Научная статья на тему 'Технологии «Пиара» в джексоновскую эпоху в США'

Технологии «Пиара» в джексоновскую эпоху в США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
690
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ДЖЕКСОН / ДЖЕКСОНОВСКАЯ ЭПОХА / ПЕЧАТЬ США / «ПИАР» / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / ДЕМОКРАТЫ / ВИГИ / USA / JACKSON / JACKSONIAN ERA / AMERICAN PRESS / PR TECHNOLOGIES / ELECTIONS / DEMOCRATS / WHIGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алентьева Татьяна Викторовна

В джексоновскую эпоху борьба политических элит велась с помощью технологий «пиара». Деятельность американской прессы особенно активизировалась в периоды избирательных президентских кампаний. Она распространяла и тиражировала партийные лозунги и предвыборные обещания, создавала политические мифологемы, стереотипы и клише, обеспечивала циркуляцию сплетен и слухов. Довольно распространенной практикой являлось не только приукрашивание своего кандидата и его программы (если таковая имелась) в партийной печати, но и использование компромата, очернение политического противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC RELATIONS TECHNOLOGY IN THE JACKSONIAN ERA IN THE USA

In the Jacksonian era, the struggle between political elites was conducted with using technologies such as “PR”. The activities of the American press particularly intensified during periods of presidential election campaigns. It distributed and popularized party slogans and campaign promises, created political myths, stereotypes and cliches, provided circulation of gossip and rumors. Fairly common practice was not only embellishment of the candidate and his program (if there were any) in the party press, but also blackening the political opponent. In this case, often the true reality didn’t matter; the only important thing was to achieve political victory. The Democratic press, especially The United States Telegraph, tirelessly argued that Andrew Jackson was best prepared for high positions, while newspapers and magazines of the Whigs tried to discredit their opponent. But the victory was Jackson’s, as the Democratic “PR” technologies proved more effective.

Текст научной работы на тему «Технологии «Пиара» в джексоновскую эпоху в США»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 47-52.

Процессы демократизации журналистики, вызванные влиянием народной журналистики («гражданская журналистика»); воздействие на журналистский дискурс; журналистика-власть-технология

УДК 070 (091) (73), ББК 76.01

Т. В. Алентьева

технологии «пиара» в джексоновскую эпоху в сша

В джексоновскую эпоху борьба политических элит велась с помощью технологий «пиара». Деятельность американской прессы особенно активизировалась в периоды избирательных президентских кампаний. Она распространяла и тиражировала партийные лозунги и предвыборные обещания, создавала политические мифологемы, стереотипы и клише, обеспечивала циркуляцию сплетен и слухов. Довольно распространенной практикой являлось не только приукрашивание своего кандидата и его программы (если таковая имелась) в партийной печати, но и использование компромата, очернение политического противника.

Ключевые слова: США; Джексон; Джексоновская эпоха,; печать США; «пиар»; избирательные кампании; демократы; виги.

Технологии «пиара» в джексоновскую эпоху в США (1828-1840 годы), получившие широкое распространение в дальнейшем и во многом сохранившие свое значение для современности, представляют несомненный интерес для исследователя. Борьба политических элит в изучаемый период велась с помощью продуманной пиар-компании, пропаганды и манипуляции общественным мнением с целью его привлечения на свою сторону. Особенно ярко это прослеживается в пропагандистской войне формирующихся в это время политических партий: демократов и вигов (национальных республиканцев) по ведущим социально-экономическим и политическим проблемам. Важнейшими факторами, воздействующими на общественное мнение в XIX века, являлись выступления ведущих политиков, речи известных партийных ораторов, общественных деятелей, писателей и публицистов, религиозные проповеди и, в наибольшей степени, дешевая массовая пресса. Отмечая существенную роль прессы в США, известный писатель и публицист Генри Торо писал: «Газета - вот Библия, которую мы читаем каждое утро и каждый вечер, стоя и сидя, в поездке и на ходу. Эту Библию каждый носит в кармане, она лежит на столе и прилавке, ее неустанно распространяет почта и тысячи миссионеров. Словом, это единственная книга, которую Америка издала и которую она читает. Так велико ее влияние. Редактор - это

проповедник, которого вы добровольно содержите» [1. С. 283].

