Научная статья на тему 'Технологии развития толерантного мышления молодежи в условиях социально-культурной деятельности'

Технологии развития толерантного мышления молодежи в условиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGY / TOLERANCE / TOLERANT THINKING / ETHNOCULTURAL TECHNOLOGY / CULTURAL CREATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатова А.А.

В статье раскрываются технологии формирования толерантного мышления в условиях социально-куль-турной деятельности, рассматриваются направления формирования толерантности на примере музыкального творчества, раскрывается значение применения этнокультурных и культуротворческих технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology tolerant thinking of youth in the conditions of sociocul-tural activities

Tolerant thinking this active perception of the values ​​of culture, society, customs, traditions and way of life of members of other cultures, as expressed in the understanding of various phenomena, processes and the image of the world as a whole. The essence of the process of formation of tolerant thinking is that it allows the formation of tolerant consciousness, uniting and integrating the individual attitude to what is happening in the world of processes and events. In our opinion, the formation of tolerant thinking must take place in several stages: The development of mental processes associated with the assimilation of Tolerantition values; Cognitive thinking activity aimed at theoretical and practical study of the various processes of a tolerant society; Formation of creative thinking based on adaptability to different forms of manifestation of tolerant behavior; Knowledge in the conditions of emotional perception of the world; The production of a variety of ideas about tolerance situations

Текст научной работы на тему «Технологии развития толерантного мышления молодежи в условиях социально-культурной деятельности»

учителя и учащегося; субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся.

Мы получили результаты, соответствующие низкому (элементарному) уровню сформированное™ профессиональной ориентации, это значит, что у подростков слабо развиты познавательные способности; они владеют поверхностными, бессистемными знаниями о профессиях в области визуально-пространственных искусств; недостаточно владеют опытом профессиональной деятельности, в результате, неадекватно задаче используют художественный материал, художественно-выразительные и композиционные средства.

На формирующем этапе мы осуществляли учебный процесс с подростками ЭГ, используя дея-тельностный подход и соответствующие принципы, после чего мы повторно провели диагностику уровня сформированности профессиональной ориентации подростков КГ и ЭГ. Уровень профессиональной ориентации подростков, обучающихся в ЭГ, повысился, в отличие от подростков из КГ. Диагностика свидетельствует о повышении уровня мотивации, потребности в профессиональной деятельности, осознанности действий. Анализируя художественно-проектную деятельность, в которую активно включались подростки ЭГ, следует заметить, что они грамотно выстраивают свою работу, вариативно осуществляют поиск оригинальных идей средствами графики, создают выразительную композицию и оригинальные художественные образы, активно используют полученные ранее знания, умения, навыки при выполнении творческих заданий, в нестандартных художественно-графических ситуациях.

Таким образом, учебный процесс, основанный на системном использовании деятельностного подхода и принципов совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося; и субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся, становится наиболее интересным, продуктивным, результативным. Выделенные методологические подход и принципы, согласно диагностическим показателям, способствуют повышению уровня сформиро-ванности профессиональной ориентации подростков.

Литература

1.Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 1998. - 147 с.

2.Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.

З.Зимняя ИА. Педагогическая психология: учебник для вузов. - изд-во второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

4.Кон И.С. Психология юношеского возраста: учебное пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

6. Медведева О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования. На материале деятельности дизайн-студии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. - Ростов н/Д.: Рост. гос. пед. ун-т, 2003. - 23 с.

7.Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 279 с.

8. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для доп. обр. детей / под ред. А.К. Бруднова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 с.

9.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

УДК 379.8

АА.Зиннатова

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрываются технологии формирования толерантного мышления в условиях социально-культурной деятельности, рассматриваются направления формирования толерантности на примере музыкального творчества, раскрывается значение применения этнокультурных и культуротворческих технологий.

Ключевые слова: социально-культурные технологии, толерантность, толерантное мышление, этнокультурные технологии, культуротворческие технологии.

Azaliya Zinnatova TECHNOLOGY TOLERANT THINKING OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF SOCIOCUL-TURAL ACTIVITIES

Tolerant thinking - this active perception of the values of culture, society, customs, traditions and way of life of members of other cultures, as expressed in the understanding of various phenomena, processes and the image of the world as a whole. The essence of the process of formation of tolerant thinking is that it allows the formation of tolerant consciousness, uniting and integrating the individual attitude to what is happening in the world of processes and events.

In our opinion, the formation of tolerant thinking must take place in several stages:

- The development of mental processes associated with the assimilation of Tolerantition values;

- Cognitive thinking activity aimed at theoretical and practical study of the various processes of a tolerant society;

- Formation of creative thinking based on adaptability to different forms of manifestation of tolerant behavior;

- Knowledge in the conditions of emotional perception of the world;

- The production of a variety of ideas about tolerance situations

Keywords: socio-cultural technology, tolerance, tolerant thinking, ethnocultural technology, cultural creative technology.

