А.Ю. БРИГАДНОВА
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК 378.147
Рассматриваются особенности формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза. Автор описывает предложенную им методику, обосновывая целесообразность ее применения в практическом обучении.
Ключевые слова: самопрезентация, технология, активная учебная лекция, практические занятия, семинар, техника 3D, техника GROW, ролевая игра, Т-группы, интеллект -карт ы. кейс-стади, самоимиджирование. самостоятельная работа.
The peculiarities of the self-presentation readiness formation for the students in the institute for tourism are considered in the present article. The author describes his methodologyi proving the reasonability of its application in the process of practical training.
Key words: self-presentation, technology, active educational lecture, practical studies, seminar, 3D technology, GROW technology>. role-playing, case-study, self image designing, self-instruction.
Готовность будущего специалиста туристской сферы к самопрезентации является важным аспектом его профессиональной образованности и представляет собой комплекс свойств личности, включающий мотивационную направленность на самопрсзентацию, владение теорией и практикой осуществления самопрезентации и профессионально значимые качества. Готовность к самопрезен-тации мы определяем как интегративное качество личности, необходимое для ее (самопрезентации) осуществления.
Готовность к самопрезентации — это система, которая состоит из таких компонентов, как знаниевый, мотивационный, коммуникативный и деятельностный. Формирование готовности студентов к самопрезентации требует наличия продуманной и целостной технологии, которая и будет описана в данной статье.
Процесс разработки технологии формирования готовности к самопрезента-ции предполагает не изолированный набор методов, приемов и средств для каждого условия, а наличие целостной технологии, в которой бы делался акцент
на формирование каждого компонента готовности к самопрезентации, так как она является системным образованием и реализуется только через комплекс определенных педагогических условий. Разрабатывая данную технологию, мы стремились к тому, чтобы она отличалась от эклектичного набора приемов и идей, носящих фрагментарный характер и не дающих ожидаемого целостного эффект.
При разработке технологии формирования готовности к самопрезентации ставилась цель активизировать практическую ориентированность студентов, управлять их вниманием и действиями, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. Решить такие проблемы можно, только разумно сочетая традиционные и интенсивные технологии обучения.
В процессе учебной деятельности в вузе используются различные организационные формы обучения. Лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа являются способами осуществления взаимодействия студентов и
преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Процесс обучения сопровождается и 'завершается различными формами контроля.
Разрабатывая технологию, мы стремились сделать традиционные формы обучения интенсивными, чтобы студенты не только осваивали, понимали и воспринимали получаемую от преподавателя информацию, но и осуществляли самостоятельные индивидуальные и групповые практические действия по решению проблемы.
Технология готовности к самопрезен-тации студентов туристского вуза включает в себя теоретический курс «Основы самопрезентации», изложение материалов которого осуществлялось с помощью активных лекций. Активная учебная лекция отличается от традиционной тем, что преподаватель, используя разнообразные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями в этой области и даст детальную информацию. Процесс обучения активизируется путем прерывания лекции вопросами, анализа кейсов или фрагментов дискуссии. Эффективное чтение лекции предполагает использование всевозможных иллюстративных средств (аудио- и видеоматериалов, фрагментов кино или изображения основных тезисов на слайдах, компьютерные презентации) |3, с.27|.Самопре-зентация — это не просто понятие, термин, который должны усвоить студенты, это прежде всего их активная работа над собой, в которую студентов нужно вовлечь, обосновывая необходимость и актуальность ее формирования.
Основная часть спецкурса посвящена практическим занятиям, что предполагало разработку, подготовку и апробирование разных элементов самопрезентации в различных ситуациях. Организация практических занятгш строилась с целью максимально способствовать овладению студентами комплексом важнейших умений и навыков.
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Формы их организации очень разнообразны. Наиболее распространенной из них является семинар.
В процессе формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза мы использовали технологии активизации семинара с помощью техник 3D и GROW.
Техника 3D используется для анализа какой-либо ситуации (в нашем случае это может быть ситуация в офисе турфирмы). Преподаватель берет большой лист бумаги, затем просит обучаемых быстро и кратко (одним предложением) определить существующую проблему.
Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяет за короткий срок выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков:
• ситуация (временной режим, недостаток ресурсов, география);
• включенные в нее люди (недовольный клиент, нетерпеливый начальник, ненадежный деловой партнер);
• вы (недостаток базовых компетентностей, конфликт ценностей, мотивация).
Выделив три измерения существующей проблемы, нужно далее определить несколько возможных вариантов действий. Затем следует выбрать самый подходящий из них для практического решения ситуации. Задавая обучаемым направляющие вопросы, преподаватель помогает вербализовать большую часть проблем и вариантов действий в зависимости от целей анализа [3, с. 28].
Техника GROW также опирается на правильную постановку вопросов и следование четкой структуре. Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию цели (Goal), которую обучаемые стремятся достичь в ходе текущего занятия.