Для многих читателей газета была единственным «окном в мир», главным источником получения информации из внешнего мира, учебником и руководством в культурном пространстве быстро меняющейся эпохи. В то же время газета являлась главным ориентиром в выборе партийно-политических пристрастий. Несмотря на небольшие тиражи, круг читателей любой газеты был значительно больше. Широко практиковалось чтение вслух, особенно в небольших городках и селениях, обсуждение и пересказ наиболее интересных статей в тавернах, кафе, на улице в хорошую погоду. В гостиницах были специальные залы для чтения газет, где приезжие или просто завсегдатаи могли прочесть свежие издания. Журнал «Whig Review» отмечал: «Только газета каждое утро располагает целой армией проповедников, и общественное мнение, этот великий двигатель нашего века, подвергается большему воздействию за один день, чем в течение целого поколения в старину. Если принять во внимание, что в среднем каждый экземпляр газеты прочитывают 5 человек, то не будет преувеличением сказать, что ежедневно почти четверть миллиона человек завербованы на ту или иную сторону в важнейших вопросах, которые волнуют общество» [16. Vol. 14. № 84. Dec. 1851. Р. 515].

В период «джексоновской демократии» произошло расширение реального содержа-

ния американской демократии, прежде всего, в связи с вовлечением в политику широких масс, мнение которых надо было не только учитывать, но и активно влиять на него. Происходит существенное увеличение числа избирателей главным образом за счет демографических и иммиграционных процессов, а также в связи с расширением избирательных прав для всех белых мужчин, и, частично, для свободных цветных. Политикам приходилось вырабатывать новые приемы и формы работы с избирателями, особые методы влияния на формирование общественного мнения.

Существенным фактором влияния на общественное мнение становится появление новых форм партийной деятельности, массовость проводимых мероприятий. Некоторые историки выделяют такие политические инновации «джексоновской эпохи», как массовые митинги и демонстрации, использование рекламных приемов в избирательных кампаниях (особая символика, знамена, флажки, значки, девизы, слоганы и т.п.), предвыборные поездки и встречи, особые ритуалы демократического характера, как например, пожимание рук, факельные шествия и т.п., но это представляется достаточно спорным, поскольку подобные формы были известны и ранее. Новым явлением стала массовость политических мероприятий, а также высокая степень участия избирателей в голосовании. На выборы 1840 г. явилось 80,2% зарегистрированных избирателей. Правда, как отмечают американские исследователи, явка голосующих на избирательные участки часто обеспечивалась бесплатной выпивкой и угощением, а также усилиями комитетов бдительности, прямым нажимом и давлением местных партийных органов [2. Vol. 84. № 3. Dec. 1997. P. 875-881]. Существеннее перемены произошли в партийном строительстве, поскольку изменились роль и организация партий. Согласно цензу 1850 г. в стране насчитывалось 1630 партийных газет [10. Vol. I. P. 420].

Важнейшую роль газеты как средства массовой коммуникации, не только источника информации, но и транслятора определенных идей и взглядов подчеркивали многие журналисты, писатели, политики XIX века. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных и политических установок, убеждений они создавали или настроения пассивного ожидания или, напротив, желания активных действий. Не случайно, уже в это время появляются утверждения, что пресса являет-

ся четвертой властью в обществе. «Мы - газетный народ, - отмечал журналист Джон Нил. - У нас газеты - это четвертая власть в государстве, или скорее первая, поглощающая все остальные. Они - создатели президентов, законодатели, судьи, они - высшая исполнительная власть с правом помилования, превосходящая все, на что когда-либо претендовал какой-либо земной монарх» [11. Р. 61] «Несомненно, что прессу следует рассматривать как политическую власть, - писал журнал «Whig Review». - .. .Мы имеем все неоспоримые свидетельства растущего влияния этой четвертой власти, и каждый день она увеличивает свою мощь» [16. Vol. 14. № 84. Dec. 1851. Р. 516].

