Научная статья на тему 'Технологии социальной работы с уличными подростковыми формированиями'

Технологии социальной работы с уличными подростковыми формированиями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1318
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / подростковые формирования / технология социальной роботы

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамедов С. М.

В статье рассматриваются основные типы уличных подростковых формирований, анализируются различные технологии социальной работы с протестными молодёжными движениями. Автор приходит к выводу, что наиболее эффективными из них являются методы включенной работы, позволяющие снять барьер между подростком и социальным работником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article main types of street teenager groups are considered and different technologies of social work with protest youth movements are analyzed. The author comes to a conclusion that the most effective of them are methods of inclusive work which take off a barrier between a teenager and a social worker.

Текст научной работы на тему «Технологии социальной работы с уличными подростковыми формированиями»

С. М. Мамедов

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЛИЧНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ

Работа представлена кафедрой социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Научный руководитель - доктор культурологии, профессор Г. М. Бирженюк

В статье рассматриваются основные типы уличных подростковых формирований, анализируются различные технологии социальной работы с протестными молодёжными движениями. Автор приходит к выводу, что наиболее эффективными из них являются методы включенной работы, позволяющие снять барьер между подростком и социальным работником.

In the article main types of street teenager groups are considered and different technologies of social work with protest youth movements are analyzed. The author comes to a conclusion that the most effective of them are methods of inclusive work which take off a barrier between a teenager and a social worker.

Молодежь представляет собой большую социальную группу населения России. Молодой человек как личность формиру-

ется в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического обще-

181

ства, что обусловливается самой сущностью человека как общественного существа. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

По экспертным оценкам 2005 г. в Санкт-Петербурге имелось около 30 тыс. подростков, относящих себя к различным протест-ным подростковым движениям, группам и формированиям. Во многие формирования входят как подростки, так и лица старше 18 лет. Члены протестных подростковых формирований, как правило, относятся к категории уличных (т. е. беспризорных и безнадзорных) подростков. На сегодня количество беспризорников в Санкт-Петербурге более-менее стабильное. С учетом сезонных миграций их численность составляет от 1,5 до 2,5 тыс. человек.

По материалам обследования групп безнадзорных и беспризорных подростков было установлено широкое распространение криминальной деятельности среди членов подростковых формирований. При этом среди беспризорников уровень преступности наиболее высок.

В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. Для этой цели наиболее оптимальной является классификация, предложенная В. Т. Лисовским . На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся им на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этические, историко-патриотические объединения и иные формирования. Из просоциальных, сточки зрения общественного спокойствия, интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциаль-ную деятельность в экстремистских формах.

Молодежные движения и формирования делятся также в соответствии с существующим социальным расслоением, проявляющимся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. В плане такого разделения наиболее характерным движением у неимущих подростков стали панки, а наиболее показательным движением подростков из среднего класса стали рэперы.

Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, берущая за основу вопросы агрессивности и интеллектуализированности формирований. Кроме того, по тем же причинам будут рассматриваться формирования, где большинство составляют подростки из малоимущих слоев населения.

Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом - агрессивные малоинтеллектуализированные панки.

В настоящее время из неагрессивных

протестных движений самыми крупными

(хотя и немногочисленными) являются хип-2 3 4 тл

пи, растаманы , рэперы и энергеты . Из

агрессивных - панки, алисоманы, киноманы, движение ролевых игр, футбольные фанаты. Имеются также формирования, такие как «сатанисты», которые сложно относить к категории агрессивных либо неагрессивных движений.

Собственную специфическую субкультуру имеют также ряд молодежных формирований третьего сектора (неправительственные организации), такие, к примеру, как «зеленые». Кроме того, существует ряд локальных подростковых формирований, имеющих субкультуру, сопоставимую с протестными формированиями (тусовка «Гостиный двор - Екатерининский садик -Московский вокзал», имеющая специфическую «голубую» субкультуру).

Имеются также экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды (бритоголовые), псевдозеленые экст-

Технологии социальной борьбы с уличными подростковыми формированиями

ремисты («Грибные эльфы»), молодежная группа «Национал-большевистской партии» Э. Лимонова.

Все движения дискретны и состоят из групп. Под группами здесь понимаются малые контактные группы, учение о которых хорошо проработано в социальной психологии. Обычно часть групп объединяется в более сложные образования, создавая группировки, крылья и течения в движении. Группы являются носителями специфической субкультуры, социальных институтов, норм нравственности и морали.