Затем внимание переключается на реальность (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические варианты действий (Options), которые могут выбрать студенты для достижения цели. И наконец. техника требует переключения на волю (Will) к действительному осуществлению специфических действий по реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий. Далее проводится дискуссия, в ходе которой анализируются результаты работы.
На семинарских занятиях спецкурса студентам предлагалось дополнить и расширить информацию, полученную на лекциях, а также отработать полученные знания с помощью инновационных техник организации семинаров, описанных выше. Практические занятия спецкурса организовывались с использованием различных методов.
Одним из наиболее эффективных признан метод ролевой игры, который представляет собой действенное диагностическое, прогностическое и коррекционное средство социально-психологической подготовки |2, с. 89|.
В рамках спецкурса студентам предлагалось две ролевые игры под названиями «Роль самопрезентации менеджера туризма в офисе турфирмы» и «Организация конкурса “Менеджер туризма года”», в которых студентам была предоставлена возможность «примерить» на себя предложенные роли, побывать в качестве зрителей и совместно обсудить ре-зул ьтаты п ро веде н н ых и гр.
Одним из методов практических занятий являются Т-группы, в которых участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой неконструированной группе, где они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Особенностью Т-групп является ориентация не на деловые задачи, а на отношение людей друг к другу. Акцент ставится на эмоциональное обучение, принцип «здесь и сейчас». Цель данного
метода — развить чувствительность, понимание себя, осознать групповой процесс и выработать навыки конструктивного вмешательства в деятельность группы 13, с. 132].
Интеллект-карты — метод представления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса (суть его заключается в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке). Данный метод помогает человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Картирование позволяет лучше использовать возможности мозга, поскольку с его помощью можно объединить информацию, отобразить взаимосвязи, визуализировать мысли [3, с.31].
Ситуационный анализ предполагает предъявление участникам анализа фактов, связанных с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задача обучаемых — принять рациональное решение, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений.
Кейс-стади — конструирование дизайнов единичных и множественных случаев. Метод используется для логического продолжения лекционных занятий или даже «вкрапления» в них, поэтому ситуации всегда находятся в рамках конкретной темы. Междисциплинарный характер кейс-стади позволяет широко использовать этот метод, формируя у обучаемых самостоятельность и инициативность, умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с профессиональной деятельностью.
Пракпгчсские занятия были организованы так, чтобы студенты получили возможность овладеть комплексом важнейших умений и навыков.
Семинар-тренинг по самоимнджиро-ванию и самопрезентации играет важную роль в этом процессе. Технология само-имиджирования и самопрезентации дает возможность студентам познакомиться с принципами формирования эффективного и позитивного имиджа, получить навыки самопрезентации, самостоятельно создавать желательный облик и свободно пользоваться разными средствами имиджевой выразительности в зависимости от встающих перед ним задач.
Этапы предложенной технологии следующие:
• Первый этап — диагностика индивидуально-психологических и физиологических данных. Этот этап ревизионный, аналитический и организационный. Выявляются личностные и профессиональные позиции слушателей, их ценностные ориентации, выясняются проблемы и возможные профессиональные затруднения, происходит анализ опыта. В результате на основе выявленных потребностей формируется информационное поле запросов, потребностей и интересов слушателей.
• Второй этап — установление контакта. Для успешного установления контакта необходимо включить определенные механизмы взаимопритяжения, позволяющие не только установить контакт, но и презентовать себя как знающего специалиста. Механизмы такого взаимопрн-тяження можно разделить на две группы: личностные (обаяние, симпатия) и социальные (авторитет, репутация). Помогут вхождению в «психологическое пространство» слушателей и такие известные приемы, как улыбка, комплимент, обращение по имени, «психологическое поглаживание». Этот этап нацелен на реализацию личностно ориентированного подхода к повышению квалификации, в ходе этапа актуализируются мотивы обучения, происходит анализ опыта успешного применения позитивного имиджа и самопрезентации.
• Трети!! этап — разработка программы изменений. В работе со слушателями при формировании готовности к самопрезентации и положительного имиджа преподаватель использует технологию Я-концепции, выражающуюся в принятии себя, в самоотношении. Предметом самовосприятия и самооценки могут стать тело, манеры, социальные отношения индивида.Слушатель сам актуализирует свои болевые точки, а преподаватель помогает определить их как предмет для изменений и мотивирует к работе над собой. Результатом такой работы должна стать индивидуальная карта изменений.
• Четвертый этап — осущестатение программы изменений. Реализуется программа, включающая разделы по психологии имиджа, развитию коммуникативной культуры, созданию привлекательного внешнего облика, овладение языком мимики и жестов, навыками саморегуляции. На этом же этапе происходит индивидуатьный подбор средств и атрибутов имиджа, стратегий самопрезентации и моделирование эффективного стиля поведения и общения для выстраивания позитивного имиджа и эффективной самопрезентации.