Через газеты и журналы, памфлетную литературу, на массовых митингах происходила популяризация основных идей и лозунгов, осуществлялось целенаправленное воздействие на общественное мнение, причем каждая из партий стремилась подчеркнуть свою полную противоположность другой, чтобы таким образом установить и поддерживать контроль над электоратом. Самым главным достижением партийной пропаганды было преодоление того недоверия к политическим партиям, которое было свойственно американцам еще с колониальных времен. Периодической печати приходилось разъяснять необходимость и полезность партий, в которых общественное мнение видело опасность раскола общества и разжигания взаимной вражды [6. P. 168-169].

Деятельность прессы становилась предельно активной в связи с избирательными кампаниями по выбору главы государства. Она распространяла и тиражировала партийные лозунги и предвыборные обещания, создавала политические мифологемы, стереотипы и клише, и, наряду с достоверной информацией о кандидатах, обеспечивала циркуляцию сплетен и слухов. Довольно распространенной практикой являлось не только приукрашивание своего кандидата и его программы (если таковая имелась) в партийной печати, но и использование компромата, очернение политического противника. При этом чаще всего подлинная реальность не имела значения, главное заключалось в достижении политической победы. Против Джона Квинси Адамса был запущен сенатором Томасом Бентоном слух, что он поклонник азартных игр и истратил 25 тыс. долл. казенных денег на свои удовольствия. Эта целиком вымышленная история в виде анонимного письма была опубликована

в «Richmond Enquirer», а затем перепечатана другими газетами. Она нанесла большой урон престижу президента в глазах рядовых избирателей [5. P. 96-97].

И виги, и демократы прекрасно осознавали способность прессы формировать общественное мнение. Показательны в этом плане президентские выборы 1828 года. Предвыборная стратегия пиара сторонников Джексона состояла в апеллировании к массовому общественному мнению, ориентации на рядового избирателя. В связи с этим вырабатывается особая политическая риторика, призванная убедить простого американца, что вся политическая игра ведется в его интересах, по понятным ему правилам и на его «языке». Пресса, агитировавшая за Джексона в избирательной кампании 1828 года, без устали рисовала кандидата демократов в популярном образе «self-made man», выходца из низов, обязанного своими достижениями исключительно личным качествам. Применяя метод контраста, предстоящий успех кандидата демократов на выборах именовался не иначе как «победой фермеров и механиков страны над богатыми и высокородными аристократами». В предвыборных материалах приукрашивались военные заслуги генерала, как в войне с индейцами, так и войне с англичанами в 1812-1814 годов. Использовалось его прозвище «Старый Гикори» (орешник), данное индейцами. По всей стране создавались «клубы старины Гикори». Историк Р. Ремини называет среди популярных приемов пиар-технологий демократов устройство барбекю, посадку орешника, ночные факельные парады, музыкальные и поэтические состязания [9. Vol. II. Р. 177-178]. Важную роль в формировании общественного мнения в нужном русле играли многочисленные выступления политических сторонников Джексона на массовых митингах, выпуск огромного количества памфлетов и брошюр, расхваливающих кандидата демократов и рисующих его, как энергичного и нацеленного на позитивные перемены, политика. «Наш девиз: Джексон и реформы», - изо дня в день повторялось в демократических изданиях. Сам Джексон совершил предвыборную поездку в Новый Орлеан, где в 1815 году им была одержана блестящая военная победа. Это была первая в истории США «поездка, связанная с предвыборной кампанией», также широко освещавшаяся в прессе [12. 1828. 1 Apr.].

Благодаря искусной политической риторике, подмене понятий, умело сфабрикованной

клевете, распространению слухов и сплетен демократам удалось внушить избирателям, что кандидат национальных республиканцев Дж. К. Адамс - аристократ и противник демократии, что его администрация насквозь коррумпирована и стремится чуть ли не к возрождению монархии.

