Научная статья на тему 'Технология формирования гендерной компетентности будущего педагога'

Технология формирования гендерной компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / GENDER COMPETENCE / TECHNOLOGY / MODULES OF PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонких Светлана Александровна

Рассматривается авторская технология формирования гендерной компетентности будущего педагога как важнейшей составляющей профессиональной компетентности. В отличие от ранее известных технологий, описывающих базовые формы деятельности обучающихся, этапы формирования компетентности, предлагаемая технология основывается на образовательных модулях (самостоятельных единицах освоения образовательной программы), позволяющих учесть особенности развития по индивидуальной траектории, обеспечивающих овладение общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the author’s technology of formation of the gender competence of a future teacher as the most important component of the professional competence. In contrast to the previously known techniques describing the basic forms of activity of students, the stages of competence formation, the proposed technology is based on the educational modules (independent units of the educational programmes), allowing to consider the features of the individual development that ensure the mastery of the general cultural, general professional and professional competences.

Текст научной работы на тему «Технология формирования гендерной компетентности будущего педагога»

известия вгиу

вать репродуктивную культуру, которая способствует улучшению состояния репродуктивного здоровья молодежи, оптимизации демографической ситуации в Волгограде.

список литературы

1. Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза: моногр. Екатеринбург: урал. гос. пед. ун-т, 2010.

2. Беляева М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи // знание. Понимание. умение. 2012. № 3. С. 207-212.

3. Здоровье населения - основа процветания России. Анапа: Изд-е филиала РГСУ в г. Анапе, 2013.

4. Клаучек С.В., Лифанова Е.В. Физиологические основы сексуальности мужчины и женщины: учеб. пособие. Волгоград, 2006.

5. Столярчук Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 3(116). С. 23-27.

6. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А. [и др.]. Физиологические и педагогические основы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодежи [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/

article/view?id=21371 (дата обращения: 21.07.2017). * * *

1. Beljaeva M.A. Kul'tura reproduktivnogo po-vedenija v kontekste mezhdisciplinarnogo sinteza: mo-nogr. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2010.

2. Beljaeva M.A. Deviantnoe roditel'stvo v kon-tekste reproduktivnoj kul'tury sovremennoj sem'i // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 3. S. 207-212.

3. Zdorov'e naselenija - osnova procvetanija Ros-sii. Anapa: Izd-e filiala RGSU v g. Anape, 2013.

4. Klauchek S.V., Lifanova E.V. Fiziologicheskie osnovy seksual'nosti muzhchiny i zhenshhiny: ucheb. posobie. Volgograd, 2006.

5. Stoljarchuk L.I. Metodologija celostnosti v ponimanii i realizacii gendernogo podhoda v obra-zovanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Peda-gogicheskie nauki. 2017. № 3(116). S. 23-27.

6. Stoljarchuk L.I., Aleshina L.I., Stoljarchuk I.A. [i dr.]. Fiziologicheskie i pedagogicheskie osnovy formirovanija reproduktivnoj kul'tury obuchajushhejsja molodezhi [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovanija. 2015. № 4. URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=21371 (data obrashhenija: 21.07.2017).

Formation of the reproductive culture of young people

The article represents the results of the research conducted by the employees of the scientific centre "Health" (the physiological aspect) and the scientific research centre for gender research (pedagogical aspect) of the Volgograd State Socio-Peda-gogical University concerning the effectiveness of the reproductive culture of students that contribute to improving the state of the reproductive health of young people.

Key words: reproductive culture, reproductive health, gender approach in education.

(Статья поступила в редакцию 25.07.2017)

С.А. тонкиХ (Волгоград)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОй КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Рассматривается авторская технология формирования гендерной компетентности будущего педагога как важнейшей составляющей профессиональной компетентности. В отличие от ранее известных технологий, описывающих базовые формы деятельности обучающихся, этапы формирования компетентности, предлагаемая технология основывается на образовательных модулях (самостоятельных единицах освоения образовательной программы), позволяющих учесть особенности развития по индивидуальной траектории, обеспечивающих овладение общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенциями.

Ключевые слова: гендерная компетентность, технология, модули профессиональной подготовки, будущий педагог.

