Научная статья на тему 'Технология формирования социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы'

Технология формирования социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / TECHNOLOGY / SOCIAL-PROJECT ACTIVITY / SOCIAL-PROJECT COMPETENCE / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Алексеевна

Дана характеристика понятия «технология» в технико-инструментальном и функционально-процессуальном аспектах. Рассмотрена технология формирования социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы в технико-инструментальном аспекте, которая осуществляется при выполнении социально-проектной деятельности. Охарактеризован алгоритм выполнения социально-проектной деятельности, под которым подразумевается технология формирования социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы. Рассмотрена технология формирования социально-проектной компетентности, которая состоит из: диагностики, проблематизации, целеполагания, инструментализации, операционализациии, презентации результата-продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIAL-PROJECT COMPETENCE FORMING OF BACHELOR OF SOCIAL WORK

The characteristic of “technology” in technical-instrumental and procedural aspects is given. The technology of forming social-project competence of Bachelor of Social Work in technical-instrumental aspect which is implemented in performing social-project activity is reviewed. The algorithm of implementation of social-project activity which means the technology of forming social-project competence of Bachelor of Social Work is described. The technology of forming social-project competence is examined. It consists of diagnostics, problematics, goal-setting, instrumentation, operationalisation, presentation of results of the product.

Текст научной работы на тему «Технология формирования социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы»

УДК 378.22

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

© Елена Алексеевна НОВИКОВА

Орловский государственный университет, г. Орел, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей педагогики, e-mail: [email protected]

Дана характеристика понятия «технология» в технико-инструментальном и функциональнопроцессуальном аспектах. Рассмотрена технология формирования социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы в технико-инструментальном аспекте, которая осуществляется при выполнении социально-проектной деятельности. Охарактеризован алгоритм выполнения социально-проектной деятельности, под которым подразумевается технология формирования социальнопроектной компетентности бакалавра социальной работы. Рассмотрена технология формирования социально-проектной компетентности, которая состоит из: диагностики, проблематизации, целеполага-ния, инструментализации, операционализациии, презентации результата-продукта.

Ключевые слова: технология; социально-проектная деятельность; социально-проектная компетентность; профессионально-развивающая ситуация.

На настоящий момент термин «технология» в социальном образовании рассматривается в двух аспектах: 1) технико-инструментальном; 2) функционально-процессуальном. Технико-инструментальный аспект рассматривает содержание данного понятия с точки зрения поиска использования технических средств в процессе обучения, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса, возможность достижения высоких образовательных результатов. Функционально-процессуальный аспект характеризует понятие «технология» как «процесс выбора и использования определенной системы средств, необходимой для достижения поставленной преподавателем цели в определенной, заданной педагогом логике, эффективность которых будет достигаться только при определенно заданных условиях» [1, с. 18-19]. Данный аспект затрагивает организацию процесса обучения, в рамках освоения образовательной программы или конкретной учебной дисциплины.

В данной статье мы рассматриваем технологию формирования социально-проектной компетентности (СПК) бакалавра социальной работы в рамках технико-инструментального аспекта, который подразумевает формирование СПК как интегративного качества личности, реализующегося в действиях субъектов образовательной среды. В этом случае технология представляет собой научный способ деятельности субъектов для получения высокого качества образовательных результатов [2].

Процесс разработки технологии в социальном образовании тесно связан с процессом проектирования, который заключается в создании модели или проекта, удовлетворяющего определенным (заданным) признакам, применяемого в образовательной практике. Данное качество технологии реализуется в последовательности осуществления действий по выполнению социально-проектной деятельности (СПД), необходимой для формирования СПК.

СПД рассматривается как форма организации образовательного процесса и предполагает наличие алгоритма ее исполнения бакалаврами социальной работы.

Алгоритм выполнения СПД состоит из диагностики, проблематизации, целеполага-ния, инструментализации, операционализа-ции, презентации результата-продукта. В рамках данной статьи рассмотрим алгоритм выполнения СПД, под которым мы будем подразумевать технологию формирования СПК бакалавра социальной работы. Дадим характеристику компонентам данной технологии.

Первым компонентом технологии является диагностика сформированности СПК.

