Научная статья на тему 'Технология консалтингового взаимодействия в работе с детьми «Информационного поколения»'

Технология консалтингового взаимодействия в работе с детьми «Информационного поколения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ НОВОГО ТИПА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОТВОРЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION GENERATION / HUMANITARIAN ADDITIONAL EDUCATION / SCHOOLS OF NEW TYPE / EDUCATIONAL CONSULTING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF COCREATION / PEDAGOGICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Ирина Владимировна

В статье рассматривается категория «информационное общество» и анализируются особенности детей «информационного поколения». Показана важность формирования гармонично развитой и психологически здоровой личности в условиях дополнительного гуманитарного образования. Обоснованы преимущества консалтинговой системы как передовой педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Consulting Interactivity in Working with Children of the “Information Generation”1

The category of the “Information Society” and the peculiarities of children of the “Information Generation” are analyzed in the article. The importance of formation of a harmoniously developed and mentally healthy personality in conditions of additional humanitarian education is shown in the article. The benefits of consulting system as an innovative pedagogical technology are substantiated.

Текст научной работы на тему «Технология консалтингового взаимодействия в работе с детьми «Информационного поколения»»

технология консалтингового

взаимодействия в РАБОТЕ с детьми «информационного поколения»

В статье рассматривается категория «информационное общество» и анализируются особенности детей «информационного поколения». Показана важность формирования гармонично развитой и психологически здоровой личности в условиях дополнительного гуманитарного образования. Обоснованы преимущества консалтинговой системы как передовой педагогической технологии.

В последние десятилетия в России и мире появился целый ряд новых цифровых технологий, во многом определивших траекторию развития нескольких поколений детей. Согласно психологическим данным, с каждым годом когнитивный и эмоциональный разрыв между взрослыми (родителями) и детьми увеличивается [2]. Современные дети представляют собой так называемое цифровое поколение и образуют некую общность с особым восприятием мира, мышлением, подходом к деятельности, развлечениям, способам общения и коммуникации.

Согласно мнению Г.В. Солдатовой, развитие информационного общества наиболее интенсивно происходит в мегаполисах [5]. При этом теория поколений Н.Хоува и У Штрауса указывает на имеющиеся в

г

©

И.В. Самсонова

Ключевые слова:

информационное

поколение,

гуманитарное

дополнительное

образование, школы

нового типа,

педагогический

консалтинг,

образовательная

среда сотворчества,

педагогические

компетенции.

России шесть генераций, последние из которых именуются Иксами (1963-1984), Игреками (1984-2000), Зетами (с 2001 года) [7]. Учет особенностей этих еще не вполне изученных поколений весьма важен в силу их очевидных возможностей влияния на развитие страны в будущем, ведь каждая из указанных генераций представляет собой историческую эпоху с набором конкретных ценностей и сформированных установок к жизнедеятельности. Замечено, что дети, рожденные родителями «цифрового» поколения, обостряют феномен «префигуратив-ной культуры», описанный в XX веке известным антропологом М. Мид и характеризующийся возможностью учиться не только у старшего поколения, но и у детей, которые в рассматриваемом контексте демонстрируют более совершенные знания и навыки новшеств «цифровой» действительности и способны взять на себя обучающую функцию [4].

Сложившаяся ситуация имеет и обратную сторону: среди наиболее интенсивно распространяющихся психологических зависимостей в современном информационном обществе детская интернет-аддик-ция получила достаточно широкое распространение. Удовлетворение потребности в новой информации, общение, обретение собственной значимости и масса развлечений - все это дети «информационного» поколения с легкостью находят в сети Интернет. В современной науке данное явление становится предметом пристального внимания исследователей в контексте психосоциальной аддиктологии, и, если еще несколько лет назад известная ограниченность осмысления данного феномена была обусловлена недостаточным клиническим материалом, в самых последних работах авторов подчеркивается «катастрофическое распространение» поглощенностью Интернет - сетью, захватывающей все большие слои популяции, включая, прежде всего, пользователей детского возраста. Специалисты указывают, что данная тенденция является выраженной не только в пределах постсоветского пространства, но и на территории всех развитых стран.

