известия вгпу
З.А. ГАВРИЛОВА (Миасс)
технология формирования творческого взаимодействия учащихся
в образовательном процессе школы искусств
Рассматривается одна из актуальных проблем педагогики - разработка технологии организации педагогического взаимодействия. Творческий характер деятельности, ориентация на групповые формы работы, лежащие в основе технологии, позволяют решать не только учебно-познавательные, но и коммуникативноразвивающие, креативно-развивающие задачи образовательного процесса в музыкальнотеатральной деятельности учащихся школы искусств.
Ключевые слова: технология, творческое взаимодействие, совместная творческая деятельность, музыкально-театральная деятельность, самореализация.
Научить детей успешному взаимодействию на творческом уровне, воспитать личность, умеющую сотрудничать, - актуальная проблема педагогики в настоящее время. Ставя перед собой задачу сформировать творческое взаимодействие учащихся школы искусства, мы разработали специальную технологию, которая, с одной стороны, была направлена на сплочение детского коллектива через включение учащихся в театральную деятельность, с другой - способствовала развитию творческого потенциала каждого ребенка.
несмотря на то, что в педагогическую науку в настоящее время прочно вошло понятие «педагогическая технология», однако до сих пор в понимании его существуют определенные разночтения. В общепринятом смысле технология (толковый словарь) - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Довольно часто педагогическую технологию определяют как совокупность определенных приемов и методов, т.е. методический инструментарий, или «технику реализации» образовательного процесса (В.П. Беспалько, И.П. Волков, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко).
Ряд исследователей специфику технологии в образовании, в отличие от промышленной технологии, откуда пришло в педагогику это понятие, видят в ее отчасти вероятностном характере, связанном с тем, что ее целью и конечным результатом является человек, представляющий собой систему, на которую оказывает влияние множество внешних факторов [1]. Чаще всего ученые подразделяют технологии на технологии обучения (дидактические) и воспитания (В.В. Пикан). Г.К. Селевко предлагает достаточно детальную классификацию педагогических технологий по разным основаниям: по философской основе; ориентации на личностные структуры; позиции ребенка по отношению к взрослым в образовательном процессе; способам, методам и средствам обучения; по направлению модернизации традиционной системы; использованию различных форм обучения (групповые, коллективные), в основе которых лежит организация эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами [5].
В.И. Загвязинский, который видит особенность педагогической технологии в алгоритмизации приемов обучения и измеримости и воспроизводимости результатов, разделяет педагогические технологии на три основные: 1) поисково-исследовательская (задачная), сущность которой состоит в построении учебного познания как системы задач и разработке средств (предписаний, приемов) для помощи учащимся; 2) технология критериально-ориентированного обучения, которая называется еще технологией полного усвоения; 3) имитационная (моделирующая), которую чаще называют технологией «активного обучения», специфика которой состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни [2].
М.Е. Бершадский связывает развитие технологического подхода с тремя педагогическими парадигмами: 1) эмпирической, когда образовательный процесс выстраивается на основе обобщения опыта наиболее успешных учителей; 2) алгоритмической, в рамках которой появилась педагогическая технология, отличительной чертой ее является планирование результатов обучения как диагностично и операционально выраженных целей; 3) стохастической, которая
© Гаврилова З.А., 2010
выражается в признании вероятностного характера образовательного процесса, нацелена на раннее обнаружение и прогнозирование тенденций развития каждого ученика, обратную связь через мониторинг. Смена поколений технологий, по мнению ученого, изменяет позицию учителя в образовательном процессе: от «ретранслятора и надзирателя», «контролера и наладчика» к «менеджеру и эксперту» [1, с. 52].
Говоря о специфике технологий, направленных на развитие взаимодействия учащихся, отметим, что идея их использования в образовательном процессе имеет исторические корни: белл-ланкастерская система организации педагогического взаимодействия конца XVIII в., технологии, использующие возможности коллектива, бригадно-лабораторного обучения, - в начале XX в. На современном этапе особое внимание уделяется интерактивному обучению, понимаемому как совместный процесс познания через взаимодействие учащихся между собой и с учителем, а также имитационным технологиям, которые характеризуются организацией коллективной мыследеятельности, использованием группы как средства развития индивидуальности [2]. Групповая форма обучения позволяет не только решать учебнопознавательную задачу, но и вырабатывать навыки общения, основанного на осознании ценности человека как субъекта общения, оказывать поддержку членам группы.