Повышение качества образования приобретает все большую актуальность как в России, так и в других странах, являясь важным направлением развития системы образования и общества в целом. В Концепции Федеральной целевой программы развития образо-

О Тонких С.А., 2017

педагогические науки

вания в России на 2016-2020 гг., ФЗ «Об образовании» (в новой редакции Ф3-273, 2015), требованиях ФГОС ВО 3+ (Приказ Минобрна-уки РФ № 1085, 2015) уделяется особое внимание созданию нового облика системы образования, гарантирующего его качество, учитывающего внешние вызовы времени. К современному образованию сегодня предъявляются особые требования по обеспечению условий для личностного и профессионального развития, формирования компетентности будущего педагога.

В Профессиональном стандарте педагога (2015) отмечается необходимость построения воспитательной деятельности с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, что актуализирует применение гендерного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога. гендерное разделение труда и нормы гендер-ного поведения сегодня множественны, вариативны и динамичны, что требует изменения содержания гендерного образования, ориентированного на новую реальность, приводящую к новому качеству личности, процесса образования, воспитания на основе демократических преобразований, происходящих в современном мире [3, с. 26].

Тендерный подход помогает будущим педагогам проектировать целостный образовательный процесс с обучающимися, учитывая гендерные трансформации в обществе и образовании, развивать способность к критическому осмыслению педагогической реальности, преодолению гендерных стереотипов в общении, ориентироваться на реализацию индивидуальных способностей и талантов, не ограничивать возможности девочек и мальчиков традиционными представлениями о мужском и женском. Практически каждая гуманитарная учебная дисциплина может применять гендер-ный подход в образовательном процессе [3].

гендерная компетентность как важнейшая составляющая профессиональной компетентности при ее формировании основывается на применении гендерной теории и методологии в гуманитарном познании, что стало профессиональной нормой в ряде развитых стран [5]. Однако, несмотря на бурную трансформацию российской системы образования в последнее десятилетие и стремление к реализации требований мировых образовательных стандартов, в государственных образовательных стандартах (ФГОС ДОО, ФГОС ВО 3+) гендерный компонент до сих пор отсутствует. Решение иссле-дуемойпроблемыосложненотакженедостаточ-

ной технологической обоснованностью процесса формирования гендерной компетентности будущего педагога, соответствующих требованиям новых образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3+), востребованных современной образовательной практикой современных вузов, чему и посвящена данная статья.

Понятие «технология», исходя из словарных определений, означает сочетание греческих слов: техно - «мастерство, умение», и логос - «способ, совокупность методов, применяемых для создания какого-либо продукта». Анализ научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Д.В. Черни-левский) позволил сделать вывод о том, что, исходя из определения педагогической технологии, данное Д.Г. Левитесом, под ней понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Г.К. Селевко под педагогической технологией понимает «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» [2, с. 288].

В своем исследовании под технологией мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме исследования позволяет к ранее известным технологиям формирования ген-дерной компетентности будущего педагога отнести ценные наработки, сделанные И.А. За-гайновым, который под педагогической технологией понимает «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированных во времени и в пространстве и приводящих к намеченным результатам» [1]. В исследованиях И.А. Загайнова составляющие процесса формирования гендерной компетентности будущего педагога рассматриваются с позиции контекстного подхода, в рамках профессиональной подготовки педагога автор выделяет три базовые формы деятельности обучающихся: учебную деятельность академического типа (лекции, семинары); квазипрофессиональную деятельность, моделирующую в аудиторных условиях содержание ситуаций из педагогической практики, связан-

ных с гендерными проявлениями личности (например, через ролевые игры, тренинги компетентности); учебно-профессиональную деятельность, в рамках которой выполняются близкие к реальной педагогической практике исследовательские или практические задания, проекты, имеющие гендерную направленность [1].

А.С. Сухоруков в исследовании о формировании коммуникативно-гендерной компетентности определяет составляющие модели в соответствии с целями этапов самого процесса формирования (организационно-деятель-ностный, профессионально-технологический и конструктивно-прогностический) с использованием различных информационных средств, творческого подхода, методов визуализации и наглядности [4]. В приведенных определениях, однако, не показаны условия формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных групп компетенций, требуемых новыми образовательными стандартами, недостаточно обоснованы индивидуальные траектории формирования изучаемой нами компетентности.

В отличие от вышеназванных технологий, предлагаемая нами технология формирования гендерной компетентности будущего педагога позволяет студентам педагогических вузов (будущим педагогам) шаг за шагом осваивать определенные образовательные модули, учитывать особенности их развития по индивидуальной траектории, обеспечивающей овладение общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенциями, отраженными в основных образовательных стандартах ФГОС ВО 3+.