Часть групп, имеющих хорошие коммуникативные связи друг с другом, образуют ядро территориальной (обычно региональной) части движения. Ядро движения наиболее сильно влияет на формирование норм поведения, нравственности и морали, субкультуру. Далее к движению примыкают периферийные группы, которые, воспринимая себя как часть движения, все-таки имеют свои нормы поведения. Обычно периферийными группами поддерживается только общая идеология движения и, в обязательном порядке, имеет место ношение символики и атрибутики. Причем последняя воспринимается часто с чисто декоративной точки зрения. В движении, где большинство составляют безнадзорные подростки, периферийные группы часто возникают из домашних подростков.

В любом движении имеется также небольшое количество членов, не относящихся к какой-либо группе. Нередко это подростки с ЗПР (задержка психического развития), которые хотят себя как-то отождествить с движением. Нередко движение состоит из нескольких самостоятельных движений, связанных между собой чисто формально - из-за общего названия.

В настоящее время разработаны различные формы и методы взаимодействия с подростковыми формированиями. Одним из них является проект «Перевоспитание природой», первоначально ориентированный на работу как минимум с целой группой или группировкой какого-либо неформального

молодежного движения. Проект был разработан Леноблгорсоветом ВООП в 1997 г. на основании материалов работы с хиппи при создании группы «Зеленые хиппи» (1987-1990 гг.).

Однако при работе с протестными формированиями в настоящее время выяснилось, что работа сразу со всей группы оказалась неэффективной. С точки зрения социальной педагогики в проекте ставились две задачи: проведение просоциальной коррекции морально-этических норм и вовлечение в просоциальную деятельность методом «включение в борьбу» за спасение какого-либо уникального уголка природы.

Воспитание подростков на примерах наиболее красивых пейзажей ближе не столько к экологическому воспитанию, сколько к культурно-нравственному. Показать подростку, что в жизни есть место красоте, причем так, чтобы осозналось в виде морально-этической нормы.

Данный метод довольно близко стоит к так называемому реабилитационному туризму. Однако на самом деле участие во взрослых инспекционных экспедициях оказывает на подростка совсем иной эффект, чем туризм (путешествия). Здесь используется эффект «соучастия» в социально важной работе, хотя на самом деле имеет место только факт присутствия подростка при работе инспекционной группы.

Вовлечение подростка в просоциальную форму деятельности более мощный фактор социализации, чем реабилитационный туризм. Подобная методика известна среди педагогов как «вовлечение в борьбу против чего-либо». Обычно школьные педагоги побаиваются использовать эту методику с домашними детьми и подростками. Но в данном случае речь идет далеко не о домашних детях.

Результаты скрининга по возможности использования описанного метода при работе с подростками из агрессивных, неагрессивных формирований, безнадзорных и беспризорных подростков показали, что метод полностью не пригоден для девочек-прости-

туток. Весьма позитивный эффект оказался с мальчиками-проститутками. Негативный опыт был также с малолетним вором, практиковавшим воровство на доверии.

С алисопанками результат, скорее, отрицательный. Красивые ландшафты ими почти не воспринимались. При привлечении периферийных групп эффект возрастает. Сатанисты и энергеты оказались наиболее восприимчивы к красотам природы и романтике туризма. Эффект от вовлечения в «борьбу против...» оказался нулевым.

Очевидно, имеет смысл отметить, что метод вовлечения в социально-полезную деятельность для всех движений (за исключением хиппи) оказался безрезультатен с точки зрения самого вовлечения в общественную деятельность. Однако этот метод способствовал усилению коррекционного воздействия на подростков, и поэтому от него не стоит отказываться.

Официальная деятельность с протест-ными формированиями проработана достаточно слабо. Если не брать во внимание методы работы органов МВД, которые до сих пор рассматривают неформалов только как потенциальных преступников, то имеется всего две формы официальной работы с протестными группировками, изложенные А. П. Файном . Первая - не меняя структуру и ведущую деятельность объединения, трансформировать его в клуб, любительское объединение или в другую ин-ституциализированную общность. Вторая форма - полностью реорганизовать объединение и создать институциализирован-ную общность, лишь сохраняя прежнее представительство. При этом от прежнего объединения остается только внешняя атрибутика. В этом случае необходимо предложить альтернативные ценности и соответствующую деятельность.

Для реализации второй формы необходимы методы включенной работы, под которой понимается деятельность внутри тусовки, когда члены группы рассматривают присутствующего в качестве «своего». Работа внутри молодежных групп проводит-

ся включенным социальным (или иным) работником либо завербованным волонтером - членом тусовки. По типу вовлеченности во внутренние дела и в деятельность группы включенная работа делится: на включенное наблюдение - наблюдение без какого-либо вмешательства и иные формы сбора информации по различным аспектам деятельности группы и включенную коррекцию поведения подростков - социальная коррекция поведения членов асоциальной (или антисоциальной) молодежной группы.

