Научная статья на тему 'Технология информационно-компьютерной подготовки компетентных бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов)'

Технология информационно-компьютерной подготовки компетентных бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СРЕДА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION-COMPUTER PREPARATION OF THE BACHELOR / STANDARDS OF THE THIRD GENERATIONDESIGNACTIVE APPROACH / THE OPTIMIZING APPROACH / THE ENVIRONMENT OF ADVANCING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева О. Н.

Рассматриваются вопросы информационно-компьютерной подготовки бакалавров по направлению химическая технология на основе проектнодеятельностного и оптимизационного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of information-computer preparation of bachelors in a direction chemical technology on a basis design-active and optimizing approaches are considered.

Текст научной работы на тему «Технология информационно-компьютерной подготовки компетентных бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов)»

О. Н. Зайцева

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

КОМПЕТЕНТНЫХ БАКАЛАВРОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

(ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ)

Ключевые слова: информационно-компьютерная подготовка бакалавра, стандарты третьего поколения, проектно-деятельностный подход, оптимизационный подход, среда

опережающего обучения.

Рассматриваются вопросы информационно-компьютерной подготовки бакалавров по направлению химическая технология на основе проектнодеятельностного и оптимизационного подходов.

Keywords: information-computer preparation of the bachelor, standards of the third generation-design-active approach, the optimizing approach, the environment of advancing training.

Questions of information-computer preparation of bachelors in a direction chemical technology on a basis design-active and optimizing approaches are considered.

Сегодня большинство общеобразовательных функций старшей ступени школы переносится на первую ступень высшего образования, что требует переосмысления педагогической доктрины бакалавриата.

За четыре года обучения бакалавриат должен обеспечить студенту результативное профессиональное самоопределение. По существу, только после бакалавриата его выпускник осознанно выбирает продолжить дальнейшее обучение в магистратуре, в системе дополнительного образования или устроиться на работу.

Большинство из бакалавров будет самостоятельно определяться в профессиональных поисках. Именно поэтому бакалавр должен быть максимально открыт продолжению своего образования, причём в самой интенсивной и личностно значимой форме - самообразования.

Инновационные преобразования в образовании невозможны без процесса информатизации, который охватил сегодня все учебные заведения разных уровней. Одним из результатов процесса информатизации должно стать проявление у студентов информационно-компьютерной компетентности, которая должна обеспечить им возможность использовать современные информационные технологии для работы с информацией в любой сфере деятельности и подготовиться к выбранной профессиональной деятельности.

Мы определили информационно-компьютерную компетентность бакалавра по техническим и технологическим направлениям как профессиональное качество бакалавра, которое характеризуется мерой уровня овладения информационными технологиями, программными средствами и мерой уровня развития ПК-способностей, достаточных для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности бакалавра технологиче-

ского направления, для продолжения обучения на ступени магистра как инженера-исследователя или получения специальной подготовки как инженера-технолога. [1]

Информационно-компьютерная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации.

Особо актуальной при переходе к образовательным стандартам третьего поколения становится проблема оптимизации информационно-компьютерной подготовки, под которой мы понимаем достижение наилучшего результата обучения, характеризуемого формированием прикладной информационно-компьютерной компетентности при минимизации временных затрат.

Качественная оптимизация требует ведение непрерывного мониторинга, а также внедрения традиционных и новых форм тестового контроля: исходного и текущего.

Для эффективной оценки уровня сформированности информационнокомпьютерной компетентности, необходимо определить ее параметры и критерии. Н.К. Нуриевым разработана параметрическая модель, которая оценивает сформированность компетенций инженера по трем основным параметрам: полнота освоения знаний, целостность освоения знаний, развитие ПК-способностей. [2] Под полнотой освоения знаний понимается совокупность всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных ГОС ВПО, т. е. модель реального мира в сознании инженера. Под целостностью знаний понимается мера структурированности знаний: разработанные методики и методы исследования.

Таким образом, любая современная система подготовки (как минимум) должна обеспечить интенсивное развитие бакалавра по этим направлениям. Для проверки состоятельности модели информационно-компьютерной компетентности бакалавра необходимо и достаточно проверить полноту, целостность знаний и уровень развития проектноконструктивных (ПК) способностей: формализационных, конструктивных и исполнительских [3].

Полнота знаний проверяется тестированием по теоретической части курса, целостность знаний - умением применять знания на практике, совокупность полноты и целостности знаний проверяется при сдаче студентом экзамена. Для развития ПК-способностей студентами выполняются лабораторные работы, состоящие из учебно-проектных заданий. Следовательно, должен быть разработан рейтинг по развитию полноты и целостности знаний в интеграции с усвоением учебного материала по тестам, и подведение окончательных итогов на экзамене.

В условиях внедрения проектов третьего поколения по направлению «Химическая технология» информационное образование можно представить в виде совокупности информационных дисциплины, образующих скелет информационно-компьютерной подготовки бакалавров.