На личностном уровне непродуктивными следствиями пролонгированной Интернет - поглощенности являются: тревожность, повышенная раздражительность, социальная изоляция, снижение интереса к реальным межличностным контактам, нивелирование ответственности, отсутствие навыков социального общения, уход от интимности, эмпатического общения [1, 6].

В силу сказанного на современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема формирования гармонично развитой

и психологически здоровой личности. На любых этапах развития страны надежды возлагаются на духовно и нравственно богатых людей, способных созидать индивидуальный, социально значимый культурный мир, обогащая не только самих себя, но и окружающих. Все это, а также специфические особенности современных детей акцептируют активную деятельность по совершенствованию системы их обучения и воспитания. Так, для «цифрового» поколения является актуальным открытие школ нового типа в формате Open Spase (от англ. «открытое пространство»), вариативность которых представлена школами выходного дня, каникулярными школами, интегральными, игровыми, частными, исследовательскими и инновационными школами, школами навыков будущего и др.

Многоаспектность и разнообразие инновационных образовательных подходов и моделей позволяет подойти к решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения с прогнозируемым результатом, однако, важно понимать, что итогом эффективно организованного образовательного процесса, в первую очередь, должна выступать высокая духовность, общая культура, успешная социализация и максимально возможная самоактуализация личности.

Учитывая вовлеченность «цифрового» поколения в виртуальное пространство, привлекающее анонимностью и безответственностью взаимодействия, дозированностью и поверхностностью коммуникации, а также перемены, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах нашего общества, утрата ранее значимых ориентиров и появление новых целей и задач делают неизбежным возникновение в образовательной сфере новой тенденции - перехода к ценностной парадигме, требующей развития концептуальной системы взглядов с учетом содержания инновационных образовательных процессов.

С нашей точки зрения, на современном этапе развития российского общества особо целесообразно создание такого образовательного пространства, которое аккумулировало бы в себе все позитивные аспекты современных информационных технологий и нивелировало «проблемные зоны», снижающие ответственность и автономию личности, основанную на её свободе, и оказывающие таким образом непродуктивное влияние на становление подрастающего поколения.

Таким образом, жизнедеятельность информационного общества тесно связана с изменениями задач гуманитарной подготовки. Гуманитарное образование в информационном контексте принято

понимать как способ конструирования человеческого бытия и как универсальное средство решения идеологических задач. Вместе с тем нередко утверждается вторичность и внешний характер данного вида образования. Этот подход базируется на представлении о технократическом обществе, в котором гуманитарное образование не определяет уровень и качество развития технологий, а потому не влияет на организацию и качество жизни и не может составлять главный ресурс развития государства. Признание деструктивности данного тезиса нашло свое воплощение в изменении образовательных ориентиров в нашей стране: в условиях становления информационного общества теоретическое фундаментальное мышление, основанное на образцах строгой науки, оказалось в кризисе и потребовало восстановления единого универсального культурного, морально-нравственного горизонта. При этом обеспечение качества гуманитарного образования связано с характеристиками его непрерывности и проявлением в различных формах. Одной из наиболее эффективных форм личностного развития, социального и профессионального самоопределения подрастающего поколения является дополнительное гуманитарное образование, в рамках которого учащиеся получают уникальную возможность реализации личного права самостоятельного выбора целей и содержания деятельности, развития способности позитивного мышления и целеполагания, а также возможность выработки умений эффективного поиска при решении задач жизненного предназначения [1].

Заметной особенностью современного образования является возможность внедрения новых педагогических технологий и широкий диапазон подходов к учебно-воспитательной деятельности, определяющих содержание образования и наполнение ролей субъектов образовательного процесса. Обеспечить гибкое реагирование на актуальную образовательную ситуацию, на наш взгляд, наиболее возможно и эффективно путем введения в образовательную практику педагогического консалтинга. Целесообразность перехода к консалтинговой системе во многом определяет качество образовательного процесса. Практическим подтверждением продуктивности данного подхода является трехлетний опыт работы педагогического коллектива в ГБОУ ЦТР и ГО «Жемчужина» (г. Москвы). Постулируя определяющими личностное развитие и гуманистические ценности, коллектив центра «Жемчужина» в своей деятельности основывается на принципиальных

позициях внутренней структуры образовательного пространства на основе взаимного консультирования. Данная позиция обеспечивает:

- этическую охрану интересов личности;

- добровольность и при необходимости конфиденциальность происходящего;

- ответственную компетентность консультанта;

- стратегическую позицию, основанную на сравнительном анализе и системности выстраивания причинно-следственных связей;

- тактическую позицию, подразумевающую анализ латентных мотивов или анализ подтекста, комплексное видение проблемного поля, эмпатии к переживаниям всех участников деятельности;

- реконструирование истории зарождения и развития рассматриваемой ситуации с активным привлечением участников.

