Научная статья на тему 'Технологии сопровождения и поддержки деятельности студента в контексте изменения педагогического мышления преподавателя'

Технологии сопровождения и поддержки деятельности студента в контексте изменения педагогического мышления преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПАНОРАМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ROLES OF A TEACHER OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / PANORAMIC PEDAGOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Ирина Ивановна

В статье рассмотрены современные технологии профессионального педагогического образования, направленные на поддержку и сопровождение деятельности студента в контексте новых ролей преподавателя: модератора, тьютора, фасилитатора, инноватора, эксперта, менеджера и др. Показана необходимость изменения педагогического мышления для успешного освоения и реализации данных ролевых позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of the Students’ Activity Maintenance and Support in the Context of Teachers’ Pedagogical Thinking Changing

Modern technologies of professional pedagogical education directed on support and accompaniment of student’s activity in the context of new roles of a teacher as a moderator, tutor, facilitator, innovator, expert, manager and so on are described in the article. The necessity of changing pedagogical thinking for successive learning and realization of the role positions is expressed in the article as well.

Текст научной работы на тему «Технологии сопровождения и поддержки деятельности студента в контексте изменения педагогического мышления преподавателя»

УДК 378.1 ББК 74.0

Черкасова Ирина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и социального образования Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д. И.Менделеева, г. Тобольск Cherkasova Irina Ivanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogical and Social Education Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D.I.Mendeleev

Tobolsk

irinka65@rambler.ru

Технологии сопровождения и поддержки деятельности студента в контексте изменения педагогического мышления преподавателя Technologies of the Students’ Activity Maintenance and Support in the Context of Teachers’ Pedagogical Thinking Changing

В статье рассмотрены современные технологии профессионального педагогического образования, направленные на поддержку и сопровождение деятельности студента в контексте новых ролей преподавателя: модератора, тьютора, фасилитатора, инноватора, эксперта, менеджера и др. Показана необходимость изменения педагогического мышления для успешного освоения и реализации данных ролевых позиций.

Modern technologies of professional pedagogical education directed on support and accompaniment of student’s activity in the context of new roles of a teacher as a moderator, tutor, facilitator, innovator, expert, manager and so on are described in the article. The necessity of changing pedagogical thinking for successive learning and realization of the role positions is expressed in the article as well.

Ключевые слова: педагогические технологии, роли преподавателя вуза, панорамное педагогическое мышление.

Key words: pedagogical technologies, roles of a teacher of higher educational establishment, panoramic pedagogical thinking.

Новый тип рациональности, формирующийся в современном общественном сознании, акцентирует внимание на умении понять новое, появившееся здесь и сейчас, умении включить это новое в свою деятельность, умении видеть не только типичное, но и особенное, индивидуальное. Одной из социокультурных трансформаций, определяющих необходимость новой образовательной па-

радигмы, по мнению многих исследователей, является неготовность учителей и преподавателей вузов принять новизну ситуации. Принимая во внимание, что школьный учитель и преподаватель вуза - это «предметники», многие связывают свою деятельность, прежде всего, с предметным знанием, имея цель научить ему, «передать» его, и меньше всего с психолого-педагогическими и дидактическими проблемами преподавания. Вспомним известный исторический факт, что Д.И.Менделеев открыл периодическую систему химических элементов как раз в процессе размышления над тем, как лучше объяснить данный материал студентам.

Развитие современного социума и культуры основывается не столько на познавательной способности как культуроформирующей, сколько на способности определять границы значимого и незначимого, то есть способности находить ценность. Понимание субъектного опыта студента как ценности меняет роль преподавателя вуза, которая в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения заключаются, прежде всего, в сопровождении и поддержке деятельности студента. Преподаватель становится интерпретатором, а не транслятором информации; коммуникатором, а не информатором; модератором; фасилитатором- активным помощник в процессе самообразования; тьютором - консультантом; менеджером; инициатором учебных действий, генератором идей, координатором совместных усилий.

Успешная реализация указанных позиций и ролей возможна через адекватный выбор и применение эффективных технологий. В данной статье предпринимается попытка выделить и охарактеризовать педагогические технологии, позволяющие обозначать и реализовывать ту или иную позицию преподавателя. Понятно, что подобное выделение достаточно условно, поскольку, с одной стороны, многие роли и позиции перекликаются, с другой, - одна и та же технология может быть использована для реализации разных ролей. Цель подобного соотношения - лишь сориентировать преподавателя высшей школы в имеющемся в современном профессиональном образовании «арсенале» техно-

логий, освоение и применение которых поможет преподавателю обозначить и успешно реализовать ту или иную профессиональную роль.