Джексон победил со значительным отрывом от своего соперника. За него проголосовало 178 выборщиков (68,2 %); за Адамса - 83 (31,8 %). За Джексона отдали свои голоса 642 тыс. избирателей (55,97 %), что являлось показателем его возросшей популярности в общественном мнении. Его победа объяснялась во многом изрядно приукрашенным имиджем в предвыборной агитационной литературе. Не случайно вигский журнал с иронией писал позже, что все написанное о кандидате его сторонниками дает основания для причисления его к лику святых. «Американский народ, если ему приписывать непогрешимость, должен быть либо невероятно глуп, либо чрезмерно лицемерен. Избрание и переизбрание Джексона, слепое одобрение всех его актов, преданность большинства нации его делу и даже самой его личности должны способствовать канонизации этого человека» [7. Vol. 8. № 2. Febr. 1835. P. 141].

Победа Джексона также была обусловлена удачными и популярными предвыборными лозунгами демократов, которые активно тиражировались поддерживавшими их изданиями, а также политической риторикой джексоновцев, постоянно связывавших успех своего кандидата с интересами народа. Так, сторонник Джексона, сенатор Т. Бентон утверждал: «...народ восстановлен в своих правах, <.> утверждено право народа на самоуправление, <...> упрочено торжество демократии» [4. Vol. I. P. 4748]. Такие заявления, конечно, носили пропагандистский характер и не соответствовали действительности. На самом деле, по данным американского историка Дж. Варда, в «джексо-новскую эпоху» не произошло кардинальных изменений среди элиты высшего уровня [13. P. 133-134].

Начиная с избирательной кампании 1828 года пресса получила официальное признание власти как сильного средства влияния на общественное мнение. По заявлениям их противников, было истрачено 50 тыс. долл. на основание новых газет в поддержку Джексона, которые сумели провести избирательную кампанию в яркой, наступательной, агрессивной манере. Награды журналистам со стороны

победившего кандидата служили ярким подтверждением этому. После своего избрания на пост президента Джексон предоставил значительное количество правительственных должностей поддержавшим его журналистам-

Лидер вигов Д. Уэбстер отмечал, что администрация Джексона активно использует силу прессы в целях своей поддержки. «Для всех популярных правительств наиболее важным агентом и инструментом политики является пресса. Она не только в огромной степени выражает общественное мнение, но в еще более значительной мере создает его, к добру или к злу. Эти ежедневные издания оказывают прямое влияние на состояние умов, мораль, предпочтения и чувства страны <...> Это распространение мнений посредством прессы стало главной задачей администрации. 50 или 60 журналистов получили назначения на должности, благодаря президенту» [15. Vol. I. P. 264-266].

По существу, триумф Джексона был связан с формированием новой политической партии, ставшей его главной опорой, использованием новых способов влияния на общественное мнение. Общественное мнение в 1828-1836 годах становится важнейшим инструментом в партийно-политической жизни страны. Для его формирования все политические партии и группировки, ведущие политики стремятся обзавестись своими собственными печатными органами, прибегают к содействию независимой прессы, желают заручиться поддержкой видных журналистов. Существенным образом меняется содержательная сторона пропаганды. В период, называемый историком Ли Бенсоном «веком эгалитаризма» и «демократической революции» [3. P. 331], общераспространенным становится использование манипулятивных приемов, обращение к языку и образам, понятным рядовым американцам, простым избирателям, апелляция к народному суверенитету. Демократическая партия первой начинает осваивать новое политическое и культурное пространство, одновременно конструируя его, создавая действенный политический дискурс, способствуя внедрению в общественное мнение языка символов, стереотипов, клише, адекватных изменившимся реалиям времени.