При осуществлении СПД возникает необходимость выяснения области затруднений (проблем). Для реализации данного процесса необходимо комплексное изучение проблемы или проблемной ситуации. В процессе формирования СПК мы рассматриваем профессионально-развивающую ситуацию (ПРС), которая имеет личностно-развивающий контекст, характеризуется взаимосвязанными социальными и индивидуальными факторами деятельности и поведением людей в ней в соответствии с целями СПД. Анализ ПРС вскрывает наиболее актуальные проблемы, рассматриваемые в СПД. Данная процедура позволяет провести диагностику в СПД. Она носит непрерывный характер, что дает необходимые сведения для внесения изменений по ходу решения ПРС в процессе выполнения СПД.

Вторым компонентом технологии является проблематизация, или определение проблемного поля реализации технологии.

Определение проблемного поля дает возможность охарактеризовать структуру СПД, построить определенную логику и последовательность в выполнении действий и формировании социально-проектных умений бакалавра социальной работы. Проблемати-зация включает действия студента-бакалавра по формированию социально-проектных

умений, которые характеризуются через определение и формулировку цели в решении ПРС при выполнении СПД.

Третьим компонентом является целепо-лагание. Процесс целеполагания начинается с формирования образа цели, которая возникает в ПРС. Целевое обоснование ПРС пре-

дусматривает всесторонний анализ объекта, что помогает более четко определить системно-целостное представление об объекте СПД. Цель должна быть направлена на разрешение противоречий в ПРС. Для этого необходимо создать условия для развития, оформления и правильной постановки цели СПД, обеспечить инструментальную часть в достижении поставленных целей.

Третьим компонентом является инструментализация. Инструментальная часть процесса формирования СПК представляет собой систему методов достижения целей СПД, а также форм и средств формирования СПК. В методе обучения находят отражение цели СПД и содержание всего процесса обучения бакалавра социальной работы. Методы обучения выделяются по разным основаниям, в зависимости от выполняемой деятельности.

В рамках формирования СПК мы рассматриваем активные методы обучения (имитационные и неимитационные). Имитационные методы подразделяются на игровые (деловая игра; педагогические ситуации) и неигровые (коллективная мыслительная деятельность; теория решения изобретательных задач).

К неимитационным относятся методы, которые не имеют заранее оформленной модели профессиональной деятельности. Их главная характеристика - способность к взаимодействию и коллективной работе (лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с литературой, семинары, дискуссии). Существуют интерактивные методы обучения, в основе которых лежит способность к взаимодействию в социальнопроектной деятельности.

В перечисленных методах проявляется самостоятельность и инициативность сту-дента-бакалавра в решении проблемы ПРС.

Необходимо отметить, что рассмотренные выше методы характеризуются как вспомогательные по формированию СПК. Основными методами формирования СПК, на наш взгляд, являются проектный метод и деловая игра, которые представляют собой комплексные методы, соединяющие в себе элементы обучения и исследования, воссоздающие посредством моделирования содержание СПД.

Вся работа в проектном методе начинается с определения ПРС, в соответствии с которой выбирается тип проекта (групповой или индивидуальный). В зависимости от выбранного проекта определяется уровень решения проблемы ПРС, а также подбирается способ ее решения. Выполнение действий студента-бакалавра строится на целенаправленном взаимодействии преподавателя и студента, которое учитывает проектную мотивацию и индивидуальные особенности обучаемых. Таким образом, студент получает возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, ставить цели СПД, отбирать содержание и формы обучения, т. е. участвовать в проектировании процесса собственного образования, обеспечивая оптимальное сочетание личностных, предметных и метапредметных результатов образования. Здесь моделируется полный цикл выполнения СПД - от ситуации затруднения ПРС, порождения мотивов у бакалавров социальной работы до нахождения способов разрешения проблемы и доказательства его правильности.

Деловая игра (ДИ) представляет собой комплексный метод, соединяющий в себе социальное содержание СПД. ДИ соединяет в себе черты всех остальных методов активного обучения, что позволяет спроектировать учебные модели, наиболее близкие к реальности.

ДИ призвана активизировать отношение студентов к выполнению СПД, сформировать у них качества восприятия данной процедуры как целостности, обладающей особым личностным содержанием, которая предполагает использование знаний, умений, навыков, возможностей, полученных в период, предшествующий игре. Выше мы описывали, что в основе ПРС лежит состояние неразрешенной проблемы или определенное противоречие. ПРС можно включить в естественный ход процесса СПД в виде практических заданий по разрешению социальных проблем объектов профессиональной деятельности бакалавра социальной работы в рамках выполнения проекта и проведения деловой игры. Таким образом, ПРС является формой реализации перечисленных выше методов, таких как социальный проект и деловая игра.