Толерантность - термин, обозначающий терпимость, уважение и принятие ценностей и культур разных народов, миролюбие, отрицание насильственных методов решения социальных конфликтов, важная социальная норма гражданского общества, гуманное отношение к другим людям. Оно отрицает принуждение как способ решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов.

Социально-культурная деятельность является социально- и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив. Технологии социально-культурной деятельности направлены на продуктивное преобразование толерантного мышления в условиях инновационной формы проектирования поведения молодежи в системе глобальных изменений и трансформационных процессов, происходящих в мире.

Современная ситуация направлена на изменение общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, которые накладывают отпечаток не только на социальное развитие личности, но и влияют на культурные изменения в области социально-педагогической и культурологической сфер. Это оказывает воздействие на технологии, формы, методов и приемы работы с молодежью, способствует бурной интенсификации социального и индивидуального развития, обеспечивает систему трансификации и унификации социально-культурных процессов.

Толерантное мышление - это активное восприятие ценностей культуры, социума, обычаев, традиций, быта представителей иных культур, выраженное в понимании различных явлений, процессов и картины мира в целом. Сущность процесса формирования толерантного мышления заключается в том, что оно обеспечивает становление толерантного самосознания, объединяющие и интегрирующие отношение личности к происходящим в мире процессам и событиям.

На наш взгляд, формирование толерантного мышления должно проходить в несколько этапов:

- развитие мыслительных процессов, связанных с усвоением толерантных ценностей;

- познавательная мыслительная деятельность, направленная на теоретическое и практическое изучение различных процессов толерантного общества;

- формирование творческого мышления на основе адаптивности к различным формам проявления толерантного поведения;

- познание в условиях эмоционального восприятия мира;

- продуцирования различных идей относительно толерантных ситуаций.

Однако на сегодняшний день многие исследования по толерантности (Л.А.Громова [1, с.40-41], А.М.Гурьянов [2, с.22], Н.Л.Зиганшина [3, с.84-86], Т.П.Зелова [4, с.89-98], А.М.Зиннуров [5], О.С.Ионина [ 6, с.185], О.А.Каргополова [7, с.130-133], И.В.Ключник [8, с.21], М.В.Климова [9, с.18], О.С.Павлова [11], М.С.Мириманова [13, с.196], А.Э.Ширванян [14, с.230], Г.И.Шеламова [15, с.269], Д.В.Чернилевский [16, с.193] и др. не учитывают тот факт, что современная социокультурная ситуация трансформировалась по форме влияния на сознание и мышление молодежи.

Таким образом, сегодня формирование толерантного мышления связано с несколькими направлениями:

1.Толерантность может рассматриваться как система с позиции выделения ценностно-образовательных, досугово-развивающих и мотивационно-деятельностных функций.

2. Проблема формирования толерантного сознания связана с диалогом культур, различными формами социального взаимодействия, межличностными и межгрупповыми отношениями, основами социального познания.

3. Формирование толерантного сознания связано с отношением к общечеловеческим ценностям, воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества.

4. Критериями формирования толерантности можно считать рефлексивно-оценочный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятель-ностный компоненты, определяющие главные на-

правления толерантности - интерес к иным национальным культурам; желание больше узнать о своем народе, религии, обычаях и традициях; развитие потребности изучать культурные ценности разных стран, стремиться к взаимодействию с другими людьми.

5. В условиях социально-культурной деятельности для молодежи важно придерживаться следующих интегрированных целевых установок: создать условия для развития глубоких национальных чувств, эмоций к основам культуры различных народов. С другой стороны, на материале истории, языка и фольклора, культуры формировать чувство красоты и уважения к культуре иных народов; создать целостный образ мира на основе синтеза культуры и музыки, что позволит развить социальные толерантные качества участников.

Технологии - это формы, связанные с качественными изменениями в различных сферах социально-культурной деятельности, направленные на мотивацию участников, выраженную в трех направлениях - творчество, досуг, познание.

Важными технологиями являются технологии коммуникации и общественных связей, как технологии, связанные с формированием, приемом, переработкой, хранением и распространением различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей [12 ].

Большое значение имеет участие молодежи в Федеральном Сабантуе, который организуется ежегодно в разных странах для пропаганды национальной татарской культуры. Этот праздник организуется Министерством культуры РТ при поддержке Правительства Татарстана и Президента республики. В нем принимают участие послы, мэры, главы республик. На празднике исполняются песни, воспитывающие толерантность по отношению к другим нациям.