Преподаватель-модератор. Семантически слово «модератор» восходит латинскому «moderator» - возглавляющий группу, руководитель, наставник. За рубежом модераторами называют теле- и радиоведущих, то есть тех, кто управляет дискуссией во время передачи. В процессе преподавания под модерирова-нием понимается деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, подводящий студента к принятию решения за счет реализации его внутренних возможностей. Методы работы преподавателя-модератора призваны побуждать студентов к деятельности, выявлять существующие проблемы и ожидания, организовывать дискуссионный процесс, создавать атмосферу партнерского сотрудничества. К личностным и профессиональным качествам успешного модератора можно отнести: умение задавать вопросы, умение слушать, безоценочность восприятия, управление групповой динамикой Его роль состоит в том, чтобы «наводить мосты», устанавливать взаимоотношения.

Реализации данной роли способствуют технологии интерактивного обучения, в частности, приемы, используемые на интерактивной лекции (активное резюмирование, дебрифинг, викторина, вкрапленные задания, диагноз и предписание, перевод и др.). Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры, вовлекая участников в учебный процесс, при полном контроле со стороны педагога-лектора. На семинарских, практических занятиях могут быть использованы следующие приемы и технологии интерактивного обучения: обучение в парах; ротационные (изменяемые) тройки; два - четыре - все вместе; «карусель», обсуждение проблемы в общем кругу; «микрофон»; незаконченные предложения; мозговой штурм; обучая -учусь; «аквариум»; броуновское движение; «дерево решений», симуляции, ра-

зыгрывание ситуаций с ролями, метод - пресс; «займи позицию»; «изменение позиции»; непрерывная шкала мнений; дискуссия; дебаты и др. Перспективной технологией в рамках роли модератора является технология образовательного ретренинга, предложенная Н.Н.Суртаевой [2]

Преподаватель-консультант оказывает консультативную помощь студентам в вопросах содержания профессионального образования, воспитания и развития; последних достижений в области теории и практики педагогического образования, соответствующего предмета (физики, химии, математики, лингвистики и др.); исследовательской деятельности; обращается к профессиональному опыту обучающихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Преподаватель-консультант является носителем определенной (в том числе собственной) концептуальной идеи или технологий, осваиваемых студентами под его непосредственным руководством.

Преподаватель-тьютор. Тьюторство предполагает организацию различных форм сопровождения студентов в их учебной и внеучебной деятельности. Тьютор влияет не столько на знание, получаемое в ходе аудиторной работы при изучении учебной дисциплины, сколько на организационные формы самостоятельной деятельности студента в образовательном пространстве. Деятельность преподавателя-тьютора, как и преподавателя-консультанта, направлена не на воспроизводство (трансляцию) информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности студента, разрабатывает упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности, помогает в выборе индивидуального образовательного маршрута, профессиональном и жизненном самоопределении студента. Задачи преподавателя-тьютора: формировать мотивацию студента, помогать им максимально использовать возможности информационнообразовательной среды вуза, следить за ходом учебного процесса, осуществ-

лять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьюториалы, консультировать студентов.

Для реализации позиций преподаватель-тьютор и преподаватель-консультант могут быть использованы следующие технологии: технология разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута студента; образовательная технология «30/70»; модульно-рейтинговая технология, технология портфолио и др.

Преподаватель-исследователь. Исследовательская функция педагога высшей школы, наряду с преподаванием и воспитанием, всегда являлась ведущей в его профессиональной деятельности. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В современных условиях важным является понима-

ч_/ ^

ние расширения исследовательской роли преподавателя вуза. С одной стороны, он занимается научными исследованиями как специалист в своей предметной области (по математике, биологии, химии, истории, лингвистике и т.д.). С другой стороны, он может заниматься исследованиями в сфере дидактики, теории и методики преподавания в вузе. Эти исследования могут быть как частью какого-либо научного проекта, так и использоваться для локального решения практико-ориентированных задач. Наконец, преподаватель может выступать в качестве менеджера некоторого исследовательского или инновационного проекта. Таким образом, с позиции системно-ролевой модели можно выделить как минимум три роли: исследователь в предметной области, педагог-

исследователь, менеджер проектов.

Педагоги, сочетающие в своей профессиональной деятельности педагогическую и исследовательскую направленность, в большей степени выстраивают взаимодействие со студентами в рамках предметной научно-исследовательской деятельности. Эта деятельность может быть реализована через применение исследовательских способов обучения в процессе освоения учебного предмета

(например, применение кейс-метода), а также непосредственно в научном наставничестве.