Под базовой информационно-компьютерной подготовкой бакалавра-технолога по направлению «Химическая технология» согласно стандартам третьего поколения понимается подготовка в рамках дисциплины «Информатика», нацеленная на формирование информационно-компьютерной компетентности, но с учетом междисциплинарных связей, потребностей решения профессиональных задач.

Дисциплина «Информатика» в соответствии с действующим образовательным стандартом является базовой дисциплиной, овладение которой открывает широкие перспективы для будущего специалиста. Овладение умениями и навыками при изучении этой дисциплины, дает инструмент для решения задач в различных профессиональных сферах.

Информационно-компьютерная подготовка проводится на 1 курсе, когда студент, во-первых, не представляет своей профессиональной деятельности, во-вторых, не обладает даже необходимыми математическими знаниями и умениями, и, в-третьих, студент проходит период адаптации в университете.

Эти проблемы усиливаются в силу различия в учебных программах по информатике в довузовском образовании, т.е. студенты на начальном периоде обучения имеют разные знания. Причины возникающих проблем связаны с:

• огромными различиями в комплексе технических средств и доступном программном обеспечении поддержки курса информатики;

• недостаточной подготовкой преподавателей в школах;

• различием в программах образовательных учреждений (гимназии, лицеи, техникумы и т.п.), ряд из которых с углубленным изучением математики и информатики, где выпускники могут иметь подготовку соответствующую подготовке студентов младших курсов.

Итак, основные противоречия, которые необходимо преодолеть при информационно-компьютерной подготовке проявляются между: различным уровнем начальной подготовки студентов и объемом подлежащих усвоению знаний; огромным многообразием направлений изучения и их быстрой изменчивостью; удовлетворением потребностей направлений подготовки спецкафедр в информационных технологиях и дефицитом учебного времени.

Сложившаяся ситуация существенно осложняет работу преподавателя как в методическом, так и техническом плане. Она влияет и на содержательную наполненность, вынуждая предусматривать актуализацию теоретических знаний довузовского уровня.

Наиболее эффективно могут быть решены задачи профессиональной деятельности бакалавра при моделировании информационно-компьютерной подготовки в среде опережающего обучения на основе проектно-деятельностного и оптимизационного подходов.

Проектно-деятельностный подход позволяет с помощью методов проектов соприкасаться с профессиональной деятельностью и развивать ПК-способности. Оптимизационный подход позволяет достичь оптимальных результатов оптимальными средствами за короткое время. Реальная и виртуальная составляющие среды опережающего обучения немыслимы без постоянной педагогической поддержки и необходимы для организации содержания и дидактического процесса, которые строятся с учетом принципов опережающего обучения теории Л.В. Занкова.

Так под опережающим обучением следует понимать обучение, способствующее развитию у студентов способностей, которые в дальнейшем помогут освоить новые технологии и программные средства для профессиональной деятельности.

По мнению Нуриева Н.К. [2] суть организации опережающего обучения состоит:

1) в обеспечении дидактической системы в актуальном режиме опережающими знаниями, исходя из достижений науки;

2) в подготовке инженера, способного с опорой на эти знания создавать новые знания и инновационный продукт.

Изучение дисциплины «Информатика» дает студенту возможность овладения следующими методами междисциплинарного исследования:

• методами математической статистики для обработки результатов активных и пассивных экспериментов;

• методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;

• методами вычислительной математики и математической статистики для решения конкретных задач;

• численными методами для решения математических задач.

Основные задачи, решаемые этими методами, — обеспечить овладение обучающимися методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем с помощью освоения программных средств и информационных технологий.

В качестве условий организации информационно-компьютерной подготовки бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов) принимаются:

1. Проектирование информационно-компьютерной подготовки в среде опережающего обучения на основе проектно-деятельностного и оптимизационного подходов.

2. Генерализация содержания информационно-компьютерной подготовки с учетом ее профессиональной направленности.

3. Интенсификация дидактического процесса с помощью его виртуальной поддержки, разработки индивидуальных учебных заданий.

Литература

1. Зайцева, О.Н. Проектирование информационно-компьютерной подготовки бакалавров технологического направления // Educational Technology & Society - 2009

(http://ifets.ieee.0rg/russian/dep0sit0ry/v 12_i4/html/2.htm).

2. Дьяконов, Г.С. Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения: монография/ Г.С.Дьяконов, В.М.Жураковский, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев, А.М.Кузнецов, Н.К.Нуриев; под ред. С.Г.Дьяконова. - Казань: КГТУ, 2009. - 404с.

3.Нуриев, Н.К. Ключевые способности поддержки деятельности и формализационные условия потенциальной компетентности специалиста /Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Старыгина С.Д.// Вестник Казанского технологического университета. 2007.- №5.- С. 199-205.

4.Журбенко, Л.Н. Проектирование содержания самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки бакалавров технологического направления / Л.Н.Журбенко, Е. Д.Крайнова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №6. - С. 314-318.

© О. Н. Зайцева - асс. каф. информатики и прикладной математики КГТУ, olga_fdpi@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.