Важно подчеркнуть, что ситуация внутреннего консалтинга строится на ролевом принципе, где участниками являются клиент и консультант, а формирующееся пространство процесса консультирования выступает формой сотворчества. При этом роли могут быть подвержены изменению в условиях непрерывной образовательной ситуации сотворчества.

Внедрение консалтинга в качестве основы управления и структурирования научно-методической деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к повышению профессиональной компетентности учителя непосредственно на рабочем месте за счет включения каждого участника образовательного пространства в процесс управленческого консультирования.

В общем и целом атмосфера сотворчества, бережное отношение к субъекту взаимодействия, неисчерпаемые творческие возможности профессионального консультирования делают достижимым развитие у обучающихся целого комплекса продуктивных личностных черт и мотиваций: высокого уровня познавательных потребностей, креативности, адекватной самооценки, лидерского потенциала, коммуникативных способностей, рефлексии, социальной адаптивности, активного стремления к реализации собственного потенциала. Психолого-педагогический мониторинг, реализуемый в «Жемчужине» на протяжении всего периода претворения в педагогическую практику новой интерактивной образовательной технологии, подтверждает конструктивность подхода и целесообразность создания в качестве наиболее значимых условий эффективного обучения детей дошколь-

ного и школьного возраста ситуации консалтингового взаимодействия и сотворчества, а также развития и поддержания высокого уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов.

В связи с последним важно подчеркнуть, что перспективность современного гуманитарного дополнительного образования определяется не трансляцией совокупности знаний и формированием необходимых умений и навыков у обучающихся, а нацеленностью на развитие самоценности ребенка, максимальной реализации его потенциальных возможностей, творческой способности как фундаментальной структуры человеческого бытия и, что немаловажно, социальной адаптивности, которая имеет продуктивные практические потенции относительно психологического здоровья и социальной успешности подрастающего поколения.

Использование консалтинга как передовой образовательной технологии в системе дополнительного образования является, на наш взгляд, достаточным гарантом гармоничного формирования детской субъектности и повышения нравственного, интеллектуального и культурного уровня юных представителей «информационного» поколения. Ориентированный на будущее, консалтинг является процессом, в котором определяющую роль в равной степени играет любой участник образовательного пространства. Гуманистическая направленность образовательной деятельности определяет воспитуемого как активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в духе общечеловеческих ценностей с учетом культурологических традиций, нравственности, непреходящих ценностей, социальной ответственности, толерантности, осознания личностной и общественной значимости с ориентацией на высокую профессиональную компетентность, креативность и сотрудничество в любом виде жизнедеятельности.

В условиях информационного общества такой подход к образовательному пути подрастающего поколения мы считаем наиболее эффективным, он обеспечивает мобильное реагирование на запросы современной действительности и позволяет рассматривать новейшие информационные технологии лишь как средство получения новых знаний и способов взаимодействия с окружающими, а не как единственно возможный, жизненный драйв.

Литература

1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикции в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: НГПУ, 2012.

- 434 с.

2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Интимность / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. - 239 с.

3. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. ... д-ра пед. наук (13.00.01). М., 2004. - 436 с.

4. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

5. Солдатова Г.В., Гостимская О.С., Кропалева Е.Ю. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей: Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009» //http: //www.fid.su /projects/ research / mysafernet/ 02/

6. Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. Образование. Коммуникация. Ценности: Проблемы, дискуссии, перспективы. По материалам Круглого стола «Коммуникативные практики в образовании». 19 ноября 2004 г. / Под ред. С.И. Дудника.

- Санкт-Петербургское философское общество, 2004. // http:// anthropology.ru/ru/texts/shevyakova/educval_05.html.

7. Strauss, W., Howe, N. The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. N. Y. : Broadway Books, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.