Преподаватель-фасилитатор. Фасилитатор (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать;от лат. facilis - «лёгкий, удобный») в буквальном смысле означает поддерживающий. Это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники, управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы и т.д. Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире. Например, ведущая международная ассоциация фасилитато-ров (Thelnternational Associationof Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран.

Педагогическая фасилитация - усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессиональнопедагогического процесса за счет их стиля общения и личности педагога. В парадигме личностно-развивающей педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введен К. Роджерсом). Преподаватель-фасилитатор - педагог, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы обучающихся, групповую учебную работу, поддерживающий проявления в ней кооперативных тенденций, предоставляющий обучающимся разнообразный учебный материал.

По мнению Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой, в состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить: действенный педагогический гуманизм; социально-коммуникативная компетентность; сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в иннова-

ционной деятельности; социально-психологическая толерантность; эмоциональная устойчивость и самообладание; педагогическая рефлексия; социальная ответственность [3].

Преподаватель-фасилитатор должен владеть такими технологиями, как коучинг, скэффолдинг, технологии личностно-ориентированного и личностноразвивающего обучения, технологиями организации группового взаимодействия, технологиями создания благоприятного психологического климата и др. Кроме того, фасилитация сама может быть рассмотрена как отдельная технология. В этом контексте наиболее употребимы следующие техники и приемы: OpenSpaceTechnology; динамическая фасилитация; грейп-коктейль; идея-лог; интернациональное кафе; scamper; техники Pinpoint и др.

Преподаватель-менеджер. Данная роль трактуется как инновационная. В современных условиях осуществляется переход от педагога-транслятора информации - к педагогу-организатору (менеджеру) по управлению знаниями. В условиях информационной образовательной среды вуза появляется новая дидактическая система на основе информационно-обменных процессов (сложная или коммуникативная система), в которых информационная функция, лидирующая в деятельности преподавателя, теряет свою значимость, уступая место функциям менеджмента.

Рассматривая проблему управления знаниями в современном вузе Е.Ю.Игнатьева выделяет следующую последовательность действий в реализации функций менеджера: создает некоторую информационную образовательную среду по дисциплине, подготавливает и передает студенту базовую (инвариантную) часть образовательного знания, достаточную для понимания и погружения студента в эту среду; осуществляет деятельность по поддержанию среды, ее рефлексивной организации, развитию ее инновационного характера, активизации интеллектуальной деятельности студентов путем «обучения через открытие» [1].

Одной их технологий, используемой в данном качестве, является технология управления знаниями.

Преподаватель-технолог. Современное образование актуализирует эту роль преподавателя вуза, который активно включён в проективную деятельность. Сущность технологической позиции преподавателя вуза заключается в рефлексивном определении нормы педагогической деятельности и технологическом её оформлении в виде педагогического опыта, что делает его технологичным и пригодным для трансляции. Кроме того, в роли технолога преподаватель осуществляет выбор технологий из имеющегося арсенала, а также занимается самостоятельным проектированием авторских технологий или отдельных технологических приемов педагогической деятельности. Позиция технолога проявляется также при осуществлении процесса целеполагания, а именно, ди-агностичной постановки цели развития, обучения и воспитания студентов на различных уровнях: системы профессионально-педагогической подготовки, отдельного цикла дисциплин, отдельного предмета, отдельного занятия.

Здесь может быть использован целый спектр современных технологий, назовем некоторые из них: технология контекстного обучения, проблемное обучение, задачный подход, приёмы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, методы мыследеятельности и др.

Преподаватель-эксперт. Педагогическая экспертиза представляет собой совокупность процедур, необходимых для определения индивидуального или коллективного мнения в форме экспертного суждения (оценки) о педагогическом явлении или процессе. В условиях реализации компетентностного подхода, включении в объект оценивания помимо знаний и умений ценностных, мотивационных, личностных компонентов, опыта студента, в том числе субъектного, актуализируется экспертная роль преподавателя.

Преподаватель-инноватор (генератор идей). Инноватор - человек, который занимается инновациями. Его задача - построить цепочку от научного открытия до коммерческого продукта. Инновационный тип мышления (по П. Дракеру) -

это ориентация на «созидательное разрушение» с центральной идеей - не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться их использовать. При этом изменения воспринимаются как нормальное явление, а не помеха в работе, как благоприятные возможности для непрерывного роста и обновления; это способность жить и работать в атмосфере перемен, чувство нового, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость при внезапных изменениях обстановки и др. В современной ситуации образования потребность в преподавате-ле-инноваторе крайне востребована. Для реализации этой роли важно не только уметь воспринимать инновации, но и самому их создавать. А для этого необходимо иметь творческое, инновационное мышление. Кроме того, преподаватель должен уметь формировать инновационное мышление у студентов, вовлекая их в совместный научный поиск, проектирование учебных курсов, обсуждение читаемых дисциплин с целью их совершенствования и т.д. Для реализации данной ролевой позиции могут быть рекомендовано освоение техник креативности (Э. де Боно, Т. Бьюзен и др.), технологии ТРИЗ и др.