Включенная коррекция деятельности группы - комплекс мер, направленных на снижение общественной опасности молодежной группы (это, к примеру, может быть реализация мер по снижению авторитета инициаторов криминальной деятельности в группе либо различные формы нейтрализации их деятельности).

При работе с группами, имеющими большой процент беспризорных подростков, возможно также создание вспомогательной сети из членов группы для оказания социальной помощи новичкам, а также для отстранения новичков в случае, если имеется возможность возвратить их обратно в семью.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления(приватизации)и аффиляции, т. е. потребности в принадлежности, включение в какую-либо группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Именно эта потребность сводит на нет большинство усилий родителей, воспитателей и социальных работников.

Ведущей деятельностью юношеского возраста является общение. Потребность в общении и аффиляции превращается у многих подростков в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть не в своей, а если своей нет - какой угодно компании. Глубинные мотивы, скрывающиеся за потребностью подростков к аффиляции, индивидуальны и многообраз-

Технологии социальной борьбы с уличными подростковыми формированиями

ны. Это прежде всего: поиск в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности; потребность в эмоциональной сопричастности, слитности с группой; получение информации и коммуникативных навыков; потребность властвовать, командовать другими.

В основном эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Типичная черта подростковых и юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям в собственной группе и ее лидеров. Для подросткового возраста характерен также так называемый групповой эффект. Подросток при этом копирует реакцию, которая в данный момент превалирует в группе.

С учетом особенностей подростковой психологии строится включенная коррекция поведения (как отдельных подростков, так и всей группы). Прежде всего при включенном методе коррекции снимается барьер между подростком и социальным работником (здесь, правда, подросток не знает, что он имеет дело с социальным работником), во-вторых, корректирующая и воспитательная деятельность социального работника принимается подростками некритически, что существенно ускоряет эту работу.

Любая включенная работа состоит из нескольких этапов. Часть из них строго следует друг за другом, другая часть может делаться параллельно.

Вот эти этапы: подготовительный этап; сбор первичной информации о подростковой группе; разработка вариантов внедрения в группу; разработка легенды (либо отправных точек легенды); внедрение в группу; вербовка волонтеров/источников информации; оценка и анализ получаемой информации (включая ее достоверность);

работа с группой (тусовкой) движением изнутри.

Многое зависит от тех целей, которые ставятся перед включенной работой. Это могут быть достаточно кратковременные (тактические) цели, связанные с необходимостью развала антисоциальной (криминальной) группы либо взятия под контроль асоциальной группы. Обычно тактические цели ставятся при работе с маленькими подростковыми группами. Иногда такие группы могут быть использованы для проникновения в большое формирование.

Следует помнить, что любые операции по включенному наблюдению и включенной коррекции поведения весьма трудоемки и в определенной мере опасны. Поэтому использовать включенные методы работы для реализации малозначительных целей нерационально.

Изначально надлежит учесть, что включенная работа очень трудоемкая. Причем весьма значительная часть времени будет уходить на поддержание знакомств и общение с подростками. Общение чаще всего малопроизводительное с точки зрения социальной работы. Но от этого никуда не деться. Это общение играет основную роль в принятии социального работника в подростковой группе в качестве «своего».

Таким образом, основным резервом социальной работы с молодежными формированиям в настоящее время являются методы включенной работы. При существующей скудости бюджетного финансирования социальной сферы развивать публичные формы социальной работы в необходимых масштабах крайне сложно. В Санкт-Петербурге, в рамках уже существующего финансирования,стоит реструктурировать социальную работу, приняв в качестве равноправных методов включенные формы работы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лисовский В. Т. Типы самодеятельных объединений. В сб.: Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.: Юридическая литература, 1990. С. 42.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2

Растаманы - движение, близкое по идеологии к хиппи, но ставящее во главу угла потребление наркотиков из конопли. Их атрибутика - листок конопли (на значках, наклейках и футболках) широко распространилась среди молодежи.

Движение хип-хоп характеризуется яркими одеждами и свободными манерами, в том числе полуспущенными очень больших размеров брюками, сильно мешающими при ходьбе.

* Многочисленные мелкие группы подростков, считающие, что они наделены даром экстрасенсорики.

5

Фаин А. П., Лустберг А. Э. Подростковые и молодежные сообщества. СПб.: Изд. Институт Подростка. 1997. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.