В нашем исследовании под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать будущий педагог по завершении модуля, и представляющих составную часть целостной ген-дерной компетентности. Каждый модуль оценивается и сертифицируется. он представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций. Технология, включающая совокупность и последовательность модулей, направлена на овладение соответствующими группами компетенций, необходимых для формирования гендерной компетентности будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Технология формирования гендерной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки представлена нами в следующих модулях.

Первый модуль технологии предполагает сформированность общекультурной компетенции будущего педагога. Общекультурная компетенция включает самообразование и самопознание студентов, позволяющие им выносить самостоятельные и обоснованные суждения о явлениях в различных областях культуры; знания о способах построения диалога с представителями различных культур. В нашем исследовании общекультурная компетенция определяется как интегративная способность личности студента, ориентированная на использование культурных эталонов при решении проблем познавательного, мировоззренческого характера, связанных с представлениями будущего педагога о создании гендерно комфортных условий, в которых отсутствуют признаки половой дискриминации и сексизма.

Для решения поставленных нами задач применялись интерактивные средства обучения: организовывались дискуссионные площадки, беседы, встречи с опытными педагогами, проводилось обсуждение проблемных гендерных ситуаций, в ходе которых студентам необходимо было проводить анализ имеющихся знаний и собственного личностного опыта. Использовались средства проблемного обучения, побуждение к творчеству и постоянному поиску новой информации. Студентам необходимо было сделать доклад по новой информации и получить критическое отношение окружающих к ней, которое требовало новых мыслительных действий. Например, проводилась игра «Путешествие по планете» (Н.Г. Малышева), в процессе которой будущие педагоги представляли различные культуры обществ, отношений, гендерного поведения, анализировали их возможности и ограничения в самореализации личности.

Второй модуль технологии предполагает сформированность общепрофессиональной компетенции будущего педагога. Общепрофессиональная компетенция определяет инвариантный состав полномочий и задач будущего педагога, включающий ценностные коммуникативные аспекты. В нашем исследовании общепрофессиональная компетентность направлена на развитие ценностного отношения к общению, системе гендерных знаний о сущности и специфике гендерной компетентности будущего педагога, психологии гендерных отношений, половой дифферен-

педагогические науки

циации субъектов образовательного процесса; формирование мотивации к применению гендерных знаний в образовательном процессе; ценностное отношение к выбранной профессии как социально значимой, характеризующееся эгалитарным (равноценным) отношением к обучающимся обоего пола.

Для решения поставленных задач данного модуля мы активизировали развитие способности будущих педагогов к критическому отношению к гендерным стереотипам и предубеждениям о женщинах и мужчинах, которым принято следовать в обществе (особенно старших поколений), в повседневной жизни, традиционно (патриархатно), воспринимая мужское и женское как противопоставление, т.е. с позиций дуализма. Нами были проведены беседы с обучающимися, организованы образовательные дискуссии по различным понятиям («гендер», «гендерная толерантность» «предрассудки», «гендерные стереотипы, «эгалитарные (равноценные) отношения»).

Третий модуль технологии предполагает сформированность профессиональной компетенции будущего педагога. Профессиональная компетенция в нашем исследовании синтезирует деловые и личностные качества будущих педагогов, отражает способность к применению полученных знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. В нашем исследовании профессиональная компетенция будущего педагога характеризуется способностью к применению системы умений и навыков будущих педагогов по использованию ген-дерного подхода в своей профессиональной деятельности и способностью к ее рефлексии и коррекции.

Для решения поставленных задач данного модуля мы создаем условия для накопления будущими педагогами личностного опыта овладения технологией гендерного обучения и воспитания с применением интерактивных средств, игровых упражнений, тренингов, использованием психологических и педагогических диагностических методик изучения гендерных особенностей обучающихся, способов преодоления трудностей в становлении их гендерной идентичности, развиваем способность к организации эгалитарного гендер-ного взаимодействия в образовательном процессе, способствующего успешной гендерной социализации.

таким образом, разработанная нами технология позволяет будущему педагогу овла-

деть гендерной компетентностью как целостным профессионально-личностным динамическим новообразованием на основе освоения модулей, состоящих из групп общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Сформированная ген-дерная компетентность характеризуется эгалитарным самосознанием, развитой способностью к партнерским, доброжелательным отношениям; умениями создавать со студентами и обучающимися бесконфликтные гендер-но комфортные условия, способствующие реализации равных прав и равных возможностей, не зависящих от половой принадлежности, без дискриминационных и сексистских проявлений, а также проектированию конструктивного гендерно ориентированного образовательного процесса.