Изменение позиций преподавателя, успешное освоение их невозможно без изменения мышления педагога. Современное педагогическое мышление вышло за рамки практической деятельности. Сфера педагогического мышления расширяется методологией и теорией педагогики, что соответствует современному статусу науки, обуславливающей деятельность мышления. Ещё одной особенностью, которую нельзя игнорировать в процессе развития современного педагогического мышления, является изменившийся контекст, особенности мышления и восприятия студентов. Сегодня фиксируется тенденция развития клипового, фрагментарного мышления. Всё ярче проступает противоречие между когнитивным стилем обучающихся и стилем изложения информации в учебнике или преподавателем. В триаде «рацио-эмоцио-интуицио» в процессе обучения приоритет принадлежит рацио. Преподаватель, обладающий современным панорамным педагогическим мышлением, должен учитывать данный контекст в своей работе, привлекая новые технологии, опираясь не только на рациональ-

ный, но и на эмоциональный аспект в процессе обучения, динамический образ, развивая личность в направлении гуманизации её ценностей, убеждений, поведения.

В практике образования тревожат имеющиеся тенденции стереотипизации деятельности педагога. С одной стороны, рост свобод и возможностей конкретного педагога в определении содержания и технологий обучения и воспитания в условиях вариативного образования требует высокого творческого потенциала учителя, панорамного мышления, с другой - широкие возможности интернет-ресурсов во многом способствуют развитию практики простого «заимствования», «копирования» имеющихся образцов без необходимого теоретического осмысления.

Таким образом, сегодня меняются взгляды на сущность и содержание педагогического мышления, осмысление и учет которых необходимы для подготовки современного учителя, обладающего панорамным педагогическим мышлением, способного решать задачи теории и практики образования.

Мышление позволяет, с одной стороны, строить одни знания на основе других и конституировать представления о действительности, с другой стороны, оно обусловлено характером решаемых задач и сферой профессиональной деятельности. Следовательно, панорамность как ведущий признак нового педагогического мышления надо задавать как в предметной (учебной, квазипрофес-сиональной, профессиональной) деятельности, так и через различные виды интеграции (методологическую, категориальную, содержательную и др.), способы усвоения. Согласно С. Л. Рубинштейну, мышление начинается с проблемной ситуации. Однако оно возникает только в том случае, если есть мотив, побуждающий к решению данной ситуации. Именно связь мышления с мотивами позволяет рассматривать его в личностном плане как конкретную познавательную деятельность. В традиционной знаниевой парадигме образования понятийное содержание отделялось от личностного контекста. В современной ситуации, наряду с опытом овладения знаниями, способами деятельности, умениями ре-

180

шать профессиональные задачи, творческим опытом, человек должен овладеть опытом «быть личностью» (В.В.Сериков). В динамично меняющемся мире главным капиталом становятся индивидуально-личностные способности человека, ключевые и базовые компетенции, к числу которых мы относим и панорамно-педагогическое мышление.

Библиографический список

1. Игнатьева, Е. Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшей школы: Автореферат дисс. ... д. п. н. - Великий Новгород, 2008. - 48 с.

2. Суртаева, Н.Н. Технология: образовательный ретренинг [текст]/

H.Н.Суртаева. - Тюмень-СПб., 2009. - 25 с.

3. Шахматова, О.Н. Психологические особенности педагогической фасилитации / О.Н. Шахматова // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всерос. съезда психологов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. - Т. 8. - С. 373-377.

Bibliography

I. Ignatyeva, E.Yu. Knowledge Management in Higher School Educational Process: Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped. [Text]. - Veliky Novgorod, 2008. - 48 p.

2. Shakhmatova, O.N. Psychological Features of Pedagogical Facilitation [Text] / O.N. Shakhmatova// Yearbook of the Russian Psychological Society: Proceedings of III All-Russian Congress of Psychologists. - SPb.: Publishing House of SPb. University, 2003. - V. 8 . - P. 373-377.

3. Surtayeva, N.N. Technology: Educational Retraining [Text] / N.N. Surtayeva. -Tyumen - SPb., 2009. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.