Демократическая пресса обвиняла вигов в том, что они не имеют никакого уважения к действительным производителям общественного богатства, которых они рассматривали как «дикое свирепое стадо», как «простые механизмы» для рубки леса, строительства пло-

тин и т. п. [8. 1834. 4 Apr.; 14. 1835. 7 Apr.]. Вигам гораздо труднее, чем демократам, было формулировать свое кредо, поскольку оно означало разрыв с традицией, и находить понимание своих принципов у рядовых избирателей. Их призывы к индустриальному прогрессу, росту богатства и процветания были антитезой идиллической сельской Америке, и для значительной части простых американцев оставались умозрительной абстракцией. Виги, в отличие от джексоновцев, вначале не сумели в своей политической риторике выработать дискурс, ориентированный на широкие массы населения. Джексоновские демократы оказались более искусны в приемах политической риторики и манипуляции общественным мнением. Они умело вырабатывали простые, четкие, выразительные лозунги, создавали выразительный позитивный имидж Джексона и его политики.

В период джексоновской демократии впервые в США в качестве мощного политического оружия постоянно стали использовать новые приемы влияния на широкие массы населения, технологии «пиара». Именно пиар-технологии демократов помогли их политическим победам в избирательных кампаниях в отличие от их противников - вигов, которые не сразу могли понять изменившиеся реалии в условиях ускорившейся модернизации страны.

Список литературы

1. Торо, Г. Д. Высшие законы / Г. Д. Торо. М.: Республика, 2001.

2. Altschuler, G. C. Limits of Political Engagement in Antebellum America: a New Look at the Golden Age of Participatory Democracy / G. C. Altschuler, S. M. Blumin // Journ. of American History. 1997. Vol. 84, № 3.

3. Benson, L. The Concept of Jacksonian Democracy. New York as a Case Test / L. Benson. Princeton, 1961.

4. Benton, T. H. Thirty Years, or а History of the Working of the American Government for 30 Years, from 1820 to 1850: in 2 vols. / T. H. Benton. N. Y., 1854-1856.

5. Cole, D. B. A Jackson Man: Amos Kendall and the Rise of American Democracy / D. B. Cole. Baton Rouge, 2004.

6. Lippard, G. Prophet of Protest. Writings of an American Radical. 1822-1854 / G. Lippard, ed. by D. S. Reynolds. N. Y., 1986.

7. New England Magazine. 1835.

8. New York Evening Post. 1834.

9. Remini, R. V. Andrew Jackson: the Course of American Freedom: in 3 vols. / R. V. Remini. N. Y., 1981-1984.

10. The Encyclopedia of the United States in the XIX Century: in 3 vols. / ed. by P. Finkelman. N. Y., 2001.

11. The Pioneer. A Literary Magazine / ed. by J. R. Lowell. N. Y., 1947.

12. United States Telegraph. 1828.

13. Ward, J. W. Andrew Jackson. Symbol of the Age / J. W. Ward. N. Y., 1967.

14. Washington Globe. 1835.

15. Webster, D. The Works of D. Webster: in 6 vols. / D. Webster; ed. by G. W. Gordon, J. W. Paige. Boston, 1877.

16. Whig Review. 1851.

Алентьева Татьяна Викторовна - доктор исторических наук, профессор, профессор Курского государственного университета.

alenttv@mail.ru

Alentieva T. V. Kursk State University. alenttv@mail.ru

public relations technology in the jacksonian era in the usa

In the Jacksonian era, the struggle between political elites was conducted with using technologies such as "PR". The activities of the American press particularly intensified during periods of presidential election campaigns. It distributed and popularized party slogans and campaign promises, created political myths, stereotypes and clichés, provided circulation of gossip and rumors. Fairly common practice was not only embellishment of the candidate and his program (if there were any) in the party press, but also blackening the political opponent. In this case, often the true reality didn't matter; the only important thing was to achieve political victory. The Democratic press, especially The United States Telegraph, tirelessly argued that Andrew Jackson was best prepared for high positions, while newspapers and magazines of the Whigs tried to discredit their opponent. But the victory was Jackson's, as the Democratic "PR" technologies proved more effective.

Keywords: USA; Jackson; Jacksonian era; American press; PR technologies; elections; Democrats; Whigs.