Четвертым компонентом является опе-рационализация. Для определение алгоритма операционализации необходимо определить имеющиеся образовательные ресурсы (личностные, инструментальные, когнитивные). В рамках нашего исследования, образовательные результаты студента бакалавра рассматривается в ПРС в процессе выполнения СПД. Условия достижения высоких образовательных результатов бакалавра социальной работы оформлены в стандарте по направлению «бакалавриат», которые отражают основные задачи высшего профессионального образования и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой освоенные бакалавром на базе нескольких или всех учебных предметов способы СПД, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты выражаются в усвоении конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Личностные результаты рассматриваются как сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений сту-дента-бакалавра к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, предметным и метапредметным результатам социально-проектной деятельности. Необходимо обеспечить процесс достижения личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания образования при проектировании индивидуальной траектории обучения, который определяется способностью к выполнению действий в реализации социального проекта и обладанием высокой социальной культурой студента-бакалавра.

Исходя из рассмотренного выше можно утверждать, что для формирования СПК необходимо выполнять следующие действия: а) планировать действия в соответствии с решением конкретных проблем ПРС и отбирать наиболее рациональные и эффективные способы их решения; б) целенаправленно применять знания и умения в соответствии с проблемой, поставленной в данной ПРС; в) предусматривать возможные трудности при самостоятельном решении ПРС, намечать пути и способы их преодоления; г) оп-

ределять свою роль и место при решении проектных задач ПРС, намечать стратегию и тактику поведения в ходе решения определенной проблемы ПРС; д) прогнозировать несколько видов своих действий в ходе решения ПРС; е) самостоятельно разрабатывать модель социального проекта, соотнося ее с реальными условиями. Данные действия направлены на обобщение образовательных результатов и реализуются в конкретном продукте СПД.

Пятым компонентом является презентация продукта СПД. Продуктом СПД является социальный проект. Для презентации проекта-продукта СПД необходимо заранее установить ход ее работы и оформление, а также дать возможность каждому участнику индивидуально подойти к данному процессу. Результатом презентации-продукта является системно-пошаговое разрешение проблемы ПРС, которое оформляется в виде индивидуальной траектории обучения студента-бакалавра. Таким образом, индивидуальная траектория обучения (ИТО) будет выступать продуктом выполненного проекта.

Каждый студент осознает и оценивает степень достижения выполнения проекта в рамках образовательных результатов. Оценивается также целостный образовательный процесс, коллективно полученные результаты и способы их достижения. Далее выделяются повторяющиеся, репродуктивные действия. На основании этого строится сценарий поведения или социальный проект и прове-

ряется на практике. Совместно с педагогом анализируется качество проведенной СПД, восполняются отсутствующие и оптимизируются имеющиеся элементы социального проекта и графика индивидуальной работы. В результате бакалавр учится управлять собственным поведением, принимать решения по выполнению индивидуального проекта, который исходит напрямую от выполняемого социального проекта.

Это означает, что бакалавру социальной работы предоставляется возможность самостоятельного выбора индивидуальной траектории обучения, т. е. осуществление обучения на основе личностного выбора пути в социальном образовании и реализации внутреннего потенциала студента-бакалавра.

Таким образом, представленная технология формирования СПК носит личностноразвивающий характер и позволяет раскрыть внутренний потенциал бакалавра социальной работы, необходимый для будущей профессиональной деятельности.

1. Современные образовательные технологии / колл. авт.; под ред. Н.В. Бордовской. М., 2011.

2. Науковедческие исследования: сборник научных трудов / отв. ред. А.И. Ракитов. М., 2006.

Потупила в редакцию 11.07.2012 г.

UDC 378.22

TECHNOLOGY OF SOCIAL-PROJECT COMPETENCE FORMING OF BACHELOR OF SOCIAL WORK Elena Alekseyevna NOVIKOVA, Oryol State University, Oryol, Russian Federation, Post-graduate Student, General Pedagogics Department, e-mail: [email protected]

The characteristic of “technology” in technical-instrumental and procedural aspects is given. The technology of forming social-project competence of Bachelor of Social Work in technical-instrumental aspect which is implemented in performing social-project activity is reviewed. The algorithm of implementation of social-project activity which means the technology of forming social-project competence of Bachelor of Social Work is described. The technology of forming social-project competence is examined. It consists of diagnostics, problematics, goal-setting, instrumentation, operationalisation, presentation of results of the product.

Key words: technology; social-project activity; social-project competence; professional and educational situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.