворчества.
Внедрение консалтинга в качестве основы управления и структурирования научно-методической деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к повышению профессиональной компетентности учителя непосредственно на рабочем месте за счет включения каждого участника образовательного пространства в процесс управленческого консультирования.
В общем и целом атмосфера сотворчества, бережное отношение к субъекту взаимодействия, неисчерпаемые творческие возможности профессионального консультирования делают достижимым развитие у обучающихся целого комплекса продуктивных личностных черт и мотиваций: высокого уровня познавательных потребностей, креативности, адекватной самооценки, лидерского потенциала, коммуникативных способностей, рефлексии, социальной адаптивности, активного стремления к реализации собственного потенциала. Психолого-педагогический мониторинг, реализуемый в «Жемчужине» на протяжении всего периода претворения в педагогическую практику новой интерактивной образовательной технологии, подтверждает конструктивность подхода и целесообразность создания в качестве наиболее значимых условий эффективного обучения детей дошколь-
ного и школьного возраста ситуации консалтингового взаимодействия и сотворчества, а также развития и поддержания высокого уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов.
В связи с последним важно подчеркнуть, что перспективность современного гуманитарного дополнительного образования определяется не трансляцией совокупности знаний и формированием необходимых умений и навыков у обучающихся, а нацеленностью на развитие самоценности ребенка, максимальной реализации его потенциальных возможностей, творческой способности как фундаментальной структуры человеческого бытия и, что немаловажно, социальной адаптивности, которая имеет продуктивные практические потенции относительно психологического здоровья и социальной успешности подрастающего поколения.
Использование консалтинга как передовой образовательной технологии в системе дополнительного образования является, на наш взгляд, достаточным гарантом гармоничного формирования детской субъектности и повышения нравственного, интеллектуального и культурного уровня юных представителей «информационного» поколения. Ориентированный на будущее, консалтинг является процессом, в котором определяющую роль в равной степени играет любой участник образовательного пространства. Гуманистическая направленность образовательной деятельности определяет воспитуемого как активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в духе общечеловеческих ценностей с учетом культурологических традиций, нравственности, непреходящих ценностей, социальной ответственности, толерантности, осознания личностной и общественной значимости с ориентацией на высокую профессиональную компетентность, креативность и сотрудничество в любом виде жизнедеятельности.
В условиях информационного общества такой подход к образовательному пути подрастающего поколения мы считаем наиболее эффективным, он обеспечивает мобильное реагирование на запросы современной действительности и позволяет рассматривать новейшие информационные технологии лишь как средство получения новых знаний и способов взаимодействия с окружающими, а не как единственно возможный, жизненный драйв.
Литература
1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикции в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: НГПУ, 2012.
- 434 с.
2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Интимность / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. - 239 с.
3. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. ... д-ра пед. наук (13.00.01). М., 2004. - 436 с.
4. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
5. Солдатова Г.В., Гостимская О.С., Кропалева Е.Ю. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей: Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009» //http: //www.fid.su /projects/ research / mysafernet/ 02/
6. Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. Образование. Коммуникация. Ценности: Проблемы, дискуссии, перспективы. По материалам Круглого стола «Коммуникативные практики в образовании». 19 ноября 2004 г. / Под ред. С.И. Дудника.
- Санкт-Петербургское философское общество, 2004. // http:// anthropology.ru/ru/texts/shevyakova/educval_05.html.
7. Strauss, W., Howe, N. The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. N. Y. : Broadway Books, 1997