Этнокультурные технологии составляют основу возрождения национальных культурных музыкальных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Они обеспечивают формирование толерантного мышления в ситуациях этнокультурной направленности, связанных с усвоением этнокультурных ценностей. Формирование установки на толерантность, т.е. готовность к усвоению ценностей, связана с формированием в личной системе социально-культурных ценностей и превращением толерантности в принцип досуговой и культурно-ценностной деятельности.

Так, «Пятница» («Жомга») - это татарская народная песня, исполняемая в легком частушечном жанре, посвященная пятнице, которая у мусульман считается священным днем. В старину в пятницу наши предки любили собираться вечерами всем миром и петь песни. Эта песня формирует высокое чувство объединения между людьми, толерантность, так как выражает коллективные чувства. Песня «Вечерняя Казань» («Казан кичлэре») имеет высокие толерантные ценности: в ней поется о том, что человеку на всю жизнь запомнятся вечера Казани: «И куда бы жизнь не раскидала, за моря, за океаны, в памяти остается красота Казани, ее теплые огни». Песня-посвящение «Родной земле» («Ту-ган жиремэ») особенно любима нашими исполнителями. Её высокий философский смысл заложен в следующих строках: «Текущие родники нашей земли прекрасны, сама бы не пила бурлящую воду, а дала бы всем испить». Эти мелодии отражают духовность татарского народа, его лиричность, выражают любовь к родине, к родной земле, способствуют формированию толерантных чувств.

Образовательные технологии направлены на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, связанных с ключевыми компетенциями личности. Сущность данной технологии связана с выявлением целевого и содержательного направления формирования толерантного сознания личности.

В условиях образовательных технологий важно придерживаться принципа диалогичности и сотрудничества - диалогизации культурно-досугового пространства с опорой на сотрудничество как ведущего типа взаимодействия, которое является обязательным для соблюдения принципов воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: участник-участник, участник-руководитель, участник-руководитель-культурно-досуговая среда, участник-руководитель-культура. Для этого важна актуализация, стимулирование потребности молодежи к самовоспитанию толерантности; организация активных социально-культурных форм и методов формирования толерантности.

С таких позиций толерантность может рассматриваться как социальная норма, в которую входят социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга, отказ от доминирования и насилия, готовность принять другого таким, какой он есть, доверие, умение слушать и выслушивать другого, способность к сочувствию, сопереживанию. Образовательные технологии предусматривают ролевые и деловые игры, групповые творческие задания, проек-

тирование, тренинги, дебаты, оформление стендов и стеллажей, дискуссии и диалоги по проблемам развития общества, государства, его социально-культурной ситуации и т.п. Здесь акцент делается на творчество, приобретение опыта работы в команде.

В условиях формирования толерантного мышления важно определять для молодежи следующие интегрированные целевые установки: выявить и развить творческие способности участников; развить диалогическое сознание мышления, освободить участников от плоского рационализма, мо-нофилии культуры, развить способности услышать «многоголосье» мира, «карнавал» мироощущения», которое существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

Образовательные технологии в условиях музыкального творчества связаны с целенаправленным и систематическим развитием музыкальной культуры, приобретением музыкально-творческого опыта наших участников.

Так, наши участники принимали участие в международных фестивалях «Наши песни Войны и Победы» (г.Москва), Международном фестивале «Наши песни Войны и Победы» (г.Санкт-Петербург). Со всех уголков мира исполнялись авторские песни, посвященные Дню Победы и Войне. Для этого фестиваля специально была написана песня "Я не была в то утро у Рейхстага", которую, исполнила автор данного исследования. Фестиваль проходил в 2 этапа: первый этап - онлайн конкурс-голосование, где каждый житель имел право прослушать песни-участницы и проголосовать за лучшую. По итогам этого этапа мы вошли в число победителей, пришло много отзывов на эту песню с восхищениями и благодарностями. II этап-фестиваля - выступления с песнями-победителями на Московском ВДНХ и в Санкт-Петербурге. Песни-победители вошли в сборный альбом, было выпущено 2 диска "Наши песни Войны и Победы". Эту песню до сих пор исполняют как гимн Победе на Украине, в Латвии, Литве, Польше, Эстонии и в других уголках Мира.

Такие мероприятия как Международный фестиваль тюрко-язычной песни в Турции (г. Силиф-ке), Федеральный Сабантуй в Турции (г. Иске Шахир), Федеральный Сабантуй в Турции (г.Стамбул), Универсиада-2013, Федеральный Сабантуй в Казани (Березовая Роща для всех спортсменов Универ-сиады-2013 и гостей Республики), Международный Саммит - 2013, Международный Саммит - 2012, Международный фестиваль тюрко-язычной песни «Мелодии Саянских гор» (Республика Тыва, г. Кызыл) направлены на развитие эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания в процессе передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности разных стран.

Следующие технологии - культуротворческие технологии - в системе социально-культурной деятельности направлены на создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития молодежи, деятельное участие в организации их свободного времени [10, http://social-culture.ru/ index.php?request=full&id=275].