Сущность творческого взаимодействия, под которым мы понимаем контакт преподавателей и учащихся в специфических условиях совместной творческой деятельности, была практически реализована в идеях коллективного творческого воспитания и.п. иванова и положена в основу педагогических принципов многих педагогов и руководителей воспитательного процесса (М.Г. Казакина, О.С. Газман,
С.Д. Поляков, С.Л. Соловейчик, В.А. Ка-раковский, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин и др.) [4]. Творческая интерпретация общих принципов этой методики позволяет использовать их не только в рамках внеурочной деятельности школьников, но и в образовательном процессе школы искусств в форме музыкального театра.
Разработанная нами модель технологии развития творческого взаимодействия предполагает организацию образо-
вательного процесса, структура которого включает следующие основные компоненты: цель как представление конечного результата совместной деятельности учащихся и преподавателей; принципы как основные направления достижения цели; содержание образования; методы как способы и пути решения задач, средства как инструменты освоения содержания, которые используются в совокупности с методами; организационные формы; результат как реализация цели и задач.
В основе концепции технологии лежит признание приоритета развития личности и установки на самоактуализацию и самореализацию учащегося в образовательном процессе, в котором каждый ученик имеет возможность выстраивать собственную траекторию движения, отвечающую его целям, потребностям и интересам. Данная концепция основана на гуманноличностном и личностно ориентированном, аксиологическом, культурологиче -ском, личностно-деятельностном, поли-субъектном, фасилитационном и креативном подходах, которые обеспечивают практическую реализацию творческого взаимодействия в образовательном процессе школы искусств через принципы сотрудничества при организации совместной творческой деятельности и управлении ею; высокой мотивированности любых видов деятельности; учета ведущих видов и законов их смены; определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; результативности каждого ее вида; формирования субъектности ребенка в процессе жизнедеятельности; обязательной рефлексии всякой деятельности, интеграции и дифференциации интересов, поливариативности ролевого участия учащихся в совместной музыкально-театральной деятельности.
Особую роль при организации учебного процесса по нашей технологии играют групповая форма и принцип использования игровых методов при организации деятельности учащихся, т.к. игра, опираясь на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации, создает условия для опережающего развития способностей и самостоятельности. Именно игровая форма, ле-
жащая в основе театральной деятельности учащихся, дает ребенку возможность мобилизовать весь свой опыт, знания, умения, навыки для того, чтобы вжиться в образ, понять логику действия персонажа, оценить обстановку и найти правильную линию своего сценического поведения. Занимаясь в театре, учащиеся школы искусств учатся также умению чувствовать и даже регулировать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, входить в продуктивный контакт, т.е. творческое взаимодействие.
Целью разработанной технологии является создание условий для активизации образовательной деятельности, способствующих качественному изменению личности учащихся и преподавателей, развитию творческих способностей, повышению мотивации и самореализации в процессе музыкально-театральной деятельности. Данная цель реализуется через ряд задач, которые структурированы в соответствии с выявленными основными компонентами творческого взаимодействия и предполагают уровневую дифференциацию достижения результата различными группами участников, связанную с их личностными различиями: в мотивационно-ценностной сфере - развитие ценностного отношения учащихся к совместной творческой деятельности в школьном музыкальном театре, достижение высокого уровня мотивации и осознанной потребности в знаниях, умениях и навыках, получаемых в школе; в коммуникативной сфере - развитие готовности к отношениям сотрудничества и диалога через формирование умений вербального и невербального средств общения и интенсификацию контактов внутри коллектива и с внешней средой; в когнитивноперцептивной сфере - развитие механизмов понимания и рефлексии, эмпатии как необходимых условий создания положительных взаимоотношений, благоприятного психологического микроклимата, а также творческого мышления и воображения как фактора творческого развития; в креативно-деятельностной сфере - формирование готовности к самоуправлению в совместной творческой деятельности в условиях усложнения ее операциональной стороны, выражающей-
ся в умении планировать, организовывать, соподчинять свои действия, т.е. координировать, а также варьировать способы их выполнения на основе самоконтроля, мыслительной рефлексии, самооценки своих действий.