список литературы

1. Загайнов И.А. Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного учителя [Электронный ресурс] // грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2009. № 3(4). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/72_st.pdf (дата обращения: 23.06.2017).

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

3. Столярчук Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 3(116). С. 23-27.

4. Сухоруков А.С., Столярчук Л.И. Процесс формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов с учетом гендерных особенностей обучающихся // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 361-365.

5. Юсупова М.В. образование в гендерном измерении // Изв. Самарского науч. центра РАН.

2010. Т. 12. № 5. С. 90-91.

***

1. Zagajnov I.A. Pedagogicheskie uslovija for-mirovanija gendernoj kompetentnosti sovremennogo uchitelja [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija: jelek-tron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2009. № 3(4). URL: http:// grani.vspu.ru/files/publics/72_st.pdf (data obrashhenija: 23.06.2017).

2. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo uso-vershenstvovanija UVP. M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2005.

3. Stoljarchuk L.I. Metodologija celostnosti v ponimanii i realizacii gendernogo podhoda v obra-zovanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2017. № 3(116). S. 23-27.

4. Suhorukov A.S., Stoljarchuk L.I. Process formirovanija kommunikativnoj kompetentnosti budu-shhih pedagogov s uchetom gendernyh osobennostej obuchajushhihsja // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 1. S. 361-365.

5. Jusupova M.V. Obrazovanie v gendernom iz-merenii // Izv. Samarskogo nauch. centra RAN. 2010. T. 12. № 5. S. 90-91.

Technology of formation of gender competence of a future teacher

The article represents the author's technology of formation of the gender competence of a future teacher as the most important component of the professional competence. In contrast to the previously known techniques describing the basic forms of activity of students, the stages of competence formation, the proposed technology is based on the educational modules (independent units of the educational programmes), allowing to consider the features of the individual development that ensure the mastery of the general cultural, general professional and professional competences.

Key words: gender competence, technology, modules of professional training, future teacher.

(Статья поступила в редакцию 25.07.2017)

В.я. Семенов

(Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены особенности применения ген-дерного подхода в процессе музыкального образования в младшей, средней и старшей школе. Описаны применяемые средства и музыкальный репертуар для каждой гендерной группы.

Ключевые слова: музыкальное образование, общеобразовательная школа, гендерный подход.

В современном обществе провозглашение идеи его демократического развития, обеспечивающего самореализацию личности, прямым образом связано с достижением гендер-ного равенства, т.к. учет интересов обеих тен-

дерных групп и раскрытие потенциала личности мужчины и женщины позволяют достичь осуществления намеченной концепции устойчивого социального развития. В вопросах тендерного равенства мировое сообщество ориентировано на всеобщее согласие, отраженное в ряде международных документов (Пекинская декларация и Платформа действий (1979); Решение Генеральной ассамблеи ООН о создании специального подразделения по гендер-ному равенству и развитию в интересах женщин (2010)). В условиях общеобразовательной школы гендерное равенство регламентируется Конвенцией ООН о правах ребенка, предполагающей уважение прав ребенка, сохранение его индивидуальности; гендерной стратегией Российской Федерации (проект), опубликованной Министерством труда и социального развития РФ (2002) и предполагающей обеспечение равных возможностей и постоянного доступа к непрерывному образованию граждан независимо от половой принадлежности. Введение гендерного компонента в государственные нормативные документы отечественного образования, в образовательные стандарты общеобразовательной школы представляет собой важную перспективу повышения его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами, поскольку гендерная составляющая в социальном познании относится к профессиональной норме многих развитых стран.

Анализ теории и практики музыкального образования школьников свидетельствует о том, что оно по большей части рассчитано на девочек, т.к. подавляющее большинство учителей общеобразовательных школ - женщины, которые лучше чувствуют потребности девочек и корректируют в связи с этим не только выбранные средства для того или иного урока музыки, но и свой педагогический образ. Более того, такой необходимый пример для подражания, как любимый учитель, в школе часто представлен чаще всего именно учителем-женщиной. Согласно данным международного сравнительного исследования педагогического корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey (2013)), проводимого каждые 5 лет, доля женщин среди отечественных учителей составляет 85 %, несмотря на то, что Комиссия по положению женщин ООН (с 2004 г.) акцентирует внимание на роли мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства. Вышесказан-

О Семенов В.Я., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.