• Пятый этап — проектирование имиджа и самопрезенташш в соответствии с выбранной социальной (профессиональной) ролью.
• Шестой этап — определение результатов и внесение коррективов в программу (переход на уровень самопросктиро-вания). На этом этапе осуществляется «прокатка» сформированной готовности к самопрезентации и имиджа в реальных ситуациях, информирование об их эффективности в соответствии с той социальной ролью, которая выбирается, если данный эскиз требует доработки. Затем наступает период корректировки. В случае удовлетворения слушателя полученным опытом происходит его настраивание на дальнейшее самопроектирование.
Важной составляющей технологии формировании готовности ксамопрезен-тации являются диагностические упражнения, которые призваны выявить те или иные качества личности студентов, обработать и интерпретировать результаты проделанной работы. К таким упражнениям относятся анкеты и тесты, например опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции студентов», тест Е.А.Петровой на рефлексию, тесты А.П.Панфиловой на определение уровня асссртив-ности и на определение степени мотивации личности к успеху и др. |5, с. 2381.
В качестве самостоятельной работы в рамках технологии формирования готовности к самопрезентации студентам было также предложено вести различные виды дневников: «Размышления о себе», «Карта успеха», «Дневник профессионального роста».
«Размышления о себе» — это вид дневника, предназначенный для фиксирования в нем студентами следующей информации:
• устойчивых моделей своего поведения, характерныхдля наиболее типичных ситуаций (для этого был составлен перечень специальных вопросов, облегчающих студентам процесс выявления своих индивидуальных особенностей);
• выводов и умозаключений по результатам выполнения специальных упражнений, направленных на анализ прожитого дня, недели, месяца;
• сочинений-размышлений (нами предлагались следующие темы сочинений: «Как меня видят окружающие люди», «Я хотел бы быть похожим на... потому что», «Имидж как код доступа», «Самопрезен-тацця в современном мире», «Я — профессионал XXI века» и другие, поскольку они помогают студентам задуматься о себе, собственных профессиональных знаниях и умениях, способствуют более глубокому погружению в свой внутренний мир и приобретению рефлексивных умений ).
«Дневник профессионального роста» — вид дневника, в котором будущий спе-
циалист фиксирует уровень развития своих профессиональных качеств и умений, включая культуру внешнего вида, культуру общения, культуру речи, культуру саморегуляции. Для ведения данного дневника целесообразно использовать таблицу.
«Карта успеха» — это своеобразный вид дневника, в котором нужно фиксировать только положительные результаты своей деятельности (т.е. успехи) за день. Вести этот дневник можно в любой форме (в виде таблицы, расчертив тетрадь «сеткой», как в календаре, и т.д.), но обязательно каждый день. Через неделю, месяц целесообразно подвести итог, для чего студентам предлагается:
• написать сочинение «Мои успехи за неделю (месяц)»;
• поучаствовать в упражнении «Минута хвастовства», по правилам которого каждый из студентов располагает одной минутой для того, чтобы вслух представить свои успехи за день (неделю, месяц).
В процессе реализации технологии формирования готовности к самопрезентации разработчики исходили из следующих соображений:
• исходили из многообразия форм, методов, средств обучения, руководствуясь целесообразностью их выбора и лич-ностно ориентированной направленностью воздействия, соблюдая соотношения между коллективами, группами и индивидуальными формами и методами работы;
• стремились создать такие условия обучения, в которых каждый студент мог проявить себя так, чтобы использовать своп таланты и способности для эффективного усвоения предмета подготовки, для развития способностей управлять п ро цсссо м самоп ре зентаци и;
• руководствовались требованиями обязательного сочетания исследования, обучения, практики, самостоятельной работы и самообразования.
Таким образом, описанная технология формирования готовности к самопре-
зентации студентов имеет в своей основе специально подобранный комплекс методов, приемов и средств и опирается на основные положения личностно ориентированного, акс иоло гичес кого, культурологического и системного подходов, обеспечивающих его эффективность. Данная технология характеризуется построением целостной методики, т.е.
определенной методической системы, в которой делается упор на развитие каждого из компонентов готовности к самопрезентации вследствие того, что готовность к самопрезентации предсташтяет собой системное образование и ее развитие возможно только через комплекс условий, учитывающий развитие каждого из его компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горчакова В. Г. Имидж: /юзыгрыш или код доступа? Ростов н/Д: Феникс,2011.
2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие. СПб., 2003.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие. М.: Академия, 2009.
4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб.: Знание, ИВЭСЭП,2001.
5. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС.2000.
6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001.
7. Современные обра зовательные технологии: учеб. пособие / под ред. И. В. Бордовской. М.: К И О РУС,2011.