Реализация разработанной нами технологии предусматривает три необходимых этапа развития основных компонентов взаимодействия: организационно-исследовательского (адаптивного), поддерживающе-развивающего (период аккумуляции) и конструктивно-рефлексивного (период генерации). Каждый из этапов имеет свои специфические задачи, на разрешение которых направлен комплекс методов и приемов, а также организационных форм.
В задачи первого этапа, организационноисследовательского, входят: 1) определение исходного уровня развития взаимодействия; 2) работа над развитием мотивации к взаимодействию, разъяснение личностной и общественной значимости совместной музыкально-театральной деятельности; 3) знакомство с основами организации коллективной творческой деятельности; 4) формирование коммуникативных умений детей.
особенности содержания первого этапа обусловливают педагогический инструментарий: методы стимулирования и мотивации интереса - создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, новизны, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в деятельности, игра, дискуссия, диалог; методы стимулирования чувства долга и ответственности - разъяснение личностной и общественной значимости музыкально-театральной деятельности, совместная выработка системы требований к организации совместной деятельности и системы поощрений. освоение навыков актерского мастерства осуществляется с помощью тренингов. определение исходного состояния развития взаимодействия происходит на основе системы диагностических средств. Позиции участников взаимодействия на первом этапе неравные: педагог - руководитель, активный субъект деятельности, учащиеся - позиция со-действия, объектная. Уровень развития взаимодействия мы определяем как воспроизводящий.
Задачи второго этапа, поддерживаю-ще-развивающего, периода аккумуляции первоначально приобретенных навыков состоят в применении имеющихся знаний, умений и навыков в совместных творческих проектах, предполагают применение в основном творческих продуктивных методов: методика организации КТД, эвристические приемы развития творческого воображения, диалог, дискуссия, метод создания проблемных ситуаций, прием «все играют всех» и т.д. Позиция участников взаимодействия изменяется: педагог - организатор, учащиеся - соучастники, позиция детей становится субъектной - со-деятели. Уровень взаимодействия - интерпретационный, т.е. репродуктивный, но с ситуативными проявлениями творческих элементов (по Е.В. Коротаевой).
Третий этап, конструктивно-рефлексивный, период генерации (от лат. generation - рождение) предполагает переход на новый уровень взаимодействия - творческий. Этот период связан с анализом достижений всего коллектива и каждого участника в совместной творческой музыкально-театральной деятельности, а также с появлением новых самостоятельных творческих проектов в виде коллективного создания собственного сценария, музыки к спектаклям и т.д. Методы: коллективный анализ на основе приемов (круглый стол, дискуссия), организация презентаций результатов совместного творчества в виде выставок достижений, спектаклей для общественности города; метод проектов. позиция педагога сменяется на позицию консультанта, сотрудника, менеджера, а ученика - на позицию сотрудника, со-творца. На всех этапах осуществляются диагностика уровня развития коллектива учащихся и динамики личностных изменений.
Таким образом, предложенная нами технология развития творческого взаимодействия отвечает актуальным запросам современной системы образования, а также методологическим требованиям, предъявляемым к педагогической технологии: принципам концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости [5]. Структура и содержание представ-
ленной технологии соответствуют всем требованиям, предъявляемым к технологиям нового типа. По классификации Г.К. Селевко, данная технология может быть отнесена к интерактивным, т.к. преобладают групповые и коллективные формы обучения; по ориентации на личностные структуры - к эвристическим; по классификации В.И. Загвя-зинского - к имитационному (моделирующему) типу. Включение в содержание технологии диагностики школьников позволяет на всех этапах ее реализации уточнять уровень развития творческого взаимодействия учащихся и прогнозировать развитие каждого ребенка. Мониторинг уровня сформированности навыков творческого взаимодействия является механизмом осуществления обратной связи, т.е. средством управления процессом развития.
Литература
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М. : Изд. центр «Академия», 2004.
3. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие и технологии / Мин-во образования и науки. Урал. гос. пед. ун-т. М. : Academia, 2007.
4. Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / ИГПУ. Иваново, 1999.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Нар. образование, 1998.
Technology of forming the creative interaction of students in art school education
There is regarded one of the most important issues in Pedagogy - technology of pedagogical interaction organization. Creative activity and group work help to solve the educational, communicative, developmental and creative problems of educational process in music and theater activity of art school students.
Key words: technology, creative interaction, combined creative activity, in music and theater activity, selfactualization.