Сущность формирования толерантного мышления молодежи на основе использования куль-туротворческих технологий может рассматриваться как комплекс педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит выработка механизмов вовлечения личности в процесс непрерывного творчества.

Мы используем все возможности музыки, опираясь на следующие методологические принципы музыкального образования:

1. Опора на национально-культурные особенности при подборе для наших участников музыкальных произведений, составлении для них досуговой программы.

2.Мультикультурный подход, предполагающий включение в программу по музыкальному искусству максимально широкого диапазона национальных музыкальных стилевых традиций; изучение горловых, звуковых, фонотических особенностей исполнения песен разных национальностей.

3.Внедрение индивидуальных и личностно-ориентированных методик, индивидуализированный подход к участникам с разной музыкальной подготовкой.

Культуротворческие технологии направлены на эмоционально-музыкальное развитие личности, стремление к познанию, стремление к самосовершенствованию, развитию музыкального кругозора и музыкально-творческого опыта.

Таким образом, социально-культурные технологии развития толерантного мышления молодежи в условиях социально-культурной деятельности направлены на решение ряда задач:

- формирование у молодежи стремления и способности к установлению и поддержанию общности с людьми разных национальностей;

- развитие толерантного отношения к культурам разных стран;

- выполнение задач организации социально-культурной деятельности молодежи в системе формирования толерантных установок поведения и общения;

- обеспечение ориентации на свободное самовыражение участника, признавая за ним развитие его творческой и музыкальной индивидуальности.

Литература

1. Громова Л.А. Использование принципа толерантности в преподавании изоискусства [Текст] - Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. науч. тр. молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5. Ред. \ Р.А.Валеевой. - Казань: КГПУ, 2004.

2. Гурьянов А.М. Педагогические условия формирования толерантности у учителей физической культуры в системе повышения квалификации: [Текст] автореф...канд.пед.наук - Ульяновск, 2009.

3. Зиганшина Н.Л. Роль семьи в воспитании толерантной личности [Текст] /- Актуальные проблемы педагогики и психологии -Вып.7. -Казань, КГПУ, 2004.

4. Зиннуров А.М. От идеологии толерантности - к диалогу культур [Текст] - Восток и запад: глобализация и культурная идентичность: Казань, изд-во Казанского ун-та, 2005.

5. Зелова Т. П. Формирование толерантности «Толерантность - гармония многообразия» [Электронный ресурс] /Общероссийский проект 2012-2012 -Школа цифрового века/ Статья отнесена к разделу: Классное руководство - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/f411279 байт)

6. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков [Текст]: Дисс.канд.пед.наук - Казань, 2005.

7. Каргополова О. А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2012.

8. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет [Текст] : автореф...канд.пед.наук - Нижний Новгород, 2011.

9. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет [Текст]: автореф.канд.пед.наук - Нижний Новгород - 2011.

10. Культуротворческие технологии Классификация культуроохранных и культуротворческих технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://social-culture.ru/indexphp?request=full&id=275

11. Павлова О.С. Воспитание толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи [Электронный ресурс]./ PsyJournals.ru-каталог психологических изданий/полнотесктовые архивы/ зарубежные обзоры/ календарь конференций/ / Портал психологических изданий/ - Режим доступа: http://fpo.ru/etnopsy /pavl--formirovanie1.html

12. Технологии коммуникации и общественных связей. Общая характеристика [Электронный ресурс]./ Режим доступа: [http://www.sociologyinweb.ru/spgs-1173-1.html

13. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея [Текст]: Дисс.канд.пед.наук - Москва, 2003.

14. Ширванян А.Э. Формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения [Текст]: Дисс.канд.пед.наук - Ставрополь, 2008.

15. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века [Текст] - М.: РИО МГТА, 2003.

16. Яценко Ю.С. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования [Текст]: Дисс.канд.пед.наук /- Ростов-на-дону, 2008.

УДК 37.013

А.В.Дмитриева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

В статье рассматривается психолого-педагогические аспекты воспитания коллективизма средствами социально-культурной анимации, организуемой в условиях свободного общения детей и подростков, стимулирующей содержательный обмен духовными ценностями, формирующей эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Проводится исследование, на основании которого делаются выводы.

Ключевые слова: воспитание, коллективизм, социально-культурная анимация, метод, индивидуализм

Anna Dmitrieva PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF COLLECTIVISM EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION

The article discusses the psychological and pedagogical aspects of education of collectivism by means of socio-cultural animation, organized in a free communication between children and adolescents, enabling meaningful exchange of spiritual values, forming an aesthetic relationship to reality, the mastery of a wide range of specialized knowledge and skills. A study, based on which conclusions are drawn.

Keywords: education, teamwork, socio-cultural animation, the method of individualism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.