References

1. Thoreau, H.D. (2001) Vysshye zakony [The Higher Laws], Respublika, Moscow. (in Russ.).

2. Altschuler, G.C., Blumin, S.M. (1997) Limits of Political Engagement in Antebellum America: a New Look at the Golden Age of Participatory Democracy, in: Journal of American History. December 1997. Vol. 84. No 3.

3. Benson, L. (1961) The Concept of Jacksonian Democracy. New York as a Case Test, Princeton University Press, Princeton.

4. Benton, T.H. (1854-1856), Thirty Years, or а History of the Working of the American Government for 30 Years, from 1820 to 1850. 2 Vols. D. Appleton and Co., New York.

5. Cole, D.B. (2004) A Jackson Man: Amos Kendall and the Rise of American Democracy, Louisiana State University Press, Baton Rouge.

6. George Lippard. Prophet of Protest. Writings of an American Radical. 1822-1854, (1986). Edited with introduction by D. S. Reynolds. Peter Lang, New York.

7. New England Magazine. Boston, Massachusetts.

8. New York Evening Post.

9. Remini, R.V. (1981-1984) Andrew Jackson: the Course of American Freedom, 3 Vols., Harper & Row, New York.

10. The Encyclopedia of the United States in the XIX Century (2001). Edited by P. Finkelman. 3 Vols., Charles Scribners & Sons, New York.

11. The Pioneer. A Literary Magazine (1947) Edited by J.R. Lowell. With an Introduction by S. Bradley, Scholars' Facsimiles & Reprints, New York.

12. United States Telegraph. (Washington City, D.C.).

13. Ward, J.W. (1967) Andrew Jackson. Symbol of the Age, Columbia University Press, New York.

14. Washington Globe.

15. Webster, D. (1877) The Works of D. Webster, 6 Vols. Edited by G.W. Gordon, J.W. Paige, Little Brown, Boston.

16. Whig Review, New York.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 52-58.

УДК 316.77, ББК Ч60я7

Е. О. Арбатская

открытые данные как ресурс региональной журналистики

Описываются ресурсы открытых данных региона и подходы к их использованию журналистами, выясняется степень информированности журналистов об имеющихся площадках публикации открытых данных, инструментах работы с данными, готовность редакций к использованию открытых данных.

Ключевые слова: журналистика данных; региональная журналистика.

Журналистика данных - одно из самых заметных новых явлений в практике как мировых, так и отечественных СМИ. По определению Lorenz, [19. C. 10] - это «рабочий процесс, в котором данные являются базой для анализа, визуализации и, что наиболее важно, - стори-теллинга». Развитию этого направления журналистики способствует размещение в сети Интернет т. н. открытых данных - то есть «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку для повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования» [8]

Для региональной журналистики открытые данные обладают серьезным потенциалом, поскольку именно локальная информация, «зашифрованная» в наборах данных, чаще всего имеет для потребителя журналистского контента практический интерес. В формирующийся «золотой фонд» мировой журналистики данных вошло немало локальных проектов. Однако по-настоящему заметных российских региональных проектов пока немного.

В обзоре на портале Всемирного банка [22] открытые данные применительно к нашей стране названы «огромным ресурсом, который все еще является относительно новым и задей-ствуется не в полной мере». Портал открытых данных Российской Федерации data.gov.ru на январь 2015 года имеет статус альфа-тестирования, на этот момент на нем опубликовано 2420 открытых данных.

Российский и зарубежный опыт в области открытых данных органов государственного управления в целом высоко оценивается Г. Р. Камаловой [3] и другими. Некоторые из исследований практики раскрытия государственных данных содержат критические выводы. Тенденция «от открытости к закрытости данных» отмечается, в частности, применительно к криминальной статистике [2]. И. В. Бегтин в своем блоге (http://ivan.begtin. name/tag/открытые-данные/) регулярно приводит примеры, когда на порталы открытых данных выкладывается информация, которая по сути открытыми данными не является.

Формальный подход к открытости существует во всем мире: «Сегодня правящий режим может называть себя открытым, если он создает сайты "правильного" типа - даже если

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.